Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология.
2007. Вып. 4 (7). С. 7-19
О ЗНАЧИМОСТИ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
в Российской Федерации
Протоиерей Владимир Воробьев
Профессор, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Вниманию читателей представляется доклад ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева, подготовленный для образоватеьного форума Приволжского федерального округа «Гражданин России: отечественные традиции образования и современность», который состоялся в августе этого года в Перми. В статье рассматриваются вопросы значимости теологического образования в Российской Федерации, анализируется состояние теологического образования в странах Западной Европы и в США, а также исследуется образовательный запрос на подготовку теологов со стороны российского общества. Материалы для доклада подготовлены М.В.Таланкиной, зав. сектором научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ.
Говоря о значимости теологического образования и науки, мы должны рассмотреть его потенциал, реализованный в отечественной истории и современности, а также за рубежом.
Теология для каждого народа имеет значительное влияние на его внешнюю, общественную, жизнь. Она выступает не только как теоретически оформленная мысль Церкви, не только как самостоятельное научное направление, но и как ценностно-мировоззренческое основание гуманитарной науки, культуры, общественного и государственного строительства, основа нравственного мышления той или иной нации.
Прежде всего, светская поликонфессиональная модель теологического образования, действующая в России, сама является одним из институтов партнерства секулярного государства и культурообразующих конфессий, плодом правового творчества в построении развитого гражданского общества.
Действующие образовательные стандарты являются поликон-фессиональными: на их базе высшие учебные заведения имеют воз-мож ность вес ти под готов ку по следую щим кон фессио наль но-об-разовательным профилям: христианская (православная) теология, исламская теология, иудейская теология.
К сожалению, светскость Российского государства большинством государственных служащих понимается все еще как обязательность атеистической платформы образования и науки. Поэтому в России остается до сих пор незавершенной вертикаль теологического образования: науч ные сте пе ни по теоло гии по-прежне му мож но получать только за рубежом. Это прямо противоречит нормам реализации образовательных программ в Российской Федерации. Более того, не снимается угроза запрета и самой базовой специальности. Все это подрывает конкурентоспособность отечественного образования в перспективе выполнения Болонских соглашений.
Следует отметить, что предубеждение перед сотрудничеством с Церковью не имеет основания в международном опыте. Например, во Франции — на родине секуляризации государства, — несмотря на ригористически понимаемый принцип светскости (ЫеИб), были созданы инстанции церковно-государственного диалога. Полностью отделяя Церковь, Французское государство признает ее роль в обществе. Место религиозного фактора в жизни страны было уточнено, правовые нормы, регулирующие отношения государства и Церкви, стали плодом политического и юридического прагматизма. В качестве иллюстрации можно сказать, что многие католические клиники финансируются государством, около 40% католических лицеев и 30% католических высших учебных заведений также содержатся на средства налогоплательщиков.
Нормой для европейских государств является государственное финансирование теологических программ. При этом контроль за содержанием образования и квалификацией преподавателей относится к сфере ответственности культурообразующей религии, будь то католичество, англиканство, лютеранская или кальвинистская направленность про тес тан тиз ма.
Таков опыт подготовки христианских теологов в Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Италии, Испании, Нидерландах, Дании, Швейцарии, Греции, Польше, Чехии, Болгарии, Эстонии. Тоже справедливо для исламской теологии в Турции, Бахрейне, Ливии, Сирии, Египте, Саудовской Аравии.
Богословское образование и наука в странах Западной Европы и в США
Характерным примером европейской университетской традиции в отношении теологии можно считать опыт Оксфордского университета. Консультации с руководителями и профессорами гуманитарных образовательных программ Оксфордского университета, в частности
теологии, провела О.Ю. Васильева, профессор, доктор исторических наук, заведующая кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы.
В Оксфордском университете теология является безоговорочно самой престижной базовой специальностью (затем идут история, классическая филология, юриспруденция, далее — весь комплекс естественных наук).
Теология, история и классическая филология составляют фундамент национального гуманитарного образования и не могут быть заменены друг другом.
Отличием теологии является изучение и развитие предельных ценностных онтологических систем, выявление внутренних закономерностей их существования, функционирования религиозного феномена. Особая роль теологии состоит в том, что в плоскости образования и науки она сохраняет самоидентификацию национальной духовной традиции, обеспечивая полноценность всего континуума гуманитарного знания.
Навыки мышления базового теологического образования позволяют выпускникам работать во всех областях гуманитарной науки, культуры, гуманитарных и социальных практик, управления, консультирования в государственном, общественном и коммерческом секторах экономики Великобритании, в исследовательской и преподавательской деятельности.
И, наконец, преподаватели Оксфордского университета отмечают, что с ростом интенсивности изменений на рынке труда роль фундаментального образования повышается. Именно фундаментальная подготовка обеспечивает адаптированность выпускника к меняющимся условиям внешней жизни.
Практически во всех крупных университетах Европы и США теология представлена отдельным структурным подразделением, в рамках которого ведется как образовательная, так и исследовательская деятельность. В качестве примера можно назвать Оксфордский и Кембриджский университеты (Великобритания), Йельский и Гарвардский университеты (США), Берлинский университет (Германия), университеты Страсбурга и Тулузы (Франция) и многие другие.
Регулярно проводятся конференции и форумы (в том числе и междисциплинарные), публикуются научные труды (информация о них постоянно пополняется на сайтах университетов).
По данным последнего исследования качества научной работы университетов Великобритании (Research Assessment Exercise, 2001), в десяти самых перспективных университетах страны теологические исследования поддерживаются на мировом уровне (см. табл.1).
Выводы международной экспертной комиссии свидетельствуют о том, что исследовательский интерес в области традиционных дисциплин христианской теологии и библеистики не ослабевает и не смещается в сторону других аспектов изучения религии, а также что качество научных трудов в области теологии значительно повысилось со времени предыдущей аттестации.
Десять лучших университетов Великобритании Научный рейтинг университета Рейтинг научных исследований по теоло гии
Cambridge 48 51
Oxford 42 5*2
UCL 40 -
Manchester 37 5*
Bristol 36 5
Sheffield 35 5
Birmingham 32 5
Edinburgh 28 5
Leeds 28 4
Nottingham 26 5*
Табл. 1
В настоящее время в Европе и США активно развивается инфраструктура практического применения теологических знаний — от сотрудничества с государственными объединениями в области религии и межконфессиональных отношений до этики деловых отношений.
В частности, на базе Йельского университета создан центр веры и культуры, цель которого — способствовать трансляции ценностей духовной традиции во все сферы общественной, политической и государственной жизни. Центр проводит исследования в области влияния христианской (как традиционной для американского общества) веры на современную общественную жизнь и этику отношений в профессиональной среде. В рамках деятельности центра разрабатыва-
1 5 — чуть менее половины работ, представленных на аттестацию, соответствует самому высокому уровню научных разработок в мировом масштабе. Остальная часть соответствует самому высокому уровню научных разработок в национальном масштабе.
2 5* — более половины работ, представленных на аттестацию, соответствуют самому высокому уровню научных разработок в мировом масштабе. Остальные работы соответствуют самому высокому уровню научных разработок в национальном масштабе.
ются модели нравственно-этического аспекта трудовых отношений и предпринимательства. По результатам этих разработок проводятся конференции и открытые семинары для руководящих работников (The Yale Christian Business Conference, The Greenwich Leadership Forum, The Smith Conferences и т. д.).
В Германии активно действует Общественный совет, в который входят авторитетные представители двух церквей, профессора теологии, специалисты в области национальной и религиозной этики. Совет был создан премьер-министром для решения вопросов национального масштаба.
Образовательный запрос на подготовку теологов
СО СТОРОНЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Итак, в странах, сохранивших преемство национальной духовной традиции, теология, основанная на мировоззрении культурообразующей религии, является неотъемлемой частью всего континуума культуры.
Справедливо ли подобное утверждение для теологии в России? Или же господствующая до сих пор атеистическая парадигма гуманитарной науки и образования отражает современный выбор нашего общества?
Чтобы ответить на этот вопрос мы обратились к результатам социологических исследований. Учитывая, что концепция реформы высшей школы резко повышает роль студента в выборе содержания образования, мнение российской молодежи изучалось отдельно.
В июле 2005 г. социологическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством заместителя декана факультета по научной работе, доктора экономических наук, вице-президента Российской социологической ассоциации, профессора И.П. Рязанцева было проведено исследование об отношении российской молодежи к Русской Православной Церкви.
Исследование было проведено в 26 регионах всех федеральных округов Российской Федерации. Было опрошено около 1805 молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. В задачи исследования входило определение основных категорий российской молодежи по отношению к Русской Православной Церкви и определение роли православия в духовной жизни общества с точки зрения молодежи.
Количественный анализ данных был проведен с помощью специализированного пакета программ SPSS (Statistical Package for Social Sciences), являющегося международным стандартом обработки социологической информации. Метод формирования и реализации выбор-
ки, а также результаты контроля собранной информации позволяют утверждать, что выборка является репрезентативной для молодежи Российской Федерации.
Вот некоторые относящиеся к нашему вопросу результаты.
Православие и общество. Хорошее отношение к верующим (независимо от вероисповедания) выявлено у 84% опрошенных. Верующими себя считают 63,2% представителей молодого поколения, атеистами — 15%. При этом 69% опрошенных согласились с мнением, что существуют религии и религиозные секты, наносящие вред россий-ско му обще ст ву.
«Хорошо отношусь к православной вере» — с этим утверждением согласились 83,2% респондентов, 45,4% молодых россиян отметили тот факт, что после распада СССР влияние Православной Церкви в целом на жизнь России усилилось.
Православие и Российское государство. Одним из важных факторов возрождения России молодежь считает конструктивное сотрудничество государстваи Православной Церкви. 72% опрошенных признают православие национальной и государственной традицией России. Свыше 54% участвовавших в опросе молодых людей отметили значительную роль Православной Церкви в жизни современной России. 33,5% респондентов согласились, что мнение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II должно учитываться при решении государственных вопросов.
Православие и духовная жизнь общества. Православие сегодня вновь становится стержнем духовной жизни общества в широком смысле слова. 75% молодежи сегодня признают православие основой русской культуры. Как следствие, 39,7% опрошенных считают, что предмет «Основы православной культуры» должен быть включен в школьную программу в качестве факультативного, а 6,8% полагают, что этот предмет должен быть обязательным.
Православие и духовный мир личности молодого человека. Православие стало открытой и значительной частью социального и культурного ландшафта современной России. У 81% представителей молодого поколения среди друзей и родственников есть православные; 71 % считают, что в России большинство верующих — православные, идентифицируют себя с ними 56,6% опрошенных.
Пути современного молодого человека к православию. В 24,4% случаев — это вера традиционно исповедовалась в его семье, 19,3% опрошенных считают, что это вера многих поколений российского народа; в 19,6% случаев — это был самостоятельный, осознанный выбор.
Православие действительно становится социально значимым фактором, способствующим формированию у молодежи системы
ценностей. 64% респондентов указали, что православие «спасает, не дает человеку опуститься». Значимость для современной молодежи такой ценности, как вера в Бога, подтверждают 66% опрошенных.
Типы отношения молодежи к Русской Православной Церкви. По отношению к Русской Православной Церкви все респонденты были поделены на четыре группы.
1. Воцерковленные православные — 8%.
2. Невоцерковленные православные — 55%.
3. Положительно относящиеся к православной вере (молодые люди, лояльные к православию, независимо от конфессиональной и этнической принадлежности) — 33%.
4. Отрицательно относящиеся к православной вере — 4%.
Выводы, сделанные в рамках исследования. Православие является
духовным стержнем общества, национальной и государственной традицией России, объединяющей всех россиян, независимо от их этнической, конфессиональной, социальной принадлежности. Молодежь выступает за сотрудничество Русской Православной Церкви, российского общества и государства.
Итак, российская молодежь, независимо от религиозной, этнической и социальной принадлежности, видит в православии принцип культурной идентификации нации в целом и приветствует партнерство культурообразующей религии и государства в общественном и государ ст вен ном строи тель ст ве.
Предоставление знаний о религии под патронажем государства в соответствии с запросом российского общества становится требованием Закона РФ «Об образовании». Статья 14 «Общие требования к содержанию образования» устанавливает, что:
«2. Содержание образования должно обеспечивать, в частности: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; <...>
4. Содержание образования должно. учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».
Таким образом, мы имеем основание выстраивать систему теологического образования в России на общеевропейских принципах: 1) поликонфессиональности и 2) партнерства государства и культурообразующих религий.
Переход к светской поликонфессиональной модели
РАЗВИТИЯ ТЕОЛОГИИ В РФ
Сделанные выводы подтверждаются практикой: переход на поли-конфессиональную модель образования в 2001—2002 гг. сделал теологию в России востребованным направлением подготовки специалистов.
Теология была внесена в перечень образовательных специальностей РФ в 1992 г. Соответствующий государственный образовательный стандарт первого поколения отражал атеистическую парадигму гуманитарного знания. К профессиональной подготовке теолога можно было отнести только две дисциплины учебного плана, общей трудоемкостью 442 часа. Остальное время обучения было отведено изучению совокупности гуманитарных наук в религиозном аспекте (см. табл. 2).
С 2001—2002 гг. преподавание теологии регламентировано государственными образовательными стандартами второго поколения. И теперь содержание теологического образования отвечает как российской духовной традиции, так и мировой практике. При этом действующие стандарты позволяют избежать искусственного смешения теологии и религиоведения, имевшего место в учебных планах 90-х годов прошлого века.
Основные дисциплины подготовки теолога
ГОС ВПО 1993 г. ГОС ВПО 2001-2002 гг. Оксфордский универ-си тет (дей ст вую щий учеб ный план)
442 час. 2244 час.
Религиозная вероучительная литература ДН.11 Библеистика ДКП.Ф.03 Old Testament A.1, B.1 New Testament A.2, B.2 Biblical interpretations B.3
Ис то рия хри сти ан ской письменности и патристика ДКП.Ф.04 Christian life and thought A.3.A, A.3.B
История Древней христианской Церкви 0ПД.Ф.05 История Русской Православной Церкви ДКП.Ф.07 История поместных Церквей ДКП.Ф.06 История западного христианства ДКП.Ф.08 Church History C.2
Догматическое богословие ДКП.Ф.01 Christian Doctrine C.1 Ecclesiology C.3 Study of theology C.4
Рели ги озный культ ДН.07 Литургическое богословие ДКП.Ф.05 Christian worship D.3 Christian spirituality D.4
- Каноническое право ДКП.Ф.09 Canon law E.7
- Сравнительное богословие ДКП.Ф.02 Confessional study E.7
Табл.2
Модель 2001—2002 гг. оказалась востребованной российской высшей школой: за пять лет к подготовке теологов приступили 28 новых вузов, в сравнении с восьмью за период с 1992 по 2001 г. Всего в 2006/2007 учебном году теологов готовят в 36 вузах, из которых 21 — государственные университеты.
Теология привлекает растущее число абитуриентов. Например, в Тульском государственном университете к пятому году существования теологии конкурс достиг 18 человек на место.
Инфраструктура занятости выпускников-теологов
Помимо научного и образовательного направления квалификация специалистов-теологов востребована в гуманитарных практиках, в частности в сфере межконфессионального диалога, социальной адаптации личности, воспитательной работы с молодежью, разработки вопросов трудовой этики и этики предпринимательства, в области профилактики попадания в секты и другие деструктивные антигосударственные объединения и реабилитации их жертв.
Инфраструктура применения квалификации теолога в России находится в стадии становления. Однако уже сейчас можно утверждать, что спектр направлений деятельности специалистов-теологов соответствует опыту применения богословских знаний в других странах.
Теологи работают в администрациях, муниципальных объединениях, образовательных структурах, учреждениях культуры, правоохранительных органах, средствах массовой информации, органах социального обеспечения и, естественно, в епархиальных управлениях.
Востребована и внешняя деятельность кафедр теологии:
— консультирование местных властей по вопросам взаимодействия с религиозными организациями;
— проведение государственной экспертизы новых религиозных движений и религиозных объединений;
— прогнозирование тенденций развития общественного мнения, оценка рисков и последствий деструктивных процессов, рекомендации по использованию ценностного потенциала базовых знаний духовно-нравственного воспитания;
— экспертиза учебных программ, имеющих религиозные компо-нен ты;
— проведение образовательных и просветительских семинаров и лекториев для представителей муниципальных и коммерческих организаций, работников образования, широкой общественности;
— организация совместных конференций и форумов с представителями Администрации Президента РФ, областных администраций, епархиальными управлениями, региональными управлениями образования и науки, российскими и зарубежными вузами, национальнокультурными объединениями городов и регионов, молодежными организациями.
Болонский процесс и теологическое образование и наука
Развитие отечественной системы теологического образования в России приобретает сугубую важность с учетом перспективы признания европейских дипломов и ученых степеней по теологии.
При отсутствии отечественных специалистов вакуум знаний о религии приведет к активному насыщению гуманитарного образовательного и научного пространства зарубежными специалистами-тео-логами. Тем самым будет открыт беспрепятственный доступ представителям псевдохристианских сект, исламского фундаментализма и других антигосударственных и антиобщественных объединений.
Та же опасность в случае отхода от академического эталона университетского образования возникнет при передаче знаний о религии от лиц, не имеющих соответствующей подготовки.
Развитие теологического образования в Центральном
ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ И ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Центральный федеральный округ играет ведущую роль в развитии теологического образования: сегодня в ЦФО теология преподается в 21 вузе, специалистов-теологов готовят в 10 городах. Идет развитие теологического образования и в Приволжском федеральном округе: в Нижегородской области (Нижний Новгород, Арзамас, Са-ров) созданы кафедры православной теологии, Российский исламский институт ведет подготовку мусульманских теологов. Создана межвузовская кафедра теологии и истории религий. В настоящий момент экспертизу в Совете по теологии УМО проходит Саранский классический университет.
Исходя из опыта Совета по теологии УМО классических университетов России, объединяющего 36 кафедр и факультетов в Российской Федерации, можно предложить следующие меры по развитию теологического образования.
1. Организация научно-практических семинаров для ректоров и представителей администрации вузов, для которых открытие специальности «теология» наиболее актуально. Можно привлечь к сотрудничеству Совет по теологии УМО по классическому университетскому образованию.
2. Систематическое содействие публикации научных работ по теологии и смежной философской, исторической и филологической проблематике в академических журналах, как в центральных, так и в местных (в частности в ПФО можно задействовать такие журналы, как Вестник Самарского государственного университета, Поволжской академии государственной службы, Саратовского государственного социально-экономического университета, Самарского научного центра РАН, Нижегородского государственного университета, Оренбургского государственного университета, Пермского государственного университета и др.). Это позволит привлечь гуманитар-
ную профессуру кразвитию теологии как образовательного и научного направления, а также придать творческий импульс гуманитарной науке.
3. Организация краткосрочных программ дополнительного образования для государственных гражданских служащих. Значимый потенциал государственно-конфессиональных отношений невозможно использовать без грамотной позиции госслужащих, без знакомства с западным опытом и отечественными наработками.
В настоящее время федеральные государственные образовательные учреждения государственных служащих в ПФО (Волго-Вятская академия государственной службы и Поволжская академия государственной службы) даже не имеют кафедры государственно-конфессиональных отношений.
4. Использование потенциала теологических знаний как основы нравственного воспитания в высшей школе (в ПФО такая работа активно ведется в Самаре). На Рождественских чтениях 2007 г. ПСТГУ провел по этой тематике круглый стол с целью обобщить имеющийся в этой области исторический и современный опыт.
5. В целях оптимизации теологических программ для студентов различных специальностей провести в губерниях социологические исследования по типу описанного выше для определения ценностной ориентации молодежи, характера ее интереса к знаниям о религии. По возможности, желательно оценить также влияние чтения теологических дисциплин в вузе и основ православной культуры в школе.
В текущем году планируется провести такое исследование в Центральном федеральном округе, можно присоединить к нему и Приволжский федеральный округ.
Представляется целесообразным эти и другие возможные предложения объеди нить в ком плексную про грам му раз ви тия теоло ги че ско-го образования и использования потенциала выпускников. К разработке программы можно привлечь кафедры теологии, представителей Общественного совета, администрацию ЦФО и ПФО, при участии Совета по теологии УМО классических университетов России.
Of importance of theological education in Russian Federation
Archpriest Vladimir Vorobyov
The readers are introduced to the report by the rector of St. Tikhon’s Orthodox University which he made for the «Citizen of Russia: Home Traditions of Education and Modern Times» Educational Forum of the Privolzhsky Region held this August in Perm. The article deals with the problems of the importance of theological education in the Russian Federation; it contains the analysis of the state of theological education in Western European countries and in the USA as well as the study of the educational demand of the Russian society for training theologists. The material for the report is prepared by M.V. Talankina, Head of the Religious Education Scienti-fic and Methodical Assistance Department of St. Tikhon’s Orthodox University.