уровне. Применение ИКТ позволяет на уроках математики решать задачи по экономике, финансовой математике, и выявлять внутри предметные и межпредметные связи. Этому способствуют и ученические проектные работы по математике, учебно-исследовательские работы с применением инфокоммуникацион-ных технологий на уроках.
В гимназии успешно ведутся факультативные занятия с целью более углубленного изучения материала, выходящего за рамки школьного курса математики.
Начиная с 2014 года, в рамках комплексно-целевой программы «Одарённые дети», в школе функционирует 5 класс, в котором обучаются одарённые дети и обучение ведётся на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.
В нашей гимназии разработана специальная программа для развития умственных, интеллектуальных и творческих способностей этих учащихся. В классе занятия проводятся по подгруппам, количество учащихся не более 10 в каждой подгруппе. Большое внимание на уроках уделяется проектной деятельности. Учащиеся часто выступают на уроках с сообщениями, принимают участие в работе кружков, круглых столов.
Интерес к изучаемым предметам проявляется участием в олимпиадах разного уровня, конкурсах, конференциях, что обеспечивает формирование аналитического и критического мышления учащихся, развития познавательных компетенций школьников.
Проектная деятельность учащихся является одним из средств развития познавательных интересов одарённых школьников.
Примерами проектных работ учащихся на уроках математики являются «Симметрия вокруг нас», «Шагая по страницам
Библиографический список
учебника алгебры», «Куда пропала математика», «Вместе весело шагать» и многие другие работы, выполняемые нашими учащимися.
Творческие работы школьников носят исследовательский характер и касаются вопросов, которые не изучаются в базовом курсе. Они позволяют приобрести школьникам первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно научиться добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации учителя. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку.
В силу особенностей учебной деятельности одарённых школьников, нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также специальная учебная нагрузка. Учащиеся любят то, что понимают, в чём добиваются успеха, что умеют делать.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, учитывая практическую невозможность вовлечения всех детей с актуальной и скрытой одарённостью в обучение по специальным программам, необходимо готовить учителей для работы с одарёнными детьми в условиях обычных классов. Это предполагает знание педагогом принципов развивающего образования, включая владение специальными умениями применения стратегий дифференцированных программ для одарённых детей, а также владение нетрадиционными формами и способами работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты и т. п.). Необходимо идти в ногу со временем, использовать современные технологии и методы обучения, не бояться вводить в учебный процесс элементы новизны, делиться своим опытом, ибо нельзя идти вперед с головой, повёрнутой назад.
1. Указ Президента РФ 04.02.2010 № Пр-271. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Москва, 2010.
2. Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одарёнными учащимися. Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса: сборник материалов научно-практической конференции. Научный редактор Н.Ю. Синягина. Москва, 2008: 61 - 63.
3. Гусева С.И. Образ математически одарённого ученика в сознании педагога. Автореферат диссертации ...кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2000.
4. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта. Педагогика. 2000; 7.
5. Царапкина Ю.К. К вопросу об использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Вестник развития науки и образования. 2010; 4.
References
1. Ukaz Prezidenta RF 04.02.2010 № Pr-271. Nacional'naya obrazovatel'naya iniciativa «Nasha novaya shkola». Moskva, 2010.
2. Artyushina N.K., Chirkovskaya E.G. Lichnostnye i professional'nye kachestva uchitelya, rabotayuschego s odarennymi uchaschimisya. Problemy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya sub'ektov obrazovatel'nogo processa: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchnyj redaktor N.Yu. Sinyagina. Moskva, 2008: 61 - 63.
3. Guseva S.I. Obraz matematicheski odarennogo uchenika v soznanii pedagoga. Avtoreferat dissertacii ...kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2000.
4. Klarin M.V. Interaktivnoe obuchenie - instrument osvoeniya novogo opyta. Pedagogika. 2000; 7.
5. Carapkina Yu.K. K voprosu ob ispol'zovanii v uchebnom processe aktivnyh i interaktivnyh form provedeniya zanyatij. Vestnik razvitiya nauki i obrazovaniya. 2010; 4.
Статья поступила в редакцию 11.01.16
УДК 371
Makhova A.I., postgraduate, Gnesins Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: any_max@mail.ru
TRAINING OF PLAYERS ON WIND INSTRUDENTS FOR PERFORMANCE AT A CONCERT. The article covers strong and weak points of public performances by wind instrument students at children's music schools. The author analyzes how to deal with problems affecting their psychological state at a concert, i.e. by being prepared by a teacher to communicate with certain audience. The author studies such cases when players need to react and talk to competition jury members. Such training also involves practicing a competition or examination program in simulated upcoming event situations. Developing a student's emotionally stable, positive attitude towards his performance, regardless of the result (especially, in case of competition auditions) is studied. A competition and examination program taking into account the student's music performance level is paid attention.
Key words: children's music school, wind instrument player, preparing for stage performance, stage anxiety, public performance, performer-audience rapport.
А.И. Махова, аспирант ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: any_max@mail.ru
ПОДГОТОВКА УЧАЩЕГОСЯ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ В КЛАССЕ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
В статье рассматриваются преимущества и недостатки практики публичных выступлений учащегося духового класса детской музыкальной школы. Автором анализируются способы решения проблем, влияющих на его психологическое состояние
на концертной площадке, например, подготовка педагогом учащегося к коммуникации с определенной категорией слушателей (например, жюри на конкурсе): обыгрывание конкурсной / экзаменационной программы в смоделированной ситуации предстоящего события; создание эмоционально стабильного, положительного настроя учащегося на свое выступление, вне зависимости от полученного результата (особенно в случае конкурсных прослушиваний); верно подобранная педагогом экзаменационная / конкурсная программа, с учётом уровня техники игры учащегося.
Ключевые слова: детская музыкальная школа, духовик-исполнитель, психологическая подготовка к сценическому выступлению, сценическое волнение.
Преподавателю в музыкальной школе часто приходится сталкиваться с такой проблемой, как потеря способности ученика держаться во время выступления, будь то экзамен, концерт или конкурс. Нередко это происходит по причине осознания учащимся всей возложенной на него ответственности. Педагог не всегда замечает, как «перегружает» ею ребёнка, произнося фразы типа «ты не должен ошибаться - этого зависит твоя оценка, балл, место на конкурсе», «нельзя подводить своего педагога» и прочее. Акцентирование на важности для кого-то или ответственности перед кем-то, часто негативно сказываются на психологическом состоянии ребёнка, которому в этом случае приходится думать не о том, как сыграть, а том, как бы не подвести педагога, школу, родителей. В данной ситуации педагоги забывают самое главное: чему именно учат детей в музыкальной школе, к чему стремятся, для чего обучают исполнительскому искусству.
Современное образование направлено на развитие творческих способностей учащихся в плане их исполнительской деятельности. Активизация юного музыканта в концертных мероприятиях повышает уровень его профессионально-музыкальной деятельности, которая включает в себя также артистическую и преподавательскую деятельности [1]. Публичные выступления - неотъемлемая часть учебного процесса (технический и академический зачеты, концерты класса, отдела, школы, городские концерты и прочие, участие в которых является обязательным). Ответственность за подготовку к разного рода выступлениям лежит не только на самом учащемся, но и на педагоге. Одна из задач педагога - помочь ученику раскрыться на сцене как творческой личности [2]. Методистами, музыкантами-педагогами, психологами проблема «сценического волнения» рассматривается с разных сторон. С одной стороны, как негативное и стрессовое состояние, которое мешает создавать художественный образ исполняемого произведения. С другой - как положительное состояние, которое помогает ученику научиться активизации и мобилизации на сцене, и, таким образом, осуществить творческий замысел. Нередко исполнителями фиксируется ощущение чрезмерного беспокойства, из-за которого возможен обратный эффект мобильности - торможение. Таким образом, активность уступает место «сценической апатии» и безразличности к выступлению [3].
Педагоги-музыканты, имеющие практический опыт сценического исполнения, могут способствовать снижению волнения перед выступлением, но не всегда подготовить ученика к публичному выступлению психологически. В настоящее время в государственных программах обращают внимание на процесс становления и развития личности будущего музыканта: обозначаются направления для дальнейшего совершенствования системы образования и формирования оптимальных условий [4].
Выступление на сцене является совершенно иной деятельностью, в совершенно иных условиях, которые отличаются от обычных репетиций и работы в классе. На выступление влияют внешние и внутренние факторы. К внешним относятся акустические несовершенства концертной площадки, слишком яркое освещение, шум в зале и другие. К внутренним - ответственность, боязнь ошибиться или неудачно выступить. Все эти аспекты приводят к максимуму причин, которые мешают ученику в полной мере реализовать свой творческий потенциал [5].
Духовику-исполнителю постоянно приходится сталкиваться с трудностями, которые чаще всего связаны с психофизиологическими проблемами. Это трудность в освоении пальцевой техники, формирование исполнительского аппарата (в который входит постановка губ, дыхания, работа диафрагмы), состыковка работы цепочки «пальцы-язык-выдох», освоение художественной выразительности. Нередко выступающий «теряет» текст, когда из-за стрессовой ситуации внимание может быть отвлечено любым посторонним фактором, таким как движение в зале, лишние звуки, или просто потеря концентрации на исполняемой музыке. Учёт всех этих элементов призван создать базу для устойчивого к стрессу исполнителя и привести к выразительному и красивому звучанию инструмента, а также к разви-
тию общей музыкальности учащегося. Однако нередко в гонке за виртуозностью и хвастовством преподавателей, чей ученик лучше, педагог упускает из виду самое главное - психологическое развитие ребёнка, работу над стрессовыми ситуациями, которые сопровождают исполнителя-духовика на сцене, прогнозирование ситуаций, с которыми может столкнуться исполнитель на духовом инструменте. Такими частыми проблемами становятся пересыхание горла, чрезмерное слюноотделение, перехват дыхания, взятие чрезмерного количества воздуха, соскальзывание пальцев с клапанов или, например, у флейтистов, головки флейты с подбородка, из-за повышенного выделения пота, связанного с волнением.
Безусловно, «страх сцены» или чрезмерное волнение перед выступлением является исключительно индивидуальной особенностью учащегося, но в задачи педагога входит работа над этими проблемами и стремление свести их к минимуму, помочь психологически справиться с возникшими трудностями и адекватно на них среагировать. При работе с учащимися необходимо учитывать особенности возрастной группы в целом, а также чисто индивидуальные способности. Не менее важным фактором является выбранный учеником музыкальный инструмент, для которого также характерны свои индивидуальные свойства. Поэтому от педагога в духовом классе требуется исключительно личностный подход к каждому ученику. И педагогу, и родителям необходимо сделать установку не на «отчетность», а на получение учеником удовольствия от исполняемой музыки, от своего выступления в целом. Такое решение проблемы, связанной с волнением даст учащемуся возможность переосмыслить свое состояние на сцене и иначе подойти к исполняемой программе. Нередко считается, что исполнитель не в состоянии получать удовольствие от своей игры, когда на конкурсе его внимательно слушает жюри, а на экзамене - комиссия, требующие свободы и легкости в его исполнении.
Чтобы помочь ученику расслабиться и не испытывать сценический страх, педагогом, во-первых, должна быть проделана работа по его психологической подготовке перед соответствующим мероприятием, «настроится» на строгую группу слушателей, которые, скорее всего, найдут недостатки в исполнении ученика. Во-вторых, необходима тщательно подготовленная конкурсная или экзаменационная программа. Чаще всего именно неуверенность в нотном тексте дает повод для волнения и страха. В-третьих, при подготовке к конкурсному или экзаменационному выступлению, рекомендуется несколько раз «обыграть» программу в спокойной обстановке (например, в классе перед учениками, родителями). В-четвертых, постараться настроить ученика не на победу, а на полученную возможность поучаствовать в проводимом конкурсе, концерте. В-пятых, выбранная педагогом программа должна соответствовать не только конкурсным требованиям, но и исполнительским возможностям ученика. Нередко ученик боится выступления, осознавая свою техническую несостоятельность перед другими участниками. Техническая состоятельность важна в подготовке экзаменационной и концертной программ. Этот процесс должен строго контролироваться педагогом с учетом индивидуальных исполнительских возможностей учащегося.
В задачу педагога при подготовке к концертному выступлению также входит обучение ученика производить приятное впечатление на публику, т.е. развитие умения «доносить» музыкальный материал до слушателя. Это касается не только слуховых ощущений, но и зрительных. В числе слушателей часто встречаются профессиональные музыканты, композиторы, дирижёры, педагоги и другие представители музыкальной сферы. Нередко педагог упускает из виду такой важный фактор нередко кажущийся лишним, как внешний вид ученика. Однако его учет приучает музыканта показывать степень своего уважения к аудитории и самому себе.
Таким образом, подготовка учащегося-духовика к публичному выступлению подразумевает психофизиологическую направленность (состыковка работы «пальцы-язык-выдох»; работа с диафрагмой и т. д.) и психологическую направленность
(создание эмоционально стабильного, положительного настроя учащегося на свое выступление, вне зависимости от полученного результата, тщательный выбор программы, обыгрывание
Библиографический список
конкурсной/экзаменационной программы в смоделированной ситуации предстоящего события, соответствующий дресс-код и т. д.).
1. Борисова Е.Н. Психолого-педагогические особенности развития коммуникативного компонента педагогической деятельности музыканта в процессе профессиональной подготовки. Вестник академии права и управления. 2015; 4 (41): 175 - 182.
2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва, 2008.
3. Ванскова Е.Л. Психологические особенности формирования надёжности студентов-пианистов в концертном выступлении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2015.
4. Грибкова О.В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2010.
5. Борисова Е.Н., Махова А.И. Становление флейтового исполнительства в России и за рубежом: историко-педагогический аспект. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 28 - 30.
References
1. Borisova E.N. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti razvitiya kommunikativnogo komponenta pedagogicheskoj deyatel'nosti muzykanta v processe professional'noj podgotovki. Vestnik akademii prava i upravleniya. 2015; 4 (41): 175 - 182.
2. Bochkarev L.L. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti. Moskva, 2008.
3. Vanskova E.L. Psihologicheskie osobennosti formirovaniya nadezhnosti studentov-pianistov v koncertnom vystuplenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2015.
4. Gribkova O.V. Teoriya ipraktika formirovaniya professional'nojkul'tury pedagoga-muzykanta. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.
5. Borisova E.N., Mahova A.I. Stanovlenie flejtovogo ispolnitel'stva v Rossii i za rubezhom: istoriko-pedagogicheskij aspekt. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 28 - 30.
Статья поступила в редакцию 31.12.15
УДК 371.3
Petrunina M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia),
Е-mail: marinaalex30@mail.ru
SOCIO-PEDAGOGICAL DEPENDENCE OF CULTURAL EXPERIENCE OF STUDENTS. The article deals with socio-pedagogi-cal dependence of formation of cultural experience of students in the aesthetic activity. The features of aesthetic activity, under which students' social relations expand at social networks are noted. The author tells about growing human relationships which form in the modern society. The research allows identifying connection and kinship of mechanism of socialization and individualization. The author strongly stresses that the basic component of the cultural experience of a person is an ability of each person to determine not only the direction, but also ways of their activities and actions.
Key words: socialization, social and pedagogical conditionality of formation of cultural experience, aesthetic activity.
М.А. Петрунина, канд. пед. наук, доц. Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбург,
Е-mail: marinaalex30@mail.ru
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье рассматривается социально-педагогическая обусловленность становления культурного опыта обучающихся в эстетической деятельности. Представлены особенности эстетической деятельности, в условиях которой расширяются социальные связи обучающихся, складываются взаимоотношения растущего человека, происходит соединение механизмов социализации и индивидуализации. Утверждается, что базовым компонентом культурного опыта личности является способность каждого человека определять не только направленность, но и способы своей деятельности и поступков.
Ключевые слова: социализация, социально-педагогическая обусловленность становления культурного опыта, эстетическая деятельность.
Социально-педагогическая обусловленность содержания образования и приобретения обучающимся культурного опыта рассматривается в современных исследованиях с разных точек зрения. Опыт, по мнению С. Соловейчика, складывается из множества мелочей, и передавать его надо в процессе выполнения каких-либо действий [1].
Важно учитывать, что социализация личности - многоаспектный процесс становления человека как члена сообщества. При этом становление культурного опыта, как процесс приближения к определённому состоянию, осуществляется в условиях вхождения растущего человека в социальную среду и социальные связи. Всё это предполагает не только естественное взаимодействие человека с окружающей действительностью, но и воздействие на него жизненных обстоятельств либо целенаправленного воспитания.
«Преобладают два вектора анализа культурного содержания образования - формулировка общих целей и построение учебных культурологических курсов для школьников и студентов» [2]. В традиционной системе образования знание являлось одним из основных требований к школьнику в целях приобщения
к ценностям, смыслам и нормам культуры. Однако культурные нормы не осваивались обучающимися на необходимом для социализации уровне, так как не были связаны с их жизненными планами и приобретаемым жизненным опытом.
Возникает вопрос, какова социально-педагогическая обусловленность приобщения обучающихся к культурному опыту не только на уровне учебной информации, но и в процессе познания окружающего мира по законам красоты в эстетической деятельности. Следует исходить из того, что эстетическая деятельность обучающегося и педагогическое сопровождение данного процесса остается актуальной проблемой, требующей своего разрешения в социально-педагогическом ключе. Речь идёт о социально-педагогической обусловленности становления культурного опыта как индивидом, так и социальной группой, обществом в целом.
Эстетическая деятельность составляет основу воспитания у обучающегося потребности в познании и созидании красоты в окружающей действительности. Социально-педагогическими основаниями эстетической деятельности являются: целенаправленность (познание школьником искусства); содержание (спец-