Научная статья на тему 'Теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании'

Теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ БЛОКИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / THEORETICAL MODEL / COMMUNICATIVE COMPETENCE / STRUCTURAL BLOCKS / PROFILE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переверзева Инна Игоревна

В статье представлена теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании, охарактеризованы и раскрыты ее структурные блоки: содержательно-целевой, организационно-методический, диагностико-результативный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Переверзева Инна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical model of formation of communicative competence of profile classes being trained in literary education

The theoretical model of formation of communicative competence of profile classes being trained in literary education, its structural blocks are characterized and opened: substantial and target, organizational and methodical, diagnostical-productive is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании»

гической системы. Отличием является разрозненность этих компонентов в пространстве и времени.

2. Подавляющее большинство школьников выражают удовлетворенность дистанционной формой организации обучения как оптимальной, а также степенью понимания ими учебного материала.

3. Умения, формируемые у детей с ОВЗ на основе ИКТ в учебном процессе, позволяют оптимизировать способы установления, описания и объяснения фактов (наблюдение, измерение, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, работа с источниками информации).

4. Для оценки эффективности обучения ДО детей с ОВЗ необходима разработка новых критериев качества обучения, отличающиеся от традиционных, учитывающих специфику работы с детьми этой категории.

5. Опыт дистанционного обучения, полученный в школьной среде, может быть полезен и для высшей школы. Для повышения качества учебного процесса среди студентов с ОВЗ важно закреплять и развивать приобретенные ими навыки планирования и формирования собственного информационного пространства на основе использования компьютеров и информационно-телекоммуникационных сетей. Более значимое место можно будет отвести учебно-исследовательской деятельности таких студентов, используя проектную технологию.

Работа в данном направлении еще только начинается, однако уже очевидно, что в дальнейшем интенсивное применение компьютерных техноло-

гий приведет к качественному изменению форм и методов обучения лиц с ОВЗ.

Библиографический список

1. Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков) // Школьные технологии. -2002. - № 2. - С. 9-16.

2. Емцова О.М., Васильева П.Д. Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в преподавании химии. Сб. науч. и науч.-метод. трудов 3 Все-рос. науч.-практ. конф. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2012. - С. 84-87.

3. Кучинский В. Ф. Адаптация незрячего ребенка в современном информационном обществе // Образование личности. - 2011. - № 3. - С. 119-125.

4. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы, исследования. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.

5. Снегурова В.И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - Москва: РУДН, 2009. - № 2. - С. 95-106.

6. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математики. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

УДК 371.3

Переверзева Инна Игоревна

Курский государственный университет novinka-86@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье представлена теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании, охарактеризованы и раскрыты ее структурные блоки: содержательно-целевой, организационно-методический, диагностико-результативный.

Ключевые слова: теоретическая модель, коммуникативная компетентность, структурные блоки, профильное обучение.

Формирование коммуникативной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности в свете нового федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Особое внимание коммуникативным умениям уделяется на уровне метапредметных результатов, что позволяет рассматривать коммуникацию в качестве неотъемлемой составляющей любой деятельности. Характеристику современного выпускника можно представить как: способность

добывать, применять и пополнять полученные знания на практике, чему и должна способствовать коммуникативная компетентность личности.

Формирование коммуникативной компетентности является организованным, управляемым процессом и опирается на теоретическую модель, которая позволяет повысить его эффективность. Структура теоретической модели отражает основные направление работы и состоит из следующих блоков: содержательно-целевой, организационно-методический, диагностико-результативный (табл. 1).

Таблица 1

Теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в процессе литературного образования

________________________________________Содержательно-целевой блок__________________________________

Цель: формирование коммуникативной компетентности на уроках литературы в процессе

исследовательской деятельности______________________________________________________________________

Подходы: компетентностный, коммуникативный, деятельностный, системный

Принципы: новизны, индивидуализации и дифференциации, ситуативности, вариативности, субъектности, ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (учителя и обучающихся, обучающихся между собой),

сознательности и творческой активности______________________________________________________________

______________________________________Организационно-методический блок______________________________

Содержание процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов на уроках литературы:

Методы: исследовательская деятельность

Средства обучения: учебники и учебные пособия по предмету, проектор, компьютер, тексты произведений, коммуникативные упражнения, практические задания, анализ коммуникативных ситуаций, межличностное общение.

Алгоритм обучения

• получение теоретических знаний по теории коммуникации, основам осуществления и презентации исследовательской деятельности

• проведение исследования в рамках литературного краеведения

______________________________________Оценочно-результативный блок__________________________________

____________________________________________КРИТЕРИИ________________________________________________

Мотивационно-личностный компонент

1) умение определять цель и мотивацию, лежащие в основе коммуникации;

2) умение проявлять способности к самореализации;

3) умение проектировать достижение индивидуальных целей общения;

4) умение проявлять способности к самоопределению;

____________5) умение отстаивать свое мнение в коммуникации.________________________________________

Действенно-операционный компонент

1) умение анализировать коммуникативную ситуацию;

2) умение определять и оценивать вербальные, невербальные средства коммуникации;

3) умение определять проблемы общения, пути их решения;

4) умение соблюдать правила этикета в речевой ситуации;

5) умение определять и соблюдать ролевые отношения между партнерами;

6) умение выбирать функциональный стиль, соответствующий цели и задачам общения;

7) умение выражать свои мысли в соответствии с темой общения, используя систему доказательств

для отстаивания своего мнения.______________________________________________________________________

Креативный компонент

1) умение проявлять креативные, интеллектуальные способности личности;

2) умение осуществлять творческий поиск вариантов решений коммуникативных затруднений и преодолевать их;

3) умение выделять изобразительно-выразительные средства, которые использует автор текста, объяснять их значение, использовать в собственной речи;

____________4) умение проявлять креативность в проблемной коммуникативной ситуации._________________

Когнитивный компонент

1) умение определять и преодолевать возникающие когнитивные трудности;

2) умение отделять главную и второстепенную информацию в коммуникативной ситуации, критически оценивая ее;

3) умение владеть культурой общения;

____________4) умение различать объективные факты и субъективные мнения.____________________________

Рефлексивный компонент

1) умение осознавать явные и скрытые цели общения;

2) умение осуществлять проективную рефлексию (анализ развития коммуникативной ситуации с точки зрения своих позиций и вариантов поведения, возможных вариантов поведения других участников общения);

3) умение понимать и анализировать внутренний мир другого человека;

4) умение идентифицировать себя с другим человеком;

____________5) умение осуществлять ауторефлексию.___________________________________________________

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

19

Окончание таблицы 1

______________________________УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ_______________________________________

Высокий | Средний | Низкий

Педагогические условия: создание положительной мотивации в процессе учебной деятельности; использование межпредметных связей для повышения эффективности коммуникации; создание единой среды в процессе соединения теоретической и практической деятельности, интегрирующихся на основе межпредметных связей; организация учебного процесса посредством соединения виртуальной реальности и образовательной среды; использование активных форм работы; применение современных информационных и коммуникационных технологий; формирование коммуникативной компетентности в системном единстве всех ее структурных компонентов; овладение на достаточном уровне активными и репродуктивными видами речевой деятельности; формирование когнитивного опыта личности; реализация интеллектуально-креативних

способностей личности; осуществление рефлексии._____________________________________________

Результат: формирование высокого уровня развития коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов______________________________________________________________

Охарактеризуем теоретическую модель по блокам.

Содержательно-целевой блок является важным элементом теоретической модели и позволяет организовывать и планировать педагогический процесс. Целеполагание является координирующим вектором, позволяющим определять содержание, методы, формы, этапы организации работы, используемые подходы и средства обучения.

Формулирование цели в теоретической модели формирования коммуникативной компетентности имеет иерархичную структуру, которую схематично можно представить как общую цель и частные цели. «Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели» [4, с. 257]. Ступенчатое достижение частных целей ведет к реализации общей и делает процесс целеполагания управляемым и корректируемым.

Ведущей целью данной модели является: формирование коммуникативной компетентности на уроках литературы в процессе исследовательской деятельности. Поставленная цель позволяет спрогнозировать предполагаемый результат формирования у обучающихся профильных классов на уроках литературы такого уровня коммуникативной компетентности, в котором показателями сформи-рованности коммуникативной компетентности являются: умение определять цель коммуникации; умение реализовывать и оценивать вербальные, невербальные средства коммуникации; умение выстраивать стратегию поведения; умение реагировать на ситуацию общения; развитие коммуникативной культуры; развитие инициативности и самореализации; умение адаптироваться к ситуации; умение принимать взвешенные решения и нести ответственность за них; умение отстаивать свою позицию; умение аргументированно доказывать; умение получать и усваивать новые знания; умение вести диалог; умение креативно выражать свое мнение в устной и письменной форме; умение осуществлять рефлексивную деятельность.

Построение процесса формирования коммуникативной компетентности у обучающихся профильных классов в соответствии с разработанной тео-

ретической моделью, опирающейся на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы выпускником школы согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, позволяет обеспечить:

1) развитие необходимого уровня коммуникативной компетентности для осуществления продуктивного общения и достижения взаимопонимания между участниками коммуникации;

2) повышение мотивации на образование и самообразование в течение всей жизни, ориентированность на реализацию жизненных планов и выбор будущей профессии;

3) построение индивидуальной образовательной траектории с целью саморазвития и личностного самоопределения;

4) самостоятельное планирование и реализацию исследования для осуществления целенаправленной познавательной деятельности, сформированно-сти навыков коммуникативной деятельности и применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач;

5) развитие потенциала инновационной, творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности обучающихся;

6) развитие потенциала самостоятельной, совместной, социальной деятельности обучающихся;

7) развитие рефлексивных способностей обучающихся.

Процесс формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов на уроках литературы опирается на следующие подходы: коммуникативный, компетентностный, деятельностный, системный.

Использование коммуникативного подхода на уроках литературы в профильной школе предполагает овладение обучающимися основами теории коммуникации, что позволит им успешно применять полученные знания на практике. Наиболее продуктивным методом организации работы в рамках данного подхода является исследовательская деятельность, которая позволяет организовать обучение с приоритетом коммуникативной деятельно-

сти. На всех этапах исследования обучающиеся активно включены в коммуникативные отношения: осуществляют работу в творческих группах, выстраивают общение со сверстниками и преподавателем, используют различные тактики и стратегии для достижения поставленных целей, моделируют коммуникативное поведение в различных ситуаций общения, осуществляют презентацию и защиту исследования.

Компетентностный подход базируется на понятиях «компетенция», «компетентность». Образовательный процесс строится на основе внедрения компетенций для их закрепления и реализации в компетентности как личностной принадлежности. Данный подход позволяет развивать у обучающихся не только способность к усвоению знаний, но и способность добывать нужную информацию. «Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы» [1, с. 10]. Использование компетентностного подхода на уроках литературы способствует: умению организовывать процесс получения знаний и применять их в практической деятельности; развитию самостей личности; учету личностных особенностей обучающегося для построения индивидуальной образовательной траектории обучения; умению проектировать собственную деятельность (коммуникацию) для достижения намеченного результата.

В основе деятельностного подхода находится «деятельность» как средство и условие развития личности. В соответствии с деятельностным подходом формирование коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании осуществляется в процессе исследовательской и коммуникативной деятельности. В данном случае исследовательская деятельность выступает не только своеобразным планом организации предстоящей деятельности, но и включает школьников в реализацию исследования.

Коммуникативная деятельность способствует осуществлению различных операций для достижения намеченной цели общения. Коммуникация -это микромодель деятельности, которая учитывает цели и мотивы, намерения, реализацию коммуникативных стратегий и тактик, реакцию на поведение партнера и т.д. «Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивов, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности как таковой, носят обычно обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется» [2, т. 5, с. 41].

При реализации данного подхода рефлексивная деятельность обучающихся максимально активизируется и корректирует деятельность школьников. Обучающийся видит и оценивает не только свое

коммуникативное поведение и достижение или не достижение результата, но и поведение партнера по общению на основании чего и делает выводы. Коммуникация выступает краткосрочной моделью деятельности, в то время как исследование - более длительный вариант, позволяющий реализовать структуру деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, формирование коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов на основе деятельностного подхода предполагает осознание цели и мотивов деятельности, умение планировать деятельность, организовывать ее осуществление, оценивать результат и осуществлять рефлексию для дальнейшей успешной деятельности.

Системный подход позволяет организовать целостный процесс обучения, в котором формирование коммуникативной компетентности обучающихся осуществляется в процессе исследовательской деятельности. «Системный подход - такое видение или рассмотрение многостороннего объекта, благодаря которому открывается его существенная, определяющая сторона» [3, с. 55]. Программа работы с обучающимися профильных классов в литературном образовании выстраивается в аспекте развития коммуникативной компетентности обучающихся, вокруг которой выстраивается структура педагогической системы.

Данные подходы определили принципы, которые положены в основу формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в процессе исследовательской деятельности на уроках литературы: принцип новизны, принцип ситуативности, принцип индивидуализации и дифференциации, принцип вариативности, принцип субъектности, принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (учителя и обучающихся, обучающихся между собой), принцип сознательности и творческой активности.

Организационно-методический блок. Основным методом формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании является реализация исследовательской деятельности. Использование исследовательской деятельности на уроках литературы способствует активизации личности и задействует коммуникативные навыки, формирует мировоззрение личности старшеклассников и задает такой режим работы, который ориентирован на самостоятельное планирование рабочего времени, активное проявление творчества, совмещение коллективной и индивидуальной работы для расширения возможностей организации коммуникации.

Система работы по формированию коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании построена на

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

21

реализации двух направлений работы: 1) получение теоретических знаний по теории коммуникации, основам осуществления и презентации исследовательской деятельности; 2) проведение исследования в рамках литературного краеведения.

Реализация первого модуля работы предполагает: 1) проведение лекционных занятий по темам, которые станут для обучающихся теоретической базой; 2) организацию практической части работы в форме тренинга коммуникативной компетентности (коммуникативные упражнения, практические задания, анализ коммуникативных ситуаций, межличностное общение), что способствует закреплению и усвоению материала.

Реализация второго модуля работы предполагает осуществление исследования в рамках литературного краеведения под руководством и координацией педагога.

Оценочно-результативный блок ориентирован на:

1) определение критериев сформированности коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании;

2) диагностику исходного уровня сформирован-ности коммуникативной компетентности методом статистического критерия Вилкоксона-Манна-Уитни;

3) определение на основе выделенных критериев уровней (высокий, средний, низкий) сформи-

рованности коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании на этапе констатирующего эксперимента;

4) реализацию теоретической модели формирования коммуникативной компетентности на этапе формирующего эксперимента;

5) диагностику итогового уровня сформирован-ности коммуникативной компетентности методом статистического критерия Вилкоксона-Манна-Уит-ни;

6) определение педагогических условий, способствующих формированию коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в литературном образовании.

Библиографический список

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

3. Славин Б. Ф. Вопросы теории и практики целевого управления социальными процессами. - М.: МГПИ, 1985. - 141 с.

4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 415 с.

УДК 376

Рейт Кирилл Константинович

Уральский государственный педагогический университет

kifill_pip@mail. ш

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье предлагается алгоритм реализации психолого-педагогической технологии формирования поведенческого компонента социального взаимодействия младших школьников с интеллектуальными нарушениями, целью которой является развитие ряда умений коммуникативной деятельности, способствующих эффективному протеканию процесса общения. Также в статье приводится оценка результативности применения данной технологии в практической работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, дети с нарушением интеллекта, младший школьный возраст.

Одно из центральных мест в практике современного образования занимает формирование у обучающихся социального взаимодействия. Именно оно влияет на качество умений ориентироваться и адаптироваться к быстро меняющимся условиям среды, мобильность, мотивацию к работе; на умение и желание постоянно учиться; умение сотрудничать, коммуникационные навыки; умение вести переговоры и т.д. От сформированности перечисленных умений напрямую зависит жизненная успешность человека. Целенаправленное развитие социального взаимодействия реализует формирование у детей всех основ-

ных направлений культуры, предусматривает готовность к активному участию в различных сферах жизни, закладывает основу жизненной успешности и самореализации.

Еще большую актуальность приобретает формирование социального взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как по окончании образовательного учреждения они, наравне с другими гражданами, должны быть конкурентно способны, профессионально эффективны и личностно развиты. Данные характеристики влияют на успешность интеграции ребенка с отклонениями в развитии в общественную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.