Научная статья на тему 'Оценка циклов стоимости бизнеса'

Оценка циклов стоимости бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурцев В.В.

Раскрываются понятия бизнес-сегментов коммерческой организации и центров экономической добавленной стоимости, обосновывается актуальность проблем цикличности развития коммерческой организации и ее бизнес-сегментов, вводится понятие жизненного цикла бизнес-сегментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка циклов стоимости бизнеса»

УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ

Д-р экон. наук В. В. Бурцев ОЦЕНКА ЦИКЛОВ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

Раскрываются понятия бизнес-сегментов коммерческой организации и центров экономической добавленной стоимости, обосновывается актуальность проблем цикличности развития коммерческой организации и ее бизнес-сегментов, вводится понятие жизненного цикла бизнес-сегментов.

«Инновация может появиться в любом месте, где сходятся светлые умы и предпринимательский дух».

Сэмюэл А. Дипиаза, Роберт Дж. Экклз «Будущее корпоративной отчетности.

Как вернуть доверие общества»

В экономике пертурбация: банкротства крупных мировых корпораций; распад аудиторских фирм; уголовные и гражданские процессы против высших менеджеров, известных финансовых институтов и адвокатских контор; неустойчивость фондового рынка, обусловленная пересмотром результатов деятельности компаний и обеспокоенностью инвесторов. Последствия глобальны и могут стать предвестниками финансового кризиса. Почему это случилось? Многие специалисты признают, что одной из основных причин может быть несовершенство корпоративной отчетности, обусловливающее проблему информационных пробелов рынка.

Значительная часть информации, поступающей сейчас на рынок в форме корпоративной отчетности, не соответствует потребностям ее пользователей. Какие показатели восполнят эти пробелы и помогут инвесторам принимать обоснованные решения? Чтобы ответить на этот сложный вопрос, следует провести серьезное научное исследование. Необходимо определить систему показателей активности бизнеса, позволяющую рассчитать стадию его жизненного цикла и стадию цикла его стоимости. Идентификация фазы и стадии цикла стоимости бизнеса сделает возможным прогноз и оценку его долгосрочного развития.

По каким показателям можно судить об успехе бизнеса?

В последние годы в зарубежной экономической литературе довольно часто звучит критика традиционных финансовых показателей. Показатели, формируемые в среде традиционного бухгалтерского учета, в значительной мере утратили ценность для менеджмента и инвесторов. В 1997-1998 гг. компания Price Waterhouse Coopers провела глобальный опрос среди сотен институциональных инвесторов и фондовых аналитиков в 14 странах. Всего 19% опрошенных инвесторов и 27% аналитиков признали финансовые отчеты полезным инструментом выявления подлинной стоимости компаний. Составители отчетов - т. е. сами компании - с таким суждением вполне согласны. Только 38% руководителей фирм в США считают полезной для принятия решений отчетность своих компаний. Картина даже еще драматичнее.

В этой связи многие известные специалисты, высокие профессионалы бухгалтерского учета и аудита предлагают свои оригинальные идеи решения проблемы низкой информативности существующих форм корпоративной отчетности. Среди наиболее серьезных, можно сказать фундаментальных, разработок, получивших достаточно широкое применение в учетно-аналитической работе корпораций, следует отметить систему сбалансированных показателей (The Balanced Scorecard, BSC), предложенную директором Norlan Norton Institute Дэвидом Нортоном (в настоящее время занимает пост руководителя Balanced Scorecard Collaborative) и профессором Harvard Business School Робертом Капланом, а также специалистами фирмы Price Waterhouse Coopers. Это концепция отчетности о стоимости (Value Reporting), включающая трехуровневую модель обеспечения прозрачности корпораций, которая дополняет традиционный набор стоимостных характеристик бизнеса информацией о нефинансовых результатах деятельности и о нематериальных активах. Также, на наш взгляд, заслуживает определенного внимания проект изучения влияния нематериальных активов на показатели стоимости бизнеса, организованный профессором Барухом Левом в Стерновской школе бизнеса при Нью-Йоркском университете. Тем не менее, проблема качества корпоративной отчетности остается открытой, а предложения специалистов, с нашей точки зрения, лишь добавляют новые штрихи, новые красочные рисунки на «упаковку» стоимости бизнеса, не раскрывая ее содержимого.

Необходима система показателей, позволяющая с достаточной степенью точности прогнозировать успешность бизнеса в долгосрочной перспективе, а точнее - определять стадию жизненного цикла бизнеса.

Жизненный цикл бизнеса и ожидания рынка

Согласно современным концепциям менеджмента, одним из наиболее содержательных показателей, предвещающих долгосрочный фи-

нансовый успех бизнеса, является мера остаточной прибыли (т. е. прибыли за вычетом платы за капитал), называемая экономической добавленной

TM

стоимостью (Economic Value Added; EVA ). Обеспечить формирование экономической добавленной стоимости как основного фактора финансирования воспроизводства - одна из важнейших функций менеджмента акционерного предприятия (корпорации). Новая стоимость создается в результате объединения капиталов (функция финансирования) и их вложения в определенные механизмы получения предпринимательской прибыли (функция инвестирования). Предприятие же (корпорацию) в целом можно рассматривать как совокупность механизмов создания стоимости, или совокупность форм приращения вложенных в него средств. Назовем эти формы приращения ресурсов сегментами бизнеса, или бизнес-сегментами (БС).

Функция любого БС конечна и рано или поздно перестает реализо-вываться (что, вероятно, зависит от критического уровня управленческих ошибок). Приняв за аксиому цикличность любой человеческой деятельности, включая бизнес, можно допустить, что при прочих равных условиях каждый из БС имеет определенный жизненный цикл (ЖЦ), состоящий из следующих фаз: зарождение, рост, зрелость, спад. В рамках корпорации происходит их перманентное обновление. Чтобы предприятие продолжало успешно функционировать, оно должно периодически «обновляться своим содержанием» (при этом новые БС должны создаваться с той же скоростью, с какой «закрывают» старые). Вследствие этого должна изменяться и его стоимость. Организацией и управлением этими процессами занимается менеджмент. Но могут ли владельцы бизнеса эффективно контролировать процессы изменения стоимости?

Покупая акции определенной корпорации, инвестор финансирует те или иные БС. Разумеется, все БС взаимозависимы, и для рядового акционера, по большому счету, не имеет значения, при помощи каких БС предприятием была получена экономическая прибыль, а какие снизили экономическую добавленную стоимость корпорации. В принципе инвестор не имеет представления о ЖЦ БС финансируемой им корпорации, а поэтому он не может прогнозировать ее успех, опираясь лишь на показатели деятельности корпорации как единого хозяйственного комплекса. В то же время, если все БС корпорации единовременно находятся в стадии спада, то крах корпорации неизбежен, если не «обновить» БС или не заменить их. Инвестор же, анализируя отчетность корпорации в отрыве от отчетности ее БС и полагаясь лишь на сигналы рынка, не всегда сможет своевременно «уловить» этот момент и вовремя продать свои акции.

Для того чтобы принимать обоснованные финансовые решения, инвестору нужно иметь качественную информацию о БС финансируемой им корпорации. Информацию о каждом БС следует отражать в соответст-

вующей корпоративной отчетности, включающей финансовые и нефинансовые показатели. Отчетность БС должна позволять определить его стадию ЖЦ. Бухгалтерский же баланс предприятия, в сущности, представляет собой консолидированную отчетность всех БС.

Квалифицированный пользователь отчетности в результате ее анализа должен иметь возможность определить то, каким образом активы и пассивы корпорации распределены по БС. По сути, финансовая отчетность как стоимостная картина бизнеса и его факторов (финансовых потоков корпорации) призвана раскрывать содержание бизнеса.

В России Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), в принципе, уже установлены правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. В Положении раскрываются понятия информации по операционному и географическому сегментам, по отчетному и некоторым другим. В то же время указывается, что перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается предприятием самостоятельно исходя из его организационной и управленческой структуры, а информация по отчетному сегменту должна формироваться в соответствии с учетной политикой организации. При этом крайне скудный состав информации по отчетным сегментам, рекомендуемый к раскрытию Положением, а также способ ее представления не позволяют квалифицированному пользователю сформировать целостное представление о результатах деятельности и перспективах развития сегментов.

Та же самая проблема - низкой информативности отчетности о БС - характерна не только для России. Например, в США аналитики и инвесторы, которые хотят видеть, из каких частей складывается единый «организм» компании, также не могут в полной мере сформировать представление о ЖЦ БС, даже если соответствующая отчетность представляется ежеквартально.

Примечателен тот факт, что эффективность БС сама по себе не является для инвесторов особо важным параметром. Об этом свидетельствуют опросы, проводившиеся компанией Price Waterhouse Coopers. Определение эффективности БС - это лишь первый шаг к определению стадии его ЖЦ и прогнозированию его стоимости.

Корпоративная отчетность должна содержать данные для анализа и оценки:

- роли и перспектив БС корпорации (т. е. того, из каких частей складывается единый «организм» корпорации);

- влияния результатов выполнения функции одних БС на других в

TM

аспекте приращения совокупной EVA ;

- синергетического эффекта консолидации БС;

- перспектив корпорации как единой системы БС (при этом перспективы корпорации рассматриваются в аспекте ЖЦ БС).

Следует вывод о том, что БС являются центрами экономической

TM

добавленной стоимости - EVA (ЦЭДС). ЦЭДС не следует отождествлять с хозяйственными единицами корпорации или со стратегическими полями бизнеса (СПБ). Последние могут быть самостоятельными ЦЭДС, а могут образовывать систему из нескольких ЦЭДС. В качестве примера СПБ можно привести бизнес-отделения германского концерна Siemens, структурированные по величине, ориентации на группы потребителей и технологиям производства. СПБ представляют отдельные продукты, продуктовые группы и продуктовые программы и в большинстве своем соответствуют оперативным структурным единицам концерна. В зависимости от своей рыночной привлекательности, сильных и слабых сторон, а также вклада в успех деятельности предприятия в целом отдельные СПБ или их группы (такие группы часто называют сегментами или областями бизнеса) могут подразделяться на ключевые и дополнительные поля бизнеса. По каждому СПБ разрабатываются отдельные стратегии и бизнес-планы, определяющие принципиальное поведение предприятия в соответствующих СПБ, необходимое для поддержания его конкурентоспособности.

При общефирменном бизнес-планировании рассматривается общее поле деятельности предприятия в виде портфеля СПБ (бизнес-портфеля), в котором могут быть представлены новые СПБ, ликвидированные старые, а все остающиеся могут развиваться самым различным образом. Кроме того, может быть проведен посегментный анализ средне-

TM

взвешенных затрат на капитал в соотношении с EVA каждого сегмента.

TM

Практикуется публикация кратких сводок EVA с описанием методов ее исчисления.

В функциональном аспекте БС - это определенным образом структурированная интеграция следующих технологий бизнеса (ТБ):

а) технологии производства (совокупность средств, процессов, процедур, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие, они охватывают ресурсы, навыки и знания);

б) технологии маркетинга (выбор рынка и механизмов продвижения товаров на рынке);

в) технологии управления и финансирования технологий «а» и «б».

Обновление технологии «в» (инжиниринг) влечет за собой обновление технологий «а» и «б», что ведет к новому ЖЦ БС. Следовательно, ЖЦ БС - это цикл использования его содержимого - технологий «а», «б», «в».

Определение стадии ЖЦ БС позволит понять: какие активы корпо-

TM

рации (внутренние и внешние) и каким образом «создают» EVA , как ЦЭДС создают новые активы. ЖЦ зависит от «износа» ЦЭДС, управления ими и их конфигурации. Вся информация должна отражаться в ба-

TM

лансах ЦЭДС (актив - выраженная в новых ресурсах EVA ; пассив -

TM

факторы капитала, создающего EVA ). При этом следует учесть, что все финансовые потоки корпорации выражены в движении активов (измене-

TM

нии их количества, стоимости, пропорций), создающих EVA и интегрированных в ЦЭДС. Активы могут быть как внешними, так и внутренни-

TM

ми, при этом, как известно, не все активы, создающие EVA , имеют бухгалтерскую оценку и учитываются в балансе. По балансам ЦЭДС аналитики будут определять показатели, на основе которых можно было бы рассчитывать стадию ЖЦ каждого из них.

Измерение корпоративной активности как новая философия оценки бизнеса

Если суммировать все показатели ЖЦ БС с учетом соответствующих весовых коэффициентов, можно будет рассчитать интегральный -«суммарный» - показатель активности корпорации (или корпоративной активности). Под корпоративной активностью здесь будем понимать интегральную степень активности бизнес-сегментов корпорации, определенную на основе расчета фаз (стадий) их жизненного цикла, в которых они находятся. Примем за аксиому, что при прочих равных условиях нормальная корпоративная активность означает, что основные БС корпорации находятся в фазах роста и зрелости. Если использовать образное сравнение, то можно провести аналогию между показателем корпоративной активности и температурой человеческого тела (показатель активности корпорации для аналитика и инвестора будет иметь такое же информативное значение, какое имеет для лечащего врача температура тела пациента - показатель состояния его здоровья). Измеряя данный показатель, будет возможно не только оценивать текущее состояние бизнеса, но и прогнозировать финансовый успех корпорации как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане. Каким образом?

Показатель корпоративной активности будет выражать и привлекательность корпорации для инвесторов, что значительно повлияет на ожидания рынка в отношении ее будущей стоимости. В принципе, на основе анализа динамики показателей корпоративной активности, а также определения стратегических возможностей корпорации по обновлению (реинжинирингу) ее БС аналитики смогут давать прогнозы ее будущей и максимально возможной стоимости, а также определять цикл стоимости

корпорации (ЦСК), или циклы стоимости бизнеса. ЦСК же в свою очередь позволят определить циклы капитала.

От циклов стоимости бизнеса к циклам капитала: выдвижение гипотезы

Если капиталом можно считать стоимость, авансированную (инве-

TM

стированную) для создания новой стоимости (EVA ), то вполне возможно допустить существование циклов капитала (ЦК). Предположим, ЦК включает 4 стадии. На 1-й стадии капитал авансируется в новую концепцию бизнеса - концепцию эксплуатации определенной производственной и маркетинговой технологии (зарождение: авансирование новой концепции бизнеса - NBn). На 2-й стадии капитал создает новую стоимость в процессе этого бизнеса (рост: простое воспроизводство ^ самовозрастание NBn). На 3-й стадии капитал инвестируется в виде вновь созданной добавленной стоимости в бизнес (зрелость: самовозрастание NBn ^ расширенное воспроизводство). И, наконец, на 4-й стадии капитал изымается из оборота для перевода в новый бизнес (спад: системное перераспределение и вложение в новую концепцию бизнеса NBn+1).

Проблематика ЦК включает целый ряд вопросов.

1. Что первично - ТБ или капитал, создающий ТБ?

2. ТБ создает капитал или капитал создает ТБ?

3. Каким образом появление новой ТБ взаимосвязано с ЦК?

4. Как капитал определяет ТБ?

5. Если ТБ создается независимо от капитала, не является ли капитал определяющим фактором ее внедрения в производство?

6. Если капитал «привязан» к определенной ТБ, то их циклы «наложены друг на друга» или же циклы капитала гораздо шире и охватывают некие династические факторы?

В конечном счете разработка моделей оценки ЦК позволит с достаточной точностью прогнозировать экономическое развитие. Определение ЦК даст возможность предсказывать технологические революции, связанные со сменой глобальных БС. Внедрение той или иной технологии в производство определенным образом зависит от цикла «обслуживающего» ее капитала. Технология не будет внедрена в производство до тех пор, пока капитал не выработает свой ресурс на существующих технологиях. Отчасти это подтверждает жесткий контроль (при помощи патентных механизмов) за распространением так называемых «закрывающих» технологий, названных так потому, что емкость «открываемых» ими новых рынков существенно ниже емкости рынков, «закрываемых» в результате вызываемого ими повышения производительности труда. Их использование сделает ненужными огромное количество широко распространенных производств и соответственно лишит работы занятых на них.

Задачи и перспективы исследования циклов бизнеса

В процессе создания моделей оценки корпоративной активности, циклов стоимости бизнеса и циклов капитала необходимо последовательно:

1) разработать план научно-исследовательских работ;

2) выявить спектр исследуемых корпораций и объем корпоративной выборки, построить корпоративную выборку;

3) определить бизнес-сегменты исследуемых корпораций (на основе методологии управленческого учета);

4) выбрать показатели для измерения эффективности бизнес-сегментов и уровня накопления знаний (построить карту знаний корпораций) и управленческих ошибок, провести анализ значений этих показателей в динамике;

5) идентифицировать фазы (жизненного) цикла каждого бизнес-сегмента каждой исследуемой корпорации, стадии их фаз, разработать модели измерения стадий фаз, измерить их и интерпретировать (построить кривые скорости корпоративного роста и т. д.);

6) соотнести векторы значений показателей эффективности бизнес-сегментов и уровня управленческих ошибок с предполагаемыми стадиями каждой фазы их жизненного цикла;

7) выявить факторы, влияющие на изменение фаз (жизненных) циклов бизнес-сегментов, построить факторные зависимости;

8) разработать модели интерпретации:

- (жизненных) циклов бизнес-сегментов корпорации;

- корпоративной активности (долгосрочной финансовой успешности);

- циклов стоимости корпорации;

- циклов капитала;

9) выполнить модели корпоративной отчетности, включающей показатели, необходимые для расчетов;

10) сформировать стандарты отчетности, регламентирующие порядок отражения показателей корпоративной активности, циклов бизнес-сегментов, а также циклов стоимости в соответствующих форматах.

В условиях глобализации экономику страны следует рассматривать не столько в отраслевом аспекте (управление отраслями хозяйства), сколько сквозь призму консолидированных (глобальных) бизнес-сегментов. Мониторинг ЖЦ БС, ЦСК и ЦК даст возможность разрабатывать гибкие модели макрореинжиниринга и регулировать структуру глобальной экономики таким образом, чтобы основные ее сегменты перманентно находились в стадии роста (это во многом разрешит структурные проблемы в экономике, предотвратит рост издержек и снизит риски глобальных финансовых кризисов).

В заключение отметим, что для содействия исследованию вопросов циклов стоимости корпораций и для разработки системы показателей, на основе которой будет выработан единый интегральный измеритель корпоративной активности, необходимо прежде всего собрать группу заинтересованных ученых, руководителей бизнеса, профессиональных бухгалтеров и аудиторов, консультантов, а также представителей различных государственных органов и информационных агентств. Группа будет служить своего рода «банком знаний», куда будут стекаться все результаты исследования. Она будет проводить конференции для популяризации собранной информации и новых идей, содействовать распространению концепции циклов стоимости бизнеса в академической и корпоративной среде, а также анализировать опыт внедрения научно обоснованных систем оценки циклов стоимости бизнеса с целью прогнозирования его привлекательности для инвесторов.

Список литературы

1. Dietger Hahn. Planung und Kontrolle: Controllingkonzepte. Wiesbaden, 1997.

2. Robert G. Eccles and Samuel A. Di Piazza Jr. The future of Corporate Reporting: Building public trust. John Wiley & Sons, 2002.

3. Robert G. Eccles, Robert H. Herz, E. Mary Keegan, David M. H.

TM

Phillips. The Value Reporting Revolution: Moving Beyond the Earnings Game. John Wiley & Sons, 2001.

4. Robert S. Kaplan and David P. Norton. The Balanced Scorecard -Measures That Drive Performance // Harvard Business Review. 1992. Vol. 70. January-February. P. 71-79.

М. Я. Драбкина

СИСТЕМА АГЕНТСТВ КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА И ЭКОНОМИКИ В ЦЕЛОМ

Рассматриваются роль и развитие агентств кредитных историй. Очевидные выгоды и позитивный опыт функционирования этой системы за рубежом свидетельству -ют о необходимости ее немедленного внедрения в российскую кредитную инфраструктуру.

Кредитная инфраструктура Российской Федерации характеризуется серьезными пробелами и недостаточным уровнем развития. Одна из ее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.