Научная статья на тему 'Композиционное развитие высотной архитектуры'

Композиционное развитие высотной архитектуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
3283
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композиционная тема / небоскреб / Символ / Прототип / архитектурная форма / внешняя оболочка / объемное решение / формообразование / концепция

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коротич Михаил Андреевич

Статья посвящена выявлению и анализу основных направлений развития композиции высотных объектов в архитектуре древних эпох и современности. Рассматривается процесс становления высотной архитектуры, не сводимый только к стилевым отличиям. Выделяются основные этапы, а также их влияние на высотную архитектуру XX в. В рамках этого периода характеризуются три основных направления формирования композиции высотных архитектурных объектов. В работе обозначены композиционные черты и направления архитектурного формообразования высотных зданий будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композиционное развитие высотной архитектуры»

УДК 72.01 Коротич М. А.

Композиционное развитие высотной архитектуры

Статья посвящена выявлению и анализу основных направлений развития композиции высотных объектов в архитектуре древних эпох и современности. Рассматривается процесс становления высотной архитектуры, не сводимый только к стилевым отличиям, выделяются основные этапы, а также их влияние на высотную архитектуру XX в. В рамках этого периода характеризуются три основных направления формирования композиции высотных архитектурных объектов. В работе обозначены композиционные черты и направления архитектурного формообразования высотных зданий будущего.

Ключевые слова: композиционная тема, небоскреб, символ, прототип, архитектурная форма, внешняя оболочка, объемное решение, формообразование, концепция.

KOROTICH М. А.

COMPOSITE DEVELOPMENT OF HIGH-RISE ARCHITECTURE

The article is devoted to the main directions of development of the composition ofhigfi-altitude sites in the architecture of ancient times and modem times. The author examines the process of becoming a high-rise architecture. He identifies the main stages of formation, as wed as their impact on high-rise architecture ofXX century. The article indicated compositional features and architectural trends shaping the juture oftaU buildings.

Keywords: compositional issue, the skyscraper, symbol, prototype, architectural form, the outer shell, the bulk solution, forming the concept:

Коротки Михаил Андреевич

архитектор E-mail: avk-57@uniip.ru

Существуют различные подходы к периодизации развития высотной архитектуры. Так, в работе О. Масловской [1, с. 68-69] анализируются различные этапы развития американских небоскребов, обозначенные известными архитектурными критиками и историками: Д. Беннетом, А. Хакстейблом, К. Уиллис, 3. Гидионом, X. Туннардом и др. В основе предложенных ими периодизаций лежат стилистические различия высотных зданий. Наиболее точная и многоуровневая система К. Уиллис делит историю развития небоскребов на два периода: верна-кулярный (до 1940-х гг.) и интернациональный (с 1950-х гг.). Первый включает несколько стилей: «историзм», «протомодернизм» - функционализм Чикагской школы и «ар-деко» - модерн 1920-х гг. Второй период включает «модернизм» и «постмодернизм» - стили, лишенные, по мнению К. Уиллис, регионального характера.

Несмотря на обилие всевозможных стилистических периодизаций необходимо отметить, что до настоящего времени не проводилось каких-либо системных научных исследований путей развития архитектуры современных высотных зданий с позиций структурно-компози-ционной организации формы последних, т. е. вне зависимости от их конкретной стилевой принадлежности.

Актуальность такого подхода обусловлена тем, что в новейшей истории архитектуры и ближайшей перспективе все стилистические разграничения зданий и сооружений стираются и перестают быть существенными: появился новый слой архитектурных объектов, которые с точки зрения стилевой принадлежности невозможно классифицировать. Историками архитектуры данный слой обозначен как «постметаболизм»

- авторская архитектура, представляющая собой сложный синтез композиционных особенностей различных культур, течений, стилей, школ и направлений, а также индивидуальных авторских инноваций [2, с. 196-212].

В известных исследованиях развития высотной архитектуры отсутствует также анализ истоков - древнейших композиционных прототипов современных небоскребов.

Рассмотрение длительного процесса развития высотной архитектуры с позиций структурно - композиционной организации формы позволило автору разделить данный процесс на два периода - начальный и современный; при этом в рамках начального периода выявлены основные композиционные темы - прототипы современных высотных архитектурных объектов, а в рамках современного периода установлены три принципиальных направления формирования композиции высотных зданий.

Высотная архитектура начального периода (с древнейших времен до конца XIX в.) имеет ярко выраженный имиджевый характер: высотные объекты древних цивилизаций возводились как символы могущества и процветания их владельцев.

Гробницы египетских фараонов, ритуальные сооружения майя, ацтеков и инков, Александрийский маяк, а также зиккураты Месопотамии являют нам систему усеченных и ступенчатых пирамид, которые в том или ином качестве присутствуют в современном высотном строительстве. Они могут быть получены с использованием такого распространенного приема формообразования, как «телескопическое» построение композиции -

многоярусное ступенчатое построение формы высотного объекта, где ярусы представляют собой самоподобные или сходные по форме разновеликие объемы, установленные друг на друга вдоль вертикальной оси, габариты которых последовательно убывают от основания сооружения к его вершине. Широко применяется и прием плоскогранных усечений исходной пирамидальной формы.

Такие актуальные формы сегодняшней высотной архитектуры, как «бутоны» имеют композиционные прототипы в виде башен храмов Кан-дарья в Кхаджурахо (Индия) и Анг-кор-Ват (Камбоджа), а также мавзолея Гур-Эмир в Самарканде. Формы современных высотных «спиралей» берут свое начало от знаменитой Вавилонской башни и спирального минарета в Самарре (Ирак, IX в.). Ярусные пагоды Китая и Японии имеют сегодняшние композиционные аналоги в виде многозвенных вертикальных «цепных» структур, получивших преимущественное развитие в этих же странах. Башни-«близнецы» современных высотных комплексов - это трансляция композиционной темы «парных башен» эпохи готических соборов.

Современная высотная архитектура имеет в своем арсенале впечатляющие воплощения таких многовековых актуальных архитектурных тем, как «арка» и «аркада» /«кромлех».

Исследования автора показали, что многие актуальные композиционные темы, с успехом развиваемые сегодня архитекторами-«высотниками», существовали задолго до современного этапа развития высотного зодчества и явились его прямыми композиционными прототипами. Также очевидно, что композиционные мотивы архитектурных форм высотных сооружений древности оказали безусловное влияние на методику формообразования и стилистику современных небоскребов.

Первая веха современной высотной архитектуры (с конца XIX в. по настоящее время) - интенсивное строительство небоскребов в Чикаго и Нью-Йорке, получивших развитие с началом бурного роста промышленного производства в США. Необходимость строительства высотных зданий первоначально обусловливалась экономической выгодой получения многочисленных ярусов-этажей над ограниченной по размерам строительной площадкой и стимулировалась:

• ростом цен земельных участков в центре города и соответственно высокой плотностью застройки;

• изобретением новой облегченной каркасной конструкции из металла (так называемой «чикагской конструкции» [3, с. 226]), позволяющей как существенно повысить этажность без увеличения толщины наружных стен, так и резко увеличить площадь наружного остекления для улучшения естественной освещенности помещений в условиях плотной застройки;

• изобретением в середине XIX в. и дальнейшим усовершенствованием Э. Отисом подъемников-«лифтов»;

• постоянным усовершенствованием технологии изготовления различных типов большеразмерного витражного стекла с высокими механическими, оптическими и солнцезащитными /энергосберегающими характеристиками.

Если в качестве теоретической модели структурно-композиционного формообразования высотного здания принять преобразование простейшей исходной формы совокупностью определенных операций-приемов в базовую архитектурную форму высотного объекта, ее последующую декоративно-художественную разра-

ботку в различных цветофакгурных вариантах с получением результирующей архитектурной формы высотного Здания [4], то в рамках соеременного периода развития высотной архитектуры можно обозначить три основных направления формирования композиции высотных архитектурных объектов.

Первое направление формирования композиции высотных зданий

охватывает период с конца XIX в. до 1980-1990-х гг.

Характерные черты первого направления:

• орнаментальная и декоративнопластическая разработка простейших призматических обобщенных базовых форм высотных зданий;

• членение / профилирование объемов зданий вертикальными эркерами, пилонами, складками, ребрами и пр.;

• «телескопическое» построение объемов зданий;

• внесение в объемное решение высотных зданий архитектурных мотивов прошлых эпох (готики, барокко, классицизма и др.). Общая масса высотных архитектурных объектов, выполненных в рамках первого направления, характерна тем, что при незначительном концептуальном разнообразии принципиальных композиционных решений призматических объемов со шпилеобразными завершениями основной упор делается на разнообразную, богатую и пластически насыщенную деталировку внешней оболочки.

«Чикагская конструкция» первоначально воплощалась в виде многоэтажных стальных рам простейшего призматического очертания; возведенные здания отличались друг от друга лишь формой плана и характером наружной декоративной отделки. Так, один из знаковых нью-йоркских небоскребов - Flatiron Building - имеет остроугольный план со скругленным торцом, выходящим на пересечение улиц, благодаря чему и назван «утюгом». Скульптурные карнизы, портики, рустовка стен, литые чугунные барельефы, аркады по верхнему ярусу здания - вот неполный перечень популярных средств декоративного оформления фасадов ранних американских небоскребов: Home Insurance Company Building и Tacoma Building (Чикаго), Guaranty Building (Буффало) и др.

В ряде случаев имеет место обращение архитекторов к мотивам зодчества прошлых эпох. Здесь выделяются два конкурсных проекта здания Chicago’s Tribune. А. Лоос предложил композицию высотного здания в виде дорической колонны с каннелюрами, завершенной капителью и установленной на призматическую ступенчатую многоэтажную базу. Победу в конкурсе одержал проект Дж. Хоуэл-лса и Р. Худа, вде наружные элементы готического каркаса - аркбутаны и контрфорсы - оформляют завершение здания.

Примерно с 1920-х гг. статус высотных зданий стал меняться: теперь это были «символы» экономического развития и могущества государства или корпорации. Появление имиджевых сверхвысоких «именных» небоскребов (1913 г.: «Вулворт Бил-динг» - 241 м; 1930 г.: «Крайслер Билдинг - 319 м; 1932 г.: «Эмпайр СтэйтБилдинг» -448 ми др.) уже не имело первостепенной экономической мотивации. Яркое свидетельство

этому - острая конкуренция за мировой рекорд высоты.

Показательный пример советской символической довоенной архитектуры в рамках первого направления - победивший в конкурсе проект Дворца Советов (арх. Б. Иофан), являющий классическую «телескопическую» пространственную композицию из установленных друг на друга соосных цилиндрических объемов, оформленных вертикальными пилонами; стилобат 495-метрового сооружения выполнен в классическом стиле (колоннады с фронтонами, пристенные лестниць1-пандусы), а завершение - в виде гигантской скульптуры В. И. Ленина.

Анализ позволил установить, что наиболее значительные американские небоскребы 1920-1930-х гг. («Вулворт», «Крайслер» и «Эмпайр»), как и советские «высотки», возведенные в Москве в послевоенные 1950-е гг. (здания МГУ, МИДа, гостиница «Украина» и др.), имели схожие композиционные особенности объемно-плас-тического и декоративного решения:

• сложный, выразительный и динамичный силуэт с одним или несколькими остроконечными / шпилеобразными завершениями в форме шатра или пирамиды (как правило, наиболее высокое -в центре общей композиции; низкие - в периферийных зонах); в частности, небоскреб «Крайслер» всемирно знаменит именно своим уникальным «телескопическим» завершением и угловыми скульптурами в виде орлиных голов;

• богатую пластику внешней оболочки зданий (использование скульптур, барельефов, орнаментов различного типа, элементов ордерных систем и др.);

• членение/профилирование объемов зданий вертикальными элементами (пилонами, складками) сложного поперечного сечения, что усиливает ощущение стройности, легкости и добавляет изящества общей композиции;

• широкое использование в отделке здания белых каменных плит и керамики светлых тонов; при этом в подавляющем большинстве примеров суммарная площадь светлой каменной и керамической отделки существенно превышает площадь наружных остекленных плоскостей /оконных проемов, имеющих темный тон, либо как минимум эквивалентна ей.

Все вышеперечисленные композиционные особенности в совокупности

определяют высокую художествен-но-эстетическую выразительность и архитектурную уникальность данных объектов в контексте развития мирового высотного зодчества. Вместе с тем они представляют собой перечень выразительных качеств, которых катастрофически не хватает огромной массе современных, безликих, экономических «стеклянных этажерок».

В 1980-1990-е гг. с постройкой постмодернистских небоскребов Ф. Джонсона (AT&T Corporate Headquarters в Нью-Йорке; Центральный республиканский банк в Хьюстоне, Техас) данное направление постепенно затухает и сходит на нет.

Второе направление формирования композиции высотных зданий четко прослеживается примерно со второй половины XX в. и продолжается в настоящее время.

Характерные черты второго направления:

• разнообразные плоскогранные усечения (наклонной плоскостью, системой параллельных наклонных плоскостей, системой разнонаклонных плоскостей, ячеистые многогранные и др.) исходных призматических форм с разнообразным поперечным профилем;

• в ряде случаев соединение усеченных призматических объемов в составную композицию со сложной многогранной структурой;

• полное или преимущественное остекление внешней оболочки здания.

Архитектурная выразительность многочисленных «кристаллических» высотных объектов, получивших распространение в русле этого направления, обусловлена в первую очередь характерной сложной многогранной формой объемов, где складчатые фрагменты внешней оболочки од-

новременно играют роль основных композиционно значимых деталей. При этом характер дополнительной деталировки фасадов (металлические диагональные раскосые решетки наружного каркаса), а также зеркальные отражающие плоскости внешней остекленной оболочки усиливают образ «здания-кристалла».

У истоков направления стояли мастера советского авангарда 1920- х гг., положившие начало новому композиционному мышлению в сфере высотной архитектуры. Приоритет необходимо отдать ряду новаторских концептуальных проектов И. Леонидова (здание Института библиотековедения им. В. И. Ленина, здание Наркомтяжпрома, здание типографии газеты «Известия»), а также В. Крин-ского и Н. Ладовского, показавших перспективы и обозначивших новые пути развития кристаллографического формообразования в высотной архитектуре.

Данные новаторские концепции, хотя и остались неосуществленными, оказали очевидное влияние на композиционное развитие мировой высотной архитектуры и предвосхитили возведение ряда аналогичных высотных объектов в США во второй половине XX в.

С 1920-х гг. до середины XX в. активного развития данного направления не наблюдается.

В 1957 г. Ф. Л. Райт предложил уникальный проект шпилеобразной башни «Иллинойс» высотой в одну милю (1609 м), имеющей вид сросшихся кристаллов с наклонными усечениями. Идея «кристаллического» здания обрела популярность, и развитие направления кристаллографического формообразования получило мощный повторный импульс. С конца 1960-х гг. в разных странах началось интенсивное проектирование и воз-

ведение многочисленных объектов-«кристаллов», демонстрирующих новые художественные выразительные возможности в сфере высотной архитектуры.

Композиционные перспективы развития данного направления отражают всемирно известные имиджевые объекты: Hearst Tower, Нью-Йорк: Two International Finance Centre, Гонконг; Dubai Tower, Доха, Катар; World Trade Center Tower 1, Нью-Йорк; One Liberty Place, Филадельфия; Sears Tower и John Henkok Center, Чикаго; Allaid Bank Tower, Даллас, Техас; башня «Россия», ММДЦ, Москва; Bank of China, Гонконг; Petronas Towers, Куала-Лумпур, Малайзия и др.

Третье направление формирования композиции высотных зданий берет свое начало примерно с 1970-х гг. и продолжается в настоящее время.

Характерные черты третьего направления:

• расширение реестра исходных форм высотных зданий («арки», «кольца», «бутоны», «воронки», «линзы», «пропеллеры», «спирали», «шары» и др.);

• использование разнообразных приемов преобразования исходных форм высотных зданий (скручивание, изгибание, сужение-расширение, вырезание проемов различного очертания, самопересечение и др.);

• широкое распространение групп композиционно и стилистически увязанных высотных объемов -так называемых «высотных комплексов»;

• в ряде случаев внесение в объемное и декоративно-пластическое решение национальных архитектурных мотивов;

• сочетание структурно разнородных и при этом композиционно равнозначных элементов в сложной составной композиции. Выразительность высотных архитектурных объектов, созданных в рамках данного направления, в наибольшей степени обусловлена новизной / необычностью общего очертания, пластики и силуэта объема и в несколько меньшей степени -характером деталировки и фактуры оболочки.

Колоссальный художественный потенциал данного направления в полной мере проявляется во всемирно известных имиджевых объектах: Swiss Re, Лондон; Brilliant Tower, Джедда, Саудовская Аравия; Twist

Tower и Strata Tower, Абу Даби, ОАЭ; Spiral Tower, Нагоя, Япония; Tornado Tower, Доха, Катар; Apeiron Island Hotel и Buij Al Arab, Дубай, ОАЭ; Gate to East, Суджоу, Китай; DNA Tower, Абу Даби, ОАЭ; проект здания «Газпрома» в Санкт-Петербурге; China Central Television Headquarters, Пекин, Китай; Signature Towers и Dubai Towers, Дубай, ОАЭ; Gateway, Рас Эль Хайма, ОАЭ; Kingdom, Эр-Рияд, Саудовская Аравия; Tour Phare, Париж; Grand Lisboa Hotel & Casino, Макао и др.

Автором обозначены новые перспективные пути формообразования сверхвысоких зданий (свыше 850 м):

- отдельно стоящие пирамидальные, конические или клиновидные призматические пилоны с уменьшающимся к вершине сечением, объединенные горизонтальными диафрагмами (блоками этажей, га-лереями-переходами, решетчатыми распорными структурами и др.) через определенные промежутки по высоте (в том числе в наружной конструктивной решетке);

- замкнутые трубчатые объемы различного поперечного сечения, имеющие сквозные вырезы / проемы во внутреннюю вертикальную полость.

Заключение

Можно определенно обозначить наиболее характерные композиционные черты и направления архитектурного формообразования высотных зданий, которые в будущем

несомненно получат приоритетное и динамичное развитие:

• от единичного высотного здания -к 4высотным комплексам»;

• использование принципов природного формообразования в процессе технического конструирования и композиционного моделирования обьемов-«биоформ»;

• использование принципов торсионного и фрактального построения формы;

• композиционное моделирование высотных зданий со сложной и иррегулярной структурой оболочек;

• композиционное моделирование высотных зданий с «экстремальной» архитектурой («падающие», изогнутые, дырчатые, расчлененные объемы со специфической тектоникой);

• использование разнообразных принципов и приемов кинематической трансформации объемов

(концепция динамической изменяемой архитектуры);

• расширение номенклатуры исходных форм и приемов их преобразования;

• поиск эффективных и рациональных конструкций, а также архитектурных форм сверхвысоких зданий (свыше 850 м);

• экспериментальное моделирование и технологическая апробация энергосберегающих и экологически эффективных высотных зданий. Все вышеперечисленные черты

и направления формируют потенциал новаторской высотной архитектуры будущего с неизвестными на сегодняшний день структурно-композиционными и художественно -эстетическими качествами, конструктивно-техническими свойствами, технологическими особенностями и экологическими достоинствами.

Результативность научно-исследовательских и экспериментальных работ, а также изобретательских поисков по этим направлениям напрямую определяет перспективы развития высотной архитектуры XXI в.

Список использованной литературы

1 Масловская О. В. Формообразование и архитектурно-художественная интерпретация высотной застройки (на примере городов США) : дис.... канд. архитектуры / О. В. Масловская. Владивосток, 2002.

2 Орельская О. В. Современная зарубежная архитектура: учеб. пособие для вузов / О. В. Орельская. М., 2006.

3 Гидион 3. Пространство, время, архитектура / 3. Гидион. М., 1984.

4 Коротич М. А. Композиционные особенности структурного формообразования оболочек высотных зданий / М. А Коротич, А В. Коротич // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2009. №2.

Иллюстрации

Новые архитектурные концепции высотных зданий и комплексов для стран Ближнего Востока, Юго-Вос-точной Азии, а также черноморского побережья Кавказа (Краснодарский край).

Авторы: Коротич А В., при участии Коротича М. А. и Коротича И. А. Права авторов защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.