Научная статья на тему 'ХИМЕРЫ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ХРОНИКИ ИНВОЛЮЦИИ'

ХИМЕРЫ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ХРОНИКИ ИНВОЛЮЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / ОБСЛЕДОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРИНЦИП ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Железняк Игорь Николаевич

В статье проанализированы проблемы развития оперативно-розыскного права в Российской Федерации, а также проанализированы причины, послужившие истоками регрессивного процесса в исследуемой отрасли правоохранительной деятельности. Акцентированы пробелы действующего законодательства и последствия их влияния на результативность оперативно-розыскной практики субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Предложены дополнительные меры по устранению правовой неопределенности при оптимизации нормативных правовых актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность подразделений органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHIMERAS IN OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITY: CHRONICLES OF INVOLUTION

The article presents the realities of the lack of a qualitative new level of development of operational investigative law in the Russian Federation, and also identifies and analyzes the reasons that served as the origins of the regressive process in the studied branch of law enforcement. The gaps in the current legislation and the consequences of their influence on the effectiveness of operational investigative practice of subjects of operational investigative activity of internal affairs bodies are emphasized. The conclusions of the study allow us to develop additional measures to eliminate the existing and eliminate, in the future, possible legal uncertainty in the optimization of regulatory legal acts regulating the operational investigative activities of internal affairs units.

Текст научной работы на тему «ХИМЕРЫ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ХРОНИКИ ИНВОЛЮЦИИ»

Научная статья УДК: 343.102

DOI: 10.55001/2587-9820.2022.85.36.010

ХИМЕРЫ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ХРОНИКИ ИНВОЛЮЦИИ

Игорь Николаевич Железняк

Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: zheleznyakin@gmail.com

Аннотация. В статье проанализированы проблемы развития оперативно-розыскного права в Российской Федерации, а также проанализированы причины, послужившие истоками регрессивного процесса в исследуемой отрасли правоохранительной деятельности. Акцентированы пробелы действующего законодательства и последствия их влияния на результативность оперативно-розыскной практики субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Предложены дополнительные меры по устранению правовой неопределенности при оптимизации нормативных правовых актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность подразделений органов внутренних дел.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, противодействие преступности, правовое регулирование, законотворчество, обследование, законодательство, принцип правовой определенности.

Для цитирования: Железняк И.Н. Химеры в оперативно-розыскной деятельности: хроники инволюции // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. —2022. — Т. 24. — № 4. — С. 83—91. D0I: 10.55001/2587-9820.2022.85.36.010

CHIMERAS IN OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITY: CHRONICLES OF INVOLUTION

Igor N. Zheleznyak

East Siberian Institute of the MIA of Russia, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: zheleznyakin@gmail.com

Abstract. The article presents the realities of the lack of a qualitative new level of development of operational investigative law in the Russian Federation, and also identifies and analyzes the reasons that served as the origins of the regressive process in the studied branch of law enforcement. The gaps in the current legislation and the consequences of their influence on the effectiveness of operational investigative practice of subjects of operational investigative activity of internal affairs bodies are emphasized.

The conclusions of the study allow us to develop additional measures to eliminate the existing and eliminate, in the future, possible legal uncertainty in the optimization of regulatory legal acts regulating the operational investigative activities of internal affairs units.

Keywords: operational investigative activities, operational investigative measures, crime prevention, legal regulation, lawmaking survey, legislation, the principle of legal certainty.

For citation: Zheleznyak I.N. Himery v operativno-rozysknoj deyatel'nosti: hro-niki involyucii [Chimeras in operational investigative activity: chronicles of involution]. Kriminalistika: vchera segodnya, zavtra = Forensics: yesterday, today, tomorrow. 2022, vol. 24, no. 4, pp. 83—91 fin Russ.). DOI: 10.55001/2587-9820.2022.85.36.010

© Железняк И.Н., 2022

83

Введение

Химера [др.греч. Хщагра) — в греческой мифологии огнедышащее чудовище с головой и шеей лъва, туловищем козы и хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны.1

Каждому из нас в день своего рождения свойственно подводить некие итоги и констатировать объективную удовлетворенность прошедшим временным промежутком. Человеку свойственно давать себе оценку под влиянием непреодолимых внешних факторов, возлагая вину за регресс или стагнацию на «тяжелые времена» или «мировой заговор». Указанное не хорошо и не плохо, это просто свойство человеческой природы.

Кроме того, насколько непросто давать объективную оценку себе, настолько же трудно и не свойственно оценивать всё вокруг с позиции критики. Научное сообщество, безусловно, не является исключением из общего правила. Однако научный критицизм — единственное эффективное противоядие против догматизма и авторитаризма в науке.

Разделяя указанную научную позицию и вооружившись инструментом борьбы с преступным бездействием, автор предлагает серию исследований, свидетельствующих об инволюции 2 в сфере нормативного регулирования основ профессионального сыска в Российской Федерации и поиска химер, изначально спрятанных внутри его правовой регламентации.

Основная часть

Двадцатисемилетие Федерального закона от 12.08.1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной дея-

1 URL: https:// ru.wiktionary.org/wiki/химера (дата обращения: 18.10.2022).

2 Здесь и далее под «инволюцией» автор по-

нимает регрессивный, деградационный процесс, происходящий с нормативным обеспечением оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации.

тельности»3 — достаточный, по человеческим критериям, рубеж не только для констатации исследователями указанного нормативного правового акта всех его выявленных «черных дыр» и «белых пятен» [1], но и для оценки эффективности и своевременности реакций государственного аппарата на триггеры, возникающие в процессе его правоприменения.

Как выявить ту или иную «болевую» точку нормативного правового акта, требующую незамедлительного вмешательства? Способов решения этой задачи более чем достаточно, как подсказывает элементарная логика и жизненный опыт аналитика. Например, можно обратиться к множеству исследований, предметом которых являются проблемы правоприменения в сфере оперативно-розыскного права [2, 3, 4, 5, 6]. Но ведь сколько исследователей, столько и научных позиций? Наиболее альтернативным способом поиска проблем в области сыска является репрезентативный опрос практиков, на себе ощущающих все изъяны профильного закона, превращающие их высококвалифицированный и востребованный обществом труд в сизифов. Вместе с тем и тут не обойтись без коэффициента переменных, связанных с профессиональным стажем оперативного сотрудника или «специализацией» оперативного подразделения, в котором он проходит службу. На наш взгляд, неоспоримый вариант предложит и юрист первокурсник — необходимо обратиться к судебной статистике. Ничто так ярко не подсвечивает наличие правовой проблемы, как частота рассмотрения её судебными органами. Причем совершенно не важна сложившаяся по результатам её рассмотрения судебная практика, которая, как мы знаем, имеет свойство

3 Далее по тексту — «ФЗ об ОРД», «оперативно-розыскной закон», «Закон».

быть весьма пластичной. Важен сам факт обращения сторон в суд за вердиктом, вносящим ясность в существующую правовую неопределенность.

Так, А.Е. Чечетин напоминает, что «реализация принципа уважения и соблюдения прав и свобод личности в оперативно-розыскной практике встречается со значительным числом разнообразных проблем, о чем свидетельствуют жалобы, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации. Свое первое решение по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав положениями Закона об ОРД Конституционный Суд вынес 5 июня 1997 г., а к концу 2021 г. их количество превысило три сотни» [7, с.4].

Трехсотпроцентный рост за 24 года! В действительности приведенные цифры свидетельствуют о катастрофическом неприятии обществом правил навязанного государством договора, в ходе реализации которого индивид и его права не считаются чем-то «священным».

Пытаясь определить значимые предпосылки появления инволюции в оперативно-розыскном праве [8, с.54], невольно возвращаешься к исходной точке зарождения рассматриваемого Закона. Сама идея изобрести свод правил, придать правовую природу и внешне, на первый взгляд, четкие юридические рамки такому человеческому пристрастию, как сбор информации в виде «выслеживания», «подглядывания», «подслушивания», в мироощущении обывателя граничит с девиацией.

Должно ли государству содержать службы и органы, чьим законным правом будет вторжение в частную жизнь налогоплательщика, на деньги которого содержатся не только эти службы, но и целая ветвь власти, в основные обязанности которой входит законотворчество в интересах своих избирателей?

Полагаем, что поставленные вопросы требуют глубокого теоретиче-

ского анализа, граничащего с исследованием учения Платона об идеях, что в задачи нашего исследования элементарно не входит.

В то же время инволюция оперативно-розыскного права в Российской Федерации имеет весьма осязаемые контуры и не является чем-то исключительно теоретическим

и уж тем более гипотетическим.

Эвристический метод, используемый автором для демонстрации инволюции оперативно-розыскного права, основан на антагонизме понятий. Наглядное отсутствие развития (или эволюции) означает лишь одно — изучаемый институт деградирует.

Экстраполируя на оперативно-розыскное законодательство терминологический базис эволюции, где последняя является процессом структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы, можно констатировать, что за 27 лет оперативно-розыскной закон не достиг успехов в указанном процессе.

Причинами такого положения могут быть внутренних эволюционно нестройных конструктах в нормативном формулировании положений закона, обреченных на перманентную критику при их задумке и вечную необходимость судебной интерпретации при их реализации. Полагаем, что такие конструкты в законе можно суверенностью, конечно же, метафорически, именовать химерами.

Указанный термин имеет несколько значений. Во-первых, химера — генетически неоднородный организм, состоящий из клеток с разными геномами4. Попробуем детектировать нечто похожее в тексте Закона.

Прекрасной аллегорией химеры в теории оперативно-розыскной дея-

4 1ШЬ: ЬИрБ:// ru.wiktionary.org/wiki/xHMepa (дата обращения: 18.10.2022).

тельности выступает оперативно-розыскное мероприятие «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»5, проводимое в гласной форме. Большее количество «генетически неоднородного материала», соединенного в единый «организм», любому юристу, знакомому с фундаментальным принципом нормотворчества, сложно придумать. Кроме того, по мнению исследователей теории ОРД, данное ОРМ — одно из наиболее часто используемых в оперативно-розыскной практике [9, с. 4; 10, с. 1401.

Пункт 8 части 1 статьи 6 ФЗ об ОРД, нормативно регламентирующий рассматриваемое оперативно-розыскное мероприятие, не предлагает обывателю, да и правоприменителю ровным счетом ничего. Ничего, кроме названия. В свою очередь в названии законодатель перечислил основные объекты указанного обследования, что, по мнению автора, не разъясняет позиции юридической природы проводимого оперативно-розыскного мероприятия. Вместе с тем, обследование всегда непосредственно касается ограничения прав граждан и организаций, что возлагает на нормодателя повышенную ответственность в вопросе нормативного регулирования исследуемого аспекта правоотношений.

Оставим разбор причин отсутствия таковой [ответственности — И.Ж.] потомкам и окунёмся в поиск генетически неоднородного материала, соединенного в единый организм применительно к обследованию.

Апологеты оперативно-

розыскной деятельности не единожды формулировали отсутствующие в законе авторские определения исследуемого ОРМ. Например, А.Е. Чечетин, Е.В. Буряков, Л.А. Бакла-

5 Далее по тексту - «обследование», «оперативный осмотр», «оперативное обследование».

нов и др. считают, что оперативный осмотр — это мероприятие, заключающееся в непроцессуальном осмотре указанных объектов с целью обнаружения следов преступления, орудий его совершения, похищенного имущества, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, разыскиваемых преступников, а также для решения иных задач ОРД [11, с.1021.

В свою очередь, В.Ф. Луговик в авторском проекте Федерального закона «Оперативно-разыскной кодекс» формулирует дефиницию, опираясь на цели, в связи с чем считает, что оперативный осмотр местности, жилища, иного помещения, транспортных средств, предметов и документов производится в целях поиска лиц, предметов, веществ, следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности [12, с. 127].

Нам импонирует (совершенно объективно) точка зрения Н.С. Железняка, полагающего, что обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств — ОРМ, заключающееся в проникновении на указанные объекты и кратковременном визуальном, слуховом, электронном или ином изучении посредством применения органов чувств и специальных технических средств обнаруженных там носителей информации о преступной деятельности и причастных к ней лицах субъектами ОРД с целью решения ее задач [13. с. 701.

Любое из указанных определений, сформулированных специалистами, посвятившими свою жизнь профессиональному исследованию оперативно-розыскной деятельности, и своевременно воспринятое законодателем как маркер ветхости закона [141, явилось бы действенным инструментом в борьбе с инволюцией нормативного регулирования рассматриваемого института правоохранительной деятельности, но по-

ка таковой является лишь судебная практика.

Обращаясь к массивам судебных актов, наработанных арбитражными судами и судами общей юрисдикции различных инстанций за период существования Закона, можно проследить, что большинство лиц — объектов оперативной заинтересованности, априори предполагающих факт нарушения своих прав органом, осуществляющим оперативно-розыскное мероприятие «обследование», обращаются в суд за их восстановлением, исходя из следующих доминирующих в общей массе доводов:

1) субъектом ОРД подменено, а фактически осуществлено уголовно-процессуальное действие «обыск», а не «обследование» (алгоритм, состав сил и средств, привлекаемых для его проведения, наступательно -императивная тактика, набор документов, необходимых как для его инициации, так и для завершения, максимально схож для объекта оперативной заинтересованности, не обладающего познаниями в тонкостях судебной интерпретации неочевидных правовых норм);

2) в ходе осуществления мероприятия должностными лицами подменено понятие «обследование», предполагающее поверхностное наблюдение за объектами его проведения без проникновения в их внутреннюю сложную структуру (эффективность поиска носителей информации о преступной деятельности и причастных к ней лицах возможна лишь при проникновении внутрь очевидных хранилищ таких сведений, находящихся внутри объектов обследования, например шкафы, сейфы, кейсы, компьютеры и др., хоть и сами по себе объектами обследований не выступают);

3)проведенное при обследовании изъятие предметов, материалов и сообщений не является целью обследования, а значит, и не может быть осуществлено (формулировка названия мероприятия позволяет

предполагать, что целью обследования выступает поиск носителей информации о преступной деятельности и причастных к ней лицах, но не их изъятие. Наличие права при проведении ОРМ изымать документы, предметы, материалы и сообщения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД не снимает вопрос о правовой определенности нормы и требует регламентации процедуры изъятия как самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия);

4) проведенный в ходе обследования личный досмотр лиц, присутствующих на территории осмотра в момент проведения ОРМ, противоречит закону в части перечисленных объектов и нарушает охраняемое Конституцией Российской Федерации право на тайну частной жизни (причины правовой неопределенности идентичны указанным во втором пункте перечня, будучи усиленными позицией вторжения оперативно-розыскного органа в охраняемый Конституцией РФ институт неприкосновенности тайны частной жизни без получения дополнительного судебного постановления);

5) проведенное гласное обследование нежилого помещения без судебного решения нарушает права проживающего в нем лица, считающего его жилым и использующего его для проживания (правовая неопределенность порождена противоречием между определениями жилища или жилого помещения в УК РФ, УПК РФ, ЖКРФ, неоднородностью существующей судебной практики и полным отсутствием регламентации в ФЗ об ОРД).

Приведенный перечень является лишь «вершиной айсберга» в списке нормативных промахов, свидетельствующих о количестве «генетически неоднородного материала, соединенного в единый организм» внутри всего одного исследуемого нами оперативно-розыскного мероприятия.

Даже с позиции стороннего наблюдателя, не говоря о профессио-

нале, кажется совершенно неприемлемым существование инструмента противодействия преступности, не отвечающего принципу правовой определенности, в частности, его оценки во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.

Неопределенность содержания правовой нормы, не будучи в состоянии обеспечить ее единообразное понимание, а значит, и применение, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущего ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации.6

Спустя четырнадцать лет после вступления ФЗ об ОРД в силу уже совершенно другие специалисты в области правотворчества решили, что положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и Гили) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, должны быть выявлены и устранены.

Однако по прошествии еще тринадцати лет после ранее упомянутого четырнадцатилетнего периода

в нормативном урегулировании выявленных пробелов регламентации оперативно-розыскного права ничего ровным счетом не поменялось.

6 См.: постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года №3-П, от 6 апреля 2004 года №7-П, от 20 декабря 2011 года №29-П, от 14 января 2016 года №1-П.

Соглашаясь с В.Ф. Луговиком, отмечавшим, что учет, инкорпорация, консолидация и кодификация являются в теории права действенным приемом устранения пробельности и противоречивости нормативных актов Г15, с. 301, отметим, что указанное предложение устранения правовой неопределенности в правовой регламентации ОРД было сформулировано им в 2005 году.

Выводы и заключение

Таким образом, в ходе применяемого метода эвристического анализа неоспоримо установленным является факт инволюции оперативно-розыскного права, свидетелями которого являются специалисты, исследователи и ученые, двадцать семь лет безуспешно предлагающие способы приведения основ оперативно-розыскного права к базисному принципу правовой определенности.

Было бы несправедливым не отметить попытки правоприменителя минимизировать инертность законодателя. Так, в порядке реализации ч. 2 ст. 4 ФЗ об ОРД Министерством внутренних дел Российской Федерации издан приказ от 1 апреля 2014 г. №199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», который, разъясняя часть неочевидных для субъекта ОРД алгоритмов, при этом не снимает ни одну из коллизий, свидетельствующих о наличии химеры в исследуемом оперативно-

розыскном мероприятии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Железняк, Н.С. «Черные дыры» и «белые пятна» Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Красноярск : Сибирский юридический институт ФСКН России, 2006. — 64 с.

2. Тимофеев, С.В. Проблемы обеспечения прав личности в оперативно-розыскной деятельности // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. — 2022. — № 2(16). — С. 106—112.

3. Лузько, Д.Н. Возможность применения имитации преступного поведения при оперативно-розыскном противодействии заказным убийствам // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2021. — № 3(19). — С. 112—118.

4. Вытовтов, А. Е. Результаты оперативно-розыскной деятельности как средства доказывания в уголовном судопроизводстве (по материалам уголовных дел экономической направленности) : специальность 12.00.09 «Уголовный процесс» : автореф. дис.... канд. юрид. наук. Омск, 2020. — 25 с.

5. Чечетин, А.Е. Проблема использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Процессуально-правовые особенности взаимодействия следственных органов с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность : Сборник материалов Международного научно-практического круглого стола, Санкт-Петербург, 22 октября 2021 года / Под общей редакцией И.А. Антонова, М.Р. Глушкова. Санкт-Петербург: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская академия Следственного Комитета Российской Федерации», 2022. — С. 152—155.

6. Трибунов, О.П., Усачев С.И. Особенности получения доказательств при расследовании мошенничества в сфере автострахования в рамках производства судебной видеотехнической экспертизы // Эксперт-криминалист. 2021. № 1. - С. 3-6.

7. Чечетин, А.Е. Оперативно-розыскная деятельность в решениях Конституционного Суда Российской Федерации : научно-практическое пособие / А.Е. Чечетин, И.Д. Шатохин, A.A. Шмидт ; Министерство внутренних дел Российской Федерации, Барнаульский юридический институт МВД России. Барнаул : Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2022. — 136 с.

8. Луговик, В.Ф. Направления совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы теории и практики оперативно-разыскной деятельности : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 11 декабря 2015 года / Краснодарский университет МВД России. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. — С. 53—59.

9. Бакланов, Л.А. Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Тюмень : Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015.

— 126 с.

10. Железняк, Н.С. Оперативно-розыскное обследование жилища: правовые и правоприменительные проблемы и перспективы. Красноярск : Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021.

— 132 с.

11. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / А. Е. Чечетин, Е. В. Буряков, Л. А. Бакланов [и др.]. Барнаул: Федеральное государственное казенное образовательное учре-

ждение высшего профессионального образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2022. — 304 с.

12. Луговик, В.Ф. Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации (авторский проект федерального закона) // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2015. — № 1(31). — С. 109—135.

13. Железняк, Н.С. Проникновение в жилище как значимый элемент оперативно-розыскной деятельности // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2022. — № 2(47). — С. 70—76.

14. Железняк, И.Н. Дискреционность полномочий в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел как маркер «ветхости» профильного закона // Общество и право. — 2021. — № 4(78). — С. 67—71.

15. Луговик, В.Ф. Поисковая деятельность оперативных подразделений: проблемы обеспечения законности // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2005. — № 5. — С. 30—32.

REFERENCES

1. Zheleznyak N.S. «СНегпуе dyry» i «belye pyatna» Federal'nogo zakona «Ob op-erativno-rozysknoj deyatel'nosti» [«Black holes» and «white spots» of the Federal Law «On operational investigative activities»]. Krasnoyarsk : Siberian Law Institute of the Federal Drug Control Service of Russia, 2006. — 64 p. (in Russian).

2. Timofeev S.V. Tsybikova, Т. B. Problemy obespecheniya prav lichnosti v opera-tivno-rozysknoj deyatel'nosti [Problems of ensuring individual rights in operational investigative activities]. Nauchnyj dajdzhest Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii -Scientific Digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - no 2(16). - pp. 106—112. (in Russian).

3. Luzko D.N. Vozmozhnost' primeneniya imitacii prestupnogo povedeniya pri operativno-rozysknom protivodejstvii zakaznym ubijstvam [The possibility of using imitation of criminal behavior in operational—investigative counteraction to contract killings]. Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra - Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. — 2021. — no 3(19). — pp. 112—118. (in Russian).

4. Vytovtov A.E. Rezul'taty operativno-rozysknoj deyatel'nosti kak sredstva dokazyvaniya v ugolovnom sudoproizvodstve (po materialam ugolovnyh del ekonomicheskoj napravlennosti) [Results of operational investigative activity as a means of proof in criminal proceedings (based on the materials of criminal cases of economic orientation)]: abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences. Omsk, 2020. — 25 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Chechetin A.E. Problema ispol'zovaniya rezul'tatov operativno-rozysknoj deyatel'nosti v ugolovnom sudoproizvodstve v resheniyah Konstitucionnogo Suda Ros-sijskoj Federacii [The problem of using the results of operational investigative activities in criminal proceedings in the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation]. Procedural and legal features of the interaction of investigative bodies with bodies carrying out operational investigative activities: A collection of materials of the International scientific and practical round table, St. Petersburg 2022. — pp. 152—155. (in Russian).

6. Gribunov O.P. Osobennosti polucheniya dokazatel'stv pri rassledovanii mo-shennichestva v sfere avtostrahovaniya v ramkah proizvodstva sudebnoj vide-otekhnicheskoj ekspertizy [Features of obtaining evidence in the investigation of fraud in the field of auto insurance in the framework of the production of forensic video technical expertise]. Ekspert-kriminalist. - Forensic expert.2021. no 1. pp. 3-6. (in Russian).

7. Chechetin A. E. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' v resheniyah Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii : nauchno-prakticheskoe posobie [Operational investigative activity in the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation: A

scientific and practical guide]. - Barnaul, 2022. —136 p. (in Russian).

8. Lugovik V.F. Napravleniya sovershenstvovaniya pravovogo regulirovaniya op-erativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del [Directions for improving the legal regulation of operational investigative activities of internal affairs bodies]. Actual problems of theory and practice of operational investigative activities: Materials of the IV All—Russian Scientific and Practical Conference, Krasnodar, 2016. - pp. 53—59. (in Russian).

9. Baklanov L.A. Glasnoe obsledovanie pomeshchenij, zdanij, sooruzhenij, uchastkov mestnosti i transportnyh sredstv v operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del. Tyumen' [Public inspection of premises, buildings, structures, terrain areas and vehicles in the operational search activity of internal affairs bodies]. Tyumen : Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2015. — 126 p. (in Russian).

10. Zheleznyak N.S. Operativno-rozysknoe obsledovanie zhilishcha: pravovye i pravoprimenitel'nye problemy i perspektivy [Operational search examination of a dwelling: legal and law enforcement problems and prospects]. Krasnoyarsk, 2021. — 132 p. (in Russian).

11. Nauchno-prakticheskij kommentarij к Federal'nomu zakonu "Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti" [Scientific and practical commentary on the Federal Law "On operational investigative activities"] / A. E. Chechetin, E. V. Buryakov, L. A. Baklanov [et al.]. Barnaul, 2022. — 304 p. (in Russian).

12. Lugovik V.F. Operativno-razysknoj kodeks Rossijskoj Federacii (avtorskij proekt federal'nogo zakona) [Operational—investigative Code of the Russian Federation (the author's draft of the federal law]. YUridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika — Legal science and law enforcement practice. — 2015. — no 1(31). — pp. 109— 135. (in Russian).

13. Zheleznyak N.S. Proniknovenie v zhilishche как znachimyj element opera-tivno-rozysknoj deyatel'nosti [Penetration into the home as a significant element of operational investigative activity]. Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii

— Bulletin of the Siberian Law Institute of the MIA of Russia. — 2022. — no 2(47). — pp. 70—76. (in Russian).

14. Zheleznyak I.N. Diskrecionnost' polnomochij v operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del как marker «vethosti» profil'nogo zakona [Discretionary powers in the operational investigative activities of internal affairs bodies as a marker of the "dilapidation" of the profile law]. Obshchestvo i pravo - Society and Law.

— 2021. — no 4(78). — pp. 67—71. (in Russian).

15. Lugovik V.F. Poiskovaya deyatel'nost' operativnyh podrazdelenij: problemy obespecheniya zakonnosti [Search activity of operational units: problems of ensuring legality]. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami -Actual problems of combating crimes and other offenses. — 2005. — no. 5. — pp. 30— 32. (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Железняк Игорь Николаевич, кандидат юридических наук, начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники в ОВД. ВосточноСибирский институт МВД Российской Федерации, 664074, Россия, г. Иркутск, ул.Лермонтова, 110.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Igor N. Zheleznyak, Candidate of Law, Head of the Department of Operational Investigative Activities and Special Equipment in the Department of Internal Affairs. East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 110, Lermontov str., Irkutsk, Russia, 664074.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.