Научная статья на тему 'Теоретическая и правовая основы оперативноаналитической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: основные выводы и предложения'

Теоретическая и правовая основы оперативноаналитической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: основные выводы и предложения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / оперативно-аналитическая деятельность / органы внутренних дел / органы / уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности / частная теория оперативно-аналитической деятельности / информационная система / Федеральный закон «О полиции» / Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» / оперативно-аналитические подразделения / информационно-аналитическое взаимодействие / operational investigative activities / operational analytical activities / internal affairs bodies / bodies authorized to carry out operational investigative activities / private theory of operational analytical activities / information system / Federal Law "On Police" / Federal Law "On Operational investigative activities" / operational analytical units / information-analytical interaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саркисян Гор Георгиевич

В статье представлены основные выводы и предложения, сформулированные по результатам проведенного научного исследования по теоретико-правовым вопросам оперативно-аналитической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Сформирована частная теория оперативно-аналитической деятельности, разработан и обоснован понятийно-категориальный аппарат, способный разрешить противоречия и неточности существующих понятий в рассматриваемой сфере. Предложены изменения в законодательные акты, касающиеся оперативно-аналитической деятельности органов внутренних дел и других государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Актуальность исследования: оперативно-аналитическая деятельность целиком интегрирована в информационную сферу, которая является системообразующим фактором жизни общества, активно влияющим на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. В связи с чем возникла необходимость в новом подходе к теоретико-правовому осмыслению оперативно-аналитической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, приданию ей формы частной теории, а также предложению перспективных форм совершенствования по всем направлениям, включая теоретическую и нормативно-правовую составляющие. Актуальность исследования обусловлена также тем фактом, что эффективность оперативно-розыскной деятельности напрямую зависит от качества ее оперативно-аналитического обеспечения. Цель исследования: на основе накопленного опыта и существующих научных подходов сформулировать и представить систему основных выводов и предложений по современному состоянию и перспективам совершенствования теоретико-правовой основы оперативно-аналитической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Сформировать частную теорию оперативно-аналитической деятельности, разработать универсальный понятийно-категориальный аппарат, отвечающий современным требованиям и положению дел с целью внедрения его в науку и практику. Внести на основе результатов сравнительно-правового анализа нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере предложения по совершенствованию законодательной базы оперативно-аналитической деятельности органов внутренних дел и других государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Методы исследования: диалектика, герменевтика, анализ, контент-анализ (при подборе и изучении материала по теме); сравнительно-правовой (при изучении правовых явлений и теорий нормативных правовых актов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Legal Foundations of Operational and Analytical Activities of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation: Main Conclusions and Proposals

The article presents the main conclusions and proposals formulated based on the results of a scientific study on theoretical and legal issues of operational and analytical activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation and other state bodies authorized to carry out operational investigative activities. A private theory of operational and analytical activity has been formed, a conceptual and categorical apparatus has been developed and substantiated that can resolve contradictions and inaccuracies of existing concepts in the field under consideration. Amendments to legislative acts concerning the operational and analytical activities of internal affairs bodies and other state bodies authorized to carry out operational and investigative activities are proposed. Relevance of the research: operational and analytical activities are fully integrated into the information sphere, which is a system-forming factor in the life of society, actively influencing the state of political, economic, defense and other components of the security of the Russian Federation. In this connection, there was a need for a new approach to the theoretical and legal understanding of the operational and analytical activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation, giving it the form of a private theory, as well as offering promising forms of improvement in all areas, including theoretical and regulatory components. The relevance of the study is also due to the fact that the effectiveness of operational investigative activities directly depends on the quality of its operational and analytical support. The purpose of the study: on the basis of accumulated experience and existing scientific approaches, to formulate and present a system of main conclusions and proposals on the current state and prospects for improving the theoretical and legal basis of the operational and analytical activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation. To form a private theory of operational and analytical activities, to develop a universal conceptual and categorical apparatus that meets modern requirements and the state of affairs in order to introduce it into science and practice. To make proposals based on the results of a comparative legal analysis of normative legal acts in the field under consideration to improve the legislative framework for the operational and analytical activities of internal affairs bodies and other state bodies authorized to carry out operational investigative activities. Research methods: dialectics, hermeneutics, analysis, content analysis (in the selection and study of material on the topic); comparative law (in the study of legal phenomena and theories of normative legal acts).

Текст научной работы на тему «Теоретическая и правовая основы оперативноаналитической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: основные выводы и предложения»

16

Gor Georgievich Sarkisyan,

Candidate of Law,

Acting Deputy Head of the Department of Organization

of Operational Investigative Activities,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

Е-mail: djegan@mail.ru

Scientific specialty: 5.1.4. Criminal Law Sciences

Саркисян Гор Георгиевич,

кандидат юридических наук, врио заместителя начальника кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 Е-mail: djegan@mail.ru

Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки

УДК 343.985

DOI 10.24412/2072-9391-2023-468-16-24

Дата поступления статьи: 30 августа 2023 г. Дата принятия статьи в печать: 15 декабря 2023 г.

Теоретическая и правовая основы оперативно-аналитической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: основные выводы и предложения

Theoretical and Legal Foundations of Operational and Analytical Activities of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation: Main Conclusions and Proposals

Аннотация

В статье представлены основные выводы и предложения, сформулированные по результатам проведенного научного исследования по теоретико-правовым вопросам оперативно-аналитической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Сформирована частная теория оперативно-аналитической деятельности, разработан и обоснован понятийно-категориальный аппарат, способный разрешить противоречия и неточности существующих понятий в рассматриваемой сфере. Предложены изменения в законодательные акты, касающиеся оперативно-аналитической деятельности органов внутренних дел и других государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Актуальность исследования: оперативно-аналитическая деятельность целиком интегрирована в информационную сферу, которая

Abstract

The article presents the main conclusions and proposals formulated based on the results of a scientific study on theoretical and legal issues of operational and analytical activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation and other state bodies authorized to carry out operational investigative activities. A private theory of operational and analytical activity has been formed, a conceptual and categorical apparatus has been developed and substantiated that can resolve contradictions and inaccuracies of existing concepts in the field under consideration. Amendments to legislative acts concerning the operational and analytical activities of internal affairs bodies and other state bodies authorized to carry out operational and investigative activities are proposed.

Relevance of the research: operational and analytical activities are fully integrated into the information sphere, which is a system-forming factor in the life of society, actively influencing the state of political, economic, defense and other components of the security of the Russian Federation. In

является системообразующим фактором жизни общества, активно влияющим на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. В связи с чем возникла необходимость в новом подходе к теоретико-правовому осмыслению оперативно-аналитической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, приданию ей формы частной теории, а также предложению перспективных форм совершенствования по всем направлениям, включая теоретическую и нормативно-правовую составляющие. Актуальность исследования обусловлена также тем фактом, что эффективность оперативно-розыскной деятельности напрямую зависит от качества ее оперативно-аналитического обеспечения.

Цель исследования: на основе накопленного опыта и существующих научных подходов сформулировать и представить систему основных выводов и предложений по современному состоянию и перспективам совершенствования теоретико-правовой основы оперативно-аналитической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Сформировать частную теорию оперативно-аналитической деятельности, разработать универсальный понятийно-категориальный аппарат, отвечающий современным требованиям и положению дел с целью внедрения его в науку и практику. Внести на основе результатов сравнительно-правового анализа нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере предложения по совершенствованию законодательной базы оперативно-аналитической деятельности органов внутренних дел и других государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Методы исследования: диалектика, герменевтика, анализ, контент-анализ (при подборе и изучении материала по теме); сравнительно-правовой (при изучении правовых явлений и теорий нормативных правовых актов).

this connection, there was a need for a new approach to the theoretical and legal understanding of the operational and analytical activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation, giving it the form of a private theory, as well as offering promising forms of improvement in all areas, including theoretical and regulatory components. The relevance of the study is also due to the fact that the effectiveness of operational investigative activities directly depends on the quality of its operational and analytical support.

The purpose of the study: on the basis of accumulated experience and existing scientific approaches, to formulate and present a system of main conclusions and proposals on the current state and prospects for improving the theoretical and legal basis of the operational and analytical activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation. To form a private theory of operational and analytical activities, to develop a universal conceptual and categorical apparatus that meets modern requirements and the state of affairs in order to introduce it into science and practice. To make proposals based on the results of a comparative legal analysis of normative legal acts in the field under consideration to improve the legislative framework for the operational and analytical activities of internal affairs bodies and other state bodies authorized to carry out operational investigative activities.

Research methods: dialectics, hermeneutics, analysis, content analysis (in the selection and study of material on the topic); comparative law (in the study of legal phenomena and theories of normative legal acts).

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; оперативно-аналитическая деятельность; органы внутренних дел; органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности; частная теория оперативно-аналитической деятельности; информационная система; Федеральный закон «О полиции»; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; оперативно-аналитические подразделения; информационно-аналитическое взаимодействие.

Keywords: operational investigative activities; operational analytical activities; internal affairs bodies; bodies authorized to carry out operational investigative activities; private theory of operational analytical activities; information system; Federal Law "On Police"; Federal Law "On Operational investigative activities"; operational analytical units; information-analytical interaction.

18

Исследование теоретической и правовой основ оперативно-аналитической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД), в частности составляющих ее вопросов: теоретическое осмысление данной деятельности с формированием частной теории; правовая основа оперативно-аналитической деятельности органов внутренних дел; правовая основа оперативно-аналитической деятельности других органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), и информационно-аналитическое взаимодействие оперативно-аналитических подразделений органов внутренних дел с иными государственными органами, уполномоченными на осуществление ОРД1, позволило сделать ряд следующих выводов и предложений.

Установлено, что несмотря на то, что отдельным вопросам оперативно-аналитической деятельности и ее составляющим компонентам посвящено немалое количество работ, до настоящего времени отсутствуют единое понимание и системный подход к рассмотрению данной деятельности. Также не существует сформированного в науке и (или) в нормативных правовых актах однозначного подхода к раскрытию понятия «оперативно-аналитическая деятельность».

Современное понимание оперативно-аналитической деятельности ОВД основано на положениях, разработанных в различное время такими видными учеными в области теории ОРД, как В. М. Атмажитов, В. Ю. Голу-бовский, В. Г. Гриб, Н. Г. Зайцев, А. Л. Кова-чев, В. А. Лукашов, А. С. Овчинский, В. С. Ов-чинский, С. С. Овчинский, А. Л. Осипенко, Г. К. Синилов, Е. Н. Яковец и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 9; 10; 11; 14; 15]. Оперативно-аналитическая деятельность ОВД раскрывается через призму основных элементов, которые в совокупности достаточно полно выражают ее сущность и содержание.

Результатом теоретического осмысления оперативно-аналитической деятельности явились формирование частной теории оперативно-аналитической деятельности и следующих выводов и предложений:

1. Анализ первостепенных проблем частной теории оперативно-аналитической деятельности позволяет констатировать наличие двух ее уровней, предопределяемых диалектическим единством теории и практики, — теоретический и прикладной.

1 О полиции : Федер. закон № З-ФЗ : принят Гос. Думой 28 янв. 2011 г. : одобрен Советом Федерации 2 февр. 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

Теоретический уровень предполагает систематизацию основных идей, отражающих опыт и практику оперативно-аналитической деятельности, а также изучение закономерностей связанных с ней процессов. Основываясь на изучении скрытых связей и отношений, он формирует критерии оценки деятельности оперативно-аналитических подразделений. Наряду с этим данный уровень намечает пути и перспективы развития самой оперативно-аналитической деятельности, вооружая специалистов знаниями о ее основных направлениях.

Практическая составляющая частной теории оперативно-аналитической деятельности призвана способствовать решению оперативно-тактических и стратегических задач ОРД, определяемых различными формами последней [16, с. 5].

Несмотря на создание за последние годы необходимых предпосылок для формирования частной теории оперативно-аналитической деятельности, существующие теоретические положения продолжают основываться на познаниях, требующих дальнейшего развития, корректировки и интеграции. Эта область знаний пока еще не наполнена реальным содержанием, призванным сделать ее по-настоящему эффективной и наступательной. До сих пор за рамками глубокой научной проработки остается, например, деятельность подразделений специальных технических мероприятий МВД России, оперативно-аналитических подразделений и информационно-аналитических структур других оперативно-розыскных органов (ФТС России, ФСБ России, ФСИН России и др.), которая остро нуждается в совершенствовании организационных, методических и правовых основ.

2. Частная теория оперативно-аналитической деятельности является подсистемой общей теории ОРД. В связи с этим объект теории ОРД одновременно является и объектом частной оперативно-аналитической деятельности. Он включает в свой состав преступность (криминогенно опасных лиц, а также криминальные и некриминальные события, требующие применения оперативно-розыскных возможностей) и оперативно-розыскную деятельность как вид общественной практики (деятельность оперативных подразделений), базирующуюся на правовой основе.

Предмет частной теории оперативно-аналитической деятельности имеет разносторонний и разноплановый характер. Его основой является элемент предмета теории ОРД, отображающий наиболее характерные свойства последней и консолидирующий иные составляющие рассматриваемого предмета, относящиеся к различным областям знаний: криминалистической идентификации, криминалистической диагностике, криминалистическому прогнозирова-

нию, криминологическому анализу, информатике, теории управления и т. д.

Систему предмета частной теории оперативно-аналитической деятельности с учетом рассуждений и выводов автора можно представить в следующем виде: I раздел — Общая теория оперативно-аналитической деятельности; II раздел — Правовая основа оперативно-аналитической деятельности; III раздел — Организационная основа оперативно-аналитической деятельности; IV раздел — Информационная основа оперативно-аналитической деятельности; V раздел — Частные методики оперативно-аналитической деятельности.

Цели частной теории оперативно-аналитической деятельности дифференцируются в соответствии с ее научным и прикладным составляющими.

В качестве основных задач рассматривается комплекс конкретных мер, направленных на разработку концептуальных положений, отражающих структуру предмета частной теории (изучение вопросов, отражающих становление и развитие частной теории оперативно-аналитической деятельности; исследование исторического и современного зарубежного опыта осуществления криминального анализа; разработка понятийно-категориального аппарата, связанного с положениями частной теории и практики оперативно-аналитической деятельности, определение их содержания; исследование и планомерное совершенствование нормативно-правовой основы оперативно-аналитической деятельности; анализ и создание условий для постоянной оптимизации информационной базы оперативно-аналитической деятельности и ее отдельных элементов — оперативно-розыскной регистрации, формирования оперативно-розыскного учета и интегрированного банка данных оперативно-розыскного назначения; изучение и совершенствование организационных и методических основ оперативно-аналитической деятельности; разработка учебно-методической базы для осуществления профессиональной подготовки сотрудников оперативно-аналитических подразделений и т. д.) [16].

3. В России аналитическая работа субъектов профессионального сыска имеет глубокие исторические корни, создающие предпосылки для ее современного поступательного развития на современном технологическом уровне. Она возникла на стыке различных наук из практической потребности уголовного сыска в получении объективных фактов для раскрытия преступлений и розыска преступников. Базовыми знаниями для ее развития являлись на первоначальном этапе положения из области криминалистики, судебной медицины, уголовного про-

цесса, а в дальнейшем — общей теории судебной экспертизы, теории ОРД, криминологии, теории управления, информатики и других наук.

Историю становления и развития этой деятельности в нашей стране условно можно разделить на пять основных периодов:

На первом этапе становления и развития оперативно-аналитической деятельности (1715— 1866 гг.) были сформированы гносеологические основы и общие принципы аналитической работы с учетом имевшихся в тот период средств и методов исследования отображений объектов, представлявших оперативный интерес.

Уже тогда в качестве основных форм аналитической работы рассматривались идентификация (криминалистическая) и диагностика (главным образом судебно-медицинская, отчасти — криминалистическая и криминологическая). Появились первые знания в области криминалистического прогнозирования. Однако информационная база данных форм анализа еще не имела под собой четкой научно-методической основы и развивалась стихийно. Организационно-правовые основы аналитической работы еще отсутствовали.

Второй этап (1866—1907 гг.) характеризуется бурным развитием научных основ уголовной регистрации и дальнейшим совершенствованием методов борьбы с преступностью, основанных на применении криминалистической идентификации, диагностики, прогнозирования и уголовной статистики.

В это же время появляются первые специализированные подразделения, предназначенные для уголовной регистрации и формирования криминалистических учетов. Однако единой общероссийской системы регистрационных подразделений в тот период еще не существовало.

Такие структуры появились лишь на третьем этапе становления и развития оперативно-аналитической деятельности (1907 г. — середина 1950-х гг.). Созданные в 1907—1910 гг. во всех губернских и крупных уездных городах Российской империи регистрационные бюро позволили достаточно быстро централизовать имевшиеся криминалистические учеты и начать систематическое проведение аналитических исследований, направленных на раскрытие преступлений.

Быстрые темпы становления и развития аналитической работы в этот период были обусловлены широким применением интенсивно развивавшихся криминалистических и судебно-медицинских знаний, использовавшихся как в уголовном процессе, так и уголовном сыске. Вместе с тем «практицизм» криминалистических и иных научных знаний, направленных в первую очередь на обеспечение потребностей

20

уголовного процесса, предопределил в дальнейшем свертывание деятельности регистрационных бюро, с упразднением которых аналитическая работа лишилась главных своих основ — научной, методической и организационной.

Четвертый этап становления и развития оперативно-аналитической деятельности (середина 50-х гг. — конец 90-х гг. ХХ в.) обусловлен разработкой и накоплением связанных с ней научных знаний — непосредственно теорией ОРД, глубоким обобщением имеющегося теоретического и практического опыта, привнесением в аналитическую деятельность теоретических знаний из области других наук, а также созданием предпосылок для восстановления в структуре органов внутренних дел специальных субъектов оперативно-розыскного анализа [8].

Пятый этап становления и развития оперативно-аналитической деятельности (конец 90-х гг. ХХ в. — наши дни) характеризуется созданием в структурах государственных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, специальных субъектов оперативно-розыскного анализа, их трансформацией в условиях цифровизации; разработкой современных методик получения, систематизации и анализа оперативно-розыскной информации с учетом внедрения новейших информационных технологий; попытками воссоздать организационную структуру аналитической работы на общегосударственном уровне и оптимизировать ее нормативно-правовое регулирование.

Таким образом, частная теория оперативно-аналитической деятельности обретает научно-теоретическую базу, нацеленную на удовлетворение потребностей весьма широкого круга субъектов ОРД по различным направлениям их деятельности. В подобных ситуациях наилучшим критерием истинности теории является практика, призванная подтвердить или опровергнуть исследования теоретических обобщений, актуальность принципов и закономерностей, эффективность выработанных рекомендаций и предложений.

Сегодня оперативно-аналитическая работа как неотъемлемая часть оперативно-розыскной деятельности имеет достаточно широкие массивы оперативно-значимой информации и возможности ее использования, а также перспективные направления дальнейшего развития. Вместе с тем в этой области имеется еще немало острых вопросов, требующих своего скорейшего решения, таких как отсутствие эффективной системы профессиональной подготовки специальных кадров (аналитиков) для работы в указанных подразделениях, в связи с чем обучение сотрудника на месте службы за-

нимает длительный период; необходимость постоянного обновления техники и программного обеспечения в соответствии с современными требованиями; низкая информационная культура отдельных сотрудников органов внутренних дел, пренебрегающих возможностями современных технологий и науки; разная специфика работы и структура оперативно-аналитических подразделений правоохранительных органов и т. д.

Для решения этих вопросов необходимо, во-первых, внедрить на федеральном уровне единую для всех государственных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, апробированную модель организационно-правового регулирования деятельности оперативно-аналитических подразделений; во-вторых, обеспечить подготовку кадров для таких подразделений с учетом особенностей и стоящих задач; в-третьих, разработать долгосрочную концепцию ее развития, потому как оперативно-аналитическая деятельность в рамках одного, даже самого преуспевающего правоохранительного органа, успешно развиваться не может, поскольку ее эффективность напрямую зависит от оперативного доступа ко всей необходимой для решения задач информации и предполагает наличие единой интегрированной информационной системы оперативно-розыскной информации, которая, к сожалению, пока не создана.

Лишь после успешного преодоления всех этих проблем можно будет констатировать наступление нового шестого этапа развития аналитической работы — этапа плодотворного сотрудничества всех заинтересованных субъектов ОРД на базовых принципах, выработанных передовой отечественной и зарубежной практикой, в рамках единого информационного пространства.

4. Методологии данной частной теории свойственны определенные закономерности, характеризующиеся прежде всего особенностями ее объектов. Она выполняет следующие основные задачи: а) развивает познание собственного предмета и способствует построению своей частной теории; б) обеспечивает результатами анализа практических работников в ходе решения задач ОРД.

Всеобщим методом частной теории оперативно-аналитической деятельности является диалектический материализм. Наряду с этим она использует общенаучные и частнонаучные методы.

Гносеологическая основа и методология частной теории оперативно-аналитической деятельности предполагают наличие определенного набора философских категорий и понятий, наиболее полно и последовательно отра-

жающих диалектическую сущность рассматриваемого направления деятельности.

5. Анализ тесной методологической взаимосвязи частной теории оперативно-аналитической деятельности с целым рядом различных областей знаний позволяет более рельефно выделить ее предмет, а также место в общей теории ОРД и системе наук в целом.

Органически вписываясь в систему частных теорий и концепций общей теории ОРД, частная теория оперативно-аналитической деятельности способствует внутреннему единству и совершенствованию последней.

Кроме того, теоретические положения оперативно-аналитической деятельности самым тесным образом связаны с уголовным правом, уголовным процессом, теорией управления в сфере правоохранительной деятельности, кибернетикой, информационным правом, административным правом, криминологией, уголовно-правовой статистикой, уголовно-исполнительным правом, судебной медициной, криминалистикой [16].

Особое место в системе прикладных знаний, безусловно, принадлежит криминалистике.

6. Важнейшее методологическое значение для частной теории оперативно-аналитической деятельности имеет криминалистическое учение о признаках, позволяющее выделять тот или иной объект-носитель определенных криминалистических признаков из соответствующего массива ему подобных.

Помимо традиционной криминалистической классификации признаков, используются и другие их категории, позволяющие индексировать все виды сведений, используемых в оперативно-аналитической работе, в том числе и те, которые носят фактографический характер и могут обрабатываться лишь с помощью автоматизированных логико-аналитических систем. Так, можно прийти к выводу о том, что оперативно-аналитическая деятельность является методологической основой ОРД и без дальнейшего развития рассматриваемой частной теории невозможно совершенствование самого отечественного профессионального сыска.

7. К числу характерных признаков оперативно-аналитической деятельности ОВД относится комплекс специальных мер по формированию, ведению системы оперативно-розыскной информации и ее использованию, в частности меры нормотворческого, организационного, информационного, технического, математического и иного характера.

8. Проанализировав мнения и работы ученых2 с целью объективного и всестороннего

2 Волынский А. Ф. Концептуальные основы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений :

раскрытия сущности и назначения оперативно-аналитической деятельности ОВД с учетом произошедших изменений и современных требований, синтезированы авторские определения понятий «оперативно-аналитическая деятельность», «оперативно-аналитическая деятельность ОВД», «оперативно-аналитические подразделения» и «информационно-аналитическое взаимодействие оперативно-аналитических подразделений органов внутренних дел и иных государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности»:

Оперативно-аналитическая деятельность -деятельность специальных субъектов ОРД по организации сбора и поиску оперативно-значимых сведений, формированию, ведению, использованию и совершенствованию функционирования информационных систем оперативно-розыскной информации, призванная на основе результатов оперативно-аналитических мероприятий обеспечить сотрудников оперативных подразделений совокупностью сведений в виде систематизированной аналитической информации, необходимой им для эффективного осуществления возложенных на них задач и функций.

Оперативно-аналитическая деятельность органов внутренних дел - деятельность оперативно-аналитических подразделений органов внутренних дел по организации сбора и поиску оперативно-значимых сведений, формированию, ведению, использованию и совершенствованию функционирования информационной системы оперативно-розыскной информации заинтересованными подразделениями и про-

дис. ... д-ра юрид. наук в форме научн. докл. М., 1999 ; Волынский В. А. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений. М., 1994 ; Голубовский В. Ю. Теория и практика информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции : дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 2001 ; Гришин П. Л. Правовые и организационные проблемы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений в условиях сверхкрупного города : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001 ; Кувалдин В. П. Правовые, организационные и тактические проблемы создания и использования интегрированной системы информации аппаратов БХСС МВД, УВД : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983 ; Он же. Информационно-поисковые системы диагностического типа // Инф. бюлл. ГИЦ МВД СССР. 1988. № 2. С. 30-36 ; ОвчинскийА. С. Информация и оперативно-розыскная деятельности : моногр. М., 2002. 97 с. ; Он же. Оперативно-розыскная аналитика (ответ современным угрозам) : моногр. М. 108 с. ; Скорченко П. Т. Проблемы технико-криминалистического обеспечения досудебного уголовного процесса : дис. . д-ра юрид. наук в форме науч. докл. М., 2000 ; Шумилов А. Ю. Основы уголовно-правовой оценки сыскной информации : моногр. М., 2000. 140 с. ; Он же. Уголовно-правовая оценка информации в оперативно-розыскной деятельности // Рукописи книг о профессиональном сыске за 15 лет (1993-2007 гг.) : сб. препринтов. М., 2007. С. 71-76 ; Он же. Профессиональные действия по добыванию информации при воздействии на преступность // Рукописи книг о профессиональном сыске за 15 лет (1993-2007 гг.) : сборник препринтов. М., 2007. С. 139-145 ; Яковец Е. Н. Оперативно-розыскная идентификация : дис. ... канд. юрид. наук М., 2002 ; Он же. Проблемы аналитической работы в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел : моногр. М., 2005.

22

ведению оперативно-аналитических мероприятий с целью обеспечения сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел совокупностью сведений в виде систематизированной аналитической информации, необходимой им для эффективного осуществления возложенных на них задач и функций.

Оперативно-аналитические подразделения (подразделения, осуществляющие информационно-аналитическое обеспечение ОРД) — это подразделения государственных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, функционалом которых в соответствии с нормативными правовыми актами являются организация и непосредственное формирование, ведение, использование, совершенствование функционирования информационных систем оперативно-розыскной информации и проведение оперативно-аналитических мероприятий в интересах сотрудников оперативных подразделений.

Информационно-аналитическое взаимодействие оперативно-аналитических подразделений органов внутренних дел и иных государственных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, — нормативно урегулированная, совместная либо согласованная по целям, задачам, методам, силам и средствам деятельность оперативно-аналитических подразделений государственных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, по формированию, ведению и использованию как самостоятельных, так и единой межведомственной, информационных систем оперативно-розыскной информации, направленная на расширение информационных возможностей проведения оперативно-аналитических мероприятий в интересах эффективного осуществления возложенных на них задач и достижения целей взаимодействия [12].

9. Анализ правовой основы оперативно-аналитической деятельности ОВД показал, что нормативное правовое регулирование данной деятельности осуществляется правовыми нормами, содержащимися в различных нормативных правовых актах, в первую очередь в нормативных правовых актах, регулирующих общественные отношения в сфере информации, информационных технологий, персональных данных, государственной регистрации, а после уже в сфере деятельности ОВД по выполнению возложенных на них функций, например, по раскрытию и расследованию преступлений, получению и использованию информации для этих нужд.

Однако в различных нормативных правовых актах просматриваются и различные подходы к оперативно-аналитической деятельности, а также подразделениям, ее осуществляющим. Кроме того, ряд положений законодательства в сфере оперативно-аналитической дея-

тельности ОВД морально устарели и не соответствуют реальному положению дел. Так, содержание ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»3, как и ее название, включают в себя два основных направления:

— информационное обеспечение ОРД и соответствующее ему право создавать и использовать информационные системы;

— документирование ОРД с правом заводить дела оперативного учета.

Вместе с тем в статье законодателем акцент сделан на вопросе ведения дел оперативного учета. Представляется, что в настоящее время более подходящим и соответствующим осуществляемой работе термином является не «информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности», а «информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности». Это связано в первую очередь с тем, что данная работа включает в себя:

1) информационную составляющую — деятельность по формированию, ведению, использованию и совершенствованию функционирования информационных систем оперативно-розыскной информации;

2) аналитическую составляющую — посредством проведения оперативно-аналитических мероприятий с последующим представлением результатов в виде систематизированной аналитической информации, необходимой сотрудникам оперативных подразделений для эффективного осуществления возложенных на них задач и функций [13].

10. С целью приведения в соответствие законодательства в сфере ОРД и ее оперативно-аналитической составляющей с реальным положением дел, в частности положений ст. 10 и 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», автором предлагается внесение следующих изменений в ст. 10 указанного закона:

— название статьи изложить в следующей редакции: «Статья 10. Информационно-аналитическое обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности»;

— первый абзац изложить в следующей редакции: «Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета»;

3 Об оперативно-розыскной деятельности : Федер. закон № 144-ФЗ : принят Гос. Думой 5 июля 1995 г. // Собр. законода-

тельства Рос. Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- пятый абзац изложить в следующей редакции: «Перечень информационных систем, дел оперативного учета и порядок их формирования, ведения и использования определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность».

11. Анализ правовой основы оперативно-аналитической деятельности иных государственных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, свидетельствует о том, что единого акта или отдельных нормативных документов, непосредственно регулирующих оперативно-аналитическую деятельность государственных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, не существует. Регламентирование данной деятельности осуществляется нормами, содержащимися в различных нормативных правовых актах и регулирующими деятельность каждого государственного органа, уполномоченного на осуществление ОРД, по отдельности (на примере ФСБ России, ФСИН России, Таможенных органов Российской Федерации).

Совместные планы, протоколы и соглашения, на основе которых в настоящее время организована данная работа, как правило, формальны и шаблонны в исполнении, в связи с чем, по мнению автора, необходим реально действующий правовой и организационный механизм взаимодействия как между рядовыми исполнителями, так и на уровне руководителей ведомств по субъектам Российской Федерации.

12. Государственными органами, уполномоченными на осуществление ОРД, возможности их оперативно-аналитических подразделений используются не в полной мере по ряду

причин, таких как отсутствие эффективной системы профессиональной подготовки специальных кадров (аналитиков) для работы в указанных подразделениях, в связи с чем обучение сотрудника на месте службы занимает длительный период; необходимость постоянного обновления техники и программного обеспечения в соответствии с современными требованиями; низкая информационная культура некоторых сотрудников органов внутренних дел, пренебрегающих возможностями современных технологий и науки; разная специфика работы и структура оперативно-аналитических подразделений в каждом органе и т. д.

Таким образом, на современном этапе упор в организации информационно-аналитического взаимодействия в целях обеспечения эффективной оперативно-аналитической деятельности как ОВД, так и других государственных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, должен быть обращен и направлен на изыскание в существующих ведомственных структурах таких организационно-управленческих и правовых резервов, которые при грамотной расстановке и использовании смогут обеспечить эффективную борьбу с преступностью на всех ее уровнях проявления и с учетом быстроразвивающихся средств. Правоохранительные органы должны уйти от «локального» использования и удержания имеющихся ресурсов, в особенности информационных возможностей, которые в единоличном использовании тормозят весь процесс борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.

Список литературы:

References:

1. Андреев Н. Д., Антонов В. В. Совершенствова- 1. ние системы информационного обеспечения сотрудников ОВД : моногр. Уфа, 2008. 160 с.

2. Атмажитов В. М., Бобров В. Г. Об основных 2. направлениях дальнейшего развития теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: труды Академии управления МВД России. М., 2001. С. 20-32.

3. Бобров В. Г., Лукашов В. А, Смирнов С. А. 3. Введение в курс «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел». М., 1990. С. 27-40.

4. Горшенин Л. Г. Криминалистическое про- 4. гнозирование : лекция. М., 1992. С. 13-15.

5. Горяинов К. К., Овчинский В. С. Теория опе- 5. ративно-розыскной деятельности : учеб. / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского.

4-е изд., перераб. и доп. М., 2018. 762 с.

Andreev N. D, Antonov V. V. Sovershenstvo-vanie sistemy informacionnogo obespecheniya sotrudnikov OVD : monogr. Ufa, 2008. 160 s. Atmazhitov V. M, Bobrov V. G. Ob osnovnyh napravleniyah dal'nejshego razvitiya teorii op-erativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnu-trennih del // Aktual'nye voprosy teorii i prak-tiki operativno-rozysknoj deyatel'nosti: trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. M., 2001. S. 20-32.

Bobrov V. G, Lukashov V. A, Smirnov S. A. Vvedenie v kurs «Operativno-rozysknaya deyatel'nost' organov vnutrennih del». M., 1990. S. 27-40.

Gorshenin L. G. Kriminalisticheskoe prognozi-rovanie : lekciya. M., 1992. S. 13-15. Goryainov K. K, Ovchinskij V. S. Teoriya opera-tivno-rozysknoj deyatel'nosti : ucheb. / pod red. K. K. Goryainova, V. S. Ovchinskogo. 4-e izd., pererab. i dop. M., 2018. 762 s.

24

6. Губин А. В., Хлуднев П. Н, Яковец Е. Н. Современные подходы к информационно-аналитическому обеспечению оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов : сб. тр. XII Междунар. науч. конф. (20—21 мая 2003 г.). М., 2003. С. 188-192.

7. Кузнецов И. Н. Учебник по информационно-аналитической работе. М., 2001. 318 с.

8. Денисов В. В., Яковец Е. Н. [и др.] Организация информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел : учеб. пособие. М., 2017. С. 41-47.

9. Давыдов С. И., Чечетин А. Е, Кукар-цев В. Н. [и др.] Основы оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. А. Е. Чечетина. Барнаул, 2007. 236 с.

10. Загайнов В. В., Кононов Ю. Н. Оперативно-аналитическая работа как основа оперативно-розыскной деятельности в современных условиях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. № 1 (80). С. 37-46.

11. Овчинский А. С. Информация и оперативно-розыскная деятельность : моногр. М., 2002. С. 41-50.

12. Овчинский С. С. Оперативно-розыскная информация. М., 2000. 95 с.

13. Саркисян Г. Г. Аналитическая работа оперативных подразделений органов внутренних дел // Междунар. конкурс на лучшую научную публикацию молодых ученых : сб. тр. М., 2018. С. 148-151.

14. Саркисян Г. Г. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46). С. 165-170.

15. Юридическое, техническое и информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие / Н. И. Журавленко, А. Н. Халиков, Е. Н. Яковец. М., 2010. 472 с.

16. Яковец Е. Н. Проблемы аналитической и оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел : моногр. М., 2005. 218 с.

Для цитирования:

Саркисян Гор Георгиевич. Теоретическая и правовая основы оперативно-аналитической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: основные выводы и предложения // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 4 (68). С. 16-24.

6. Gubin A. V., Hludnev P. N, Yakovec E. N. Sovremennye podhody k informacionno-ana-liticheskomu obespecheniyu operativno-rozys-knoj deyatel'nosti organov vnutrennih del // In-formatizaciya i informacionnaya bezopasnost' pravoohranitel'nyh organov : sb. tr. XII Mezh-dunar. nauch. konf. (20—21 maya 2003 g.). M., 2003. S. 188-192.

7. Kuznecov I. N. Uchebnik po informacionno-analiticheskoj rabote. M., 2001. 318 s.

8. Denisov V. V., Yakovec E. N. [i dr.] Organizaciya informacionno-analiticheskogo obespecheni-ya operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del : ucheb. posobie. M., 2017. S. 41-47.

9. Davydov S. I., Chechetin A. E, Kukarcev V. N. [i dr.] Osnovy operativno-rozysknoj deyatel'nosti : ucheb. posobie. 3-e izd., dop. i pererab. / pod red. A. E. Chechetina. Barnaul, 2007. 236 s.

10. Zagajnov V. V., Kononov Yu. N. Operative-analytical work as a basis of operational investigative activities in modern conditions // Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2017. № 1 (80). S. 37-46.

11. Ovchinskij A. S. Informaciya i operativno-rozysknaya deyatel'nost' : monogr. M., 2002. S. 41-50.

12. Ovchinskij S. S. Operativno-rozysknaya informaciya. M., 2000. 95 s.

13. Sarkisyan G. G. Analiticheskaya rabota opera-tivnyh podrazdelenij organov vnutrennih del // Mezhdunar. konkurs na luchshuyu nauchnuyu publikaciyu molodyh uchenyh : sb. tr. M., 2018. S. 148-151.

14. Sarkisyan G. G. Information Support for Activity of Operational Units of Internal Affairs Bodies // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 2 (46). S. 165-170.

15. Yuridicheskoe, tekhnicheskoe i informaci-onno-analiticheskoe obespechenie operativ-no-rozysknoj deyatel'nosti : ucheb. posobie / N. I. Zhuravlenko, A. N. Halikov, E. N. Yakovec. M., 2010. 472 c.

16. Yakovec E. N. Problemy analiticheskoj i opera-tivno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutren-nih del : monogr. M., 2005. 218 s.

For citation:

Sarkisyan Gor Georgievich. Theoretical and Legal Foundations of Operational and Analytical Activities of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation: Main Conclusions and Proposals // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 4 (68). P. 16-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.