Научная статья на тему 'Теорема многоаспектности отдыха человека'

Теорема многоаспектности отдыха человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ОТДЫХ – ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ / СПЕЦИФИКА ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ И ПРЕДМЕТОВ / ПРИНЦИП ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ / ИНВАРИАНТНОСТЬ ОТДЫХА / REST AS A SUBJECT OF STUDY / LAWS OF DIALECTICAL LOGIC / SPECIFIC CHARACTER OF DIALECTICAL AND MATERIALISTIC REFLECTION OF PHENOMENA AND OBJECTS / PRINCIPLE OF ASCENDING FROM THE ABSTRACT TO CONCRETE / INVARIANCE OF REST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пожитной Николай Михайлович, Хромешкин Валерий Михайлович

В ходе доказательства теоремы многоаспектности отдыха рассмотрено, как отдых, будучи «вещью в себе», превращается в «вещь для нас». Доказательство этой теоремы представляется мировоззренчески целесообразным в связи с многофакторностью естественно-социальных условий организации отдыха и неоднозначностью его восприятия в общественном бытии и сознании людей. Показано, что отдых в процессе познания предметно исследуется многими науками. Однако при всей своей многоаспектности он, наравне с трудом, выступает объективно необходимым инвариантом жизнедеятельности человека в обществе и природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN

In the course of proving the multi-aspect rest theorem the author considers how rest as a “thing in itself” changes into a “thing for us”. The proof of this theorem is expedient from the world outlook as multiple factors characterize natural and social conditions of rest organization, and the perception of rest is ambiguous in public being and human consciousness. It is shown that rest in the process of cognition is researched as an object by many sciences. However, in spite of being multi-faceted, the rest together with labor is the objective necessary invariant of vital activity of a person in society and nature.

Текст научной работы на тему «Теорема многоаспектности отдыха человека»

- В-четвертых, принципа экономичности, предопределяющего требование экономии всех видов ресурсов в решении не только конкретно-практических задач управления строительством, но и прогнозных, аналитических, учетных, контрольных и прочих задач управления.

Сочетание указанных принципов представляет собой сложную задачу. Анализ деятельности профильных компаний Иркутской области показал, что, например, предельно устойчивая технология не бывает ни оперативной, ни экономичной, хотя строго регламентируется. При ее предельной экономичности не обеспечиваются устойчивость и оперативность в реализации процессов управления. Строго регламентированная технология далеко не всегда отличается устойчивостью.

Имея в виду потенциал вероятностных методов в связи с вышесказанным, целесообразно попытаться вычислить ранг каждого принципа для инвестиционно-строительной сферы и ее системы управления.

Разработка технологии решения ситуационных задач управления - процесс цикличный: неаддитивность действия принципов требует проведения анализа эффективности проектов технологий на основе каждого из них. Учесть все принципы возможно лишь путем анализа единичных, двойных и других влияний каждого из принципов. Практически это можно сделать, учитывая вначале приоритетный принцип и проводя переоценку результата его использования при переходе к следующему (рис. 2). В этом случае можно достичь рационального сочетания параметров технологии управления.

Каждый из приведенных выше принципов разработки управленческой технологии можно детализировать.

Принцип оперативности проявляется в типизации процедур управления; использовании рациональ-

ных приемов выполнения управленческих операций; укрупнении операций и их блоков; механизации и автоматизации их выполнения; рациональной организации документооборота.

Принцип устойчивости заключается во взаимозаменяемости блоков управленческих процедур в зависимости от изменения признаков ситуаций; единой структуре информационной базы; использовании единого носителя информации; применении многофункциональных технических средств управления; повышении квалификации управленческого персонала.

Принцип регламентации охватывает соблюдение иерархических и функциональных связей системы управления; стабильность и качество хозяйственных связей; правовую регламентацию; регламентацию процедур и операций.

Принцип экономичности состоит в экономии трудовых и материальных ресурсов; использовании управленческого персонала в соответствии с его квалификацией; равномерной загрузке управленческого персонала; разработке универсальных программ и методик.

Разумеется, учет названных принципов предполагает использование обширного арсенала инструментальных средств проектирования технологий управления. В то же время использование современных информационных технологий решения ситуационных задач управления инновационным развитием инвестиционно-строительной сферы целесообразно ориентировать на разработку инструментальных средств диалогового общения. Пользователю моделей важно имитировать различные варианты реализации своей стратегии и тактики, а также прогнозировать развитие.

^атья публикуется в рамках выполнения соглашения №14.В37.21.2117 по мероприятию 1.4 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Библиографический список

1. Пешков В.В. Потенциал развития как основа формирова- З.Пешкова М.В. Инновации и инвестиционная привлека-ния стратегии управления инвестиционно-строительной тельность жилищного строительства // Вестник Иркутского сферой // Вестник ИрГТУ. 2008. №2. С.57-61. государственного технического университета. 2011. №1.

2. Яськова Н.Ю. Развитие концептуальных положений С.190-195. управления процессами инвестиционной деятельности //

Вестник ИрГТУ. 2012. №11. С.278-280.

УДК 796.51:379.85

ТЕОРЕМА МНОГОАСПЕКТНОСТИ ОТДЫХА ЧЕЛОВЕКА

1 9

© Н.М. Пожитной1, В.М. Хромешкин2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В ходе доказательства теоремы многоаспектности отдыха рассмотрено, как отдых, будучи «вещью в себе», превращается в «вещь для нас». Доказательство этой теоремы представляется мировоззренчески целесообразным в связи с многофакторностью естественно-социальных условий организации отдыха и неоднозначностью его

1Пожитной Николай Михайлович, кандидат философских наук, доцент, тел.: 89149300658. Pozhitnoi Nikolai, Candidate of Philosophy, Associate Professor, tel.: 89149300658.

2Хромешкин Валерий Михайлович, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89149204808, e-mail: [email protected]

Khromeshkin Valery, Candidate of Geography, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89149204808, e-mail: [email protected].

восприятия в общественном бытии и сознании людей.

Показано, что отдых в процессе познания предметно исследуется многими науками. Однако при всей своей мно-гоаспектности он, наравне с трудом, выступает объективно необходимым инвариантом жизнедеятельности человека в обществе и природе. Библиогр. 24 назв.

Ключевые слова: отдых - предмет исследования; законы диалектической логики; специфика диалектико-материалистического отражения явлений и предметов; принцип восхождения от абстрактного к конкретному; инвариантность отдыха.

HUMAN MULTI-ASPECT REST THEOREM N.M. Pozhitnoi, V.M. Khromeshkin

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

In the course of proving the multi-aspect rest theorem the author considers how rest as a "thing in itself" changes into a "thing for us". The proof of this theorem is expedient from the world outlook as multiple factors characterize natural and social conditions of rest organization, and the perception of rest is ambiguous in public being and human consciousness. It is shown that rest in the process of cognition is researched as an object by many sciences. However, in spite of being multi-faceted, the rest together with labor is the objective necessary invariant of vital activity of a person in society and nature. 24 sources.

Key words: rest as a subject of study; laws of dialectical logic; specific character of dialectical and materialistic reflection of phenomena and objects; principle of ascending from the abstract to concrete; invariance of rest.

Введение

Проблема отдыха актуальна всегда и для всех: для отдельного человека (с момента рождения до смерти) и общества, постоянно нуждающихся в воспроизводстве производительных сил. Отдых точно так же, как и труд, необходим для поддержания жизнедеятельности человечества. В процессе познания он обнаруживает себя двояко: в качестве естественного и общественного отношения (впервые такая дуальность в отношениях жизнедеятельности, связанных с трудом, была отмечена в 1845-1846 гг. К. Марксом в работе «Немецкая идеология»).

Особенно ярко многоаспектность отдыха проявляется в его социальной полезности. Отдых как форма общения личности с широким кругом других лиц из разных слоев общества во многом способствует ее самоутверждению в общественной иерархии.

В содержании отдыха классовые интересы, предпочтения социальных групп, личностные мотивации неразрывно переплетены в общественном бытии (материальные аспекты реализации возможности отдыха) и сознании (духовные мотивации отдыха) в формаци-онных аспектах их развития. Вопрос тождественности объективно существующего явления отдых (А) нашим о нем представлениям, суждениям, умозаключениям и понятиям (А') продолжает оставаться открытым. Наиболее общим случаем рассмотрения тождества А=А' являются его онтологический и гносеологический (включая логический) аспекты. Онтологический аспект означает реальность явления «отдых» - тождество этого предмета самому себе, а логико-гносеологический - относительное тождество мысли объекту «отдых», если ее суждения, понятия объективно истинны.

Исследование проблем отдыха и его отдельных аспектов имеет высокий уровень общественной значимости. Полученные при этом результаты вполне могут оказать прямое или косвенное воздействие на

многие сферы научной и практической деятельности человека.

Цель, предмет исследования

Суждения об отдыхе в виде пословиц и поговорок можно встретить у разных народов мира. В специальной, справочной и художественной литературе имеются многочисленные определения сущности отдыха. С целью объективизации знаний об этом явлении человеческой жизнедеятельности необходим методологический синтез. Отдых как предмет исследования складывается следующим образом: сначала это бессознательно-рефлекторная, потом целенаправленно-осознанная деятельность людей, осуществляемая в пространстве и во времени, для поддержания и совершенствования жизнедеятельности личности, группы, общества, восстановления и развития способностей к труду, удовлетворения специфических утилитарных и творческих потребностей в целях выживания на Земле и в Космосе [9,11].

В связи с многофакторностью естественно-социальных условий организации отдыха и неоднозначностью его восприятия в общественном бытии и сознании людей мировоззренчески целесообразно доказать теорему многоаспектности и выяснить, как отдых, будучи «вещью в себе», превращается в «вещь для нас», т.е. пройти путем от Э.Канта к Ф.Энгельсу. Другого не дано.

Методология

В настоящей работе познание форм и содержания отдыха во всей его многоаспектности осуществляется на основе диалектико-материалистического мировоззрения (понимания мира). С этих позиций, в процессе познания усматриваются три составляющие: природа (объект познания), субъект познания - человек с его мозгом (органом познания) и формы отражения природы в познании человека [15].

Диалектический метод исследования объективной реальности, мысленного воспроизведения связей ве-

щей в их развитии определяется общими законами движения мира, одновременно выступающими и как законы их познания. К ним относятся законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, самоорганизации-самодеорганизации явлений. Эти же самые диалектические законы, определяющие формы и методы познания явлений мира на ступени абстрактного мышления, выступают как законы диалектической логики [6,7].

Кроме законов, познание руководствуется рядом принципов - исходных положений науки, требующих рассматривать любой предмет как:

- единство формы и содержания (целостность);

- единство единичных, особых и общих связей (комплексность);

- единство причин, следствий и условий (детерминизм);

- единство истории, действительности и возможности их развития в прошлом, настоящем и будущем отрезках времени (историзм).

Специфичность диалектико-материалистического отражения реальных явлений в мышлении определяется принципом восхождения от абстрактного к конкретному (В.И. Ленин «Философские тетради», К.Маркс «Капитал», Ф.Энгельс «Диалектика природы»). Вместе с тем логика формирования и развития мысли в любых ее формах (суждения, умозаключения, понятия) подчиняется и законам формальной логики. К их числу относятся законы непротиворечивости мысли, исключенного третьего, достаточного основания.

Итог процесса познания апробируется общественно-исторической практикой (в науке - экспериментом) как основой познания и критерием его истинности. В процессе познания реальности образуются абстракции в виде понятий, которые в случае их формально-логической непротиворечивости складываются в теории (в нашем случае это теория отдыха [9]), содержание которых постулируется в виде аксиоматических ядер. Постулаты теории отдыха, будучи специфическим отражением диалектики социальной формы движения материи [10], проявляются во многих науках: географии, геологии, космологии, астрономии, военных, инженерно-технических (архитектура) и экономических науках, социологии, политологии, психологии, идеологии и других, изучающих общественно-историческую жизнедеятельность человека [17].

Доказательство теоремы

Доказательство многоаспектности отдыха человека заключается в том, что при смене многочисленных условий, факторов и аспектов жизнедеятельности человека сохраняется тождество этого явления самому себе (его инвариантность):

1. В онто-гносеологическом аспекте отдых, в его пространственно-временных и мотивационных императивах [9] как природно-социальная реальность жизнедеятельности человека в социальной форме движения материи, из «вещи в себе» переходит в «вещь для нас». При этом он развивается по общим законам материалистической диалектики.

2. Логически воспроизводится история отдыха как объекта и предмета исследования - мысленно прослеживается характер действия этих законов в реальном процессе его функционирования в развитии земной цивилизации.

3. На ступени абстрактного мышления выявляются разнообразные аспекты отдыха, а именно:

- Отдых - традиция, обычай. Впервые он появился в древнееврейской культуре [21] как твердо фиксированный день недели (Шаббат), предназначенный для физического и духовного отдыха, распространяющегося на всех членов общества, независимо от их статуса, и даже на животных. Представление о Дне Отдохновения перешло из иудейской традиции в христианскую, но этот день был перенесен на Воскресенье, которое постепенно стало чисто христианским Днем Отдохновения. Необходимость одного дня отдыха в неделю, основанная на физиологических потребностях человеческого организма (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона), превратилась в общественную традицию.

- Отдых - время. Это время, свободное от работы и каких-либо интенсивных занятий. Многие представления об отдыхе состоят в том, что отдых есть времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма. Если по времени отдых продолжается дольше, чем это необходимо для восстановления сил, он переходит в стадию развлечения и получения удовольствия: свободное время нужно чем-то занять, а восстановленные силы куда-то приложить.

- Отдых - деятельность, действие по глаголу отдохнуть-отдыхать (Толковый словарь русского языка Ушакова). Ни отдыху, ни сроку не давать кому (разг.) - не оставлять в покое, заставлять без передышки заниматься чем-нибудь. «Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку и не давал ему ни отдыху, ни сроку» (Крылов). «Невестушка, полно молоть - отдохни-ка, потолки!»...говорит свекровь. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля).

- Отдых - состояние покоя, либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению сил [13]. Занятия для отдыха в стадии развлечения - игра, еда, беседа, спорт, прослушивание музыки, просмотр телевизора, знакомство с произведениями искусства, чтение книг, пикник, поход в сауну и другие развлечения. Вынужденное бездействие - такое, как ожидание или отбывание наказания, - отдыхом не является [20].

- Отдых - перерыв в работе, в обычных занятиях и т.п. для восстановления сил [2]. Хороший, продолжительный, еженедельный отдых. Летний отдых школьников. Сиеста (in Spain) - послеобеденный отдых, кратковременный сон [http://www.hispanista.ru /cultura/siesta.shtml]. О перерыве в работе - передышка (разг.). После часа работы отдых пятнадцать минут. Двухчасовой отдых на обед. День отдыха (нерабочий день).

- Отдых - место отдыха. Отдых в деревне, на даче. «Я не понимаю отдыха иначе, как в уединении» (Чернышевский). «Дома ждал ужин и отдых» (Максим

Горький). Дом отдыха (стационарное учреждение для восстановления сил, укрепления здоровья). Находиться на отдыхе (в отпуске).

- Отдых - радость бытия. «Одна из несомненных и чистых радостей есть отдых после труда.» - Э. Кант, «...Только работая, можно узнать одну из лучших, чистых радостей. Отдых после труда и радость эта тем больше, чем тяжелее труд.» - Ж.Ж. Руссо [14].

- Отдых - общественное отношение. «Граждане имеют право на отдых» (Конституции СССР, России и др.). На заслуженном отдыхе кто-либо (на пенсии). Британская энциклопедия отмечает, что в странах Западной Европы уже в ХУ!-ХУ!! веках отдых носил классовый характер [19, у.14,19 (разд. Европейская история и культура)].

Как видно, отмеченные аспекты отдыха проявляются на единичном (личностном), особенном (социально-групповом) и общем уровнях социальной организации. В целом свойственный данному обществу способ определения и разделения отдыха (и труда) во всем многообразии взаимоотношений классов и других социальных групп, институтов и иных форм социальной организации отчетливо фиксируется в его социальной структуре [9, С.70].

4. Социальную структуру (состав) отдыха составляют общественные отношения (связи), определяющие функционирование отдельных сфер или институтов жизнедеятельности общества. При этом экономико-демографическая, социально-политическая, культурная и др. структуры и направления действия общества непосредственно определяют отдельные аспекты социальной структуры отдыха - функциональный, организационный и ориентационный [15, С.142]. В последнем случае единицами анализа являются элементы социального действия отдыха, такие как цели и средства, мотивы и стимулы, нормы и образцы, программы и т.п.

Представляется достаточно очевидным, что при первоначальной классификации отдыха человека выделяются его материальная и духовная разновидности, постоянно диалектически взаимодействующие между собой. Представляется целесообразным рассматривать отдых абстрактный и отдых конкретный, как это сделал в свое время Маркс по отношению к труду. В этой связи, на ступени социально-структурного абстрагирования отдыха на первый план выступают его конкретный и абстрактный аспекты [9, С.72].

В конкретном отдыхе и его отдельных аспектах исследователи [1,5,12,16 и др.], прежде всего, усматривают:

- социально-классовую специфику (дифференциацию в зависимости от принадлежности личности к той или иной социальной группе);

- пространственно-рекреационные территориальные особенности (континенты, группы стран - регионы, отдельные государства, рекреационные районы, особо охраняемые территории, иные типы туристско-рекреационных зон отдыха);

- необходимость профессиональной ориентации -что должно именно физиологически отдохнуть: ноги,

руки, спина, голова, глаза, уши...тело или душа - материальный и духовный отдых;

- необходимость конкретизации личного отдыха по полу и возрасту, состоянию здоровья, материальному положению, времени (краткосрочный, долгосрочный) и другие особенности.

В абстрактном отдыхе необходимо указать его общие свойства, связи с уровнем развития средств производства, научно-техническим прогрессом. Поэтому имеет смысл его рассмотрения в аспектах «производительных сил отдыха» и «производственных отношений отдыха». Отношения в сфере отдыха, как и любые производственные отношения, - это, прежде всего, отношения собственности, которую в первую очередь целесообразно подразделить на частную и государственную. Кроме того, производственные отношения отдыха - это еще и отношения людей в процессе отдыха, которые являются лично-групповыми.

Отношения отдыха относятся к сфере потребления, в которой происходит реализация потребностей отдыха. В обществе, являющемся неоднородным по классовым или иным общественно-групповым признакам, всегда находятся критерии справедливости и несправедливости в потреблении отдыха. Отсюда возникает очень важный ценностный аспект, нашедший свое отражение в теореме ценности отдыха [10].

В социально-политической сфере развитие деятельности отдыха комплексно происходит на уровне единичного, особенного и общего. Представляется необходимым различить следующие аспекты и особенности отдыха личности, семьи, рода, племени, народности (совокупность племен), нации (как совокупности народностей). Далее, совокупность наций составляет этнос и, наконец, этносы объединяются в социум. Для всех этих уровней общественной организации возможно определить характерные черты отдыха. Классовые различия в составе нации позволяют говорить о доминирующих классах (эксплуататорских, в классическом их представлении) и эксплуатируемых (отчужденных от собственности на средства производства), а также констатировать наличие соответствующих различий в сфере организации отдыха.

Нельзя не отметить, что отношения отдыха складываются под влиянием массовых общественно-политических организаций (массовых организованных и неорганизованных движений, профсоюзов и др.), а также политических партий и, наконец, органов государственной власти [22-24]. Анализ программных документов политических партий и объединений России [9, С.75] свидетельствует об определенной недооценке роли отдыха (во всех его аспектах - досуговом, рекреационном и мотивационном) в общественной жизни, методах и средствах реализации права на отдых для каждого (ч.5 ст.37 Конституции РФ). Вместе с тем, роль идейно-психологических установок, предшествующих отдыху, представляется весьма важной. В этой связи нельзя не отметить существующие различия в этических, эстетических, правовых и т.д. представлениях об отдыхе в классах и иных общественных группах, а также на разных стадиях общественного

развития.

Многими авторами отмечалась и продолжает отмечаться связь отдыха и мировоззрения, в частности, влияние на представления об организации материального и духовного отдыха в условиях перехода к устойчивому развитию Земной цивилизации [4,8 и др.], что позволяет говорить о мировоззренческом аспекте в рассмотрении отдыха.

5. Истинность отражения в познании явления отдых подтверждается не чем иным, как общественно-исторической практикой.

На этапе биосферной досоциальной эволюции жизнедеятельности существ (как процесса поддержания и развития жизни через обмен веществ) деятельные акты биологической субстанции - напряжения и расслабления выступают важнейшими проявлениями динамики энтропийно-негэнтропийных систем, к которым они относятся, со всеми особенностями функционирования в ней процессов Хаоса и Порядка.

После своего появления человек как существо биосоциальное (тело которого результат эволюциони-зирования природы, а образ жизни общественно-исторический) накапливает и растрачивает как свою собственную внутреннюю энергию, а через труд и энергию природы [18]. Он осваивает все без исключения естественные ресурсы и формы движения материи в своей созидательной и разрушительной деятельности. В последнем случае энтропия будет превалировать. Отдых, в принципе, следует рассматривать как восстановление и приумножение энергии человеческой жизнедеятельности на индивидуальном, групповом уровнях и на уровне общества в целом.

Отдых занимает одно из главных мест в истории земной цивилизации. По мысли Ж.Ж. Руссо: «Естественный человек желает лишь покоя и мира. Цивилизованный человек, напротив, всегда активен, всегда чем-то обеспокоен. Он работает до самой смерти, он даже идет на смерть, чтобы иметь возможность жить» [21].

О глубоком религиозно-философском и этическом смысле отдыха на примере субботних запретов размышлял с позиций психоаналитики Эрих Фромм в книге «Забытый язык» (цит. по Г.В. Синило, [21] Религия/Иудаизм): «Анализ субботнего ритуала неоспоримо показывает, что сущность его - отнюдь не в утомительной обрядовой сверхпедантичности. Подлинная сущность Субботы - в концепции труда и отдыха, совершенно отличных от сегодняшних представлений. Прежде всего, работа в библейском и (более позднем)

талмудическом понимании не просто набор физических действий. Это гораздо более значительное понятие, которое можно определить следующим образом: «работа» - это всякое созидательное или разрушительное вмешательство в жизнь природы. «Отдых» -это отказ от такого вмешательства».

Общественно-историческая практика показывает, что в частнособственнических формациях общественные отношения отдыха носят классовый характер. В конце XIX века Т.Б. Веблен в своем фундаментальном труде «Теория праздного класса» (1900) отметил, что общественные отношения отдыха во многом способствовали становлению не только «праздного класса» -буржуазии, но и его окружения в их современном об-личии. Не случайно в современной западной культуре отдых представляется для богачей приемлемой альтернативой труду, а для бедняков он как бы является морально вредным. Таким образом, безделье праздного класса провозглашается благом, безделье бедняков повсеместно осуждается [3]. Сам отдых, в противоположность труду как необходимому средству выживания, воспринимается как удовольствие. Однако это совершенно недостаточно отражает его сущностное содержание. В форме отдыха четко проявляются его содержательные потребности, суть которых заключается в необходимости восстановления и приумножения способности к труду.

Общественно-историческая практика показывает, что по мере формационного развития Земной цивилизации содержание отдыха становится все более многофакторным при сохранении инвариантности его формы [9, С.151]. Вместе с тем, императивно-содержательное расширение отдыха влечет за собой увеличение периода жизнедеятельности, и наоборот.

Выводы и заключение

На основе принципа восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному и единичному доказано, что реальный отдых тождественен самому себе и относительно тождественен как предмет исследования, в силу его неисчерпаемости.

Отдых - специфическое общественное отношение на данной формационной стадии развития земной цивилизации. Это многогранное явление в жизнедеятельности человека, предметно исследуемое многими науками. При всей своей многоаспектности отдых, наравне с трудом, выступает объективно необходимым инвариантом жизнедеятельности человека в обществе и природе.

Библиографический список

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб: Герда, 2002. 320 с.

2. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание. СПб.: Норинт, 1998.

3. Гэлбрейт Джон Кеннет. Экономика невинного обмана: правда нашего времени. М.: Изд-во «Европа», 2009. 88 с.

4. Медоуз Д.Х., Медоуз Д., Рэндерс Й., Беренс Ш. В. Пределы роста / пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1991. 207 с.

5. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М.: Изд-во МГУ,1981. 208с.

6. Основы марксистско-ленинской философии: Учебник. М.: Политиздат, 1982. 448 с.

7. Основы марксистско-ленинской социологии / пер. с нем.; общ. ред. и предисл. Т.В. Осинова. М.: Прогресс, 1980. 343 с.

8. Печчей Аурелио. Человеческие качества / пер. на русск. с сокр. М.:Прогресс, 1985. 311с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Пожитной Н.М., Хромешкин В.М. Основы теории отдыха. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. 180 с.

10. Пожитной Н.М., Хромешкин В.М. Некоторые постулаты теории отдыха в жизнедеятельности человека // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №8(67). С. 210-216._

11. Пожитной Н.М., Хромешкин В.М. К разработке теории отдыха. Проблемы Земной цивилизации // В сб. «Поиск решения проблем выживания и безопасности развития цивилизации в условиях современной глобализации» / под общ. ред. Н.М. Пожитного. Иркутск. 2011. Вып.25. С. 39-43.

12. Рященко С.В. Региональная антропоэкология Сибири. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. 191 с.

13. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985. 1600 с.

14. Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении (Антология мысли). М.: Эксмо, 2010. 992 с.

15. Философская Энциклопедия. М.: ДиректМедиа Пабли-шинг, 2006. 20361с. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).

16. Хромешкин В.М. Императивы байкальского туризма: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 200 с.

17. Хромешкин В.М. Отдых как объект познания в системе наук и географического комплекса в ней // Известия Иркутского государственного университета. Серия науки о Земле. 2012. №1. Т.5. С.277-278.

18. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе / пер. с англ.; предисл. Ю.Г. Рудого. М.: Мир, 1987. 224 с.

19. The New Encyclopœdia Britannica.- Knowledge in Depth, Chicago, FOUNDED 1768 15 TH EDITION.- MACROP^DIA.-Volume 2,3,14,19.- 1994.

20. http://ru.wikipedia.org/wiki

21. http://slovari/yandex.ru/^™/

22. http://www. fnpr.org.ru/print/241/6148.html

23. http://www.ruspravda.ru/strategies_ and_programms/ edinoros/

24. http://www.programs-gov.ru

УДК 502.3:504.064

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОПЕРАТОРОВ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

© А.В. Протасов1, Н.А. Белова2, П.Ю. Вильвер3

1,2Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 3Институт динамики систем и теории управления СО РАН, 664033, Россия, Иркутск, ул. Лермонтова, 134.

Рассмотрена методика и средство создания интеллектуальных тренажеров для операторов технологических процессов (ТП) с целью принятия управленческих решений по предотвращению отказов сложных технических систем (СТС) в условиях неопределенности. В основе математической модели использовалась модифицированная сеть Петри, способная отражать динамические характеристики моделей. По данной методике были созданы учебные тренажерные комплексы с модулем поддержки принятия решений для различных СТС. Ил. 4. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: риск-менеджмент; промышленная безопасность; интеллектуальная система; управление качеством.

USING INTELLIGENT SIMULATORS FOR OPERATOR TRAINING AS A BASIS FOR FLOW PROCESS SAFETY A.V. Protasov, N.A. Belova, P.Yu. Vilver

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

Institute of System Dynamics and Control Theory SB RAS,

134 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664033.

The article discusses the procedure and resources to create intelligent simulators for flow process operators in order to make managerial decisions to prevent the failures of complex technical systems under uncertainty conditions. The mathematical model is based on the modified Petri net, which is able to reflect the dynamic characteristics of the models. This procedure has been used to create educational training complexes with the decision support module for various complex technical systems. 4 figures. 2 sources.

Key words: risk management; industrial safety; intelligent system; quality management.

Надежность и эффективность технологических процессов нефтехимического комплекса - добычи, транспортировки и переработки веществ - во многом определяют качество жизни населения, промышлен-

ную и экологическую безопасность, уровень экономической безопасности.

В связи с принятием Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных произ-

1Протасов Артем Васильевич, кандидат технических наук, доцент кафедры управления качеством и механики, тел.: 89643549548, e-mail: [email protected]

Protasov Artem, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Quality Management and Mechanics, tel.:

89643549548, e-mail: artem [email protected]

2Белова Надежда Александровна, студентка, тел.: 89641285310

Belova Nadezhda, Student, tel.: 89641285310

3Вильвер Павел Юльевич, программист, тел.: (3952) 453152, e-mail: [email protected] Vilver Pavel, Programmer, tel.: (3952) 453152, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.