Научная статья на тему 'ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (СИСТЕМА И СТРУКТУРА)'

ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (СИСТЕМА И СТРУКТУРА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1357
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / СВОЕВРЕМЕННОЕ УСТРАНЕНИЕ ДОПУЩЕННЫХ НАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Петр Иванович

На основе изучения и анализа обширных литературных источников, современного состояния нормативных правовых актов, правоприменительной практики, а также обеспечения соблюдения законности в сфере оперативно-розыскной деятельности рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью руководителями органов внутренних дел и их оперативных подразделений. По мнению автора, данная проблема представляет интерес не только с позиции оперативно-розыскной науки, поскольку происходящие перемены в обществе и государстве диктуют необходимость постоянного внимания с точки зрения научного их осмысления через призму затронутого им вопроса. В работе приведены системный анализ указанного вида контроля за оперативно-розыскной деятельностью, авторское его определение, структурно-содержательные элементы ведомственного контроля и краткая их характеристика, показаны особенности его осуществления. На основе анализа автором делается вывод о том, что контроль за оперативно-розыскной деятельностью выступает одной из гарантий соблюдения законности в сфере оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF BRINGING TO SUBSIDIARY LIABILITYUNDER THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Based on the study and analysis of extensive literature sources, the current state of regulatory legal acts, law enforcement practice, as well as ensuring compliance with the rule of law in the field of police intelligence, the issues related to the implementation of departmental control over police intelligence by the heads of Internal Affairs bodies and their operational units are considered. According to the author, this problem is of interest not only from the point of view of police intelligence science, since the ongoing changes in society and the state dictate the need for constant attention from the point of view of their scientific understanding through the prism of the issue raised by him. The paper presents a systematic analysis of this type of control over police intelligence, its author’s definition, structural and substantive elements of departmental control and a brief description of them, shows the features of its implementation. Based on the analysis, the author concludes that the control over police intelligence is one of the guarantees of compliance with the rule of law in the field of police intelligence.

Текст научной работы на тему «ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (СИСТЕМА И СТРУКТУРА)»

УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

УДК 347.96

Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью как неотъемлемая часть государственного контроля (система и структура)

Иванов Петр Иванович,

Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, заслуженный юрист Чувашской Республики, заслуженный профессор Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор e-mail: IvanovPI1952@yandex.ru

На основе изучения и анализа обширных литературных источников, современного состояния нормативных правовых актов, правоприменительной практики, а также обеспечения соблюдения законности в сфере оперативно-розыскной деятельности рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью руководителями органов внутренних дел и их оперативных подразделений. По мнению автора, данная проблема представляет интерес не только с позиции оперативно-розыскной науки, поскольку происходящие перемены в обществе и государстве диктуют необходимость постоянного внимания с точки зрения научного их осмысления через призму затронутого им вопроса. В работе приведены системный анализ указанного вида контроля за оперативно-розыскной деятельностью, авторское его определение, структурно-содержательные элементы ведомственного контроля и краткая их характеристика, показаны особенности его осуществления. На основе анализа автором делается вывод о том, что контроль за оперативно-розыскной деятельностью выступает одной из гарантий соблюдения законности в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью; своевременное устранение допущенных нарушений.

Some issues of legal regulation of bringing to subsidiary liability under the legislation of the Russian Federation

Ivanov Pyotr Ivanovich,

Academy of Management of the Ministry

of Internal Affairs of the Russian Federation,

Honored Lawyer of the Russian Federation,

Honored lawyer of the Chuvash Republic,

Honored Professor of the Academy of Management of

the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

Doctor of Law, Professor

Based on the study and analysis of extensive literature sources, the current state of regulatory legal acts, law enforcement practice, as well as ensuring compliance with the rule of law in the field of police intelligence, the issues related to the implementation of departmental control over police intelligence by the heads of Internal Affairs bodies

and their operational units are considered. According to the author, this problem is of interest not only from the point of view of police intelligence science, since the ongoing changes in society and the state dictate the need for constant attention from the point of view of their scientific understanding through the prism of the issue raised by him. The paper presents a systematic analysis of this type of control over police intelligence, its author's definition, structural and substantive elements of departmental control and a brief description of them, shows the features of its implementation. Based on the analysis, the author concludes that the control over police intelligence is one of the guarantees of compliance with the rule of law in the field of police intelligence.

Key words: departmental control over police intelligence; timely elimination of violations.

Оперативно-розыскная политика1 в условиях правового государства ориентирует правоохранительные органы и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), на недопустимость всякого рода правонарушений при осуществлении ОРД. В этих условиях как никогда высока роль и значение ведомственного контроля за ОРД2, осуществляемого руководителями органов внутренних дел (далее - ОВД) и их оперативных подразделений на повседневной основе. В упрощенном варианте данный контроль можно представить в виде следующей системы: «оценка законности - устранение неправомерных решений - восстановление нарушенных прав».

Прежде чем приступить к анализу структурных элементов целостной системы «ведомственный контроль за ОРД», считаем целесообразным разобраться в его понятии, сущности и определить признаки, характеризующие указанный вид контроля. При этом заметим, что на сегодняшний день оперативно-розыскной науке не удалось достичь единого понимания данного вида контроля. Существует немало определений. Приведем отдельные из них. Так, одни авторы (К. К. Горяинов, В. В. Черников3 и др.) вкладывают в содержание понятие «ведомственный контроль» лишь два элемента системы контроля -цель и субъекты его осуществления. Другие же компоненты (задачи, объект, приоритеты, направления и т. п.) почему-то выпали из поля их зрения. Невольно возникает вопрос: стоит ли ограничиться лишь обеспечением законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ)? Разумеется, эта цель среди других главенствующая4. Мы склонны

1 Оперативно-розыскная политика - составная часть уголовной политики, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность, в том числе и на состояние законности в сфере ОРД, путем выработки и реализации комплекса мер.

2 В ходе дальнейшего изложения наряду с полным наименованием «ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью» также будут использоваться понятие «контроль».

3 См.: Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синило-ва. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2014. С. 642.

4 Законодатель в ст. 22 Федерального закона «Об оператив-

но-розыскной деятельности» делает акцент лишь на соблю-

дении законности, в частности, при организации и прове-

дении оперативно-розыскных мероприятий.

считать, что предупредительно-профилактическую роль контроля пока что никто не отменил. Значит, это обстоятельство нельзя сбрасывать со счетов.

По смыслу и содержанию приведенное нами следующее определение во многом повторяет предыдущее. Так, авторский коллектив в составе О. А. Вагина, А. П. Исиченко, А. Е. Чечетина5 утверждает, что наиболее удачно сформулировано понятие «ведомственный контроль за ОРД» теми исследователями, которые определяют его как функцию управления субъектов ОРД, осуществляемую ими в целях успешного решения задач, определенных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД») (ст. 2).

Ознакомившись с аргументами, подкрепляющими высказанную позицию авторов, мы обратили внимание на сам подход, избранный ими при формулировании понятия «ведомственный контроль за ОРД», выражающийся: 1) в дифференциации таких понятий, как «контроль», «надзор», «наблюдение», «проверка», поскольку они в общелитературных словарях употребляются как синонимы; 2) в не совсем обоснованном сужении законодателем предмета контроля; 3) в необходимости обязательного учета положений других норм ФЗ «Об ОРД» и иных нормативных правовых актов при уяснении сути и содержания рассматриваемого нами вида контроля6. Как нам представляется, учет высказанных авторами рекомендаций позволяет глубже погрузиться в изучаемую проблему.

Другие авторы (Е. С. Дубоносов, И. А. Климов, Н. А. Кузьмин и др.)7, давая определение ведомственного контроля, сосредоточили свое внимание на двух взаимосвязанных моментах: а) конкретизации субъекта этого вида деятельности; б) определении границы его предмета, исходя из ст. 22 ФЗ «Об ОРД». Авторы, подчеркивая значимость контроля, отмечают его обусловленность самим объектом воздействия - ОРД, осуществляемой преимущественно негласными си-

5 Вагин О. А., Исиченко А. П., Чечетин А. Е. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). М.: Деловой двор, 2008. С. 134.

6 При этом следует учесть, что ст. 22 ФЗ «Об ОРД» - бланкетная.

7 См.: Оперативно-розыскная деятельность: учеб. для студ. высших учеб. заведений, обуч. по напр. подг. «Юриспруденция» / под ред. И. А. Климова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнита-Дана, 2017. С. 387.

лами, средствами, методами и мероприятиями, что ограничивает возможность контроля со стороны граждан и общественных организаций. Ими справедливо отмечается, что рассматриваемый вид контроля является одной из форм управляющего воздействия, которое осуществляется внутри самого ОВД непосредственно его руководителями.

Анализируя позицию указанных авторов через призму приведенной дефиниции, мы для себя обнаружили весьма интересную и важную идею: ведомственный контроль за ОРД, будучи неотъемлемой частью государственного контроля, на сегодня не может заменить ни президентский, ни парламентский, ни правительственный контроль и тем более прокурорский надзор за ОРД. Безусловно, она требует приведения конкретных убедительных аргументов, но мы из-за ограниченности объема настоящей статьи не в состоянии это сделать. Между тем мы полагаем, что вышеназванное определение отражает лишь узкое понимание термина «ведомственный контроль за ОРД», вследствие чего не охватывает его внутреннее содержание. Мы расцениваем это как серьезный недостаток.

Несколько по-иному формулирует определение «ведомственный контроль за ОРД» Н. Д. Моисеев. Указанный вид контроля он сводит только к наблюдению за действиями оперативных работников. Думается, что в таком понимании проверка как неотъемлемая часть ведомственного контроля как бы уходит на второй план, чего, по нашему мнению, допустить нельзя.

Полагаем, что автор, определяя понятие «ведомственный контроль», пытается акцентировать внимание читателей на двух моментах: во-первых, контроль, по его мнению, выступает как правовая форма деятельности, во-вторых, с его помощью представляется возможным получить достоверные сведения о фактическом положении дел в сфере ОРД (о достижениях и просчетах). Как нам представляется, при всех преимуществах эта дефиниция также не лишена недостатков, она не бесспорна, хотя бы по названной нами причине.

В юридической литературе можно встретить и точку зрения отдельных специалистов в области теории ОРД1, которые высказывают свое мнение о необходимости исключения ст. 22 «Ведомственный контроль» из ФЗ «Об ОРД», называя эту норму «черной дырой». Мы с такой позицией, в частности, профессора Н. С. Железняка, согласиться не можем.

После проведенного анализа представим на суд научной общественности наше видение. Под ведомственным контролем нами понимается разновидность государственного контроля за ОРД2, осущест-

1 См.: Железняк Н. С. Вопросы актуализации Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: монография. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2019. С. 316.

2 Государственный вневедомственный контроль в зависимости от времени осуществления можно условно разделить на предварительный; текущий; последующий. Для

вляемого руководителями ОВД и их оперативными подразделениями на основании законодательных3 и иных нормативных правовых актов путем проведения комплекса контрольно-проверочных действий, направленных на недопущение их нарушений.

Квинтэссенция ведомственного контроля за ОРД заключается в осуществлении руководителями ОВД и их оперативных подразделений комплекса контрольно-проверочных действий, преследующих цель изучения состояния оперативно-розыскной работы в вверенных им оперативных подразделениях на предмет соблюдения законности при ее осуществлении.

Чтобы отличить рассматриваемый нами контроль от иных его видов, укажем свойственные ему признаки4. К их числу мы относим:

- осуществление ведомственного контроля только руководителями ОВД и их оперативных подразделений, наделенными такими полномочиями ведомственными нормативными правовыми актами5. Тем самым подчеркивается строго определенный круг субъектов, исключительность компетенции, персональная ответственность за соблюдение законности в сфере ОРД;

- обладание указанными руководителями всеми доступными формами и методами контроля. На наш взгляд, это означает всеобъемлемость, возможность осуществления контроля при наличии на то поводов и оснований на любой стадии проведения ОРМ в целях своевременного пресечения возможных отклонений от норм оперативно-розыскного законодательства. Иными словами, подчеркивается сквозной характер контроля;

- наличие в ФЗ «Об ОРД» специальной нормы (ст. 22 «Ведомственный контроль»). Закрепление ее в Законе, прежде всего, обусловлено негласным характером самой ОРД, ограниченностью субъектов осуществления контроля за проводимыми ОРМ, ограничивающими права граждан;

- установление единого порядка организации и тактики ОРД ведомственными нормативными правовыми актами. Такой механизм неслучайно прямо предусмотрен в ФЗ «Об ОРД», так как органов, осуществляющих ОРД, в структуре которых имеются оперативные подразделения, много, и данный механизм исключает возможность его выбора самим ведом-

ведомственного контроля за ОРД характерен текущий (по-

вседневный) вид.

3 Ведомственный контроль оперативных подразделений полиции основывается на федеральных законах «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности».

4 Большой вклад в разработку ведомственного контроля внесли профессора В. М. Атмажитов, В. Г. Бобров, К. К. Горя-инов, Н. С. Железняк, И. А. Климов, Г. К. Синилов, В. В. Черников, А. Е. Чечетин и др. При подготовке настоящей работы мы учли их концептуальные идеи, которые нашли отражение в трудах указанных ученых.

5 О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608.

ством, в чем просматривается общий подход к решению данного вопроса;

- отнесение анализируемого вида контроля к числу важнейших управленческих функций. Укажем основные направления деятельности руководителей, в которых она проявляется: 1) дача письменных либо устных указаний подчиненным о необходимости проведения ОРМ при проверке обращений граждан; 2) осуществление проверочных действий по делам оперативного учета; санкционирование оперативно-служебных документов по ним; 3) заслушивание подчиненных о ходе осуществляемой оперативной проверки;

- наличие, наряду с другими мерами, системы мер, устанавливающих ответственность за нарушение действующего законодательства об ОРД. В частности, сотрудники оперативных подразделений полиции могут быть привлечены к гражданско-правовой, дисциплинарной (в том числе материальной), административной и уголовной ответственности. Учитывая то обстоятельство, что этот вопрос вполне мог бы послужить предметом отдельного рассмотрения, а также то, что он, на наш взгляд, неплохо освещается в специальной и юридической литературе1, мы сочли нецелесообразным подробно на нем останавливаться;

- понимание рассматриваемой деятельности как внутриведомственного контроля, носящего многоуровневый и разнонаправленный характер. В настоящее время для этого в системе МВД России имеются структуры, периодически отслеживающие соблюдение состояния законности в оперативных подразделениях полиции. Исходя из смысла и содержания указанного признака, можно понять, каковы роль и значение анализируемого вида контроля в заблаговременном обнаружении и предупреждении нарушений в сфере ОРД. Профессора К. К. Горяинов, В. В. Черников, А. Е. Чечетин, говоря о ведомственном характере данного вида контроля, справедливо подчеркивают его значимость в выявлении внутренних резервов повышения эффективности проведения ОРМ и расходования материальных и денежных средств, выделяемых на обеспечение ОРД, а также в успешном решении превентивной задачи, состоящей в предотвращении возможных нарушений оперативно-розыскного законодательства.

Указанная совокупность признаков характеризует ведомственный контроль в целом и охватывает существенные его стороны, подчеркивая тем самым его относительную самостоятельность в системе государственного контроля за ОРД.

Собирая материал для научной статьи, мы стремились построить эту работу на системной основе, ибо только системный подход2 к изучению позволяет

1 См.: Основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / под ред. З. Л. Шхагапсоева и Н. П. Галяндина. Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2016. С. 296-314.

2 См.: Афанасьев В. Т. О системном подходе в социальном

создать всестороннее представление об объекте. В этом плане мы разделяем мнение И. А. Климова и Н. И. Сазоновой3, которые связывают системный подход со следующими положениями: «любой изучаемый объект может быть рассмотрен в виде целостной системы; наличие у нее множества элементов (компонентов); нахождение их в тесной взаимосвязи между собой; ни один из компонентов не может передать в целом качественные свойства системы». Только в их совокупности можно вести речь о ней.

Учитывая названные положения, мы представили ведомственный контроль как систему, состоящую из большого множества элементов (компонентов).

Теорией и практикой ОРД доказано, что государственный контроль за ОРД имеет весьма сложную структуру, основными элементами которой выступают два вида контроля - вневедомственный (внешний) и ведомственный (внутренний), определяющие в итоге контроль как целостную систему.

В настоящей статье нами предпринята попытка представить научной общественности краткий анализ ведомственного контроля за ОРД как первичного звена государственного контроля. Теоретическое осмысление указанного вида контроля продиктовано, прежде всего, теми существенными переменами, которые произошли как в нормотворческой деятельности, так и в правоприменительной практике. Эти области не могли не коснуться и рассматриваемого нами вида деятельности, выступающей разновидностью правоохранительной деятельности.

Одним из элементов системы контроля выступают его объекты. По большому счету, это правоотношения, возникающие при совершении контрольно-проверочных действий. Сами же действия совершаются должностными лицами полиции: это не только рядовые исполнители, но и руководители, правомочные осуществлять ОРД. Объектами контроля могут быть и юридические лица.

Субъекты контроля выступают не менее важным его элементом. Это руководители, перечень которых определен соответствующим приказом МВД России. Подчеркнем при этом одну особенность: контроль за ОРД могут осуществлять и должностные лица, даже не входящие в штат оперативных подразделений полиции, но реализующие в соответствии с занимаемой должностью контрольные функции. Например, к их числу следует отнести контрольно-ревизионные под-разделения4.

познании // Вопросы философии. 1973. № 6. С. 106-110.

3 См.: Климов И. А., Сазонова Н. И. Основные системообразующие понятия теории оперативно-розыскной деятельности и их роль в ее формировании и конкретизации // Научный портал МВД России. 2008. № 1. С. 63.

4 Об утверждении Положения о Контрольно-ревизионном управлении МВД РФ: приказ МВД России от 18 июля 2011 г. № 844; Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного финансово-

Анализируя структурно-содержательные элементы контроля, важно иметь в виду, что определяющими среди них являются преследуемые им цели.

Учитывая многообразие, условно делим их на связанные с решением оперативно-тактических задач (быстрое обнаружение нарушений в сфере ОРД и их устранение), соблюдением законности (установление соответствия предпринимаемых оперативно-розыскных мер действующему оперативно-розыскному законодательству), устранением выявленных недостатков (заблаговременная разработка и принятие для этого системы мер на всех уровнях управления ОВД), наконец, экономным расходованием бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых ОВД на осуществление ими оперативно-розыскной функции.

Следующим неотъемлемым компонентом системы ведомственного контроля выступают задачи, которые ориентированы на достижение вышеперечисленных целей. Как показало проведенное нами выборочное изучение, в процессе осуществления контроля его субъектами решается достаточно много частных задач1. Для удобства восприятия мы решили сгруппировать их в три блока: 1) задачи, затрагивающие сферу правоприменения (контрольно-проверочные действия, осуществляемые на предмет соответствия проводимых ОРМ действующему законодательству); 2) задачи, способствующие укреплению правопорядка и законности в сфере ОРД (меры по ужесточению исполнительской дисциплины, своевременному рассмотрению обращений граждан, соблюдению режима секретности - правил пользования сведениями, составляющими государственную тайну); 3) задачи, обеспечивающие восстановление нарушенных конституционных прав.

Помимо указанных компонентов система ведомственного контроля включает в себя функции2. Из-

го контроля в системе МВД России: приказ МВД России от 12 октября 2015 г. № 980.

1 В успешном решении этих задач немалую роль играет выявление и внедрение передового отечественного и зарубежного опыта. См. об этом: Максимов С. В., Васин Ю. Г., Ута-ров К. А. Цифровая криминология как инструмент борьбы с организованной преступностью // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 4. С. 476-484; Пырчев С. В. Тенденции организованной преступности в развивающемся цифровом мире // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 2 (54). С. 142-153.

2 Ведомственный контроль - это функция управления. Руководители субъектов ОРД при необходимости могут давать следующие указания: о проведении работы по осуществлению оперативной проверки; о необходимости санкционирования заведения дела оперативного учета, осуществления контроля за соблюдением сроков, порядка, полноты их ведения; о проведении текущих проверок обоснованности их прекращения; о своевременном утверждении планов ОРМ; о необходимости санкционирования заданий на проведение ОРМ другими оперативными подразделениями, выдачи денежных средств на оперативные расходы; о заслушивании участников ОРМ; о заключении контрактов о сотрудничестве с лицами, выразившими согласие содействовать оперативным подразделениям полиции; о своев-

учая их, мы пришли к выводу, что функции наиболее ярко проявляют себя, когда они рассматриваются через призму возникающих оперативно-тактических ситуаций, с которыми наиболее часто сталкиваются руководители ОВД и их оперативных подразделений при осуществлении ими комплекса контрольно-проверочных действий. Назовем их вкратце:

- «от фактического состояния законности в сфере ОРД - к типичным нарушениям, допускаемым при ее осуществлении»;

- «от оперативно-розыскного законодательства -к соблюдению режима конспирации»;

- «от объема выделенных для ОРД бюджетных и внебюджетных средств - к документам об их расходе».

Набор контрольно-проверочных действий, осуществляемых в рамках каждой из названных ситуаций, отличается не только по характеру, но и по содержанию, причем он сильно варьируется. Мы полагаем, что здесь неуместно утверждать о наличии какого-либо шаблона3. Между тем следует отметить, что задачи и функции системы ведомственного контроля сильно переплетаются, однако их нельзя смешивать, ибо они не теряют свою относительную самостоятельность как элементы системы.

Как нам представляется, перечисленные ситуации можно рассматривать как своеобразную модель механизма ведомственного контроля за ОРД. Из-за ограниченности объема настоящей статьи мы лишь обозначим их.

Руководители как субъекты ОРД, реализуя контрольные функции в сфере ОРД, прибегают для этого к различным формам, которые нами рассматриваются как структурный элемент системы ведомственного контроля4. Так, например, дела оперативного учета руководители, как правило, изучают посредством личного ознакомления с конкретными материалами, содержащимися в них, истребования обобщенной

ременном рассмотрении жалоб и заявлений граждан, в том

числе на незаконные действия должностных лиц ОВД.

3 Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности: указание Генеральной прокуратуры РФ № 387/49, МВД России № 1/7985, Следственного комитета РФ № 1/218, ФСБ России № 23, ФТС № 266-р от 23 июля 2020 г.

4 Контрольно-проверочные действия руководителей -субъектов ОРД - чаще всего реализуются в следующих формах: путем изучения материалов и иных документов; при принятии по ним решений; при утверждении постановлений о проведении отдельных ОРМ; при санкционировании заведения (прекращения) ДОУ; при заключении контрактов с гражданами, изъявившими согласие на конфиденциальное содействие; в процессе заслушивания исполнителей по результатам ОРД; при проверке правил поддержания режима конспирации при ее осуществлении; в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан.

справки либо заслушивания непосредственно самого сотрудника полиции1.

Руководители, организующие контрольно-проверочные действия, должны знать типичные недо-статки2, допускаемые их подчиненными при осуществлении ОРД. Соблюдение этого требования, на наш взгляд, позволяет вести целенаправленную проверку, повысить ее эффективность и результативность, являясь для этого неотъемлемым условием.

К числу типичных недостатков мы относим факты умышленного внесения в оперативно-служебные документы недостоверных сведений, отражающих общее состояние ОРД; противоправные действия оперативных сотрудников полиции, связанные с подстрекательством и провокацией при проведении таких ОРМ, как «проверочная закупка», «оперативный эксперимент», «контролируемая поставка»; факты умышленного сокрытия случаев противоправного нарушения режима секретности.

Серьезные ошибки, недостатки и упущения, выявляемые в ходе контроля (проверок), могут являться поводами и основаниями для этого. При проведении последующих проверок в обязательном порядке они должны приниматься во внимание.

В заключение рассмотрения вопроса представляется возможным сформулировать следующие выводы.

Во-первых, рассмотренный нами вид контроля можно представить как деятельность руководителей ОВД и их оперативных подразделений, осуществляемую путем принятия ими комплекса контрольно-проверочных действий в соответствии с действующим оперативно-розыскным законодательством в целях установления фактического состояния законности в сфере ОРД.

Во-вторых, сущность ведомственного контроля за ОРД заключается в осуществлении руководителями ОВД и их оперативных подразделений комплекса контрольно-проверочных действий, преследующих цель изучения состояния оперативно-розыскной работы в вверенных им оперативных подразделениях на предмет соблюдения законности при ее осуществлении.

В-третьих, ведомственному контролю свойственны признаки, совокупность которых отличает его в содержательном плане от иных видов контроля. По ним судят о состоянии анализируемого вида деятельности, его фактическом соответствии законодательным и иным нормативным правовым актам.

В-четвертых, системный анализ ведомственного контроля за ОРД позволяет составить углубленное

1 Формы и способы ведомственного контроля мы постарались не смешивать, ибо они хотя и очень схожие понятия, но не тождественные.

2 См.: Иванов П. И. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: поводы и основания // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 2 (93). С. 236-248.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

представление об уровне соблюдения законности в сфере ОРД, что создает предпосылку для разработки и принятия комплекса мер по устранению выявленных нарушений.

Библиографический список

1. Афанасьев В. Т. О системном подходе в социальном познании / В. Т. Афанасьев // Вопросы философии. - 1973. - № 6. - С. 106-110.

2. Вагин О. А. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / О. А. Вагин, А. П. Исиченко, А. Е. Чечетин. - Москва: Деловой двор, 2008. - 136 с.

3. Железняк Н. С. Вопросы актуализации Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: монография / Н. С. Железняк. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2019. - 332 с.

4. Иванов П. И. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: поводы и основания П. И. Иванов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2020. - № 2 (93). - С. 236-248.

5. Климов И. А. Основные системообразующие понятия теории оперативно-розыскной деятельности и их роль в ее формировании и конкретизации / И. А. Климов, Н. И. Сазонова // Научный портал МВД России. - 2008. - № 1. - С. 63-72.

6. Максимов С. В. Цифровая криминология как инструмент борьбы с организованной преступностью / С. В. Максимов, Ю. Г. Васин, К. А. Утаров // Всероссийский криминологический журнал. - 2018. - Т. 12. -№ 4. - С. 476-484.

7. Оперативно-розыскная деятельность: учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И. А. Климова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнита-Дана, 2017. - 431 с.

8. Основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / под ред. З. Л. Шха-гапсоева и Н. П. Галяндина. - Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2016. - 375 с.

9. Пырчев С. В. Тенденции организованной преступности в развивающемся цифровом мире / С. В. Пырчев // Труды Академии управления МВД России. -2020. - № 2 (54). - С. 142-153.

10. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 712 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Afanas'ev V. T. O sistemnom podhode v social'nom poznanii / V. T. Afanas'ev // Voprosy filosofii. - 1973. -№ 6. - S. 106-110.

2. Vagin O. A. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 12 avgusta 1995 g. № 144 «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» (postatejnyj) / O. A. Vagin, A. P. Isichenko, A. E. CHechetin. - Moskva: Delovoj dvor, 2008. - 136 s.

3. ZHeleznyak N. S. Voprosy aktualizacii Federal'nogo zakona «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti»: monografiya / N. S. ZHeleznyak. - Krasnoyarsk: SibYUI MVD Rossii, 2019. - 332 s.

4. Ivanov P. I. Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonov organami, osushchestvlyayushchimi operativ-no-rozysknuyu deyatel'nost': povody i osnovaniya P. I. Ivanov // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. - 2020. - № 2 (93). - S. 236-248.

5. Klimov I. A. Osnovnye sistemoobrazuyushchie ponyatiya teorii operativno-rozysknoj deyatel'nosti i ih rol' v ee formirovanii i konkretizacii / I. A. Klimov, N. I. Sazonova // Nauchnyj portal MVD Rossii. - 2008. - № 1. -S. 63-72.

6. Maksimov S. V. Cifrovaya kriminologiya kak instrument bor'by s organizovannoj prestupnost'yu / S. V. Maksimov, YU. G. Vasin, K. A. Utarov // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. - 2018. - T. 12. - № 4. -S. 476-484.

7. Operativno-rozysknaya deyatel'nost': ucheb. dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij, obuchayushchihsya po napravleniyu podgotovki «YUrisprudenciya» / pod red. I. A. Klimova. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: YUnita-Dana, 2017. - 431 s.

8. Osnovy operativno-razysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del: uchebnik / pod red. Z. L. SHkhagapsoeva i N. P. Galyandina. - Krasnodar: Krasnodarskij un-t MVD Rossii, 2016. - 375 s.

9. Pyrchev S. V. Tendencii organizovannoj prestupnosti v razvivayushchemsya cifrovom mire / S. V. Pyrchev // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2020. - № 2 (54). - S. 142-153.

10. Teoriya operativno-rozysknoj deyatel'nosti: uchebnik / pod red. K. K. Goryainova, V. S. Ovchinskogo, G. K. Sinilova. - 3-e izd., pererab. i dop. - Moskva: INFRA-M, 2014. - 712 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.