Научная статья на тему 'Теоретическая модель профессиональной субъектности будущих специалистов'

Теоретическая модель профессиональной субъектности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / СВОБОДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / PROFESSIONAL SUBJECTIVITY / ACTIVITY / REFLECTION / FREEDOM / RESPONSIBILITY / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронов Геннадий Анатольевич

На основе анализа и обобщения исследований по проблемам субъекта и субъектности построена теоретическая модель профессиональной субъектности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL MODEL OF PROFESSIONAL SUBJECTIVITY FUTURE PROFESSIONALS

Based on the analysis and synthesis of research on the subject and subjectivity a theoretical model of professional subjectivity.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель профессиональной субъектности будущих специалистов»

молодые имена

г.А.миронов

теоретическая модель профессиональной субъектности будущих специалистов

ключевые слова: профессиональная субъектность, активность, рефлексия, свобода, ответственность, креативность.

Keywords: professional subjectivity, activity, reflection, freedom, responsibility, creativity.

Содержательный и динамический анализ процесса формирования профессиональной субъектности будущих специалистов предполагает построение теоретической модели данного личностного качества.

Как отмечают А.А. Деркач и Е.В. Селезнева, любая модель в своей основе — это гипотеза о разворачивании определенного процесса и о его возможных результатах. При этом содержание модели зависит от особенностей моделируемого объекта и той цели, которую ставит перед собой субъект моделирования. Отражательная природа модели предполагает, с одной стороны, зависимость от деятельности субъекта, формирующей предмет моделирования путем выделения его свойств, а с другой, — деятельности, влияющей на субъекта моделирования [3].

С нашей точки зрения, теоретическая модель профессиональной субъектности должна включать структурные компоненты этого качества, а также критерии и показатели, позволяющие оценивать степень его сформированности.

Разрабатывая теоретические модели профессиональной субъектности, исследователи исходят, с одной стороны, из сущностной характеристики данного личностного качества, а с другой стороны, — из специфики профессиональной деятельности, которая выступает как пространство, задающее параметры проявления субъектности.

Так, Е.Н. Волкова (1998) в качестве основных компонентов структуры субъектности педагога выделяет активность, способность к рефлексии, свободу выбора и ответственность за него, уникальность, понимание и принятие другого и саморазвитие. Под активностью автор подразумевает прежде всего активность преобразующую, осознанную, целенаправленную. При этом акцент делается не на констатации активности как таковой, а на представлении человека о себе как активном, инициативном существе, творце собственной деятельности, жизни и судьбы. Способность к рефлексии проявляется в самообладании, самоконтроле в процессе деятельности, выступает как средство самопознания и становится предпосылкой, необходимым условием изменений в себе и мире. Осознанная активность, обусловленная целеполаганием и самосознанием, осуществляется свободно, а возможность выбора создает предпосылки для рождения ответственности. Уникальность субъекта проявляется в чувстве симпатии к себе, в отношении к себе как к уверенному, самостоятельному, надежному человеку, которому есть за что уважать себя. Она отражает ощущение ценности собственной личности для себя и, одновременно, предполагаемую ценность своего Я для других. Понимание и принятие другого предполагает, что субъектность выявляется не столько в познавательном и деятельностном отношении к миру, сколько в отношении к людям. Наконец, саморазвитие, желание субъекта изменяться по отношению к наличному состоянию, и готовность воспринимать сигналы о своих изменениях извне, с точки зрения Е.Н.Волковой, обеспечивает открытость человека для внешних воздействий.

На наш взгляд, дискуссионными в данной модели являются уникальность и саморазвитие. Уникальность является скорее сущностной характеристикой не столько субъектно-

сти, сколько индивидуальности. Саморазвитие же выступает не как структурный компонент субъектности, а как процесс, в котором данное качество реализуется.

Интересна модель, разработанная ТВ. Прокофьевой (2001). Несмотря на то, что она исследовала не профессиональную, а учебную субъектность, на взгляд, предложенная автором модель в определенной мере может быть перенесена в профессиональное пространство. Т.В. Прокофьева выделила в структуре учебной субъектности три компонента: ценностно-смысловую саморегуляцию, контрольно-действенную саморегуляцию и учебную инициативность. Кроме того, в качестве системообразующего компонента автор рассматривает так называемую определяющую рефлексию. Ценностно-смысловая саморегуляция основывается на образе «Я в учебной ситуации» в контексте всей жизни и осуществляется путем соотнесения задач конкретной деятельности с жизненными ценностями и задачами. Контрольно-действенная саморегуляция представляет собой интериоризированную структуру учебной деятельности, осуществляется по ходу реализации замысла и проявляется в способности реализовать инициативу, в ответственности. Учебная инициативность — это способность строить учебное сотрудничество. А определяющая рефлексия — способность определять границы своих возможностей, устанавливать границы «Я - самости». Как видно из этого описания достаточно просто интерпретировать содержание каждого из компонентов с точки зрения профессиональной деятельности как пространства проявления субъектности.

И.В. Сыромятников (2007) рассматривает структуру профессиональной субъектности в двух планах: структурно-функциональном и структурно-динамическом. В структурно-функциональном плане автор выделяет мотивационный, рефлексивный и операциональный компоненты, реализующие основные функции профессиональной субъектности: самоопределение в ситуации нормативной неопределенности; самооценка и актуализация профессионально-личностного потенциала; инициирование профессионально-личностного саморазвития, самореализации в профессиональной сфере; интеграция и саморегуляция различных психологических подсистем, согласование внешних и внутренних условий деятельности для достижения наиболее оптимального способа решения профессиональных задач; обеспечение стабильности деятельности и др.

В структурно-динамическом плане автор выделяет потенциально-статический и действенно-реализационный компоненты профессиональной субъектности. Потенциально-статический компонент выражается в профессиональных субъектных позициях, субъектном опыте, отношениях и субъектных качествах личности специалиста, являющихся важными стилеобразующими и ценностно-ориентирующими предпосылками его субъектной активности. Действенно-реализационный компонент выражается в собственно субъектной активности, которая включает: самоопределение в ситуации нормативной неопределенности, самодетерминацию и самоактуализацию, самоорганизацию и регулирование собственной профессиональной активности и профессиональных действий других субъектов профессионального взаимодействия.

На наш взгляд, предложенная И.В. Сыромятниковым модель профессиональной субъ-ектности, обладая несомненными достоинствами, в то же время имеет и ряд недостатков, основными из которых являются излишняя усложненность описания и логические пересечения при выделении содержания компонентов (в частности, самоопределение в ситуации нормативной неопределенности одновременно входит в содержание рефлексивного и действенно-реализационного компонентов).

М.В. Исаков (2008) в структуре профессиональной субъектности выделил следующие компоненты-показатели: ответственность как готовность субъекта к осуществлению активности, направленной на планирование и на реализацию собственных планов, а также на внесение корректив в свои планы; свобода как представление человека о том, что он сам является субъектом, определяющим ход собственной жизни и может выбирать её направление, ориентируясь на собственные предпочтения и ценности, а не на внешние факторы, такие как формальные требования социума и желания других людей; общая рефлексия как готовность человека занимать рефлексивную позицию по отношению к своей жизни как целому; рефлексия выбора как склонность человека проявлять активность на этапе выбора в противовес

импульсивному или случайному выбору; самоконтроль как уверенность человека в том, что жизнь подвластна его контролю, и готовность её контролировать.

С нашей точки зрения, в этой достаточно интересной модели вызывает сомнения такой компонент как самоконтроль.

Как теоретически и эмпирически установлено, существуют два «полярных» типа самоуправления человеком своей деятельностью — саморегуляция и самоконтроль [1]. На наш взгляд, субъектность как личностное качество должна включать скорее не самоконтроль, который обеспечивается внешней мотивацией, а саморегуляцию, которая всегда внутренне мотивирована.

О.С. Яркина (2009), рассматривая субъектность как психолого-акмеологическое условие личностно-профессионального развития, выделяет в ее структуре когнитивный, мотиваци-онный, аффективный, деятельностный и ценностно-смысловой компоненты. На наш взгляд в этой модели сущностная характеристика профессиональной субъектности размывается, и данная модель скорее может описывать не профессиональную субъектность, а собственно профессионализм.

Еще одну модель субъектности предложила А.В. Гвоздева (2009). Хотя автор говорит скорее не о профессиональной, а об учебной субъектности студентов вуза, мы считаем, что предложенная структура также может быть интерпретирована с точки зрения профессиональной деятельности как пространства проявления субъектности.

В модели А.В. Гвоздевой субъектность шестикомпонентную структуру и включает: активность, отражающую способность субъектов обучения к реагированию, осознанию, целенаправленным действиям; способность к рефлексии как факт осознания происходящего с самим собой, проявляющуюся в самооценке и самоконтроле в процессе деятельности; вариативность, характеризующуюся возможностью студента самостоятельно и осознанно выбирать средства обучения в зависимости от присущей ему модальности; осознанную модальность, проявляющуюся в понимании субъектами обучения собственных личностных особенностей и базирующуюся на использовании в учебном процессе ведущих репрезентативных систем; причинную обусловленность деятельности, выражающуюся в мотивации и направленности студентов и объясняющую целенаправленность действий субъектов обучения, организованность и устойчивость их деятельности; уровень предметной подготовки, являющийся проявлением степени развития и сформированности ЗУНов.

В данной модели, на наш взгляд, так же как и в модели О.С. Яркиной, содержание субъектности размывается и пересекается с содержанием профессионализма или профессиональной компетентности.

Интересно, что А.А. Деркач и Э.В. Сайко, несмотря на то, что они не уделяли специального внимания структуре субъектности, также выделяют ряд ее сущностных характеристик.

С их точки зрения, реализация субъектности как человеческого свойства проявляется в способности человека творчески относиться к действительности и творчески ее преобразовывать [2, с. 212]. Авторы описывают субъекта как «мыслящего, сознательного, проектирующего, целеполагающего, имеющего и дифференцирующего ценности, способного творчески «перерабатывать» условия существования, владеющего свободой выбора и активно вступающего в постепенно формирующиеся и постоянно усложняющиеся системно значимые связи в процессе производства и воспроизводства мира новых неприродных форм» [2, с. 213]. Наконец, А.А. Деркач и Э.В. Сайко отмечают, что «в изменении субъектности фиксируется рост-развитие человека как субъекта, расширение его возможностей и способностей активного отношения к действительности, целесообразной действенности, преобразовательных творческих действий, рост потребности и способности активного проявления в социуме как создаваемом им пространстве его бытия» [2, с. 214]. Таким образом, в качестве сущностных характеристик субъектности выступают активность, свобода выбора, сознательное целепо-лагание, творчество.

В целом анализ исследований, посвященных проблеме профессиональной субъект-ности, показывает, что до сих пор не существует единого представления о ее содержании и структуре. В то же время исследователи в принципе едины в том, что основу субъектности

составляют, с одной стороны, активность и рефлексивность, а с другой, — свобода, ответственность и творчество.

Опираясь на результаты анализа теоретических и эмпирических исследований, мы разработали теоретическую модель профессиональной субъектности будущих специалистов.

В соответствии с этой моделью в структуре профессиональной субъектности были выделены два компонента — ценностно-смысловой и креативно-действенный.

Ценностно-смысловой компонент обеспечивает преодоление ситуативной «заданности» профессионального поведения, свободный, внутренне детерминированный выбор в ситуации неопределенности на основе формирования и рефлексивного проявления системы личностных смыслов как совокупности побуждений и внутренних условий, которые направляют и регулируют процесс решения профессиональных задач и личностно-профессионального саморазвития.

Рефлексивный уровень проявления личностного смысла профессиональной ситуации позволяет рассматривать конкретную профессиональную деятельность через соотнесение ее целей и задач с интересами и ценностями субъекта как средство решения более широких жизненных задач [3].

Содержание ценностно-смыслового компонента составляют:

- свобода как способность и готовность определять свой жизненный путь, исходя из собственных ценностей и формируя собственные жизненные смыслы;

- ответственность как способность и готовность признавать самого себя причиной собственных решений и поступков;

- рефлексия как способность и готовность осмысливать жизненную ситуацию и обеспечивать тем самым осознанный выбор.

Креативно-действенный компонент обеспечивает реализацию задач профессиональной деятельности и личностно-профессионального саморазвития за счет творческой инициативы и самостоятельности, которые позволяют ломать стереотипы, искать и реализовывать способы деятельности и саморазвития, обеспечивающие максимальную эффективность в достижении собственных целей.

В содержание креативно-действенного компонента входят:

- инициативность как способность и готовность к надситуативной активности и преодолению установленных границ деятельности;

- самостоятельность как способность и готовность трансформировать ситуацию в соответствии с собственными целями;

- креативность как способность и готовность свободно действовать в неопределенных ситуациях.

Чтобы оценить уровень сформированности профессиональной субъектности будущих специалистов, мы разработали систему акмеологических критериев и показателей.

Акмеологическим критерием сформированности профессиональной субъектности является способность оптимальным образом разрешать противоречия, возникающие в процессе профессиональной деятельности, обеспечивая возможность саморазвития и самореализации в ней.

Данный акмеологический критерий раскрывается через систему показателей, одновременно отражающих сформированность компонентов профессиональной субъектности. Уровень сформированности ценностно-смыслового компонента отражают:

- активный оптимизм как показатель, отражающий высокий уровень внутренней свободы и веры в собственные силы;

- внутренний локус контроля как показатель, отражающий высокий уровень ответственности;

- онтогенетическая рефлексия как показатель, отражающий высокий уровень анализа опыта жизнедеятельности.

Уровень сформированности креативно-действенного компонента отражают:

- антиципация как показатель, отражающий высокий уровень способности выходить за пределы заданной ситуации;

- самостоятельное целеполагание как показатель, отражающий высокий уровень осмысленности жизни;

- социальная креативность как показатель, отражающий способность творчески действовать в нестандартных ситуациях.

Использование данных показателей позволяет оценивать как сформированность профессиональной субъектности в целом, так и каждого из ее компонентов в отдельности, и при необходимости разрабатывать коррекционно-развивающие программы.

литература

1. Васильев И.А. Проблема развития мышления взрослого человека // Проблемы психологии развития: Материалы конференции «Психическое развитие и онтогенез: закономерности и временные периодизации / Под ред. Е.Е. Кравцовой и В.Ф. Спиридонова. М., 2000. - С. 184-191.

2. Деркач А.А., Сайко Э.В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. 2008. № 3. С. 205-219.

3. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.,

сущностная характеристика карьеры как акмеологического механизма профессиональной самореализации кадров управления

ключевые слова: карьера, профессиональная самореализация, эффективность управленческой деятельности

Keywords: career, professional self-realisation, efficiency of administrative activity

нализ научной литературы и исследований показывает, что карьерное продвижение

обусловлено акмеологическими потребностями: в саморазвитии (через повышение

уровня субъектности и формирование адекватно позитивного самоотношения и профессиональной ^-концепции) и в самореализации (через последовательные этапы самоутверждения и самовыражения и собственно самореализации).

В то же время сама карьера выступает как акмеологический механизм профессиональной самореализации.

В общеязыковом значении механизм определяется как: «1) устройство для передачи и преобразования движений <...>; 2) внутреннее устройство, система чего-либо, например, государственный механизм управления; 3) совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо физическое, химическое, физиологическое и т.п. явление, например, механизм химической реакции, механизм мышления» [6, с. 309]. В психологической литературе понятие «механизм» используется чаще всего как синоним понятий «способ», «метод».

Таким образом, механизм следует понимать либо как движущую силу какого-либо процесса, либо как совокупность структур какого-либо феномена, реализующих его задачи и функции.

Следует отметить, что в ряде исследований карьера (карьерный рост) по отношению к самореализации рассматривается как ее выражение или параметр.

Так, А.И. Турчинов, рассматривая карьеру как индивидуальный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения, на-

2007.

© Миронов ГА, 2009

м.А.Плотников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.