Научная статья на тему 'Имидж современной высотной архитектуры'

Имидж современной высотной архитектуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1101
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высотное здание / архитектурная концепция / особенности творчества / изобретение / Художественный образ / имидж городской среды

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коротич Андрей Владимирович

В октябре 2011 г. автор представит Россию на Всемирной конференции CTBUH в Сеуле (Южная Корея) с докладом «Имидж современной высотной архитектуры» и выставкой творческих работ. Им сформулированы проблемы развития высотной архитектуры в различных регионах мира. В статье представлены принципиальные особенности и идеология творчества. Планируется ознакомить научную общественность с разработанными методиками формообразования, новейшими концептуальными проектами и изобретениями в области архитектуры высотных зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имидж современной высотной архитектуры»

УДК 72.01 КОРОТИЧ А. В.

Имидж современной высотной архитектуры

В октябре 2011 г. автор представит Россию на Всемирной конференции CTBUH в Сеуле (Южная Корея) с докладом «Имидж современной высотной архитектуры» и выставкой творческих работ. Им сформулированы проблемы развития высотной архитектуры в различных регионах мира. В статье представлены принципиальные особенности и идеология творчества. Планируется ознакомить научную общественность с разработанными методиками формообразования, новейшими концептуальными проектами и изобретениями в области архитектуры высотных зданий.

Ключевые слова: высотное здание, архитектурная концепция, особенности творчества, изобретение, художественный образ, имидж городской среды.

KOROTICH A. V.

IMAGE OF MODERN ARCHITECTURE ALTITUDINAL

In October 2011 the author will represent Russia at the World Conference CTBUH in Seoul (South Korea). He will speak on «The image of a modern high-rise architecture.» He plans to exhibit his creative works. The author formulated the problem of high-rise architecture in different regions of the world. At the conference, the author will present the principal features of the ideology of their own creativity. The author will acquaint scientific community with the techniques shaping, with the newest conceptual projects and with inventions in the field of architecture of high-rise buildings.

Keywords: high-rise building, architectural design, especially creativity, invention, artistic image, the image of the urban environment.

Коротич

Андрей Владимирович

доктор архитектуры, профессор,

Заслуженный изобретатель России,зав. лабораторией УралНИИпроект РААСН E-maikavk-57@unNp.nj

В настоящее время основные проблемы развития архитектуры высотных зданий сосредоточены отнюдь не в технической, а в имиджевой сфере высотного строительства.

Большинство построенных, строящихся и проектируемых высотных зданий мира (примерно 97 %) относится к категории «коммерческой недвижимости» (первоочередной задачей строительства «коммерческой недвижимости» является быстрая прибыльная распродажа возведенных площадей). Как здание выглядит внешне, т. е. каков его архитектурный имидж — фактор, интересующий инвесторов в последнюю очередь. Итак, в 97 % случаев экономические факторы развития высотного строительства являются значительно более сильным аргументом и перечеркивают все принципы формирования визуально комфортной городской среды.

Такая ущербная для архитектурного имиджа зданий и, соответственно, для общего имиджа городской застройки сугубо «экономическая» ориентация высотного строительства привела к повсеместной сильной дискредитации архитектурно-строительной отрасли в целом.

Сегодня высотное строительство воспринимается и оценивается населением крайне негативно, отторгается как дисгармоничное и уродливое порождение технократической цивилизации, агрессивно-враждебное к сложив-

шейся многовековой исторической застройке городов.

Действительно, композиционно-стилистический анализ высотных зданий современных мегаполисов Европы, Америки, Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока и Австралии показывает, что большинство из них не представляет собой ничего архитектурно ценного и культурно значимого, являясь по своей композиционной сущности обыкновенными унылыми «стеклянными коробками», похожими, по меткому выражению Майкла Грэйвса, «на холодильники, выставленные на улицу».

Можно определенно указать схожие композиционные черты, характерные для облика абсолютного большинства современных высотных зданий наиболее известных мегаполисов — Чикаго и Нью-Йорка, Пекина и Шанхая, Гонконга и Сингапура, Дубая и Лос-Анджелеса, Токио и Мельбурна, Лондона и Парижа, Амстердама и Франкфурта:

• простая, примитивная форма объемов;

• чрезмерное остекление внешней оболочки, зачастую идущее в ущерб ее функциональным свойствам;

• низкое качество оформления фасадов «зеркальным» стеклом;

• практически полное отсутствие фасадной деталировки;

• примитивная фактура оболочки;

© Коротич. А. В., 2011

43

• невыразительный силуэт.

Лишь 3 % высотных зданий могут быть определены экспертами как архитектурный эксклюзив, представляющий общечеловеческую художественную и культурную ценность. Из более чем пяти тысяч исследованных автором высотных зданий и сооружений можно выделить лишь 25—30 уникальных архитектурных объектов-символов, имеющих мировую известность. Примечательно, что практически все эти лучшие имиджевые высотные объекты мира возведены инвесторами-заказчиками «для себя» и позиционируются в качестве собственной «визитной карточки» как офисы-представительства и штаб-квартиры, а отнюдь не предназначены для целей быстрой поэтажной прибыльной распродажи.

Исследования и опросы показали, что высотные здания повсеместно позиционируются владельцами как имиджевые объекты; однако при этом почему-то считается, что главное достоинство высотного здания — его высота.

Необходимо понимать, что даже самое высокое здание будет оставаться таковым лишь какой-то промежуток времени; при этом архитектурный имидж здания, заданный его внешней формой, будет определять лицо города и владельца в течение многих десятилетий.

Перед архитекторами и инвесторами стоит задача — поднять пошатнувшийся имидж высотной застройки путем возведения уникальных зданий-символов современной цивилизации.

Однако существующая организационная структура CTBUH содержит лишь восемь рабочих групп, имеющих ярко выраженную техническую, юридическую и экономическую направленность: сейсмоустойчивое

проектирование; сбалансированное развитие; ученые, академики и аспиранты; прогрессирующее обрушение; противопожарная безопасность; законодательные аспекты высотного строительства; финансово-экономическая; учет ветровой нагрузки при проектировании.

Актуальность и значимость конструктивно-технологических и экономических аспектов развития высотного строительства неоспорима и очевидна. Но при этом необходимо указать на полное отсутствие в структуре СТВиН специализированной международной экспертной группы, занимающейся координацией проблем развития новых художественных концепций и методик архитектурного формообразования высотных зданий

в различных регионах мира с учетом требований «визуальной экологии», а также возможности использования национальных архитектурных традиций в высотном строительстве.

Налицо явно ошибочное смещение приоритетов.

Высотные здания строятся не для того, чтобы противостоять сильным ветрам или землетрясениям, быть пожаробезопасными, экологичными, энергоэффективными/ ресурсосберегающими, вместительными при одновременной экономии городских территорий, утилитарно комфортабельными, интерактивными/интеллектуальными, а также конструктивно и технологически рациональными — сегодня это перечень их обязательных технических, функциональных и эксплуатационных качеств, обеспечивающих современный высокий уровень жизни.

Главное, ради чего строятся высотные здания, — их уникальная символическая архитектура, поражающая воображение своим художественным совершенством. При этом имиджевая сторона высотной архитектуры в лучших примерах выходит далеко за пределы утилитарного назначения и функциональных качеств зданий, которые зачастую становятся символами и национальной гордостью целых городов и государств. Даже дороговизна земли в современных мегаполисах является вторичным фактором.

Поэтому лучшая популяризация, пропаганда и реклама развития вы-

сотного строительства — это уникальная и привлекательная внешняя архитектура высотных зданий; создание узнаваемого, индивидуального, выразительного и неповторимого силуэта-«скайлайна» каждого известного высотного мегаполиса с учетом возможности использования национальных архитектурных традиций.

Другой важной проблемой, требующей оперативного решения, является охрана авторских прав креативных архитекторов-концептуалистов.

Автор возглавляет архитектурную ассоциацию Korotich Design Group и вместе с партнерами занимается научными и творческими проблемами формообразования объектов высотной архитектуры с середины 1999 г.

За прошедшие 12 лет архитекторами Korotich Design Group создано более 2 500 новых архитектурных концепций высотных зданий и сооружений; ряд решений оболочек высотных зданий нами запатентован. В опубликованных статьях развиваются научные принципы геометрического и физического моделирования новых форм оболочек высотных зданий с использованием изобретенных автором способов кристаллографического, торсионного и фрактального формообразования.

Основной идеологический принцип творчества архитекторов Korotich Design Group: «Выразительная, композиционно совершенная и уникаль-

ная архитектурная форма высотного объекта может и должна создаваться с использованием простейших базовых геометрических форм и поверхностей, имеющих регулярную линейчатую структуру».

С нашей точки зрения это оптимальный художественный компромисс между весьма сложной по восприятию пластикой иррегулярной формы, с одной стороны, и монотонной примитивностью симметричной «стеклянной коробки» — с другой.

Всемирная конференция СТВИН в Сеуле позволит обобщить существующие в настоящее время основ-

ные проблемы и тенденции развития высотной архитектуры в различных странах мира.

60—100 лет назад большинство построенных высотных зданий имело уникальный характер в отношении как общей объемной композиции, так и декоративной отделки.

В настоящее же время подавляющее большинство высотных объектов не имеет ярко выраженного индивидуального архитектурного имиджа, а относится к категории «коммерческой недвижимости». Закономерным результатом ориентации высотного строительства на экономические при-

оритеты явилось массовое появление безликих «стеклянных коробок», уродующих облик исторической застройки и лишенных какой-либо внешней привлекательности: огромные площади угнетающе монотонных остекленных фасадов, лишенные контрастных по материалам, фактуре и цвету индивидуальных деталей, вызывают у населения оправданное отторжение и формируют негативный имидж современной архитектуры в целом.

Сегодня очевидно смещение приоритетов развития высотного строительства в сторону экономических и конструктивно-технических аспектов,

Новые архитектурно-художественные концепции высотных зданий общественного назначения для стран Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока, представленные на Всемирной конференции СТВиН-2011 в Сеуле, Южная Корея. Авторы: А. В. Коротич, М. А. Коротич, И. А. Коротич. Права авторов защищены

явно идущее в ущерб его художественно-эстетической стороне.

Уровень конструктивно-технологического направления развития высотного строительства на нынешнем этапе таков, что современная строительная техника и технологии, а также новые конструкционные, отделочные и энергоэффективные материалы позволяют реализовать практически любые творческие замыслы зодчих, в том числе в сфере возведения сверхвысоких зданий (1,5 км и выше). Например, в настоящее время фирма Hyder Consulting занимается конструктивной разработкой и дизайном десяти реальных заказных проектов зданий высотой от 1,5 до 3 км. Заказчики — страны Персидского залива: Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Саудовская Аравия. Проблема при реализации таких амбициозных проектов — отсутствие достаточных и ритмичных инвестиций (вспомним весьма серьезные проблемы, возникшие с финансированием строительства 828-метровой башни Burj Khalifa в Дубае).

Заключение

Автором выявлены основные актуальные направления и проблемы развития архитектуры высотных зданий:

• дальнейшее совершенствование методик моделирования новых выразительных архитектурных форм высотных объектов;

• стимулирование активного и независимого развития профессионального слоя «виртуальных архитектурных концепций, проектов и изобретений», служащего «питательной базой» для возникновения и реализации шедевров современной высотной архитектуры;

• защита авторских прав креативных архитекторов-концептуалистов путем разработки соответствующей международной законодательной базы и огласки судебных прецедентов;

• использование многовековых национальных архитектурных традиций и мотивов с целью придания высотным объектам регионального своеобразия, художественной специфики и привлекательности;

• формирование выразительного, неповторимого и уникального си-луэта-«скайлайна» каждого известного высотного мегаполиса. Постепенное осознание важности и

поэтапное разрешение обозначенных выше серьезных проблем позволит раскрыть реальный потенциал высотной архитектуры и прогнозировать пути ее развития в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.