Научная статья на тему 'Бухгалтерская отчетность по бизнес-сегментам: задачи и перспективы методологического обеспечения'

Бухгалтерская отчетность по бизнес-сегментам: задачи и перспективы методологического обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурцев В.В.

Многие специалисты признают, что значительная часть информации, поступающая на рынок в форме бухгалтерской отчетности, не соответствует потребностям ее пользователей. При этом проблема несовершенства корпоративной отчетности является актуальной во всем мире. Какие показатели следует отражать в отчетности, чтобы восполнить информационные пробелы рынка и помочь инвесторам принимать обоснованные решения ? Чтобы ответить на этот сложный вопрос следует провести серьезное научное исследование. Необходимо определить систему показателей активности бизнеса, позволяющую рассчитать стадию его жизненного цикла, прогнозировать его долгосрочное развитие и стоимость. При этом первостепенной задачей является разработка адекватных моделей бухгалтерского учета и отчетности в разрезе бизнес-сегментов, позволяющих идентифицировать и рассчитать показатели корпоративной активности. В этом заключена основная идея предлагаемой статьи. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерская отчетность по бизнес-сегментам: задачи и перспективы методологического обеспечения»

НА ПУТИ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПО БИЗНЕС-СЕГМЕНТАМ:

ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В. В. Бурцев, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета РЭА им. Г.В. Плеханова, аудитор

Инновация может появиться в любом месте, где сходятся светлые умы и предпринимательский дух.

(Сэмюэл А. Дипиаза, Роберт Дж. Экклз «Будущее корпоративной отчетности. Как вернуть доверие общества»)

Многие специалисты признают, что значительная часть информации, поступающая на рынок в форме бухгалтерской отчетности, не соответствует потребностям ее пользователей. При этом проблема несовершенства корпоративной отчетности является актуальной во всем мире. Какие показатели следует отражать в отчетности, чтобы восполнить информационные пробелы рынка и помочь инвесторам принимать обоснованные решения ? Чтобы ответить на этот сложный вопрос следует провести серьезное научное исследование. Необходимо определить систему показателей активности бизнеса, позволяющую рассчитать стадию его жизненного цикла, прогнозировать его долгосрочное развитие и стоимость. При этом первостепенной задачей является разработка адекватных моделей бухгалтерского учета и отчетности в разрезе бизнес-сегментов, позволяющих идентифицировать и рассчитать показатели корпоративной активности. В этом заключена основная идея предлагаемой статьи. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЖИДАНИЯ РЫНКА

В последние годы в экономической литературе довольно часто звучит критика традиционных финансовых показателей, источником которых является система бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Показатели, формируемые в среде традиционного бухгалтерского учета, в последние годы в значительной мере утратили ценность для менеджмента и инвесторов. В 1997 и 1998 гг. компания Рпсе\\/а1егЬошеСоорег8 провела глобальный опрос среди сотен институциональных инвесторов и фондовых аналитиков в 14 странах. Всего 19% опрошенных инвесторов и 27% аналитиков признали финансовые отчеты

полезным инструментом выявления подлинной стоимости компаний. Составители отчетов - т.е. сами компании — с таким суждением вполне согласны. Только 38% руководителей фирм в США считают полезной для принятия решений отчетность своих компаний. Картина даже еще драматичнее: в таком же опросе представители высокотехнологичных отраслей США и Канады лишь 7% инвесторов, 16% аналитиков и 13% руководителей фирм сочли данные финансовых отчетов полезными для определения подлинной стоимости [3]. В этой связи многие известные специалисты, высокие профессионалы бухгалтерского учета и аудита предлагают свои оригинальные идеи в решении проблемы низкой информативности существующих форм корпоративной отчетности. Среди наиболее серьезных, можно

сказать, фундаментальных разработок, получивших достаточно широкое применение в учетно-аналитической работе корпораций, следует отметить систему сбалансированных показателей (The Balanced Scorecard, BSC), предложенную директором Norlan Norton Institute Дэвидом Нортоном (в настоящее время занимает пост руководителя Balanced Scorecard Collaborative) и профессором Harvard Business School Робертом Кап-ланом [4], а также предложенную специалистами фирмы PriceWaterhouseCoopers [3,2] концепцию отчетности о стоимости (ValuêReporting), включающую трехуровневую модель обеспечения прозрачности корпораций, которая дополняет традиционный набор стоимостных характеристик бизнеса информацией о нефинансовых результатах деятельности и о нематериальных активах. Заслуживает определенного внимания проект изучения влияния нематериальных активов на показатели стоимости бизнеса, организованный профессором Барухом Левом в Стернов-ской школе бизнеса при Нью-Йоркском университете. Тем не менее, проблема качества корпоративной отчетности остается открытой. По-прежнему ведутся дебаты, свидетельствующие о неудовлетворенности пользователей и новыми концепциями отчетности. Необходима система показателей, позволяющая с достаточной степенью точности прогнозировать успешность бизнеса в долгосрочной перспективе, а точнее — позволяющая определять стадию жизненного цикла бизнеса. Каким образом можно разработать такую систему? Какие показатели она должна включать? Эти вопросы станут объектом рассмотрения в настоящей статье.

ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛАБИЗНЕСА В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМАТИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Согласно современным концепциям менеджмента, одним из наиболее содержательных показателей, предвещающих долгосрочный финансовый успех бизнеса, является мера остаточной прибыли (т.е. прибыли за вычетом платы за капитал), называемая экономической добавленной стоимостью (Economie Value Added; EVA™). Обеспечение формирования экономической до-

бавленной стоимости как основного фактора финансирования воспроизводства является одной из основных функций менеджмента корпорации. При этом новая стоимость создается в результате объединения капиталов (функция финансирования) и их вложения в определенные механизмы получения предпринимательской прибыли (функция инвестирования). Корпорацию же в целом можно рассматривать как совокупность механизмов создания стоимости, или совокупность форм приращения вложенных в него средств. Назовем эти формы приращения ресурсов сегментами бизнеса, или бизнес-сегментами (БС).

Далее приходим к выводу о том, что БС являются центрами экономической добавленной стоимости - EVA™ (ЦЭДС). При этом ЦЭДС не следует отождествлять с хозяйственными единицами корпорации или стратегическими полями бизнеса (СПБ). Последние могут являться самостоятельными ЦЭДС, а могут образовывать систему из нескольких ЦЭДС. В качестве примера СПБ можно привести бизнес-отделения германского концерна Siemens (www.siemens.de), структурированные по величине, ориентации на группы потребителей и технологиям производства. В принципе, во многих германских концернах так называемые «стратегические поля бизнеса» (СПБ) выделяют по следующим признакам [1]: 1) решение самостоятельных рыночных задач при помощи собственных продуктов в рамках четко сформулированных целей; 2) наличие определенных внешних конкурентов, с которыми эта стратегическая единица конкурирует на рынке; 3) относительная хозяйственная самостоятельность при реализации ключевых хозяйственных функций (разработка, производство, сбыт) и определенная ответственность за результаты хозяйственной деятельности; 4) наличие собственной системы планирования, учета и контроля. СПБ представляют отдельные продукты, продуктовые группы и продуктовые программы и в большинстве своем соответствуют оперативным структурным единицам концерна. В зависимости от своей рыночной привлекательности, сильных и слабых сторон, а также вклада в успех деятельности отдельного предприятия, в целом, отдельные СПБ или их группы (последние часто называют сегментами или областями бизнеса) могут подразделяться на ключевые

и дополнительные поля бизнеса. По каждому СПБ разрабатываются отдельные стратегии и бизнес-планы, определяющие принципиальное поведение предприятия в соответствующих СПБ, необходимое для поддержания его конкурентоспособности. При общефирменном бизнес-планировании рассматривается общее поле деятельности предприятия в виде портфеля СПБ (бизнес-портфеля), в который могут быть включены новые СПБ, ликвидированы старые, а все остающиеся СПБ могут развиваться самым различным образом. Кроме того, Siemens проводит посегментный анализ средневзвешенных затрат на капитал (Weighted Average Cost of Capital; WACC) в соотношении с EVA™ каждого сегмента. Siemens публикует краткие сводки EVA™ с описанием методов ее исчисления. Желая облегчить пользователям самостоятельные расчеты, руководство компании раскрывает также WACC в целом для 16 хозяйственных групп с распределением по трем уровням: оперативная деятельность, финансы, недвижимость.

Функция любого БС конечна и рано или поздно перестает реализовываться (что, вероятно, зависит от критического уровня накапливаемых в процессе функционирования предприятия управленческих ошибок). Приняв за аксиому цикличность любой человеческой деятельности, включая бизнес, можно допустить, что при прочих равных условиях каждый из БС имеет определенный жизненный цикл (ЖЦ), состоящий из следующих фаз: зарождение, рост, зрелость, спад. В рамках корпорации как «организационной оболочки» бизнес-сегментов в долгосрочном периоде происходит их перманентное обновление.

ИЗМЕРЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА

Итак, рассмотрен организационный аспект интерпретации БС. В функциональном же аспекте БС - это определенным образом структурированная интеграция следующих технологий бизнеса (ТБ):

а) технологии маркетинга (исследование фаз циклов спроса на рынках, выбор товаров, рынков

и механизмов продвижения товаров на рынке);

б) технологии производства (совокупность средств, процессов, процедур, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие, они охватывают ресурсы, навыки и знания);

в) технологии управления и финансирования технологий «а» и «б».

Обновление технологии «в» (инжиниринг) влечет за собой обновление технологий «а» и «б», что ведет к новому ЖЦ БС. Следовательно, ЖЦ БС — это цикл использования его содержимого — технологий «а», «б», «в».

Если суммировать все показатели ЖЦ БС с учетом соответствующих весовых коэффициентов, можно будет рассчитать интегральный -«суммарный» - показатель активности корпорации (или корпоративной активности). Под корпоративной активностью здесь будем понимать интегральную степень активности бизнес-сегментов корпорации, определенную на основе расчета фаз (стадий) их жизненного цикла, в которых они находятся.

Примем за аксиому, что при прочих равных условиях нормальная корпоративная активность означает, что основные БС корпорации находятся в фазах роста и зрелости. Если использовать образное сравнение, то можно провести аналогию между показателем корпоративной активности и температурой человеческого тела (показатель активности корпорации для аналитика и инвестора будет иметь такое же информативное значение, какое имеет для лечащего врача температура тела пациента — показатель состояния его здоровья). Измеряя данный показатель, будет возможно не только оценивать текущее состояние бизнеса, но и прогнозировать финансовый успех корпорации как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане. Каким образом?

Показатель корпоративной активности будет отражать и степень привлекательности корпорации для инвесторов, что значительно повлияет на ожидания рынка о ее будущей стоимости.

В принципе, на основе анализа динамики показателей корпоративной активности, а также определения стратегических возможностей корпорации по обновлению (реинжинирингу) ее БС, аналитики смогут давать прогнозы ее будущей и максимально возможной стоимости, а также определять циклы капитала.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В РАЗРЕЗЕ БИЗНЕС-СЕГМЕНТОВ: КОМУ И ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМА ЕГО МЕТОДОЛОГИЯ

Чтобы предприятие продолжало успешно функционировать, оно должно периодически «обновляться своим содержанием» (при этом новые БС должны создаваться с той же скоростью, с какой «закрывают» старые), вследствие этого должна изменяться и его стоимость. Организацией и управлением этими процессами занимается менеджмент. Но могут ли эти процессы оперативно отслеживать его владельцы, могут ли они эффективно контролировать процессы изменения стоимости?

Покупая акции определенной корпорации, инвестор финансирует те или иные БС. Разумеется, все БС взаимозависимы и для рядового акционера, по большому счету, не имеет значения, за счет каких БС предприятием была получена прибыль, а какие из них снизили экономическую добавленную стоимость корпорации. В принципе, инвестор не имеет представления о ЖЦ БС финансируемой им корпорации, а поэтому он не может прогнозировать ее успех, опираясь лишь на показатели деятельности корпорации как единого хозяйственного комплекса. В то же время, если все БС корпорации единовременно находятся в стадии спада, то крах корпорации неизбежен, если не «обновить» БС (включая их элементы - материальную, технологическую, финансовую, кадровую, управленческую и иную инфраструктуру, выраженную в технологиях — об этом см. ниже) или не заменить их. Инвестор же, анализируя отчетность корпорации в отрыве от отчетности ее БС и полагаясь лишь на сигналы рынка, не всегда сможет своевременно «уловить» этот момент и вовремя продать свои акции.

Квалифицированный пользователь отчетности в результате ее анализа должен иметь возможность определить то, каким образом активы и пассивы корпорации распределены по БС. По сути, финансовая отчетность, как стоимостная картина бизнеса и его факторов (финансовых потоков корпорации), и призвана раскрывать содержание бизнеса.

Иными словами, для того, чтобы принимать обоснованные финансовые решения, инвестору нужно иметь качественную информацию о БС финансируемой им корпорации. Информацию

по каждому БС следует отражать в соответствующей корпоративной отчетности, включающей финансовые и нефинансовые показатели. В принципе, отчетность по каждому БС должна являться информационной базой оценки его ЖЦ. Разработка методологии формирования такой отчетности является весьма сложной задачей, особенно, если учесть то, что бухгалтерский баланс, по большому счету, представляет собой «консолидированную отчетность» всех БС.

В каждой стране национальными стандартами установлены свои правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций*. Международными стандартами финансовой отчетности также регламентировано формирование такой информации**. В то же время крайне скудный состав информации по отчетным сегментам, рекомендуемый к раскрытию национальными и международными стандартами, а также способ ее представления, не позволяют квалифицированному пользователю сформировать целостное представление о результатах деятельности и перспективах развития «сегментов».

Примечателен тот факт, что эффективность БС сама по себе не является для инвесторов особо важным параметром. Об этом свидетельствуют опросы, проводившиеся компанией Рпсе-\VaterhouseCoopers с целью определения того, какую именно дополнительную информацию хотят получить инвесторы***. На наш взгляд, определение эффективности БС является лишь первым шагом к определению стадии его ЖЦ и прогнозированию его стоимости (об этом см. ниже).

В общем и целом, корпоративная отчетность должна содержать данные для анализа и оценки:

роли и перспектив БС корпорации (т.е. того, из каких частей складывается единый «организм» корпорации);

* Например, в России эти правила установлены Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), в США - Постановлением FAS 131 «Оглашение информации о сегментах коммерческого предприятия и сопутствующих данных».

** МСФО 14 «Сегментная отчетность».

*** Респондентов просили оценить ряд предложенных показателей по пятибалльной шкале, где 1 означает «весьма важный», 5 - «совершенно не важный». В группу «средневажных» включены показатели с оценками от 2 до 3. Показатель «эффективность бизнес-сегментов» по результатам опроса был отнесен в группу «средневажных» показателей [3].

влияния результатов выполнения функции одних БС на другие в аспекте приращения совокупной EVA™;

синергетического эффекта консолидации БС; перспектив корпорации как единой системы БС (при этом перспективы корпорации рассматриваются в аспекте ЖЦ БС).

Определение стадии ЖЦ БС позволит понять, какие активы корпорации (внутренние и внешние) и каким образом «создают» EVA™, а также то, каким образом БС формируют новые активы. ЖЦ БС будет зависеть от их «износа», управления ими и их конфигурации. При этом вся информация должна будет отражаться в балансах БС (при этом активом будет являться выраженная в новых ресурсах EVA™, а пассивом — факторы капитала, создающего EVA™).

Бухгалтерский учет в разрезе БС должен быть представлен системами идентификации, сбора, оценки, группировки и систематизации информации о корпоративных финансовых потоках, выраженных в движении активов (изменении их количества, стоимости, пропорций), создающих EVA™ и интегрированных в соответствующих БС*.

По балансам БС аналитики смогут определять показатели, на основе которых можно было бы рассчитывать стадию ЖЦ каждого из них. При этом следует учесть, что активы корпорации, как факторы ее EVA™, сами по себе могут и не иметь финансового измерения (например, степень удовлетворенности потребителей, качество менеджмента и т.д.). Но их роль в создании EVA™, в конечном счете, должна иметь финансовую оценку (это — уже финансовый поток). Определенную трудность здесь представляет идентификация и оценка всех факторов стоимости, установление их взаимосвязи и разработка рычагов контроля данных факторов. И это — основная задача стратегического консалтинга в области управления стоимостью.

В то же время определение ЖЦ БС само по себе не является достаточным условием прогнозирования стоимости корпорации. В принципе, стоимость бизнеса выражает оценку его роли в структуре экономики (в этом аспекте стоимость выступает в роли финансового измерителя ре-

* Очевидно, что активы корпорации могут быть как внешними, так и внутренними, но при этом не все активы, создающие EVA, имеют бухгалтерскую оценку и учитываются в балансе (именно это, как известно, является одним из «слабых мест» бухгалтерского подхода к управлению стоимостью).

зультатов решения задач, которые бизнес выполняет в рамках создания социальных благ). Инвесторы, являясь первичным звеном создания стоимости, обслуживающей социальные блага, опосредованно участвуют в ее формировании, распределении и перераспределении. Цикличность же развития бизнес-сегментов взаимосвязана с кругооборотом их стоимости, а в более широком смысле — с циклами капитала.

Если капиталом будем считать стоимость, авансированную (инвестированную) для создания новой стоимости (EVA™), то возможно предположить кругооборот его выражения в бизнесе - циклы капитала (ЦК). ЦК включают 4 стадии. На 1 -й стадии капитал авансируется в новую концепцию бизнеса — концепцию эксплуатации определенной производственной и маркетинговой технологии (зарождение: авансирование новой концепции бизнеса - NB п). На 2-й стадии капитал создает новую стоимость в процессе этого бизнеса (рост: простое воспроизводство -> самовозрастание NB п). На 3-й стадии капитал инвестируется в виде вновь созданной добавленной стоимости в бизнес (зрелость: самовозрастание NB п -♦ расширенное воспроизводство). И, наконец, на 4-й стадии капитал изымается из оборота для перевода в новый бизнес (спад: системное перераспределение и вложение в новую концепцию бизнеса NB n+1). В конечном счете, разработка моделей оценки ЦК позволит с достаточной точностью прогнозировать экономическое развитие. Определение ЦК позволит также предсказывать технологические революции, связанные со сменой глобальных БС, и более точно измерять циклы рыночного спроса.

ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПЕКТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА КОРПОРАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ

Рассмотренный выше новый подход к оценке бизнеса позволяет сформулировать концепцию соответствующего научного исследования. Так, в общем и целом, разработка моделей учета и оценки корпоративной активности предполагает последовательное решение следующих задач: 1) формирование плана научно-исследовательских работ; определение спектра исследуе-

мых корпораций и объема корпоративной выборки, построение корпоративной выборки;

2) определение бизнес-сегментов исследуемых корпораций (на основе методологии управленческого учета);

3) определение показателей для измерения эффективности бизнес-сегментов, а также уровня накопления знаний (построение карты знаний корпораций) и управленческих ошибок;

4) разработка моделей бухгалтерского учета и формирования корпоративной отчетности, позволяющих выявить и рассчитать данные показатели; расчет и анализ значений этих показателей в динамике;

5) идентификация фаз (жизненного) цикла каждого бизнес-сегмента каждой исследуемой корпорации, идентификация стадий фаз, разработка моделей измерения стадий фаз, их измерение и интерпретация (построение кривых скорости корпоративного роста и т.д.);

6) соотнесение векторов значений показателей эффективности бизнес-сегментов и уровня управленческих ошибок с предполагаемыми стадиями каждой фазы их жизненного цикла;

7) выявление факторов, влияющих на изменение фаз (жизненных) циклов бизнес-сегментов, построение факторных зависимостей;

8) разработка моделей интерпретации:

• (жизненных) циклов бизнес-сегментов корпорации;

• корпоративной активности (долгосрочной

финансовой успешности)

9) разработка стандартов бухгалтерской отчетности, регламентирующих порядок отражения показателей корпоративной активности, а также циклов бизнес-сегментов в соответствующих форматах.

В заключение отметим, что для разработки моделей бухгалтерского учета и формирования отчетности в разрезе бизнес-сегментов, а также для формирования системы показателей, на основе которой будет выработан единый интегральный показатель корпоративной активности, прежде всего, необходимо собрать группу заинтересованных ученых, руководителей бизнеса, профессиональных бухгалтеров и аудиторов, консультантов, а также представителей различных государственных органов и информационных агентств. Группа будет служить своего рода «банком знаний», куда будут стекаться все результаты исследования, проводить конференции для распространения собранной информации и новых идей, содействовать распространению концепции циклов стоимости бизнеса в академической и корпоративной среде, а также анализировать опыт внедрения научно обоснованных систем оценки циклов стоимости бизнеса с целью прогнозирования его привлекательности для инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.