Научная статья на тему 'Учебное исследование как одно из условий формирования коммуникативной компетентности'

Учебное исследование как одно из условий формирования коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОТИВАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCY / EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITY / PEDAGOGIC CONDITIONS / MOTIVATION / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Инна Игоревна

В статье рассмотрены и проанализированы педагогические условия, обеспечивающие формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности: создание положительной мотивации, использование межпредметных связей, создание единой среды, соединение виртуальной реальности и образовательной среды, использование активных форм работы, формирование коммуникативной компетентности в системном единстве всех ее структурных компонентов, овладение на достаточном уровне активными и репродуктивными видами речевой деятельности, моделирование проблемных ситуаций общения, наличие когнитивного опыта личности, реализация интеллектуально-креативних способностей личности, осуществление рефлексии. Учебное исследование представлено в качестве деятельности, которая обеспечивает формирование в системном единстве всех структурных компонентов коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational research as one of the conditions of formation of communicative competency

The article describes and analyses the pedagogic conditions providing the formation of communicative competence in the process of teaching and research activities: creation of positive motivation, the use of intersubject connections, creating a single environment, the connection of virtual reality and educational environment, the use of active forms of work, the formation of communicative competence in the system unity of all its structural components, mastery of a sufficient level of active and reproductive types of speech activity, the modeling of problem situations, the existence of cognitive experience of the individual, implementation of intellectually-creative abilities of the individual, the implementation of reflection. Educational research is presented as activities, which ensure the formation in the system unity of all structural components of communicative competency.

Текст научной работы на тему «Учебное исследование как одно из условий формирования коммуникативной компетентности»

УДК 37.014

Новикова Инна Игоревна

Курский государственный университет novinka-86@mail.ru

УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье рассмотрены и проанализированы педагогические условия, обеспечивающие формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности: создание положительной мотивации, использование межпредметных связей, создание единой среды, соединение виртуальной реальности и образовательной среды, использование активных форм работы, формирование коммуникативной компетентности в системном единстве всех ее структурных компонентов, овладение на достаточном уровне активными и репродуктивными видами речевой деятельности, моделирование проблемных ситуаций общения, наличие когнитивного опыта личности, реализация интеллектуально-креативних способностей личности, осуществление рефлексии. Учебное исследование представлено в качестве деятельности, которая обеспечивает формирование в системном единстве всех структурных компонентов коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, учебно-исследовательская деятельность, педагогические условия, мотивация, рефлексия.

Реализация модели формирования коммуникативной компетентности обучающихся профильных классов в процессе учебно-исследовательской деятельности на уроках литературы позволила выделить определенные педагогические условия, оптимально обеспечивающие формирование коммуникативной компетентности в литературном образовательном процессе учащихся профильных классов. Формирование коммуникативной компетентности - процесс сложный и многоуровневый, поэтому необходимо систематизировать и охарактеризовать условия, способствующие его оптимизации. Из множества условий, влияющих на образовательный процесс и на формирование коммуникативной компетентности в частности, были определены те из них, которые давали наибольший эффект именно в процессе учебно-исследовательской деятельности в профильных классах.

К таким условиям относятся следующие: создание положительной мотивации, использование межпредметных связей, создание единой среды, соединение виртуальной реальности и образовательной среды, использование активных форм работы, формирование коммуникативной компетентности в системном единстве всех ее структурных компонентов, овладение на достаточном уровне активными и репродуктивными видами речевой деятельности, моделирование проблемных ситуаций общения, наличие когнитивного опыта личности, реализация интеллектуально-креативних способностей личности, осуществление рефлексии.

Интерес учащихся к учебно-исследовательской деятельности зависит от уровня их мотивации, что в итоге определяет результативность работы и степень коммуникативных отношений в классе. Они создают базу для рефлексивного анализа коммуникативных ситуаций, построения коммуникативной деятельности в рамках определенных стратегий и тактик. Учащийся получает возможность объективно оценивать не только свое коммуникативное

поведение, но и реагировать на действия собеседника, овладевать навыками переработки информации, различными стилями и жанрами общения, субъективно интерпретировать информацию, реа-лизовывать этикет речевого поведения, учитывать психологические особенности партнера, проявлять толерантность в общении.

В педагогической парадигме мотивационной основой учебно-исследовательской деятельности в профильных классах является возможность объединить профессиональную практику с учебным процессом. Положительная мотивация способствует созданию диалогичной среды обучения, предполагает взаимоуважение учителя и ученика, высокий уровень коммуникации, благоприятный психологический климат в коллективе. В такой среде у обучающихся повышается самооценка, возникает желание самореализовываться, пропадает боязнь совершить ошибку, происходит корректировка знаний. В такой среде происходит самоактуализация, т.е. личность стремится реализовать свои способности и склонности для личного и в будущем профессионального роста. «Через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности» [3, с. 209].

Знания, получаемые учащимися в исследовательской деятельности, расширяются и интегрируются с другими дисциплинами в процессе использования межпредметных связей, которые повышают эффективность коммуникации, что в итоге влияет на результативность работы и, в свою очередь, стимулирует интерес к процессу исследования, активизирует деятельность школьников. Именно в профильном образовании наиболее приемлемой формой организации работы является исследовательская деятельность, учитывающая индивидуальные особенности ребенка и организующая совместную партнерскую деятельность учителя и ученика. Исследовательское пространство

20

Вестник КГУ ^ 2017

© Новикова И.И., 2017

Учебное исследование как одно из условий формирования коммуникативной компетентности

стимулирует поэтапный личностный рост ребенка, в процессе которого возникает познавательная мотивация обучения, планирование деятельности.

В процессе овладения коммуникативной компетентностью учителем должна быть создана единая среда, которая формируется в процессе соединения теоретической и практической деятельности, интегрирующихся на основе межпредметных связей. Такая среда должна создавать условия для реализации исследовательских потребностей личности на основе ее индивидуальных особенностей. В теоретической деятельности на уроках литературы реализуются такие специфичные навыки, как постижение формы и содержания текстовой ткани произведения, владение культурой читательского восприятия, умение осуществлять сравнительно-сопоставительный анализ, знание особенностей различных литературно-художественных стилей, умение осуществлять поиск и анализ различных источников информации.

В практической деятельности обучающиеся осуществляют активную речемыслительную деятельность, овладевая коммуникативной компетентностью, осмысливают практическую значимость изучаемых предметов, которые в дальнейшем станут базой профессиональной деятельности. В целом единая речевая среда направлена на мотивацию профильного обучения.

Для полноценного развития коммуникативной компетентности учащихся профильных классов в процессе литературного образования необходимо соединение виртуальной реальности и образовательной среды. Виртуальная реальность позволяет обучающимся погрузиться в виртуальный мир, который отражает структуру реального, и ощутить себя частью исследуемого предмета или объекта. Виртуальная реальность является трехмерной средой, в которой действие происходит в реальном времени и учитывает нахождение пользователя, а передача информации осуществляется через визуальный канал. Такая реальность является оптимальной базой для реализации образовательных потребностей обучающихся, привнося в уроки элементы интерактивности, что способствует повышению мотивации к обучению. Обучающиеся могут участвовать в видеоконференциях, обсуждать в реальном времени волнующие проблемы, книжные новинки, совершать виртуальные экскурсии по музеям, галереям, знакомиться с культурами других стран, общаться с носителями языка, что позволяет применять коммуникативные и исследовательские навыки, вступать в диалог и самопрезентовать себя.

В процессе учебно-исследовательской деятельности коммуникативная компетентность реализуется через такие активные формы работы как дискуссия, семинар, ролевая игра, дебаты, конференция, творческая мастерская. Они способству-

ют проявлению познавательного интереса и ответственности в процессе обучения, повышению мотивации к обучению, формированию самостоятельности, инициативности, практического опыта в той или иной деятельности. Использование активных форм обучения в литературном образовании учащихся профильных классов содействует формированию коммуникативной компетентности через развитие памяти, мышления, речи, воображения, рефлексивного познания себя и собеседников в диалоге [2, с. 32]. В процессе такой деятельности учащиеся создают различные макеты жизненных планов, проигрывают различные профессиональные умения, что способствует социализации личности и нахождению своего места в обществе. Новизна таких методов по сравнению с привычными формами работы на уроках стимулирует мотивацию учебной деятельности, расширяет кругозор и мировоззрение учащихся и создает возможности для реализации способностей.

Формирование коммуникативной компетентности в системном единстве всех ее структурных компонентов позволяет сделать этот процесс оптимально успешным: мотивирует обучающихся на включение в образовательный процесс, позволяет развивать и реализовывать коммуникативные и креативные способности личности и ее когнитивный опыт, осуществлять рефлексивную деятельность, которая способствует самопознанию и самореализации обучающихся.

Развитие коммуникативной компетентности в профильном обучении осуществляется на базе коммуникативно ориентированного обучения, в основе которого лежит овладение обучающимися теорией и практикой коммуникации. Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности у учащихся профильных классов оптимально происходит при овладении на достаточном уровне активными и репродуктивными видами речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, слушание) в образовательном процессе, так как в ситуации общения они все задействованы и только в комплексе решают поставленную проблему. В речевой деятельности формируется личность, способная ориентироваться в потоке информации, анализировать, делать выводы, реализовывать любой вид коммуникации.

Важным для коммуникативной деятельности является условие, при котором моделируется актуальная для участников проблемная ситуация общения, направленная на формирование гуманистического мировоззрения личности, обладающей читательскими интересами и художественным вкусом, способной к пониманию авторской позиции, осуществлению рефлексивного анализа, выражению субъективной внутренней речи в различных жанрах сочинений. «Осознание известного и неизвестного в ситуации, принятие проблемы соз-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

21

дают состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что и побуждает искать выход из создавшегося положения неопределенности, дефицита информации» [1, с. 84]. Способность обучающихся к саморазвитию обладает возможностью воплотить знания в практику через реализацию апробации различных социальных ролей и видов деятельности в зависимости от коммуникативных ситуаций с активным использованием творческого проявления индивидуальности личности.

Коммуникативная компетентность наиболее полно реализуется в учебно-исследовательской деятельности при условии сформированности у личности интеллектуально-креативных способностей, позволяющих выдвигать различные варианты гипотез, реализовывать программу действий и осуществлять рефлексию. В коммуникации интеллектуально-креативные способности позволяют обучающимся неординарно мыслить, обосновывать свое мнение, проявлять толерантное отношение к партнеру по общению, соблюдать коммуникативную дистанцию, преодолевать коммуникативные барьеры, разрешать возникающие противоречия.

Когнитивный опыт личности является важным условием формирования коммуникативной компетентности, он соотносится не только с усвоенными знаниями и практикой их применения, но и с возможностью осуществлять мыслительные операции на более высоком уровне. Такой опыт предполагает владение вербальной, невербальной и электронной коммуникацией для проектирования стратегий и тактик, ориентированных на достижение поставленной цели общения, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию. Когнитивный опыт личности структурирует информацию имеющуюся и поступающую, способствует развитию коммуникативной компетентности личности.

Рефлексия в процессе коммуникации является неотъемлемым процессом, который направлен на самопознание обучающегося и позволяет ему анализировать осуществленную деятельность, фиксировать ее результаты и преодолевать возникшие затруднения. Рефлексивная деятельность в обучении дает старшекласснику возможностью проектировать свою деятельность в будущем, опираясь на

предыдущий опыт и учитывая его. Однако рефлексию нельзя сводить только к подведению итогов, она является успешным сопровождением деятельности на любом из этапов. Рефлексию можно представить «основным механизмом развертывания нашего мышления», в котором происходит взаимодействие мыслительной деятельности и коммуникативной компетентности [4, с. 289].

Рефлексия направлена внутрь личности и является ее «детализированным исследованием», в котором происходит корректировка и развитие само-стей обучающихся. Такая деятельность требует от старшеклассника умения планировать и корректировать свою деятельность, оценивать совершенное с точки зрения эффективности и продуктивности, диагностировать возникающие затруднения и преодолевать их, а также анализировать цели организации деятельности других людей.

Таким образом, выделенные условия позволяют рассматривать учебное исследование в качестве деятельности, которая обеспечивает формирование в системном единстве всех структурных компонентов коммуникативной компетентности. Учебное исследование мотивирует обучающихся на включение в образовательный процесс, основанный на диалоге учителя и ученика, позволяет развивать и реализовывать коммуникативные и креативные способности, когнитивный опыт личности, моделировать речевые ситуации (стратегическое проектирование и реализация коммуникации), осуществлять рефлексивную деятельность, которая способствует самопознанию и самореализации школьников.

Библиографический список

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

2. Доронина Н.Н. Организация учебного процесса в вузе с использованием активных методов обучения // Социология образования. - 2011. -№ 3. - С. 31-38.

3. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

4. Щедровицкий Г.П. Процессы и структуры в мышлении (курс лекций) // Из архива Г.П. Щед-ровицкого. Т. 6. - М., 2003. - 320 с.

Вестник КГУ i 2017

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.