Научная статья на тему 'Основные принципы формирования стратегической отчетности на основе показателя добавленной стоимости капитала'

Основные принципы формирования стратегической отчетности на основе показателя добавленной стоимости капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДОБАВЛЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТОИМОСТЬ / ДОБАВЛЕННАЯ РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ / ПРИНЦИПЫ / ECONOMIC VALUE ADDED / MARKET VALUE ADDED / STRATEGIC ACCOUNTING / STRATEGIC MANAGEMENT / CONCEPTION / PRECONDITIONS / AND PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Ирина Владимировна

В статье разработаны состав и предпосылки подготовки стратегической отчетности, а также принципы ее формирования. Приведена концепция использования показателя добавленной стоимости капитала при формировании стратегической отчетности. Формирование такого отчета позволит сократить затраты, более эффективно использовать активы, сохранить капитал, повысить производительность труда и улучшить качество обслуживания клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article works out the structure and preconditions of strategic accounting preparation as well as principles of its formation. As a result the conception of equity value added indicator use in the strategic accounting formation is presented in the article. This kind of accounting formation will allow reducing costs, to use assets in a more efficient way, to keep equity, to increase labor productivity and improve the quality of client service.

Текст научной работы на тему «Основные принципы формирования стратегической отчетности на основе показателя добавленной стоимости капитала»

РАЗДЕЛ 1.

БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ

Алексеева И.В.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ

КАПИТАЛА

Эффективное стратегическое

управление возможно на основе стратегической отчетности. Формирование и наполнение стратегической отчетности тесно связано со стратегией развития коммерческой организации. Президент Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков (ГИФА) Идрисов А.Б. считает: «... предприятие, которое не имеет стратегии, — это не бизнес, а всего лишь набор активов, отягощенных долговыми обязательствами, и, следовательно, должно оцениваться с использованием имущественного подхода, например, на основе ликвидационной стоимости»1.

«Современная система финансовой отчетности — это не только и не столько форматы бухгалтерских отчетов, но также гармонизированные с ними оценочные показатели стоимости бизнеса, налоговая, социальная и экологическая информация. В результате цель отчетности организации состоит в адекватной характеристике фактического положения дел в компании с учетом окружающей среды» [9, с. 62].

Определенным шагом в сторону рыночно ориентированной отчетности является подготовка такой отчетности, которая бы предоставляла пользователям информацию об операциях с акциями, облигациями, определении налоговой и дивидендной политики и многие другие данные, необходимые для принятия финансовых решений.

Развитие и определенность концептуальных основ отчетности достигаются

1 http://www.pro-invest.ru

путем методологического обоснования формирования стратегической отчетности. Необходимость решения большого спектра практических задач на базе данных бухгалтерского происхождения привела к дискуссии о подготовке бухгалтерской отчетности по фискальной, финансовой, статистической, корпоративной, стратегической, управленческой и другим версиям составления отчетности.

В современных условиях резко обозначается спрос на информацию о перспективах развития бизнеса и определения связанного с этим риска. В этом особо заинтересованы наиболее влиятельные экономические игроки — акционеры и инвесторы.

В современных условиях «в результате смены целевых установок бизнеса меняется парадигма отчетности компании: ключевым отчетом за отчетный период становится отчет о стоимости компании и прилагаемый к нему отчет о рисках» [9, с. 69].

Новая парадигма отчетности коммерческой организации позволяет адаптировать бухгалтерскую отчетность к решению управленческих задач, рассматриваемых на ближайшую и отдаленную перспективу, согласовывать денежные оценки, предоставляемые пользователям бухгалтерами, аудиторами, оценщиками.

Концепция подготовки отчетности соответствует явно формулируемой и открыто высказываемой позиции руководства коммерческой организации области информирования заинтересованных сторон о ее деятельности.

Стратегическая отчетность опирается в полном объеме на данные «бюджетирования, финансового планирования и прогнозирования, показатели оценки стоимости» [9, с. 69].

В соответствии с точкой зрения Хо-рина А.Н. и Керимова В.Э., которые и ввели это понятие, стратегическая отчетность должна включать следующие основные формы [9]: отчет о стоимости компании, отчет о бизнес-перспективах, отчет о рисках, баланс корпоративного капитала, отчет о финансовых результатах корпорации.

В таблице 1 представлены основные предпосылки организации стратегиче-

ской отчетности об эффективности реализации стратегии.

Таким образом, стратегическая отчетность — это система показателей, об имуществе, обязательствах и результатах работы коммерческой организации в долгосрочной перспективе с учетом выбранной и реализуемой стратегии. Стратегическая отчетность представляет собой единую систему данных о стратегических аспектах финансового и имущественного положения коммерческой организации.

Основные принципы формирования стратегической отчетности могут быть сгруппированы следующим образом (табл. 2).

Таблица 1. Предпосылки подготовки стратегической отчетности об эффективности

реализации стратегии

Название предпосылки Содержание предпосылки Документы, источники

Существование Наличие разработанной стратегии функционирования организации Бизнес-план, стратегическая отчетность, бухгалтерская финансовая отчетность, вся прогнозная документация

Права и обязанности Принадлежность аудируемому лицу актива или обязательства, отраженного в стратегической отчетности Стратегическая отчетность, бухгалтерская финансовая отчетность

Возникновение Хозяйственные операции осуществляемые аудируемым лицом, существенные для реализации разработанной стратегии, с учетом корректировок. Стратегическая отчетность

Полнота Учет всех фактов хозяйственной деятельности, влияющих на формирование стратегии. Стратегическая отчетность

Стоимостная оценка Отражение в стратегической отчетности результатов реализуемой стратегии развития организации с использованием избранного подхода к оценке. Стратегическая отчетность

Точное измерение В стратегической отчетности отражаются прогнозируемые показатели, как результат стратегии, сформированные на основе корректного использования специальных методов и методик. Стратегическая отчетность

Представление и раскрытие Объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в стратегической отчетности. Раскрытие и представление в стратегической отчетности информации в соответствии с требованиями внутренних регламентов. Стратегическая отчетность

Таблица 2. Принципы формирования стратегической отчетности

Название принципы Его характеристика

1 2

Принцип двойной записи Принцип двойной записи полагает использование двойной записи при ведении учета и составлении стратегической отчетности. Данный способ заимствован из финансового учета. В ряде случаев данный принцип может не применяться.

Продолжение табл. 2

1 2

Принцип единицы учета Принцип единицы учета означает, что для целей учета экономический субъект отделен от своих владельцев (собственников) и от других предприятий. Его также называют принципом хозяйственной или экономической единицы. Отделение экономического субъекта от собственников и от других экономических субъектов позволяет корректно учитывать результаты его деятельности.

Принцип периодичности Принцип периодичности вызывает регулярное составление отчетности. Хозяйственная деятельность экономического субъекта является непрерывным процессом, и для того, чтобы оценить ее результаты, необходимо искусственно зафиксировать момент времени (отчетную дату), когда будет зафиксировано финансовое состояние. За период между двумя отчетными датами (отчетный период) можно определить изменение финансового состояния, получив результат деятельности экономического субъекта за отчетный период. Основным отчетным периодом считается год; отчетной датой может являться любой календарный день года.

Принцип продолжающейся деятельности Принцип продолжающейся деятельности заключается в том, что финансовая отчетность составляется исходя из предположения, что экономический субъект будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. у него нет ни намерения, ни необходимости прекращать свою деятельность. На основе этого принципа вырабатываются определенные правила оценки статей отчетности, использование первоначальной стоимости.

Принцип денежной оценки Принцип денежной оценки состоит в том, что вся информация в стратегической отчетности оценивается в денежном выражении. В международной практике используются различные оценки. Можно выделить следующие варианты таких оценок: первоначальная стоимость — сумма денежных средств, затраченная на приобретение актива; стоимость замещения или текущая стоимость — сумма денежных средств, которая должна быть уплачена в настоящий момент для приобретения (замещения) данного актива; рыночная стоимость или стоимость реализации — сумма денежных средств, которая может быть получена от реализации актива в настоящий момент; чистая стоимость реализации — сумма денежных средств, которая может быть реально получена от продажи актива в настоящий момент за вычетом расходов на реализацию; приведенная стоимость — текущая стоимость будущих потоков денежных средств; справедливая стоимость — стоимость, по которой активы могут быть обменены между двумя независимыми сторонами.

Принцип начислений (принцип регистрации дохода, принцип соответствия) Принцип начислений предусматривает, что доходы и расходы должны быть отражены в том отчетном периоде, когда они возникли, а не когда уплачены или получены деньги. Необходимость данного принципа обусловлена периодичностью составления стратегической отчетности. Иногда этот принцип разделяют на две составляющие: принцип регистрации дохода и принцип соответствия. Принцип регистрации дохода подразумевает, что доход отражается в том отчетном периоде, когда он заработан, т.е. предприятие завершило все действия, необходимые для его получения, и реализован, т.е. получен или явно может быть получен, а не когда получены денежные средства. Исключение составляют методы поэтапного выполнения контракта и продажи в рассрочку. Принцип соответствия заключается в отражении в отчетном периоде только тех расходов, которые привели к доходам данного периода. В некоторых случаях связь между доходами и расходами является очевидной (например, прямые расходы материалов), в других случаях — нет, поэтому для них предусмотрены определенные правила. Некоторые затраты относятся на отчетный период, т.е. являются расходами периода, поскольку они возникли в данном периоде (периодические затраты), хотя их нельзя связать напрямую с доходом данного периода. Некоторые затраты распределяются во времени, т.е. относятся на расходы разных отчетных периодов частями, поскольку приводят к доходам, получаемым в разные отчетные периоды (например, распределение первоначальной стоимости основных средств во времени путем амортизации).

7

Окончание табл. 2

1 2

Принцип осмотрительности Суть принципа осмотрительности состоит в большей готовности к учету потенциальных убытков, чем потенциальных прибылей, что выражается в оценке активов по наименьшей из возможных стоимостей, а обязательств — по наибольшей. Этот принцип действует только для ситуации неопределенности и не означает создания скрытых резервов или искажения информации.

Принцип оценки и учета внешних факторов макросреды Предусматривает использование специальных методик оценки и отражения в стратегической отчетности внешних факторов.

Принцип экономичности и рациональности Затраты на трансформацию данных финансового, налогового, управленческого учета, а также формирования прогнозной отчетности должны способствовать дальнейшему повышению эффективности деятельности коммерческой организации и в частности в части реализации избранных стратегий.

Принцип регламентации Состоит в разработке приказа по учетной политике для целей стратегического управленческого учета, а также разработке организационных документов, регламентирующих применение конкретных методов и методик, используемых в данном виде учета

Принцип оценки реализации стратегии на основе реализации стратегии Предполагает процедуру систематической оценки реализуемых стратегий и контроля их реализации.

Исследование, проведенное сотрудниками Манчестерского Университета при поддержке CIMA, показало, что наряду с традиционными методами управленческого учета за последние 5 лет достаточно интенсивно использовались и используются новые, сравнительно недавно появившиеся методы и подходы, такие как: непрерывное прогнозирование, стратегический управленческий учет, комплексное управление качеством, система сбалансированных показателей, модель экономической добавленной стоимости, учет затрат по видам деятельности.

Результаты, полученные сотрудниками Манчестерского Университета, совпадают с другими аналогичными исследованиями, например, анализом профессиональной карьеры специалистов по управленческому учету фирм Германии и Великобритании, оперирующих в широком диапазоне производственной деятельности и в сфере услуг (European Accounting Association, 2000).

В процессе вышеупомянутого исследования (Burns&Yazdifar, 2001) были опрошены высококвалифицированные специалисты в области управленческого учета и было выявлено их мнение как о

развитии управленческого учета за последние 5 лет (1995-2000), так и о перспективах его развития на последующие пять лет (2000-2005). С этой целью 1000 квалифицированным членам США была разослана специальная анкета. Все респонденты за последние 5 лет не меняли места своей работы, и каждый из них по крайней мере 7 лет имеет квалификацию CIMA. Количество ответивших на данную анкету составило 279 человек (28% от количества разосланных анкет) [5].

Результаты анкетирования показали, что если в качестве перспективного инструментария управленческого учета в период с 1995- 2000 г. 16% опрошенных назвало экономическую добавленную стоимость, то в период с 2000-2005 год эту же технологию посчитали перспективной уже 24% опрошенных. Таким образом, налицо повышение интереса к использованию в управленческом учете показателей, характеризующих добавленную стоимость.

Проблемами изучения экономической добавленной стоимости занимались следующие отечественные и зарубежные ученые: Николаева О.Е., Алексеева О.В., Вахрушина М., Хорин А.Н., Кери-

мов В.Э., К. Уолш, Р. Брейли, С. Майерс и многие другие.

Современный механизм управления сложными организационными системами базируется на концепции управления стоимостью (ценностью) корпорации (Value Based Management — VBM), в основу которой заложен критерий экономической добавленной стоимости (EVA). Основной целью управления в рамках этой концепции является обеспечение роста рыночной стоимости корпорации через повышение котировочной стоимости акций. Концепция VBM была разработана и предложена Б. Стюартом в 1991 г. как один из подходов к управлению инвестициями. Согласно этой концепции стратегической основой компании является капитал, за мобилизацию и использование которого компания как субъект рыночных отношений должна платить. Платность источников финансирования выражается категорией средневзвешенной стоимости капитала. При наличии рынков капитала можно говорить о некой средней рыночной отдаче на инвестируемый капитал. Имея информацию о величине задействованного капитала конкретной компании и средней рыночной норме отдачи капитала, можно рассчитать для нее условную оптимальную («нормальную») прибыль. Разницу между фактической прибылью корпорации и расчетной величиной оптимальной прибыли считают показателем эффективности деятельности компании в рыночных условиях [2].

Концепция создания стоимости направлена на то, чтобы оценить стоимость компании, определить, каким образом можно использовать оценку стоимости для принятия стратегически верных решений.

Стратегическая отчетность коммерческой организации должна базироваться на концепции создания (сохранения) стоимости. Стоимость предприятия может быть охарактеризована целым рядом показателей в зависимости от используемых концептуальных подходов.

Система показателей, характеризующих стоимость бизнеса [9]: стоимость капитала, стоимость акций компании, акционерная стоимость компании, рыночная стоимость компании, добавленная рыночная стоимость, добавленная экономическая стоимость, добавленная стоимость акционерного капитала.

В системе показателей, характеризующих стоимость организации, особое место занимает показатель добавленной стоимости капитала.

В русскоязычной экономической литературе концепция EVA рассматривается лишь в отдельных работах, почти исключительно — в переводах. Такая ситуация объясняется тем, что EVA — важный финансовый показатель — относительно недавно стал активно использоваться многими корпорациями США и некоторых других стран (для примера назовём AT&T, Quarker Oats, Briggs & Stratton, Coca-Cola). Концепция EVA была разработана компанией Stern Stewart & Co, которой и была зарегистрирована, хотя основные её положения отображены ещё в теории экономического дохода Альфреда Маршалла1.

В основе показателя EVA лежат подходы исчисления экономической добавленной стоимости или добавленной рыночной стоимости. Бухгалтерский подход к оценке фирмы на основе традиционного баланса ориентирован, главным образом, на аудиторские цели, а не на оценку эффективности и стоимости предприятия. В связи с этим расчет данного показателя целесообразно вести на основе производных балансов, построенных на базе эволюционно-адаптивной балансовой теории. Согласно теореме ММ, сформулированной лауреатами Нобелевской премии М. Миллером и Ф. Модильяни [8], стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущими доходами. Будущие доходы предприятия можно определить на основе прогнозирования финансовых результа-

1 Маршалл А. Принципы политической экономии. 1984. Кн. V, гл. III. С.30-31.

тов, денежных потоков, величины собственного капитала.

Как отмечал лауреат Нобелевской премии Ирвинг Фишер, «капитал, если говорить о его текущей стоимости, это просто дисконтированный будущий доход, или, другими словами, капитализированный доход» [б, с. 2б5].

Исследования, проведенные в 90-х гг., свидетельствуют о том, что EVA обеспечивает получение более полезной информации о «ценности» совершённых в прошлых периодах операций, чем учётные средства измерения эффективности деятельности предприятия, такие как бухгалтерская прибыль, рентабельность капитала или темпы роста прибыли в расчёте на одну акцию.

В то же время EVA, без сомнения, представляет собой показатель, тесно связанный с бухгалтерским учётом. Она не может использоваться как единственная основа для принятия стратегических решений типа оптимизации хозяйственного портфеля. Как справедливо указывает на страницах журнала European Management Journal известный экономист Дейвид Янг, «EVA — не панацея и никогда не должна рассматриваться как альтернатива хорошей практики управления. Что EVA может сделать, так это помочь высшему руководству создать такую систему стимулирования и контроля, которая бы увеличила вероятность того, что все менеджеры будут управлять фирмой в соответствии с необходимостью создания стоимости для акционеров» [11, р. 335— 344].

EVA — действительно важный показатель, который позволяет сконцентрировать внимание на приоритетных направлениях стратегического управления, но её отдельное использование не позволяет получать полноценную картину сложившейся ситуации и принимать взвешенные управленческие решения с учётом различных внешних и внутренних факторов.

Концепции EVA на сегодняшний день считается одной из самых популярных концепций в мире бизнес-инноваций.

EVA одинаково хорошо привязываются к процессам планирования и бюджетирования, могут разворачиваться от корпоративного уровня до уровня хозяйственных подразделений и даже отдельных индивидов. Основное преимущество EVA — математическая точность.

Так же как и другие финансовые показатели, в процессе анализа можно «разложить» EVA на несколько частей, которые вместе составят общую величину. Эта особенность позволяет «привязывать» создание стоимости к определённым группам людей или подразделениям и таким образом получать некоторый критерий для дифференцированного вознаграждения за проделанную работу в компании.

EVA вместе с другим критерием, названным рыночной добавленной стоимостью (Market Value Added — MVA), используется для принятия решений относительно приобретения других фирм, отделения приобретённых ранее компаний, вывода на рынок новых видов товаров и т.д.1 Основные разновидности добавленной стоимости представлены в таблице 3.

При расчете EVA согласовываются фактический доход инвесторов — чистая операционная прибыль как отдача на вложенный ими капитал — и их теоретический доход, рассчитанный исходя из стоимости капитала, сложившейся на рынке. Экономическая сущность данного показателя заключается в том, что акционерный капитал должен приносить как минимум тот же доход, что и инвестиции с таким же риском на рынке корпоративных ценных бумаг.

Таким образом, основными преимуществами использования модели экономической добавленной стоимости при формировании стратегической отчетности являются следующие факторы [5]:

- увеличение EVA означает улучшение благосостояния акционеров;

- использование EVA облегчает процесс управления предприятием, так

1 Боди З., Мертон Р. Финансы / Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2000. — С. 12б.

Таблица 3. Современные разновидности добавленной стоимости

Показатель Понятие Формула Недостатки показателя Назначение показателя

Добавленная экономическая стоимость (ЕУЛ) EVA — показатель истинного финансового состояния предприятия и стратегия, которая приводит к созданию богатства компании и акционеров. Показатель EVA определяется как разница между чистой прибылью и стоимостью использованного для её получения собственного капитала компании. Стоимость использования капитала определяется на основе минимальной ожидаемой ставки доходности, необходимой для того, чтобы рассчитаться как с акционерами, так и с кредиторами. (ЕУЛ)= Чистая операционная прибыль после уплаты налогов — плата за капитал Отдельное использование не позволяет получать полноценную картину сложившейся ситуации и принимать взвешенные управленческие решения с учётом различных внешних и внутренних факторов. EVA помогает менеджерам анализировать, где именно создаётся стоимость и эффективно управлять денежными потоками.

Добавленная рыночная стоимость (МУЛ) HVA — это показатель, который отражает величину превышения рыночной капитализации компании (рыночная цена ее акций, умноженной на число акций, выпущенных в обращение) над стоимостью ее чистых активов, показанных в бухгалтерском балансе. МУЛ= Рыночная капитализация компании — Стоимость чистых активов (собственного капитала) по балансу компании Не дает представления о том, когда стоимость была создана (это могло произойти в текущем году или много лет назад). Максимизация этой добавленной стоимости может представлять собой одну из стратегических целей компании.

Добавленная стоимость акционерного капитала (8УЛ) Применяется для оценки правильности принятия стратегических решений. 8УЛ= Расчетная стоимость капитала Балансовая стоимость капитала Измерение чистой прибыли не отражает многие операции создающие стоимость. Характеризует рентабельность компании и положение ее акций на рынке.

как наличие слишком большого количества показателей приводит к затруднениям и противоречиям;

- EVA дает возможность для организации качественного учета и анализа;

- EVA — это путь к успеху, как при изменении эффективности деятельности, так и при определении размера вознагра-ждений.Все перечисленные преимущества экономической добавленной стоимости свидетельствуют о том, что не зря его называют «ключевым фактором финансового здоровья фирмы» [2, с. 151], т.к. формирование статического и динамического отчета о добавленной стоимости капитала позволит сократить затраты, более эффективно использовать активы, со-

хранить капитал, повысить производительность труда и улучшить качество обслуживания клиентов.

Библиографический список

1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2004.

2. Вахрушина М.А. Внутрипроизводственный учет и отчетность. Сегментарный учет и отчетность. Российская практика: проблемы и перспективы. — М.: «АКДИ» Экономика и жизнь», 2000. — 192 с.

3. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.

4. Лабынцев Н.Т. Стандарты аудиторской деятельности: учеб. пособие. — М.: «Издательство ПРИОР», 2000,— 448 с.

5. Николаева O.E., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 304 с.

6. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании / пер. с англ.. — М.: Дело, 2000. — 360 с.

7. Федорович Т.В. Финансовая отчетность как индикатор инвестиционной привлекательности корпорации // Эконо-

мический анализ: теория и практика. — 2008. —№12.

8. Модильяни Ф. Сколько стоит фирма? Теорема ММ / пер. с англ. — М.: Дело, 1999. —272 с.

9. Хорин А.Н. Стратегический анализ: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб.и доп. — М.: Экспо, 2009. — 480 с.

10. Stewart III G.B. The Quest of Value. — New York: Harper Business, 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Young, David. Economic value added: A primer for European managers // European Management Journal. — Vol. 15. — №4. — P. 335-344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.