УДК 547.541.2.
Хуан Фань1 Дайнова Гузель Закуановна 2
1 Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,
Россия
Автор, ответственный за переписку: Хуан Фань, [email protected]
ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ПОПУЛЯРНОЙ ДЖАЗОВОЙ
МУЗЫКИ
Аннотация. Представлены результаты исследования в области джазовой музыки и китайской джазовой музыки в частности. В этой статье идет речь о происхождении и развитии джаза в целом, и развитии джаза в Китае. Показано влияние джаза на китайскую социальную культуру с двух сторон: популярной джазовой музыки и исполнения на джазовых инструментах.
Ключевые слова: популярный джаз, состояние развития, тенденция развития
Huang Fan 1 Dainova G.Z. 2
1,2Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia
Corresponding author: Huang Fan, [email protected]
THE DEVELOPMENT TREND OF CHINESE POPULAR JAZZ MUSIC
AbstractThe results of research in the field of jazz music and Chinese jazz music in particular are presented. This article is about the origin and development of jazz in general, and the development of jazz in China. The influence of jazz on Chinese social culture is shown from two sides: popular jazz music and performance on jazz instruments.
Keywords: popular jazz, state of development, development trend
Джаз - это американская классическая музыка, появившаяся в процессе смешения африканской народной музыки и музыкальной культуры американских иммигрантов. Впервые она была появилась в Китае в 1920-х годах и положила начало джазу в Китае, в городе Шанхай.
С течением времени джаз постоянно интегрировался в китайскую поп-музыку. Людей интересовала поп-музыка, включающая джаз, и они внесли новшества во многие музыкальные формы в Китае с помощью джаза. Это явление тонко повлияло на развитие и изменения музыкальной системы и социальной культуры всей страны. Это не только распространение музыки, но и столкновение и интеграция множества культур.
Джаз зародился у чернокожих рабов, на плантациях на юге США в 19 веке. Использовалась эта музыка, как выражение настойчивости и любви к жизни, чтобы облегчить жизненные невзгоды. После этого джаз получил широкое развитие в Соединенные Штаты и смешался с музыкой коренных американцев. Была сформирована форма джазовой музыки, которая символизировала разнообразие и национальную интеграцию. Позже, в 1920-х годах, джаз появился в Шанхае, и начался долгий путь развития джаза в Китае. [1]
С появлением джазовой музыки в Китае в 1920-х годах на стили и формы отечественной музыки в определенной степени повлияли ведущие композиторы Ли Цзингуан, Чэнь Гэсинь и Ли Цзингуан, они обогатили китайский джаз различными
народными оттенками. В этот стиль добавились элементов ритма, таких как румба и танго в джазовой музыке. В основной песне Чена Гэсина «Rose Rose I Love You» также используются характерные джазовые ритмы, например синкопа.
С точки зрения вокального пения и творчества, Китай также испытал влияние джаза на вокальные формы. Метод пения в популярном музыке отличается от пения в джазе, за исключением разницы в ритме и ансамбле. Навыки пения сочетаются с традиционным китайским популярным пением. Оставив позади бурное и экстравагантное звучание в джазе, он также объединил вокальную позицию китайского пения, используя свою собственную терминологию с большим мастерством. Например, «Calamosa Love» Сяо Цзинтенга и джазовая фортепианная сольная партия из оперы Ван Лихома "Мост судьбы", с которыми знакомы большинство китайских слушателей используют блюзовый ритм. После этого были «Пляж» Тао Чжэ и «10:30 в аэропорту» тоже написанные в блюзовом стиле.
Джаз не только претерпел большие изменения в создании и исполнении популярной вокальной музыки, но и оказал определенное влияние на инструментальную китайскую музыку. Основной характеристикой является сочинение и исполнение джазовых пьес. Джазовые пьесы в основном адаптировали популярные в то время китайские песни и пьесы, в основном использовались такие джазовые элементы, транспозиция, стиль рэгтайм, блюзовый ритм и другие специфические для джаза особенности. Этот вид музыки с особенным чувством ритма получил широкое признание у китайской публики.
Популярным джаз-бэндом в то время являлся Old Oak Bark Band из Шанхая. С тех пор большое количество практикующих музыкантов провели глубокие и обширные исследования в области джаза, опубликовали книги и компакт-диски, распространили джаз среди более широкой китайской аудитории. [2]
После того, как джаз был представлен Шанхаю, в 1920-х годах, он быстро распространился в Китае, особенно в Гуандуне и Гонконге, потому что поп-музыка зародилась в этих районах относительно рано. Несмотря на то, что джаз пришел с Запада, Китай не отверг и не сопротивлялся его вхождению в музыкальную культуру своей страны. Наоборот, он был очень радушно принят и быстро интегрировался во многие музыкальные формы и стили китайской музыки. Это также отражает потребность Китая в инновационных направлениях развития современной китайской культуры. Джаз как раз отвечает потребностям развития, инновациям и удовлетворяет потребности слушателей, уставших от поп-музыки.
Когда танцевальные залы и кинотеатры были на подъеме, были характерны и популярные джазовые песни, такие как «Ночной Шанхай» и «Роза, роза, я люблю тебя». Позже, на развитие джаза и отечественного музыкального искусства в определенной степени повлияло военное положение, развитие джаза отстало. Постепенно, после 1970-х годов, политика реформ и открытости дала джазу и поп-музыке новую жизнь и развитие.
В 1990-х годах старый джаз-бэнд, созданный Чжоу Ванжуном, и более поздние поп-исполнители, такие как Джей Чоу проявляли большой интерес и творческий энтузиазм. Органическое слияние джаза и традиционных китайских музыкальных форм — неизбежная тенденция развития китайского музыкального искусства сейчас и в будущем.
За десятилетия, прошедшие с тех пор, как джаз был интегрирован в китайскую поп -музыку, китайская музыка и социальная культура находились под его влиянием. В процессе культурной интеграции музыки эстетика китайской поп-музыки также подверглась разнообразному и национализированному слиянию. Для будущего развития китайского джаза и популярной музыки в Китае интеграция китайских стилей также будет неизбежной и основной тенденцией его развития. Интеграция и развитие музыки из разных стран также оказывает положительное социальное влияние на китайскую современную музыку. Музыка не имеет границ, и только благодаря постоянному взаимному развитию мы можем достичь общего прогресса и современных инновационных форм развития.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Вэй Сию. Говоря о влиянии и интеграции притока джаза на китайское общество и культуру. Голос Желтой реки, 2017. - 55 с.
2. Ли Чжэньхуа. Проникновение джаза в музыкальную жизнь современного Китая. Популярная литература и теория искусства, 2009. - 78 c.
REFERENCES
1. Wei Siyu. Speaking about the influence and integration of the influx of jazz on Chinese society and culture, The Voice of the Yellow River, 2017. - 55 p.
2. Li Zhenhua. The penetration of jazz into the musical life of modern China. Popular Literature and Art Theory, 2009. - 78 p.
Информация об авторах
Хуан Фань — аспирант
Г.З. Дайнова —кандидат педагогических наук, доцент
Information about the authors Huang Fan — graduate student
G.Z. Daynova — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor