Научная статья на тему 'Теоретическая модель развития исполнительских умений у флейтистов-старшеклассников в системе дополнительного образования'

Теоретическая модель развития исполнительских умений у флейтистов-старшеклассников в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛЕЙТИСТЫ-СТАРШЕКЛАССНИКИ / SENIOR FLUTE STUDENTS / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / CHILDREN'S MUSIC CENTRES / ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / THEORETICAL MODEL / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ТЕХНИКА / PERFORMANCE TECHNIQUE / АППАРАТ / APPARATUS / ОПЫТ / EXPERIENCE / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ МУЗЫКАНТА / PROFESSIONAL MUSICIAN''S HEALTH PROMOTION AND DISEASE PREVENTION / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIO-CULTURAL SETTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махова Анна Игоревна

Представлена теоретическая модель развития исполнительских умений флейтистов-старшеклассников, структурирующая необходимый музыкально-исполнительский комплекс. Предлагается включить в эту модель компоненты, которые способствуют созданию продуктивного музыкально-исполнительского комплекса, базирующегося на учете таких факторов, как возрастная психология, социокультурная среда, профессиональное самочувствие музыканта.The article presents a theoretical model of senior flute students’ performance skills development. The author suggests components contributing to the productive music performance complex, which take into account such factors as developmental psychology, sociocultural setting, professional musician's health promotion and disease prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель развития исполнительских умений у флейтистов-старшеклассников в системе дополнительного образования»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.09.P.17 УДК 372.878

А. И. Махова,

Музыкальная школа Российской академии музыки им. Гнесиных

Теоретическая модель развития исполнительских умений у флейтистов-старшеклассников в системе дополнительного образования

Музыкальная школа Российской академии музыки им. Гнесиных

Вопрос развития исполнительских умений у флейтистов-старшеклассников является одним из самых актуальных в сфере дополнительного музыкального образования.

Повышение интереса к этому аспекту образования флейтистов связано с рядом причин, включая активный рост различных музыкально-исполнительских конкурсов и фестивалей; повышение «планки» учебных планов; увеличение числа поступающих в музыкальные школы. Учтем также, что развитие сферы дополнительного образования способствует росту конкуренции среди учащихся

© Махова А. И., 2018

не только на конкурсных прослушиваниях, но также и при поступлении в музыкальное заведение.

В гонке за «идеалом» нередко звенья коммуникативной цепочки «учитель - ученик - родитель» забывают о комплексном развитии всех компонентов, необходимых для полноценного развития исполнительских умений. При этом педагог ставит перед собой задачи, которые сосредоточены на совершенствовании отдельных компонентов, например пальцевой техники и развитии виртуозности, некоторые заостряют внимание исключительно на развитии музыкальности и др. - в зависимо-

сти от целей [3]. Кроме того, педагог уже на первой ступени обучения должен контролировать процесс формирования у учащегося внимания, концентрации и психологической устойчивости при общении; возможности взаимодействия с коллегами, педагогом, дирижером, что способствует развитию у него исполнительской коммуникации [2].

Подготовка юного музыканта к обучению в профессиональном учебном заведении - в колледже или вузе - предполагает не только создание фундамента технологической базы владения инструментом, но и развитие у учащихся осознанного и продуктивного музыкально-исполнительского комплекса, который призван учитывать факторы возрастной психологии, социокультурной среды и требования к профессиональному здоровью музыканта. В системе российского дополнительного образования тема здоровьесбере-жения (профессиональное здоровье) до сих пор не получила своего развития, однако учет педагогом-музыкантом здоровьесберегающе-го подхода способствует формированию физически, психически и духовно здоровой личности учащегося, мотивированного на осуществление исполнительской деятельности [1].

Стремление педагогов к постоянному совершенствованию

АННА ИГОРЕВНА МАХОВА

преподаватель музыкальной школы Российской академии музыки им. Гнесиных. Сфера научных интересов: полихудожественный и мультидисциплинарный подход к флейтовому исполнительству, возрастная психология, профессиональное здоровье музыканта. Автор 12 опубликованных научных работ

Представлена теоретическая модель развития исполнительских умений флейтистов-старшеклассников, структурирующая необходимый музыкально-исполнительский комплекс. Предлагается включить в эту модель компоненты, которые способствуют созданию продуктивного музыкально-исполнительского комплекса, базирующегося на учете таких факторов, как возрастная психология, социокультурная среда, профессиональное самочувствие музыканта.

Ключевые слова: флейтисты-старшеклассники, детская музыкальная школа, детская школа искусств, теоретическая модель, исполнительская техника, аппарат, опыт, коммуникация, профессиональное здоровье музыканта, возрастная психология, социокультурная среда.

The article presents a theoretical model of senior flute students' performance skills development. The author suggests components contributing to the productive music performance complex, which take into account such factors as developmental psychology, sociocultural setting, professional musician's health promotion and disease prevention.

Key words: senior flute students, children's music centres, theoretical model, performance technique, apparatus, experience, communication, professional musician's health promotion and disease prevention, developmental psychology, sociocultural setting.

исполнительской деятельности флейтистов-старшеклассников подводит нас к необходимости разработки теоретической модели развития исполнительских умений с целью структуризации комплекса исполнительской техники, исполнительского аппарата, исполнительской коммуникации и исполнительского опыта с учетом профессионального здоровья музыканта.

Данная модель включает в себя шесть блоков: организационно-управленческий, технологический, профессионально-исполнительский, программно-методический, мо-тивационно-ценностный и контрольно-оценочный.

1. Организационно-управленческий блок. В рамках данного блока осуществляется развитие исполнительских умений флейтиста-старшеклассника в системе дополнительного образования, результатом которого должна стать его готовность осуществлять успешную учебно-профессиональную и творческую деятельность в современном социокультурном пространстве. С этой целью педагогу необходимо реализовать ряд задач. В их числе:

развитие готовности к самостоятельному обучению. Формирование исполнительских умений невозможно без ежедневных занятий и усердия учащегося. По учебному плану каждому учащемуся полагается два академических часа в неделю для занятия с педагогом. Такого объема недостаточно для видимого и эффективного результата. Для большей результативности важны самостоятельные

занятия учащегося, во время которых будут учитываться пожелания педагога; расширение знаний, развитие умений и навыков, связанных с исполнительским аппаратом/ техникой, коммуникацией. Заметим, что развитие и совершенствование сферы флейтового исполнительства требует от педагога не только личного опыта, знаний и умений, но и ознакомления с методическими материалами; взаимодействия с музыкантами, педагогами посредством живого общения и через использование социальных сетей; компетентности в работе с медиаресурсами; развитие соответствующего отношения к профессиональному здоровью музыканта. Контроль психологического и физического здоровья учащегося является залогом не только его хорошего самочувствия, но и полной отдачи во время занятий и выступлений; развитие творческих форм исполнительской активности. Творческие формы исполнительской активности предполагают участие учащегося в конкурсах и фестивалях, концертах

Будущие мастера

На концерте учащихся музыкальной школы

(в качестве сольного исполнителя, а также в ансамбле/оркестре; посещение мастер-классов/семинаров не только по флейте, но также и по игре на других инструментах); - расширение исполнительского опыта. Активное развитие музыкально-исполнительской среды требует от учащихся осуществления активной концертной и конкурсной практики, которая способствует выработке стрессоустой-чивости, контролю волнения и психологической устойчивости. Общими функциями являются образовательная, воспитательно-развивающая, контролирующая. Специфическая функция представлена музыкально-исполнительской, направленной на развитие музыкально-профессиональной деятельности с использованием психолого-педагогических средств, а также учетом индивидуально-личностных особенностей учащегося.

2. Технологический блок представлен следующими компонентами.

1) Подходы: личностно-деятель-ностный, индивидуально-творческий, аксиологический.

2) Принципы: сочетание индивидуальной и групповой формы; единство эмоционального

и сознательного; единство художественного и технического; принцип доступности; принцип систематичности и последовательности в овладении исполнительскими умениями; принцип популяризации флейтового исполнительства средствами медиасреды.

3) Методы: наглядный метод (наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный метод); словесный метод; практический метод.

4) Приемы: приемы для индивидуальной работы; приемы для коллективной работы.

5) Средства: учебники; учебно-методические материалы; нотная и художественная литература; произведения искусства; мультимедийные устройства (аудио-, видеоматериалы, Интернет).

6) Формы обучения: классная, внеклассная и самостоятельная. 3. Профессионально-исполнительский блок включает в себя:

• Исполнительский опыт: - опыт преподавателя: концертная практика; конкурсная практика; опыт работы с учащимися разных возрастных категорий; наличие как успешного, так и неуспешного опыта в педагогической практике;

- личностный опыт учащегося: концертная практика; конкурсная практика; опыт взаимодействия с другими учащимися; ознакомление с опытом исполнителей мирового уровня, своего педагога и сверстников;

- сторонний опыт: посещение мастер-классов, семинаров, открытых уроков, концертов; изучение опыта известных исполнителей, педагогов, коллег.

• Коммуникацию:

- межличностная коммуникация: общение со сверстниками и одноклассниками посредством личного общения; общение с педагогом по специальности (на разные темы, в том числе вне стен музыкальной школы); медиакоммуникация; обмен опытом с флейтистами из разных стран (посредством участия в конкурсах, посещения международных школ, общения в медиасреде и др.);

- профессиональная коммуникация: общение с педагогом по специальности; общение с педагогами по другим профессиональным дисциплинам; способность взаимодействия со зрителем во время выступления, с членами жюри на конкурсном прослушивании.

Развитие способности коммуникации в музыкальной деятельности способствует получению нового опыта, интересных и важных знакомств, возможности ознакомления с новыми приемами игры на флейте, развитию навыков общения в социомузыкальной среде, а также личностному росту юного исполнителя.

• Профессиональное здоровье музыканта: физическое здоровье; психологическое здоровье; духовное здоровье.

В рамках физического аспекта важным является учет здоровья и состояния учащегося, так как неправильная постановка корпуса, амбушюра, пальцев может привести к образованию зажимов, дискомфорту и серьезным проблемам

(искривление позвоночника, сильные головокружения, мышечные зажимы, проблемы с желудочно-кишечным трактом). Психологический аспект в большей степени связан с эмоциональными состояниями исполнителя (сценическое волнение, страх выступления перед преподавателем/жюри, отсутствие уверенности в себе). Данный аспект напрямую может быть связан с возможными последствиями физических проблем (носовые кровотечения, головная боль, спазмы и др.) [4, с. 22-25].

Духовный аспект связан с ценностными установками, мотивацией учащихся и их поведением в социуме.

4. Программно-методический блок включает в себя: обновление содержания учебных программ, дидактических и методических материалов; подбор соответствующих методов, форм, приемов и средств для работы с учащимися; использование соответствующих учебно-методических материалов; привлечение образцов художественной лите-

ратуры/произведений искусства; использование мультимедийных ресурсов (видео-, аудио материалы, Интернет).

5. Мотивационно-ценностный блок охватывает: развитие ценностного потенциала (духовные, личностные, профессиональные ценности); развитие готовности к расширению культурной картины мира; развитие готовности к достижению успеха в профессиональной деятельности; развитие готовности к осуществлению продуктивной учебно-профессиональной деятельности; развитие готовности сотрудничества в коллективе.

6. Контрольно-оценочный блок состоит из критериев и показателей сформированно-сти исполнительских умений у флейтистов старших классов в системе дополнительного образования:

- технологический (исполнительское дыхание, пальцевая техника, амбушюр);

- психологический (исполнительское мышление, исполни-

тельская коммуникация, исполнительский опыт); - мотивационный (готовность к развитию исполнительских умений, саморазвитие, самоактуализация).

Таким образом, предлагаемая нами модель является гибкой и отражает динамику современных социокультурных и образовательных процессов. Ее реализация, по нашему мнению, способствует равномерному развитию всех компонентов исполнительских умений будущих флейтистов, совершенствованию техники их игры, выработке психологической устойчивости, уверенности в себе, умению вести себя в непредвиденных ситуациях, готовности расширять свой исполнительский опыт, общую культуру и в целом рассматривать свою музыкальную деятельность как инструмент «безопасной» социализации и самоактуализации в музыкальной среде в эпоху ожесточенной конкуренции и агрессивного настроя «оцифрованной» личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова Е. Н. Здоровьесберегающий подход в образовании как инструмент социального взаимодействия (на примере музыкального обучения) // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 274-277.

2. Варламов Д. И., Лохов К. И. Коммуникативные качества оркестрового музыканта в контексте педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 5 С. 108-110.

3. МаховаА. И. Коммуникативная цепочка «учитель-ученик-родитель» и ее влияние на исполнительские умения музыканта-духовика (на примере учащихся ДМШ) // Музыковедение. 2016. № 12.

4. Махова А. И. Подготовка учащегося к концертному выступлению в классе духовых инструментов // Мир науки, культуры и образования. 2016. № 1 (56). 351 с.

□ТЕРАТ^А

1. Borisova Е. N. Zdorov'esberegayushchij podhod V obrazovanii как ^йгитюп: sociaL'nogo vzaimodejstviya (па рпт-еге muzykaL'nogo оЬисЬ^туа) // М1г паик^ ки1':игу, obrazovaniya. 2018. № 2 (69). S. 274-277.

2. VarlamovD. I., LohovК. I. Kommunikativnye касЬ^^а orkestrovogo т^укаП:а V kontekste pedagogicheskogo issLe-dovaniya // Teoriya i ргакйка obshchestvennogo razvitiya. 2014. № 5. S. 108-110.

3. ИйЬоуа А. I. Коттиткайупауа cepochka «uchiteL,-uchenik-roditeL,» I ee уНуа^ па ispoLniteL,skie umeniya muzykanta-duhovika (па ритют uchashchihsya DMSH) // Muzykovedenie. 2016. № 12.

4. Mahova А. I. Podgotovka uchashchegosya к koncertnomu vystupLeniyu V kLasse duhovyh instrumentov // М1г nauki, к^'^гу ! obrazovaniya. 2016. №1 (56). 351 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.