таким образом, вопрос мотивации соискателей на замещение вакантных должностей в организациях в условиях не только экономического кризиса, но и роста рассматривается автором как один из самых важных с точки зрения психолого-акмеологического подхода в кадровом обеспечении участников системы социально-трудового взаимодействия.
литература
1. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 1976.
2. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993.
3. Захаров Н.Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего. Ижевск, 1998.
4. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М., 2004.
5. Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2007.
6. Савинова А.Н. Стратегии поведения безработных на рынке труда. Самара, 2004.
© Коноваленко А.В., 2009
А. королева
теоретическая модель механизма противодействия обучению и саморазвитию
ключевые слова: учебная деятельность, учебное действие, противодействие обучению, саморазвитие.
Keywords: educational activity, training, counteraction to learning, self-development.
В современных условиях интеллектуальный ресурс общества во многом определяется образовательной деятельностью учебных заведений, и, прежде всего учебной деятельностью самого студента как субъекта саморазвития. В настоящее время субъекты образовательного процесса, номинально являясь таковыми, реально не всегда осуществляют учебную деятельность, способствующую саморазвитию, развитию интеллектуальной и личностной компетентности, а, следовательно, они препятствуют формированию психологических образований и свойств, позволяющих осуществлять основные направления будущей профессиональной деятельности.
Положение об учащемся как субъекте учебной деятельности развиваются теоретических подходах таких психологов, социологов, философов как Л.И. Анцыферова, Р.Г. Апресян,
A.Г. Асмолов, И.А. Вишняков, М.И. Воловикова, Л.С. Выготский, В.В. давыдов, Г.Е. Залес-ский, И.А. Зимняя, А.В. Зосимовский, Е.И. Исаев и др. Организация условий осуществления учебной деятельности при высоком уровне сложности изучалась в психолого-педагогических исследованиях В.С. Агеева, Л.В. Занкова, В.В. Рубцова, П.А. Сергоманова, А.В. Сидоренко-ва, Б.И. хасана.
Изучение психологических проблем развития профессионализма государственных служащих, разработка психодиагностических методов исследования, активно используемых в профессиональной работе государственной службы (мониторинг и психокоррекция личностно-профессиональных качеств и готовности личности государственного служащего к деятельности, обучению, карьере, профессионального роста) осуществляются под руководством А.А. деркача, ю.В. Синягина, Н.И. Конюхова, С.А. Анисимова, В.Н. Марковой,
B.Г. Асеева, О.С. Анисимова.
Как психолого-педагогическая проблема противодействие обучению представлено в исследованиях А.Н. Поддьякова [5].
Существует большое количество накопленных теоретических и эмпирических данных, позволяющих заключить, что осуществление эффективной учебно-профессиональной деятельности на современном этапе развития общества во многом является залогом успешности в жизни. Однако, можно сделать вывод, что развитие в рамках профессионального образования не всегда являются прогрессирующим, нередко обнаруживаются явления низкой результативности, неудовлетворенности, фиктивного осуществления учения.
Придерживаясь логики акмеологического исследования, нами была разработана модель механизма противодействия обучению и саморазвитию. Эта модель может рассматриваться как некий эталон, имитирующий строение, функции системы «человек — учебная деятельность». При построении данной модели были выделены структурный и функциональный аспекты. Первый из них связан с отображением структурных взаимосвязей изучаемого явления, второй — с функционированием психологических особенностей, детерминирующих противодействие обучению.
Проблема противодействия обучению имеет некое исходное звено, найти и выделить которое необходимо для осмысления сущностной характеристики самого понятия «противодействие обучению». Таким звеном является профессиональное саморазвитие студента в учебно-профессиональной деятельности.
Согласно Государственному образовательному стандарту специалист государственного и муниципального управления — менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: планированию индивидуальной и совместной деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату, рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом, руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде, мотивации сотрудников, представительству организации и ее внешних интересов, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационной, методической и образовательной работе с сотрудниками, инновационной деятельности в области управления [3, 6].
Успешное осуществление основных видов вышеперечисленной деятельности возможно только при наличии следующих психологических механизмов: познавательных, социально-психологических, социально-перцептивных, коммуникативных и многих других. Все эти психологические механизмы задействованы уже в ходе учебно-профессиональной деятельности в рамках подготовки по специальности «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент организации».
Об эффективности учебной деятельности можно судить по качеству выполнения учебных действий. Так, если студент участвует в определении набора учебных дисциплин, посещает все виды учебных занятий, пользуется библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных и других подразделений университета, принимает участие во всех видах научно-исследовательских работ, в конференциях, симпозиумах, представляет к публикации свои работы, активно овладевает знаниями, практическими навыками и современными методами исследований по избранной специальности (направлению), а также усваивает и принимает нормы и ценности будущей профессии, зафиксированные в «Этическом кодексе государственного служащего РФ», он становится конкурентоспособным специалистом, подготовленным для эффективного решения профессиональных задач [4].
Однако в реальной ситуации учебная деятельность студентов проявляется по-разному и не всегда можно зафиксировать показатели, прописанные Уставом, правами и обязанностями студента, и сделать вывод об эффективном осуществлении студентами учебной деятельности, соответствующей целям образования. А это значит, что студент не готов к качественному исполнению основных видов профессиональной деятельности.
В ходе теоретического анализа исследования предикатов противодействия обучению нами были определены основные понятия, которые должны лечь в основу системного эмпирического исследования психологических детерминант, обусловливающих механизм противодействия. К психологическим факторам, обусловливающим механизм противодействия, отнесем, во-первых, качества познавательных процессов, которые имеют индивидуальные
различия. Во-вторых, в качестве фактора противодействия обучению и развитию будем рассматривать мотивационную сферу [2]. В-третьих, направленность личности, особенности эмоциональной сферы, индивидуально-психологические особенности учащегося тесно связанные со спецификой их проявления в учебной деятельности [7].
Механизм противодействия обучению можно выявить через следующие показатели: незаписывание домашнего задания, склонность полагаться при ответе на сокурсников, ориентация на подсказку, игнорирование спецкурсов, отказ от участия в жизни университета, интерес к определенным дисциплинам и игнорирование других. данные показатели входят в понятие противодействия, которые противоположны учебным действиям и входят в содержание внешнего критерия. В то же время, содержание внутреннего критерия составляют эмоциональное удовлетворение/неудовлетворение, радость или страх и тревожность при ответе. Конкретный перечень показателей противодействия и критерии, как более обобщенные проявления изучаемого явления, будут определены в ходе эмпирического исследования.
Таким образом, противодействие в учебно-профессиональной деятельности представляет собой механизм функционирования системы «человек — учебная деятельность», характеризующийся особенностями реализации учебной деятельности, препятствующий профессиональному саморазвитию личности, достижению целей образования и детерминированный определенным уровнем сформированности и соотношением психологических характеристик учащегося. Данный механизм проявляется через специфические показатели, обобщенные в систему критериев. Данное определение будет операционализировано и содержательно конкретизировано в ходе проведения эмпирического исследования механизма противодействия обучению студентами вуза.
С целью выявления показателей противодействия обучению и саморазвитию в учебно-профессиональной деятельности был проведен экспертный анализ с использованием модифицированного нами опросника А.Н. Поддьякова «О помехах в обучении и «обучении со злым умыслом»» [5, с. 142]. В исследовании принимало участи 120 экспертов, в число которых входили студенты старших курсов факультета управления и социологии Тверского государственного университета по специальности «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент организации».
Посредством контент-анализа и наблюдения нами были выделены следующие показатели механизма противодействия обучению: цель учебной деятельности, представления о ее результате, поведение в учебном процессе, пропуски занятий, отношение к подсказкам, допускаемые нарушения студентами дисциплины на занятиях.
Так, основной целью учебной деятельности 100 % студентов считают получение высшего образования. Некоторые из них также видят своей целью стать специалистом, способным к решению профессиональных задач (34 %), 81 % учащихся считает свою специальность престижной и рассчитывает на высокооплачиваемую работу в избранном направлении не зависимо от эффективности осуществления учебной деятельности.
Описывая собственное поведение в учебном процессе, студенты отмечают, что слушают лекцию в том случае, если она им интересна (49 %). Конспектируют учебный материал, отмечают ключевые моменты лекции и обращаются к преподавателю за разъяснениями, пытаются вникнуть в излагаемый материал только 32 % опрошенных. Многие студенты (58 %), если дисциплина им не интересна, занимаются своими делами: рисуют, читают художественную литературу, пишут стихи, общаются с друзьями через ICQ и т. д. Семинары большинство студентов (71 %) используют для того, чтобы заработать оценки, позволяющие претендовать на «автомат». Причем некоторые из них (29 %) ищут готовые ответы в Интернете, не пользуясь научной литературой. В тоже время практические занятия для студентов имеют первостепенное значение. Почти все респонденты (93 %) пишут, что данная форма занятий является самой важной и позволяет овладеть теми навыками, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности. 32 % учащихся выполняют поставленные перед ними задачи, а лишь 37 % «пытаются разобраться в заданиях преподавателя» для его выполнения. 9 % «просто списывают», причем объясняют это так: «Не понимаю и не делаю». Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о явной недооценке студентами теоретической подготовки
в вузе. И как следствие, масса выпускников приобретет навыки и умения, которые не могут быть подкреплены сформированными мыслительными операциями (анализом, синтезом, обобщением), обеспечивающими оптимальность решения профессиональных задач.
Что касается прогулов, то 64 % учащихся не пропускают занятия без уважительной причины, 76 % восстанавливают пропущенный материал, 13 % иногда восстанавливают по важным, на их взгляд, дисциплинам, 11 % не восстанавливают пропущенный материал. Данные иллюстрируют определенную степень ответственности по отношению к получаемым в вузе знаниям, которую мы считаем неудовлетворительной, если учитывать тот факт, что 95 % учащихся собираются работать по специальности.
Важным показателем при исследовании механизма противодействия обучению мы считаем допускаемые студентами нарушения дисциплины в процессе обучения. 26 % пишут, что если тема занятия не нравится, нужно уйти. Некоторые студенты (15 %) пытаются отвлечь преподавателя дискуссиями на посторонние темы, чтобы не писать лекцию. 2 % учащихся организовывали заговоры с целью срыва занятия, а 56 % студентов с готовностью принимали участие в подобных мероприятиях. В то же время, студенты отмечают, что шум, разговоры соседей по парте, телефонные звонки, смех, выкрикивание с места, специальное отвлечение внимания преподавателя от запланированных тем мешают им усвоить учебный материал.
данные, полученные в ходе исследования, доказывают актуальность и необходимость изучения явления противодействия обучению и будут положены в основу разработки опросника, выявляющего уровни его проявления.
Таким образом, противодействие обучению является одной из составляющих учебной деятельности и препятствует профессиональному саморазвитию личности, достижению целей образования. Данное явление детерминируется особенностями психических процессов, мотивационной сферой, направленностью личности, особенности эмоциональной сферы, индивидуально-психологическими особенностями студента.
Литература
1. Акмеология: Учебник / Под ред. А.А. Деркача. М., 2002.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 080504— «Государственное и муниципальное управление». Одобрен на совещании Совета Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента 22 ноября 1999 года. Протокол 26. Составители: Председатель Совета УМО, доктор экономических наук, профессор Поршнев А.Г., заместитель председателя Совета УМО, доктор экономических наук, профессор Коротков Э.М.
4. Кодекс чести студента Финансово-экономического института ЯГУ // http: // sitim.sitc. ru / eca/fei/kodeks.htm.
5. Модельный этический кодекс государственного служащего РФ. Проект подготовлен в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Руководитель творческого коллектива профессор Академии, доктор философских наук В. М. Соколов.
6. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. М., 2006.
7. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: учебно-методическое пособие / Под ред. А.А. Деркача. М., 2007.
© Королева А., 2009