Научная статья на тему 'Теорема ценности отдыха в жизнедеятельности человека'

Теорема ценности отдыха в жизнедеятельности человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
831
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ОТДЫХА / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ОТДЫХА / ТЕОРЕМА ЦЕННОСТЕЙ ОТДЫХА / ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТЕОРЕМЫ / ВЫВОДЫ / VALUES OF REST / VALUE SYSTEM OF REST / THEOREM OF REST VALUES / THEOREM PROOFS / FINDINGS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пожитной Николай Михайлович, Хромешкин Валерий Михайлович

Представлено доказательство теоремы ценности отдыха в жизнедеятельности человека, которая формулируется следующим образом: ценность отдыха, в отличие от его бытия (факта наличия или отсутствия), определятся его значимостью. В процессе доказательства была рассмотрена система ценностей отдыха. Установлено, что по форме отдых является одной их вечных ценностей человеческой жизнедеятельности, но его содержание может иметь как ценностный, так и антиценностный характер. На основе сравнительного анализа сущности и содержания системы ценностей отдыха были сформулированы критерии жизнедеятельности человека, свидетельствующие о ценности (значимости) его отдыха. Теорема отдыха входит в аксиоматическое ядро формирующейся теории отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOREM OF VALUE OF REST IN HUMAN VITAL ACTIVITY

The paper proves the theorem of value of rest in the vital activity of a person. It is formulated as follows: the value of rest, unlike its being (the fact of presence or absence) is defined by its importance. While proving the theorem, the system of values of rest has been considered. It is determined that by its form the rest is one of the timeless values of human vital activity, whereas the nature of its contents can be whether value-oriented or anti-valueoriented. The criteria of human life activity demonstrating the importance of rest for a human have been formulated on the basis of the comparative analysis of the essence and contents of the rest value system. The theorem of rest falls into the axiomatic core of the theory of rest being formed.

Текст научной работы на тему «Теорема ценности отдыха в жизнедеятельности человека»

Библиографический список

1. Кулишер И.О. Очерки финансовой науки. Петроград: Наука и школа, 1920.

2. Пешков В.В., Ощерин Л.А. Инновационное развитие и земельные ресурсы административно-территориальных образований // Вестник экономической интеграции. 2010. № 6(26).

3. Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью. М.: Дело, 2001.

4. Кабанова Т.В. Целевые функции управления недвижимостью // Основы разработки и технические аспекты проектов управления недвижимостью: учеб. пособие / В.А. Кабанов.

Курск: Изд-во Курский гос. техн. ун-та, 2006.

5. Организация, планирование и управление строительством: учебник / под общ. ред. П.Г. Грабового, А.И. Солун-ского. М.: Проспект, 2012.

6. Пешков А.В. Исследование влияния устранимого физического износа на рыночную стоимость объектов недвижимости // Вестник ИрГТУ. 2011. № 11 (58). С. 258-262.

7. Управление государственной собственностью: учебник / под ред. проф. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. М.: ЭКМОС, 2002.

УДК 796.51:379.85

ТЕОРЕМА ЦЕННОСТИ ОТДЫХА В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

1 9

© Н.М. Пожитной1, В.М. Хромешкин2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлено доказательство теоремы ценности отдыха в жизнедеятельности человека, которая формулируется следующим образом: ценность отдыха, в отличие от его бытия (факта наличия или отсутствия), определятся его значимостью. В процессе доказательства была рассмотрена система ценностей отдыха. Установлено, что по форме отдых является одной их вечных ценностей человеческой жизнедеятельности, но его содержание может иметь как ценностный, так и антиценностный характер. На основе сравнительного анализа сущности и содержания системы ценностей отдыха были сформулированы критерии жизнедеятельности человека, свидетельствующие о ценности (значимости) его отдыха. Теорема отдыха входит в аксиоматическое ядро формирующейся теории отдыха. Ил. 3. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: ценности отдыха; система ценностей отдыха; теорема ценностей отдыха; доказательство теоремы; выводы.

THEOREM OF VALUE OF REST IN HUMAN VITAL ACTIVITY N.M. Pozhitnoi, V.M. Khromeshkin

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The paper proves the theorem of value of rest in the vital activity of a person. It is formulated as follows: the value of rest, unlike its being (the fact of presence or absence) is defined by its importance. While proving the theorem, the system of values of rest has been considered. It is determined that by its form the rest is one of the timeless values of human vital activity, whereas the nature of its contents can be whether value-oriented or anti-value- oriented. The criteria of human life activity demonstrating the importance of rest for a human have been formulated on the basis of the comparative analysis of the essence and contents of the rest value system. The theorem of rest falls into the axiomatic core of the theory of rest being formed. 3 figures.11 sources.

Key words: values of rest; value system of rest; theorem of rest values; theorem proofs; findings.

В различных отраслях знания понятие ценность употребляется в нескольких смыслах. Так, в философии - это указание на личностную, социально-культурную, природную значимость определённых объектов и явлений. В экономике ценность используется как синоним понятию потребительная стоимость, то есть значимость, полезность предмета для потребителя, меновая стоимость (как ценность предмета для обмена, количественные соотношения раз-

ных товаров при эквивалентном обмене ). В психологии под ценностями подразумевается то, что индивидуум ценит в окружающей естественной и общественной среде, тесно связывая их с понятием мотивации.

В образовании, внутригосударственной или международной пропаганде имеется несколько принципиальных подходов формирования ценностей. Критерии и способы оценки значимости ценностей заключаются в нравственных принципах, нормах, идеалах, установ-

1 Пожитной Николай Михайлович, кандидат философских наук, доцент, тел.: 89149300658. Pozhitnoi Nikolai, Candidate of Philosophy, Associate Professor, tel.: 89149300658.

2Хромешкин Валерий Михайлович, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89149204808, e-mail: khromeshkin@mail.ru

Khromeshkin Valery, Candidate of Geography, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89149204808, e-mail: khromeshkin@mail.ru

ках, целях человеческой жизнедеятельности [4, 5].

Существующие системы ценностей отражают содержание общепринятых социальных норм. Классы, иные общественные группы обнаруживают различное понимание ценностей (добро, справедливость, свобода и др.). Вместе с тем существуют общечеловеческие ценности - нормы нравственности, прогресс, культурное наследие, которые были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. (резолюция 217А/Ш) [11]. В Декларации труд и отдых рассматриваются как главные нормативные общечеловеческие вечные ценности (ст.ст. 23, 24), а ценностное сознание людей центрируется на положениях о достоинстве и ценности человеческой личности, в противоположность чему представлены антиценности - пренебрежение и презрение к правам человека.

Роль ценностей возрастает при кризисных состояниях общества. Особенно ярко это проявляется в периоды обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Так, кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?».

Методология исследования

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. В Средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Вместе с тем вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля отличается нерасчлененностью онтологии и аксиологии (бытия и значимости) [10]. Учение о ценностях стало развиваться и набирать силу, когда понятие бытия стали подразделять на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. В современной теории ценностей усматриваются следующие направления: натуралистический психологизм (А. Мейнонг, Р.Б. Перри. Дж. Дьюи, К.И. Льюис), трансцендентализм (Виндельбанд, Риккерт), персоналистический онтологизм (Шеллер), культурно-исторический релятивизм (Дильтей) и социологизм (М. Вебер, Парсонс) [10, с. 764].

В настоящем исследовании проблема ценностей отдыха рассматривается с позиций жизнедеятельности человека, то есть в их формационно-исторической, производственно-экономической и социально-классовой обусловленности. Человек-личность интегрируется в социальные общности последовательно восходящих уровней: личность в семью, семья в род, род в племя. Совокупность племен составляет народность, народности объединяются в

нацию, а совокупность наций позиционируется как этнос. Этносы в итоге создают социум-общество. Каждая из указанных социальных общностей имеет свои особенности и традиции в сфере отношений труда и отдыха. Иерархия ценностей отдыха личности, социальной группы и общества данной общественно-исторической формации устанавливается по отношению к общественным приоритетам социума.

Социум стремится к целостности. Каждый новый уровень развития общества достигается в результате разрешения многих социальных противоречий. Сегодня в результате деятельности присвоения/отчуждения противоречие между трудом и отдыхом становится все более антагонистическим. При декларируемом равенстве прав на отдых их реализация далеко неравнозначна у классов, не обладающих собственностью на средства производства, и у собственников средств производства. Отдых наименее обеспеченных групп населения, имеющих низкие доходы, носит практически самодеятельный характер, в то время как представители класса собственников зачастую предаются праздности в ущерб труду и рациональности отдыха [1]. Для первой категории лиц в общественном сознании укоренились представления о поощрении их трудовой активности и осуждении деятельности отдыха. Перманентный отдых лиц второй категории в обществе воспринимается как должное, пример для подражания, само собою разумеющееся, а производительный труд - как необязательное условие жизнедеятельности «праздного класса» (в формулировке Т.Б. Веблена - примеч. авторов). Без выработки единых для всех ценностей отдыха понизить уровень общественного антагонизма не представляется возможным.

Философским отражением объективной диалектики, закономерного развития природы, общества и человека с его мышлением является принцип историзма. Любой объект исследования, в частности отдых как ценность, рассматривается целостной системой со всей совокупностью исторических зависимостей ее внутренних составляющих, с учетом качественных изменений. При этом ценности отдыха формируются на основе общественно-исторической практики, групповой и индивидуальной деятельности человека, в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей, в процессе социализации личности и носят динамический характер. Жизненный опыт и система полученных знаний непосредственно влияют на характер ценностного сознания.

Доказательство теоремы ценностей отдыха целесообразно осуществлять с учетом не только законов, но и материалистических принципов целостности, комплексности, системности, детерминизма и историзма [4, 6].

Предметом настоящего исследования являются ценности отдыха в отличие от его бытия, определяемого как диалектическая, естественно необходимая противоположность труду. В этом отношении ценность (значимость) отдыха определятся с учетом его значимости в человеческой жизнедеятельности. Критерии

этой ценности весьма просты - продолжительность жизни, эффективность жизнедеятельности (отношение экономически активного периода жизни к времени жизни), репродуктивная способность (число рождений).

Ценности/антиценности отдыха в жизнедеятельности человека. Ценностные ориентиры разных людей включают положительную или отрицательную значимость для них какого-либо объекта. В них отражается предписательно-оценочная сторона явлений мира со стороны общественного сознания (жизнь - смерть; добро, благо - зло...).

Факторы отдыха, удовлетворяющие вышеназванным критериям, являются положительными (ценными) в жизнедеятельности личности, группы и общества. Если же условия, факторы, содержание отдыха не способствуют развитию жизнедеятельности, повышению ее эффективности, то их следует рассматривать как антиценности.

Структура ценностей отдыха. Понятие ценностей отдыха формулируется на основе логических операций определения и деления: классификации (рис. 1), дихотомии (не труд - отдых).

Ценности отдыха могут подразделяться (классифицироваться) по признаку - что оценивается в отдыхе и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют:

а) предметные ценности отдыха, то есть явления реальности, обладающие определенной значимостью для отдыхающего субъекта. К ним относят:

- природные объекты, процессы и явления;

- социальные объекты, используемые для отдыха;

б) субъектные ценности отдыха (общественные и индивидуальные) - способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления. К ним относятся:

- установки, оценки, императивы, запреты цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

В отдыхе абстрактном имеются ценности, подразделяющиеся по тому, с какой сферой социума они связаны: экономико-демографической, социально-политической, психолого-идеологической [7, с. 64]. Различают идеолого-мировозренческие, морально-художественные, утилитарно-правовые (социально нормированные), научные и иные ценности отдыха. Иерархия ценностей отдыха устанавливается в связи с тем, насколько они значимы для жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентаций в постоянно меняющемся мире. Поэтому ценности отдыха целесообразно разделить на абсолютные, или вечные ценности (константы) - жизнь (жизнедеятельность), труд, отдых, и ситуативно-преходящие (эмпирически-переменные), формирующиеся в конкретных исторических условиях разных общественно-экономических формаций. Коренные особенности формационного развития отношений труда и отдыха во многом влияют на процесс формирования ценностей отдыха [7, с. 141].

Структура ценностей отдыха имеет комплексный характер, в связи с чем выделяют: личные, групповые

(классовые, национальные, религиозные, половые, возрастные) и общечеловеческие ценности отдыха.

Субьект-объектные отношения отдыха. В

контексте отдыха можно выделить несколько направлений в определении главных аксиологических категорий, разработанных в разное время В.П. Тугарино-вым, О.Г. Дробницким, Г.П. Выжлецовым и другими отечественными и зарубежными исследователями [2, 3, 9].

1. Ценность как значимость объекта для субъекта - это понимание ценности отдыха как значимости предметов и явлений действительности для человека, желающего отдохнуть, их способности удовлетворять его материальные и духовные потребности. В данной концепции при конкретном анализе ценность отдыха обычно переносится на тот или иной природный или социальный объект (отдых на море, в лесу, кафе, баре, ресторане, в кино, картинной галерее, театре, дома, на даче, и т.д.).

2. К ценностям отдыха относятся лишь высшие общественные идеалы (в современных условиях это отдых за границей, элитный клубный отдых).

3. Ценность отдыха определяется как значимость и идеал одновременно (например, отдых на Французской Ривьере в отеле высшей категории).

4. Межсубъектная концепция специфики и структуры ценностей (в контексте отдыха это может быть определенный вид отдыха в приятной компании единомышленников).

При разработке положений теории отдыха последняя концепция рассматривается нами как преимущественная, позволяющая наиболее четко различать понятия оценки как субъектно-объектного отношения и ценностей, исполняющих роль обратных нормативно-регулирующих связей, фиксирующих наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня (личности, группы и общества в целом). Авторская трактовка сущностного содержания межсубъектной концепции Г.П. Выжлецова в специфике и структуре ценностей отдыха представлена на рис. 2.

Для теории отдыха вопрос разработки системы ценностей в межсубъектных отношениях является важным, поскольку с аксиологической точки зрения именно разрыв ценностных межсубъектных отношений представляет собой источник и основу отчуждения человека от других людей, от самого себя, от общества и природы.

Присвоение/отчуждение. Отдых точно так же, как труд, присваивается и отчуждается посредством отношений собственности, и это самым непосредственным образом влияет на формирование ценностей отдыха. Сегодня мы являемся свидетелями бурно развивающейся индустрии отдыха, субъекты которой в значительной мере заинтересованы в формировании в общественном сознании новых ценностей отдыха и их коммерционализации.

Однако ценностные ориентиры отдыха тесным образом смыкаются с чувством справедливости. Вместе с тем испытать чувство справедливости, заключающееся в том, что Ваш отдых является вполне

Рис. 1. Классификация ценностей отдыха

Рис. 2. Структура ценности и уровни культуры (по Г.П. Выжлецову [2])

справедливым, человек способен только при наличии несправедливости в деятельности отдыха. Еще Аристотель заметил, что «Справедливое по отношению к другому есть, собственно говоря, равенство (to is ion)». Это положение принято рассматривать нравственно-правовым основанием справедливости, которая в этическом аспекте выступает как равенство в возможности быть счастливым и в обладании необходимыми для этого благами (для каждого - своими) [10, с. 761]. Поэтому любая цельная концепция справедливого отдыха должна исходить из основополагающих одинаково доступных всем индивидам ценностей этого отдыха. Всякая социальная практика реализации справедливого отдыха предлагает некий, каждый раз исторически конкретный набор материальных и духовных благ (от бесплатной раздачи пищи и организации зрелищ в античных полисах до блага свободы передвижения в современных либеральных демократиях), к которым все граждане имеют изначально равный доступ.

Роль ценностей отдыха в жизнедеятельности личности, социальной группы и общества.

Начинать исследование ценностных ориентиров человека, по мнению Ж.-Ж. Руссо, следует с его естественного, первобытного состояния. Этот человек противостоял природе и должен был в ней выжить. У него мощное телосложение; он охотится. Он живет в полном согласии с окружающей средой. У него мало ресурсов, но немного и потребностей. «Единственные блага, знакомые ему в мире, - это пища, самка и отдых; единственные виды зла - боль и голод». Таким образом, уже на ранних стадиях общественного развития отдых позиционировался в числе ограниченных, безусловных и естественных благ жизнедеятельности человека. И далее Руссо говорит о дикаре так: «Его душа, ничем не волнуемая, отдается единственно чувству нынешнего существования, безо всякого представления о будущем, каким бы близким оно ни было, а его планы, ограниченные, как и его взгляды, едва простираются до конца дня». Для овладения огнем, для начала земледелия потребовался огромный исторический период. Предвидеть, думать о будущем, по мнению Руссо, значит выйти из естественного состояния. Это предполагает развитие языка. Философ подробно исследует корни происхождения языка как необходимого орудия для жизни в обществе. Он считает, что человеку «для жизни в естественном состоянии требовался лишь инстинкт». Но для жизни в обществе нужен «развитой разум». Таким образом, естественный человек не порочен и не добродетелен. Руссо спорит с Гоббсом, утверждавшим, что, не обладая добродетелью, естественный человек по натуре должен быть злым [8]. По мнению Руссо, естественный человек, напротив, не знает порока, поскольку ему неведомо самолюбие. Такому человеку по природе свойственна жалость. Он не любит видеть страдания себе подобных; мать любит и жалеет своих детей. Вместе с тем Руссо отмечает, что человеческие отношения бывают добрыми лишь до тех пор, пока они определяются только взаимной симпатией, но стоит в них вмешаться соображениям выгоды, как они сразу

меняются к худшему. В своем трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) Ж.-Ж. Руссо констатирует, что между людьми существуют два вида неравенства: естественное (например, в физической силе) и общественное. Первое из них существует изначально. А вот общественное неравенство представляет собой серьезную научную проблему. Чем сильнее человек зависит от других для удовлетворения своих все более многочисленных потребностей, тем в большей степени портятся отношения между людьми (цит. по А.А. Грицанову [9]).

К ценностям личности также относят: здоровье, любовь, семью, детей, дом, близких, друзей, общение, самореализацию в работе, получение удовольствия от работы, материальное благополучие (материальные ценности), духовные ценности, духовный рост, религию, досуг-удовольствия, хобби, развлечения, творческую самореализацию, самообразование, социальный статус и положение в обществе, свободу (выбора, слова и т.д.), стабильность и многое другое. Как видно, часть указанных ценностей жизнедеятельности человека непосредственно связана с его трудом, а часть - с отдыхом (выделено шрифтом) и таким образом вмонтирована в общечеловеческие ценности. Ценность отдыха возрастает по мере его вовлеченности в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

Доказательство теоремы ценностей отдыха и опровержение его антиценностей

1. Целостность. Явление отдых в понимании его авторами [5] есть целостность формы и содержания. Форма этого явления есть единство внешнего вида -абриса (например, пространство и территория отдыха), и внутреннего строения, сложной структуры видов деятельности отдыха. По форме отдых представляет собой вечную ценность человека. Но в его форме может проявляться различное содержание. Одни из содержательных свойств отдыха являются главными, наиболее ценными для жизнедеятельности человека (например, улучшение и сохранение здоровья), другие - неглавными, второстепенными, которыми при определенных условиях можно пренебречь, абстрагироваться (допустим, получение прибыли). Вследствие отношений присвоения/отчуждения содержанию отдыха (всегда положительному по абрису) может быть свойственен позитивный или негативный характер, антиценностный характер - отдых с использованием алкоголя, табака, наркотиков и т.п.

Ценностная сущность содержания отдыха, без которого данное явление не существует, заключается в восстановлении способности к труду, воспроизводстве человеческого капитала или в обеспечении выживания человека в его целенаправленной жизнедеятельности. Антиценностное содержание отдыха может войти в антагонистическое противоречие с его формой, далее с трудом и оказать самое непосредственно и отрицательное влияние на жизнедеятельность человека.

В рамках рассмотренных представлений о це-

лостности отдыха оказывается целесообразным различение возможного и наличного отдыха. Это позволяет глубже понять, что стоит за его внешней и внутренней стороной, то есть конкретизировать связь формы и содержания ценностей отдыха.

2. Комплексность. Через комплексность каждое явление (количественно и качественно) включается в мировую взаимосвязь Хаоса и Порядка. Практическое взаимодействие людей с множеством сходных и различных вещей приводит к обнаружению единичных, особенных и общих признаков этих вещей и их значимости (ценности). Таким образом, возникает проблема комплексности при рассмотрении ценностного содержания отдыха и его значимости для личности, группы и общества.

Единичное. На единичном лежит функция разделения явлений мира на уникально-неповторимые. Отдых отдельного человека также уникален и неповторим, как и каждая отдельная личность. Индивидуальный отдых, становясь с самого начала достоянием и богатством всего общества (каждый отдельный человек неотделим от общества), не перестает быть также и его личным достоянием и богатством, ибо он не отчуждаем.

На уровне особенного единичные явления отдыха личности связываются в некоторые группы, что несет в себе соединительно-разделительные признаки для данной группы. Например, частный групповой отдых -это, прежде всего, отдых семьи. Разные исследователи также выделяют отдых определенных категорий лиц: возрастных, демографических, корпоративных, профессиональных. В каждой такой категории усматривается наличие групповых ценностей отдых, например, для детей: режим и позитивно-развивающие игры - ценность, многочасовое времяпровождение перед телевизором или компьютером - антиценность.

Общее есть включение ценностей отдыха в универсальную, всеобщую связь мира (универсум) посредством вечных общечеловеческих ценностей. В нашем случае отдых как социальное явление относится к жизнедеятельности человека, которая является особым биосоциальным проявлением движения субъ-

ективной реальности, разворачивающейся в пространстве объективной реальности Вселенной (в частном случае геоверсума).

Итак, единичное разделяет, особое, разделяя, соединяет, а общее объединяет все явления отдыха в мире. Общие ценностные связи преломляются в бытии и сознании людей через законы материалистической диалектики и общественно-историческую практику, особые - через специфическо-формационные закономерности социальной формы движения материи, единичные (личностные) ценности зависят от общественного статуса и жизненного опыта индивидуума.

3. Системность. Явление отдых самым непосредственным и естественным образом связано с человеком через систему ценностей. В материалистической диалектике принцип системности отражает единство категорий внутренней необходимости и внешней случайности в их взаимодействии, где случайность выступает формой выражения необходимости.

Можно говорить об отдыхе как естественной функции системы человеческого организма (аналогично тому, как это делал К. Маркс по отношению к труду). Более того, явление отдых и его ценности в системе общественных отношений взаимодействуют с диалектически противоположными системами труда и надсистемой более высокого порядка - системой жизнедеятельности человека через необходимость и случайность. Очень часто при взаимодействии с трудом отдых носит временный, случайный характер, он также может быть неопределенным в пространстве и времени, в разнообразных, подчас весьма экзотических мотивационных формах, воплощенных в отдельных видах деятельности людей на отдыхе, порой весьма фривольных.

Случаи складывающихся общественных отношений отдыха могут быть благоприятными для его развития или неблагоприятными, не способствующими и даже уничтожающими: одни люди придерживаются концепции здорового образа жизни, активного, культурно-познавательного, рационально организованного спокойного отдыха, другие отдыхают азартно, чрезмерно, экстремально, не считаясь с возможными из-

Рис. 3. Историзм отдыха

держками для своего самочувствия, здоровья и даже жизни.

С указанных позиций системная организация ценностей отдыха рассматривается как форма, внутренне необходимая для жизнедеятельности человека, но содержательные аспекты их реализации во многих случаях слабо организованы личностью, группой, обществом в целом во времени, пространстве и мотивациях.

4. Детерминизм. Согласно принципу диалектико-материалистического детерминизма, субъективные причины отдыха опосредованы рядом внешних и внутренних условий, специфических для отдыха ценностных установок человеческой психики. Ценности отдыха, в свою очередь, не что иное, как результат предшествующих причинно-следственных взаимодействий в бытии и сознании человека.

Представления о том, будто внешние причины отдыха (например, благоприятные природные факторы и условия, инвестиции в объекты индустрии отдыха) непосредственно и однозначно определяют эффект своего воздействия, заключающийся во всемерном развитии отношений отдыха в данном месте и в данное время, на практике, как правило, опровергаются, если не подкреплены достаточным количеством этих субъектов, внутренней необходимостью в отдыхе субъектов этих отношений и их ценностной ориентацией.

Детерминистский подход позволяет определить вектор развития отдыха. Отдых однонаправлен по отношению к труду, но в принятой нами модели жизнедеятельности человека [6] он развертывается по спирали, его причинно-следственная обусловленность занимает некоторое конечное количество витков. Ценностная спираль отдыха в бесчисленной совокупности возрастающих потребностей отдыха человека уходит в бесконечность, постоянно сопрягаясь с трудом.

5. Историзм. Некоторая реальная возможность отдыха всегда имеет свою реализуемую действительность и реализованную историю, в которых обнаруживаются остатки прошлого и ростки будущего (рис. 3).

При этом собственно процесс развития ценностей отдыха характеризуется диалектическим законом отрицания отрицания, то есть перехода от их старого исторического состояния с одной содержательной структурой к новой ее исторической форме с иной содержательной структурой при наличии единства и борьбы противоположностей (ценностей-антиценностей), их противоречивости как ядра и внутреннего механизма процесса развития.

В соответствии с принципом историзма процессы развития ценностей отдыха должны рассматриваться в том их виде, в котором они протекали в действительности. Любые явления, предметы, удовлетворяющие потребности людей в отдыхе, могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических связях, главным образом с трудом, этот отдых обусловливающим.

В отношении ценностей отдыха принцип историзма дает возможность наиболее объективно подойти к формированию системы ценностей, раскрытию закономерностей процесса ее развития во всех трех временных отрезках: прошлом, настоящем, будущем.

Таким образом, по форме вечная ценность отдыха состоит в восстановительной функции, крайне важной для сохранения и расширенного воспроизводства жизнедеятельности людей. В содержании же отдыха усматриваются как ценности, так и антиценности. Следствием доказательства теоремы ценности отдыха выступают критерии этой ценности - продолжительность жизни, эффективность жизнедеятельности (отношение экономически активного периода жизни к времени жизни), репродуктивная способность (число рождений) человека.

Библиографический список

1. Веблен Т. Б. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 367 с.

2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 216 с.

3. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. 352 с.

4. Основы марксистско-ленинской социологии / пер. с нем.; общ. ред. и предисл. Т.В. Осинова. М.: Прогресс, 1980. 343 с.

5. Пожитной Н.М., Хромешкин В.М. Некоторые постулаты теории отдыха в жизнедеятельности человека // Вестник ИрГТУ. 2012. № 8 (67). С. 217-222.

6. Пожитной Н.М., Хромешкин В.М. К разработке теории отдыха // Проблемы земной цивилизации. Поиск решения проблем выживания и безопасности развития цивилизации в условиях современной глобализации: сб. научн. тр. / под

общ. ред. Н.М. Пожитного. Иркутск: Урангеологоразведка, 2011. Вып. 25. С. 39-43.

7. Пожитной Н.М., Хромешкин В.М. Основы теории отдыха: монография. СПб: Изд-во СПб ун-та управления и экономики, 2011. 180 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt

9. Философская энциклопедия [Электронный ресурс]. М.: ДиректМедиа Паблишинг. 2006. 1 электрон. опт. диск (DVDROM).

10. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

11. Всемирная декларация прав человека (Universal Declaration of human rights) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cofe.ru/finance/russian/3/153.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.