Научная статья на тему 'О МЕСТЕ И РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОМ ПРОЦЕССЕ'

О МЕСТЕ И РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ПРОЦЕСС / ОРГАН ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свинов Дмитрий Вячеславович

В статье делается попытка ответить на вопрос о месте и роли руководителя территориального органа внутренних дел в оперативно-розыскном процессе. Автор аргументирует, что с учетом наличия у руководителя территориального органа внутренних дел специфических оперативно-розыскных функций, фактической их реализацией в повседневной деятельности, а также имеющихся полномочий на санкционирование ряда оперативно-розыскных мероприятий его можно считать полноценным участником оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PLACE AND ROLE OF THE HEAD OF THE TERRITORIAL BODY OF INTERNAL AFFAIRS IN THE OPERATIONAL SEARCH PROCESS

The article attempts to answer the question of the place and role of the head of the territorial body of internal affairs in the operational search process. The author argues that taking into account the presence of the head of the territorial body of internal affairs of specific operational-search functions, their actual implementation in everyday activities, as well as the existing powers to authorize a number of operational-search activities, he can be considered a full-fledged participant in operational-search activities.

Текст научной работы на тему «О МЕСТЕ И РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 34

О месте и роли руководителя территориального органа внутренних дел в оперативно-розыскном процессе

Свинов Дмитрий Вячеславович,

УМВД России по Курганской области

e-mail: dsvinov@mvd.ru

В статье делается попытка ответить на вопрос о месте и роли руководителя территориального органа внутренних дел в оперативно-розыскном процессе. Автор аргументирует, что с учетом наличия у руководителя территориального органа внутренних дел специфических оперативно-розыскных функций, фактической их реализацией в повседневной деятельности, а также имеющихся полномочий на санкционирование ряда оперативно-розыскных мероприятий его можно считать полноценным участником оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; руководитель; оперативно-розыскной процесс; орган внутренних дел; оперативно-розыскные функции.

About the place and role of the head of the territorial body of internal affairs in the operational search process

Svinov Dmitriy Vyacheslavovich,

Russian MIA Administration for Kurgan region

The article attempts to answer the question of the place and role of the head of the territorial body of internal affairs in the operational search process. The author argues that taking into account the presence of the head of the territorial body of internal affairs of specific operational-search functions, their actual implementation in everyday activities, as well as the existing powers to authorize a number of operational-search activities, he can be considered a full-fledged participant in operational-search activities.

Key words: operational-search activity; head; operational-search process; internal affairs body; operational-search functions.

В теории оперативно-розыскной деятельности вопрос о месте и роли руководителя территориального органа внутренних дел в оперативно-розыскном процессе1, как и в самой оперативно-розыскной деятельности, является достаточно дискуссионным.

В частности, ряд исследователей2, исходя из

1 В теории оперативно-розыскной деятельности под оперативно-розыскным процессом принято понимать основанную на законодательных и ведомственных правовых нормах целенаправленную последовательность этапов достижения целей оперативно-розыскной деятельности, каждый из которых возникает при наличии соответствующих оснований и решает конкретные задачи оперативно-розыскной деятельности.

2 См.: Бакланов Л. А. Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: моногр. Тюмень, 2015; Чечетин Е. А. Обеспечение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий: дис. ... д-ра юрид. наук. Омск, 2016;

того, что в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»3 и приказе МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности»4 в перечне субъектов оперативно-розыскной деятельности не указан руководитель территориального органа внутренних дел, делают попытку обосновать, что он не является субъектом оперативно-розыскной деятельности.

Другие, наоборот, исходя, например, из того, что решение на проведение ряда оперативно-розыскных мероприятий принимает только руководитель тер-

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: курс лекций: в 2 ч. / под общей ред. Н. С.

Железняка. Красноярск, 2007. Ч. 1. и другие.

3 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

4 В пункте 2 данного приказа руководитель территориального органа внутренних дел упоминается только как лицо, допущенное к оперативно-розыскной деятельности.

риториального органа внутренних дел, обосновывают, что он является субъектом данной деятельности, либо отождествляют понятия «участник оперативно-розыскной деятельности» и «субъект оперативно-розыскной деятельности»1.

Так, А. А. Маслов, раскрывая свое видение понятия «оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел» определяет место руководителя территориального органа внутренних дел в нем следующим образом: «Оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел можно определить как вид деятельности, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне гласно и негласно руководителями органов внутренних дел, их подразделениями, правомочными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»2.

Ряд известных ученых (например, К. К. Горяинов, В. С. Овчинский, Г. К. Синилов), исходя из того, что в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»3 понятия «орган» и «должностное лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность» по смысловому содержанию применяются как синонимы, делают вывод, что все должностные лица оперативных органов, перечисленных в ст. 13 данного закона, являются субъектами оперативно-розыскной деятельности4.

С данным выводом, на наш взгляд, можно поспорить и не согласиться, учитывая то обстоятельство, что не все сотрудники и работники оперативных

1 См.: Бондарь Т. И. Определение субъекта оперативно-розыскных мероприятий - залог соблюдения принципа законности в оперативно-розыскной деятельности // Оперативно-розыскная работа. 2013. № 4 (210); Дубоносов Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учеб. для вузов. М., 2012; Луговик В. Ф. Правовой статус оперуполномоченного при проведении оперативно-розыскных мероприятий: моногр. М., 2018; Лукашов В. А. Введение в курс оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. пособие. Киев, 1976; Маслов А. А. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в современных условиях: моногр. М., 2014; Сермягин К. А. Актуальные проблемы теории и практики ОРД ОВД в современных условиях: межвуз. сб. науч. трудов. М., 2005; Синилов Г. К. Правовые, информационные и тактические основы оперативно-розыскной деятельности советской милиции. М., 1975 и др.

2 Маслов А. А. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в современных условиях: моногр. М., 2014. С. 22.

3 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

4 Галушко В. А., Вормсбехер И. А. Участники оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. пособие. Омск, 2019. С. 9.

подразделений имеют допуск к соответствующей работе и не принимают участие в ее подготовке и проведении (например, водители, делопроизводители, некоторые технические специалисты и т. п.). Однако начальник территориального органа внутренних дел является должностным лицом, которое хотя и не принимает непосредственного участия в проведении конкретного оперативно-розыскного мероприятия, но осведомлено о деталях его организации и исполнения, а также в ряде случаев санкционирует его проведение.

В то же время В. А. Галушко и И. А. Вормсбехер делают вывод о том, что «участники оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел - это субъекты оперативно-розыскных правоотношений, возникающих в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» .

Учитывая мнение перечисленных авторитетных ученых и исследователей, считаем возможным в рамках нашего исследования развить их видения и определить место и роль руководителя территориального органа внутренних дел в процессе оперативно-розыскной деятельности, раскрыв его функции в данном процессе.

В частности, по нашему мнению, наличие у руководителя территориального органа внутренних дел только одной функции контроля уже дает представление о месте руководителя территориального органа внутренних дел в процессе оперативно-розыскной деятельности и основание включить его в состав участников оперативно-розыскной деятельности. Например, приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации» так же, как и аналогичные приказы по ГУ (У) МВД Росси по субъектам Российской Федерации, наделяет руководителя территориального органа внутренних дел правом утверждать заведение дел оперативного учета, проверять обоснованность их заведения и прекращения, утверждать постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий и соответствующие планы, задания на проведение оперативно-розыскных мероприятий, разрешать выдачу денежных средств на их проведение, заключать контракты с конфидентами и т. п. Кроме того, п. 3 приказа МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности» относит руководителя территориального органа внутренних дел к числу должностных лиц, допущенных к контролю за оперативно-розыскной деятельностью.

Следовательно, данные обстоятельства, а также его последующая очевидная осведомленность о проводимых мероприятиях дают нам основания считать руководителя территориального органа внутренних участником оперативно-розыскной деятельности.

Анализируя известные в науке функции руководителя (функции прогнозирования, организации, руководства, координации и контроля) и сопоставляя их

с управленческими функциями руководителя территориального органа внутренних дел, мы обращаем внимание, что они, по сути, аналогичны им, характеризуясь только рядом отличий в силу основанности системы органов внутренних дел на принципе единоначалия, конфиденциальности некоторых видов деятельности, беспрерывной циркуляция информации и т. п.

Учитывая изложенное, полагаем, что оперативно-розыскные функции руководителя территориального органа внутренних дел находятся в тесной взаимосвязи с элементами организации оперативно-розыскной деятельности.

Данное предположение согласуется с выводами Б. Е. Власова и А. Д. Ульянова, которые также пришли к выводу о том, что именно функции определяют содержание труда руководителя территориального органа внутренних дел. При этом специфическими для такого рода деятельности они выделяют информационно-аналитические, координирующие, организационно-оценочные и контрольные функции1.

Соответственно, рассматривая функции руководителя территориального органа внутренних дел через призму отдельно взятого направления его деятельности (в частности, оперативно-розыскной деятельности) в рамках исполняемых им обязанностей, обеспечивающих функционирование территориального органа внутренних дел и достижение целей оперативно-розыскной деятельности, становится очевидным, что оперативно-розыскные функции руководителя территориального органа внутренних дел следует искать в его должностном регламенте и нормативных правовых актах, регламентирующих его деятельность в сфере организации оперативно-розыскной деятельности.

Не раскрывая сути данных документов и не перечисляя многочисленные элементы их содержания, отметим, что ряд задач и обязанностей руководителя территориального органа внутренних дел по организации и контролю оперативно-розыскной деятельности содержатся в указе Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»2, приказах МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России», от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации», от 28 июля 2017 г. № 545 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Фе-

1 См.: Ульянов А. Д., Власов Б. Е. Организация труда руководителя территориального органа (подразделения) МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 1 (49). С. 63.

2 СЗ РФ. 2016. № 52 (V ч.). Ст. 7614.

дерации по Курганской области», а также иных приказах МВД России, регламентирующих деятельность отдельных оперативных подразделений.

Исходя из содержания указанных документов, а также известных в науке управления постулатов о роли руководителя в процессе организации деятельности, мы можем констатировать, что руководитель территориального органа внутренних дел, реализуя задачи организации оперативно-розыскной деятельности и осуществляя личный контроль за данной деятельностью, по сути, является участником процесса оперативно-розыскной деятельности и тем самым реализует оперативно-розыскные функции.

При этом, разграничивая оперативно-розыскные функции и элементы организации оперативно-розыскной деятельности, отметим, что их различия заключаются в субъекте управления и месте руководителя в процессе реализации задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскные функции представляют собой в большей степени индивидуальную и непосредственно адресно-направленную работу, процедурно оформленную как отдельные направления оперативно-розыскной работы в оперативно-розыскной деятельности, различаемые в зависимости от ее обозначенных правовых целей, в частности, предупреждение совершения преступления, обнаружение преступления, разрешение дела оперативного учета, получение информации от конфидента и др.

В то же время элементы организации оперативно-розыскной деятельности представляют собой совокупность взаимосвязанных и, как правило, логически последовательных действий по управлению как процессом оперативно-розыскной деятельности в целом, и так и организационными структурами в этом процессе в частности. Например, прямое указание в подразделение уголовного розыска о проведении оперативно-розыскного мероприятия будет являться элементом организации оперативно-розыскной деятельности.

Подводя итог сказанному и соглашаясь с изложенными взглядами и выводами известных ученых, отметим, что, на наш взгляд, оперативно-розыскные функции руководителя территориального органа внутренних дел представляют собой систему воздействия руководителя территориального органа внутренних дел на процесс оперативно-розыскной деятельности, а также подчиненных подразделений и сотрудников с применением специальных приемов и способов для достижения целей и решения задач данной деятельности.

Кроме того, проведенный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и оперативно-розыскную деятельность, позволил нам обратить внимание, что данные акты в основном содержат полномочия (задачи, обязанности), адресованные организации (в частности, органам внутренних дел, в том числе полиции, а также другим органам, осуществляющим оператив-

но-розыскную деятельность), но не их руководителю. Однако по смысловому содержанию, как мы понимаем, именуя организацию, адресованы они, по сути, руководителю организации, т. е. руководителю органов внутренних дел.

В таком случае полагаем, что нормативные правовые акты, наделив руководителя органа внутренних дел рядом специфических полномочий в сфере оперативно-розыскной деятельности, вытекающих, в частности, из основных направлений деятельности полиции и содержащихся в ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции»1 (например, выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц и другие), создают основания для реализации им специфических оперативно-розыскных функций.

Данные функции, на наш взгляд, в общем виде выражены в следующем:

- руководитель территориального органа внутренних дел является организатором оперативно-розыскной деятельности;

- руководитель территориального органа внутренних дел в ряде случаев сам участвует в проведении оперативно-розыскных мероприятий и тем самым является субъектом оперативно-розыскных мероприятий;

- руководитель территориального органа внутренних дел является организатором агентурной работы и в ряде случаев непосредственно сам участвует в процессе конспиративного обмена информацией, имеет право устанавливать агентурные связи и имеет на связи конфидентов;

- руководитель территориального органа внутренних дел выступает должностным лицом, утверждающим постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан;

- руководитель территориального органа внутренних дел выступает должностным лицом, утверждающим постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий, не ограничивающих права граждан;

- руководитель территориального органа внутренних дел является организатором ресурсного обеспечения оперативно-розыскной деятельности и осуществляет функции получателя и распределителя бюджетных ассигнований на оперативно-розыскную деятельность.

Таким образом, с учетом наличия у руководителя территориального органа внутренних дел специфических оперативно-розыскных функций, фактической их реализации в повседневной деятельности, а также имеющихся полномочий на санкционирование ряда оперативно-розыскных мероприятий полагаем, что его можно считать полноценным участником оперативно-розыскной деятельности.

При этом под оперативно-розыскными функциями руководителя территориального органа внутренних дел предлагается понимать систему воздействия

1 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

руководителя территориального органа внутренних дел на процесс оперативно-розыскной деятельности, а также подчиненных подразделений и сотрудников с применением специальных приемов и способов для достижения целей и решения задач данной деятельности.

Библиографический список

1. Бакланов Л. А. Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: моногр. / Л. А. Бакланов. - Тюмень: ТИПК МВД России, 2015.

2. Бондарь Т. И. Определение субъекта оперативно-розыскных мероприятий - залог соблюдения принципа законности в оперативно-розыскной деятельности / Т. И. Бондарь // Оперативно-розыскная работа. - № 4 (210). - 2013.

3. Галушко В. А. Участники оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. пособие / В. А. Галушко, И. А. Вормсбехер. - Омск: Омская академия МВД России, 2019.

4. Дубоносов Е. С. Оперативно-розыскная деятельность: учеб. для вузов / Е. С. Дубоносов. - М., Юрайт, 2012.

5. Луговик В. Ф. Правовой статус оперуполномоченного при проведении оперативно-розыскных мероприятий: моногр. / В. Ф. Луговик. - М.: Инфра-М, 2018.

6. Лукашов В. А. Введение в курс оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. пособие. - Киев, 1976.

7. Маслов А. А. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в современных условиях: моногр. / А. А. Маслов. - М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2014.

8. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: курс лекций: в 2 ч. / под общей ред. Н. С. Железняка. - Красноярск: Сибирский юрид. институт МВД России, 2007. - Ч. 1.

9. Сермягин К. А. Актуальные проблемы теории и практики ОРД ОВД в современных условиях: межвуз. сб. науч. трудов / К. А. Сермягин. - М.: Московский университет МВД России, 2005.

10. Синилов Г. К. Правовые, информационные и тактические основы оперативно-розыскной деятельности советской милиции / Г. К. Синилов. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1975.

11. Ульянов А. Д. Организация труда руководителя территориального органа (подразделения) МВД России / А. Д. Ульянов, Б. Е. Власов // Труды Академии управления МВД России. - 2019. - № 1 (49).

12. Чечетин Е. А. Обеспечение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий: дис____д-ра юрид. наук / Е. А. Чечетин. - Омск, 2016.

BiЫiograficheskц spisok

1. Вак!апоу Ь. А. С!азпое оЬ$1ес1оуаше ротезЬсЬепу, 2с1апу, зоопнЬепу, uchastkov тезШозй I 1:гап$рог1:пуЬ

sredstv v operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del: monogr. / L. A. Baklanov. - Tyumen': TIPK MVD Rossii, 2015.

2. Bondar' T. I. Opredelenie sub»ekta operativno-rozysknyh meropriyatij - zalog soblyudeniya principa zakonnosti v operativno-rozysknoj deyatel'nosti / T. I. Bondar' // Operativno-rozysknaya rabota. - № 4 (210). -2013.

3. Galushko V. A. Uchastniki operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del: ucheb. posobie / V. A. Galushko, I. A. Vormsbekher. - Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii, 2019.

4. Dubonosov E. S. Operativno-rozysknaya deyatel'nost': ucheb. dlya vuzov / E. S. Dubonosov. - M., YUrajt, 2012.

5. Lugovik V. F. Pravovoj status operupolno mochennogo pri provedenii operativno-rozysknyh meropriyatij: monogr. / V. F. Lugovik. - M.: Infra-M, 2018.

6. Lukashov V. A. Vvedenie v kurs operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del: ucheb. posobie. - Kiev, 1976.

7. Maslov A. A. Osnovy operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del v sovremennyh usloviyah: monogr. / A. A. Maslov. - M.: FGKU «VNII MVD Rossii», 2014.

8. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' organov vnutrennih del. Obshchaya chast': kurs lekcij: v 2 ch. / pod obshchej red. N. S. ZHeleznyaka. - Krasnoyarsk: Sibirskij yurid. institut MVD Rossii, 2007. - CH. 1.

9. Sermyagin K. A. Aktual'nye problemy teorii i praktiki ORD OVD v sovremennyh usloviyah: mezhvuz. sb. nauch. trudov / K. A. Sermyagin. - M.: Moskovskij universitet MVD Rossii, 2005.

10. Sinilov G. K. Pravovye, informacionnye i takticheskie osnovy operativno-rozysknoj deyatel'nosti sovetskoj milicii / G. K. Sinilov. - M.: VNII MVD SSSR, 1975.

11. Ul'yanov A. D. Organizaciya truda rukovoditelya territorial'nogo organa (podrazdeleniya) MVD Rossii / A. D. Ul'yanov, B. E. Vlasov // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2019. - № 1 (49).

12. CHechetin E. A. Obespechenie prav lichnosti pri provedenii operativno-rozysknyh meropriyatij: dis. ... d-ra yurid. nauk / E. A. CHechetin. - Omsk, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.