Научная статья на тему 'Деофшоризация Российской экономики: прогноз налоговых поступлений от контролируемых иностранных компаний'

Деофшоризация Российской экономики: прогноз налоговых поступлений от контролируемых иностранных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ / ПРОГНОЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ / ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПАССИВНЫЕ ДОХОДЫ / TAXATION OF CONTROLLED FOREIGN COMPANIES / TAX REVENUE FORECAST / DIRECT INVESTMENTS / PASSIVE INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полежарова Людмила Владимировна, Лукьянец Кирилл Викторович

В работе рассматривается авторский подход к прогнозу поступлений налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации на среднесрочную перспективу от налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Расчет построен на основе показателя «участие в капитале» российских лиц, статистические данные по которому подготавливаются ЦБ РФ в целях осуществления функций в области официального статистического учета прямых инвестиций, и показателя «рентабельность собственного капитала». Расчет отличается от проведенных западными экономистами количественных оценок тем, что их расчеты, как правило, основаны на регрессионном анализе, построенном с использованием двух основных переменных ставке налога на прибыль и величине прибыли.Предлагаемая методика может использоваться государственными органами для прогнозирования налоговых поступлений в бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полежарова Людмила Владимировна, Лукьянец Кирилл Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DE-OFFSHORIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY: THE FORECAST OF TAX REVENUES RECEIVED FROM CONTROLLED FOREIGN COMPANIES

The paper describes the authors' approach to mid-term forecasting of corporate profit tax revenues and personal income tax revenues in the Russian Federation budget received from profit taxation of controlled foreign companies. The estimation is based on the “capital subscription” index for Russian persons, with the statistical data thereon prepared by the Central Bank with the purpose of official statistical accounting of direct investments, and the “return on equity” index. The estimation differs from quantitative assessments made by Western economists in that their estimates are usually based on the regression analysis performed with two basic variables the profit tax rate and the profit margin.The proposed methodology can be used by government authorities for forecasting tax revenues.

Текст научной работы на тему «Деофшоризация Российской экономики: прогноз налоговых поступлений от контролируемых иностранных компаний»

УДК 336.2

ДЕОФШОРИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОГНОЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ

ПОЛЕЖАРОВА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА, канд. экон. наук, доцент кафедры

«Налоги и налогообложение» Финансового университета, советник государственной гражданской

службы Российской Федерации I класса, член Международной налоговой ассоциации IFA

E-mail: [email protected]

ЛУКЬЯНЕЦ КИРИЛЛ ВИКТОРОВИЧ, старший консультант «Эрнст энд Янг», аспирант Финансового университета E-mail: [email protected]

В работе рассматривается авторский подход к прогнозу поступлений налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации на среднесрочную перспективу от налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Расчет построен на основе показателя «участие в капитале» российских лиц, статистические данные по которому подготавливаются ЦБ РФ в целях осуществления функций в области официального статистического учета прямых инвестиций, и показателя «рентабельность собственного капитала». Расчет отличается от проведенных западными экономистами количественных оценок тем, что их расчеты, как правило, основаны на регрессионном анализе, построенном с использованием двух основных переменных - ставке налога на прибыль и величине прибыли.

Предлагаемая методика может использоваться государственными органами для прогнозирования налоговых поступлений в бюджет.

Ключевые слова: налогообложение контролируемых иностранных компаний; прогноз налоговых поступлений; прямые инвестиции; пассивные доходы.

De-Offshorization of the Russian Economy: the Forecast of Tax Revenues Received from Controlled Foreign Companies

LYUDMILA V. POLEZHAROVA, PhD (Economics), associate professor of the Taxes and Taxation Chair, Financial University, Class 1 Advisor of the State Civil Service, IFA member E-mail: [email protected]

KIRILL V. LUKYANETS,senior consultant to Ernst & Young, PhD student, Financial University E-mail: [email protected]

The paper describes the authors' approach to mid-term forecasting of corporate profit tax revenues and personal income tax revenues in the Russian Federation budget received from profit taxation of controlled foreign companies. The estimation is based on the "capital subscription" index for Russian persons, with the statistical data thereon prepared by the Central Bank with the purpose of official statistical accounting of direct investments, and the "return on equity" index. The estimation differs from quantitative assessments made by Western economists in that their estimates are usually based on the regression analysis performed with two basic variables - the profit tax rate and the profit margin. The proposed methodology can be used by government authorities for forecasting tax revenues. Keywords: taxation of controlled foreign companies; tax revenue forecast; direct investments; passive income.

Обзор российских правил контролируемых иностранных компаний

До недавнего времени в российском налоговом законодательстве практически отсутствовали правовые нормы, препятствующие практике переноса налоговой базы за пределы Российской Федерации. Однако в 2015 г. российское налоговое законодательство было дополнено рядом положений, зарекомендовавших себя положительно в зарубежной практике налогообложения, в том числе правилами о налогообложении контролируемых иностранных компаний (далее — КИК). Данные правила направлены на ограничение перевода прибыли в низконалоговые юрисдикции путем создания в них дочерних контролируемых компаний и противодействие отсрочке уплаты в России налога с дивидендов от таких компаний. Нераспределенная прибыль данных компаний подлежит включению в налоговую базу контролирующего лица и налогообложению по общей ставке налога на прибыль организаций или по общей ставке налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) соответственно.

Страны, интегрирующие данный инструмент в свое национальное налоговое законодательство, претендуют на налогообложение неполученных, но причитающихся (в силу участия или контроля) своим резидентам доходов из иностранных источников от компаний, которые прямо или косвенно им принадлежат или иным образом контролируются, определяя в этих целях в налоговых законах:

• понятие контролируемых иностранных компаний как иностранных компаний, определенная часть активов или управление которых принадлежит налоговым резидентам данной страны;

• понятие контролирующих лиц как налоговых резидентов данной страны, владеющих определенной частью активов или управлением иностранной компании;

• правила включения в налоговую базу резидентами данной страны части прибыли контролируемой ими иностранной компании, не вернувшейся из-за рубежа в разной форме (обычно в виде дивидендов).

Таким образом, правила КИК являются своеобразным методом реверсии налоговой базы в

сферу национального налогообложения, что лишает смысла учреждение офшорной компании.

Введением правил КИК государство решает ряд взаимосвязанных задач: обеспечивает справедливое налогообложение своих налоговых резидентов, «возвращает» под национальное налогообложение выведенные из него доходы, противодействует избежанию налогообложения с использованием офшорных компаний, препятствует размыванию национальной налоговой базы, минимизирует риски недополучения налоговых доходов бюджета, обеспечивает процесс деофшоризации национальной экономики.

В основу российских правил КИК заложен следующий принцип: поскольку российский налоговый резидент имеет возможность откладывать уплату налога на дивиденды в России на неопределенный срок за счет нераспределения прибыли контролируемых им иностранных компаний, правила КИК направлены на признание такой прибыли, распределенной для целей налогообложения, по истечении определенного периода с момента, когда иностранные компании получили прибыль. Введено понятие «контролируемая иностранная компания», которой признается организация или структура без образования юридического лица, не являющаяся налоговым резидентом Российской Федерации, но им контролируемая. Контролирующими лицами являются граждане, владеющие более чем 50% в капитале иностранной компании, а также граждане, которые совместно с супругами и несовершеннолетними детьми владеют более чем 10% в капитале иностранной компании, при условии, что сама эта иностранная компания принадлежит более чем на половину налоговыми резидентам России. В отношении юридических лиц действует аналогичная норма. При этом пороговое значение, установленное в размере 50% в 2015 г., снижено до 25% в 2016 г.

Алгоритм определения статуса КИК согласно российским правилам представлен нами на рисунке.

Статуса КИК по российским правилам может избегать ряд лиц. Освобождение действует в отношении, например, некоммерческих организаций, не распределяющих в соответствии с личным законом полученную прибыль; компаний, образованных в соответствии с

<- НЕТ

Ч- ДА

ш

Компания зарегистрирована в иностранной юрисдикции

ДА

Компания признается налоговым резидентом РФ

НЕТ

Доля участия (прямого либо косвенного) Лица в Компании составляет более 25% (более 50% в 2015 г.;

Доля участия (прямого либо косвенного) Лица в Компании составляет более 10%

Лицо осуществляет контроль над Компанией или имеет возможность оказывать определяющее влияние на решения в отношении распределения прибыли, полученной Компанией

НЕТ

Доля участия (прямого либо косвенного) всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, включая Лицо, в Компании составляет более 50%

Алгоритм определения статуса КИК

законодательством государства — члена Евразийского экономического союза; КИК — налогового резидента государства, с которым у Российской Федерации заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (далее — СОИДН), а также обеспечивается обмен налоговой информацией, если эффективная ставка налога данной КИК составляет не менее 75% средневзвешенной ставки налога на прибыль организаций или если данная КИК ведет активную деятельность (доля ее активных доходов составляет 80% и более и выполняются отдельные дополнительные условия); банков и страховых организаций, если они имеют постоянное местопребывание в государстве, с которым у России заключено СОИДН и обеспечен обмен информацией; некоторых видов структур без образования юридического лица (при отсутствии возможности распределения прибыли), а также в ряде других случаев (например, в случае обязанности КИК направить прибыль на увеличение собственного уставного капитала).

Контролирующие лица обязаны извещать налоговые органы о своем участии в капитале

контролируемых компаний, декларировать и подтверждать их нераспределенную прибыль.

Установлен минимальный размер прибыли, подлежащей декларированию: 50 млн руб. в 2015 г., 30 млн руб. в 2016 г., 10 млн руб. в 2017 г. В случае если подсчитанная по установленным Налоговым кодексом Российской Федерации правилам прибыль КИК составит более 50 млн руб. в 2015 г. (30 млн руб. в 2016 г., 10 млн руб. начиная с 2017 г.), то пропорционально доле участия в капитале КИК контролирующего лица она включается в состав его доходов (у физических лиц — как доходы из источников за пределами Российской Федерации, у организации — как внереализационные доходы) и облагается в России по ставкам налога, установленным для соответствующей категории налогоплательщиков.

Непредоставление отчетности о КИК, неуплата или неполная уплата налога вследствие того, что при определении налоговой базы не была учтена прибыль КИК, влечет штраф. Помимо этого, действует и уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Российские правила КИК не являются чем-то инновационным. Данная концепция применяется и постоянно совершенствуется достаточно давно, и насчитывается порядка 30 стран, где подобные правила существуют.

Последствия снижения налоговой базы и переноса прибыли в низконалоговые (безналоговые) юрисдикции

Введение правил налогообложения КИК в России обусловлено главным образом необходимостью увеличения налоговых поступлений и ориентировано на соответствие рекомендациям ОЭСР или конкурентоспособных мировых налоговых практик.

Налоговые последствия современной глобальной проблемы снижения налоговой базы и переноса прибыли в низконалоговые (безналоговые) юрисдикции были количественно проанализированы западными экономистами. Как правило, их расчеты основаны на регрессионном анализе, построенном с использованием двух основных переменных — ставке налога на прибыль и величине прибыли. Так, экономисты МВФ пришли к выводу, что потери бюджета в развитых странах составляют от 207 до 509 млрд долл. США (примерно 0,23-0,6% ВВП), для развивающихся стран суммы потерь бюджета равняются от 105 до 213 млрд долл. США (примерно 0,84-1,7% ВВП). ОЭСР приходит к выводу, что сумма не поступивших в бюджеты государств налоговых доходов от налогового планирования, составляет от 100 до 240 млрд долл. США.

Согласно статистической информации размер инвестиций из Российской Федерации по инструменту «участие в капитале» по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 300 млрд 644 млн долл. США, 74% из которых направлены в наиболее распространенные для целей налогового планирования юрисдикции (табл. 1).

Приведенные цифры свидетельствуют об угрожающих последствиях вывоза капитала для российской экономики, порождают угрозу ее национальной безопасности и негативные процессы, которые мешают ей эффективно развиваться.

Вместе с тем в настоящее время отсутствует какой-либо установленный подход к расчету потенциальных налоговых поступлений от

налогообложения КИК; во всяком случае, даже если такая методика существует, она не опубликована и не доступна внешним пользователям.

Основная проблема прогноза налоговых поступлений от налогообложения нераспределенной прибыли КИК заключается в определении сумм такой прибыли. Данная информация недоступна в источниках статистической информации и нигде не публикуется. Частично информация о прибыли КИК может быть получена на основании консолидированной финансовой отчетности контролирующего лица, однако следует отметить, что не все российские организации подготавливают консолидированную финансовую отчетность. Возникает и другая проблема — насколько прибыль иностранных компаний (в первую очередь имеются в виду компании-резиденты тех стран, где учет хозяйственных операций не регламентирован либо же строго не контролируется), рассчитанная на основании норм соответствующего национального законодательства, будет соответствовать решению поставленной задачи. Таким образом, необходимо использование показателя, который подлежит статистическому учету и который в большей степени соответствует правилам и особенностям налогообложения прибыли КИК.

Методика прогноза налоговых поступлений российского бюджета от налогообложения нераспределенной прибыли КИК

Предлагаемая методика прогноза налоговых поступлений российского бюджета от налогообложения нераспределенной прибыли КИК основывается на таком показателе, как «участие в капитале», статистические данные по которому подготавливаются ЦБ РФ в целях осуществления функций в области организации официального статистического учета прямых инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации, базовыми принципами и определениями «Эталонного определения ОЭСР для иностранных прямых инвестиций».

Участие в капитале является вложением в капитал, подтвержденное акциями, паями, долями участия, депозитарными расписками или аналогичными документами, а также привилегированными акциями, дающими право на

Таблица 1

Юрисдикции для целей налогового планирования

Страна прямого нвестирования 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015

Участие в капитале, млн долл. США

Общий объем инвестиций 327,504 400,397 300,644

Австрия 7,273 25,748 35,893

Багамы 5,931 6,482 4,265

Белиз 58 182 655

Бермуды 3,208 2,840 1,181

Великобритания 7,878 7,016 7,903

Виргинские острова, британские 43,602 74,743 41,814

Джерси 4,467 3,746 2,986

Кипр 120,667 131,411 69,445

Латвия 875 2,823 1,740

Люксембург 6,780 5,937 7,266

Нидерланды 47,314 46,791 33,235

Острова Кайман 20 609 1,187

Остров Мэн 1,640 717 539

Сент-Китс и Невис 3,429 8 9

Сингапур 1,362 2,322 2,425

Швейцария 9,862 11,064 12,209

получение части остаточной стоимости акционерного общества в случае прекращения им своей деятельности.

Положения налогового законодательства, касающееся КИК, предусматривают включение нераспределенной прибыли КИК в налоговую базу контролирующего лица. Поскольку в общедоступных источниках информации данные о нераспределенной прибыли иностранных дочерних организаций, контролируемых российскими лицами, отсутствуют, предлагается использовать статистические данные об участии российских налоговых резидентов — прямых инвесторов в капитале иностранных организаций. При этом прямым инвестором признается инвестор, являющийся резидентом одной страны, участие которого в капитале резидента другой страны обеспечивает ему не менее 10%

общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал. Прямой инвестор может быть отнесен к любому сектору экономики и может быть любым из следующих лиц: физическим лицом, группой родственных физических лиц, инкорпорированным или неинкорпорированным предприятием или организацией, государственным или частным предприятием или организацией, группой связанных между собой предприятий или организаций, государственным органом; организацией собственников, организацией, управляющей доверительной собственностью, или иной общественной организацией.

С точки зрения налогового законодательства определение лица, контролирующего иностранную организацию, может не совпадать с

приведенным определением прямого инвестора. В этой связи использование показателя прямого инвестора при прогнозе налоговых поступлений вынуждает согласиться на некоторые допущения, а именно:

• в расчете не участвуют КИК, контроль над которыми осуществляется иным способом, нежели формальное владение определенной долей в капитале;

• в расчете не участвуют КИК в форме иностранной структуры без образования юридического лица;

• доля владения в капитале КИК составляет 10%;

• ставка налогообложения варьируется: 13% — по доходам физических лиц; 20% — по прибыли организаций.

Для целей расчета прогнозной прибыли КИК предлагается также использование общеизвестного показателя рентабельности собственного капитала (return on equity, ROE), который характеризует эффективность использования капитала, принадлежащего акционерам, и рассчитывается по формуле

_ „ _ Чистая прибыль

ROE =---.

Стоимость акционерного капитала

В этом случае формула расчета чистой прибыли будет выглядеть следующим образом:

Чистая прибыль=

= ROE х Стоимость акционерного капитала.

В качестве показателя ROE в расчете прогнозных налоговых поступлений нами используется средний мировой показатель рентабельности собственного капитала, рассчитанный Aswath Damodaran. При входящих данных:

1) ставка по долгосрочным казначейским облигациям в размере 2,17%;

2) премия за риск в размере 7,18%;

3) маржинальная налоговая ставка в размере 30%, средний мировой показатель рентабельности собственного капитала, рассчитанный по 42 410 компаниям на 31 декабря 2014 г., составил 11,42%.

Таким образом, по результатам расчета чистая прибыль КИК российских контролирующих лиц за период 2012-2014 гг., расположенных в наиболее распространенных для целей налогового планирования юрисдикциях, составила 92 млрд 500 млн долл. США* (табл. 2).

На основании данных о прогнозе инвестиций из Российской Федерации за рубеж был построен прогноз о сумме накопленных инвестиций «по инструменту „участие в капитале"» (в терминологии Банка России) и получены следующие данные о потенциальной прибыли КИК российских контролирующих лиц в среднесрочной перспективе (табл. 3).

По результатам расчетов чистая прибыль КИК на прогнозный период 2015-2017 гг., расположенных в наиболее распространенных для целей налогового планирования юрисдикциях, может составить порядка 68 млрд долл. США.

Потенциальные налоговые поступления, рассчитанные с применением ставки НДФЛ в размере 13% и ставки налога на прибыль организаций в размере 20%, к определенной на основании предлагаемой методики нераспределенной прибыли КИК за 2012-2014 гг. могли бы лежать в диапазоне от 12 до 18 млрд долл. США (диапазон определяется в связи с отсутствием информации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* В данную группу были включены показатели по следующим юрисдикциям: Австрия, Багамы, Белиз, Бермуды, Великобритания, Виргинские Острова Британские, Джерси, Кипр, Латвия, Люксембург, Нидерланды, Острова Кайман, Остров Мэн, Сент-Китс и Невис, Сингапур, Швейцария.

Таблица 2

Прибыль КИК российских контролирующих лиц за период 2012-2014 гг.,

Участие в капитале, млн долл. США Прибыль КИК (расчет), млн долл. США

2012 2013 2014 2012 2013 2014

264,366 322,439 222,753 30,191 36,823 25,438

Таблица 3

Потенциальная прибыль КИК российских контролирующих лиц

Участие в капитале (прогноз), млн долл. США Прибыль КИК (расчет), млн долл. США

2015 -10,3% 2016 -2% 2017 +2.7% 2015 2016 2017

199,809 195,813 201,100 22,818 22,362 22,966

для разделения контролирующих лиц на физи- для прогнозирования налоговых поступлений

ческих и юридических лиц). в бюджет от использования инструмента КИК,

В отношении прогнозного периода 2017- оценки эффективности налоговой политики в

2019 гг. первых по времени налоговых поступ- сфере международного налогообложения, а так-

лений от КИК таковые могут составить от 9 до же налогоплательщиками для планирования

14 млрд долл. США. Предлагаемая методика мо- расходов на уплату налогов в связи с контролем

жет использоваться государственными органами иностранных компаний.

Литература

1. Полежарова Л.В. Международное налогообложение: современная теория и методология: монография / под ред. Л.И. Гончаренко. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2016. 416 с.

2. Экономика налоговых реформ: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю.Б. Иванова, Л. Л. Таран-гул. К.: Алерта, 2013.

3. Ernesto Crivelli, Ruud De Mooij and Michael Keen. Base erosion, profit shifting and developing countries, International Monetary Fund, Washington DC 20431, May 2015.

4. Полежарова Л.В. Инструменты стимулирования реинвестиций капитала // Финансы. 2016. № 2. С. 19-22.

5. Официальный сайт ЦБ РФ. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 15.11.2015).

6. Официальный сайт ОЭСР. URL: http://www.oecd.org (дата обращения: 21.02.2016).

7. Официальный сайт ФНС РФ. URL: http://www.nalog.ru (дата обращения: 15.11.2015).

8. Официальный сайт Aswath Damodaran. URL: http://people.stern.nyu.edu. (дата обращения: 21.02.2016).

9. Официальный сайт Oxford Economics. URL: http://www.oxfordeconomics.com (дата обращения: 10.11.2015).

References

1. Polezharova L.V. (2016): International Taxation: The Modern Theory and Metodology: monograf [Mezhdunarodnoe nalogooblozhenie: sovremennaja teorija i metodologija: monografija] / Finansovyj universitet pri Pravitel'stve RF; pod red. L.I. Goncharenko. Moscow, Magistr: INFRA-M, 2016, 416 p.

2. Economy of tax reforms: monograph (2013) [Jekonomika nalogovyh reform: monografija] / pod. red. I.A. Majburova, Ju.B. Ivanova, L.L. Tarangul. K.: Alerta, 2013.

3. Ernesto Crivelli, Ruud De Mooij and Michael Keen, "Base erosion, profit shifting and developing countries", International Monetary Fund, Washington DC 20431, May 2015.

4. Polezharova L.V. Instruments of stimulation of reinvestments of capital [Instrumenty stimulirovanija reinvesticij kapitala]. Finansy, 2016, No. 2, pp. 19-22.

5. Bank of Russia. URL: http://www.cbr.ru (accessed 15.11.2015).

6. OECD. URL: http://www.oecd.org (accessed 21.02.2016).

7. Federal tax service. URL: http://www.nalog.ru (accessed 15.11.2015).

8. Aswath Damodaran. URL: http://people.stern.nyu.edu (accessed 21.02.2016).

9. Oxford Economics. URL: http://www.oxfordeconomics.com (accessed 10.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.