Научная статья на тему 'Сбалансированная система показателей для диагностики корпоративной отчетности'

Сбалансированная система показателей для диагностики корпоративной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / FINANCIAL INDICATORS / КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / CORPORATE REPORTING / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY INDICATORS / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / BALANCED SCORECARD (BSC) / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ключников С.В.

В статье речь пойдет о сбалансированной системе показателей, позволяющей оценивать эффективность работы практически любой компании, Определены состав ключевых показателей эффективности для Российских корпоративных структур и основные принципы их расчета. Даны рекомендации о целесообразности своевременного внедрения данной системы с целью совершенствования деятельности компаний как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Balanced Scorecard for the corporate reporting diagnostics

Тhe article discusses the Balanced Scorecard allowing to measure efficiency of practically any company. The author defines the set of I key efficiency indicators for the Russian corporate structures and the basic principles of their calculation. He gives recommendations on the expediency of timely implementation of this system with the purpose to improve company's performance both in the short and long terms.

Текст научной работы на тему «Сбалансированная система показателей для диагностики корпоративной отчетности»

Ключников С.В.

докторант кафедры бухгалтерского учета, Саратовский государственный социально-экономического университет Seklyuchnikov@yandex.ru

сбалансированная

система показателей и эффективность компании

сбалансированная система показателей

для диагностики корпоративной отчетности

_Аннотация

В статье речь пойдет о сбалансированной системе показателей, позволяющей оценивать эффективность работы практически любой компании.

Определены состав ключевых показателей эффективности для Российских корпоративных структур и основные принципы их расчета. Даны рекомендации о целесообразности своевременного внедрения данной системы с целью совершенствования деятельности компаний как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Привычный способ оценки деятельности компании, основанный только на анализе финансовых показателей, в условиях постоянной конкуренции не позволяет быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию. К тому же существует опасность чрезмерного увлечения ростом прибыли, при котором не будет уделяться должного внимания другим сторонам деятельности фирмы: инновациям, клиентской политике и т.д. Это может привести к большим убыткам и снижению доли на рынке [1, С. 51]. Для того

чтобы любые проблемы в компании можно было предупредить или устранить сразу после их появления, необходима система своевременных и достоверных показателей, которая позволит наиболее полно оценить эффективность работы компании в целом. Любой инструмент корпоративного управления, разработанный на базе управленческого учета и успешно апробированный в условиях глобальной мировой экономики, привлекает повышенное внимание российского менеджмента. Одной из последних таких разра-

.. .зачастую созданная сбалансированная система показателей предполагает использование

показателей эффективности, по которым раньше информация не собиралась

боток, получивших признание во многих развитых странах, стала концепция сбалансированной системы показателей Balanced Scorecard (BSC), появившаяся в начале 90-х годов и доказавшая свою эффективность в условиях острой конкуренции на мировых рынках (3, С. 128].

Внедрение сбалансированной системы показателей позволяет не просто рассматривать в отчетности отдельные финансовые показатели, а отражать их в увязке с другими рыночными факторами, такими, как человеческий потенциал корпорации, взаимоотношения с потребителями.

Balanced Scorecard (BSC) - это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ключевых показателей (KPI), учитывающих все существенные аспекты ее деятельности (финансовые, производственные, маркетинговые и т. д.).

Определение состава ключевых показателей эффективности

В большинстве случаев компании откладывают внедрение сбалансированной системы показателей по двум причинам: отсутствие понятной стратегии компании и высокая стоимость проекта. По нашему мнению, для того чтобы создать сбалансированную систему показателей для отечественных компаний, избежав при этом существенных временных и финансовых затрат, следует руководствоваться двумя основными принципами:

- использовать максимальное количество тех показателей, которые до момента внедрения системы BSC применялись руководителями подразделений в повседневной работе. Однако зачастую созданная сбалансированная система показателей предполагает использование показателей эффективности, по которым раньше информация не собиралась. В таком случае для отслеживания фактически достигнутых значений ключевых показателей эффективности придется полностью изменить учетную политику бухгалтерского и управленческого учета;

- соблюсти баланс между результирующими и опережающими показателями. Результирующие показатели деятельности позволяют оценить достигнутые компанией результаты (прибыль, выручка и др.), в то время как опережающие показатели (удовлетворенность клиентов качеством работ, количество реализованных предложений по совершенствованию деятельности и т. п.) дают возможность определить, насколько

российское предпринимательство, 2009, № 11 (2)

деятельность компании соответствует ситуации на рынке. В большинстве случаев основная причина неудачного внедрения сбалансированной системы показателей - недостаточное внимание к регламентам расчетов показателей, то есть, не определено, кто, в какой момент и с использованием каких источников формирует значения показателей. В результате информация собирается частично, появляются недостоверные данные. Определение состава ключевых показателей эффективности - один из наиболее сложных этапов разработки системы сбалансированных показателей. Перед принятием окончательного варианта КР1 набор показателей и порядок их расчета может пересматриваться несколько раз. Основные причины изменения состава уже принятых менеджментом показателей следующие:

- отсутствие системы сбора данных, необходимых для расчета того или иного КР1;

- показатель не отражает процесс достижения поставленных целей. Стандартного набора ключевых показателей эффективности не может существовать вообще. Каждый показатель фактически является количественной или качественной мерой достижения цели, а методы постановки целей у разных компаний могут существенно отличаться.

Определение задач и разработка показателей

Топ-менеджер корпорации при помощи системы сбалансированных показателей определяет возможности работы корпорации

над созданием стоимости и совершенствованием своей деятельности, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Эта система представляет собой баланс между внешними данными, отражаемыми в бухгалтерской отчетности и внутренними бизнес-процессами и инновациями. Использование системы сбалансированных показателей начинается с определения финансовых задач, например, ориентир на увеличение доходности либо потока наличности (2, С. 32]. После определения задач корпорация разрабатывает показатели своего бизнес-процесса.

Методологией бухгалтерского учета предусмотрено, что отражаемые в отчетности финансовые показатели достоверны и надежны, если они исчислены исходя из четко определенного набора правил бухгалтерского учета. Важными для инвесторов и менеджеров являются значимые показатели, полезные для принятия ими решений, а также показатели, дающие опережающую оценку другим показате-

Ключевые слова:

финансовые показатели, корпоративная отчетность, показатели эффективности, сбалансированная система показателей, стратегия управления

Keywords:

financial indicators, corporate reporting, efficiency indicators, Balanced Scorecard (BSC), management strategy

лям, то есть показатели, имеющие предопределяющий характер, которые помогут повлиять на доходность компании в будущем. Проблема же состоит в выработке методологии, которая обеспечит наиболее достоверными, надежными и релевантными показателями. Для этих целей целесообразнее всего использовать сбалансированную систему показателей, позволяющую выявить множество разных источников информации. Эти источники должны включать:

- существующие показатели. Функция финансового учета содержит финансовые показатели, играя определенную роль при создании нефинансовых показателей, находящихся в других функциональных отделах. Их состыковка требует организационного управления;

- показатели, которые могут быть созданы путем агрегирования существующих данных,

- показатели, которых нет и для которых необходимы новые методологии, и для этого организация готова собрать информацию,

В качестве примера можно привести усилия, направленные на распространение информации о числе реализованных заказов по которым сотрудники, привлеченные к этому, должны составить отчет о проделанной работе.

стандартного набора ключевых показателей

эффективности не может существовать вообще

Концепция отчетности

По нашему мнению, финансовая отчетность российских корпораций также должна основываться на концепции отчетности о стоимости, основанной на сбалансированной системе показателей (финансовых и нефинансовых). Составной частью отчетности для инвесторов должна быть внутренняя управленческая отчетность, которая позволит представить более содержательную информацию инвесторам и возможность участия в листинге на фондовом рынке. Методические основы корпоративной отчетности требуют отдельного исследования. Для построения модели отчетности российских корпорациях необходима среда (производственная, политическая, социальная, информационная), которая могла бы сформировать следующие условия:

- эффективное использование концепции отчетности о стоимости в России возможно при реальном разделении институтов собственности и управления, наличии большого количества частных инвесторов, развитом фондовом рынке;

- рассматриваемая концепция является новым подходом в формировании корпоративной отчетности и содержит весь необходимый инструментарий;

- согласно концепции отчетности о стоимости должна разрабатываться методология оценки и стандарты основных нефинансовых показателей;

- подготовленная корпоративная отчетность на базе этой концепции будет не только удовлетворять

оссийское предпринимательство, 2009, № 11 (2)

информационные потребности акционеров, но и обеспечивать возможность осуществления процесса информационного обмена с рынком;

- внедрение рассматриваемой концепции необходимо и возможно, по нашему мнению, в отраслях, где велика доля зарубежных инвесторов в рыночной капитализации компаний.

Литература

1. Хорин А.Н. Рыночно ориентированная финансовая отчетность: отчет о стоимости капитала /А.Н. Хорин // Бухгалтерский учет. - 2006.

- № 16. - с. 51.

2. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 360 с.

... финансовая отчетность российских корпораций также должна основываться на концепции отчетности о стоимости, основанной на сбалансированной системе показателей (финансовых и нефинансовых)

3. Eccles R.G., Herz R.H, Keegan, E.V., Phillips D.M. Value reporting revolution. Moving Beyond Earning Games: John Wiley & Sons, 2001.

Klyuchnikov S.V.

Doctoral student, Chair of Accounting, Saratov State Socio-Economic University

Balanced Scorecard for the corporate reporting diagnostics

_Abstract

The article discusses the Balanced Scorecard allowing to measure efficiency of practically any company. The author defines the set of key efficiency indicators for the Russian corporate structures and the basic principles of their calculation. He gives recommendations on the expediency of timely implementation of this system with the purpose to improve company's performance both in the short and long terms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.