Научная статья на тему 'Право на высшее образование в системе законодательства Германии'

Право на высшее образование в системе законодательства Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1431
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RIGHT TO HIGHER EDUCATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГЕРМАНИИ / STATE LAWS OF HIGHER EDUCATION / ЗАКОНЫ ЗЕМЕЛЬ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ" ПОСТАНОВЛЕНИЯ / GERMAN LEGISLATION / EXPERIMENTAL REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мышенко Светлана Анатольевна

Рассмотрено право на высшее образование, его закрепление в законодательстве Германии и особенности правового регулирования общественных отношений в сфере высшего образования. Выявлены и проанализированы характерные черты федерального, регионального и локального уровней правового регулирования отношений, складывающихся в области высшего образования в Германии. При анализе регионального уровня законодательства особое внимание уделялось постановлениям органов исполнительной власти земель, которые свойственны только немецкому законодательству. При рассмотрении локального уровня правового регулирования образовательных правоотношений в ФРГ особо выделен ряд локальных актов, которым в юридической литературе не уделяется необходимого внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHT TO HIGHER EDUCATION IN GERMAN LEGISLATION

The article deals with the right to higher education, its formalization in German legislation and features of legal regulation of social relations in the field of higher education. It identifies and gives an analysis to the characteristic features of federal, regional and local levels of legal regulation of relations in the sphere of higher education in Germany. When analyzing the regional legislation level the article focuses on regulations of the executive bodies of states ( Länder ), which are characteristic of German legal system only. Consideration of the local level of legal regulation of educational relations in the Federal Republic of Germany allows to indicate a number of local acts that have not received enough attention in legal literature.

Текст научной работы на тему «Право на высшее образование в системе законодательства Германии»

УДК 342.7

ПРАВО НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГЕРМАНИИ © С.А. Мышенко1

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Рассмотрено право на высшее образование, его закрепление в законодательстве Германии и особенности правового регулирования общественных отношений в сфере высшего образования. Выявлены и проанализированы характерные черты федерального, регионального и локального уровней правового регулирования отношений, складывающихся в области высшего образования в Германии. При анализе регионального уровня законодательства особое внимание уделялось постановлениям органов исполнительной власти земель, которые свойственны только немецкому законодательству. При рассмотрении локального уровня правового регулирования образовательных правоотношений в ФРГ особо выделен ряд локальных актов, которым в юридической литературе не уделяется необходимого внимания. Библиогр. 15 назв.

Ключевые слова: право на высшее образование; законодательство Германии; законы земель о высшем образовании; «экспериментальные» постановления.

RIGHT TO HIGHER EDUCATION IN GERMAN LEGISLATION S.A. Myshenko

Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.

The article deals with the right to higher education, its formalization in German legislation and features of legal regulatio n of social relations in the field of higher education. It identifies and gives an analysis to the characteristic features of federal, regional and local levels of legal regulation of relations in the sphere of higher education in Germany. When analyzing the regional legislation level the article focuses on regulations of the executive bodies of states (Länder), which are characteristic of German legal system only. Consideration of the local level of legal regulation of educational relations in the Federal Republic of Germany allows to indicate a number of local acts that have not received enough attention in legal literature. 15 sources.

Key words: right to higher education; German legislation; state laws of higher education; experimental regulations.

Права и свободы человека и гражданина являются одной из актуальных тем в любом государстве. Обращение к немецкому опыту в области правового регулирования и закрепления права на высшее образование представляется целесообразным, поскольку правовые системы России и Германии относятся к одной романо-германской правовой семье, а также Россия и Германия являются федеративными государствами, что предполагает наличие как минимум двух уровней правового регулирования: федерального и регионального. Однако правовая система Германии, как и России, носит трехзвенный характер и включает федеральный, региональный и локальный уровни законодательства. Право на высшее образование и отношения, складывающиеся в области высшего образования, подлежат регулированию в ФРГ на всех трех уровнях.

На федеральном уровне имеется несколько законов, посвященных регулированию общественных отношений в сфере высшего образования. Прежде всего следует отметить Рамочный Закон ФРГ от 26 января 1976 г. о высшем образовании [1], который закрепляет основы функционирования высших учебных заведений и создает условия для реализации права на выс-

шее образование. Вместе с тем сфера образования, включая высшее, находится в исключительной компетенции земель Германии, следовательно, основной массив законодательства о высшем образовании представлен на земельном уровне.

В первую очередь необходимо отметить конституции федеральных земель Германии. Конституции земель ФРГ не только закрепляют право на образование в целом (ст. 29 Конституции земли Бранденбург [6], ст. 20 Конституции свободного государства Тюрингии [5]), составной частью которого является право на высшее образование, но также содержат иные положения, относящиеся к высшему образованию. В частности, это нормы, предусматривающие свободное создание университетов в землях (ст. 28 Конституции свободного государства Тюрингии [5], ст. 107 Конституции земли Свободное государство Саксония [4]); нормы, предоставляющие и гарантирующие высшим школам право на самоуправление (ст. 33 Конституции земли Саар [8], ст. 5 Конституции земли Нижняя Саксония [2]) и нормы, провозглашающие свободу науки (ст. 7 Конституции земли Мекленбург-Передняя Померания [7], ст. 31 Конституции земли Бранденбург [6]). Таким образом, на конституционном уровне земель заклады-

1Мышенко Светлана Анатольевна, аспирант, тел.: 89086616537, e-mail: svetlana.myshenko@gmail.com Myshenko Svetlana, Postgraduate, tel.: 89086616537, e-mail: svetlana.myshenko@gmail.com

ваются базовые принципы регулирования отношений в сфере высшего образования, которые впоследствии конкретизируются в законах земель о высшем образовании. В качестве примера можно привести Закон о высшем образовании федеральной земли Нижней Саксонии от 26 февраля 2007 г. [12], Закон о высшем образовании федеральной земли Бремен от 9 мая 2007 г. [10], Закон о высшем образовании земли Гес-сен от 14 декабря 2009 г. [11] и др. В указанных законах земель ФРГ закреплены положения о требованиях к абитуриентам, о порядке зачисления в вуз, правах и обязанностях учащихся, о внутренней структуре высших школ и их профессорско-преподавательском составе, об организации научной деятельности.

Однако одной из особенностей правового регулирования отношений, складывающихся в области высшего образования, является наличие постановлений органов исполнительной власти земель ФРГ. На основании законов земель, относящихся к высшему образованию, принимаются различные постановления, в первую очередь, министерством науки, исследований и культуры.

Постановления региональных министерств можно подразделить на две группы. К первой группе относятся классические постановления (klassisches Verordnungsrecht), которые дополняют и конкретизируют положения региональных законов о высшем образовании. Ко второй - «экспериментальные» постановления («Experimentier» Verordnungen). Так, например, согласно ст. 106 Закона Баварии о высшем образовании [9] министерство науки, исследований и культуры имеет право принимать постановления, действующие в течение определенного периода времени и содержащие отличные от указанного закона о высшем образовании положения об организационной структуре высших школ с целью улучшения показателей в учебном процессе и в научной деятельности.

Следует указать, что издание «экспериментальных» постановлений должно осуществляться с соблюдением ряда принципов. Во-первых, принцип демократии, который предполагает, что законодательная власть осуществляет законотворческую деятельность, а исполнительная власть (в лице министерства) должна содействовать исполнению принятых законов и, следовательно, исполнительная власть не вправе посредством «экспериментальных» постановлений изменять существенные положения, закрепленные в региональном законе о высшем образовании. То есть недопустимы никакие отклонения от данного закрепленного в законе предписания, которое выступает в качестве одним из важнейших принципов в регулировании общественных отношений, складывающихся в сфере высшего образования, в экспериментальных целях. Во-вторых, «экспериментальные» постановления не должны содержать положения, ограничивающие основные права человека, если это не предусмотрено региональным законом о высшем образовании. В-третьих, процессуальные требования. Это, прежде всего, обязательное участие высших школ в экспериментах: если министерство проводит эксперимент и издает соответствующие предписания, то выс-

шие школы обязаны принять в нем участие. Как показывает практика, очень часто инициатива проведения эксперимента исходит именно от конкретного высшего учебного заведения, которое обращается со своим предложением в министерство.

Важно отметить, что «экспериментальные» постановления действуют в течение определенного срока (как правило, 5-7 лет), по истечении которого при положительной оценке предложенной в эксперименте модели правового регулирования нормы постановления интегрируются в законы земли, при отрицательной оценке постановление теряет силу и прекращает свое действие [14].

Примером «экспериментального» постановления является, например, Постановление о высших школах культуры и искусства 2007 г. (Kunsthochschulrege-lungsverordnung), принятое в федеральной земле Баварии [13]. В частности, данное постановление предусматривает формирование внутренних структурных подразделений высших школ культуры и искусства иным образом, отличным от предусмотренного в региональном законе о высшем образовании. Как представляется, подобные постановления органов исполнительной власти федеральных земель ФРГ способствуют поиску новых решений задач улучшения и оптимизации образовательного процесса.

Таким образом, значительная часть общественных отношений в сфере высшего образования детально регламентируется законами земель о высшем образовании. Более того, отличительной особенностью национального законодательства о высшем образовании является принятие «экспериментальных» постановлений органами исполнительной власти земель Германии.

Наряду с федеральным и региональным уровнем законодательства о высшем образовании существует также локальный уровень регулирования общественных отношений в сфере высшего образования. Высшие школы вправе принимать устав и иные локальные акты, что вытекает из их права на самоуправление согласно ст. 138 Конституции Баварии [3]. Ст. 13 Закона Баварии о высшем образовании [9] предусматривает, что каждое высшее учебное заведение имеет право принять устав, причем для его принятия или внесения изменений требуется одобрение Министерства науки, исследований и культуры. К иным локальным актам можно также отнести Положение об учебном процессе и порядке сдачи экзаменов, Положение о порядке подготовке и защите кандидатских и докторских диссертаций и др.

Кроме того, ст. 15 Закона Баварии о высшем образовании закрепляет возможность заключения соглашений регионального министерства науки, исследований и культуры с высшими школами. Предметом соглашения является план многолетнего развития и направления (профили) образования в высших школах при учете интересов земли. При этом в соглашении предусматриваются конкретные цели, процесс их реализации и последствия в случае невыполнения поставленных целей. Соглашения могут также заключаться на уровне руководства высших школ с факуль-

тетами и центральными учреждениями университета или между деканом и культурными и научными учреждениями.

В Законе Баварии о высшем образовании большое значение придается кооперации вузов как между собой, так и с другими учреждениями либо кооперации в определенной сфере. Закон, в частности, предусматривает: международную кооперацию (ч. 4 ст. 2); кооперацию в экономической сфере, трансфер технологий (ч. 5 ст. 2); координацию исследований между высшими школами, а также с другими научными учреждениями (ст. 7); сотрудничество высших школ разных земель (ст. 16). В рамках этих видов кооперации могут быть заключены соглашения. Ст. 16 указанного закона содержит специальные нормы регулирования такого рода соглашений, например, в соглашении о кооперации может быть предусмотрено, что одно высшее учебное заведение выполняет для другого определенные задания с использованием учреждений и оборудования последнего.

Применительно к локальному уровню правового регулирования общественных отношений в области высшего образования представляется возможным

отметить, что организация и планирование учебного процесса традиционно входит в сферу компетенции самих высших школ ФРГ. В настоящее время сфера компетенции учебных заведений расширяется, что обусловлено стремлением к максимально возможной децентрализации управления, являющейся одной из задач модернизации образования в Германии [15].

Как видим, система законодательства о высшем образовании Германии построена таким образом, что федеральный уровень законодательства о высшем образовании содержит базовые принципы для единообразной организации образовательного процесса в землях, а основная часть вопросов, связанных с процессом обучения и получением высшего образования (порядок и условия зачисления в вуз, права и обязанности учащихся, внутренняя структура высших школ, правовой статус профессорско-преподавательского состава и др.), регламентирована на уровне земель. При этом каждое высшее учебное заведение ФРГ обладает правом на самоуправление и на регулирование внутренних вопросов самостоятельно путем издания локальных актов.

Статья поступила 12.03.2014 г.

Библиографический список

1. Hochschulrahmengesetz vom 26. Januar 1976 // Bundesgesetzblatt l. I S. 185.

2. Niedersächsische Verfassung vom 13. April 1951 // Nds. GVBI. S. 103.

3. Verfassung des Freistaates Bayern vom 2. Dezember 1946 // Bayerisches Gesetz- und Verordnungsblatt I. S. 333.

4. Verfassung des Freistaates Sachsen vom 27. Mai 1992 // SächsGVBI. S. 243.

5. Verfassung des Freistaates Thüringen vom 25. Oktober 1993 // GVBl. S. 625.

6. Verfassung des Landes Brandenburg vom 20. August 1992 // GVBl. I S. 298.

7. Verfassung des Landes Mecklenburg-Vorpommern vom 23. Mai 1993 // GVOBl. M-V S. 372.

8. Verfassung des Saarlandes vom 15. Dezember 1947 // Amtsbl. S. 1077.

9. Bayerisches Hochschulgesetz vom 23. Mai 2006 // Bayerisches Gesetz- und Verordnungsblatt I 2006. S. 245.

10. Bremisches Hochschulgesetz vom 9. Mai 2007 // Brem.GBl. S. 339-221-a-1.

11. Hessisches Hochschulgesetz vom 14. Dezember 2009 // GVBl. I 2009. S. 666.

12. Niedersächsisches Hochschulgesetz vom 26. Februar 2007 // Nds. GVBl. 2007. S. 69.

13. Kunsthochschulregelungsverordnung // GVBl 2007, S. 214

14. Hailbronner K., Geis M.-E. Hochschulrecht in Bund und Ländern: Ordner 2. C.F. Müller, 2010. S. 28-29.

15. Борзилова Л.В. Сравнительный анализ федерального-регионального образовательного законодательства России и Германии // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2010. № 2. С. 85-91.

УДК 140.8

ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ И ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

1 9

© Г.В. Панасенко1, Е.В. Демидова2

Сибирский государственный технологический университет, 660049, Россия, г. Красноярск, пр. Мира, 82.

Проводится анализ понятий система и структура, исследуются их свойства, что позволяет перейти к определению понятия личность и его системности и рассмотреть личность менеджера в процессе профессионального становления и в процессе деятельности как целостную систему. Основополагающие элементы системы личности раскрываются с различных точек зрения. С целью введения модели структуры личности в деятельностный про-

1 Панасенко Галина Васильевна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой управления персоналом, тел.: 89029464016, e-mail: galina-panasienko@mail.ru

Panasenko Galina, Doctor of Philosophy, Professor of the Human Resource Management Department, tel.: 89029464016, e-mail: iura.belov@yandex.ru

2Демидова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом, тел.: 89029104467, e-mail: demidova.doc@yandex.ru

Demidova Elena, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Human Resource Management Department, tel.: 89029104467, e-mail: demidova.doc@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.