Научная статья на тему 'Правовое регулирование получения религиозного (теологического) образования в России и зарубежных странах (на примере Германии)'

Правовое регулирование получения религиозного (теологического) образования в России и зарубежных странах (на примере Германии) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
287
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THEOLOGICAL EDUCATION / ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECCLESIASTICAL EDUCATION / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / RIGHT FOR EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мышенко Светлана Анатольевна

В статье рассмотрен зарубежный опыт правового регулирования получения теологического образования, в частности вопросы признания государством дипломов, выдаваемых духовными образовательными организациями. Показано, что в мировой практике признание дипломов духовных образовательных организаций осуществляется посредством законодательно закрепленных механизмов или путем заключения соглашений между государствами, однако в России данный вопрос до сих пор не урегулирован, т. е. не установлены правовые основания для государственного признания дипломов, выдаваемых духовными образовательными организациями и другими образовательными организациями как Русской православной церковью, так и другими религиозными организациями исторически представленных в России религий. Более того, указаны недостатки Федерального закона «Об образовании в Российский Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в отношении получения религиозного (теологического) образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RECIEVING RELIGIOUS (THEOLOGICAL) EDUCATION IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES (AS EXAMPLIFIED BY GERMANY)

The article considers international experience in legal regulation of receiving theological education is considered, in particular, the items of recognition by state of diplomas issued by ecclesiastical educational institutions. It is shown that in the world's practice recognition of diplomas of educational institutions is performed through legally established mechanisms or by means of making agreements between states, yet in Russia this problem has not been settled till now, that is, there are no established legal grounds for governmental recognition of diplomas issued by ecclesiastical institutions and other educational establishments, both by the Russian Orthodox Church and other religious organizations of the religions presented in Russia historically. Moreover, the article points out the disadvantages of the Federal Law «On Education in the Russian Federation» of December 29, 2012, № 273-Ф3 in regard to receiving ecclesiastical (theological) education in Russia.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование получения религиозного (теологического) образования в России и зарубежных странах (на примере Германии)»

УДК 341.231.14

С. А. Мышенко

Байкальский государственный университет экономики и права

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО (ТЕОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ)

В статье рассмотрен зарубежный опыт правового регулирования получения теологического образования, в частности вопросы признания государством дипломов, выдаваемых духовными образовательными организациями. Показано, что в мировой практике признание дипломов духовных образовательных организаций осуществляется посредством законодательно закрепленных механизмов или путем заключения соглашений между государствами, однако в России данный вопрос до сих пор не урегулирован, т. е. не установлены правовые основания для государственного признания дипломов, выдаваемых духовными образовательными организациями и другими образовательными организациями — как Русской православной церковью, так и другими религиозными организациями исторически представленных в России религий. Более того, указаны недостатки Федерального закона «Об образовании в Российский Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в отношении получения религиозного (теологического) образования в России.

Ключевые слова: религиозное образование; теологическое образование; право на образование.

S. A. Myshenko

Baikal State University of Economics and Law

LEGAL REGULATION OF RECIEVING RELIGIOUS (THEOLOGICAL) EDUCATION IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES (AS EXAMPLIFIED BY GERMANY)

The article considers international experience in legal regulation of receiving theological education is considered, in particular, the items of recognition by state of diplomas issued by ecclesiastical educational institutions. It is shown that in the world's practice recognition of diplomas of educational institutions is performed through legally established mechanisms or by means of making agreements between states, yet in Russia this problem has not been settled till now, that is, there are no established legal grounds for governmental recognition of diplomas issued by ecclesiastical institutions and other educational establishments, both by the Russian Orthodox Church and other religious organizations of the religions presented in Russia historically. Moreover, the article points out the disadvantages of the Federal Law «On Education in the Russian Federation» of December 29, 2012, № 273-03 in regard to receiving ecclesiastical (theological) education in Russia.

Keywords: ecclesiastical education; theological education; right for education.

В настоящее время факультеты теологии существуют в университетах Германии, США, Греции, Сербии, Румынии, Болгарии и многих других стран. Теологические факультеты в старейших немецких университетах Гей-дельберга и Тюбингена имелись уже в средние века, но и сегодня они составляют неотъемлемую часть образовательного процесса. Эти факультеты готовят не только профессиональных теологов, но и обеспечивают компетентное преподавание религиозных дисциплин для слушателей других факультетов.

© С. А. Мышенко, 2014

Более того, в Германии ежегодно защищается около 200 диссертаций по теологии [1, с. 92-93].

Зарубежный опыт правового регулирования получения теологического образования свидетельствует, что система его получения является областью партнерства государства и традиционной конфессии: государство финансирует государственные теологические образовательные программы, а контроль за содержанием образования и кадровым обеспечением учебного процесса относится к компетенции культурообразующей религии [4, с. 6-7].

Следует обратить внимание на статус выпускников духовных образовательных учреждений в России: окончивший учреждение профессионального религиозного образования формально имеет лишь среднее образование. По справедливому замечанию А. Г. Семашко, отсутствие у российских выпускников духовных образовательных учреждений соответствующей, признанной государством квалификации препятствует их трудоустройству в светских учреждениях: общеобразовательных школах, профессиональных училищах, вузах в качестве учителей и преподавателей, а также в других государственных и коммерческих структурах в качестве экспертов [Там же]. Однако, например, в Германии насчитывается свыше 40 вузов, находящихся в ведении Католической и Евангелическо-лютеранской церквей, дипломы которых приравнены к дипломам государственных высших учебных заведений, эти вузы получают финансовую поддержку государства [3].

Е. С. Чугунова отмечает также тот факт, что, несмотря на проводимую в России политику непризнания дипломов духовных образовательных учреждений, такие дипломы успешно признаются за границей, это дает возможность выпускникам продолжать образование в аспирантурах соответствующих вузов Германии, Италии, Франции, Греции и т. д. [5, с. 128]. Более того, для российских теологов существует также возможность получения грантов для проведения научных исследований в европейских странах. Так, например, Институт европейской истории им. Лейбница (Leibniz-Institut für Europäische Geschichte) в Германии выделяет стипендии молодым ученым (кандидатам наук и докторантам), в том числе и из России, которые специализируются в европейской современной истории, теологии и смежных дисциплинах, на проведение исследований в Майнце (Германия)1.

Необходимо подчеркнуть и то, что 13 профессоров известных немецких университетов в 2010 г. подписали открытое письмо к дискуссии о государственном признании теологических дипломов, кандидатских и докторских диссертаций в России. В письме говорится, что с момента основания университетов в Европе в позднем Средневековье теологический факультет является одним из трех «главных факультетов (теология, юриспруденция, медицина), прочно интегрированных в европейский университет. Положение теологии в рамках самостоятельных факультетов и институтов государственных университетов не подвергалась сомнению даже в Германской Демократической Республике»2. Факт обращения немецких профессоров к теологии свидетельствует о высоком признании уровня российского религиозного образования за рубежом.

Представляется возможным обратиться к мировому опыту признания дипломов духовных образовательных организаций, которое осуществляется посредством законодательно закрепленных механизмов или путем заключения специальных соглашений между государствами.

1 Leibniz-Institut für Europäische Geschichte. URL: www.ieg-mainz.de/stipendienprogramm.

2 Профессора Германии просят Россию признать теологию на госуровне. URL : http:// pravmail.ru/professora-germanii-prosyat-rossiyu-priznat-teologiyu-na-gosurovne.

Признание государством дипломов теологических факультетов государственных университетов или определенных церковных образовательных учреждений, придание им силы государственных дипломов осуществляется на основе законодательного закрепления соответствующих норм в действующем законодательстве страны. В этом смысле, прежде всего, как замечает И. В. Понкин, следует отметить нормы, устанавливающие правовой статус теологических факультетов как факультетов в составе государственных университетов, так их структурных подразделений, выдающих на законных основаниях в этом качестве дипломы государственного образца (или дипломы, равноценные дипломам государственного университета) [3]. Так, ч. 3 ст. 9 Конституции федеральной земли Мекленбург-Форпоммерн (1993) устанавливает: «Согласно договорам Церквям... разрешается организация теологических факультетов в рамках университетов земли» [6]. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 60 Конституции федеральной земли Гессена (1946): «Теологические факультеты в университетах сохраняются. Назначение их преподавателей производится на основе консультаций с церковью. Церковные теологические образовательные учреждения сохраняются» [7]. Таким образом, государство, закрепляя в законодательстве нормы о наличии теологических факультетов, тем самым признает существование и возможность получения религиозного образования наравне с приобретением любого иного образования (юридического, экономического, медицинского и др.).

Другим способом признания дипломов выпускников духовных академий является договорный способ. Примером в данном случае может выступать Франция. В частности, 16 апреля 2009 г. был принят Декрет Франции № 2009-427 на основе Соглашения от 18 декабря 2008 г. между Францией и Ватиканом о взаимном признании ученых степеней и дипломов в области высшего образования. Так, ст. 1 указанного Соглашения установила «взаимное признание сроков обучения, ученых степеней и дипломов высшего образования, выдаваемых под контролем компетентных органов одной из Сторон, для продолжения обучения на том же или более высоком уровне в учреждениях высшего образования другой Стороны», а также «признание ученых степеней и дипломов высшего образования, полученных под контролем компетентных органов одной из Сторон, компетентными органами другой Стороны». Согласно ст. 2 Соглашение применимо для французского высшего образования — к ученым степеням и дипломам высшего образования, которые присуждены и выданы учреждениями высшего образования, контролируемыми государством; для католических университетов, церковных факультетов и учреждений высшего образования, надлежащим образом уполномоченных Папским Престолом, — к ученым степеням и дипломам, которые они присуждают и выдают по дисциплинам, перечисленным в Дополнительном протоколе [2, с. 34-35]. Как представляется, указанный способ признания дипломов духовных образовательных организаций характеризует отношение и позицию одного государства к религиозному образованию, полученному лицом на территории другой страны, и его признанию.

Таким образом, признание дипломов духовных образовательных организаций осуществляется посредством законодательно закрепленных механизмов внутри собственной страны или путем заключения соглашений между государствами для признания религиозного образования, приобретенного в другом государстве. Вместе с тем, отметим, что в России до сих пор не решен вопрос с признанием дипломов российских духовных образовательных организаций. В частности, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ отсутствуют нормы о признании,

т. е. не установлены правовые основания для государственного признания дипломов, выдаваемых духовными образовательными организациями и другими образовательными организациями Русской православной церкви и других крупнейших религиозных организаций исторически представленных в России религий, что является одним из недостатков нового закона. Представляется возможным указать на важность норм о признании дипломов духовных образовательных организаций, поскольку по своей сути признание дипломов является признанием полученного образования. А в процессе реализации права на образование положения о признании полученного лицом образования и его квалификации являются обязательными, иначе в противном случае лицо не может воспользоваться и извлекать пользу в полной мере из приобретенного им блага такого, как образование.

Более того, в указанном законе не закреплены дефиниции таких понятий, как «профессиональное религиозное образование», «религиозное образование», «теологическое образование», «духовное образование», что ведет к определенным трудностям в правоприменении и создает условия для сохранения правовой неопределенности в понимании данных терминов.

К тому же показательно само название ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 — «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования», семантически ошибочно разграничивающее (через союз «и») понятия «теологическое образование» и «религиозное образование». Теологическое образование является формой религиозного образования. Есть светские формы теологического (религиозного) образования, есть несветские. Лексическое разграничение этих понятий в названии статьи является, по справедливому мнению ряда авторов, совершенно необоснованным и направлено на создание условий для выхолащивания содержания теологического образования в России и его трансформации в вульгарно-секуляристское религиоведение [2, с. 36].

В заключение можно отметить, что правовое регулирование получения высшего религиозного (теологического) образования находится в Российской Федерации на уровень ниже, чем в европейских странах. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствования законодательства в данной сфере, особенно в части признания государством дипломов, выданных духовными образовательными организациями, и устранения недостатков, имеющихся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.

Список использованной литературы

1. Кумскова С. Н. Теология в высшей школе / С. Н. Кумскова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 6 (32). — С. 92-93.

2. Понкин И. В. Законопроект «Об образовании в РФ»: юридическая оценка / И. В. Понкин, А. Г. Богатырев, М. Н. Кузнецов // Научные исследования в образовании. — 2012. — № 6. — С. 24-40.

3. Понкин И. В. Теологический факультет государственного университета: Европейский опыт правового регулирования / И. В. Понкин. — М. : Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2006. — 212 с.

4. Семашко А. Г. Развитие законодательства о духовных образовательных заведениях: российский и зарубежный опыт / А. Г. Семашко // История государства и права. — 2008. — № 5. — С. 6-7.

5. Чугунова Е. С. Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации в условиях глобализма : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Е. С. Чугунова. — М., 2010. — 229 с.

6. Verfassung des Landes Mecklenburg-Vorpommern vom 23. Mai 1993 // Gesetz- und Verordnungsblatt für das Land Mecklenburg-Vorpommern I. — S. 372.

7. Verfassung des Landes Hessen vom 1. Dezember 1946 // Gesetz- und Verordnungsblatt für das Land Hessen I. — 1946. — S. 229.

References

1. Kumskova S. N. Theology in High School. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki - Histor-ical,philosophical, political and juridical science, culturology and art criticism. Issues of Theory and Practice, 2013, no. 6 (32), pp. 92-93 (in Russian).

2. Ponkin I. V., Bogatyrev A. G., Kuznetsov M. N. Zakonoproekt «Ob obrazovanii v RF»: yuridicheskaya otsenka [Draft of a Bill «On Education in the Russian Federation»: Legal evaluation]. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii - Research and Development in Education, 2012, no. 6, pp. 24-40 (in Russian).

3. Ponkin I. V. Teologicheskii fakultet gosudarstvennogo universiteta: Evropeiskii opyt pravovogo regulirovaniya [Theological Department of the State University: European Experience of Legal Regulation]. Moscow, Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities Publ., 2006. 212 p.

4. Semashko A. G. Development of legislation on ecclesiastical educational institutions: Russian and international experience. Istoriya gosudarstva iprava - History of State and Law, 2008, no. 5, pp. 6-7 (in Russian).

5. Chugunova E. S. Konstitutsionnoepravo na vysshee obrazovanie v Rossiiskoi Feder-atsii v usloviyakh globalizma. Kand. Diss. [Constitutional Right to Higher Education in the Russian Federation in the Context of Globalism. Cand. Diss.]. Moscow, 2010. 229 p.

6. Verfassung des Landes Mecklenburg-Vorpommern vom 23. Mai 1993. Gesetz- und Verordnungsblatt für das Land Mecklenburg-Vorpommern I, s. 372.

7. Verfassung des Landes Hessen vom 1. Dezember 1946. Gesetz- und Verordnungsblatt für das Land Hessen I, 1946, s. 229.

Информация об авторе

Мышенко Светлана Анатольевна — аспирант, кафедра конституционного и административного права, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: svetlana.myshenko@gmail.com.

Author

Svetlana A. Myshenko — PhD Student, Chair of Constitutional and Administrative Law, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: svetlana.myshenko@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.