Научная статья на тему 'Художественные особенности современной высотной архитектуры ближнего Востока. Объединенные арабские Эмираты. Дубай'

Художественные особенности современной высотной архитектуры ближнего Востока. Объединенные арабские Эмираты. Дубай Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1605
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОТНОЕ ЗДАНИЕ / ПЛАСТИКА / СИМВОЛ / АРХИТЕКТУРНАЯ ФОРМА / ИМИДЖ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / КОМПОЗИЦИЯ / ВИЗУАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / СИЛУЭТ / TALL BUILDING / PLASTICS / SYMBOL / ARCHITECTURAL FORM / IMAGE / ECONOMICS / COMPOSITION / VISUAL ECOLOGY / CITY PLANNING / SILHOUETTE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коротич Андрей Владимирович

В статье изложены некоторые актуальные аспекты художественного развития архитектуры современных высотных зданий Дубая (ОАЭ). Показаны различные социально-культурные и политические факторы, оказывающие существенное влияние на формирование современной высотной градостроительной структуры столицы эмирата. Обозначены новые высотные объекты Дубая, определяющие сегодняшний облик его высотной архитектуры. Определены характерные региональные/национальные особенности современной высотной имиджевой высотной застройки Дубая, а также отражены основные композиционные черты и образные темы её художественного развития. Показано, что амбиции бизнесменов и государственных деятелей эмирата являются мощным импульсом возникновения и реализации грандиозных и дорогостоящих высотных градостроительных проектов. Обозначены основные стилистические проблемы, стоящие перед сегодняшней высотной архитектурой столицы эмирата. Анализ художественных особенностей имиджевых высотных объектов Дубая произведён на основе оригинального авторского фотоматериала, который ранее не публиковался.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic Features of the Middle East Modern Tall Architecture. United Arab Emirates. Dubai

In article are considered some actual social aspects of artistic development of tallbuildings architecture of Dubai (UAE); also showed the main problems and perspective directions/trends of their movement. Showed some new tall objects of Dubai which depend modern image of it's high-rise buildings architecture. Also considered some characteristic regional/national features of the modern tall imagine/symbolic architecture of the capital of emirate Dubai.

Текст научной работы на тему «Художественные особенности современной высотной архитектуры ближнего Востока. Объединенные арабские Эмираты. Дубай»

DOI 10.22337/2077-9038-2018-2-57-65

Художественные особенности современной высотной архитектуры Ближнего Востока. Объединенные Арабские Эмираты. Дубай

А.В.Коротич, УралНИИПроект, Екатеринбург

В статье изложены некоторые актуальные аспекты художественного развития архитектуры современных высотных зданий Дубая (ОАЭ). Показаны различные социально-культурные и политические факторы, оказывающие существенное влияние на формирование современной высотной градостроительной структуры столицы эмирата. Обозначены новые высотные объекты Дубая, определяющие сегодняшний облик его высотной архитектуры. Определены характерные региональные/национальные особенности современной высотной имиджевой высотной застройки Дубая, а также отражены основные композиционные черты и образные темы её художественного развития. Показано, что амбиции бизнесменов и государственных деятелей эмирата являются мощным импульсом возникновения и реализации грандиозных и дорогостоящих высотных градостроительных проектов. Обозначены основные стилистические проблемы, стоящие перед сегодняшней высотной архитектурой столицы эмирата. Анализ художественных особенностей имиджевых высотных объектов Дубая произведён на основе оригинального авторского фотоматериала, который ранее не публиковался.

Ключевые слова: высотное здание, пластика, символ, архитектурная форма, имидж, культурные традиции, композиция, визуальная экология, градостроительство, силуэт.

Artistic Features of the Middle East Modern Tall

Architecture. United Arab Emirates. Dubai.

A.V.Korotich, UralNIIproekt, Ekaterinburg

In article are considered some actual social aspects of artistic development of tall buildings architecture of Dubai (UAE); also showed the main problems and perspective directions/trends of their movement. Showed some new tall objects of Dubai which depend modern image of it's high-rise buildings architecture. Also considered some characteristic regional/national features of the modern tall imagine/symbolic architecture of the capital of emirate Dubai.

Keywords: tall building, plastics, symbol, architectural form, image, economics, composition, visual ecology, city planning, silhouette.

При обилии всевозможных публикаций по архитектуре высотных зданий ближневосточного региона, в которых приведены фактические параметры построек и проектов

[1; 2; 7; 8], а также изложены их конструктивные характеристики и история развития [3-6], необходимо отметить очевидный факт: сегодня налицо полное отсутствие специальных научных искусствоведческих исследований, касающихся характерных тенденций развития ближневосточной высотной архитектуры. Новизна представленной работы заключается в том, что впервые анализируются специфические особенности композиционного построения фасадов ряда зданий, представленных снимками автора, никогда ранее в общей массе не попадавших на страницы печатных изданий, но при этом формирующих уникальный градостроительный слой высотного зодчества столицы одноимённого эмирата.

Необходимо отметить весьма характерное и необычное обстоятельство. В отличие от столичного Абу Даби, где большое распространение получили простейшие призматические основные объёмы высотных объектов, украшенные накладными элементами с изысканной пластикой и национальной орнаментикой, в Дубае ситуация с высотным строительством складывалась по абсолютно противоположному сценарию. Интенсивное развитие современной высотной архитектуры города Дубай, расположенного всего в 145 км к северу от Абу Даби, началось позже, чем в столице ОАЭ и сразу же в основной своей массе пошло по «интернациональному» руслу: там высотные объекты с ярко выраженным восточным фасадным орнаментом и традиционной декоративной деталировкой, имеющей национальные мотивы, встречаются исключительно редко, а предпочтение отдаётся ультрасовременным архитектурно-конструктивным решениям, которые культивируются известными архитектурно-дизайнерскими бюро и студиями Европы и Америки.

Размещение высотной застройки в городской структуре

В отличие от расположенного на острове столичного Абу Даби, где дефицит городской территории обусловил компактное размещение высотной застройки сплошными прямоугольными кварталами, расположенными вдоль северной набережной Корниш Роуд (Corniche Road), в Дубае наблюдается совсем иное расположение высотных зданий в пределах границ города. Подавляющее большинство ду-байских «высоток» рассредоточено вдоль основной транспортной магистрали города - Шейх Заид Роуд (Sheikh Zayed Road) - двумя параллельными рядами на протяжении более десяти километров; эпизодически некоторые высотные здания и комплексы выходят на побережье Персидского залива

(например, район Дубай Марина (Dubai Marina)). При этом компактно-концентрированного расположения высотных объектов в градостроительной структуре Дубая (наподобие комплекса ММДЦ в Москве) не наблюдается.

Автором выявлены характерные композиционно-художественные региональные особенности современной высотной архитектуры Дубая.

1. Преимущественное использование сложно-составных композиций, усечённых основных призматических объёмов с разнообразным очертанием в плане, а также цилиндрических и линзовидных форм. Так, составная композиция здания компании «Етисалат» («Etisalat») в районе Дейра (Deira) (рис. 1) включает центральный призматический усечённый остеклённый объём, имеющий складчатые стеновые поверхности, к которому по боковым сторонам примыкают два зеркально симметричных цилиндрических отсека, облицованных каменными плитами. Завершает здание многогранный купол из шестиугольных панелей.

Форма соседнего офисного здания «Дубай Крик Тауэр» («Dubai Creek Tower») характерна сложным взаимодействием разновысоких цилиндрического и призматического объёмов (рис. 2). Более низкий призматический объём снабжён

На авторких фотографиях А.В. Коротича (рис. 1-47) представлены характерные объёмные решения и композиционные приемы художественно-пластической организации фасадов общественных высотных зданий Дубая, ОАЭ.

двумя угловыми узкими цилиндрическими башнями, между которыми расположена портальная стрельчатая арка главного фасада. Основной цилиндрический объём, а также две угловые узкие цилиндрические башни внизу выполнены стеклянными с постепенным ступенчатым переходом в не-остеклённые белые поверхности. Данное здание - одно из немногих в Дубае, в фасады которого тонко привнесены восточные стилистические мотивы архитектуры прошлых эпох (стрельчатая арка, ступенчатая фактура цилиндрических объёмов), что создает образ восточного дворца с башнями.

Здание «Фэйрмонт Отель» («Fairmont Hotel»), расположенное в начале Шейх Заид Роуд, своей общей объёмной структурой также воплощает образ старинного башенного дворца (рис. 3), однако при этом композиция объекта не содержит каких-либо объёмов и деталей, отсылающих зрителя к древневосточному зодчеству. В углах здания расположены четыре одинаковые призматические башни с пирамидальным завершением, облицованные каменными плитами и содержащие ряды обособленных прямоугольных светопроёмов. Между угловыми башнями расположены стены, заглублённые к центру и выполненные в виде вертикальных складок из чередующихся стеклянных и непрозрачных граней.

Сложносоставная композиция высотного офисного здания (рис. 4) представляет собой взаимодействие двух разновысоких бутонообразных объёмов (целиком стеклянного и облицо-

Рис. 1

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 2

Рис. 3

ванного светлыми композитными панелями); данные объёмы соединены посередине тонким белым вогнутым экраном.

Весьма впечатляющим выглядит здание «Челси Тауэр» («Chelsea Tower») (рис. 6), включающее центральный трёх-звенный объём в виде однотипных остеклённых линзо-видных блоков, поставленных друг на друга, соединённый в самой широкой части изогнутых линзовидных поверхностей с П-образной аркой полигонального поперечного сечения, облицованной белыми композитными панелями.

Сложное структурное построение фасада имеет здание банка (рис. 5). Пластичная форма объекта образована цен-

Рис. 7

Рис. 9

Рис. 8

Рис. 10

Рис. 12

тральным остеклённым объёмом, к которому по боковым граням примыкают два объёма с криволинейным усечением. Между усечёнными объёмами на угловом ребре центрального объёма расположена телескопическая композиция из стеклянных складок, ширина которых ритмически уменьшается от верхней части здания к его основанию.

Составная композиция высотного здания (рис. 7) характеризуется взаимодействием центрального цилиндрического объёма и четырёх угловых вертикальных складок, каждая из которых снабжена двумя рядами выступающих поэтажных балконов; при этом через каждые пять этажей балконы образуют сплошную перемычку, пересекающую основной цилиндрический объём.

Офисное здание (рис. 8) имеет центральный остеклённый призматический объём, квадратный в плане и пересечённый в двух противолежащих угловых зонах парой встречных тонких экранов, облицованных каменными плитами. Экраны сопряжены со смежными остеклёнными поверхностями основного объёма выступающими изогнутыми балконами.

Весьма распространённый для Дубая тип высотных зданий с комбинированной формой представлен на рисунке 9. Здесь основные средства архитектурной выразительности - сочетание заглублённых складчатых витражей с выступающими из стекла изогнутыми светлыми балконами, а также внесение элементов классической архитектуры в общую композицию (профилированные карнизы, колонны с капителями, портики, балюстрады, циркульные арочные проёмы нижних этажей).

Здание (рис. 10) включает два отдельно стоящих призматических объёма, расположенных под углом друг к другу и соединённых в верхней части трёхэтажной перемычкой; при этом боковая и торцевая грани соседних объёмов дополнительно соединены горизонтальными балками через каждые три этажа.

Высотное жилое здание (рис. 11) имеет зеркально симметричную композицию, основанную на взаимных пересечениях прямоугольных призматических разновысоких объёмов с выделением на главном фасаде центрального наиболее высокого заглублённого остеклённого пилона с национальным декоративным решётчатым орнаментом в верхней части, где расположен пентхаус.

Здание высотного отеля (рис. 12) также имеет составную форму на основе взаимно пересекающихся прямоугольных призматических объёмов с уменьшением поперечного сечения здания от основания к вершине. Выразительность асимметричной композиции обусловлена контрастным отношением вертикальных плоскостей общего объёма к горизонтальным пластинам выступающих балконов, создающим иррегулярную горизонтально-ребристую фактуру оболочки.

Особую группу высотных зданий Дубая образуют объекты, имеющие общую линзовидную/цилиндрическую форму (рис. 13). При этом основными приёмами архитектурной выразительности здесь являются: телескопическое расположение линзовидных блоков один на другом с убыванием их попереч-

Рис. 20 (1 или 2)

Рис. 21

ного сечения от основания к вершине (рис. 13 а); цилиндрическое усечение линзовидного объёма к основанию (рис. 13 б, в); плоское двойное усечение основного цилиндрического объёма в вершине; накладная поверхностная аппликация основного объёма (рис. 13 г); расположенные по изогнутой поверхности основного объёма поэтажные солнцезащитные решётчатые жалюзи.

Особняком в высотной архитектуре Дубая стоит высотное здание Торгово-промышленной палаты (рис. 14), где чистота и выразительность облика достигнута использованием простого композиционного приёма - косого плоского усечения основного объёма (треугольной призмы) в его верхней части.

Высотные здания, содержащие деконструктивистские стилистические мотивы в общем объёмном решении, в Дубае автором не обнаружены.

2. Композиционная тема «паруса», «корабля» и «волны» в эксклюзивной высотной архитектуре Дубая. Композиционное решение здания Дубайского национального банка выражено в виде гигантского выпуклого остеклённого цилиндрического экрана-«паруса» с горизонтальной осью, поднятого над уровнем земли и закреплённого на двух отдельно стоящих призматических угловых опорах (рис. 15 а, б). Тыльный фасад здания образован вертикальным цилиндрическим остекленным экраном, поднятым над основанием и закреплённым на тех же призматических угловых опорах. В результате оба экрана как бы парят в воздухе над землей: между экранами, основанием и угловыми опорами образуется пустое пространство.

Тема «паруса» в здании отеля «Бурж Аль Араб» («Burj Al Arab») (рис. 16) отражена абсолютно другими композиционными средствами: сам «парус» представляет собой тентовую оболочку общей выпуклой бутонообразной формы, натянутую на внутренний металлический каркас. Данные изогнутые горизонтальные членения, проступающие на огромном белом полотне, создают вид парусов на вертикальной мачте и ориентированы на береговую линию. Дополняет обозначенный образ также вынесенный наружу двухсторонний каркас в виде боковых изогнутых рёбер.

Головной офис компании «Етисалат» («Etisalat») (рис. 17) определённо имитирует корпус корабля с палубными надстрой-

ками. Корпус основания «корабля» решён в виде усеченного остеклённого линзовидного объёма, над которым возвышается многоэтажная башня с боковыми треугольными «парусами», расчленённая лентами поэтажных балконных ограждений.

Образ «волны» прослеживается в облике гостиничного комплекса «Джумейра Бич Отель» («Jumeirah Beach Hotel») (рис. 18), где S-образный в плане изогнутый основной объём имеет также и криволинейный силуэт (выпуклая контурная линия с половины объёма переходит в вогнутую).

3. Композиционная тема «арки» в имиджевой высотной архитектуре Дубая. Композиционное решение отеля «Дусит Дубай» («Dusit Dubai») (рис. 19) основано на соединении двух встречных Г-образных призматических объёмов в форму зеркально симметричной стрельчатой полигональной арки, завершает которую сплошной остеклённый объём, повторяющий контурное очертание основной полигональной арки и представляющий собой её уменьшенную копию.

Композиция высотного здания Дубайского международного финансового центра (рис. 20) представляет собой основной кубический объём, в котором по оси зеркальной симметрии вырезана сквозная арка прямоугольного очертания. Важная деталь композиции: из основного кубического объёма заглублённым витражом выделен верхний одноэтажный блок, соединённый с основным нижележащим арочным объёмом рядами Х-образных трубчатых элементов.

В сложно-составной высотной композиции гостиничного комплекса зданий «Гранд Хайят» («Grand Hyatt») (рис. 21) изогнутые остеклённые цилиндрические поверхности разновысоких объёмов объединены с образованием сквозного арочного проёма, обрамлены сверху широкой белой полосой и содержат белые дугообразные горизонтальные полоски переменной ширины, эффектно выделяющиеся на фоне тёмного тонированного стекла.

4. Выделение особой по декоративно-художественному решению индивидуальной верхней части основного объёма (рис. 22-29). Наиболее характерные композиционные приёмы: многогранные сферические купола (рис. 22); сплошные или решётчатые консольные навесы в стиле «хай-тек» (рис. 23); антенны и стержневые элементы (рис. 24); контурные элементы со

Рис. 24

сложной пластикой поверхности (рис. 7, 25); куполообразные/ шатровые элементы, в том числе имеющие сложное очертание и решётчатые (рис. 26); образование сквозных проёмов различного очертания (рис. 6, 27); косое или цилиндрическое усечение основного объёма или элементов фасадов (рис. 28); вывод решётчатых и сетчатых фрагментов фасадов, в том числе портальных арок, выше уровня кровли (рис. 29).

5. Индивидуальное декоративно-пластическое решение боковых поверхностей основных объёмов, в том числе их угловых частей/фрагментов. Высотные здания, имеющие

Рис. 31 Рис. 32

простую призматическую общую форму, как правило, набирают композиционные достоинства богатой пластикой боковых поверхностей основного объёма. В этом случае упор делается на фактурное расчленение фасадных плоскостей с использованием следующих приёмов: навесные угловые цилиндрические башни (иногда расчленённые полосками по высоте) (рис. 30) и фасадные полуцилиндры (рис. 31); выступающие балконы (рис. 32), в том числе имеющие восточную региональную стилистику (рис. 33); фасадные решётки, в том числе солнцезащитные (рис. 34); угловые колонны, со-

пряжённые с декоративным фризом (рис. 35); вставки в виде вертикальных волн из зеркального стекла (рис. 36); цветные витражи с декоративными деталями (рис. 37); угловые телескопические складки (рис. 38); выступающие из плоскостей основного объёма декоративно-пластические фрагменты фасада, имеющие различное очертание (рис. 39).

Исследование показало, что изогнутые фасадные фактуры с иррегулярной декоративной пластикой (типа «помятого фасада» здания «Нью-Йорк бай Гэри» («New York by Gehry») в Дубае не являются востребованными (автором таковых не обнаружено).

Рис. 40 Рис. 41

6. Входные группы нижнего яруса высотных зданий. Входная группа высотного комплекса из двух офисных зданий (рис. 40) представляет собой асимметричный светопроз-рачный консольный навес, выполненный в виде наклонной решетчатой структуры со стеклянным покрытием, имеющей форму четырёхугольного гиперболического параболоида, и закреплённый на фасаде системой трубчатых растяжек.

Входная группа гостиничного высотного комплекса «Гранд Хайят» («Grand Hyatt») (рис. 41) характерна тем, что бетонные трубы-колонны поддерживают решётчатый солнцезащитный

Рис. 42

теневой навес, выполненный в виде крупноячеистой структуры (металлические балки прямоугольного поперечного сечения значительной высоты соединены по торцам с образованием квадратных ячеек, перечёркнутых двумя диагоналями).

Ряд оригинальных в композиционном отношении входных групп и их объёмных элементов представлен на рисунке 42. Среди них - линзовидный объём на опорах, коническое кольцо, стержневая солнцезащитная структура, сталактитовый фрагмент фасада, наклонный консольный решётчатый козырек в стиле «хай-тек», а также многоэтажные пересекающиеся стрельчатые арки в восточном стиле.

7. Комплексы из двух однотипных высотных объёмов. Начало развитию строительства комплексов из парных башен в Дубае положило возведение «Эмиратс Тауэрс» («Emirates Towers») (рис. 43) на Шейх Заид Роуд. Башни этого административного комплекса не являются точной копией друг друга и отличаются как габаритами (их высоты 350 м и 305 м), так и отдельными композиционными деталями. Форма основного объёма каждой из башен - косо усечённая в верхней части правильная треугольная призма, две срезанные боковые грани которой расчерчены горизонтальными лентами поэтажных витражей.

Тенденцию возведения имиджевых парных башен Дубая продолжили эксклюзивный гостиничный комплекс «Мариотт Маркиз Дубай Отель» («JW Marriott Marquis Dubai Hotel»),

а также жилые комплексы «Джевелз» («The Jewels») и «Парк Тауэрс» («Park Towers»).

8. «Имитационные» здания и комплексы. В самое последнее время в Дубае набирает силу новая тенденция - мода на имитацию всемирно известных высотных построек, имеющих выразительный художественный имидж. Например, здание торгового центра «Раффлз» («Raffles») (рис. 44) определённо имитирует египетскую пирамиду Хеопса очертанием и размерами. Основной объём здания выполнен в виде составленных углом призматических блоков с пирамидальным завершением. В качестве важного элемента «восточной» стилистической идентификации не забыта также и древнеегипетская скульптурная символика (рис. 45, 46). Необходимо отметить разнообразие фонтанов и многоуровневых водопадов, а также вазонов для декоративных растений (рис. 47) на приобъектной территории дубайских небоскрёбов (включая знаменитые «поющие и танцующие» фонтаны около «Бурж Калифа» («Burj Khalifa»).

Заключение

В работе впервые установлены характерные композиционно-художественные региональные черты, присущие современной высотной архитектуре города Дубай, определены особенности формирования его уникальной высотной градостроительной структуры. Автором впервые введён

Рис. 43

Рис. 44

Рис. 45

в научный оборот оригинальный фотографический материал, фиксирующий композиционно-художественные особенности ряда современных имиджевых высотных зданий Дубая, которые имеют выраженное региональное своеобразие и ранее не изучались и не публиковались.

Для реализации амбициозной идеи превращения Дубая в «высотную» архитектурную столицу мира правительством привлечены силы ведущих проектно-конструкторских бюро. При этом необходимо отметить, что местные арабские архитектурные фирмы весьма редко участвуют в формировании имиджевой высотной застройки столицы эмирата. Именно данное обстоятельство обусловливает очевидный «интернациональный» облик высотной архитектуры Дубая.

Исследованием установлено, что национальные художественные мотивы в современном высотном зодчестве Дубая встречаются чрезвычайно редко, что размывает его региональное своеобразие и в перспективе грозит полной потерей национальной самобытности. Творческое же переосмысление культурных традиций и тонкое внесение восточных национальных мотивов в композиционные решения могло бы придать современной высотной архитектуре Дубая новое образное звучание, а также привнести в неё более сложный социально-культурный контекст и в итоге поднять ближневосточное высотное зодчество на качественно новый уровень.

Рис. 47

Литература

1. Bellini, O.E. New frontiers in Architecture / O.E. Bellini, L.Daglio. - Turin: White Star Publishers, 2008. - 304 s.

2. Binder, G. Tall buildings of Europe, the Middle East and Africa / G.Binder. - Sydney: Images Publishing, 2006. - 240 p.

3. Абрамсон,Л.А. Развитие строительства высотных зданий / Л.А. Абрамсон // Жилищное строительство. - 2005. - № 10.

- С. 14-29.

4. Лебедев, В. Небоскрёбы возвращаются на родину / В. Лебедев // Business: Property, Business, Investment. - Oct.-Nov. 2008. - C. 50-53.

5. Магай, А.А. Архитектурное проектирование высотных зданий и комплексов / А.А. Магай. - М.: АСВ, 2015. - 245 с.

6. Маклакова, Т.Г. Высотные здания. Градостроительные и архитектурно-конструктивные проблемы проектирования / Т.Г. Маклакова. - М.: АСВ, 2008. - 160 с.

7. Best Tall Buildings 2011: CTBUH International Award Winning Projects. - London & New York: Routledge Taylor & Francis Group 2011. - 211 p.

8. Best Tall Buildings 2012: CTBUH International Award Winning Projects. - London & New York: Routledge Taylor & Francis Group 2012. - 224 p.

Literatura

3. Abramson L.A. Razvitie stroitel'stva vysotnyh zdanij / L.A. Abramson // Zhilishhnoe stroitel'stvo. - 2005. - № 10.

- S. 14-29.

4. Lebedev V. Neboskreby vozvrashhayutsya na rodinu / V.Lebedev // Business: Property, Business, Investment. - Oct.

- Nov. 2008. - C. 50-53.

5. MagajA.A. Arhitekturnoe proektirovanie vysotnyh zdanij i kompleksov / A.A. Magaj. - M.: ASV, 2015. - 245 s.

6. Maklakova T.G. Vysotnye zdaniya. Gradostroitel'nye i arhitekturno-konstruktivnye problemy proektirovaniya / T.G. Maklakova. - M.: ASV, 2008. - 160 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коротич Андрей Владимирович, 1957 г.р. Доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН. Старший научный сотрудник, заведующий лабораторией перспективных проблем архитектурного формообразования института «УралНИИпроект» (филиал «ЦНИИП Минстроя России»). Сфера научных интересов: архитектурно-дизайнерское формообразование (общетеоретические, творческие и типологические аспекты); архитектура высотных зданий и сооружений (художественно-композиционные творческие аспекты формирования отдельных объёмов и комплексов). Автор более 250 научных публикаций. Тел.: +7 (912) 248-22-23. E-mail: avk-57@umïpru.

Korotich Andrei Vladimirovich, born in 1957. Doctor of architecture, corresponding member of RAACS. Senior researcher, head of the Laboratory of Advanced Problems of Architectural Formation of the Ural Research and Design Institute of the Russian Academy of Architecture and Construction Sciences (branch of the Central Research Institute of the Ministry of Construction of Russia). Sphere of scientific interests: architectural and design formation (general theoretical, creative and typological aspects); architecture of high-rise buildings and structures (artistic and compositional creative aspects of the formation of individual volumes and complexes). Author of more than 250 scientific publications. Tel.: +7 (912) 248-22-23. E-mail: avk-57@uniip.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.