ISSN 2311-8709 (Online) Бюджетно-налоговая система
ISSN 2071-4688 (Print)
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ*
Виолетта Викторовна РОЩУПКИНА
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Российская Федерация kluvil@rambler.ru
История статьи: Аннотация
Принята 15.04.2016 Тема. Государство, определяя направления стабилизации российской экономики, остро
Принята в доработанном виде нуждается в практических рекомендациях по вопросу модернизации налогового 02.08.2016 администрирования. Как показывает практика, названное администрирование предстает
Одобрена 17.08.2016 одним из основных элементов налоговой политики и включает в себя процедуры,
определенные нормативно-законодательным механизмом реализации налоговой политики на УДК 336.22:332.1 уровне как государства в целом, так и отдельных регионов. Совершенствование методологии
JEL: E62, F23 налогового администрирования прибыли контролируемых иностранных компаний
необходимо основывать не только на модернизации законодательства, но и на изменении культуры и идеологии отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Фискальная система государства должна работать как отлаженный механизм и быть управляемой.
Цели. Анализ эффективности реализуемой методологии администрирования налога на прибыль организаций, в том числе прибыли контролируемых иностранных компаний, в условиях финансовой нестабильности.
Методология. Осуществлен критический анализ законодательных актов, регулирующих обложение прибыли, в том числе контролируемых иностранных компаний. Выполнено исследование основ налогообложения прибыли в условиях финансовой нестабильности в Российской Федерации.
Результаты. Научное обоснование результативности администрирования налога на прибыль организаций, выработка предложений по развитию методологии обложения прибыли контролируемых иностранных компаний, а также аргументация необходимости учета индикатора уровня стабильности экономики государства.
Выводы. В целях адаптации налоговой системы к изменениям внешней среды вследствие систематизации существующих показателей оценки эффективности налогового Ключевые слова: налоговая администрирования прибыли контролируемых иностранных компаний, сформирована система, налоговая политика совокупность характеристик прибыли как экономической категории.
Прибыль - это одна из категорий рыночной экономики, которую можно отнести, с одной стороны, к наиболее простой, а с другой - к сложной. Простота объясняется тем, что прибыль предстает главной движущей силой рыночной экономики, побудительным мотивом предпринимательской деятельности, а также выступает в роли гаранта прогресса самой экономической системы. При этом отсутствие прибыли - доказательство регресса и социальной напряженности в государстве.
Прибыль является одним из действенных рычагов государственного влияния, а также дает возможность воздействия на процессы экономики
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-36-00077 мол_а.
Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при СевероКавказском федеральном университете.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
и общественные интересы. Ее значение зависит от большого количества внутренних и внешних факторов и проводимой органами законодательной и исполнительной власти государства бюджетной, налоговой, ценовой, инвестиционной и кредитной политик.
Прибыль является источником финансовых ресурсов на микро- и макроуровнях. Макроуровень предполагает удовлетворение интересов государства при выполнении фискально-распре делительной функции. Микроуровень ориентирован на развитие производственной сферы, прежде всего непосредственных субъектов хозяйствования и конкретных граждан.
Налог на прибыль организаций обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, что позволяет
государству формировать доходную часть федерального и региональных бюджетов, воздействуя при этом и на финансовые интересы субъектов хозяйствования.
За период своего существования налог на прибыль организаций неоднократно подвергался изменениям. С 1991 по 2002 г. была осуществлена комплексная налоговая реформа, приняты законы: от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»1.
Одним из направлений налоговой реформы стало реформирование налога на прибыль организаций в 2002 г. При формировании налоговой политики государства было необходимо обеспечить баланс интересов налогоплательщиков и государства без снижения стимулов организаций к ведению деятельности и поступлений налогов в бюджет. Данные условия законодатели постарались учесть при принятии в 2002 г. гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций», в которой был во многом изменен механизм исчисления самого налога. Законом, установившим гл. 25, отменены практически все ранее действующие льготы, при этом значительно снижены ставки налога с 35 до 24%, а в последующем - до 20%.
Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность проблемы определения налога на прибыль организаций и механизма его взыскания. Несомненна прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений в целом и поступлений от налога на прибыль организаций в частности в условиях существования в России рыночных отношений.
Насколько взвешенна и выверенна политика законодателя в отношении налогообложения прибыли, настолько успешно (или неуспешно) будет развиваться промышленный потенциал. Доля налога на прибыль организаций в общем объеме налоговых поступлений высока, именно поэтому государство напрямую заинтересовано в адекватной налоговой нагрузке на производителя. При этом следует отметить, что именно налог на прибыль организаций стимулирует привлечение иностранных инвестиций во многие сектора российской экономики.
Государство не останавливается на достигнутом, принимая все новые меры реагирования для
1 Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики Российской Федерации. URL: http:// www.gks.ru
повышения эффективности пополнения доходной части бюджета налогом на прибыль организаций, как одним из значимых источников поступления налоговых платежей в бюджет. В ноябре 2014 г. принят так называемый закон о деофшоризации или закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК). По своей значимости он является беспрецедентным и впервые вводит механизм налогообложения в России прибыли контролируемых иностранных компаний (прежде всего - офшорных) путем включения нераспределенной прибыли данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц -резидентов Российской Федерации, а также ответственность налогоплательщиков за неисполнение соответствующих обязанностей; изменяет правила признания организаций налоговыми резидентами Российской Федерации, вводя критерий «места фактического управления». Закон вступил в силу с 01.01.2015.
В качестве примера закон приводит товарищества, фонды, партнерства, которые рассматриваются в качестве форм осуществления коллективных инвестиций. Этот подход не отвечает требованиям законодательств иностранных государств, регулирующих деятельность фондов, товариществ и партнерств, так как они чаще всего являются юридическими лицами, обладающими
правоспособностью.
Отметим также тот факт, что товарищества и партнерства не используются в качестве формы коллективных инвестиций - данная функция более характерна для фондов. При этом в странах континентальной правовой системы фонды применяются для менеджмента и владения частными активами и капиталом (аналогично трастам в странах англосаксонской правовой семьи), не предстают средством коллективного инвестирования.
Для администрирования правил на всех российских налоговых резидентов возложена обязанность уведомлять налоговую службу об участии в иностранной организации (если доля прямого или косвенного участия составляет не менее 1%) или участии в структуре, если налогоплательщик обладает фактическим правом на доход от этой структуры при его распределении. В любой ситуации уведомление должно направляться в налоговую службу в том случае, если налогоплательщик является контролирующим лицом. Непредставление уведомления наказывается штрафом в размере 100 тыс. руб. за каждую контролируемую иностранную компанию, в отношении которой уведомление представлено не было.
Вводимые законом основания для направления уведомлений нельзя трактовать как определенные. Не дано четкое определение фактического права на доход, распределения дохода (прибыли), будет ли распределением дохода выплата за счет имущества, не являющегося доходом контролируемой иностранной компании (например, базовое имущество, переданное в управление фонду или трасту).
Согласно точке зрения автора фактическое право на доход в данном контексте имеет иностранная компания, в интересах которой иное лицо обладает компетенцией по распоряжению доходом, полученным иностранной компанией или непосредственно таким лицом. При этом оба действующих лица могут быть иностранными компаниями.
При сохранении указанных формулировок споры с налоговой службой по вопросу наличия или отсутствия у российского налогового резидента контроля в отношении контролируемых иностранных компаний станут частым явлением.
Прибыль контролируемых иностранных компаний будет определяться по правилам гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (налог на прибыль организаций), а сумма прибыли должна быть подтверждена финансовой отчетностью
контролируемых иностранных компаний . Указанные положения приводят к выводу о том, что финансовая отчетность контролируемых иностранных компаний должна учитывать положения гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, что объективно невозможно.
Прибыль облагается налогом пропорционально доле участия контролирующего лица в контролируемых иностранных компаниях, за минусом выплаченных за счет этой прибыли дивидендов. Для налогообложения прибыли применяются стандартные налоговые ставки 13% или 20% в зависимости от субъекта (физические / юридические лица)3. Таким образом, закон не рассматривает доходы от контролируемых иностранных компаний в качестве дивидендного дохода, что исключает возможность применения к ним специальных правил налогообложения и де-факто создает стимул для контролирующих лиц к распределению накопленной в контролируемых иностранных компаниях прибыли путем выплаты дивидендов, так как это будет более выгодно с
2 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfm.ru
3 Налогообложение некоммерческих организаций: учеб. пособие / под ред. Л.И. Гончаренко. М.: КноРус, 2012. 280 с.
налоговой точки зрения (ставка налога на дивиденды для российских налоговых резидентов составляет 9%)4.
Внимания заслуживает правило, регулирующее порядок налогообложения в тех случаях, когда нет возможности установить долю участия конкретного контролирующего лица в контролируемых иностранных компаниях. В такой ситуации вся прибыль контролируемых иностранных компаний облагается налогом на уровне контролирующего лица, в то время как сам уровень контроля не поддается определению.
В справедливости подобного подхода можно усомниться, поскольку на практике во многих случаях будет сложно определить долю участия лица в контролируемых иностранных компаниях (например, в случае использования траста). При этом нельзя исключать, что подобное правило было специально интегрировано с тем, чтобы стимулировать контролирующих лиц
самостоятельно раскрывать долю участия в контролируемых иностранных компаниях.
Во всем мире правила контролируемых иностранных компаний направлены в первую очередь на борьбу со случаями, когда прибыль, получаемая от операционной деятельности в стране, куда направлены инвестиции, искусственно экранируется от государства, в котором инвестор является налоговым резидентом (outbound investments).
Для России этот случай не является типичной формой инвестиции, так как в основном Россия принимает иностранные или квазииностранные инвестиции (то есть инвестиции российского капитала, структурированные через иностранные юрисдикции)5.
С этой точки зрения новые правила не являются идеальным инструментом для российского налогового ландшафта. В то же время это дает понятное объяснение тому, почему законопроект рассчитан на более широкую сферу применения по сравнению с классической сферой применения подобных правил во всем мире.
Очевидно, что в России контролируемые иностранные компании в первую очередь будут использоваться для борьбы с другими
4 Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: http:// www.nalog.ru
5 Рощупкина В.В. Актуализация направлений фискального контроля на уровне субъекта Федерации (на примере налога на прибыль организаций) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 29. С. 2-5.
негативными налоговыми явлениями и, в частности, случаями, когда офшорные компании/структуры, де-факто принадлежащие физическим лицам - российским налоговым резидентам, накапливают нераспределенную прибыль, полученную от деятельности в России, и распоряжаются ею в частных интересах своего бенефициара. Подобные структуры позволяют искусственно экранировать прибыль контролируемых иностранных компаний от российского налогового суверенитета.
С этой точки зрения принятие закона должно существенно отразиться на практике использования офшоров в целях уклонения от уплаты налогов, привести к сокращению этого рынка, усложнению структур владения, изменению требований к уровню наполнения (substance) офшорных и других иностранных компаний.
Новые правила не начнут работать автоматически с момента получения ими силы закона. Возможность эффективного использования правил напрямую зависит от того, будет ли организован обмен информацией с налоговыми ведомствами других юрисдикций (в том числе классических офшорных) и насколько качественно6, наличия в соответствующих юрисдикциях необходимой информации (например, реестр бенефициаров трастов) и права доступа национальных налоговых ведомств к такой информации для целей обмена с налоговыми органами других стран.
Законодательными и исполнительными органами власти постоянно принимаются меры различной направленности для повышения эффективности налогообложения в Российской Федерации, используется как накопленный опыт внутри страны, так и заимствование наиболее экономически выгодных, проверенных временем методов налогообложения у зарубежных стран. Данная работа приносит результат - ежегодное увеличение поступлений налоговых в платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации.
В настоящей работе представлена авторская концепция развития нормативно-законодательного регулирования налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (рис. 1).
Согласно авторской позиции остро необходима доработка и корректировка главы Налогового кодекса Российской Федерации «Контролируемые
6 International Transfer Pricing 2013/14. URL: http://www.pwc.com/internationaltp
иностранные компании и контролирующие лица» в следующих моментах:
— установление четких признаков российского резидентства иностранной компании, то есть необходимо качественное улучшение структуры самих компаний;
— урегулирование налогообложения дивидендов, полученных контролируемыми иностранными компаниями, в сторону снижения ставки по налогу (согласно п. 4 ст. 309.1 Налогового кодекса Российской Федерации, данный вид доходов признается доходами от пассивной деятельности);
— удовлетворение назревшей необходимости унификации налогового законодательства РФ и зарубежных государств в целях его гармонизации.
Данная корректировка приведет к появлению четкой трактовки всех применяемых процедур, нормативно-законодательной обоснованности механизма контроля.
Одним из резервов повышения эффективности налогового контроля по налогу на прибыль организаций является контрольная работа в сфере трансфертного ценообразования. Данное направление - это будущее контрольной работы налоговых органов в части выявления заниженных сумм налога на прибыль организаций к уплате в бюджет, их взыскания и, соответственно, повышения эффективности налогообложения прибыли; по данным ОЭСР, в ряде европейских стран доля выявленных нарушений в сфере налогообложения по трансфертному ценообразованию составляет порядка 10% от налоговых доходов. С 01.7.2015 для России вступила в силу Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. С сентября 2018 г. планируется присоединение России к автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (однако данное обязательство пока не закреплено юридически).
Кроме того, анонсировано заключение Россией двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией с рядом классических офшорных юрисдикций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налог на прибыль организаций, в отличие от ряда других налогов, существовал все годы советской власти, перестройки и существует в настоящее время. Естественно, что объектом обложения всегда была прибыль. В то же время
определение объекта постоянно меняется.
налогообложения теоретики и которая так слабо просматривается на практике.
Налог на прибыль организаций - самый надежный на протяжении многих лет источник бюджета, самый изученный и понятный из всех видов налогов. Структура этого налога показывает не только фискальную функцию налогов, но и стимулирующую, о которой так много говорят
Инициативное бюджетирование имеет существенный потенциал как технология выявления актуальных проблем, требующих использования бюджетных средств, отбора наиболее значимых из них, а затем и их решения на основе консолидации финансовых ресурсов.
Рисунок 1
Концепция развития законодательства об обложении прибыли контролируемых иностранных компаний Figure 1
The concept of development of legislation on profit taxation of controlled foreign companies
Концептуальные основы развития законодательства об обложении прибыли контролируемых иностранных компаний
Единообразие нормативно- . правовой базы
1. Терминологическое единство 2. Единый (легитимный) для всех сторон нормативно-правовой акт
Урегулированное резидентство юридических лиц
I. Использование статуса налогового резидента на территории РФ 2. Четкая градация понятий «фактический получатель дохода» и «бенефициарный собственник»
Ужесточение контроля за процедурами трансфертного ценообразования
I. Четкое установление критериев взаимозависимости 2. Формирование закрытого перечня контролируемых сделок
M ежду и ар о дн о е сотрудничество по вопросам налогообложения КИК
I. Заключение соглашений об обмене информацией 2. Доработка уже существующих соглашений по регулированию налогообложения прибыли
Источник: составлено автором Source: Authoring
Список литературы
1. Афонина Е.А. Особенности поступлений налога на прибыль в бюджет Ставропольского края // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом: материалы II (IV) международной научно-практической конференции. Т. 3. Экономика. Ставрополь: СКФУ, 2013.
2. Афонина Е.А. Трансфертное ценообразование на современном этапе экономического развития // Молодые экономисты - будущему России: материалы VI международной научной конференции студентов и молодых ученых. Т. 3. Экономика. Ставрополь: СКФУ, 2014.
3. Гончаренко Л.И., Иванов Ю.Б., Майбуров И.А. Реформирование налоговой системы: обсуждение проблем и перспектив // Налоговая политика и практика. 2012. № 8. С. 10-12.
4. Механизмы модернизации финансового сектора в условиях экономической интеграции: монография. Астана: Финансовая академия, 2014. 324 с.
5. Нагоев А.Б. Приоритеты модернизации экономики Северо-Кавказского федерального округа: монография. М.: Креативная экономика, 2012. 272 с.
6. Пансков В.Г. Налоговые льготы: теория и практика применения // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 1. С. 119-125.
7. Рощупкина В.В. Инновационный механизм расчета налоговой нагрузки региона // Материалы международной конференции «Современные вызовы и реалии экономического развития России». Ставрополь: СКФУ, 2015. С. 156-158.
8. Седаев П.В. Проблемы и трудности администрирования налога на имущество физических лиц и пути их решения // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 28. С. 94-98.
9. Синельников-Мурылев С., Кадочников П., Идрисов Г. Налог на прибыль предприятий: анализ реформы 2001 г. и моделирование налогового потенциала регионов. М.: Институт Гайдара, 2011. 180 с.
10. Терминологические проблемы в сфере управления налоговыми отношениями: коллективная монография: «Налоги и налогообложение: Палитра современных проблем» / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 376 с.
11. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика / под ред. М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной. М.: Юрайт, 2014. 551 с.
12. Гаджиева М.А. Эффективность налогового администрирования как основной фактор оценки эффективности налогообложения // Налоги-журнал. 2008. № 6. С. 9-14.
13. Неделин Р.Г. Основные направления государственного администрирования в сфере налогообложения: повышение эффективности налоговой системы // Образование и право. 2010. № 1. С.105-116.
14. Манышин Д.М., Суглобов А.Е. Использование критериев оценки эффективности налогообложения в системе налогового регулирования // Вестник экономической безопасности. 2014. № 1. С. 19-24.
15. Амбросьева Т.Г. Теория и практика управления эффективностью налогообложения в России // Сервис plus. 2007. № 4. С. 38-51.
16. Дубовик С.В. Анализ мирового опыта по налогообложению контролируемых иностранных компаний // Налоги и налогообложение. 2010. № 11. С. 27-29.
17. Старженецкая Л.Н. Правила налогообложения контролируемых иностранных компаний: опыт зарубежных стран и возможность применения в России // Налоговед. 2013. № 9. С. 78-87.
18. Макиенко А.Г. Проблемы по реализации контроля за налогообложением прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) // Инновационное развитие экономики. 2015. № 3. С. 87-89.
19. Мелконян В.В., Мелконян Е.В. Налогообложение контролируемых иностранных компаний в России и других странах // Налоги и финансы. 2015. № 4. С. 9-15.
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
Fiscal System
CONDITIONS FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF ADMINISTRATION OF CONTROLLED FOREIGN COMPANIES' PROFIT TAXATION IN THE RUSSIAN FEDERATION UNDER FINANCIAL INSTABILITY
Violetta V. ROSHCHUPKINA
North Caucasian Federal University, Stavropol, Stavropol Krai, Russian Federation kluvil@rambler.ru
Article history:
Received 15 April 2016 Received in revised form 2 August 2016 Accepted 17 August 2016
JEL classification: E62, F23
Keywords: tax system, tax policy
Abstract
Importance Improving the methodology for tax administration of profits of controlled foreign companies should be based not only on modernization of laws, but also on changing the culture and ideology of relations between tax authorities and taxpayers. To ensure the efficiency of tax administration, the fiscal system should work as a smoothly running mechanism and be controllable. Objectives The study's objective is to analyze the efficiency of implemented methodology for corporate income tax administration, including, profits of controlled foreign companies under financial instability in the Russian Federation.
Methods The paper includes a critical analysis of legislative instruments regulating taxation of profits, including those of controlled foreign companies. Using the monographic method, I investigate basic principles of profit taxation in conditions of financial instability in the Russian Federation.
Results The paper provides a scientific justification of efficiency of corporate income tax administration, proposals to develop the methodology for taxation of profit of controlled foreign companies, and gives reasons for the need to consider the indicator of stability of the national economy.
Conclusions and Relevance To adapt the taxation system to changes in external environment, I created a set of characteristics of profit as an economic category based on systematization of existing indicators of performance evaluation of tax administration of profits of controlled foreign companies.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Foundation for Basic Research as part of research project No. 16-3600077.
The article is provided by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information center at the North
Caucasian Federal University.
References
1. Afonina E.A. [Specifics of income tax revenues in the budget of the Stavropol Krai]. Sovremennye tendentsii razvitiya teorii i praktiki upravleniya v Rossii i za rubezhom: materialy II (IV) mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. T. 3. Ekonomika [Proc. 4th Int. Sci. Conf. Current Trends in Developing the Theory and Practice of Management in Russia and Abroad. Vol. 3. Economy]. Stavropol, NCFU Publ., 2013.
2. Afonina E.A. [Transfer pricing at the present stage of economic development]. Molodye ekonomisty -budushchemu Rossii: materialy VI mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii studentov i molodykh uchenykh. T. 3. Ekonomika [Proc. 6th Int. Sci. Conf. Young Economists To the future of Russia. Vol. 3. Economy]. Stavropol, NCFU Publ., 2014. (In Russ.)
3. Goncharenko L.I., Ivanov Yu.B., Maiburov I.A. [Reforming the tax system: A discussion of problems and prospects]. Nalogovaya politika i praktika = Tax Policy and Practice, 2012, no. 8, pp. 10-12. (In Russ.)
4. Mekhanizmy modernizatsii finansovogo sektora v usloviyakh ekonomicheskoi integratsii: monografiya [Mechanisms of financial sector modernization under economic integration: a monograph]. Astana, Financial Academy Publ., 2014, 324 p. (In Russ.)
5. Nagoev A.B. Prioritety modernizatsii ekonomiki Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga: monografiya [Priorities of economy modernization of the North Caucasian Federal District: a monograph]. Moscow, Kreativnaya ekonomika Publ., 2012, 272 p. (In Russ.)
6. Panskov V.G. [Tax benefits: theory and practice of application]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Law, 2016, no. 1, pp. 119-125. (In Russ.)
7. Roshchupkina V.V. [An innovative mechanism of region's tax burden calculation]. Materialy mezhdunarodnoi konferentsii Sovremennye vyzovy i realii ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Proc. Int. Sci. Conf. Contemporary Challenges and Realities of Economic Development of Russia]. Stavropol, NCFU Publ., 2015, pp. 156-158. (In Russ.)
8. Sedaev P.V. [Problems of and difficulties in personal property tax administration and possible solutions].
Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad = Current Trends in Economy and Management: A New Approach, 2014, no. 28, pp. 94-98. (In Russ.)
9. Sinel'nikov-Murylev S., Kadochnikov P., Idrisov G. Nalog napribyl'predpriyatii: analiz reformy 2001 g. i modelirovanie nalogovogo potentsiala regionov [Corporate income tax: Analysis of the 2001 reform and modeling the tax capacity of regions]. Moscow, Gaidar Institute Publ., 2011, 180 p. (In Russ.)
10. Nalogi i nalogooblozhenie: Palitra sovremennykh problem: monografiya [Taxes and taxation: A palette of modern problems: a monograph]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2014, 376 p.
11. Finansovye i denezhno-kreditnye metody regulirovaniya ekonomiki. Teoriya i praktika [Financial and monetary and credit methods of economy regulation. Theory and practice]. Moscow, Yurait Publ., 2014, 551 p.
12. Gadzhieva M.A. [Efficiency of tax administration as a major factor in evaluating the effectiveness of taxation]. Nalogi = Taxes (Journal), 2008, no. 6, pp. 9-14. (In Russ.)
13. Nedelin R.G. [Main areas of State administration in taxation: Improving the efficiency of the tax system]. Obrazovanie i pravo = Education and Law, 2010, no. 1, pp. 105-116. (In Russ.)
14. Manyshin D.M., Suglobov A.E. [Using the criteria for taxation efficiency evaluation in the system of tax regulation]. Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti = Economic Security Bulletin, 2014, no. 1, pp. 19-24. (In Russ.)
15. Ambros'eva T.G. [Theory and practice of taxation efficiency management in Russia]. Servis plus = Service Plus, 2007, no. 4, pp. 38-51. (In Russ.)
16. Dubovik S.V. [Analysis of global experience in taxation of controlled foreign companies]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2010, no. 11, pp. 27-29. (In Russ.)
17. Starzhenetskaya L.N. [Rules for taxation of controlled foreign companies: foreign experience and its applicability in Russia]. Nalogoved = Tax Expert, 2013, no. 9, pp. 78-87. (In Russ.)
18. Makienko A.G. [Problems of implementing control over taxation of profit of controlled foreign companies (CFC)]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of the Economy, 2015, no. 3, pp. 87-89. (In Russ.)
19. Melkonyan V.V., Melkonyan E.V. [Taxation of controlled foreign companies in Russia and other countries].
Nalogi i finansy = Taxes and Finance, 2015, no. 4, pp. 9-15. (In Russ.)