Научная статья на тему 'Отчетность о стоимости как инновационный подход информационного обеспечения запросов групп заинтересованных лиц: преимущества и недостатки'

Отчетность о стоимости как инновационный подход информационного обеспечения запросов групп заинтересованных лиц: преимущества и недостатки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧЕТНОСТЬ О СТОИМОСТИ / СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаговская Е.А.

Проанализирована модель отчетности о стоимости на предмет удовлетворения запросам групп заинтересованных лиц в контексте раскрытия информации о стоимости компании, а также о ее приросте в сравнении с предыдущим периодом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчетность о стоимости как инновационный подход информационного обеспечения запросов групп заинтересованных лиц: преимущества и недостатки»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 657.1

ОТЧЕТНОСТЬ О СТОИМОСТИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАПРОСОВ ГРУПП ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЯИЦ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Е. А. ЛАГОВСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры бухгалтерского учета E-mail: lagovskaya1@meta. ua Житомирский государственный технологический университет

I*

В статье проанализирована модель отчетности о стоимости на предмет удовлетворения запросов групп заинтересованных лиц в контексте раскрытия информации о стоимости компании, а также о ее приросте в сравнении с предыдущим периодом.

Ключевые слова: отчетность о стоимости, стоимость.

После внедрения концепции стоимостно-ориентированного управления в практику деятельности зарубежных хозяйствующих субъектов было представлено более 10 новых моделей отчетности, ориентированных на повышение уровня прозрачности компании путем раскрытия не только финансовой, но и широкого спектра нефинансовой информации. В частности,

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете.

были разработаны: «Отчет Дженкинса» (Jenkins Report), «Отчет компании будущего» (Tomorrow's Company Report), «Годовой отчет XXI в.» (21st Century Annual Report), «Неизбежная смена» (Inevitable Change), «Совершенная отчетность» (Inside Out), «Отчетность о стоимости» (Value Reporting), «Отчетность об устойчивом развитии» (GRI), «Отчетность Бруклинского учреждения» (The Brookings Institution), «Динамика стоимости» (Value Dynamics), «Усовершенствованная отчетность» (Enhanced Business Reporting), «Интегрированная отчетность» (Integrated Reporting).

Все вышеуказанные подходы к формированию отчетности ориентированы в первую очередь на повышение прозрачности компаний. Разработчиками их подавляющего большинства являются профессиональные бухгалтерские организации, в частности Американский институт общественных бухгалтеров («Отчет Дженкинса», «Годовой отчет XXI в.»,

«Совершенная отчетность»), Институт присяжных бухгалтеров Шотландии («Неизбежная смена»), а также специально созданные комитеты: London-based RSA (The Royal Society for Encouragement of Art, Manufactures & Commerce) («Отчет компании будущего»), Консорциум усовершенствованной отчетности («Усовершенствованная отчетность»), Международный комитет интегрированной отчетности («Интегрированная отчетность»), Глобальная инициатива по отчетности («Отчетность о устойчивом развитии»), Вашингтонское отделение Бруклинского учреждения («Отчетность Бруклинского учреждения»). Кроме этого, новые модели формирования отчетности предложила аудиторская компания PricewaterhouseCoopers («Отчетность о стоимости»), а также группа ученых — Р. Боул-тон (R. Boulton), Б. Либерт (B. Libert), С. Самека (S. Samek) («Динамика стоимости»).

Общим для этих подходов является то, что они носят необязательный характер и являются дополнением к традиционной финансовой отчетности, кроме интегрированной отчетности, предусмат-

ривающей интеграцию финансовой отчетности с нефинансовой. В свою очередь отсутствие требований об обязательном использовании рассмотренных выше моделей значительно усложняет возможность сравнения информации, раскрываемой разными компаниями. А возможность адаптации данных методик к специфике конкретной компании затрудняет возможность проверки достоверности представленной информации.

Общим для всех вышерассмотренных моделей, кроме «Отчетности об устойчивом развитии», является отсутствие поддержки со стороны практического бизнеса, поэтому в дальнейшем исследовании сконцентрируем внимание на «Отчетности о стоимости».

Основные характеристики вышеуказанного подхода к формированию отчетности приведены в табл. 1.

Разработчиком «Отчетности о стоимости» (Value Reporting) является аудиторская компания PricewaterhouseCoopers, входящая в четверку крупнейших аудиторских компаний мира.

критерий Характеристика

Разработчик Аудиторская компания PricewaterhoшeCoopers

Цель Расширение традиционной корпоративной отчетности с целью удовлетворения потребностей инвесторов и аналитиков

Состав Отчет об оценке стоимости бренда. Отчет об экономической добавленной стоимости. Система показателей для оценки нематериальных активов. Скорректированный баланс. Скорректированный отчет о финансовых результатах. Отчет о добавочной стоимости

Содержание информации Обзор рынка. Стоимостная стратегия. Финансовые результаты деятельности. Риски. Результаты деятельности отдельных сегментов. Платформа стоимости

Страны распространения Великобритания. США. Нидерланды. Швейцария и другие страны Западной Европы

Наличие четко определенной структуры Отсутствует

Отношение к законодательно закрепленным формам Дополнение

Обязательность Необязательная

Контроль за достоверностью раскрываемой информации Аудиторский (по решению собственника)

Таблица 1

Основные характеристики «Отчетности о стоимости» (Value Reporting) как инновационного подхода предоставления информации

Основной причиной, которая явилась толчком к разработке данного подхода, стала неспособность традиционной отчетности удовлетворять информационные потребности как инвесторов, так и самих компаний, что, как следствие, проявляется в неадекватной оценке стоимости последних. Подтверждением данного вывода являются исследования, проведенные Market & Opinion Research International среди исполнительных директоров, показавшие, что 61 % респондентов считают, что акции их компаний недооценены, 31 % — что акции оценены правильно, 5 % — что акции переоценены [3, с. 48]. Возникновение данной ситуации является прямым следствием неравномерности информационного обеспечения внутренних и внешних пользователей. Как отмечают Р. Эсселс (R. Eccels), Р. Херз (R. Herz), Е. Киган (E. Keegan) и Д. Филипс (D. Phillips), «рынок находится в темноте или как минимум в сумерках при установлении цены акций. Он просто не имеет возможности получить информацию, необходимую ему для правильного определения стоимости компаний» [3, c. 37]. Именно на решение проблемы недостаточности информационного обеспечения внешних стейкхолдеров и ориентирована модель «Отчетности о стоимости» (Value Reporting), главная идея которой заключается в повышении уровня прозрачности предприятия путем расширения традиционной отчетности с целью удовлетворения интересов инвесторов и аналитиков.

Разработчики предлагают строить новый подход к отчетности на основе трех уровней регулятивных механизмов:

1) набора глобальных принципов бухгалтерского учета;

2) отраслевых стандартов для оценки и отображения специфической отраслевой информации;

3) рекомендаций для раскрытия специфической для предприятия информации, связанной с его стратегией, планами, управлением рисками, политикой компенсаций, корпоративным управлением, показателями оценки результатов деятельности [2, c. 15].

При этом в качестве глобальных принципов бухгалтерского учета разработчики предлагают использовать принципы, приведенные в Меж-

дународных стандартах финансовой отчетности (МСФО), позволяющие обеспечить сопоставимость информации, раскрываемой функционирующими в разных странах компаниями. Это обеспечит доступ последних к глобальному рынку капитала.

По мнению разработчиков, отраслевые стандарты позволят сравнить информацию, предоставляемую компаниями, функционирующими в одной отрасли как в пределах одной страны, так и за ее пределами.

Рекомендации для раскрытия информации относительно специфики предприятия включают общие требования и ориентированы на дополнительное повышение уровня их прозрачности.

В основу новой модели отчетности — «Отчетность о стоимости» (Value Reporting) положены следующие требования:

1) построение внешней отчетности на основе внутренней, т. е. перед менеджерами ставится задача предоставлять внешним пользователям информацию, используемую в процессе управления;

2) определение информации, необходимой стейкхолдерам. Менеджерам необходимо убедиться в том, что они предоставляют внешним пользователям именно ту информацию, которая им нужна, и в удобной форме;

3) передача релевантной информации, полученной из внешних источников. Компания должна собирать информацию из внешних источников для проведения внутреннего анализа, принятия решений и передавать данную информацию внешним пользователям;

4) отчет о реальной ситуации, сложившейся на предприятии. Необходимо предоставление инвесторам и стейкхолдерам возможности оценить экономические, экологические и социальные аспекты деятельности предприятия;

5) уравновешивание рисков и расходов с потенциальными выгодами. Менеджеры должны уравновешивать выгоды от повышения уровня прозрачности и расходы, связанные с подготовкой информации [2, с. 105—120].

То есть к «Отчетности о стоимости» (Value Reporting) должен прилагаться широкий спектр информации, отсутствующей в финансовой отчетности, однако необходимой для обеспечения

удовлетворения информационных потребностей внешних стейкхолдеров. Данная информация не ограничивается только информацией, полученной из внутренних источников, весьма важное значение имеет проведение детального анализа и раскрытие информации, касающейся окружающей среды предприятия. Собранная информация должна охватывать все стороны деятельности предприятия — экономическую, социальную, экологическую. При этом затраты на сбор, подготовку и передачу информации внешним пользователям не должны превышать размера возможных выгод.

Одновременно следует отметить, что, как отмечают члены Института присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW), «... «Отчетность о стоимости» (Value Reporting) — это не просто средство передачи внешним пользователям той информации, что используется в процессе управления. Она предполагает необходимость определения ключевых показателей, на основе которых осуществляется управление бизнесом и сравнение данных показателей с теми показателями, которые рынок считает важными» [6, с. 60].

Для определения ключевых показателей представители данной организации предлагают следующую последовательность:

1) построение бизнес-модели, отражающей причинно-следственные связи между ключевыми драйверами стоимости, затем — идентификация показателей, которые лучше могут их оценить;

2) разработка новой модели оценки результатов деятельности;

3) утверждение разработанной бизнес-модели и показателей оценки результатов деятельности;

4) сравнение взглядов управленческого персонала с взглядами рынка касательно оценки важности показателей [6, с. 60].

То есть «Отчетность о стоимости» (Value Reporting) ориентирована не просто на раскрытие информации, она предусматривает необходимость идентификации ключевых факторов стоимости и информирования об эффективности управления ими внешних стейкхолдеров.

Проанализируем более детально специфику содержания данного подхода к формированию отчетности (табл. 2).

Информация, приводимая в «Отчетности о стоимости» (Value Reporting), охватывает следующие направления:

— обзор рынка;

— стратегию создания стоимости;

— управление стоимостью;

— платформу создания стоимости.

Первое направление касается внешней, остальные — внутренней среды предприятия. Обзор рынка включает анализ конкурентной, правовой, макроэкономической среды. Стратегия создания стоимости — описание целей, задач, специфики управления, организационной структуры. Управление стоимостью — анализ финансовых результатов деятельности предприятия, финансового состояния, особенностей управления рисками, результатов деятельности по бизнес-сегментам. Платформа создания стоимости—описание инноваций, брендов, клиентов, сотрудников, репутации, социальных и экологических аспектов деятельности [3, c. 213].

При этом разработчики подчеркивают, что информация по всем четырем направлениям должна

Таблица 2

Специфика содержания «Отчетности о стоимости» (Value Reporting)

критерий Характеристика

Сочетание финансовых и нефинансовых данных Отчетность содержит: аналитические данные, используемые при управлении операционной деятельностью; подробную информацию о результатах деятельности по бизнес-сегментам, как финансовую, так и нефинансовую

Аналитический срез В отчетности приводится управленческий анализ тенденций изменения как финансовых, так и нефинансовых показателей

Прогнозный срез Отчетность содержит информацию относительно возможностей и рисков, планов управленческого персонала, идентификацию ключевых факторов успеха

Наличие информации об управленческом персонале и акционерах Отчетность включает информацию о директоре, ключевом управленческом персонале, размере их компенсаций, а также информацию об акционерах и взаимоотношениях с третьими сторонами

Наличие общей информации о предприятии В отчетности описываются цели деятельности предприятия, его стратегия, влияние отрасли

раскрываться в неразрывной взаимосвязи. То есть необходимо раскрытие информации относительно того, как менеджеры оценивают ситуацию, сложившуюся на рынке, в частности уровень конкуренции, барьеры вхождения в отрасль, а значит, перспективы появления новых конкурентов, характер конкуренции, ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе, общую ситуацию в стране, а именно уровень инфляции, размер валового внутреннего продукта, национального дохода и характер влияния данных факторов на результаты деятельности предприятия.

Также необходимо раскрывать информацию в разрезе ожиданий управленческого персонала по изменению состояния политической системы и относительно возможного влияния данного изменения на дальнейшую деятельность управляемого ими предприятия. При этом разработчики модели «Отчетность о стоимости» (Value Reporting) особое внимание обращают на то, что поскольку источниками вышеупомянутой информации в основном являются внешние, менеджеры должны обращать особое внимание на проверку ее достоверности и надежности источника.

Кроме этого, в отчетности должна содержаться информация о выбранной стратегии, что дает возможность внешним пользователям оценить, каким образом компания будет создавать стоимость в будущем. Весьма важным является также раскрытие количественных и качественных параметров будущего развития, т. е. определения финансовых, экологических, социальных показателей, на достижение которых ориентировано предприятие. Следует раскрывать информацию о сильных сторонах деятельности предприятия, возможность их использования для реализации выбранной стратегии.

Рассмотренная выше информация приводится в неразрывной взаимосвязи с информацией, касающейся эффективности управления стоимостью предприятия в прошлом, оцениваемой на основе финансовых показателей деятельности. При этом показатели традиционной финансовой отчетности должны дополняться такими показателями, как рентабельность капитала, прибыль после вычета стоимости капитала, скорректированная на уровень риска рентабельность капитала [2, с. 125]. Важным является приведение данных показателей в динами-

ке и проведение анализа тенденций их изменения. Одновременно разработчики отмечают важность включения в отчетность показателя «Совокупная акционерная доходность» (TSR), поскольку он имеет важнейшее значение для акционеров, и ключевых рисков по сегментам бизнеса, а также способов управления ими. По этому поводу С. Дипизза (S. DiPiazza) и Р. Эсселс (R. Eccels) отмечают, что акционеры и другие группы стейкхолдеров четко осознают, что компании сталкиваются с рисками в процессе создания стоимости. Они просто должны знать, что это за риски, верхнюю и нижнюю границу их влияния и каким образом компания может ими управлять» [2, с. 125].

Не менее важным является раскрытие информации о способности предприятия создавать стоимость в будущем, что может быть определено исходя из наличия материальных и нематериальных ресурсов, уровня инновационности деятельности, наличия постоянных клиентов, удовлетворенности рабочими своей работой, наличием положительной деловой репутации.

Согласно рекомендациям представителей компании PricewaterhouseCoopers информация по первым двум направлениям имеет преимущественно описательный характер, по последнему — оформляется в виде отчетов, в состав которых включаются: отчет об оценке стоимости бренда, отчет об экономической добавленной стоимости, система показателей оценки нематериальных активов, скорректированный баланс, скорректированный отчет о финансовых результатах.

В отчете об экономической добавленной стоимости приводится информация о размере экономической прибыли, генерируемой предприятием и рассчитываемой с учетом стоимости капитала. Система показателей оценки нематериальных активов включает совокупность показателей в разрезе составляющих интеллектуального капитала. Баланс корректируется путем включения стоимости нематериальных активов, в части стоимости бренда и стоимости человеческих ресурсов и переоценки активов по справедливой стоимости. В отчете о финансовых результатах раскрывается уровень доходов или расходов по результатам переоценки активов.

Одновременно следует отметить, что, по словам разработчиков, важной предпосылкой

обеспечения эффективности передачи информации с помощью «Отчетности о стоимости» (Value Reporting) является ликвидация коммуникационных барьеров, включающих информационные барьеры, барьеры отчетности, барьеры качества, барьеры понимания, барьеры восприятия. Значение данных барьеров заключается в следующем:

1) информационные барьеры — разница между тем, какую ценность инвесторы и аналитики вкладывают в показатели, и тем, насколько они удовлетворены информацией, предоставляемой менеджерами;

2) барьеры отчетности — разница между тем, какую ценность менеджеры вкладывают в показатели, и тем, как активно они работают для представления их пользователям;

3) барьеры качества — разница между тем, какую ценность менеджеры вкладывают в показатели, и надежностью их предоставления информационной системой предприятия;

4) барьеры понимания — разница между ценностью, вкладываемой менеджерами в показатели, и ценностью, которую вкладывают в них инвесторы и аналитики;

5) барьеры восприятия — разница между тем, как активно менеджеры работают над тем, чтобы представить показатели, и тем, как инвесторы и аналитики воспринимают адекватность представленной информации [3, с. 131].

Для ликвидации вышерассмотренных коммуникационных барьеров необходимо проведение детального маркетингового исследования с целью выяснения информационных потребностей внешних стейкхолдеров и определения способов удовлетворения данных потребностей.

Так, «Отчетность о стоимости» (Value Reporting) как средство передачи информации о деятельности предприятия ориентирована на повышение прозрачности предприятия для обеспечения возможности адекватной оценки его стоимости внешними пользователями.

В качестве основного недостатка данного подхода можно выделить слабую поддержку со стороны бизнеса, связанную с тем, что менеджеры не хотят раскрывать дополнительную информацию о результатах деятельности возглавляемых ими организаций и структурных подразделений, а также в разрезе планов будущей деятельности,

поскольку, как отмечают Р. Эсселс (R. Eccels), Р. Херз (R. Herz), Е. Киган (E. Keegan) и Д. Филипс (D. Phillips), они считают, что:

1) рынок интересует информация только в отношении доходов;

2) предприятием и так раскрывается значительный объем информации, необходимо только концентрировать внимание на ее содержании;

3) если предприятие начнет раскрывать определенную информацию, оно не сможет прекратить ее предоставлять, поскольку это приведет к потере репутации;

4) подготовка и передача информации предполагает необходимость несения значительного объема расходов;

5) несмотря на объем раскрываемой предприятием информации, финансовые аналитики и менеджеры всегда считают его недостаточным;

6) плохие показатели могут привести к падению курса акций;

7) значительный объем показателей, предоставляемых внешним стейкхолдерам, является нерелевантным;

8) конкуренты смогут использовать данную информацию, которая приведет к уменьшению конкурентных преимуществ;

9) клиенты и поставщики смогут узнать о том, сколько денег зарабатывает компания;

10) нормы действующего законодательства могут ограничивать объем предоставляемой информации внешним пользователям [3, с. 203—208].

Однако многие из вышерассмотренных замечаний преувеличены. В частности, неоднократные исследования показали, что рынок интересует не только информация в разрезе доходов. Так, компания PricewaterhouseCoopers, проведя опрос среди институциональных инвесторов и финансовых аналитиков в США и 13 странах Европы и Азии, идентифицировала девять ключевых факторов, которые учитываются при принятии инвестиционных решений: доходы, денежные потоки, расходы, капитальные затраты, инвестиции в исследования и разработки, результаты деятельности по сегментам, внедрение новой продукции, доля рынка [3, с. 124]. Данные факторы являются как финансовыми, так и нефинансовыми. Информация о последних факторах не находит отражения в традиционной отчетности. Получение данного

вида информации не в полном объеме может привести к неадекватной оценке стоимости компании. Кроме этого, уровень затрат на подготовку отчетности, а также релевантность представленных в ней показателей зависят в первую очередь от способности управленческого персонала организовать данный процесс, а клиенты и поставщики в первую очередь заинтересованы в наличии надежного партнера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако помимо слабой поддержки со стороны бизнеса, к недостаткам отчетности о стоимости Ф. Эугстер (F. Eugster) и А. Вэгнэр (A. Wagner) относят: увеличение расходов, опасность снижения стоимости предприятия в связи с получением информации о деятельности предприятия конкурентами, необходимость разработки стандарта подготовки отчетности самой компанией [4, с. 1—33]. Схожие недостатки отмечает также Д. Филлипс (D. Phillips), дополняя их сложностью выбора адекватной модели оценки нематериальных активов [7]. Г. Молл (G. Moll) в качестве недостатков отчетности о стоимости выделяет сложность проверки достоверности представленной информации и возможность неотражения негативных тенденций в деятельности предприятия по решению руководителя [5, с. 26—29]. И. Колмен (I. Coleman) утверждает, что увеличение объема информации, предоставляемой внешним стейкхолдерам, предусмотренное отчетностью о стоимости, не обязательно обеспечит возможность получения выгод для компании. Кроме этого, ученый отмечает отсутствие прямой связи между стоимостью капитала и объемом предоставленной информации, сложности сравнения информации, представленной различными компаниями, сложности согласования методики расчета показателей, особенно нефинансовых, разными компаниями [1, с. 1—16].

Наряду с этим подготовка отчетности о стоимости позволяет получить ряд преимуществ. В частности, Р. Эсслес (R. Eccles) утверждает, что использование отчетности о стоимости позволяет повысить уровень доверия к управленческому персоналу, увеличить количество инвесторов, ориентированных на долгосрочную перспективу, повысить приверженность аналитиков, расширить доступ к рынку капитала, повысить стоимость акций [3, с. 191—200]. Повышение уровня доверия

к управленческому персоналу также отмечает и И. Колмен (I. Coleman). К преимуществам данного подхода к формированию отчетности, по его мнению, относятся: предоставление информации, ориентированной на будущее; сочетание финансовой информации с широким спектром информации нефинансового характера; предоставление инвесторам и аналитикам возможности оценить качество созданной акционерной стоимости; предоставление информации касательно будущих денежных потоков, которую инвесторы и аналитики считают важной для адекватной оценки стоимости предприятия; возможность адаптации отчетности к потребностям конкретной компании [1, с. 1—16]. Ф. Эугстер (F. Eugster) и А. Вэгнэр (A. Wagner) утверждают, что подготовка «Отчетности о стоимости» позволяет снизить стоимость капитала, повысить обоснованность решений по распределению ресурсов, повысить ликвидность акций компании и улучшить ее репутацию [4, с. 1—33]. Похожие преимущества выделяет также Г. Молл (G. Moll) [5, с. 26—29].

Итак, главными недостатками отчетности о стоимости являются сложность проверки достоверности представленной информации и сложность сравнения информации, представленной различными компаниями, что обусловлено отсутствием требований об обязательности соблюдения рекомендаций разработчиков и возможностью их адаптации к специфике конкретной компании. Однако раскрытие информации внешним пользователям по данной форме позволяет повысить уровень прозрачности предприятия, что обеспечивает возможность более адекватной оценки его стоимости, способствует повышению деловой репутации и формированию доверия к управленческому персоналу со стороны рынка. Кроме этого, надлежащее использование и интеграция отчетности о стоимости во внутренний процесс управления создает динамичный инструмент для оценки и мониторинга ключевых аспектов деятельности и коммуникации информации о созданной стоимости внешним стейкхолдерам [2, с. 122].

Проведенное исследование позволило установить низкий уровень информативного обеспечения групп заинтересованных лиц вследствие неудовлетворительного уровня полезности моделей

бухгалтерской отчетности, особенно в процессе оценки стоимости. Ограничение объема информации, предоставляемой внешним стейкхолдерам, приводит к снижению инвестиционной привлекательности предприятий в связи с неспособностью инвесторов адекватно определить их стоимость и будущую доходность инвестиций. Кроме этого, недостаточный объем информации не позволяет существующим инвесторам правильно оценить эффективность использования вложенных инвестиционных ресурсов и, соответственно, может привести к принятию решений об изъятии капитала и его вложении в деятельность других бизнес-единиц. Необходимость изменения подхода к раскрытию информации внешним пользователям приобретает особую актуальность для обеспечения надлежащего уровня конкурентоспособности украинских предприятий не только на мировом, но и на национальном рынке капитала. Учитывая вариативность информационных запросов различных групп заинтересованных лиц, необходимо формирование адаптивной модели интегрированной отчетности как источника информации о стоимости субъектов хозяйствования, что позволит нивелировать недостаток существующих подходов информационного обеспечения запросов стейкхолдеров.

Список литературы

1. Coleman I. Pursuing Value: Reporting Gaps in UK / I. Coeman, R. Eccles // PwC, 1997. 16 p.

2. DiPiazza S. Building Public Trust: The Future of Corporate Reporting / S. DiPiazza, R. Eccels.: Wiley&Sons Inc., 2002. 188 p.

3. Eccels R. The Value Reporting Revolution: Moving Beyond the Earnings Game / R. Eccels, R. Herz, E. Keegan, D. Philips.:Wiley&Sons Inc., 2001. 369 p.

4. Eugster F. The Value to Shareholders of Value Reporting by Companies [Электронный ресурс] / F. Eugster, A. Wagner. 2010. P. 1—33. Режим доступа: http://www. cfr-cologne. de/download/researchseminar/ WS1011/The_Value_to_Shareholders_of_Value_ Reporting_by_Companies_2010.pdf.

5. Moll G. Corporate Reporting: How Words Add Value // Corporate Reporting.: PwC, 1998. P. 26—29.

6. New Reporting Model for Business: Information for Better Markets Initiative. ICAEW, 2010. 82 p.

7. Phillips D. Value Reporting: Its Time to Act; Companies Today Can no Longer to Give a Full Picture of Their Value Using Traditional Methods. There is no Excuse to Give The Market What It Wants [Электронный ресурс] / D. Phillips // European Business Forum, 2001. Режим доступа: http://findarticles. com/p/articles/mi_hb4779/is_5/ ai_n28892713/pg_4/?tag=content;col1.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.