Научная статья на тему 'Концепция формирования консолидированной прибыли группы'

Концепция формирования консолидированной прибыли группы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
895
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ДОБАВЛЕННАЯ РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / PROFIT / ACCOUNTING EARNINGS / ECONOMIC VALUE ADDED / MARKET VALUE ADDED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорович Татьяна Владимировна, Дрожжина Инна Викторовна

Любое корпоративное образование строит свою деятельность исходя из перспективы устойчивого генерирования прибыли. Постоянный рост прибыли свидетельствут о правильности выбранного курса стратегического развития. Значимость показателя прибыли для пользователей консолидированной отчетности проявляется в том, что данное понятие с некоторыми уточнениями введено в ряд законодательных актов. В статье рассматриваются различные концептуальные подходы к определению экономической сущности прибыли. Предлагается авторский взгляд на прибыль как объект интересов пользователей консолидированной финансовой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the economic literature, several approaches to the treatment category "profit", but the main-mi can be considered the approaches of academic, business and accounting. The study challenges the definition of "profit" has not been completed, and further possible emergence of new definitions. For persons having a direct or indirect relation to the activities of the corporation and its structures (group-governmental organizations) have an impact on the formation of profit, profit is calculated index inhomo-digit value: for each user group is calculated profit performance in which they are most interested, more. As part of an entrepreneurial approach to identify the profits generated consolidated profit performance, which allows potential investors to evaluate the success of the corporation. With this approach de calculated several variants of profit, which are based on market value. One of the variants of Comrade profit calculation assumes that the profit the owners of capital gains for the reporting period. Widely used, and other variants of the calculation of profits based on market assessment: performance by adding the economic value added and market value. Indicator economic value added is determined from the position of a fait accompli and economic activity, and the index added market value from the perspective of the future, because it uses a market valuation which is established on the basis of expected future income.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования консолидированной прибыли группы»

2011 Экономика №3(15)

УДК 657.1 (075.8)

Т.В. Федорович, И.В. Дрожжина

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ПРИБЫЛИ ГРУППЫ

Любое корпоративное образование строит свою деятельность исходя из перспективы устойчивого генерирования прибыли. Постоянный рост прибыли свидетельствует о правильности выбранного курса стратегического развития. Значимость показателя прибыли для пользователей консолидированной отчетности проявляется в том, что данное понятие с некоторыми уточнениями введено в ряд законодательных актов. В статье рассматриваются различные концептуальные подходы к определению экономической сущности прибыли. Предлагается авторский взгляд на прибыль как объект интересов пользователей консолидированной финансовой отчетности. Ключевые слова: прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая добавленная стоимость, добавленная рыночная стоимость.

Прибыль является одним из ключевых понятий в экономической науке, именно данный показатель используется в качестве основного целевого ориентира и критерия успешности работы любой организации. Получение прибыли позволяет не только поддерживать и развивать финансово-хозяйственную деятельность, но и удовлетворять различные социальные потребности. Поэтому одной из целей развития крупных бизнес-структур и непосредственным объектом внимания финансовых менеджеров является максимизация прибыли.

Исследование экономической сущности прибыли - одна из сложнейших проблем в экономической теории. Понятие «прибыль» с развитием экономической мысли постоянно изменялось и усложнялось, однако однозначной трактовки категории «прибыль» до сих пор нет.

Как показал анализ определений прибыли [1-12], в экономической литературе отсутствует единый подход к определению прибыли. Однако авторы сходятся во мнении, что прибыль - это определенный доход, и, таким образом, приведенные определения не противоречат, а порой совпадают друг с другом и дополняют их.

В контексте интересов пользователей финансовой отчетности можно предложить следующее определение прибыли: прибыль - это экономическая категория, представляющая собой обобщающий показатель финансовых результатов деятельности организации, который определяется как разница между полученным доходом от предпринимательской деятельности и расходами, понесенными в связи с ее осуществлением.

Несмотря на различные определения прибыли, многие авторы понимают ее как расчетную величину. Очень точно по этому поводу высказался Ф.Х. Найт [7]: «Никогда не может быть объективно и точно определена величина прибыли в доходе...» В течение многих десятилетий в нашей стране

расчет этого показателя однозначно увязывался с бухгалтерским учетом: в любой организации численное значение прибыли рассчитывалось в бухгалтерии и отражалось в отчетности, которая использовалась заинтересованными лицами. Но в современных условиях глобализации экономики подход к исчислению прибыли должен, прежде всего, определяться целями, которые преследуют заинтересованные пользователи финансовой отчетности (табл. 1), и критериями признания и оценки доходов и расходов [13, 15]

Таблица 1. Прибыль в контексте интересов пользователей финансовой отчетности

Группа пользователей Целевой показатель прибыли Область интересов

Менеджмент Валовая (маржинальная) прибыль Результат собственной деятельности, источник покрытия текущих расходов, источник развития организации, объем полученных доходов, уровень себестоимости

Чистая прибыль Источник создания резервного капитала и резервов в соответствии с законодательством и учредительными документами

Собственники Чистая прибыль Источник выплаты доходов, источник создания резервного капитала и резервов в соответствии с законодательством и учредительными документами

Кредиторы, контрагенты, инвесторы Операционная прибыль Источник стабильности партнерских отношений; источник покрытия постоянных финансовых расходов (проценты по кредитам и займам, лизинговые платежи)

Государство (в лице налоговых органов) Налогооблагаемая прибыль Источник пополнения бюджета в виде налога на прибыль, штрафов и пеней

Для лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к деятельности корпорации и ее структур, оказывающих влияние на формирование прибыли, расчетный показатель прибыли имеет неоднозначное значение. Следовательно, для каждой группы пользователей рассчитывается показатель прибыли, в котором они наиболее заинтересованы. При этом прибыль, как результирующий показатель, определяется в рамках бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

В экономической литературе описано несколько подходов к трактовке категории «прибыль», но основными можно считать подходы, которые условно названы: академический, предпринимательский и бухгалтерский.

При академическом подходе основным показателем прибыли является экономическая прибыль, которая представляет гипотетическую величину и определяется как разница между доходами организации и ее экономическими расходами, предусматривающими возможность альтернативных затрат, под которыми понимается максимально возможный доход от альтернативного применения потраченных (использованных) ресурсов [14].

Данный подход к определению прибыли имеет значение только в теоретическом плане, в практической деятельности он, как правило, не применим, так как рассчитать альтернативные затраты весьма непросто, ведь любая воз-

можная их оценка будет являться субъективной. Тем не менее при обсуждении управленческих решений о целесообразности тех или иных расходов понятие «альтернативные затраты» используется в повседневной практике.

Согласно бухгалтерскому подходу основным показателем является бухгалтерская прибыль, под которой понимается положительная разница между доходами организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, и ее затратами (расходами), понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов. Как видно из данного определения, бухгалтерская прибыль - это расчетный показатель, который исчисляется в соответствии с понятием доходов (ПБУ 9 /99 «Доходы организации») и расходов (ПБУ 10 / 99 «Расходы организации»), а также в их количественном измерении (т.е. аккумулировании в системе бухгалтерского учета). В зависимости от методов оценки, учета и исчисления показателей доходов и расходов значение прибыли может варьироваться.

Таким образом, в зависимости от алгоритма расчета показатели прибыли отличаются, особенно это проявляется при трансформации отчетности, составленной по российским стандартам в формат отчетности по МСФО или ОПБУ США. При формировании показателей прибыли по МСФО используется один из двух вариантов классификации расходов: по характеру и по функциям расходов [12, 14]. Ниже представлен алгоритм формирования прибыли в отчетности по МСФО при классификации расходов по их характеру, предусматривающий раскрытие статей расходов по операционной деятельности по экономическим элементам.

Выручка от продажи

Плюс

Прочие операционные доходы Равно

Валовой доход от операционной деятельности Минус

Текущие расходы по операционной деятельности

(материалы, оплата труда, амортизация, прочие расходы)

Равно

Прибыль от операционной деятельности Минус

Расходы по финансированию

Плюс

Прибыль от участия в ассоциированных компаниях Равно

Прибыль до налогообложения

Минус

Налог на прибыль и прочие налоговые платежи Равно

Чистая прибыль (прибыль, принадлежащая собственникам)

Другой подход к формированию чистой прибыли основан на классификации расходов по их функциям, т.е. отражении расходов по операционной деятельности в зависимости от целевой направленности:

Выручка от продажи

Минус

Себестоимость продаж (прямые переменные расходы)

Равно

Валовая (маржинальная) прибыль Минус

Постоянные расходы (амортизация, управленческие расходы, коммерческие расходы)

Плюс

Сальдо прочих операционных доходов и расходов Равно

Прибыль от операционной деятельности Минус

Расходы по финансированию

Плюс

Прибыль от участия в ассоциированных компаниях Равно

Прибыль до налогообложения

Минус

Налог на прибыль и прочие налоговые платежи Равно

Чистая прибыль (прибыль, принадлежащая собственникам)

Как видно из приведенных схем, у организаций существует право выбора классификации расходов, относящихся только к операционной деятельности, остальные показатели, участвующие в данном процессе, аналогичны, что позволяет получить одинаковый финансовый результат.

В рамках РСБУ показатель прибыли до налогообложения формируется в рамках налогового учета, где условия признания и учета доходов и расходов отличаются от нормативного регулирования бухгалтерского учета. Отсюда необходима единая идентификация расчета и информационного обеспечения показателя прибыли:

Выручка (нетто) от продажи продукции, товаров, работ и услуг (за минусом НДС)

Минус

Себестоимость проданных продукции, товаров, работ и услуг Равно

Валовая прибыль Минус

Коммерческие расходы Минус

Управленческие расходы Равно

Прибыль от продаж

Плюс

Прочие доходы, в т. ч. доходы от участия в других организациях

Минус

Прочие расходы, в т.ч. расходы по финансированию

Равно

Прибыль до налогообложения.

(Налогооблагаемая прибыль определяется в соответствии с налоговым законодательством)

Минус

Текущий налог на прибыль и прочие обязательные налоговые платежи Равно

Чистая прибыль отчетного периода

В рамках бухгалтерского подхода к определению прибыли организации для аналитических целей собственники и иные заинтересованные пользователи финансовой информации по-разному подходят к оценке полученной прибыли. Из этого вытекает множественность определений результирующих и оценочных показателей прибыли (табл. 2).

Таблица 2. Классификация определений прибыли

Классификационный признак Вид прибыли Определение

1 2 3

По источникам формирования Прибыль от продажи продукции, работ, услуг Является основным видом прибыли в организации, непосредственно связанным с отраслевой спецификой деятельности организации

Прибыль от прочей реализации Доход от продажи неиспользуемых основных средств, нематериальных активов, а также доход от участия в совместных предприятиях, доходы от акций, облигаций и других ценных бумаг, полученные штрафы, пени, др.

По видам деятельности Прибыль от операционной деятельности Результат производственно-сбытовой или основной для данной организации деятельности

Прибыль от инвестиционной деятельности Результат инвестиционной деятельности. Частично отражается в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично - в прибыли от реализации имущества. (Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на операционной прибыли, когда инвестиции превращаются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации производства)

Прибыль от финансовой деятельности Косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные условия

Продолжение табл. 2

1 2 3

По составу включаемых элементов Маржинальная (валовая) прибыль Разница между выручкой - нетто и прямыми производственными расходами по реализованной продукции

Прибыль до налогообложения Общий финансовый результат организации. Прибыль до налогообложения представляет собой сумму финансового результата от обычной деятельности и прочих доходов и расходов

Чистая прибыль Сумма прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей за счет прибыли

По характеру использования чистой прибыли Капитализированная чистая прибыль Часть чистой прибыли, направляемая на финансирование прироста активов организации

Потребляемая чистая прибыль Прибыль, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям

По характеру налогообложения Налогооблагаемая прибыль Бухгалтерская прибыль, скорректированная в соответствии с действующим законодательством РФ

Прибыль, не облагаемая налогом Прибыль, не подлежащая налогообложению в соответствии с законодательством

По характеру инфляционной очистки Номинальная прибыль Сумма, фактически полученной прибыли в действующих ценах, не учитывающая размер инфляции

Реальная прибыль Номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции, которая позволяет оценить покупательскую способность полученной организацией номинальной прибыли

По направлению распределения Прибыль, причитающаяся акционерам Часть прибыли к распределению, предназначенная для выплаты дивидендов акционерам

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации Часть прибыли к распределению, остающаяся после выплаты дивидендов акционерам и предназначенная для дальнейшего развития коммерческой деятельности организации

Нераспределенная прибыль Часть чистой прибыли, за вычетом отчислений в резервный капитал, дивидендов акционеров и иные аналогичные отчисления

Данный перечень классификационных признаков, приведенных в работах И.А. Бланка, В.В. Ковалева, Т.В. Федорович [2, 12, 15], не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и бухгалтерской практике работы организации. С объединением организаций в крупные субъекты хозяйствования - корпорации, холдинги - возникает необходимость различать корпоративную прибыль и индивидуальную прибыль дочерних зависимых организаций. Корпоративная прибыль - прибыль корпоративного образования, включающая прибыль материнской и дочерних

организаций. Индивидуальная прибыль дочерних зависимых организаций -прибыль зависящей организации, остающаяся в их распоряжении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках предпринимательского подхода к идентификации прибыли формируется обобщенный показатель прибыли, который позволяет потенциальным инвесторам оценить успешность корпорации. При данном подходе рассчитываются несколько вариантов прибыли, в основе которых лежит рыночная оценка. Один из вариантов расчёта прибыли предполагает, что прибыль - это прирост капитала собственников за отчетный период (за исключением операций по его изменению). Определяется этот показатель как разница между чистыми активами (стоимостная оценка имущества после удовлетворения всех требований третьих лиц) на конец и начало отчетного периода в рыночной оценке. Однако данный метод определения показателя прибыли применим для организаций, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, или при составлении фиктивного ликвидационного баланса. При этом следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством имущество организации в балансе не всегда отражается по рыночной стоимости.

Учеными и практиками широко применяются и другие варианты расчета прибыли, основанные на рыночной оценке. В настоящее время используется показатель прибыли, в основе которого заложен критерий добавленной экономической стоимости.

В работе А. Маршалла «Принципы политической науки» (1890) введено понятие предпринимательского дохода, который определяется как остаток прибыли, оставшейся после вычитания из нее процента на капитал по текущему курсу [16]. Эта концепция впервые была использована в компании General Motors в 20-х гг. ХХ в., а также еще в ряде американских компаний. Впоследствии данный показатель прибыли был назван остаточной прибылью и позволял измерить результативность децентрализованных подразделений. В начале 90-х гг. ХХ в. Б. Стюартом на основе показателя остаточной прибыли разработана концепция управления стоимостью, главным показателем которой стала экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added, EVA).

Показатель экономической добавленной стоимости представляет разницу между чистой операционной прибылью, скорректированной на налоговые выплаты, и нормальными затратами, т.е. это остаточный доход, в котором с помощью корректировок статей бухгалтерской отчетности бухгалтерская прибыль и бухгалтерский капитал преобразуются в экономический доход и экономический капитал.

Концепции остаточной прибыли и экономической добавленной стоимости схожи, но между ними есть различия. При расчетах данных показателей используется чистая прибыль, но при расчете показателя EVA прибыль корректируется на налоговые выплаты; также в расчете экономической добавленной стоимости вместо затрат на собственный капитал используются средневзвешенные затраты на капитал, которые показывают затраты финансирования и альтернативный рыночный доход собственников. Использование средневзвешенных затрат позволяет выявить необходимый уровень дохода всех акционеров, у которых различная степень затрат.

Разложение показателя экономической добавленной стоимости позволяет решать задачи управления чистой прибылью в рамках корпоративных образований, так как каждая дочерняя или зависимая организация несет ответственность за чистую прибыль и плату за капитал [9]. Успех работы корпорации оценивается не только в целом, но и работой дочерних и зависимых организаций, поэтому использование показателя экономической добавленной стоимости для отдельной организации группы побуждает управляющих более эффективно использовать капитал, инвестированный в нее, поддерживая имеющийся уровень прибыли. В настоящее время существуют различные подходы к расчету показателя EVA, но все они основываются на формуле расчета, предложенной Б. Стюартом [16]:

где NOPAT - операционная прибыль, скорректированная на налоговые выплаты; WACC - средневзвешенные затраты на капитал; Invest Capital - инвестированный капитал (скорректированная величина совокупных балансовых активов на начало отчетного периода).

Инвестированный капитал, без учета корректировок, представляет собой разность между совокупными активами и беспроцентными краткосрочными обязательствами:

где IC - инвестированный капитал, без учета корректировок; TA - совокупные активы; ТО - беспроцентные краткосрочные обязательства.

Как видно из формулы (1), показатель экономической добавленной стоимости учитывает не только прибыль организации, но и инвестированный капитал. Целевыми факторами, определяющими его значение, являются увеличение прибыли без роста инвестированного капитала (заемного и собственного) и снижение затрат на использование инвестированного капитала (рис. 1). В рамках управления стоимостью организации указанные факторы могут быть детализированы исходя из более мелких составляющих.

Увеличить значение показателя EVA можно путем воздействия на факторы, которые участвуют в модели, что приведет к увеличению стоимости организации [18]. Таким образом, экономическая добавленная стоимость может быть увеличена за счет:

- увеличения дохода от продаж;

- роста рентабельности операционной деятельности;

- снижения величины затрат (экономия и оптимизация текущих расходов, сокращение нерентабельных производств и т. п.);

- оптимизации затрат на капитал.

EVA = NOPAT - WACC x Invest Capital,

(1)

IC = TA - TO,

(2)

Рис. 1. Факторы, влияющие на показатель добавленной экономической стоимости

Согласно другому подходу показатель экономической добавленной стоимости рассчитывается исходя из операционной прибыли, скорректированной на налоговые выплаты и нормальные затраты капитала:

EVA = NOPAT - DCC, (3)

где DCC - нормальные затраты капитала.

Составляющие показателя EVA можно представить следующими формулами:

NOPAT = EBIT - NP, (4)

DCC = Capital x WACC, (5)

WACC = DC х Kdc (1 - T) / TC + EC х Kec / TC, (6)

где EBIT - операционная прибыль; NP - налог на прибыль; Capital - рыночная оценка капитала (собственного и заемного); DC - учетная (отчетная) оценка заемного капитала; ЕС - учетная (отчетная) оценка капитала собственников; ТС - учетная (отчетная) оценка совокупного капитала; Kdc - рыночная стоимость заемного капитала; Kec - стоимость собственного капитала; Т - ставка налога на прибыль.

Приведенные модели расчета показателя экономической добавленной стоимости позволяют трансформировать относительные показатели, используемые в экономическом анализе, в абсолютные величины, которые наиболее

сопоставимы при сравнении. Использование данного показателя в корпорации позволяет оценить деятельность руководителей дочерних и зависимых организаций и побуждает их действовать так, как если бы они были владельцами. В связи с этим показатель EVA нередко называют ключевым фактором финансового здоровья.

Как альтернатива концепции показателя экономической добавленной стоимости в целях управления стоимостью рассчитывается показатель добавленной рыночной стоимости (MVA), который позволяет сравнить совокупную рыночную стоимость организации с вложенным в нее капиталом [14]:

MVA = ТСр - ТСб, (7)

где ТСр - совокупная рыночная стоимость капитала (сумма рыночной оценки собственного и заемного капитала); ТСб - совокупная учетная (балансовая) стоимость капитала.

Несмотря на то, что показатели EVA и MVA оценивают успешность работы организации, между ними существует различие: показатель добавленной экономической стоимости определяется с позиции свершившихся фактов хозяйственной деятельности, а показатель добавленной рыночной стоимости - с позиции будущего, так как используется рыночная оценка, которая устанавливается на основе ожидаемых доходов в будущем.

Таким образом, прибыль - это обобщающий показатель финансовых результатов деятельности организации, который рассчитывается как разница между полученным доходом от операции и расходами, понесенными в связи с ее осуществлением, следовательно, показатель прибыли носит условный характер, так как зависит от методов оценки, измерения и признания доходов и расходов. Но больший интерес для собственников организации представляет чистая прибыль, так как является источником их дохода.

В соответствии с действующим законодательством в бухгалтерском балансе отражается только нераспределенная (чистая) прибыль нарастающим итогом за все годы работы организации. При данном подходе завуалирована величина прибыли, полученной за отчетный период, а сумму нераспределенной прибыли можно увидеть только в отчете о прибылях и убытках. Отсюда напрашивается вывод: понятие балансовой прибыли потеряло свое экономическое назначение. Следовательно, бухгалтерский баланс не может являться источником информации о консолидированной прибыли корпоративных образований и лишает пользователей финансовой отчетности информации о результатах деятельности за отчетный период. В действующей отчетной форме при наличии нераспределенной прибыли прошлых лет наличие убытка за отчетный год не видно. В связи с этим считаем, что отказ от алгоритмов формирования в балансе финансовых результатов по смежным периодам нарушает принцип нейтральности отчетности по отношению к различным группам пользователей.

Литература

1. Захарова О.А. Теоретико-методические подходы к определению экономической сущности понятия «прибыли» // Системное управление: Электронное научное издание. 2009. № 2. URL: http: // sisupr.mrsu.ru/2009_2/pdf/

2. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: Учеб.-практ. пособие. М.: Проспект, 2008. 333 с.

3. Налоговый кодекс РФ.

4. Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль. М.: Политиздат, 1983. 63 с.

5. ШумпетерЙ. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 401 с.

6. Гайсарова Г.Р. Концептуальные основы определения прибыли // Нефтегазовое дело: Электронный научный журнал. 2003. № 1. URL: www.ogbus.ru / authors/Zatsepin/Zatsepin_1.pdf

7. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003. 352 с.

8. БланкИ.А. Управление формированием капитала. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2008. 512 с.

9. Пласкова Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ: Учеб. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Эксмо, 2010. 640 с. (Полный курс МВА).

10. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 7-е изд., М.: А Темп, 2009. 1062 с.

11. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2007. 1472 с.

12. Федорович Т.В. Информационно-аналитическое обеспечение экономических интересов субъектов корпоративных отношений. Новосибирск: САФБД, 2008. 417 с.

13. Федорович Т.В. Концепция трансформации информационно-аналитического обеспечения в системе управленческого учета корпоративных образований: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Новосибирск, 2009, 43 с.

14. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 1016 с.

15. Бланк И.А. Управление прибылью. 2-е изд., расш. и доп. Киев: Ника-Центр: Эльга, 2002. 752 с.

16. Черемушкин С.В. EVA и корректировки бухгалтерских показателей в целях измерения действительной финансовой результативности коммерческой организации // Управление финансами публичных компаний. 2008. № 5.

17. Черемушкин С.В., Понкрашкина Г.А. Экономическая добавленная стоимость и затраты на капитал: рыночный и бухгалтерские подходы // Управление финансами публичных компаний. 2008. № 6.

18. Щербакова О.Н. Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции экономической добавленной стоимости // Финансовый менеджмент. №3. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.