БУХГАЛТЕРСКАЯ отчетность
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПИЛЯЦИИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
И. В. АЛЕКСЕЕВА, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Ростовского государственного экономического университета
В статье приведены основные подходы к компиляции финансовой отчетности в соответствии с действующими стандартами аудита. Описаны виды услуг по компиляции. Основное внимание в статье уделено услуге по компиляции стратегической отчетности. Дан обзор понятия «стратегическая отчетность» отечественных и зарубежных ученых, описан ее состав. Определены предпосылки подготовки стратегической отчетности об эффективности реализации стратегии.
Ключевые слова: компиляция, стратегическая отчетность, аудиторские стандарты, прогнозная отчетность, стратегия, предпосылки, принципы, виды услуг, формы стратегической отчетности
Анализируя рынок аудиторских услуг за последние годы (2008—2014 гг.), следует отметить, что наблюдается рост услуг на компиляцию финансовой информации в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), т. е. в целом сопутствующие аудиту услуги в форме компиляции получают все более широкое распространение.
Прежде чем рассматривать компиляцию формирования стратегической отчетности, необходимо исследовать ее в целом. В российском Федеральном правиле (стандарте) № 31 «Компиляция финансовой
информации» используются два понятия: «трансформация» и «компиляция финансовой информация», под которой понимается сбор, классификация и обобщение финансовой информации, а также возможная ее трансформация. Понятие компиляции трактуется широко. Трансформация рассматривается как один из приемов, используемых при компиляции финансовой отчетности.
Компиляция финансовой информации ограничивается составлением отчетных форм и пояснений к ним на основании данных бухгалтерских книг (оборотно-сальдовой ведомости). Компиляция может предусматривать сбор информации из различных источников (ERP-система, бухгалтерские программы, специализированные внутренние формы ведения информации, Excel и т. д.), обработку и составление различных видов отчетности (социальной, прогнозной, стратегической, экологической и др.).
Возможные виды услуг по компиляции финансовой информации:
— трансформация финансовой отчетности в связи с переходом на МСФО;
— содействие в подготовке финансовой отчетности по международным стандартам;
— разработка учетной политики в соответствии с требованиями МСФО;
— составление различных видов отчетности (социальной, экологической, прогнозной, стратегической и др.).
При компиляции аудитор использует свои экспертные знания в области бухгалтерского учета (а не аудита) для сбора, классификации и обобщения финансовой информации. В этом случае аудитор также не выражает мнения о достоверности финансовой информации.
Основная цель компиляции — привести все представленные финансовые сведения и показатели в удобную и понятную обобщенную форму.
Следует отметить, что компиляция очень многогранна, так как у коммерческой организации в различные периоды жизненного цикла может возникнуть необходимость в различного рода информации. Получение и разработка разнообразных модификаций информации возможна в рамках компиляции финансовой информации. Как справедливо утверждал Я. В. Соколов, в настоящее время получают распространение различные модификации финансовой информации. Одной из таких модификаций информации является формирование стратегической отчетности. Эффективное стратегическое управление возможно на основе стратегической отчетности. Формирование и наполнение стратегической отчетности тесно связаны со стратегией развития коммерческой организации. По мнению президента Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков (ГИФА) А. Б. Идрисова, «... предприятие, которое не имеет стратегии, — это не бизнес, а всего лишь набор активов, отягощенных долговыми обязательствами, и, следовательно, должно оцениваться с использованием имущественного подхода, например на основе ликвидационной стоимости» 1.
В основе стратегической отчетности лежит стратегическая информация. По мгнению В. Ф. Не-светайлова, к стратегической информации «следует относить сведения долгосрочного характера, отражающие решения, ориентированные на будущее, но способные повлиять на текущее положение бизнеса в настоящем (это могут быть данные об инвестиционных программах, маркетинговой политике, слияниях, поглощениях и т. д.). К стратегической также можно относить информацию о текущей рыночной и конкурентной позиции, характеризующей перспективы бизнеса в будущем (по сегментам, долям рынка, наиболее существенные риски и т. д.)» [7, с. 25].
1 URL: М1р://%'%гмг. pro-mvest га.
Услуги по составлению стратегической отчетности относятся к компиляции финансовой информации. Компиляция — это преобразование имеющейся финансовой и нефинансовой информации в формат отчетности, необходимый руководству коммерческой организации.
Проведение услуги по компиляции стратегической отчетности будет зависеть:
— от фазы жизненного цикла, в которой находится коммерческая организация;
— от организации бухгалтерского (финансового), налогового, управленческого, стратегического, социального, экологического и других разновидностей учетов коммерческой организации;
— от вариантов организации совокупностей видов учета, используемых в коммерческой организации (автономный, монистический, точечный).
Таким образом, осуществление сопутствующих услуг по компиляции стратегической отчетности будет зависеть от учетно-аналитической системы коммерческой организации. От архитектуры учетно-аналитической системы зависят методика и методология компиляции стратегической отчетности, так как существуют различные подходы к ее формированию.
Рассмотрим понятие стратегической отчетности и ее место в системе финансовой отчетности коммерческой организации.
Развитие и определенность концептуальных основ современных видов отчетности достигаются путем методологического обоснования формирования стратегической отчетности. Необходимость решения большого спектра практических задач на базе данных бухгалтерского происхождения привела к дискуссии о подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности по финансовой, корпоративной, стратегической, управленческой и другим версиям составления отчетности.
В современных условиях резко обозначается спрос на информацию о перспективах развития бизнеса и определения связанного с этим риска, «в результате смены целевых установок бизнеса меняется парадигма отчетности компании: ключевым отчетом за отчетный период становится отчет о стоимости компании и прилагаемый к нему отчет о рисках» [11, с. 69].
Как отмечает А. Н. Хорин: «Современная система финансовой отчетности — это не только и не столько форматы бухгалтерских отчетов, но также гармонизированные с ними оценочные показатели стоимости бизнеса, налоговая, социальная и эколо-
гическая информация. В результате цель отчетности организации состоит в адекватной характеристике фактического положения дел в компании с учетом окружающей среды» [11, с. 62].
Определенным шагом в сторону рыночно ориентированной отчетности является подготовка такой финансовой отчетности, которая бы предоставляла пользователям информацию об операциях с акциями, облигациями, определения налоговой и дивидендной политики и многие другие данные, необходимые для принятия стратегических решений.
Современная парадигма отчетности предполагает формирование такого пакета информационных форм с учетом факторов внешней среды, стратегии развития коммерческой организации, который бы удовлетворял собственников и потенциальных инвесторов. Учесть все перечисленные требования возможно в рамках формирования стратегической отчетности.
Новая парадигма корпоративной отчетности коммерческой организации позволяет адаптировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность к решению стратегических задач, рассматриваемых на ближайшую и отдаленную перспективы, согласовывать денежные оценки, предоставляемые пользователям бухгалтерами, аудиторами, оценщиками.
Концепция подготовки корпоративной отчетности соответствует явно формулируемой и открыто высказываемой позиции руководства коммерческой организации в области информирования заинтересованных сторон о ее деятельности.
Американские ученые Роберт Д. Ж. Экклз, Роберт Х. Герц, Э. Мэри Киган, Дэйвид М. Х. Фил-линс — авторы книги «Революция в корпоративной отчетности: как разговаривать с рынком капитала на языке стоимости, а не прибыли» констатируют, что «нынешняя система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает надлежащей прозрачности и распространения качественной и опережающей информации, которая имеет решающее значение для оценки деятельности (компаний), а также перспектив, ожидающих акционеров, инвесторов, кредиторов и других» [13, с. 122].
Одним из условий дальнейшей интеграции российских корпоративных структур в мировую экономику является унификация порядка составления финансовой отчетности на основе международных стандартов и обеспечение ее транспарентности. Высокая динамика изменения внешней среды обусловила необходимость разработки стратегии развития коммерческой организации.
Стратегическое управление коммерческой организацией возможно на основе качественного информационного обеспечения, которым и является стратегический учет, который «не существует на предприятии сам по себе, а предназначен прежде всего для того, чтобы содействовать разработке и внедрению деловой стратегии» [8, с. 21]. Автор разделяет точку зрения О. Е. Николаевой и О. В. Алексеева, что стратегический учет является системой, которая позволяет «обеспечить необходимой информацией нужных людей, в нужное время» [8, с. 23]. Результатом ведения стратегического учета является стратегическая отчетность. Рассмотрим современные трактовки термина «стратегическая отчетность» (табл. 1).
По мнению автора, сначала необходимо сформировать стратегию коммерческой организации (определить миссию, цель, задачи развития коммерческой организации), затем, исходя из этого организовать систему стратегического учета, и только на основе этого возможно сформировать стратегическую отчетность. Стратегическая отчетность выступает информационным источником процесса стратегического управления, разработки и реализации стратегии коммерческой организации.
На взгляд автора, стратегическая отчетность — это итог ведения стратегического учета коммерческой организации, необходимого управленческому персоналу для стратегического управления.
Автор разделяет мнение А. Н. Хорина, что стратегическая отчетность опирается в полном объеме на данные «бюджетирования, финансового планирования и прогнозирования, показатели оценки стоимости» [11, с. 69]. Основу стратегической отчетности образуют стоимостные оценки, т. е. дисконтированные будущие денежные потоки. Получение таких оценок возможно только в условиях знания ключевых денежных и неденежных показателей, раскрываемых в финансовой отчетности.
Следует определить место стратегической отчетности в общей системе отчетности. Современные коммерческие организации принимают управленческие решения на основе имеющейся системы отчетности, которая включает бухгалтерскую (финансовую), управленческую, налоговую, стратегическую, экологическую, социальную, отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и другие виды отчетности, генерируемые в рамках учетно-аналитической системы конкретной коммерческой организации (см. рисунок).
Таблица 1
Современные трактовки термина «стратегическая отчетность» коммерческой организации
Автор Определение
Соловьева О. В. Стратегическая отчетность — это система нестандартных, имеющих ограниченный доступ показателей, удовлетворяющая информационные потребности топ-менеджеров компании и ограниченного круга внешних пользователей (инвесторов, деловых партнеров) [9]
Богатая И. Н., Евстафьева Е. М. Под стратегической отчетностью понимают систему производных балансовых отчетов и прогнозной отчетности, носящих стратегический характер [3]
Хорин А. Н., Керимов В. Э. Именно данные авторы ввели понятие «стратегическая отчетность», которая включает следующие основные формы*: — отчет о стоимости компании; — отчет о бизнес-перспективах; — отчет о рисках; — баланс корпоративного капитала; — отчет о финансовых результатах корпорации [11]
Гуденица О. В. Представляет собой единую систему данных о стратегических аспектах финансового и имущественного положения коммерческой организации [6]
Журавлева О. А. Под стратегической отчетностью понимает прогнозный бухгалтерский баланс, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный отчет о движении денежных средств, пояснения к стратегической отчетности
Цыганова И. Ю. Стратегическая отчетность — это система показателей об имуществе, обязательствах и результатах работы организации в долгосрочной перспективе с учетом выбранной и реализуемой стратегии. Она представляет собой единую систему данных о стратегических аспектах финансового и имущественного положения организации [12]
Бакулевская Л. В. Стратегическая отчетность включает информацию о трех важнейших областях объектов: прогнозируемых затратах, себестоимости, прибыли, денежных потоков; конкурентной среды: информации о позиционировании продукции предприятия на рынках, о ценах, конкурентах и т. д.; устойчивого развития [2]
Бабкина О. М. Система стратегической управленческой отчетности позволяет решать следующие задачи: — предоставление информации о результатах деятельности подразделений и отдельных сотрудников в необходимых аналитических разрезах; — подготовка регулярной отчетности; — финансовое моделирование, прогнозирование и анализ деятельности отдельных подразделений и предприятия в целом; — более обоснованное принятие стратегических управленческих решений на основе достоверной и оперативной информации**
Алексеева И. В. Под стратегической отчетностью понимают систему показателей об имуществе, обязательствах и результатах деятельности коммерческой организации в долгосрочной перспективе с учетом выбранной и реализуемой стратегии. Стратегическая отчетность представляет собой единую систему данных о стратегических аспектах финансового и имущественного положения коммерческой организации
*ХоринА.Н. Стратегический анализ: учеб. пособие / А. Н. Хорин, В. Э. Керимов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Экспо, 2009. 480 с.
**Бабкина О.М. Разработка форм стратегической управленческой отчетности // Известия Иркутской государственной экономической академии. Байкальский государственный университет экономики и права. 2010. № 5. С. 170—175.
Для правильного формирования и корректировки стратегической отчетности аудитор должен получить аудиторские доказательства, подтверждающие или не подтверждающие следующие предпосылки составления стратегической отчетности. В соответствии с ФПСАД 7 «Аудиторские доказательства» могут быть выделены предпосылки составления отчетности в отношении:
а) групп однотипных хозяйственных операций, событий и иных фактов хозяйственной жизни;
б) остатков по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода;
в) представления и раскрытия информации.
Все выделенные предпосылки применительно
к бухгалтерской (финансовой) отчетности могут использоваться и при проведении стратегического аудита стратегической отчетности. Характеристика предпосылок, источники подготовки стратегической отчетности об эффективности реализации стратегии представлены в табл. 2.
Место стратегической отчетности в системе финансовой отчетности
Таблица 2
Предпосылки подготовки стратегической отчетности об эффективности реализации стратегии
Название предпосылки Содержание предпосылки Документы, источники
Возникновение Отраженные в учете хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни фактически имели место и относятся к деятельности аудируемого лица Бизнес-план. Стратегическая отчетность. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Вся прогнозная документация
Полнота Учет всех фактов хозяйственной деятельности, влияющих на формирование стратегии Стратегическая отчетность
Точность Суммы и прочая финансовая и нефинансовая информация стратегического характера, относящаяся к отраженным в учете хозяйственным операциям, событиям и иным фактам хозяйственной деятельности Стратегическая отчетность
Отнесение к соответствующему периоду Хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни отражены в соответствующем отчетном периоде Стратегическая отчетность
Классификация Хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни отражены на соответствующих счетах стратегического учета Стратегическая отчетность
Существование Отраженные в финансовом учете активы, обязательства и капитал фактически существуют, и информация о них используется для ведения стратегического учета и формирования стратегической отчетности Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Стратегическая отчетность
Права и обязанности Аудируемое лицо обладает правами или контролирует права на отраженные активы, а отраженные обязательства представляют собой именно обязательства аудируемого лица Стратегическая отчетность. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Оценка и распределение Активы, обязательства и капитал включены в бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствующих суммах, любые результирующие оценки и корректировки по распределению стоимости отражены правильно Стратегическая отчетность. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Выделенные предпосылки применительно к формированию стратегической отчетности коммерческой организации позволят провести составление стратегической отчетности в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов.
Помимо выделенных предпосылок аудитору необходимо учитывать также следующие принципы формирования стратегической отчетности:
— принцип двойной записи;
— принцип единицы учета;
— принцип периодичности;
— принцип продолжающейся деятельности;
— принцип денежной оценки;
— принцип начислений (принцип регистрации дохода, принцип соответствия);
— принцип осмотрительности, оценки и учета внешних факторов макросреды;
— принцип экономичности и рациональности;
— принцип регламентации;
— принцип оценки реализации стратегии на основе ее реализации.
Выделенные принципы позволят в рамках стратегической отчетности формировать полную и релевантную информацию, необходимую руководству для принятия стратегических решений.
Аудитор должен учитывать, что стратегическая отчетность коммерческой организации должна базироваться на концепции создания (сохранения) стоимости. Концепция создания стоимости направлена на то, чтобы оценить стоимость коммерческой организации, определить, каким образом можно использовать оценку стоимости для принятия стратегически верных решений. Стоимость коммерческой организации может быть охарактеризована целым рядом показателей, которые должны рассчитываться аудитором в зависимости от используемых концептуальных подходов.
Система показателей, характеризующих стоимость бизнеса [11]:
— стоимость капитала;
— стоимость акций коммерческой организации;
— акционерная стоимость коммерческой организации;
— рыночная стоимость коммерческой организации;
— добавленная рыночная стоимость;
— добавленная экономическая стоимость;
— добавленная стоимость акционерного капитала.
В системе показателей, характеризующих стоимость коммерческой организации, особое
место занимает показатель добавленной стоимости капитала.
Проведенные исследования зарубежных и отечественных ученых свидетельствуют о том, что экономическая добавленная стоимость EVA обеспечивает получение более полезной информации о «ценности» совершенных в прошлых периодах операций, чем такие учетные средства измерения эффективности деятельности коммерческой организации, как бухгалтерская прибыль, рентабельность капитала или темпы роста прибыли в расчете на одну акцию.
В то же время EVA, без сомнения, представляет собой показатель, тесно связанный с бухгалтерским учетом. Она не может использоваться как единственная основа для принятия стратегических решений типа оптимизации хозяйственного портфеля. Как справедливо указывает на страницах журнала European Management Journal известный экономист Дейвид Янг, «EVA — не панацея и никогда не должна рассматриваться как альтернатива хорошей практики управления. Что EVA может сделать, так это помочь высшему руководству создать такую систему стимулирования и контроля, которая бы увеличила вероятность того, что все менеджеры будут управлять фирмой в соответствии с необходимостью создания стоимости для акционеров» [17, С. 335—344].
Экономическая добавленная стоимость EVA — действительно важный показатель, который позволяет сконцентрировать внимание на приоритетных направлениях стратегического управления, но ее отдельное использование не позволяет получать полноценную картину сложившейся ситуации и принимать взвешенные управленческие решения с учетом различных внешних и внутренних факторов.
Однако следует отметить, что сбалансированная система показателей дополняет добавленную стоимость капитала, поскольку позволяет учесть (систематически и комплексно) не только финансовый, но и другие аспекты деятельности коммерческой организации.
Концепции BSC (Сбалансированная система показателей) и EVA возникли почти одновременно и на сегодняшний день считаются одними из самых популярных концепций в мире бизнес-инноваций. BSC и EVA одинаково хорошо привязываются к процессам планирования и бюджетирования, могут разворачиваться от корпоративного уровня до уровня хозяйственных подразделений и даже отдельных
индивидов. Преимущество BSC состоит в ее целостности и системности, она не требует наличия специальных знаний в области финансов и прикладной экономики. EVA имеет другое преимущество — математическую точность. Объединяя положительные стороны обеих концепций, можно получить более эффективную структуру с усиленными прогностическими возможностями [16, с. 69].
Эмпирически эффективность комбинирования BSC и EVA тоже подтверждена: эти инструменты используют вместе такие коммерческие организации, как AT&T в США и Boots Pls в Великобритании [15, с. 7], диверсифицированное объединение Grupo Bal в Мексике [16, с. 311], ряд коммерческих организаций, которые производят чистящие средства, заведения общественного питания [14, с. 49—52] и др. Каждая из названных организаций использует собственную структуру BSC и по-своему интегрирует EVA в эту структуру. Пользуясь языком показателей, включенных в BSC, менеджеры не только претворяют разработанную стратегию в действительность, но и контролируют этот процесс, получая разнообразную информацию.
Стратегия, которая предусматривает управляемый переход коммерческой организации из существующего состояния в желаемое, но крайне неопределенное будущее состояние, с точки зрения концепции BSC рассматривается как некоторая гипотеза. Путь между современным и будущим состояниями коммерческой организации надо преодолевать так, чтобы не выпадали из поля зрения ориентиры, которые в бизнесе являются ключевыми показателями.
Интегрирование показателей EVA и BSC в систему стратегической отчетности позволит расширить информационное поле функционирования коммерческой организации.
EVA вместе с другим критерием, названным рыночной добавленной стоимостью (Market Value Added (MVA), используется для принятия решений относительно приобретения других коммерческих организаций, отделения приобретенных ранее компаний, вывода на рынок новых видов товаров и т. д. [4].
В рамках формирования форм стратегической отчетности коммерческих организаций рекомендуется составлять модель расчета добавленной стоимости капитала коммерческой организации. Возникает необходимость формирования стратегического статического отчета о добавленной стоимости, который отражает расчет величины
добавленной стоимости на данный момент, а также стратегического динамического отчета о добавленной стоимости, показывающего изменение величины добавленной стоимости за период.
Модель составления стратегического статического отчета об изменении добавленной стоимости капитала должна включать два блока.
Блок 1. Внесение данных из бухгалтерской (финансовой) отчетности в исходный баланс.
Блок 2. Расчет производных показателей на основе исходных данных.
Представленная методика показывает расчет величины добавленной стоимости капитала на текущий момент времени.
Модель стратегического динамического отчета об изменении добавленной стоимости капитала представлена в трех блоках.
Блок 1. Внесение данных из бухгалтерской (финансовой) отчетности в исходный баланс.
Блок 2. Расчет производных показателей на основе исходных данных.
Блок 3. Осуществление расчета прогнозных показателей на основе экспертных оценок.
Стратегический динамический отчет об изменении добавленной стоимости капитала показывает изменение величины добавленной стоимости за период.
Таким образом, теоретико-методологические аспекты компиляции финансовой информации предусматривают формирование стратегической отчетности на базе стратегического динамического и статического отчета об изменении добавленной стоимости капитала.
Разработанные модели позволяют оценить добавленную стоимость акционерного капитала в будущем, исходя из горизонта прогнозирования с учетом планируемых стратегий. Прогнозирование основных показателей, используемых в модели, может быть организовано в рамках единой информационной системы в случае компьютеризации стратегического учета. Данный показатель используется в мировой практике. Так, показатели приращения стоимости коммерческой организации включаются в наиболее известные в мире рейтинговые системы. Данные о динамике стоимости коммерческой организации за рубежом заняли полноправное место в системе публичной финансовой отчетности коммерческой организации и включаются отдельными разделами в годовые финансовые отчеты [10, с. 12].
Все перечисленные преимущества экономической добавленной стоимости свидетельствуют о
том, что не зря его называют «ключевым фактором финансового здоровья фирмы» [5, с. 151], так как формирование статического и динамического отчета о добавленной стоимости капитала позволит сократить затраты, более эффективно использовать активы, сохранить капитал, повысить производительность труда и улучшить качество обслуживания клиентов.
Список литературы
1. Бабкина О. М. Разработка форм стратегической управленческой отчетности // Известия Иркутской государственной экономической академии. Байкальский государственный университет экономики и права. 2010. № 5. С. 170—175.
2. Бакулевская Л. В. Методологические основы стратегического учета и отчетности // Инновационное развитие экономики. 2011. № 6. С. 48—52.
3. Богатая И. Н., Евстафьева Е. М. Виды отчетности как составная часть учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом и основные направления их совершенствования// Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2.
4. Боди З., Мертон Р. Финансы / пер. с англ. М.: Вильямс, 2000. С. 126.
5. Вахрушина М. А. Внутрипроизводственный учет и отчетность. Сегментарный учет и отчетность. Российская практика: проблемы и перспективы. М.: Экономика и жизнь», 2000. 192 с.
6. Гуденица О. В., Ивашиненко Л. О. Стратегический учет в коммерческих организациях. Ростов н/Д.: БУПК, 2008. 172 с.
7. Несветайлов В. Ф. Предоставление стратегической информации, прозрачность бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 25.
8. Николаева О. Е., Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. М.: Едиториал УРСС, 2003. 304 с.
9. Соловьева О. В. Международная практика учета и отчетности. М.: ИНФРА-М, 2005. 332 с.
10. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании / пер. с англ. М.: Дело, 2000. 360 с.
11. Хорин А.Н. Стратегический анализ: учеб. пособие / А. Н. Хорин, В. Э. Керимов. 2-е изд. пе-рераб. и доп. М.: Экспо, 2009. 480 с.
12. Цыганова И. Ю. Понятие о стратегических целевых приоритетах и их представление в стратегической отчетности // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 22. С. 113—118.
13. Экклз Роберт Д.Ж., Герц Роберт Х., Киган Э.Мэри, ФиллинсДэйвидМ. Х. Революция в корпоративной отчетности: как разговаривать с рынком капитала на языке стоимости, а не прибыли / пер. с англ. Н. Барышниковой. М.: Олимп-Бизнес, 2002, с. 122.
14. Ampuero M., Goranson J., Scott J. Solving the Measurement Puzzle: How EVA and the Balanced Scorecard Fit Together // The Cap Gemini Ernst & Young Center for Business Innovation. Issue 2 «Measuring Business Performance». 1998. P. 45—52. С. 49.
15. Combining EVA with the Balanced Scorecard to improve strategic focus and alignment: 2GC Discussion Paper. UK: 2GC Active Management, 2001.
16. Kaplan R. S., Norton D. P. The Strategy-Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Business Environment. Boston (Ma., USA): Harvard Business School Press, 2001.
17. Young David. Economic value added: A primer for European managers // European Management Journal. Vol. 15. № 4. P. 335—344.