Научная статья на тему 'Эккаунтинг в управлении корпоративными финансами'

Эккаунтинг в управлении корпоративными финансами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1093
708
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурцев В.В.

Эккаунтинг часто называют языком бизнеса. Инвесторам нужна информация о финансовом положении и перспективах коммерческой организации (бизнеса). Банкиры и прочие кредиторы, ссужая деньги на бизнес или продлевая кредит, формируют мнение о надежности бизнеса на основе информации из финансовых отчетов. Автором рассмотрены основы эккаунтинга и проанализированы некоторые вопросы анализа корпоративной отчетности как важной составной части эккаунтинга. Он делает вывод, что термин «эккаунтинг» трактует гораздо более широкое понятие, чем термин «бухгалтерский учет», традиционно фиксирующий понятие отечественного счетоводства. Эккаунтинг как англо-саксонская модель бухгалтерского учета нацелен, прежде всего, на задачи управления бизнесом, а основные правила его определяются независимыми от государства профессиональными объединениями. Между тем отечественный бухгалтерский учет жестко регламентируется государством и по факту служит, прежде всего, целям государственного (налогового) надзора за бизнесом. В будущем, как представителям отечественной бизнес-элиты, так и отечественному бухгалтерскому сообществу (включая государственных регуляторов) предстоит сделать выбор в пользу эккаунтинга как наиболее эффективной и необходимой для развития российского бизнеса концептуальной базы формирования информационных потоков, что, несомненно, ускорит переход к большей прозрачности, грамотности, цивилизованности, а, следовательно, и конкурентоспособности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эккаунтинг в управлении корпоративными финансами»

зарубежный опыт

эккаунтинг в управлении

корпоративными финансами

В.В. БУРЦЕВ, доктор экономических наук, аудитор ЗАО «Ин-Аудит»

основные положения

эккаунтинга

Эккаунтинг (Accounting) — это искусство планирования, учета (толкования, измерения и отражения на счетах) и анализа экономической активности (деятельности и развития) коммерческой организации.

Эккаунтинг часто называют языком бизнеса. Инвесторам нужна информация о финансовом положении и перспективах коммерческой организации (бизнеса). Банкиры и прочие кредиторы, ссужая деньги на бизнес или продлевая кредит, формируют мнение о надежности бизнеса на основе информации из финансовых отчетов. Менеджеры коммерческой организации полагаются на информацию эккаунтинга для принятия управленческих решений. Для них эккаунтинг выступает в числе прочего и в роли зеркала, посредством которого можно, в переносном смысле, видеть экономическую активность фирмы. Даже поставщики и покупатели, беспокоящиеся о надежности коммерческой организации, а также ее работники, беспокоящиеся об условиях в ней, изучают информацию эккаунтинга.

Конечная цель эккаунтинга — использование финансовой информации, ее интерпретация и анализ. При этом устанавливаются многогранные взаимосвязи между теми или иными экономическими событиями и финансовыми результатами бизнеса, измеряется эффект от различных альтернатив бизнес-транзакций (хозяйственных операций), определяются важные тренды, помогающие прогнозировать результаты бизнеса в будущем. Все процедуры эккаунтинга осуществляются исходя из следующих общепринятых

принципов: отдельной хозяйственной единицы, соответствия доходов и расходов, объективности, денежного измерения, адекватного раскрытия информации в отчетности, последовательности, осмотрительности, сопоставимости, постоянства, непрерывно продолжающейся деятельности.

Для того чтобы отражать финансовую информацию в форме, необходимой людям, использующим эту информацию, классифицированная на счетах информация об экономической активности коммерческой организации обобщается в финансовой отчетности. Финансовая отчетность показывает финансовое положение коммерческой организации в определенное время и результаты экономической активности, которые привели к данному финансовому положению. В каждой стране исторически использовались свои бухгалтерские правила — критерии признания и измерения экономических транзакций, а также процедуры, связанные с подготовкой и представлением финансовой отчетности. Но сегодня в результате глобализации финансовых рынков как никогда актуально сближение различных концепций отчетности и выработка единых всемирных норм и правил. Поэтому, чтобы финансовая отчетность коммерческих организаций из разных стран была сопоставимой и отвечала единым требованиям прозрачности, выработаны и большинством стран применяются Международные стандарты финансовой отчетности. Эти стандарты определяют: 1) какая информация должна быть представлена в финансовой отчетности и 2) как эта информация должна быть представлена.

Существуют пять основных форм финансовой отчетности: отчет по балансовому листу, отчет о финансовых результатах, отчет о движе-

нии собственного капитала, отчет о реинвестированной прибыли, отчет о движении денежных средств. Типовой отчет по балансовому листу зарубежной коммерческой организации может быть представлен следующим образом (табл. 1).

Отчет по балансовому листу включает активы, обязательства и собственный капитал. Фактически отчет по балансовому листу может быть выражен основным уравнением эккаунтинга: Активы = обязательства + Собственный капитал ($134 000 = 32 000 +102 000).

При этом активами коммерческой организации в принципе считается все, чем она владеет и при этом может быть оценено в денежном измерении. В результате использования активов обязательно должна ожидаться экономическая отдача. Активы подразделяются на четыре группы: текущие активы, инвестиции, основные средства, нематериальные активы. Одна из основных проблем учета активов — их оценка. Большинство активов оценивается на основе денежных средств, затраченных на их приобретение и на подготовку этих активов к их использованию по назначению. При этом следует знать, что в соответствии с принципом отдельной

хозяйственной единицы личные активы собственников коммерческой организации отделены от активов данной коммерческой организации.

Обязательства коммерческой организации — это ее долги, возникающие в результате приобретений товаров и услуг в кредит (отражаются на счетах кредиторов), и суммы денежных средств, поступивших по кредитам и займам, вместе с процентами за их использование (отражаются на счетах кредитов банков).

Собственный капитал коммерческой организации представляет собой ресурсы, инвестированные в нее собственниками. Очевидно, что займы не увеличивают собственный капитал. При этом собственный капитал формируется двумя путями: из вкладов собственников и прибыли, вновь вложенной в бизнес. Если же собственники изымают свои вклады или организация получила убытки, то ее собственный капитал соответственно уменьшается.

Согласно основному уравнению эккаунтинга каждая бизнес-транзакция влияет на изменение активов и соответственно обязательств или собственного капитала коммерческой организации.

Ежедневно коммерческая организация может осуществлять тысячи бизнес-транзакций,

Таблица 1

Assets: Активы

Company «A» BALANCE-SHEET (Отчет по балансовому листу) December 31, 2xxx

Liabilities: Обязательства

Cash

Денежные средства

Accounts receivable Счета дебиторов Office equipment Офисное оборудование Machinery

Машины и производственное

оборудование

Land

Земля

Building

Здания и сооружения

$ 10 000 $ 10 000

$ 4 000

$ 10 000

$ 30 000 $ 70 000

Total Итого

$134 000

Accounts payable Счета кредиторов

Notes payable Кредиты банков

Total liabilities Итоговые обязательства

Stockholders' equity Собственный капитал

Total Итого

$ 19 000

$ 13 000 $ 32 000 $ 102 000

$134 000

направленных на решение единой задачи — получение прибыли. Поэтому одной из важнейших функций системы эккаунтинга является формирование информации о прибыльности бизнеса.

Доходы коммерческой организации образуются главным образом в результате продажи товаров или оказания услуг потребителям и выражаются в увеличении ее капитала.

Расходы коммерческой организации — это, выражаясь упрощенно, стоимость хозяйственных операций по получению доходов, включающая в себя себестоимость товаров и услуг, реализованных в процессе этих хозяйственных операций, а также все связанные с ними затраты. Расходы выражаются в уменьшении капитала коммерческой организации.

Для определения прибыли используется следующая формула:

Прибыль = Доходы — Расходы.

Иными словами прибыль выражается в превышении доходов над расходами за определен-

ный промежуток времени. Все учетные записи по доходам и расходам обобщаются в отчете о финансовых результатах, отражающих информацию о прибыльности бизнеса.

Простейший отчет о финансовых результатах зарубежного предприятия представлен в табл. 2.

Следует знать, что доходы не обязательно обусловливаются получением денежных средств, так же как и расходы не обязательно отражают фактическую уплату денежных средств. Все результаты бизнес-активности признаются по факту ее совершения, а не после поступления денежных средств. Согласно принципу соответствия доходов и расходов, доходы сопоставляются с расходами за определенный промежуток времени — учетно-отчетный период, или период бизнес-транзакций по формированию доходов и расходов — безотносительно того, когда фактически осуществляются платежи по данным бизнес-транзакциям.

Таблица 2

Company «A»

INCOME STATEMENT (Отчет о финансовых результатах) For the Year Ended December 31, 2xxx

lales $ 400 000

Продажи

Cost of Goods Sold (Mnn..

^ $ 300 000

Себестоимость проданных товаров

Gross Profit on Sales Валовая прибыль Operating Expenses: Операционные расходы Salaries

Заработная плата Advertising Реклама Telephone

Стоимость телефонных переговоров

Depreciation

Амортизация

Insurance

Стоимость страхования

$ 100 000

$ 60 000 $ 10 000 $ 2 000 $ 7 000 $ 1 000

Total Operating Expenses Итоговые операционные расходы

$ 80 000

Net Income Чистая прибыль

$ 20 000

В отчете по балансовому листу и в отчете о финансовых результатах обобщена информация из множества бухгалтерских счетов. На счетах же непосредственно записываются все изменения, которые происходят с активами, обязательствами и собственным капиталом коммерческой организации под влиянием определенных хозяйственных операций. Все эти счета обобщенно называют Главной учетной книгой. Однотипные бухгалтерские записи по каждой хозяйственной операции группируются на определенном счете в специальной книге, называемой Сводным регистрационным журналом. Каждый бухгалтерский счет, образно говоря, имеет форму буквы «Т», так как имеет левую и правую часть. Левая часть называется дебетом, правая — кредитом. Хозяйственная операция при этом отражается методом двойной записи — по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего с первым) счета в равновеликой сумме. Увеличение активов и расходов традиционно отражается по дебету соответствующих счетов, уменьшение — по кредиту. Соответственно, отражение хозяйственных операций, вызывающих увеличение обязательств, доходов или собственного капитала коммерческой организации, отражается по кредиту, уменьшение — по дебету счетов. Если рассматривать совокупность хозяйственных операций, имевших место в течение определенного учетного периода, то для каждого бухгалтерского счета, отражающего данные операции, существует правило: сумма, отражающая увеличение стоимости объекта учета, может быть больше или равна сумме уменьшения его стоимости. Таким образом, нормальным считается наличие положительных дебетовых остатков для счетов активов и расходов и наличие положительных кредитовых остатков счетов обязательств, доходов или собственного капитала коммерческой организации.

Существует целый ряд хозяйственных операций, которые оказывают влияние на стоимость определенных объектов учета на протяжении не одного, а нескольких учетных периодов. Поэтому в конце каждого учетного периода возникает необходимость в так называемых регулирующих бухгалтерских проводках. Большинство их связано либо с отнесением к данному отчетному периоду полученных коммерческой организацией доходов, либо со списанием затрат, соответствующих данным доходам и, следовательно, относящихся к данному учетному периоду (на-

пример, списание на затраты данного отчетного периода сумм амортизации или сумм предварительно оплаченных и потребленных в данном периоде услуг, отнесение на доходы данного периода стоимости фактически выполненных, но еще не оплаченных работ и т.п.).

Так как дебет и кредит каждого счета уравновешивают друг друга, то, если все счета перечислить в Главной учетной книге, их дебетовые и кредитовые остатки или сальдо будут взаимно уравновешены. Этот листинг счетов с указанием их остатков называется пробным балансом (табл. 3).

_ Таблица 3

$ 10 000 $ 10 000 $ 4 000

$ 30 000 $ 70 000

Company «А» ADJUSTED TRIAL BALANCE (Пробный баланс) December 31, 2xxx

Cash

Наличность Accounts Receivable Счета дебиторов Office equipment Офисное оборудование Machinery

Машины и производственное $ 10 000 оборудование Land Земля Building

Здания и сооружения Accounts payable Счета кредиторов Notes payable Кредиты банков Stockholders' equity Собственный капитал Sales Продажи Cost of Goods Sold

Себестоимость проданных това- $ 300 000 ров

Salaries

Заработная плата Advertising Реклама Telephone

Стоимость телефонных перего- $ 2 000 воров

Depreciation Амортизация

Insurance $ 1 000

Стоимость страхования

$ 19 000 $ 13 000 $ 82 000 $ 400 000

$ 60 000 $ 10 000

$ 7 000

$ 514 000 $ 514 000

В конце учетно-отчетного периода (обычно один календарный год) доходы и расходы, указанные в отчете о финансовых результатах, «закрываются», а чистый остаток (прибыль или убыток) добавляется или вычитается из собственного капитала коммерческой организации. В нашем случае: $ 82 000 + $ 20 000 (из табл. 2)= $ 102 000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, описана только одна из составляющих эккаунтинга, а именно, основные процедуры учетного, т.е. бухгалтерского цикла. Бухгалтерский учет непосредственно представляет собой толкование, измерение и отражение на счетах и в финансовой отчетности информации о бизнес-активности, т.е. учетную фазу эккаунтинга. Процедуры бухгалтерского учета (book-keeping), во многом механические и монотонные, представляют собой лишь небольшую часть эккаунтинга, включающего также и дизайн системы эккаунтинга в коммерческой организации, и планирование издержек, и разработку финансовых прогнозов, и планирование и исчисление налогов, и внутренний аудит, и анализ информации финансовых отчетов в целях принятия управленческих решений. При этом особый интерес в рамках изучения эккаунтинга представляют вопросы анализа корпоративной отчетности.

вопросы анализа

В последние годы среди инвесторов и аналитиков довольно часто звучит критика традиционных финансовых показателей, источником которых является корпоративная отчетность (т.е. формы отражения информации в системе эккаунтинга). Показатели, формируемые в среде традиционного учета, в последние годы в значительной мере утратили ценность для менеджмента и инвесторов. Не так давно всемирно известная аудиторская компания PriceWaterhouseCoopers провела глобальный опрос среди сотен институциональных инвесторов и фондовых аналитиков в 14 странах. Всего 19% опрошенных инвесторов и 27% аналитиков признали финансовые отчеты полезным инструментом выявления подлинной стоимости компаний. Составители отчетов — т. е. сами компании — с таким суждением вполне согласны. Только 38% руководителей фирм в США считают полезной для принятия решений отчетность своих компа-

ний. Картина даже еще драматичнее: в таком же опросе среди представителей высокотехнологичных отраслей США и Канады лишь 7% инвесторов, 16% аналитиков и 13% руководителей фирм сочли данные финансовых отчетов полезными для определения подлинной стоимости. В этой связи многие известные специалисты, высокие профессионалы бухгалтерского учета и аудита предлагают свои оригинальные идеи для решения проблемы низкой информативности существующих форм корпоративной отчетности. Среди наиболее серьезных, фундаментальных разработок, получивших достаточно широкое применение в учетно-аналитической работе корпораций, следует отметить систему сбалансированных показателей (The Balanced Scorecard, BSC), предложенную директором Norlan Norton Institute Дэвидом Нортоном (в настоящее время занимает пост руководителя Balanced Scorecard Collaborative) и профессором Harvard Business School Робертом Капланом, а также предложенную специалистами фирмы PriceWaterhouseCoopers концепцию отчетности о стоимости (ValueReporting), включающую трехуровневую модель обеспечения прозрачности корпораций, которая дополняет традиционный набор стоимостных характеристик бизнеса информацией о нефинансовых результатах деятельности и о нематериальных активах. Также, на наш взгляд, заслуживает определенного внимания проект изучения влияния нематериальных активов на показатели стоимости бизнеса, организованный профессором Барухом Левом в Стерновской школе бизнеса при Нью-Йоркском университете. Тем не менее проблема качества корпоративной отчетности остается открытой. По-прежнему ведутся дебаты, свидетельствующие о неудовлетворенности пользователей и новыми концепциями отчетности. Необходима система показателей, позволяющая с достаточной степенью точности прогнозировать успешность бизнеса в долгосрочной перспективе, а точнее — позволяющая определять стадию жизненного цикла бизнеса.

Согласно современным концепциям менеджмента, одним из наиболее содержательных показателей, предвещающих долгосрочный финансовый успех бизнеса является мера остаточной прибыли (т.е. прибыли за вычетом платы за капитал), называемая экономической

добавленной стоимостью (Economic Value Added; EVA™). Обеспечение формирования экономической добавленной стоимости как основного фактора финансирования воспроизводства является одной из основных функций менеджмента корпорации. При этом новая стоимость создается в результате объединения капиталов (функция финансирования) и их вложения в определенные механизмы получения предпринимательской прибыли (функция инвестирования). Корпорацию же в целом можно рассматривать как совокупность механизмов создания стоимости или совокупность форм приращения вложенных в него средств. Назовем эти формы приращения ресурсов сегментами бизнеса или бизнес-сегментами (БС).

Функция любого БС конечна и рано или поздно перестает реализовываться (что, вероятно, зависит от критического уровня накапливаемых в процессе функционирования предприятия управленческих ошибок). Приняв за аксиому цикличность любой человеческой деятельности, включая бизнес, мы можем допустить, что при прочих равных условиях каждый из БС имеет определенный жизненный цикл (ЖЦ), состоящий из следующих фаз: зарождение, рост, зрелость, спад. В рамках корпорации как «организационной оболочки» БС в долгосрочном периоде происходит их перманентное обновление. Чтобы предприятие продолжало успешно функционировать, оно должно периодически «обновляться своим содержанием» (при этом новые БС должны создаваться с той же скоростью, с какой «закрывают» старые), вследствие этого должна изменяться и его стоимость. Организацией и управлением этими процессами занимается менеджмент. Но могут ли эти процессы оперативно отслеживать его владельцы, могут ли они эффективно контролировать процессы изменения стоимости?

Покупая акции определенной корпорации, инвестор финансирует те или иные БС. Разумеется, все БС взаимозависимы и для рядового акционера по большому счету не имеет значения, за счет каких БС предприятием была получена экономическая прибыль, а какие из них снизили экономическую добавленную стоимость корпорации. В принципе инвестор не имеет представления о ЖЦ БС финансируемой им корпорации, а поэтому он не может прогно-

зировать ее успех, опираясь лишь на показатели деятельности корпорации как единого хозяйственного комплекса. В то же время, если все БС корпорации единовременно находятся в стадии спада, то крах корпорации неизбежен, если не «обновить» БС (включая их элементы — материальную, технологическую, финансовую, кадровую, управленческую и иную инфраструктуру, выраженную в технологиях) или не заменить их. Инвестор же, анализируя отчетность корпорации в отрыве от отчетности ее БС и полагаясь лишь на сигналы рынка, не всегда сможет своевременно «уловить» этот момент и вовремя продать свои акции.

Для того, чтобы принимать обоснованные финансовые решения, инвестору нужно иметь качественную информацию о БС финансируемой им корпорации. Информацию о каждом БС следует отражать в соответствующей корпоративной отчетности, включающей финансовые и нефинансовые показатели. Отчетность БС должна позволять определить его стадию ЖЦ. Бухгалтерский же баланс предприятия по большому счету представляет собой консолидированную отчетность всех БС.

Квалифицированный пользователь отчетности в результате ее анализа должен иметь возможность определить, каким образом активы и пассивы корпорации распределены по БС. По сути финансовая отчетность, как стоимостная картина бизнеса и его факторов (финансовых потоков корпорации), и призвана раскрывать содержание бизнеса.

В каждой стране национальными стандартами установлены свои правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Международными стандартами финансовой отчетности также регламентировано формирование такой информации. В то же время крайне скудный состав информации по отчетным сегментам, рекомендуемый к раскрытию национальными и международными стандартами, а также способ ее представления не позволяют квалифицированному пользователю сформировать целостное представление о результатах деятельности и перспективах развития «сегментов».

Примечателен тот факт, что эффективность БС сама по себе не является для инвесторов

особо важным параметром. Об этом свидетельствуют опросы, проводившиеся компанией PriceWaterhouseCoopers в целях определения того, какую именно дополнительную информацию хотят получить инвесторы. На наш взгляд, определение эффективности БС является лишь первым шагом к определению стадии его ЖЦ и прогнозированию его стоимости.

Корпоративная отчетность должна содержать следующие данные для анализа и оценки:

- роли и перспективы БС корпорации (т.е. из каких частей складывается единый «организм» корпорации);

- влияния результатов выполнения функции одних БС на другие в аспекте приращения совокупной EVATM;

- синергетический эффект консолидации БС;

- перспективы корпорации как единой системы БС (при этом перспективы корпорации рассматриваются в аспекте ЖЦ БС).

В итоге приходим к выводу, что БС являются центрами экономической добавленной стоимости - EVA™ (ЦЭДС). При этом ЦЭДС не следует отождествлять с хозяйственными единицами корпорации или стратегическими полями бизнеса (СПБ). Последние могут являться самостоятельными ЦЭДС, а могут образовывать систему из нескольких ЦЭДС. В качестве примера СПБ можно привести бизнес-отделения немецкого концерна Siemens (www.siemens.de), структурированные по величине, ориентации на группы потребителей и технологиям производства. Во многих германских концернах СПБ выделяют по следующим признакам: 1) решение самостоятельных рыночных задач при помощи собственных продуктов в рамках четко сформулированных целей; 2) наличие определенных внешних конкурентов, с которыми эта стратегическая единица соперничает на рынке; 3) относительная хозяйственная самостоятельность при реализации ключевых хозяйственных функций (разработка, производство, сбыт) и определенная ответственность за результаты хозяйственной деятельности; 4) наличие собственной системы планирования, учета и контроля. СПБ представляют отдельные продукты, продуктовые группы и продуктовые программы и в большинстве своем соответствуют оперативным структурным единицам концерна. В

зависимости от своей рыночной привлекательности, сильных и слабых сторон, а также вклада в успех деятельности отдельного предприятия в целом отдельные СПБ или их группы, которые часто называют сегментами или областями бизнеса, могут подразделяться на ключевые и дополнительные поля бизнеса. По каждому СПБ разрабатываются отдельные стратегии и бизнес-планы, определяющие принципиальное поведение предприятия в соответствующих СПБ, необходимое для поддержания его конкурентоспособности. При общефирменном бизнес-планировании рассматривается общее поле деятельности предприятия в виде портфеля СПБ (бизнес-портфеля), в который могут быть включены новые СПБ, ликвидированы старые, а все остающиеся СПБ могут развиваться самым различным образом. Кроме того Siemens проводит посегментный анализ средневзвешенных затрат на капитал (Weighted Average Cost of Capital; WACC) в соотношении с EVATM каждого сегмента. Siemens публикует краткие сводки EVATM с описанием методов ее исчисления. Желая облегчить пользователям самостоятельные расчеты, руководство компании раскрывает также WACC в целом для 16 хозяйственных групп с распределением по трем уровням: оперативная деятельность, финансы, недвижимость.

Мы рассмотрели организационный аспект БС. В функциональном же аспекте БС — это определенным образом структурированная интеграция следующих технологий бизнеса (ТБ):

а) технологии производства (совокупность средств, процессов, процедур, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие, они охватывают ресурсы, навыки и знания);

б) технологии маркетинга (выбор рынка и механизмов продвижения товаров на рынке);

в) технологии управления и финансирования технологий «а» и «б».

Обновление технологии «в» (инжиниринг) влечет за собой обновление технологий «а» и «б», что ведет к новому ЖЦ БС. Следовательно, ЖЦ БС — это цикл использования его содержимого — технологий «а», «б», «в».

Определение стадии ЖЦ БС позволит понять, какие активы корпорации (внутренние и внешние) и каким образом «создают» EVA™, как ЦЭДС создают новые активы. ЖЦ ЦЭДС

зависит от их «износа», управления ими и их конфигурации. Вся информация должна отражаться в балансах ЦЭДС (актив — выраженная в новых ресурсах ЕУА™; пассив — факторы капитала, создающего EVAГM). При этом следует учесть, что все финансовые потоки корпорации выражены в движении активов (изменении их количества, стоимости, пропорций), создающих ЕУА™ и интегрированных в ЦЭДС. Активы могут быть как внешними, так и внутренними, при этом, как известно, не все активы, создающие ЕУА™, имеют бухгалтерскую оценку и учитываются в балансе. По балансам ЦЭДС аналитики будут определять показатели, на основе которых можно было бы рассчитывать стадию ЖЦ каждого из них. Если суммировать все показатели ЖЦ БС с учетом соответствующих весовых коэффициентов, можно будет рассчитать интегральный — «суммарный» — показатель активности корпорации (или корпоративной активности). Под корпоративной активностью здесь будем понимать интегральную степень активности бизнес-сегментов корпорации, определенную на основе расчета фаз (стадий) их жизненного цикла, в которых они находятся. Примем за аксиому, что при прочих равных условиях нормальная корпоративная активность означает, что основные БС корпорации находятся в фазах роста и зрелости. Если использовать образное сравнение, то можно провести аналогию между показателем корпоративной активности и температурой человеческого тела (показатель активности корпорации для аналитика и инвестора будет иметь такое же информативное значение, какое имеет для лечащего врача температура тела пациента — показатель состояния его здоровья). Измеряя данный показатель, будет возможно не только оценивать текущее состояние бизнеса, но и прогнозировать финансовый успех корпорации как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане. Каким образом?

Показатель корпоративной активности будет выражать и привлекательность корпорации для инвесторов, что значительно повлияет на ожидания рынка о ее будущей стоимости. На основе анализа динамики показателей корпоративной активности, а также определения стратегических возможностей корпорации по обновлению (реинжинирингу) ее БС аналитики смогут давать прогнозы ее будущей и максимально

возможной стоимости, а также определять цикл стоимости корпорации (ЦСК) или циклы стоимости бизнеса. ЦСК же в свою очередь позволят определить циклы капитала.

Так, если капиталом можно считать стоимость, авансированную (инвестированную) для создания новой стоимости (EVA™), то вполне возможно допустить существование циклов капитала (ЦК). Предположим, ЦК включает четыре стадии. На 1-й стадии капитал авансируется в новую концепцию бизнеса — концепцию эксплуатации определенной производственной и маркетинговой технологии (зарождение: авансирование новой концепции бизнеса — NB n). На 2-й стадии капитал создает новую стоимость в процессе этого бизнеса (рост: простое воспроизводство ^ самовозрастание NB n). На 3-й стадии капитал инвестируется в виде вновь созданной добавленной стоимости в бизнес (зрелость: самовозрастание NB n ^ расширенное воспроизводство). И, наконец, на 4-й стадии капитал изымается из оборота для перевода в новый бизнес (спад: системное перераспределение и вложение в новую концепцию бизнеса NB n+1). В конечном счете, разработка моделей оценки ЦК позволит с достаточной точностью прогнозировать экономическое развитие. Определение ЦК позволит предсказывать технологические революции, связанные со сменой глобальных БС. Внедрение той или иной технологии в производство определенным образом зависит от цикла «обслуживающего» ее капитала. Технология не будет внедрена в производство до тех пор, пока капитал не выработает свой ресурс на существующих технологиях.

Итак, мы рассмотрели основы эккаунтинга и некоторые вопросы анализа корпоративной отчетности как важной составной части экка-унтинга. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что термин «эккаунтинг» имеет гораздо более широкое понятие, чем термин «бухгалтерский учет», традиционно фиксирующий понятие отечественного счетоводства. Российскому термину «бухгалтерский учет» за рубежом соответствует термин «book-keeping». Различие понятий, зафиксированных терминами «эккаун-тинг» и «бухгалтерский учет», просматривается еще более четко в аспекте целевой направленности и правового регулирования процедур, отраженных в данных понятиях. Эккаунтинг как

англо-саксонская модель бухгалтерского учета нацелен прежде всего на задачи управления бизнесом, а основные правила его определяются независимыми от государства профессиональными объединениями. Между тем отечественный бухгалтерский учет жестко регламентируется государством и служит прежде всего, целям государственного (прежде всего налогового) надзора за бизнесом. Даже в Конституции РФ прописано, что бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации (п. «р» ст. 71). Но показатели российских компаний в силу различия западной и отечественной учетных школ, к сожалению, не могут адекватно сопоставляться при анализе с показателями зарубежных. В то же время в России еще пока принято считать,

что реальные экономические условия (можно предположить, что это теневая экономика и коррупция) в стране препятствуют широкому внедрению западных принципов эккаунтинга. В будущем, вероятно, как представителям отечественной бизнес-элиты, так и отечественному бухгалтерскому сообществу (включая государственные регуляторы) предстоит сделать выбор в пользу эккаунтинга как наиболее эффективной и необходимой для развития российского бизнеса концептуальной базы формирования информационных потоков, что, несомненно, ускорит переход к большей прозрачности, грамотности, цивилизованности, а, следовательно, и конкурентоспособности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.