Научная статья на тему 'Тенденция развития бухгалтерской отчетности корпораций'

Тенденция развития бухгалтерской отчетности корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каспина Р.Г.

В статье обосновываются тенденции развития бухгалтерской отчетности на примерах иностранных корпораций. Проведенный анализ подтверждает, что она должна обладать еще большей прозрачностью от аналитиков, разработчиков стандартов бухгалтерского учета и регуляторов рынка. Автор считает, что лучшему раскрытию информации будет способствовать новая глобальная модель корпоративной отчетности, предложенная PricewaterhouseCoopers, использование которой может принести значительные доходы для корпораций, а для долгосрочных инвесторов и более высокие цены на акции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденция развития бухгалтерской отчетности корпораций»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОРПОРАЦИЙ

Р.Г. Каспина,

кандидат экономических наук, начальник отдела международных стандартов финансовой отчетности аудиторской и экспертно-консулътационной (консалтинговой) организации «Аудит и консалтинг» (АИКО), г. Казань

Эффективность мировых рынков капитала зависит от общественного доверия, которое формируется благодаря доступной, полной, уместной и надежной информации. Общественное доверие было подорвано в связи с крахом Энрона — самой большой корпорации за всю историю бизнеса, которая стала банкротом. Крах этой корпорации коснулся как работников самой корпорации, так и разработчиков стандартов учета, агентств, формирующих рейтинговую систему, торговых партнеров, банков, крупных и мелких инвесторов. Последствия этого кризиса повлекли за собой потерю рабочих мест, многочисленные увольнения наложили негативный отпечаток на репутацию невинных людей, работавших с Энроном.

Старший управляющий партнер Рпсе\уа1ег-ЬошеСоореге в России Ричард Вески отметил, что банкротства крупнейших корпораций вызвали рост недовольства отчетностью корпораций. Подобная ситуация настоятельно требует совершенствования существующих и разработки новых взаимоприемлемых стандартов корпоративной отчетности, т.е. изменения ее инструментария.

Анализ традиционной модели подготовки бухгалтерской отчетности корпораций показал, что она формируется для инвесторов и других владельцев капитала и подтверждается независимым советом директоров, проверяется независимой аудиторской компанией и путем публикации, распространяется средствами массовой информации, на основе которой инвесторы принимают свои решения. Следует отметить, что, с одной стороны, каждый участник этой цепочки несет ответственность перед акционерами, с другой стороны, эта ответственность коллективная. Инвесторы и остальные владельцы капитала требуют

еще большей ответственности от тех, на кого они полагаются в получении информации. Однако, в свою очередь, инвесторы также несут ответственность за качество анализа получаемой информации. Вместе с тем, следует констатировать, что ряд банкротств и скандалов в корпорациях подорвали доверие инвесторов по отношению к тем, кто ответственен за отчетную информацию. Инвесторы хотят большей прозрачности не только от корпораций и советов директоров, но также и от независимых аудиторов о взаимосвязи со своими клиентами, у которых они проводят аудит. Им необходима большая прозрачность от аналитиков продаж. Инвесторы хотят ясности от разработчиков стандартов бухгалтерского учета и регуляторов рынка (правительственных организаций, фондовых бирж, законодательных органов).

Лучшему раскрытию информации будет способствовать новая глобальная модель корпоративной отчетности, предложенная Рпсе\уа1ег-ЬошеСоореге, внедрение которой может принести значительные доходы для корпораций, а для долгосрочных инвесторов — более высокие цены на акции1.

Новая глобальная модель корпоративной отчетности состоит из трех уровней: глобальных общепринятых учетных принципов, стандартов для определенной отрасли и информации, специфичной для корпорации (стратегия, корпоративное управление и т.д.).

Согласно этой модели, инвесторы будут получать реальный доход при условии, если они будут располагать информацией на каждом уров-

1 Samuel A. DiPiazza Jr., Robert G. Eccles Building Public Trust. The Future of Corporate Reporting. John Wiley & Sons, Inc.,

2002, p. 14.

не, что позволит им иметь полное представление о деятельности корпорации — ее возможностях на рынке, ее стратегии и способа их реализации, слагаемых стоимости капитала и финансовых результатов.

Ближе всего под понятие глобальные общепринятые учетные принципы подходят международные стандарты финансовой отчетности, являющиеся обязательными для корпораций, чьи акции котируются на фондовой бирже. В настоящее время корпорации, проходящие листинг на фондовых биржах, должны представить свою отчетность согласно учетным принципам принимающей стороны либо американских учетных принципов, либо международных стандартов финансовой отчетности. Например, неамериканские корпорации, которые хотят пройти листинг в США, должны представить отчетность в соответствии с американскими общепринятыми учетными принципами. С позиций инвестора различия, существующие между национальными и международными стандартами, затрудняют возможность инвесторов оценить и сравнить финансовую деятельность корпораций. Неопределенность в отношении надежности отчетной информации сказывается на низкой стоимости акций. Инвесторы в этом случае требуют больший возврат по своим инвестициям с тем,чтобы компенсировать более высокий риск, связанный с неопределенностью качества представляемой информации.

Неполная и ненадежная информация, по нашему мнению, может отразиться не только на деятельности отдельной корпорации, но и на всем рынке ценных бумаг, а также на всей экономике. Международный валютный фонд, анализируя Азиатский кризис, указал, что основной его причиной является недостаточная прозрачность корпоративной отчетности2.

Введение глобальных общепринятых учетных принципов позволит точнее сопоставлять деятельность любой корпорации, интересующей инвесторов в любой отрасли. Безусловно, это смогло бы расширить выбор инвестиций.

Следует отметить, что под влиянием глобализации корпорации одной отрасли все больше вступают в конкурентные отношения. Существу-

2 External Relations Department of the International Monetary Fund, «The IMF's Response to the Asian Crisis»; A Factsheet, «International Monetary Fund», January 17, 1999.

ют особенности создания акционерной стоимости и различные информационные потребности в конкретных отраслях. Предположим, что инвестор решил инвестировать средства в определенную отрасль. Ему необходимо выбрать корпорацию в этой отрасли, а для этого требуется сопоставимые данные деятельности всех корпораций в этой отрасли. Но даже эта информация недоста-точнадля принятия решений. Инвесторам нужна еще и дополнительная информация, как финансовая, так и нефинансовая, для того, чтобы сделать определенные выводы. Примерами дополнительной финансовой информации служат прогнозируемая прибыль и свободные денежные потоки. К нефинансовой информации, к примеру, относятся величина интеллектуального капитала и загрязнения окружающей среды. Нефинансовые показатели, необходимые инвесторам, будут разными в конкретных отраслях. Корпорации в настоящее время представляют информацию в разных форматах, используя разные методы оценки. Следовательно, факторы стоимости в различных отраслях существенно разнятся. При сопоставлении руководителями показателей своей корпорации с аналогичной зарубежной с целью оценки конкурентной среды эти факторы являются несопоставимыми. Для того, чтобы руководители корпораций различных стран могли это сделать, необходимы международные отраслевые стандарты. Основной задачей международных отраслевых стандартов будут являться разработка основных показателей для конкретной отрасли экономики с тем, чтобы эти показатели были сопоставимыми и служили основой для сравнения, независимо в какой стране находится та или иная корпорация.

Определенная работа в этом направлении уже ведется, например, в нефтяной промышленности. Всемирный конгресс нефтяников предложил использование единых принципов представления информации на уровне отрасли. Однако, соблюдение этих принципов не является обязательным3. Отраслевые стандарты должны по примеру нефтяной отрасли разрабатываться представителями отрасли, аудиторскими фирмами либо инвесторами. В 2001 г. Американским Советом по стандартам финансового учета было проведено исследование «Повышение качества отчетности: доб-

3 Society of Petroleum Engineers, «Petroleum Reserves

Definitions», April 27, 2002.

ровольно раскрываемая информация»4. Анализ результатов исследования показал, что корпорации добровольно раскрывают информацию о своей деятельности с тем, чтобы она была полезна инвесторам. Для того, чтобы инвесторам объективно оценить деятельность, корпорациям необходимо раскрывать информацию не только об успешной деятельности, но также о неудачах и упущениях. Такие дополнительные раскрытия ведут к большей прозрачности корпоративной отчетности на уровне отрасли и определенной унификации однородных корпораций. Обоснуем идею создания международных отраслевых стандартов на примере двух отраслей — фармацевтической и телекоммуникационной. В фармацевтической отрасли основу создания акционерной стоимости составляют инновации, научные исследования и интеллектуальный капитал.

Таблица 3.3.1 Сравнение факторов создания акционерной стоимости в фармацевтической и телекоммуникационной отраслях

Фармацевтическая отрасль Телекоммуникационная отрасль

Прибыль Прибыль

Финансовые результаты по сегментам рынка Поток денежных средств по сегментам бизнеса

Рост рынка и его потенциал по терапевтическим областям Показатели дохода по факторам стоимости

Рост рынка и его потенциал по географическим регионам Значительные операционные расходы по категориям

Доля рынка по терапевтическим областям Капитальные затраты

Научные исследования и разработки в процессе рассмотрения и оценки Конкурентная среда

Стратегия по видам продукции Рост рынка

Стратегия обновления продукции Сетевой охват, качество и пропускная способность

Эффективность запуска новой продукции Стратегия ценообразования

Репутация у врачей Стратегия продаж и маркетинга

Вопросы регулирования Показатель оттока клиентов

Качество управления Нормативно-правовая среда

4 Business Reporting Research Project: Improving Business Reporting: Insights into Enhancing Voluntary Disclosures, Steering Committee Report Series (Federal Accounting Standards Board, 2001).

В телекоммуникационной отрасли стратегическое значение имеют маркетинговые стратегии, создание бренда, поддержание сетевых ресурсов, удовлетворенность клиентов. Факторы создания стоимости в этих двух отраслях существенно различаются (табл. 3.3.1)5.

Как видно изданных таблицы, показатели в каждой из этих отраслей, по которым принимаются решения, существенно отличаются. Так, в фармацевтической отрасли выделяют показатели, характеризующие рынок продукции — это рост рынка и его потенциал по терапевтическим отраслям, рост рынка и его потенциал по географическим регионам, доля рынка по терапевтическим областям. Три фактора стоимости характеризуют саму продукцию — это стратегия по видам продукции, стратегия обновления продукции, эффективность запуска новой продукции. Один фактор стоимости определяет степень научных исследований. В телекоммуникационной отрасли основное внимание уделяется таким показателям, как пропускная способность сети, стратегия маркетинга, продаж, ценообразования.

Следует отметить, что показатели, кроме прибыли, приведенные в таблице, не регламентируются системно, следовательно, эти данные еще раз подтверждают выводы о необходимости разработки международных отраслевых стандартов.

Международные отраслевые стандарты могут быть похожими по определенным финансовым критериям и явиться основой для разработки глобальных общепринятых учетных принципов. Например, в американских ГААП существует специальный стандарт по учету в нефтяных и газодобывающих компаниях.

Необходимо принимать во внимание тот факт, что, наряду с глобальными общепринятыми принципами и отраслевыми стандартами, инвесторам и кредиторам необходима дополнительная информация по каждой конкретной корпорации, например, видение руководителями стратегии развития, конкурентной среды, управления рисками. Специфическими для каждой корпорации являются дополнительные финансовые и нефинансовые показатели. Решение о раскрытии информации по этим показателям принимаются руководителями корпорации. Вся вышепри-

5 Samuel A. DiPiazza Jr., Robert G. Eccles Building Public Trust. The Future of Corporate Reporting. John Wiley & Sons, Inc., 2002, p. 65.

веденная информация должна являться основой корпоративного управления каждой отдельной корпорацией. Такого рода информация, несмотря на специфический характер, также должна регламентироваться и иметь определенный стандарт представления. Так, в США такая информация, называемая «обсуждение и анализ руководством финансового состояния и результатов операций», присутствует в каждом публикуемом годовом отчете корпораций. Специфическими для корпорации показателями являются данные о стратегии, системах управления рисками, показатели финансовой эффективности. Именно они определяют прозрачность отчетности корпорации, поскольку отражают связи между стратегией корпорации и результатами деятельности, управлением и факторами создания стоимости. Реальные факторы стоимости состоят из набора финансовых и нефинансовых показателей. Результат опроса, проведенный аудиторской фирмой Рпсе^л^егИоизеСоореге, показал, что, наряду с традиционными финансовыми показателями, например, финансовыми результатами, большое значение имеют такие факторы стоимости, как удовлетворенность клиентов и их лояльность, качество продукции, обновление продукции и услуг, поскольку они рассматриваются как составляющие будущих финансовых результатов. Качество управления как нефинансовый показатель является также важным фактором стоимости. Работа в корпорации известных специалистов сказывается на курсе акций корпорации и, если корпорации раскрывают информацию о профессионализме менеджеров, руководителях подразделений в отчетности корпорации, то такая корпорация, безусловно, может иметь преимущество на рынке. Ключевым фактором стоимости корпораций является управление рисками. Четко налаженная система управления рисками будет способствовать увеличению стоимости корпорации. В процессе управления рисками необходимо идентифицировать риски, оценить их и принять решение, как ими управлять.

При этом предполагается, что корпорациям необходимо определить причинно-следственные связи между факторами стоимости — созданием стоимости - и будущими финансовыми результатами. Причем, эта цепочка является индивидуальной для каждой конкретной корпорации. Эффективное создание стоимости предопределяется чет-

кой организационной структурой, системами, генерирующими информацию для принятия решений и системой материальных вознаграждений.

Выявление причинно-следственных связей играет существенную роль при разработке биз-нес-модели корпорации. Бизнес-модель каждой отдельной корпорации представляет собой детальное «дерево факторов стоимости», представляется в виде электронной таблицы, в графической форме в сочетании с набором критериев оценки6. Контроль за работой бизнес-модели корпорации возлагается на совет директоров, который, прежде всего, должен констатировать, что выбранная стратегия корпорации обеспечивает создание стоимости. Его задачами является также оценка правильности выбранной бизнес-модели в целом и отдельных показателей, адекватности выбранной организационной структуры корпорации и эффективности управления рисками. В обязанности совета директоров входит утверждение корпоративной отчетности, подтвержденной внешними аудиторами и определение политики оплаты труда и вознаграждений.

Корпоративная отчетность должна быть смоделирована аналогично внутренней отчетности. Прежде всего, это касается раскрытия информации о прошлых финансовых результатах, а также о будущих. Полагается, что внутренняя управленческая информация будет также полезна внешним пользователям, и они смогут сделать выводы самостоятельно, исходя из этой информации о факторах создания стоимости и ответственных за решение этих вопросов. Практика деятельности американских корпораций показывает, что существуют расхождения между внутренними управленческими данными и внешними, т.е. между тем, что раскрывается в корпоративной отчетности и тем, что руководители считают важным для управления корпорацией. В основном, это касается качества управления и удовлетворенности клиентов.

Так, корпорация USA Network, Inc., начиная с 2001 г., публикует бюджеты и реальные результаты, тем самым делая внутреннюю информацию внешней, детально раскрывает информацию, важную для управления корпорацией7. Таким об-

6 Samuel A. DiPiazza Jr., Robert G. Eccles Building Public Trust. The Future of Corporate Reporting. John Wiley & Sons, Inc., 2002, p. 91.

7 Samuel A. DiPiazza Jr., Robert G. Eccles Building Public Trust. The Future of Corporate Reporting. John Wiley & Sons, Inc., 2002, p. 107.

разом, эта корпорация добилась прозрачности своей корпоративной отчетности.

Наиболее упорядоченное представление внутренней и внешней информации заинтересованным сторонам, а также ее структурирование позволяет дать модель прозрачной отчетности (рис. 3.3.1)1

Эта модель, по нашему мнению, отражает все аспекты деятельности корпорации.

Внешняя информация характеризуется обзором рынка о конкурентной среде и нормативно-правовой базе на уровне региона. К примеру, отражается динамика рынка, прогнозы рыночной конъюнктуры, динамика цен. Обзор рынка является обязательным атрибутом прозрачной корпоративной отчетности. Этот обзор составляют менеджеры, в нем отражается ситуация в отрасли, тенденции на рынке, условия конкуренции.

Инвесторы в этом случае сопоставляют информацию, которой сами располагают, с той, которая представлена в отчетности, и делают определенные выводы, насколько руководство корпорации оценивает конкуренцию. Например, корпорация Volvo в своей отчетности дает подробный и полезный обзор рынка9.

Внутренняя информация, отражаемая в отчетности, включает стратегию корпорации по созданию акционерной стоимости, организационную структуру, осуществление контроля за деятельностью руководства. Представляемая внутренняя информация отражает взаимосвязь между стратегией корпорации и финансовой эффективностью, рисками и доходом, содержит сведения о способности корпорации генерироватьденежные средства. Важными становятся такие показатели, отражаемые в отчетности, как доходность капитала с учетом риска, показатели деятельности по сегментам бизнеса. Некоторые корпорации раскрывают детальную информацию о персонале, условиях работы, управлении знаниями, используя такие показатели, как текучесть кадров, компетентность персонала, удовлетворенность служащих своей работой, причем, эта информация приводится за несколько лет в динамике10.

Стратегия создания стоимости отражается в отчетности в виде конкретных планов и нормативов. Например, добиться годового роста прибыли на акцию как минимум на 10%, достичь рентабельности собственного капитала 15 — 17%, повысить рентабельность собственного капитала на 1 - 1,5% в год. Корпорации должны пояснять свою стратегию в целом и по отдельным хозяйствующим субъектам. Примером подробного отражения в отчетности стратегии является корпорация Shell".

Управление стоимостью включает отражение финансовых показателей в сопоставлении с конкурентами, таких, как финансовые результаты и финансовое положение корпорации в разрезе бизнес-сегментов, общая доходность акций, денеж-

8 Robert G. Eccles, Robert H. Herz, E. Vary Keegan, David M.H. Phillips Value reporting revolution. Moving Beyond Earning Games, John Wiley & Sons, Inc., 2001, p. 213.

9 CM.www.volvoxom

Coloplast Group, Annual Report 2000/2001, www.colo-plast.com

11 cM.www.shell.com

ные потоки, управление рисками, а также общие методы управления корпорацией по созданию стоимости. Важным показателем для корпораций является экономическая добавленная стоимость (ЕУА).Так, корпорация Manitowoc в отчетности отражает нормативы экономической добавленной стоимости в сопоставлении с фактическими результатами по этому показателю и показывает связь между этим показателем и рыночной капитализацией12.

Стоимостная база состоит из материальных и нематериальных активов. К ним относятся нововведения, интеллектуальный капитал, торговые марки, поставщики и потребители, людские ресурсы, репутация корпорации. Однако, оценка этих нефинансовых по своей природе активов недостаточно разработана. Вместе с тем, некоторые показатели включаются в отчетность. К ним относятся:

• нововведения (примером отражения этого показателя в отчетности является фармацевтическая корпорация Axcan Pharma)13;

• интеллектуальный капитал (например, датская корпорация Coloplast) в годовом отчете отражает данные о числе поданных заявок на патенты, число зарегистрированных патентов, доля новых продуктов в товарообороте, число жалоб и рекламаций, общий уровень удовлетворения потребителей14;

• потребители (например, корпорация «i2 Technologies»15 в своей годовой отчетности отражает оценку стоимости для потребителей);

• цепь поставок/обслуживания (например, шведская авиакомпания SAS16 в годовую отчетность включает такие показатели, как число перевозимых пассажиров, коэффициенты загрузки, среднее расстояние пассажироперевозки. Эти показатели достаточно легко можно сравнить с такими же показателями других авиакомпаний в США, а также в других странах. Кроме того, корпорация определяет и отражает в отчетности такие показатели, как аварии и происшествия, отмены рейсов, задержки рейсов, доля упущенных заказов на билеты);

12 cM.www.manitowoc.com

" CM.www.axcan.com

14 Robert G . Eccles, Robert H. Herz, E. Vary Keegan, David M.H. Phillips Value reporting revolution. Moving Beyond Earning Games, John Wiley & Sons, Inc)., 2001, p. 222.

15 www.i2.com

16 www.scandinavian.net

• людские ресурсы (например, британская телекоммуникационная корпорация ВТ17 отражает в годовой отчетности работу с персоналом, а именно — удовлетворенность персонала в сопоставлении с аналогичными корпорациями по всему миру);

• репутация (примером служит корпорация Shell).

Таким образом, информация, представленная в отчетности корпораций, позволяет сделать вывод о прозрачности корпоративной отчетности.

Важной процедурой подтверждения достоверности информации, содержащейся в корпоративной отчетности, является контроль. Для российских корпораций обязательным должен быть кон-трольдостоверности принципов и правил формирования корпоративной отчетности, т.е. соблюдение процедур, заложенных в первом и втором уровнях модели. Проверка достоверности должна осуществляться независимыми аудиторскими фирмами, которым доверяют инвесторы и кредиторы. Подтверждение информации третьего (отраслевого) и четвертого (корпоративного) уровня проводится по усмотрению корпорации и может проводиться консалтинговыми фирмами либо отраслевыми ассоциациями. Однако? добровольность подтверждения достоверности информации не означает ее ненужность и второстепенность, поскольку только аудит содержания информации на уровне корпорации позволит разобраться в соответствии стратегии корпорации ее внутренней политике, управлении рисками, в сопоставимости отдельных показателей разных временных периодов, в корпоративном управлении. Аудиторская проверка в этом случае основывается на профессиональном суждении и требует полноты раскрытия всей информации.

Рассмотрим подробнее выгоды от улучшения прозрачности корпоративной отчетности. В результате международного опроса, проведенного PricewaterhouseCoopers, были определены следующие выгоды от улучшения прозрачности корпоративной отчетности: большее доверие к менеджерам, усиление внимания аналитиков, привлечение долгосрочных инвесторов, доступ к новому капиталу, более высокая стоимость акций.

Большее доверие к менеджерам является важнейшей выгодой, связанной с улучшением прозрачности корпоративной отчетности. Наряду с

17 www.bt.com

доверием, важнейшим фактором является искренность менеджеров в раскрытии как хорошей, так и плохой информации, если какие-то намеченные цели остались нерешенными. Лучше искреннее признание происшедшего, чем сокрытие этой информации. Доверие к менеджерам в этой связи будет больше. Традиционно прибыль являлась единственным показателем, характеризующим деятельность корпорации. Любое ухудшение этого показателя сказывается на цене акций и вызывает отрицательный эффект со стороны инвесторов. Однако, использование более разнообразной информации позволит интерпретировать ситуацию в корпорации более реалистично.

Усиление внимания к корпорациям со стороны аналитиков связано с изучением и определением инвестиционных возможностей корпорации, а это возможно только в случае предоставления подробной информации о корпорации. Внимание аналитиков зависит от рыночной капитализации. Корпорациям с малой капитализацией уделяется меньше всего внимания со стороны аналитиков, и заинтересовать их внимание возможно только через улучшение прозрачности корпоративной отчетности.

Привлечение долгосрочных инвесторов способствует стабильности корпорации. Следовательно, для долгосрочных инвесторов мало информации о прибыли за квартал или год. Они нуждаются в информации о различных показателях деятельности корпорации, в том числе прогнозных. Долгосрочные инвесторы, выбирая корпорацию для инвестирования, безусловно, отдадут предпочтение той корпорации, которая предоставляет более прозрачную информацию, поскольку риски для инвесторов будут меньше.

Доступ к новому капиталу облегчается через улучшение прозрачности корпоративной отчетности. Инвестиции в корпорацию являются реальными в том случае, когда инвесторы удовлетворены предоставленной информацией. Облегченный доступ к капиталу позволяет снизить затраты на капитал.

Более высокая стоимость акций корпораций возможна в результате улучшения прозрачности корпоративной отчетности. Любое утаивание информации сказывается на стоимости акций в сторону понижения. Проведенный опрос показал, что 56% инвесторов считают, что информационная прозрачность является одним из факторов, оп-

ределяющих цену акций на рынке18. У корпораций, улучшивших прозрачность корпоративной отчетности, в первый год акции дорожали в среднем на 7,1% больше, чем в целом по отрасли, во второй год — на 8,4%19.

Данные о восприятии инвесторами различных стран выгод от улучшения корпоративной отчетности приведены в табл. 3.3.220.

Анализ опроса показал, что не существует серьезных различий в восприятии инвесторами различных стран выгод от улучшения корпоративной отчетности независимо от различий в системах бухгалтерского учета и формирования отчетности, рынках капитала. Кроме того, было установлено, что усиление информационной прозрачности способствует росту цен на акции и увеличению ликвидности акционерного капитала. Следует согласиться с мнением 81% аналитиков и 77% инвесторов, что улучшение прозрачности корпоративной отчетности способствует более качественному управлению корпорацией21.

Доверие к менеджерам возрастает в процессе улучшения корпоративной отчетности. Однако, сами менеджеры выгоды от улучшения корпоративной отчетности сводят лишь к росту стоимости акций.

Следует отметить, что существует и негативное отношение со стороны руководителей корпораций в связи с детальным раскрытием текущей информации о деятельности корпорации и ее планов на будущее. Выделим основные их доводы.

Прибыль является самым важным показателем. Однако, следует отметить, что информация о прибыли является недостаточно полезной для инвесторов. Многочисленные проведенные опросы подтверждают это. Инвесторов интересуют показатели деятельности корпорации в полном объеме.

В отчетности отражается достаточно много информации для инвесторов и других пользовате-

18 Robert G. Eccles, Robert H. Herz, E. Vary Keegan, David M.H. Phillips Value reporting revolution. Moving Beyond Earning Games, John Wiley & Sons, Inc., 2001, p. 199.

" Paul M. Healy, Amy P. Hutton, and Krishna G. Palepu, «Stock Performance and Intermediation Changes surrounding Sustained Increases in Disclosure», Contemporary Accounting Research 16(3) (Fall 1999): 485-520.

211 Robert G. Eccles, Robert H. Herz, E. Vary Keegan, David M.H. Phillips Value reporting revolution. Moving Beyond Earning Games, John Wiley & Sons, Inc., 2001, p. 190.

21 Robert G. Eccles, Robert H. Herz, E. Vary Keegan, David M.H. Phillips Value reporting revolution. Moving Beyond Earning Games, John Wiley & Sons, Inc., 2001, p. 202.

Таблица 3.3.2

Восприятие инвесторами различных стран выгод от улучшения корпоративной отчетности

(числовые данные — в %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страны Большее Больше Большее Облегченный Более

доверие к долгосрочных внимание доступ к новому высокая

менеджерам инвесторов аналитиков капиталу стоимость акций

Австралия 70 44 42 60 40

Великобритания 52 46 34 44 38

Германия 62 47 68 66 53

Гонконг 64 56 50 54 62

Дания 90 64 12 60 48

Италия 90 80 64 82 70

Нидерланды 70 63 63 74 64

Сингапур 81 59 55 73 75

США 80 64 34 44 58

Тайвань 54 56 42 50 СО Г«")

Франция 92 70 94 84 80

Швейцария 82 63 76 68 72

Швеция 74 64 52 66 56

Япония 94 67 72 53 45

В среднем 75 60 54 63 57

лей. Следует отметить, что не количество информации, а ее качество и полезность являются для инвесторов первостепенными. Как подтверждает практика, традиционная отчетность содержит много бесполезной информации для инвесторов.

Включение дополнительных показателей в отчетность обходится дорого. Общеизвестно, что использование Интернета позволяет существенно снизить издержки представления информации. Кроме того, возможности Интернета позволяют формировать отчетность в зависимости от запроса конкретного инвестора.

Плохая информация отрицательно скажется на цене акций. С этим доводом менеджеров следует согласиться.

Детальной информацией, предоставляемой корпорацией, могут воспользоваться конкуренты.

Возможно, опасения менеджеров и оправданны, но получить конкурентное преимущество, располагая лишь информацией, достаточно сложно, даже если поменять стратегию корпорации.

Важная причина, по которой менеджеры неохотно раскрывают информацию, состоит в том, что в случае получения результатов деятельности по сравнению с запланированными в худшую сторону, им грозит наказание со стороны руководства корпорации.

В то же самое время выполнение основной задачи менеджеров - создание стоимости для акционеров, обязывает их предоставлять всю необходимую информацию для акционеров. Многие руководители корпораций сделали для себя вывод о том, что лучшая прозрачность - это лучший бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.