Научная статья на тему 'Теология как образовательное и научное направление в свете грядущей реформы высшей школы'

Теология как образовательное и научное направление в свете грядущей реформы высшей школы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
390
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тюменева М. В.

Автором представлены некоторые итоги работы Совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, с одной стороны, и Сектора научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ с другой. Внимание экспертов было сосредоточено на оптимальной структуре образовательных программ по теологии, их соотношении со смежными отраслями гуманитарной подготовки в высшей школе. Также был проанализирован образовательный запрос со стороны российского гражданского общества и государственных структур на подготовку теологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теология как образовательное и научное направление в свете грядущей реформы высшей школы»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2006. Вып.3. С. 34-45

Теология как образовательное и научное

НАПРАВЛЕНИЕ В СВЕТЕ ГРЯДУЩЕЙ РЕФОРМЫ

высшей школы М.В. Тюменева

Зав. сектором научно-методического обеспечения религиозного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Автором представлены некоторые итоги работы Совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, с одной стороны, и Сектора научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ - с другой. Внимание экспертов было сосредоточено на оптимальной структуре образовательных программ по теологии, их соотношении со смежными отраслями гуманитарной подготовки в высшей школе. Также был проанализирован образовательный запрос со стороны российского гражданского общества и государственных структур на подготовку теологов.

В преддверии реформы высшего профессионального образования Российской Федерации в целом и разработки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) третьего поколения, в частности, Совет по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию на своем заседании осенью 2005 г. инициировал процесс всесторонней оценки места теологии в образовательном и научном пространстве России.

Исследование призвано ответить на следующие вопросы.

1. Какие уровни подготовки теологов необходимы (бакалавриат, магистратура по специальности, научная магистратура, аспирантура, программы профессиональной переподготовки, программы присвоения дополнительной квалификации)?

2. Как соотносятся теология, история, философия и религиоведение в образовательной сфере? Можно ли считать целесообразной замену образовательной программы по теологии того или иного уровня соответствующей программой по одной из перечисленных отраслей гуманитарного знания?

3. В каких областях образования, науки, гуманитарных практик, социальной деятельности, общественного и государственного управления востребованы знания и умения выпускников-теологов?

Мероприятия государства по реформированию высшей школы нацелены на вхождение в общемировое образовательное пространство, прежде всего - общеевропейское, а также на приведение комплекса направлений и уровней подготовки в соответствие с потребностями российского общества.

Исходя из направления реформы, в качестве объекта исследования были выбраны:

— во-первых, система богословского образования стран Западной Европы, США и Ближнего Востока;

— во-вторых, образовательный запрос со стороны российского гражданского общества на подготовку теологов;

— в-третьих, тенденции развития теологических образовательных программ в России в течение последних пятнадцати лет.

В ходе работы были проанализированы официальные нормативные и концептуальные документы, определяющие приоритетные направления развития российской образовательной системы, а также программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников вузов, результаты социологических исследований, итоговые документы научно-практических конференций, общественных форумов, рецензий экспертов, данные по динамике развития системы теологического образования в России и за рубежом, документы, определяющие и характеризующие взаимодействие государства и религиозных организаций в сфере образования.

На сегодняшний день по результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.

О ТЕОЛОГИИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И НАУчНОМ НАПРАВЛЕНИИ

1. Теология, обладая собственной систематизацией знания, понятийным аппаратом, типологией мышления и собственными особенностями развития, наряду с историей, филологией и философией является одним из базовых направлений, «столпов» фундаментального гуманитарного знания.

2. Теология во многом обуславливает развитие религиоведения как компаративной «надстройки», существенно использующей выработанные теологией как наукой архетипы и категории осмысления религиозного опыта.

3. В России, в полном соответствии с мировым опытом, теология востребована в качестве дисциплины, которая в образовательной и на-

учной плоскости отвечает за сохранение культурной идентификации нации, обеспечивает преемственность национальной духовной традиции, лежащей в основании гуманитарной науки, образования и практики.

4. Теология как российское научное направление является актуальной и для мирового научного сообщества, заинтересованного в дальнейшем развитии в русле российской научной традиции достижений русского богословия Х1Х-ХХ веков.

5. Помимо научного и образовательного направления квалификация специалистов-теологов востребована в гуманитарных практиках, в частности в сфере межконфессионального диалога, социальной адаптации личности, воспитательной работы с молодежью, разработки вопросов трудовой этики и этики предпринимательства, в области профилактики попадания в секты и другие деструктивные антигосударственные объединения и реабилитации их жертв.

О СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ТЕОЛОГИИ

1. Отсутствие теологии среди специальностей научных работников ВАК не имеет аналогов в мировой практике: университеты Европы, США, стран Ближнего Востока присваивают степени доктора теологии, признаваемые государством. Кроме того, незавершенность вертикали теологического образования прямо противоречит нормам реализации образовательных программ в Российской Федерации.

2. Образовательные программы по теологии, в частности, базовая программа подготовки бакалавров, ни существенно, ни содержательно не могут быть заменены программами подготовки историков, философов или религиоведов без ущерба как собственно для теологии, так и для российского гуманитарного знания в целом.

3. Программы подготовки магистров теологии необходимы двух видов: теоретической направленности - для развития собственной теологической проблематики; и практической - для развития приложений теологии в гуманитарных практиках.

О МОДЕЛИ, ИЗБРАННОЙ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ТЕОЛОГИчЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Модель развития теологического образования в России, отраженная в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения, действующих с 2001-2002 гг., отвечает как мировой практике, так и образовательному запросу российского общества. Ее основными преимуществами

являются конфессиональность1 и, как следствие, партнерство государства и культурообразующих конфессий, в частности в содержании и кадровом обеспечении программ по теологии.

С переходом на конфессиональную модель в 2001-2002 гг. теология стала востребованным образовательным направлением и в Российской Федерации.

Помимо изложенных выше общих выводов хотелось бы представить отдельные материалы, данные экспертами.

Богословское образование в странах Западной Европы, США и Ближнего Востока

1. Характерным для европейской университетской традиции в отношении теологии можно назвать опыт Оксфордского университета. Консультации с руководителями и профессорами гуманитарных образовательных программ, в частности, теологии, Оксфордского университета провела Ольга Юрьевна Васильева, профессор, доктор исторических наук, заведующая кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы.

В Оксфордском университете теология является безоговорочно самой престижной базовой специальностью. Затем идут история, классическая филология, юриспруденция, далее весь комплекс естественных наук.

Теология, история и классическая филология составляют фундамент национального гуманитарного образования и не могут быть заменены друг другом.

Отличием теологии является изучение и развитие предельных ценностных онтологических систем, выявление внутренних закономерностей их существования, функционирования религиозного феномена.

Важность теологии в том, что эта дисциплина в плоскости образования и науки сохраняет самоидентификацию национальной духовной традиции, обеспечивая полноценность всего континуума гуманитарного знания.

В Оксфорде и Кембридже теология развивается исключительно на платформе культурообразующей религии. Изучение других рели-

1 Принцип конфессиональности означает, что подготовка теологов ведется на основании мировоззрения культурообразующей конфессии. В Российской Федерации образовательные программы по теологии имеют три независимо развивающихся профиля: «христианская теология», «исламская теология», «иудейская теология».

гий в рамках учебного плана подготовки теолога ведется исходя из мировоззренческой позиции Англиканской церкви.

Навыки мышления базового теологического образования позволяют выпускникам работать во всех областях гуманитарной науки, культуры, гуманитарных и социальных практик, управления, консультирования в государственном, общественном и коммерческом секторах экономики Великобритании, в исследовательской и преподавательской деятельности.

И, наконец, преподаватели Оксфордского университета отмечают, что с ростом интенсивности изменений на рынке труда роль фундаментального образования повышается. Именно фундаментальная подготовка повышает адаптированность выпускника к меняющимся условиям внешней жизни.

2. Зарубежный опыт правового регулирования теологического образования в государственном университете был обобщен доктором юридических наук Игорем Владиславовичем Понкиным, директором Института государственно-конфессиональный отношений и права. Обширный нормативный материал, проанализированный в ходе работы, свидетельствует, что система теологического образования повсеместно является областью партнерства государства и культурообразующей конфессии. Нормой является государственное финансирование теологических программ. При этом контроль над содержанием образования и квалификацией преподавателей относится к сфере ответственности культурообразующей религии. Таков опыт подготовки христианских теологов в Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Италии, Испании, Нидерландах, Дании, Швейцарии, Греции, Польше, Чехии, Болгарии, Эстонии. То же справедливо для исламской теологии в Турции, Бахрейне, Ливии, Сирии, Египте, Саудовской Аравии.

Образовательный запрос на подготовку теологов со стороны российского гражданского общества

Итак, в странах, сохранивших преемство национальной духовной традиции, теология, основанная на мировоззрении культурообразующей религии, является неотъемлемой частью всего континуума культуры.

Справедливо ли подобное утверждение для теологии в России? Или же господствующая до сих пор атеистическая парадигма гуманитарной науки и образования отражает глубинный выбор нашего общества?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к результатам социологических исследований. Учитывая, что концепция реформы высшей школы резко повышает роль студента в выборе содержания образования, мнение российской молодежи было изучено отдельно.

В июле 2005 г. социологическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и рядом региональных отделений Российской социологической ассоциации (РоСА) под руководством заместителя декана факультета по научной работе, доктора экономических наук, вице-президента РоСА профессора Игоря Павловича Рязанцева было проведено исследование об отношении российской молодежи к Русской Православной Церкви.

Исследование было проведено в 26 регионах семи федеральных округов Российской Федерации. Было опрошено около 1805 молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. В цели и задачи исследования входило определение основных категорий российской молодежи по отношению к Русской Православной Церкви и определение места и роли православия в духовном мире молодого человека.

Методы исследования. Количественный анализ данных был проведен с помощью специализированного пакета программ SPSS (Statistical Package for Social Sciences), являющегося международным стандартом обработки социологической информации. Метод формирования и реализации выборки, а также результаты контроля собранной информации позволяют утверждать, что выборка является репрезентативной для молодого населения Российской Федерации. Ошибка репрезентативности не превышает 3%.

Вот некоторые относящиеся к нашему вопросу результаты.

Русская Православная Церковь и общество. Хорошее отношение к верующим (независимо от вероисповедания) выявлено у 84% опрошенных. Верующими себя считают 63,2% представителей молодого поколения, атеистами - 15%. При этом 68,9% опрошенных согласились с мнением, что существуют религии и религиозные секты, наносящие вред российскому обществу.

«Хорошо отношусь к православной вере» - с данным утверждением согласились 83,2% респондентов, 45,4% молодых россиян отметили тот факт, что после распада СССР влияние Православной Церкви в целом на жизнь России усилилось.

Русская Православная Церковь и государство. Одним из важных факторов возрождения России молодежь видит в конструктивном сотрудничестве государства и Православной Церкви. Индикатором духовной жизни российской молодежи служит уровень осознания ею православия как национальной и государственной традиции России

(72% опрошенных признают это). Свыше 54% участвовавших в опросе молодых людей отметили значительную роль Православной Церкви в жизни современной России. 33,5% респондентов согласились, что мнение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II должно учитываться при решении государственных вопросов.

Православие и духовная жизнь общества. Православие сегодня вновь становится стержнем духовной жизни общества в широком смысле слова. 75% молодежи сегодня признают православие основой русской культуры. Как следствие, 39,7% опрошенных считают, в частности, что предмет «Основы православной культуры» должен быть включен в школьную программу в качестве факультативного, а 6,8% полагают, что этот предмет должен быть обязательным.

Православие и духовный мир личности молодого человека. Православие стало открытой и значительной частью социального и культурного ландшафта современной России. У 81% представителей молодого поколения среди друзей и родственников есть православные; 71% считают, что в России большинство верующих - православные, идентифицируют себя с ними 56,6% опрошенных.

Пути современного молодого человека к православию: в 24,4% случаев это вера традиционно исповедовалась в его семье, на 19,3% опрошенных повлияло то, что это вера многих поколений российского народа; а для 19,6% опрошенных молодых людей это был самостоятельный, осознанный выбор.

Православие действительно становится социально значимым фактором, способствующим формированию у молодежи системы ценностей. 64% респондентов указали, что православие «спасает, не дает человеку опуститься». Значимость для современной молодежи такой ценности, как вера в Бога, подтверждают 66% опрошенных.

Типы отношения молодежи к Русской Православной Церкви. По отношению к Русской Православной Церкви все респонденты были поделены на четыре группы.

1. Воцерковленные православные - 8%.

2. Невоцерковленные православные - 55%.

3. Положительно относящиеся к православной вере - 33% (молодые люди, лояльные к православию независимо от конфессиональной и этнической принадлежности).

4. Отрицательно относящиеся к православной вере - 4%.

Выводы, сделанные в рамках исследования. Православие является духовным стержнем общества, национальной и государственной традицией России, объединяющей всех россиян, независимо от их этни-

ческой, конфессиональной, социальной принадлежности. Молодежь выступает за сотрудничество Русской Православной Церкви, российского общества и государства.

Итак, российская молодежь, независимо от религиозной, этнической и социальной принадлежности, видит в православии принцип культурной идентификации нации в целом и приветствует партнерство культурообразующей религии и государства в общественном и государственном строительстве.

Таким образом, мы имеем основание выстраивать систему теологического образования в России на общеевропейских принципах:

— конфессиональности;

— партнерства государства и культурообразующей религии.

Тенденции развития системы теологического образования в современной России

Сделанные выводы подтверждаются и практикой: переход на конфессиональную модель в 2001-2002 гг. сделал теологию в России востребованным направлением подготовки.

Теология была внесена в перечень образовательных специальностей РФ в 1992 году. Соответствующий государственный образовательный стандарт первого поколения отражал атеистическую парадигму гуманитарного знания. К профессиональной подготовке теолога можно было отнести только две дисциплины учебного плана, общей трудоемкостью 442 часа. Остальное время обучения было отведено изучению совокупности гуманитарных наук в религиозном аспекте (см. рис. 1).

С 2001-2002 гг. преподавание теологии регламентировано государственными образовательными стандартами второго поколения. И теперь содержание теологического образования отвечает как российской духовной традиции, так и мировой практике.

Действующие стандарты являются поликонфессиональными. Высшие учебные заведения имеют возможность вести подготовку по следующим конфессионально-образовательным профилям: «христианская (православная) теология», «исламская теология», «иудейская теология» в соответствии с общеевропейским принципом богословской подготовки, основанной на мировоззренческой платформе культурообразующей конфессии, будь то католичество, англиканство, лютеранская или кальвинистская направленность протестантизма.

Конференция «Проблемы религиозного образования...» ! йпашА АЁйоЁШЁш I !Аа!6!аёё oAffiJAA

ГОС ВПО 1993 г. ГОС ВПО 2001-2002 гг. Оксфордский университет (действующий учебный план)

442 часов 2244 часов

Религиозная вероучительная литература ДН.11 Библеистика ДКП.Ф.03 Old Testament A.1, B.1 New Testament A.2, B.2 Biblical interpretations B.3

История христианской письменности и патристика ДКП.Ф.04 Christian life and thought A.3.A, A.3.B

История древней христианской Церкви 0ПД.Ф.05 История Русской Православной Церкви ДКП.Ф.07 История поместных Церквей ДКП.Ф.06 История западного Христианства ДКП.Ф.08 Church history C.2

Догматическое богословие ДКП.Ф.01 Christian Doctrine C.1 Ecclesiology C.3 Study of theology C.4

Религиозный культ ДН.07 Литургическое богословие ДКП.Ф.05 Christian worship D.3 Christian spirituality D.4

Каноническое право ДКП.Ф.09 Canon law E.7

Сравнительное богословие ДКП.Ф.02 Confessional study E.7

Рис. 1

Принятая модель 2001-2002 гг. оказалась востребованной российской высшей школой: за пять лет к подготовке теологов приступили 27 новых вузов в сравнении с восемью за период с 1992 по 2001 годы. Всего в 2006/07 учебном году теологов будут готовить в 35 вузах, из которых 21 - государственные университеты.

Количество

вузов

1993 1996 1998 2001 2002 2004 2006

Рис. 2

Действующие стандарты позволяют избежать искусственного смешения теологии и религиоведения, имевшего место в учебных планах 90-х годов.

Силами Совета учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию под председательством ректора МГУ академика В.А. Садовничего, а также другими учебно-методическими объединениями был разработан проект концепции нового перечня направлений подготовки высшего профессионального образования. В рамках проекта вопрос о невозможности замены теологии религиоведением был решен однозначно: образовательные программы по теологии не могут быть заменены образовательными программами по религиоведению без ущерба как для теологии, так и для самого религиоведения.

Действительно, религиоведение - зародившееся в XIX веке молодое компаративное направление, использует порожденные теологией архетипы и категории осмысления религиозного опыта, применяя к ним понятийный аппарат философии и, в особенности, фено-

менологии, психологии и социологии. Тогда как предметом теологии является выявление внутренних закономерностей существования и функционирования религиозного феномена.

ГОС ВПО второго поколения отражают сформулированное выше соотношение этих двух направлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение собственно теологических систем (христианской, исламской, иудейской) в структуре программы подготовки специалис-та-религиоведа ограничено ознакомительным курсом. Центр тяжести религиоведческого образования приходится на изучение совокупности гуманитарных наук в религиозном аспекте (история религии, социология религии, психология религии, феноменология религии).

Ядром образовательной программы по теологии, напротив, является глубокое освоение развитой теологической системы. Последующее ознакомление с другими религиями и сравнительный анализ опирается, таким образом, на разработанный понятийный аппарат и развитую интуицию.

Это наглядно иллюстрирует приведенная ниже таблица.

Сопоставление трудоемкости различных дисциплин на основании дидактических единиц

Название предмета 030000 Религиоведе- ние 031901 Теология, профиль — христианская теология 031901 Теология, профиль — му-сульм. теология 031901 Теология, профиль — иудейская теология

Христианская теология 142 ДС.Ф.02 2040 дкп.ф. 01,03-11 В курсе истории религии В курсе истории религии

Мусульманская теология В курсе истории религии В курсе истории религии 2040 В курсе истории религии

Иудейская теология В курсе истории религии В курсе истории религии В курсе истории религии 2040

История религии 510 0ПД.Ф.01 544 0ПД.Ф.01 + 0ПД.Ф.05 544 544

Религиозный аспект гуманитарных наук 2004 ОПД.Ф.3- 6,9,11,12; ДС.Ф.3-6 272 0ПД.Ф.03 ДКП.Ф.02 272 272

Рис. 3

Инфраструктура занятости выпускников-теологов

Инфраструктура применения квалификации теолога в России находится в стадии становления. Однако уже сейчас можно утверждать, что спектр направлений деятельности подготовленных специалистов соответствует опыту применения богословских знаний в других странах.

Теологи работают в администрациях, муниципальных объединениях, образовательных структурах, учреждениях культуры, правоохранительных органах, средствах массовой информации, органах социального обеспечения и, естественно, в епархиальных управлениях.

Востребована и внешняя деятельность кафедр теологии:

- консультирование местных властей по вопросам взаимодействия с религиозными организациями;

- проведение государственной экспертизы новых религиозных движений и религиозных объединений;

- прогнозирование тенденций развития общественного мнения, оценка рисков и последствий деструктивных процессов, рекомендации по использованию ценностного потенциала базовых знаний духовно-нравственного воспитания;

- экспертиза учебных программ, имеющих религиозные компоненты;

- проведение образовательных и просветительских семинаров и лекториев для представителей муниципальных и коммерческих организаций, работников образования, широкой общественности;

- организация совместных конференций и форумов с представителями Администрации Президента РФ, областных администраций, епархиальными управлениями, региональными управлениями образования и науки, российскими и зарубежными вузами, национальнокультурными объединениями городов и регионов, молодежными организациями.

Theology as educational and scientific trend in terms of the forthcoming higher education reform

M.Tyumeneva

The author presents some results of the work performed by the Theological Council of the tutorial division on classical education and the sector responsible for ensuring religious education at the University. The experts emphasize the importance of appropriate theological programs, their correlation with adjacent branches of Humanities at higher education institutions. The author also presents the analysis of the educational enquiry of the public and governmental structures dealing with theological education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.