Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности учащихся профильных классов в процессе изучения литературы'

Формирование коммуникативной компетентности учащихся профильных классов в процессе изучения литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / CONDITIONS PROVIDING FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFILE TRAINING / LITERARY EDUCATION / A COMMUNICATIVE COMPETENCE / A RESEARCH ACTIVITY / A LANGUAGE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переверзева Инна Игоревна

В статье анализируются условия, обеспечивающие формирование коммуникативной компетентности в литературном образовании в рамках исследовательской деятельности, активизирующей все компоненты образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Pupils’ Communicative Competence of Profile Classes in the Course of Literature Study

In the article are analyzed conditions providing formation of the communicative competence in literary education within the limits of the research activity which make all components of the educational process be active.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности учащихся профильных классов в процессе изучения литературы»

УДК 82.0:372.8

И. И. Переверзева

Формирование коммуникативной компетентности учащихся профильных классов

в процессе изучения литературы

В статье анализируются условия, обеспечивающие формирование коммуникативной компетентности в литературном образовании в рамках исследовательской деятельности, активизирующей все компоненты образовательного процесса.

Ключевые слова: условия, обеспечивающие формирование коммуникативной компетентности; профильное обучение; литературное образование; коммуникативная компетентность; исследовательская деятельность; языковая личность.

I. I. Pereverzeva

Formation of Pupils' Communicative Competence of Profile Classes in the Course of Literature Study

In the article are analyzed conditions providing formation of the communicative competence in literary education within the limits of the research activity which make all components of the educational process be active.

Key words: conditions providing formation of the communicative competence, profile training, literary education, a communicative competence, a research activity, a language person.

Условия формирования коммуникативной компетентности учащихся профильных классов в литературном образовании наиболее полно раскрываются в рамках исследовательской деятельности, которая задействует максимальное количество компонентов образовательного процесса. Часть этих компонентов тоже можно квалифицировать как условия, положительно влияющие на коммуникативную личность.

Из множества условий, влияющих на образовательный процесс и на формирование коммуникативной компетентности в частности, были определены те из них, которые давали наибольший эффект именно в процессе исследовательской деятельности на уроках литературы.

Сюда можно отнести: положительную мотивацию, интегративные связи, соединение образовательной среды и виртуального пространства, организацию гуманитарного познания в диалогической форме, овладение активными и репродуктивными видами речевой деятельности, формирование языковой личности, когнитивного опыта, реализация интеллектуально-креативних способностей, осуществление рефлексии.

Профильное обучение предлагает ученику осознанную независимость и вариативность, порождающую ответственность за полученный результат, оно направлено на социализацию и профессионализацию личности. Коммуникативная

компетентность дает базу для рефлексивного анализа коммуникативных ситуаций, построения коммуникативной деятельности в рамках определенных стратегий и тактик, что позволяет оценивать не только свое коммуникативное поведение, но и реагировать на действия собеседника.

Интерес учащихся к исследовательской деятельности зависит от уровня их мотивации, что в конечном итоге определяет результативность работы и степень коммуникативных отношений в группе. В педагогической парадигме мотива-ционной основой литературного образовательного процесса в профильных классах является возможность объединить профессиональную практику с учебным процессом. Положительная мотивация способствует созданию диалогической среды обучения, предполагает взаимоуважение учителя и ученика, высокий уровень коммуникации, благоприятный психологический климат в коллективе. В такой среде у учащегося повышается самооценка, возникает желание самореализовываться, пропадает боязнь совершить ошибку, так как происходит корректировка знаний для овладения компетентностью. Эмоциональный комфорт в образовательной среде ориентирует учащихся на успех в достижении намеченных целей не только в процессе получения и проверки усвоенных знаний, но и общения со сверстниками, педагогами, родителями. В такой среде

© Переверзева И. И., 2012

Формирование коммуникативной компетентности учащихся профильных классов 61

в процессе изучения литературы

происходит самоактуализация, то есть личность стремится реализовать свои способности и склонности для личного и профессионального роста.

Большой объем знаний, получаемых учащимися в процессе самостоятельной работы, закрепляется благодаря использованию интегрированных межпредметных связей, которые расширяют диапазон исследовательской деятельности, повышают эффективность коммуникации, что в конечном итоге влияет на результативность работы и, в свою очередь, стимулирует интерес к процессу исследования, активизирует деятельность школьников. Использование межпредметных связей является одним из наиболее продуктивных направлений, реализуемых в рамках исследовательской деятельности. Такая дисциплина, как история способствует осознанному и глубинному восприятию художественных произведений на уроках литературы. Учащиеся воспринимают эпоху, анализируют те или иные поступки героев с точки зрения философии прошлого и настоящего. Музыка, живопись, театр способствуют воссозданию образов и картин, которые возникают у учащихся в процессе читательской деятельности. Лингвистические дисциплины помогают в создании текстов различных типов речи в определенных жанровых рамках.

Именно в профильном образовании наиболее приемлемой формой организации работы является исследовательская деятельность, учитывающая индивидуальные особенности ребенка и организующая совместную партнерскую деятельность учителя и ученика. Исследовательское пространство стимулирует поэтапный личностный рост ребенка, в процессе которого возникает познавательная мотивация обучения, планирование деятельности.

Организация гуманитарного познания в диалогической форме рассматривается как приобретение знаний в диалоге-сотрудничестве со сверстниками и учителем, а также в организации диалогического познания (когнитивного диалога): ученик-текст, ученик-автор, ученик -литературный герой и предполагает взаимодействие «различных культурных миров (античности, средневековья, Возрождения, нового времени и современности)» [5, с. 26].

Диалогичность литературного образования позволяет постичь форму и содержание текстовой ткани произведения через такие коммуникативные умения, используемые в исследовательской деятельности, как: владение культурой чи-

тательского восприятия, познавательный запас знаний, умение осуществлять сравнительно-сопоставительный анализ, знание особенностей различных литературно-художественных стилей, умение осуществлять поиск и анализ различных источников информации.

Для полноценного развития коммуникативной компетентности учащихся профильных классов в литературном образовании необходимо соединение образовательной среды и виртуального пространства, что позволяет применять исследовательские навыки, диалогически общаться и самопрезентовать себя. Уроки литературы в виду их специфики, связанной с процессом диалогического гуманитарного познания, создающего многоаспектное поле коммуникативной деятельности, позволяют переносить навыки такого общения в виртуальное пространство. Особенностью электронной коммуникации является динамичный поток информации, применение коммуникативных навыков за рамками предметов в моделях реального общения. Если ученик в школе научится не только ориентироваться в потоке информации, анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, но и будет это выполнять в контексте гуманитарного познания, то он с таких же позиций адаптируется в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

В процессе исследовательской деятельности коммуникативная компетентность реализуется через использование таких активных методов, как дискуссии, проблемные ситуации, ролевые игры, тренинги, дебаты, круглые столы, которые способствуют появлению познавательной индивидуальности и ответственности в процессе обучения. Такие методы способствуют «активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом» [2, с. 33]. Благодаря созданию благоприятной психологической атмосферы учащиеся стремятся поделиться мнениями, дискутируют, овладевают навыками ведения диалога на различные темы, вследствие чего приобретают практический опыт. В профильных классах особенностью такой деятельности будет являться решение профессиональных задач, направленных на раскрытие возможностей профиля обучения и стирание границ между реальной и учебной деятельностью. Новизна таких методов по сравнению с привычными формами работы на уроках литературы стимулирует мотивацию учебной деятельности, расши-

ряет кругозор и мировоззрение учащихся и создает возможности для реализации способностей.

Использование исследовательской деятельности в литературном образовании учащихся профильных классов содействует формированию коммуникативной компетентности через активное рефлексивное познание себя и собеседников в диалоге. В процессе такой деятельности учащиеся создают различные макеты жизненных планов, проигрывают части профессиональной деятельности, что способствует социализации личности и нахождению своего места в обществе.

Развитие коммуникативной компетентности в профильном обучении осуществляется на базе целостного коммуникативного обучения, в основе которого лежит применение теории и практики с учетом личных качеств учащегося. Важно отметить, что коммуникативная компетентность развивается у учащихся в профильных классах при создании полноценной системы овладения всеми видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание) в образовательном процессе, так как в ситуации общения они все задействованы и только в комплексе решают поставленную проблему. В речевой деятельности формируется личность, способная анализировать информацию, делать выводы, реализовывать любой вид коммуникации. Важное значение для коммуникативной деятельности является условие, при котором моделируется актуальная для участников проблемная ситуация общения, направленная на формирование гуманистического мировоззрения личности, обладающей читательскими интересами и художественным вкусом, способной к пониманию авторской позиции, осуществлению рефлексивного анализа, выражению внутренней речи в различных жанрах сочинений. Знание в такой ситуации «не преподносится в готовом виде, оно служит предметом исканий, оно создается, конструируется с участием обучающихся или ими самими» [3, с. 83].

Речевая деятельность тесно связана с такой спецификой коммуникативной деятельности в литературном образовании, как моделирование. Усвоение коммуникативных навыков происходит только в том случае, если они мотивированы и отражают ту деятельность, которая будет необходима учащимся в дальнейшем для реализации интеллектуально-творческих способностей саморазвития. Саморазвитие обладает возможностью воплотить знания в практику через реализацию апробации различных социальных ролей и видов деятельности в зависимости от коммуникатив-

ных ситуаций с активным использованием творческого проявления индивидуальности личности.

Говоря об условиях моделирования в практике формирования коммуникативной компетентности в литературном образовании, необходимо выделить условия, обеспечивающие реализацию коммуникативной деятельности в практическом плане.

Коммуникативная компетентность наиболее полно реализуется в исследовательской деятельности при условии сформированности у личности интеллектуально-креативных способностей, опирающихся на неординарное творческое мышление, позволяющее выдвигать гипотезы, реали-зовывать программу действий, проводить рефлексивный анализ конечного результата проекта. Применение исследовательской деятельности в литературном образовании позволяет учащимся обосновывать свою позицию, выслушивать партнера по общению, соблюдать коммуникативную дистанцию, преодолевать коммуникативные барьеры, разрешать возникающие конфликты. На уроках литературы учащиеся профильных классов приобретают практические навыки проектирования дискурса в соответствии с нормами и правилами этикета, владения вербальными и невербальными средствами и их использования в соответствии с ситуацией и типом собеседника.

Базой коммуникативной компетентности является языковая личность, понимаемая как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)» [4]. Созданный текст показывает языковые, прагматические, когнитивные возможности личности, ее ценностные установки, мотивы поступков. Именно в языковой среде, благодаря диалогическому соприкосновению дискурсов, формируется когнитивный опыт и мировоззрение личности.

Когнитивный опыт личности является важным условием формирования коммуникативной компетентности, соотносимый не только с усвоенными знаниями и практикой их применения, но и возможностью осуществлять мыслительные операции на высоком уровне. Такой опыт предполагает владение вербальной, невербальной, электронной коммуникацией для проектирования тактик и стратегий, ориентированных на достижение поставленной цели общения, умение осуществлять интроспекцию (самонаблюдение) и ауторефлексию (саморефлексию), совмещать когнитивные характеристики коммуникантов.

Формирование коммуникативной компетентности учащихся профильных классов в процессе изучения литературы

Спецификой исследовательской деятельности в литературном образовании учащихся профильных классов является субъективность открытия, формирующего когнитивный и коммуникативный уровень развития личности с помощью обогащения читательского опыта, анализа, способствующего появлению живой творческой интерпретации литературного материала.

Независимо от характера коммуникации (вербальная, невербальная, электронная) учащиеся активно реализуют рефлексию, особенностью которой является необходимость осуществлять не только полный самоанализ своего коммуникативного поведения, но и осмысливать поведение коммуникантов, реагировать на него, соотносить с реализуемой стратегией. Литературное образование является главным механизмом формирования коммуникативной личности благодаря использованию духовно-нравственного и эстетического потенциала художественных произведений. Восприятие, анализ, интерпретация и рефлексивная деятельность в литературном образовании способствуют осуществлению «коммуникации с автором произведения», необходимой для развития языковой личности [1, с. 8].

Таким образом, выделенные условия являются оптимальными для формирования коммуникативной компетентности учащихся профильных классов в процессе исследовательской деятельности и служат основой для предложения следующих рекомендаций, которые могут использоваться в литературном образовании:

- создавать положительную мотивацию у учащихся, комфортную атмосферу сотрудничества, основанную на диалогичности гуманитарного познания;

- осуществлять интегративные межпредметные связи с целью совершенствования речемыс-лительной деятельности, расширения полученных знаний и умений, необходимых для реализации коммуникативной линии поведения;

- активно использовать исследовательскую деятельность для раскрытия интеллектуально-креативных способностей личности и ее социа-

лизации, развития активной аналитической деятельности, творческого переосмысления научной проблемы;

- использовать в литературном образовательном процессе активные методы обучения, которые расширяют кругозор и формируют мировоззрение учащихся;

- создавать креативную среду обучения, позволяющую выдвигать различные идеи для решения возникающих коммуникативных задач;

- использовать информационный потенциал виртуального пространства в литературном образовании учащихся профильных классов с целью развития способностей и склонностей личности в ситуациях реального общения;

- моделировать в процессе формирования коммуникативной компетентности речевые ситуации, отражающие особенности профиля обучения;

- осуществлять рефлексию на всех этапах развития коммуникативной компетентности.

Библиографический список:

1. Антонова, Е. С. Обучение читательской деятельности V-IX классы [Текст] / Е. С. Антонова // Русская словесность. - 2010. - № 4. - С. 3-8.

2. Доронина, Н. Н. Организация учебного процесса в вузе с использованием активных методов обучения [Текст] / Н. Н. Доронина // Социология образования. - 2011. - № 3. - С. 31-38.

3. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учебн. Завед. / В. И. Загвязинский. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

4. Караулов, Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения [Электронный ресурс] / Ю. Н. Караулов. - Режим доступа: URL: http://destructioen. narod.ru/karaulov_jasikovaja_lichnost.htm (дата обращения 01.09.2011).

5. Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход [Текст] : учеб. пособ. для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. - М. : Прогресс-Традиция; ИНФА, 2003. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.