Научная статья на тему 'Теоретическая модель современной архитектуры'

Теоретическая модель современной архитектуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2909
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальные архитектурно-художественные концепции / ПРОЕКТЫ / ИЗОБРЕТЕНИЯ / реализация архитектурных проектов / проектная идеология / научные направления / имидж

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коротич Андрей Владимирович

В работе представлена авторская концептуальная модель современной архитектуры, структурированы ее основные звенья, а также выявлены основные тенденции и факторы развития зодчества на основе личного опыта работы в научной, проектной и практической сферах архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель современной архитектуры»

Архитектура

УДК: 72.01 Коротич А. В.

Теоретическая модель современной архитектуры

В работе представлена авторская концептуальная модель современной архитектуры, структурированы ее основные звенья, а также выявлены основные тенденции и факторы развития зодчества на основе личного опыта работы в научной, проектной и практической сферах архитектуры.

Ключевые слова: виртуальные архитектурно-художественные концепции, проекты, изобретения, реализация архитектурных проектов, проектная идеология, научные направления, имидж.

KOROTICH А. V.

THEORETICAL MODEL OF MODERN ARCHITECTURE

The article presents the author's conceptual model for modem architecture. The author has structured its main links, as well as identify the main trends and factors of development of architecture on the basis of personal experience in research, design and practicalfields cf architecture.

Keywords: virtual architectural and artistic concepts, designs, inventions, the implementation of architectural projects, design ideology, research directions, image.

Коротич

Андрей Владимирович

доктор архитектуры, профессор, зав. лабораторией института «УралНИИпроект РААСН», Заслуженный изобретатель России

Архитектура как область деятельности и социальное явление существует в виде трех параллельных слоев, развивающихся независимо друг от друга и с различной скоростью:

• слой практической реализации архитектурных решений;

• слой виртуальных креативных концепций, проектов и изобретений;

• слой научных исследований и разработок по архитектуре.

Движение исследований и разработок происходит от третьего слоя к первому. Казалось бы логичным предположить их простую последовательную взаимосвязь: слой научных исследований должен служить своеобразной «питательной базой» для возникновения и развития разнообразных виртуальных концепций и изобретений, которые после детальной проектной проработки, экспериментов и испытаний должны направляться для практической реализации в первый слой.

Однако в реальности все три слоя функционируют по принципу автономных замкнутых систем, имеющих свою специфическую направленность, приоритетные цели и задачи, методы и инструменты достижения целей, стратегию развития, иерархию, организационную инфраструктуру. Каждый из слоев оформляется набором определенных отраслей деятельности и специальностей.

В каждом из слоев действуют собственные законы развития, абсолютно несовместимые

с законами развития и приоритетами других слоев.

Именно поэтому попытки продвинуть разработки одного из слоев, выполненные в соответствии с его законами и приоритетами, в другие слои, приводят к возникновению многочисленных и разнообразных конфликтных ситуаций, возникающих на их стыке.

1 Практическая реализация архитектурных решений

Функционирование первого слоя определяют: органы власти и администрация всех уровней (включая главных архитекторов); заказчики; финансовые учреждения-инвесторы; менеджеры и девелоперы; лица и организации, управляющие различными звеньями строительного комплекса.

Состояние и развитие слоя практической реализации архитектурных решений определяется взаимодействием четырех относительно автономных внешних факторов:

1 Финансово-экономический фактор: влияние финансовой ситуации и экономических реалий на выбор и реализацию архитектурных решений;

2 Политический фактор: влияние политических явлений, идеологий и интересов на выбор и реализацию архитектурных решений;

3 Юридический фактор: правовое поле и законодательная база, в рамках которых производится выбор, утверждение и реализация архитектурных решений;

4 Человеческий фактор: личные предпочтения, в т. ч. эстетические; амбиции, влиятельность, властные полномочия; личные (в т. ч. родственные) связи людей, принимающих решения по утверждению и реализации архитектурных концепций и проектов.

Различные звенья административной верхушки власти всех уровней имеют свои устойчивые интересы в архитектурно-строительном комплексе. Вследствие этого прогрессирует тенденция активного влияния администрации, политиков и экономистов на формирование концептуальной идеологии и внешнего вида собственно архитектурных решений, что самым негативным образом сказывается на их композиционном и строительном качестве. Увы, в рамках первого слоя удельный вес «административного ресурса» чрезвычайно велик.

Сочетание вышеприведенных факторов и тенденций в подавляющем большинстве случаев определяет отбор для реализации отнюдь не лучших по архитектурным качествам конкретных проектных решений, что, в свою очередь, обусловливает соответствующий уровень реализованной архитектуры. Последствия этих явлений мы будем ощущать и выправлять еще долгие десятилетия.

На стадии реализации архитектурных решений профессиональные архитектурные подходы, критерии и приоритеты становятся для представителей первого слоя второстепенными и малозначимыми. В сфере финансоемкого строительного бизнеса во главу угла ставятся зачастую негласные меж-корпоративные соглашения и интересы различных промышленно-финансовых групп, а также личные договоренности, предпочтения, симпатии, интересы и амбиции руководителей органов власти, строительных департаментов, экономических и политических лидеров. Эти переплетения и взаимовлияния экономических и политических явлений, амбиций, устремлений и интересов являются определяющими моментами в развитии современной практической архитектуры.

В разных регионах мира, странах и городах имеет место индивидуальная специфика взаимовлияния данных факторов, на степень значимости каждого из которых оказывают воздействие природно-климатические и экологические условия, уровень жизни и социального развития, демографическая ситуация, местные законы, традиции и обычаи, психология и менталитет населения, особенности развития торговли и промышленнофинансового комплекса.

В большинстве случаев представители первого слоя трактуют и воспринимают архитектуру лишь в имиджевом значении этого понятия, т. е. как символическое выражение промышленного, финансового и политического могущества, уровня жизни, перспектив развития и статуса страны (области, города, отрасли, социального слоя, корпорации и т. д.) в виде уникальных возведенных строительных объектов, создающих мощный общественный резонанс.

Итак, уровень осуществленной а рхитектуры всегда определяется характером взаимоотношений и балансом трех основных компонентов: художественно-эстетического и новаторского потенциала предложенной авторской концепции объекта, позиции властей, реальных финансовых возможностей и амбиций заказчика-инвестора.

2 Виртуальная креативная архитектура

Развитие второго слоя определяют: концептуалисты (архитекторы и дизайнеры), проектировщики (архитекторы и инженеры всех строительных специальностей), изобретатели всех специальностей.

Все творческие разработки второго слоя можно достаточно четко подразделить на заказные (творческое поле архитектора ограничено техническими условиями, финансовыми возможностями и эстетическими предпочтениями заказчика) и инициативные (свободное творческое самовыражение архитектора).

Цель инициативных виртуальных архитектурных концепций - вскрытие художественно-эстетического потенциала и демонстрация формообразующих возможностей современной архитектуры и зодчества будущего.

Сегодня профессиональная сущность зодчества определяется двумя принципиально различными и в значительной степени автономными его сторонами.

1 Архитектура как область решения функционально-технических проблем организации среды жизнедеятельности, в т. ч. утилитарных. Удельный вес - 99%.

2 Архитектура как «искусство» в общепринятом значении этого понятия, т. е. область художественноэстетической организации среды жизнедеятельности средствами композиции. Удельный вес -1%.

Отсутствие единства обеих сторон, обусловленное их различной целевой ориентацией, является наиболее характерной чертой современного зодчества и определяет все его внутренние противоречия.

Увы, в существующей сегодня двухкомпонентной модели архитектуры категория «польза» смещает на себя практически все усилия архитекторов и финансы заказчика; категория же «красота» осмысливается и финансируется по остаточному принципу.

ГЪворя об архитектуре, всегда необходимо подчеркивать, о какой именно ее стороне идет речь. Конструктивно-технологические и утилитарно-функциональные вопросы, при всей их практической важности и преобладающем удельном весе в общем процессе архитектурного проектирования, не имеют никакого отношения к искусству архитектуры. Компромиссные же решения, когда делается попытка совместить приоритеты двух сторон, т. е. найти «золотую середину» в архитектуре между технической рациональностью, функциональностью, экономичностью и художественным совершенством, зачастую приводят к нелепым и половинчатым результатам.

Исходя из этого легко понять, что такая область деятельности как архитектура с ее нынешней двухкомпонентной структурой и далее будет раздираема внутрипрофессиональными конфликтами и противоречиями до тех пор, пока не разделятся и не определятся в качестве самостоятельных специальностей эти две абсолютно

разнонаправленные ее ипостаси -«польза» и «красота».

При этом архитектура как целостная специальность в идеале должна получить статус отрасли искусства, сущность которой можно определить как «градостроительную эстетику» с приоритетом художественно- эсте -тической творческой составляющей широкого спектра профессиональных направлений:

• моделирование масштабных градостроительных структур (градостроительная композиция):

• композиционное формообразование различных типов зданий, сооружений и их элементов;

• дизайн малых архитектурных форм;

• ландшафтный дизайн;

• дизайн интерьеров;

• реставрация памятников архитектуры, истории и культуры. Основное назначение архитектуры

как разновидности искусства - создавать положительное эмоциональное состояние, душевный комфорт для обеспечения оптимального режима жизнедеятельности и стимуляции позитивного мироощущения путем эффективной художественно-эстетической и информационной организации визуально воспринимаемой окружающей среды.

Положительное эмоциональное состояние (т. е. сумма положительных эмоций- интереса, удивления, восхищения, радости и др.) - это результат прямого зрительного воздействия новых, выразительных и эстетичных архитектурных форм, а также пространств, ими образуемых. Художественно-эстетическая организация окружающей среды - это гармонические объемно-пространственные композиционные построения. Информационная организация окружающей среды - это обеспечение потребности в пространственной ориентации объемно-планировочными средствами.

Весьма существенным фактором, активно влияющим на развитие современного зодчества, является принципиальная проектная идеология. На сегодняшний день сосуществуют два противоположных подхода к формообразованию объектов архитектуры в соответствии с направленностью каждой из двух вышеуказанных сторон зодчества.

Первый, весьма традиционный подход определен принципом: «Изначально заданная функция здания определяет его результирующую

архитектурную форму». Главенство функции определяет архитектурную форму объекта как вторичную, менее значимую, производную от его утилитарного назначения.

Несостоятельность «функционального» подхода в архитектуре очень четко обозначил один из лидеров российского конструктивизма А. Веснин еще в 1920-е гг.: «В свое время мы полагали, что правильная организация функции в итоге даст архитектурное решение. В этом отношении у нас была ошибка. Попросту говоря, это не оправдалось на практике». Знаменитый архитектор уже тогда понимал, что отнюдь не идеально организованная функция, а лишь уникальная и художественно выразительная архитектурная форма оболочки здания позволяет последнему быть зачисленным в разряд шедевров архитектуры и пройти сквозь века в качестве культурного достояния человеческой цивилизации.

В наше время, когда функция здания может многократно, кардинально и динамично меняться, архитектурная форма его оболочки, будучи наиболее физически стабильным, эстетически значимым и дорогостоящим компонентом объекта, не может (да и не должна!) синхронно трансформироваться в такт с функционально -планировочными изменениями. Архитектурные формы здания должны вызывать ощущение гармонии и совершенства при многократных функционально-планировочных трансформациях, закрепляя в общественном сознании образ сооружения, как устойчивого во времени, стабильного и эстетически значимого элемента градостроительной среды.

Увы, бытующий и сегодня в профессиональной архитектурной среде расхожий принцип «дом - это машина для жилья» обусловливает массовое появление примитивных по формам, предельно удешевленных зданий-коробок как вместилища некоторых жилищно-производственных процессов.

Второй, встречный подход, гораздо менее популярный среди архитек-торов-проекгировщиков, определен принципом: «В изначально выбранную архитектурную форму внешней оболочки здания вписана функциональная “начинка”».

Несмотря на кажущиеся парадоксальность и неприемлемость, данный подход весьма продуктивен при реконструкции уникальных зданий -памятников истории и культуры: вне-

шняя оболочка здания - коробка стен, представляющая художественную и историческую ценность, - сохраняется и реставрируется; при этом все пришедшие в негодность конструкции внутреннего каркаса, включая перекрытия и кровлю, демонтируются, а взамен встраиваются новые конструкции и инженерные коммуникации, дающие возможность свободных планировочных решений. При этом функциональное назначение реконструированного здания может впоследствии многократно изменяться.

Второй подход определяет главенство эстетически выразительной формы объекта, что обусловливает композиционно-художественные приоритеты проектирования.

В рамках этого подхода в последнее время набирает силу творческая тенденция, культивируемая ведущими зодчими мира - предварительная наработка разнообразного арсенала новых абстрактных архитектурных форм оболочек зданий, обладающих высокой художественной выразительностью и функционально -плакировочной универсальностью (так называемых «композиционных матриц*). У истоков этой тенденции в начале XX века стоял Я. Чернихов.

Наличие подобного арсенала форм позволяет архитектору позиционировать себя в качестве креативного концептуалиста с высоким творческим потенциалом и собственным новаторским почерком, а также является сегодня ключевым звеном конкурентоспособности мастеров с мировым именем, их строго засекреченным «золотым интеллектуальным фондом». Разумеется, такой арсенал может быть отнесен лишь к инициативным разработкам. Ныне композиционная наработка подобного арсенала в силу своей особой актуальности приобретает статус самостоятельной отрасли архитектурного творчества.

Эффективность подобного подхода уже апробирована ведущими архитектурными мастерскими на всех континентах: резко сокращается время и повышается эффективность представления клиенту спектра возможных предпроектны эскизов объекта, выбора среди них оптимального варианта концептуального решения с последующей его композиционной и градостроительной адаптацией в любой стране мира.

Вместе с тем исследования показали, что зачастую успех и востребованность зодчих с мировыми именами обусловлены не столько их компози-

ционным талантом, сколько умением налаживать плодотворные личные контакты с представителями первого слоя (органы власти, бизнес-элита, инвесторы, девелоперы, заказчики), а также эффективно реализовывать «раскрученный бренд» и быстро ориентироваться в возникающих экономических и политических ситуациях.

При этом путь к вершинам зодчества для многих исключительно талантливых, но коммерчески не «раскрученных» архитекторов-концептуалистов сегодня практически закрыт. Их актуальные новаторские художественные концепции в большинстве случаев «угасают» в слое практической реализации, поскольку оцениваются здесь с позиций личных связей и известности, идеологии, экономической конъюнктуры, коммерческой выгоды.

Ситуации, ковда в «верхах» (структурах первого слоя) вследствие возникновения личных или корпоративных амбициозных устремлений, идеологических или коммерческих соображений внезапно инициируется заказная разработка либо реализация уже созданных «крутых» архитектурных концепций, чрезвычайно редки. Но именно такие единичные случаи взаимного совпадения интересов представителей смежных слоев и обусловливают реальное строительство символических объектов зодчества. Международные архитектурные конкурсы, учреждаемые администрациями городов либо частными компаниями и состоятельными клиентами, отражают именно такие ситуации.

Другая большая группа внутри-профессиональных противоречий обусловлена существованием двух принципиально различных позиций относительно целесообразных путей и перспектив развития зодчества.

Позиция «консерваторов». В мире уже построено много самых разнообразных зданий, и нет никакой необходимости двигаться вперед; нужно лишь тщательно следить за существующими градостроительными структурами, благоустраивать и реконструировать их. С экономической и функциональной точки зрения новое строительство нецелесообразно: количество пригодных к эксплуатации площадей в уже построенных на Земле зданиях значительно превышает существующую потребность; при этом большинство построенных зданий не благоустроено должным образом, а отношение населения к авангард-

ным и радикальным архитектурным преобразованиям городской среды в подавляющем большинстве случаев резко отрицательное. Неизменная и привычная историческая градостроительная среда формирует у людей ощущение устойчивой гармонии, стабильности, спокойствия, уверенности, единения с природным окружением.

Именно поэтому основная задача архитекторов и строителей - сохранение и реставрация памятников архитектуры прошлого, а также необходимая функционально-эстетическая реконструкция современных построек (заботливо сохранять уникальное старое, при этом не навредить природе и сложившейся градостроительной среде грандиозным новым).

Позиция «новаторов». Архитектура как область человеческой деятельности не ставит своей целью обеспечить Землю необходимым количеством квадратных метров благоустроенного жилья, офисов, промышленных и сельскохозяйственных построек - это задача строительного комплекса.

Главная и единственная цель зодчества - формирование у людей нового и позитивного мироощущения, положительных эмоциональных состояний путем соответствующей художественно-эстетической и функциональной организации среды жизнедеятельности.

Качественная новизна, многообразие и глубина мироощущений при восприятии окружающего - одна из

фундаментальных психологических потребностей человека: чем многообразнее и ярче наше мироощущение, тем более насыщенную, счастливую и богатую впечатлениями жизнь мы проживаем. Психологами установлены важнейшие качества внешней среды, стимулирующие наш интерес к ней и создающие ощущение психологического комфорта - это новизна, сложность, удивительность, переменчивость и разнообразие.

Смотря лишь назад, на привычные архитектурные мотивы - купола церквей, орнамент или кованые оградки купеческих особняков - мы рискуем навсегда утонуть в патриархальности и перечеркнуть все потенциальное богатство и новизну личных мироощущений, перестаем эмоционально и ментально развиваться. Изменить привычное мироощущение, стимулировать появление новых ярких ощущений может новая архитектура, устремленная в будущее. Лишь посредством практической реализации грандиозных, фантастических проектов, находящихся на грани технологических возможностей (выход человека в открытый космос, пилотируемый полет на Луну, строительство гигантских плотин, возведение сверхвысоких небоскребов и прокладка подводных тоннелей между материками), человечество ощущает свое величие и осознает перспективы своего развития в будущем.

Думается, что истина лежит на стыке этих двух позиций.

В любой градостроительной структуре должны выделяться три типа застройки.

Первый тип - историческая застройка со статусом уникального градостроительного образования ■ памятника архитектуры, истории и культуры. В большинстве случаев зоны уникальной исторической застройки подлежат обязательной консервации, государственной охране, а при необходимости - периодической реставрации. В примыкающих к исторической застройке зонах возможна стилизация возводимых современных зданий под исторические прототипы.

Второй тип - обычная жилая и промышленная застройка, не имеющая статуса охраняемого уникального градостроительного образования, периодически реконструируемая и обновляемая. Среди таких зданий выделяют те, которые не подлежат дальнейшей реконструкции по критериям морального и физического износа.

Взамен снесенных ветхих зданий в структуре обычной застройки может появиться застройка третьего типа - с радикальной новаторской архитектурой, которая по стилистике и габаритам будет заведомо контрастировать с окружением и резко выделяться из него.

В оптимальных случаях под такую новаторскую застройку выделяют специальные локальные градостроительные участки с высокоразвитой транспортной инфраструктурой и концентрируют там все современные высотные доминанты города (наилучший пример - парижский Дефанс). Такие участки, как правило, располагаются вдали от исторического центра.

В наихудших случаях бессистемное точечное расположение современных высотных зданий в историческом центре города может необратимо поту-бить все уникальное архитектурное своеобразие ансамбля исторической зоны (именно такую ситуацию мы сегодня наблюдаем в Екатеринбурге).

3 Научные исследования и разработки по архитектуре

Они четко подразделяются на историко-теоретические (исследование и систематизация объектов архитектуры различных эпох, а также выявление закономерностей и тенденций развития различных архитектурных процессов и явлений) и прикладные (разработка различных рекомендаций и предложений по практической реализации и совершенствованию архитектурных решений путем обоснования экономической, технической и социальной эффективности последних).

Многочисленные научные направления в русле архитектуры сегодня развивают: архитекторы-теоретики, искусствоведы, историки, дизайнеры, археологи, философы, социологи, психологи. Можно углубленно исследовать и определить направленность, приоритеты, проблемы и перспективы каждого из сегодняшних научных направлений теории и истории архитектуры в контексте общего развития зодчества; однако автор не ставит целью отразить состояние «архитектурной науки» в настоящей работе.

Легко установить, что историко-те-оретические работы в основной массе замкнуты сами на себя; целью же прикладных работ является ускорение и облегчение продвижения концептуальных и проектных разработок второго слоя в первый.

Очевидно, что наиболее эффективно продвижение разработок из тре-

тьего слоя в первый осуществляется в отрасли реставрации памятников архитектуры, истории и кулыуры, где научные исследования и открытия искусствоведов, историков и археологов (третий слой) напрямую используются архитекторами-реставраторами в своих проектах (второй слой), служащих исходным пунктом реального воссоздания утраченных или частично поврежденных архитектурных объектов в русле «практической реставрации» как полновесной области «практической реализации архитектурных решений» (первый слой).

Приходится констатировать, что в такой отрасли, как современная архитектура зданий и сооружений, научные исследования абсолютно не востребованы архитекторами- концептуалистами, создающими виртуальные концепции в рамках данного им природой творческого таланта в соответствии с индивидуальными эстетическими предпочтениями и опытом работы.

Сравнительная динамика развития трех слоев во времени

На начальных этапах развития цивилизации архитектура существовала преимущественно в слое «практической реализации», при этом основы «архитектурной науки» лишь зарождались. Слоя виртуальных архитектурных концепций не существовало вообще. Долгие столетия проекты делались лишь под конкретный заказ; при этом относительно слабое развитие строительных технологий, а также неразвитое сообщение между странами и континентами препятствовало формированию полноценной информационной и экспериментальной базы научно-исследовательских работ в области архитектуры.

Лишь в начале XX века появилась первая весомая предпосылка мощного развития слоя виртуальной архитектуры - многочисленные инициативные и конкурсные проекты (например, в русле российского конструктивизма), из которых реализовывались лишь единицы. Объем нереализованных проектов стремительно рос. Так обрела жизнь важнейшая креативная область второго слоя, презрительно называемая теоретиками и практиками «бумажной архитектурой», «архитектурными утопиями и фантазиями» (при этом, однако, вспомним, сколько воплощенных в жизнь удивительных шедевров мирового зодчества взросло на почве «бумажной архитектуры» Я. Чернихова и И. Леонидова).

Концепция «универсального пространства» Миса ван дер Роэ, когда

облик внешней оболочки здания фактически не зависит от его внутреннего утилитарного наполнения, явилась второй предпосылкой возникновения мощной волны инициативных концептуальных предложений, отражающих новое понимание и видение архитектуры.

В конце XX века обозначилась характерная тенденция - ускоренное формирование и развитие новых архитектурно-художественных процессов и направлений, разнообразных актуальных концепций и перспективных изобретательских разработок второго слоя стало намного опережать их последующую практическую реализацию (если до нее вообще доходило дело!), а также их научное осмысление. Виртуальная архитектура креативных концепций в своем независимом развитии стремительно вырвалась и унеслась далеко вперед.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня можно с грустью констатировать: композиционно-художественный потенциал уже существующей виртуальной концептуальной архитектуры на порядки превышает экономические возможности ее реального воплощения (в жестких условиях экономического кризиса финансовые возможности потенциальных заказчиков актуальной креативной архитектуры стремительно снижаются).

На основании вышеизложенного в обозримом будущем развитие архитектуры как особого вида пластических искусств будет происходить преимущественно в слое виртуальных концепций в автономном режиме (вне зависимости от сиюминутных практических запросов и приоритетов); при этом «практическая реализация» по темпам развития будет уступать «архитектурной науке» и сосредоточится в областях реконструкции зданий, реставрации памятников архитектуры, истории и культуры, а также дизайна интерьеров и малых архитектурных форм. Градостроительное направление получит мощное научно-концепту-альное развитие. Усилится тенденция интеграции и взаимопроникновения разнообразных научных специальностей и направлений в рамках «архитектурной науки».

Заключение

Изложенная в работе авторская структурная теоретическая модель архитектуры обозначает основные звенья, определяющие ее функционирование, отражает специфику и динамику их взаимодействия и развития, а также позволяет объяснить и прогнозиро-

вать широкий спектр явлений и процессов, которые происходят или метут произойти в сфере зодчества. Вместе с тем она не претендует на абсолютную полноту и точность, допуская развитие и корректировку.

Сегодня в мире создан гигантский пласт инициативных архитектурных концепций, не нашедших реального воплощения, но готовых к реализации и отражающих весь спектр художественных, функциональных, экологических и социальных достижений зодчества, раскрывающих его колоссальный потенциал и фантастические перспективы развития. Среди наиболее грандиозных по масштабам и впечатляющих по архитектуре новаторских концепций следует отметить проект «Венера» (арх. Жак Фреско), проект «Seoul Commune 2026» (арх. бюро Mass Studies), генеральный план Dubai Waterfront (арх. Рэм Кулхас). Эти проекты отражают альтернативное видение развития нашей цивилизации и способны решить основные 1радосгро-ительные проблемы XXI века, однако воплотить их в жизнь мировая экономика пока не в состоянии.

Иллюстрации

Архитектурные концепции общественных зданий для стран Европы, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Авторы: Коротич А. В., при участии Коротича М. А. и Коротича И. А.

Права авторов защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.