гической системы. Отличием является разрозненность этих компонентов в пространстве и времени.
2. Подавляющее большинство школьников выражают удовлетворенность дистанционной формой организации обучения как оптимальной, а также степенью понимания ими учебного материала.
3. Умения, формируемые у детей с ОВЗ на основе ИКТ в учебном процессе, позволяют оптимизировать способы установления, описания и объяснения фактов (наблюдение, измерение, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, работа с источниками информации).
4. Для оценки эффективности обучения ДО детей с ОВЗ необходима разработка новых критериев качества обучения, отличающиеся от традиционных, учитывающих специфику работы с детьми этой категории.
5. Опыт дистанционного обучения, полученный в школьной среде, может быть полезен и для высшей школы. Для повышения качества учебного процесса среди студентов с ОВЗ важно закреплять и развивать приобретенные ими навыки планирования и формирования собственного информационного пространства на основе использования компьютеров и информационно-телекоммуникационных сетей. Более значимое место можно будет отвести учебно-исследовательской деятельности таких студентов, используя проектную технологию.
Работа в данном направлении еще только начинается, однако уже очевидно, что в дальнейшем интенсивное применение компьютерных техноло-
гий приведет к качественному изменению форм и методов обучения лиц с ОВЗ.
Библиографический список
1. Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков) // Школьные технологии. -2002. - № 2. - С. 9-16.
2. Емцова О.М., Васильева П.Д. Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в преподавании химии. Сб. науч. и науч.-метод. трудов 3 Все-рос. науч.-практ. конф. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2012. - С. 84-87.
3. Кучинский В. Ф. Адаптация незрячего ребенка в современном информационном обществе // Образование личности. - 2011. - № 3. - С. 119-125.
4. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы, исследования. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.
5. Снегурова В.И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - Москва: РУДН, 2009. - № 2. - С. 95-106.
6. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математики. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
УДК 371.3
Переверзева Инна Игоревна
Курский государственный университет [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье представлена теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании, охарактеризованы и раскрыты ее структурные блоки: содержательно-целевой, организационно-методический, диагностико-результативный.
Ключевые слова: теоретическая модель, коммуникативная компетентность, структурные блоки, профильное обучение.
Формирование коммуникативной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности в свете нового федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Особое внимание коммуникативным умениям уделяется на уровне метапредметных результатов, что позволяет рассматривать коммуникацию в качестве неотъемлемой составляющей любой деятельности. Характеристику современного выпускника можно представить как: способность
добывать, применять и пополнять полученные знания на практике, чему и должна способствовать коммуникативная компетентность личности.
Формирование коммуникативной компетентности является организованным, управляемым процессом и опирается на теоретическую модель, которая позволяет повысить его эффективность. Структура теоретической модели отражает основные направление работы и состоит из следующих блоков: содержательно-целевой, организационно-методический, диагностико-результативный (табл. 1).
Таблица 1
Теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в процессе литературного образования
________________________________________Содержательно-целевой блок__________________________________
Цель: формирование коммуникативной компетентности на уроках литературы в процессе
исследовательской деятельности______________________________________________________________________
Подходы: компетентностный, коммуникативный, деятельностный, системный
Принципы: новизны, индивидуализации и дифференциации, ситуативности, вариативности, субъектности, ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (учителя и обучающихся, обучающихся между собой),
сознательности и творческой активности______________________________________________________________
______________________________________Организационно-методический блок______________________________
Содержание процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов на уроках литературы:
Методы: исследовательская деятельность
Средства обучения: учебники и учебные пособия по предмету, проектор, компьютер, тексты произведений, коммуникативные упражнения, практические задания, анализ коммуникативных ситуаций, межличностное общение.
Алгоритм обучения
• получение теоретических знаний по теории коммуникации, основам осуществления и презентации исследовательской деятельности
• проведение исследования в рамках литературного краеведения
______________________________________Оценочно-результативный блок__________________________________
____________________________________________КРИТЕРИИ________________________________________________
Мотивационно-личностный компонент
1) умение определять цель и мотивацию, лежащие в основе коммуникации;
2) умение проявлять способности к самореализации;
3) умение проектировать достижение индивидуальных целей общения;
4) умение проявлять способности к самоопределению;
____________5) умение отстаивать свое мнение в коммуникации.________________________________________
Действенно-операционный компонент
1) умение анализировать коммуникативную ситуацию;
2) умение определять и оценивать вербальные, невербальные средства коммуникации;
3) умение определять проблемы общения, пути их решения;
4) умение соблюдать правила этикета в речевой ситуации;
5) умение определять и соблюдать ролевые отношения между партнерами;
6) умение выбирать функциональный стиль, соответствующий цели и задачам общения;
7) умение выражать свои мысли в соответствии с темой общения, используя систему доказательств
для отстаивания своего мнения.______________________________________________________________________
Креативный компонент
1) умение проявлять креативные, интеллектуальные способности личности;
2) умение осуществлять творческий поиск вариантов решений коммуникативных затруднений и преодолевать их;
3) умение выделять изобразительно-выразительные средства, которые использует автор текста, объяснять их значение, использовать в собственной речи;
____________4) умение проявлять креативность в проблемной коммуникативной ситуации._________________
Когнитивный компонент
1) умение определять и преодолевать возникающие когнитивные трудности;
2) умение отделять главную и второстепенную информацию в коммуникативной ситуации, критически оценивая ее;
3) умение владеть культурой общения;
____________4) умение различать объективные факты и субъективные мнения.____________________________
Рефлексивный компонент
1) умение осознавать явные и скрытые цели общения;
2) умение осуществлять проективную рефлексию (анализ развития коммуникативной ситуации с точки зрения своих позиций и вариантов поведения, возможных вариантов поведения других участников общения);
3) умение понимать и анализировать внутренний мир другого человека;
4) умение идентифицировать себя с другим человеком;
____________5) умение осуществлять ауторефлексию.___________________________________________________
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
19
Окончание таблицы 1
______________________________УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ_______________________________________
Высокий | Средний | Низкий
Педагогические условия: создание положительной мотивации в процессе учебной деятельности; использование межпредметных связей для повышения эффективности коммуникации; создание единой среды в процессе соединения теоретической и практической деятельности, интегрирующихся на основе межпредметных связей; организация учебного процесса посредством соединения виртуальной реальности и образовательной среды; использование активных форм работы; применение современных информационных и коммуникационных технологий; формирование коммуникативной компетентности в системном единстве всех ее структурных компонентов; овладение на достаточном уровне активными и репродуктивными видами речевой деятельности; формирование когнитивного опыта личности; реализация интеллектуально-креативних
способностей личности; осуществление рефлексии._____________________________________________
Результат: формирование высокого уровня развития коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов______________________________________________________________
Охарактеризуем теоретическую модель по блокам.
Содержательно-целевой блок является важным элементом теоретической модели и позволяет организовывать и планировать педагогический процесс. Целеполагание является координирующим вектором, позволяющим определять содержание, методы, формы, этапы организации работы, используемые подходы и средства обучения.
Формулирование цели в теоретической модели формирования коммуникативной компетентности имеет иерархичную структуру, которую схематично можно представить как общую цель и частные цели. «Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели» [4, с. 257]. Ступенчатое достижение частных целей ведет к реализации общей и делает процесс целеполагания управляемым и корректируемым.
Ведущей целью данной модели является: формирование коммуникативной компетентности на уроках литературы в процессе исследовательской деятельности. Поставленная цель позволяет спрогнозировать предполагаемый результат формирования у обучающихся профильных классов на уроках литературы такого уровня коммуникативной компетентности, в котором показателями сформи-рованности коммуникативной компетентности являются: умение определять цель коммуникации; умение реализовывать и оценивать вербальные, невербальные средства коммуникации; умение выстраивать стратегию поведения; умение реагировать на ситуацию общения; развитие коммуникативной культуры; развитие инициативности и самореализации; умение адаптироваться к ситуации; умение принимать взвешенные решения и нести ответственность за них; умение отстаивать свою позицию; умение аргументированно доказывать; умение получать и усваивать новые знания; умение вести диалог; умение креативно выражать свое мнение в устной и письменной форме; умение осуществлять рефлексивную деятельность.
Построение процесса формирования коммуникативной компетентности у обучающихся профильных классов в соответствии с разработанной тео-
ретической моделью, опирающейся на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы выпускником школы согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, позволяет обеспечить:
1) развитие необходимого уровня коммуникативной компетентности для осуществления продуктивного общения и достижения взаимопонимания между участниками коммуникации;
2) повышение мотивации на образование и самообразование в течение всей жизни, ориентированность на реализацию жизненных планов и выбор будущей профессии;
3) построение индивидуальной образовательной траектории с целью саморазвития и личностного самоопределения;
4) самостоятельное планирование и реализацию исследования для осуществления целенаправленной познавательной деятельности, сформированно-сти навыков коммуникативной деятельности и применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач;
5) развитие потенциала инновационной, творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности обучающихся;
6) развитие потенциала самостоятельной, совместной, социальной деятельности обучающихся;
7) развитие рефлексивных способностей обучающихся.
Процесс формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов на уроках литературы опирается на следующие подходы: коммуникативный, компетентностный, деятельностный, системный.
Использование коммуникативного подхода на уроках литературы в профильной школе предполагает овладение обучающимися основами теории коммуникации, что позволит им успешно применять полученные знания на практике. Наиболее продуктивным методом организации работы в рамках данного подхода является исследовательская деятельность, которая позволяет организовать обучение с приоритетом коммуникативной деятельно-
сти. На всех этапах исследования обучающиеся активно включены в коммуникативные отношения: осуществляют работу в творческих группах, выстраивают общение со сверстниками и преподавателем, используют различные тактики и стратегии для достижения поставленных целей, моделируют коммуникативное поведение в различных ситуаций общения, осуществляют презентацию и защиту исследования.
Компетентностный подход базируется на понятиях «компетенция», «компетентность». Образовательный процесс строится на основе внедрения компетенций для их закрепления и реализации в компетентности как личностной принадлежности. Данный подход позволяет развивать у обучающихся не только способность к усвоению знаний, но и способность добывать нужную информацию. «Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы» [1, с. 10]. Использование компетентностного подхода на уроках литературы способствует: умению организовывать процесс получения знаний и применять их в практической деятельности; развитию самостей личности; учету личностных особенностей обучающегося для построения индивидуальной образовательной траектории обучения; умению проектировать собственную деятельность (коммуникацию) для достижения намеченного результата.
В основе деятельностного подхода находится «деятельность» как средство и условие развития личности. В соответствии с деятельностным подходом формирование коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании осуществляется в процессе исследовательской и коммуникативной деятельности. В данном случае исследовательская деятельность выступает не только своеобразным планом организации предстоящей деятельности, но и включает школьников в реализацию исследования.
Коммуникативная деятельность способствует осуществлению различных операций для достижения намеченной цели общения. Коммуникация -это микромодель деятельности, которая учитывает цели и мотивы, намерения, реализацию коммуникативных стратегий и тактик, реакцию на поведение партнера и т.д. «Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивов, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности как таковой, носят обычно обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется» [2, т. 5, с. 41].
При реализации данного подхода рефлексивная деятельность обучающихся максимально активизируется и корректирует деятельность школьников. Обучающийся видит и оценивает не только свое
коммуникативное поведение и достижение или не достижение результата, но и поведение партнера по общению на основании чего и делает выводы. Коммуникация выступает краткосрочной моделью деятельности, в то время как исследование - более длительный вариант, позволяющий реализовать структуру деятельности.
Следовательно, формирование коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов на основе деятельностного подхода предполагает осознание цели и мотивов деятельности, умение планировать деятельность, организовывать ее осуществление, оценивать результат и осуществлять рефлексию для дальнейшей успешной деятельности.
Системный подход позволяет организовать целостный процесс обучения, в котором формирование коммуникативной компетентности обучающихся осуществляется в процессе исследовательской деятельности. «Системный подход - такое видение или рассмотрение многостороннего объекта, благодаря которому открывается его существенная, определяющая сторона» [3, с. 55]. Программа работы с обучающимися профильных классов в литературном образовании выстраивается в аспекте развития коммуникативной компетентности обучающихся, вокруг которой выстраивается структура педагогической системы.
Данные подходы определили принципы, которые положены в основу формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в процессе исследовательской деятельности на уроках литературы: принцип новизны, принцип ситуативности, принцип индивидуализации и дифференциации, принцип вариативности, принцип субъектности, принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (учителя и обучающихся, обучающихся между собой), принцип сознательности и творческой активности.
Организационно-методический блок. Основным методом формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании является реализация исследовательской деятельности. Использование исследовательской деятельности на уроках литературы способствует активизации личности и задействует коммуникативные навыки, формирует мировоззрение личности старшеклассников и задает такой режим работы, который ориентирован на самостоятельное планирование рабочего времени, активное проявление творчества, совмещение коллективной и индивидуальной работы для расширения возможностей организации коммуникации.
Система работы по формированию коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании построена на
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
21
реализации двух направлений работы: 1) получение теоретических знаний по теории коммуникации, основам осуществления и презентации исследовательской деятельности; 2) проведение исследования в рамках литературного краеведения.
Реализация первого модуля работы предполагает: 1) проведение лекционных занятий по темам, которые станут для обучающихся теоретической базой; 2) организацию практической части работы в форме тренинга коммуникативной компетентности (коммуникативные упражнения, практические задания, анализ коммуникативных ситуаций, межличностное общение), что способствует закреплению и усвоению материала.
Реализация второго модуля работы предполагает осуществление исследования в рамках литературного краеведения под руководством и координацией педагога.
Оценочно-результативный блок ориентирован на:
1) определение критериев сформированности коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании;
2) диагностику исходного уровня сформирован-ности коммуникативной компетентности методом статистического критерия Вилкоксона-Манна-Уитни;
3) определение на основе выделенных критериев уровней (высокий, средний, низкий) сформи-
рованности коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании на этапе констатирующего эксперимента;
4) реализацию теоретической модели формирования коммуникативной компетентности на этапе формирующего эксперимента;
5) диагностику итогового уровня сформирован-ности коммуникативной компетентности методом статистического критерия Вилкоксона-Манна-Уит-ни;
6) определение педагогических условий, способствующих формированию коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании.
Библиографический список
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
3. Славин Б. Ф. Вопросы теории и практики целевого управления социальными процессами. - М.: МГПИ, 1985. - 141 с.
4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 415 с.
УДК 376
Рейт Кирилл Константинович
Уральский государственный педагогический университет
kifill_pip@mail. ш
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
В статье предлагается алгоритм реализации психолого-педагогической технологии формирования поведенческого компонента социального взаимодействия младших школьников с интеллектуальными нарушениями, целью которой является развитие ряда умений коммуникативной деятельности, способствующих эффективному протеканию процесса общения. Также в статье приводится оценка результативности применения данной технологии в практической работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, дети с нарушением интеллекта, младший школьный возраст.
Одно из центральных мест в практике современного образования занимает формирование у обучающихся социального взаимодействия. Именно оно влияет на качество умений ориентироваться и адаптироваться к быстро меняющимся условиям среды, мобильность, мотивацию к работе; на умение и желание постоянно учиться; умение сотрудничать, коммуникационные навыки; умение вести переговоры и т.д. От сформированности перечисленных умений напрямую зависит жизненная успешность человека. Целенаправленное развитие социального взаимодействия реализует формирование у детей всех основ-
ных направлений культуры, предусматривает готовность к активному участию в различных сферах жизни, закладывает основу жизненной успешности и самореализации.
Еще большую актуальность приобретает формирование социального взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как по окончании образовательного учреждения они, наравне с другими гражданами, должны быть конкурентно способны, профессионально эффективны и личностно развиты. Данные характеристики влияют на успешность интеграции ребенка с отклонениями в развитии в общественную