УДК 82.09
Скороходько Ю. С.,
acnipam" кафедри росшськоТ та зарубiжноï лп"ератури
ТНУ iMeHi В. I. Вернадського
Тенденции викторианского сенсационного романа в неовикторианской литературе
В настоящей статье мы рассмотрим, каким образом викторианский роман-сенсация, оказавший наиболее значительное влияние на неовикторианскую литературу, нашел свое продолжение в неовикторианском романе.
Неовикторианство как культурное и литературное явление зародилось одновременно в Великобритании, на родине викторианства, и в других англоязычных странах, находящихся под британским влиянием (в том числе - и культурным): в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Многие из этих государств долгое время входили в состав Британского Содружества наций или находились в тесной связи с Великобританией. Развиваясь, эти страны имели общую с Британией историю, близкие культурные и социальные традиции. Американский писатель-фантаст Нил Стивенсон в романе The Diamond Age: Or, a Young Lady's Illustrated Primer ("Алмазный век, или Букварь для благородных девиц"), опубликованном в 1995 году, впервые употребил слово Anglosphere, подразумевая под Англосферой Великобританию и страны, находящиеся в сфере ее непосредственного влияния [27, p. 373]. Понятие "Англосфера" вошло в современный английский язык и фиксируется словарями. Онлайн-версия словаря Merriam-Webster (2010) дает следующее толкование данного понятия: «the countries of the world in which the English language and cultural values predominate» [6] ("совокупность стран, в которых доминирует английский язык и британские культурные ценности" (здесь и далее перевод наш - Ю. С. Скороходько)). Говоря о "британских культурных ценностях", господствующих в странах Англосферы и, в частности, в Великобритании, наши современники, как и Н. Стивенсон, подразумевают ценности и традиции, привнесенные, в первую очередь, эпохой правления королевы Виктории. Викторианский уклад жизни, во многом определивший суть британского менталитета полтора века назад, остается актуальным и в наши дни. Традиции "английскости" и "британства", зародившиеся и укрепившиеся в викторианскую эпоху, стали благодатной почвой, на которой в странах Англосферы взросло неовикторианство.
О неовикторианстве как о явлении в английском культурном пространстве начинают говорить в последней трети XX века, хотя повышенный интерес к викторианской эпохе и попытки обращения к ней в отдельных сферах жизни общества отмечались в разные годы прошлого века.
Англичане не всегда относились к викторианской эпохе с тем почитанием и любовью, которые мы наблюдаем сегодня. Наиболее наглядно это проявляется в литературе, где ностальгия по викторианской эпохе сосуществовала с негативным отношением к викторианству. Можно говорить о критическом стремлении освободиться от оков викторианского лицемерия, характерном для периода fin de siecle, о ностальгическом отношении к викторианству первого десятилетия ХХ века, об остро критическом неприятии ханжества викторианцев приверженцами группы Блумсбери в 10-х -30-х годах. Период 40-х - 50-х годов XX века отмечен одновременно критикой уклада жизни викторианской эпохи и стремлением вернуться в эту эпоху [18, p. 138; 3]. Так, Дж. Оруэлл возлагал вину за социальные и расовые проблемы в послевоенной Британии на английскую королеву Викторию и своих предков-викторианцев [18, p. 138]. Дж. Осборн своей первой пьесой "Оглянись во гневе" (1956) потряс зрителей резкой критикой английского среднего класса и его ценностей. Современная исследовательница английской литературы К. Каплан утверждает, что в послевоенные годы викторианство воспринимали как удушливую, буржуазно-патриархальную, капиталистическую эпоху [13, р. 6]. С другой стороны, английское общество середины XX века, измотанное тяготами и безвременьем Второй мировой войны, стало искать защиты в основательности и догматической твердости викторианских ценностей. Писатели, философы и историки, среди которых искусствовед Н. Певзнер, поэт Дж. Бетджеман, критиковавшие в 20-х - 30-х годах XX века викторианский уклад жизни, в 50-е годы приходят к восхищению его упорядоченностью [18, p. 138]. В романах "Игра в прятки" (A Game of Hide and Seek) Э.К. Тейлор, "Держащая сила" (The Flint Anchor) С.Т. Уорнер, "Увитое плющом дерево" (The Ivy Tree) М. Стюарт мы видим обращение к выдающимся произведениям викторианской литературы - романам Дж. Остен и Ш. Бронте. Это была одна из первых попыток придать творчеству великих викторианок новое звучание, пересмотреть его с позиций современности [Loc. cit.]. Таким образом, послевоенный период в Британии был отмечен первой волной интереса к викторианским ценностям и попыткой их возрождения в культуре и обществе.
Второй волной повышения интереса к викторианской эпохе в британском обществе считают 60-е - 70-е годы ХХ века. Этот процесс совпал с зарождением постмодернизма. Постмодернизм с его отношением к истории не просто стимулировал очередное увлечение викторианской эпохой, ее культурным и литературным наследием, но и попытался посмотреть на викторианство новым взглядом и переоценить его сущность и роль в британском мире. Переплетение интереса к викторианской эпохе и постмодернистских культурных тенденций имело решающее значение для подготовки почвы, на которой взросло новое выдающееся явление в культурной жизни стран Англосферы - неовикторианства. В художественной литературе этот процесс выразился в появлении двух первых романов, действие которых было перенесено в эпоху правления королевы Виктории, а сама викторианская эпоха в них рассматривалась не с точки зрения викторианского, а с точки зрения постмодернистского писателя. Это были романы "Женщина французского лейтенанта" Дж. Фаулза и "Широкое Саргассово море" Дж. Рис. Сегодня эти литературные произведения относят к первым неовикторианским романам.
На подготовленной в 60-х - 70-х годах почве начинается масштабный и повсеместный процесс возрождения викторианства, викторианских традиций и викторианского уклада жизни. Если раньше интерес ко всему викторианскому носил фрагментарный и выборочный характер и проявлялся в форме отдельных несистематических явлений, то начало 80-х годов ХХ века отмечено зарождением эпохи неовикторианства в культурной и социальной сфере жизни стран Англосферы. Возрождение викторианства стало требованием времени: именно сейчас англичане снова стали испытывать особую любовь и уважение к данному периоду своей истории. Стойкий интерес ко всему викторианскому на протяжении последних трех десятков лет стал основой возрождения викторианства и викторианских ценностей в обновленной форме - в форме неовикторианства. Неовикторианство представляет собой "второе рождение викторианства", обращение современного общества к эпохе викторианства, попытку возрождения и упрочения викторианских ценностей и устоев в нем.
Неовикторианство обрело своих последователей в архитектуре, музыке, моде и дизайне, в кино, однако особое место оно заняло в литературе и заявило о себе появлением неовикторианской лирики, малой прозы и неовикторианского романа. Роман стал наиболее значительным явлением в неовикторианской литературе.
Достаточно долгая история развития исторического романа, обращенного к викторианской эпохе, которая насчитывает более двух
десятков лет, позволяет сделать первые выводы в отношении его эволюции. По нашим наблюдениям, можно говорить о двух поколениях такой исторической прозы: романы, написанные до конца 1990-х годов, и романы, созданные в конце 1990-х - 2000-е годы. Романы первой группы мы предлагаем называть "историографическими метароманами, обращенными к викторианской эпохе", а второй -(собственно) неовикторианскими романами. Следует иметь в виду, что хронология не является в данном случае определяющей, хотя именно она одной из первых сигнализирует о свойствах и характеристиках романа. Основным критерием для выделения двух поколений исторического романа, обращенного к викторианской эпохе, является степень удаленности такого романа от принципов постмодернизма и степень его привязанности к литературным и культурным традициям викторианской эпохи. Если историографические метароманы, обращенные к викторианской эпохе, в большей степени характеризуются приверженностью принципам постмодернистского письма, то неовикторианские романы тяготеют к викторианской и массовой литературе. Таким образом, неовикторианский роман можно определить как современный исторический роман, который различными способами изображает викторианскую эпоху или отражает викторианское мироощущение [7, р. 11].
Наиболее ярко воплощены характеристики неовикторианского романа в романном творчестве Ч. Паллисера ("Квинканкс" и "Непогребенный"), С. Уотерс ("Бархатные коготки", "Нить, сотканная из тьмы", "Тонкая работа"), М. Фейбера ("Багровый лепесток и белый"), М. Кокса ("Значение ночи" и "Стекло времени"), А. Фолдса ("Оживающий лабиринт") и некоторых других. Анализ неовикторианского романа показал, что техника письма такого романа формируется под влиянием приемов постмодернизма, викторианского реалистического романа и массовой литературы. В нашей статье мы попытаемся проследить влияние викторианского реалистического романа на неовикторианский роман.
Викторианский роман был представлен широким спектром жанровых разновидностей, однако не все из них остались актуальными в современных условиях и продолжили свое существование в неовикторианской литературе. Наиболее отчетливым было влияние на английский неовикторианский роман викторианского колониального романа, социального романа, романа о "новых женщинах", романа-сенсации и романа воспитания.
Характерной чертой викторианской культуры стало увлечение сенсационным во всех ее сферах: в искусстве, литературе, театре.
Стремление викторианцев к сенсационности и таинственности проявилось в возникновении трех близких жанров викторианской криминальной и мистической прозы: ньюгейтского романа (Newgate novel), пришедшего ему на смену сенсационного романа (sensation novel), а также детективного романа (detective novel), вобравшего в себя черты романа ньюгейтского и сенсационного. Эти три разновидности викторианского романа относят к сенсационной литературе [17, p. 703; 26, p. 251, 156, 72; 8, p. 133].
Рост и развитие больших индустриальных городов, миграция и увеличение городского населения за счет прибывающих в поисках лучшей жизни жителей деревень, увеличение числа безработных и бедняков способствовали росту преступности в викторианской Англии. Жители Лондона и других больших городов не чувствовали себя в безопасности и страдали от убийств, грабежей и мошенничества. Некоторые преступления, например, убийства, совершенные Джеком Потрошителем, навсегда вошли в мировую историю преступлений. Такие изменения в жизни общества способствовали зарождению и развитию жанров ньюгейтского, а затем и детективного романа.
Одним из первых викторианцев, глубоко затронувших в своем творчестве тему преступности, был Ч. Диккенс, однако его смелый шаг не встретил понимания и одобрения общественности. Современники обвиняли Ч. Диккенса в том, что введение преступников в число персонажей его романов, описание их образа жизни и преступлений, совершаемых ими, использование в романах языка, на котором говорят лондонские низы, негативно влияет на моральные принципы викторианцев и может способствовать дальнейшему разложению представителей низшего класса в Англии [25, p. 227]. Тем не менее популярность романов, повествующих о преступниках и преступлениях, была в викторианской Англии достаточно высока, и одной из ее причин стало то, что герои таких романов жили и действовали бок о бок с добропорядочными викторианцами, а будучи пойманными, нередко несли наказание в Ньюгейте - старейшей тюрьме Лондона, известной далеко за его пределами. Казни заключенных, совершаемые в Ньюгейтской тюрьме, привлекали множество горожан, заранее покупавших места на это "зрелище", а судебные процессы широко обсуждались в газетах и журналах, и уже в начале XIX века сложился целый пласт фольклора, героями которого стали обитатели этой тюрьмы [11, p. 137-138]. Именно туда за свои преступления попадает мошенник Феджин, герой романа Ч. Диккенса "Оливер Твист". Атмосфера Ньюгейтской тюрьмы, то место, которое она занимала в сознании
викторианцев, стали почвой для зарождения ньюгейтского романа, повествующего о преступниках, заключенных в эту тюрьму, и их преступлениях. Отличительной чертой ньюгейтского романа стало стремление приукрасить и идеализировать образ преступника [2, с. 20]. Несмотря на то, что ньюгейтский роман просуществовал относительно недолго, он приобрел необычайную популярность и оказал значительное влияние на детективную прозу викторианской и последующих эпох [21, p. 19].
Сенсационный и детективный романы появляются в шестидесятые - восьмидесятые годы девятнадцатого столетия. Они наследуют традиции ньюгейтского романа, однако если ньюгейтский роман фокусировался на самом преступлении, сенсационный и детективный роман - на процессе его расследования [24, p. 4]. В 1860 году был опубликован ставший знаменитым роман У. Коллинза "Женщина в белом" (The Woman in White) - роман, который открыл серию романов-сенсаций в мировой литературе.
Сенсационный роман, возникший как явление массовой культуры, пользовался невероятной популярностью у читателей, однако был исключен из разряда респектабельной литературы. По мнению литературных обозревателей, сенсационный роман носил безнравственный характер и оказывал "растлевающее" действие на читателя. Литературно-политический журнал Quarterly review писал, что роман-сенсация, воздействуя на психику читателей, приводит их в состояние крайнего возбуждения и вызывает "нездоровые хищнические устремления" [15, p. 482-483]. Поскольку сенсационный роман создавался в первую очередь для женской читательской аудитории, он был, по мнению викторианских критиков, опасен еще и тем, что рисовал "чрезмерно чувственные, эпатажные по викторианским меркам женские образы" [9, p. 12] и тем самым будоражил умы респектабельных викторианских девушек [20, p. 262].
Для сенсационного романа характерно использование таких приемов, как драматизация действия, нагнетание напряжения, сюжетные перестановки, хаотичность в изображении событий. Мотив тайны становится для сенсационного романа сюжетообразующим элементом. В сенсационном романе тайна была связана с уголовным преступлением или нарушением викторианских нравственных законов [28, p. 4] и выражалась в сокрытии каких-либо фактов биографии героев, совершенных ими преступлений, их психологических и нравственных переживаний и т.д. [1]. Проанализировав творчество таких известнейших авторов сенсационных романов, как У. Коллинз, М.Э. Брэддон и Ш. Ле Фаню, Ф.С. Швартцбах выделяет обязательные
сюжетные признаки романа-сенсации: двоемужие, поджоги и пожары, убийства, сумасшествие [25, р. 236]. К этому ряду следует добавить еще одну неотъемлемую характеристику романа-сенсации: воспринятый им от готического романа мотив сверхъестественного [10, р. 8]. Герои романа-сенсации занимаются спиритизмом и оккультизмом, сталкиваются с призраками, потусторонними силами и тайнами. Обращает на себя внимание следующий факт: даже те викторианские писатели, которые не воспринимали роман-сенсацию как серьезный жанр и критиковали его, тем не менее использовали характерные элементы данного жанра для стимулирования интереса читателей и расширения читательской аудитории [19, р. 89]. В числе таких авторов был и Ч. Диккенс, который часто использовал в своих романах мотивы тайны и сверхъестественного.
Ч. Диккенс ввел в английскую литературу нового героя -детектива, раскрывающего преступление. Им стал инспектор Баккет - сыщик, распутавший убийство юриста Талкингхорна в романе "Холодный дом". Традицию, заложенную Ч. Диккенсом, продолжил У. Коллинз, однако сыщик в романах У. Коллинза представляет собой иной тип детектива: предпринимая расследование, он делает ставку не на "работу ног", как инспектор Баккет, а на интеллектуальную работу [22, р. 92]. Таким образом в романах У. Коллинза подготавливается появление принципиально новой фигуры сыщика - сыщика, чьи дедуктивные способности поражают читателя детективной прозы конца XIX - начала XX века.
Восьмидесятые годы XIX века ознаменовались появлением детективного романа, пришедшего на смену ньюгейтскому и сенсационному романам. Расцвет детективного романа приходится на XX век, однако он был бы невозможен, если бы не был подготовлен викторианцами А. К. Дойлем, Г. Алленом, Ф. Хьюмом и многими другими. К. Питтард определяет детективный роман как произведение, в котором присутствует сыщик, ведущий расследование преступления, а результат следствия становится известен и понятен читателю только в конце повествования [23, р. 213]. Фигура сыщика становится сюжетообразующим центром детективного романа. Характерным признаком детективного романа и его отличительной чертой в сравнении с романом-сенсацией является то, что мотив тайны в детективном романе отходит на второй план, а на первое место выдвигается расследование как таковое. Большое значение в детективном романе имеет приключенческий сюжет. Особую притягательность викторианским детективным романам сообщала атмосфера лондонских трущоб конца XIX века -
тех самых трущоб, где как раз в это время совершал свои ужасающие преступления Джек Потрошитель [Ibid, p. 214-215]. Образцом детектива по праву считают Шерлока Холмса, соединившего в себе выдающиеся дедуктивные способности, нестандартность мышления и своеобразный подход к расследованию преступлений.
Викторианский роман-сенсация и детективный роман оказали решающее влияние на неовикторианский роман и продолжили в нем свое существование в современной английской литературе.
В 1995 году К. А. Марш констатировал зарождение неосенсационного романа (neo-sensation novel) [16, p. 101]. Неосенсационными исследователь назвал романы, написанные в период с 1983 по 1991 годы и использующие, наряду с различными техниками письма, повествовательные приемы викторианского романа-сенсации. К неосенсационным К. А. Марш отнес романы "Земля воды" (Waterland) Г. Свифта, "Светлый путь" (The Radiant Way) М. Дрэбл, "Обладание" (Possession: A Romance) А. С. Байетт, "Тысяча акров" Дж. Смайли (A Thousand Acres) и некоторые другие.
На первый взгляд может показаться, что целый ряд неовикторианских романов можно назвать неосенсационными, однако мы полагаем, что термин, предложенный К. А. Маршем, не может быть использован по отношению к неовикторианскому роману по нескольким причинам. Во-первых, К. А. Марш анализирует романы, действие которых разворачивается не только в викторианскую, но и в другие эпохи. Во-вторых, некоторые из тех романов, которые фокусируются на викторианской эпохе, следует рассматривать как историографические метароманы, обращенные к викторианской эпохе, а не как собственно неовикторианские романы: младшее поколение неовикторианского романа - (собственно) неовикторианский роман - на момент исследования еще не оформилось.
Таким образом, понятие "неосенсационный роман", предложенное К. А. Маршем, охватывает обширный пласт романов, в которых присутствует мотив сенсационности и потому в нем не учитывается специфика собственно неовикторианского романа - переплетение трех важных для него качеств: свойств викторианского романа, постмодернистских тенденций и тенденций массовой литературы.
Жанровые особенности английского сенсационного романа рубежа XX - XXI веков потребовали введения вместо термина "сенсационный роман" нового термина, который бы более точно выражал суть обозначаемого им понятия. Такой термин был предложен Джорджем Лэндоу, который заявил о появлении
неовикторианского сенсационного романа или, по-другому, неовикторианского романа-сенсации (neo-Victorian sensation novel) [14]. В это же время появляется и другая разновидность неовикторианского романа - неовикторианский детективный роман (neo-Victorian detective novel) [12, p. 62].
Анализ показал, что никакая другая жанровая разновидность романа эпохи викторианства не оказала такое большое влияние на неовикторианский роман, как сенсационный роман, поэтому едва ли не каждый неовикторианский роман можно назвать неовикторианским сенсационным или неовикторианским сенсационно-авантюрным романом. Проявление в неовикторианском романе качеств сенсационного романа объясняется всепоглощающим процессом массовизации литературы рубежа XX - XXI веков. Современная проза с б?льшим успехом, чем это удавалось литературе прошлых десятилетий, реализует программу постмодернизма "пересекать границы и засыпать рвы" между элитарной и массовой литературой. Такие характеристики авантюрного романа, как напряженная интрига, приключения, необычные события и перипетии, занимательные событийные хитросплетения, динамично разворачивающееся действие, противоборство между персонажами, случайные стечения обстоятельств, похищения и преследования, атмосфера таинственности и загадочности [4, с. 610] неизменно присутствуют в неовикторианском романе. К сенсационной и сенсационно-авантюрной разновидностям неовикторианского романа можно отнести практически все неовикторианские романы. Наиболее репрезентативны в этом смысле романы Ч. Паллисера "Квинканкс" и "Непогребенный, С. Уотерс "Тонкая работа" и "Нить, сотканная из тьмы", М. Кокса "Смысл ночи" и "Стекло времени". В других неовикторианских романах - "Бархатные коготки" С. Уотерс, "Оживающий лабиринт" А. Фолдса, "Дневник Доры Дэмедж" Б. Старлинг, "Викторианская тайна" Д. Дж. Тейлор, "Лондонская пыль" Л. Джексона и других -присутствуют элементы романа-сенсации и авантюрного романа (скандальная тайна, мотив сверхъестественного в соединении с напряженной интригой, перипетиями и т. д.). Можно высказать достаточно уверенное предположение, что на данный момент не существует неовикторианского романа, в котором отсутствовали бы те или иные характеристики сенсационного или авантюрного романа.
В неовикторианском сенсационном и сенсационно-авантюрном романе признаки викторианского романа сенсации и классического авантюрного романа обнаруживаются на уровне тематики, сюжета и на персонажном уровне. Так, например, в романе С. Уотерс "Тонкая
работа" мы находим восходящие к творчеству Ч. Диккенса черты сенсационности и авантюрности: семейную тайну, тайну происхождения Сью Триндер, сокрытое завещание. Перипетии, связанные со зловещими и таинственными фигурами Джентльмена и миссис Саксби, неожиданные повороты сюжета неоднократно обманывают ожидание читателя и переворачивают его представление о происходящих в романе событиях.
В романе "Нить, сотканная из тьмы" присутствует другой признак сенсационного романа - мотив сверхъестественного: спиритические сеансы, деятельность медиумов, необъяснимые проявления потусторонних сил. Однако своеобразие неовикторианского романа заключается, во-первых, в ироническом отношении ко всеобщему викторианскому увлечению спиритуализмом. Неовикторианский роман разоблачает спиритизм и представляет его читателю как мошенническое средство манипуляции доверчивыми и впечатлительными людьми. Во-вторых, используя мотив сверхъестественного, автор неовикторианского романа осуществляет попытку перенаправить взгляд читателя. Читательское ожидание, воспитанное викторианским сенсационным романом (а он, как мы помним, был адресован в первую очередь женщинам), воспринимает мотив сверхъестественного как способ испугать и заворожить. Автор неовикторианского романа, включая такой мотив в повествование, ставит перед собой, помимо развлекательной, и другую цель: обратиться к рассмотрению вопроса зависимого положения женщины в викторианском обществе. Писатель-неовикторианец предполагает, что участие викторианской женщины в спиритическом сеансе давало ей едва ли не единственную, призрачную возможность освободиться от гнета патриархальных условностей.
В романе "Тонкая работа" сюжет, основанный на семейной тайне, осложнен детективными мотивами: читатель с напряжением следит за криминальной жизнью семьи миссис Саксби и реализацией преступных планов Джентльмена. В этом неовикторианский роман также схож с романами Ч. Диккенса.
Детективный жанр широко представлен в неовикторианской литературе. Л. Джексон, писатель и исследователь викторианского быта, создатель масштабного Интернет-проекта, посвященного викторианскому Лондону The Victorian Dictionary, был автором серии детективных романов, объединенных фигурой сыщика Децима Уэбба. Уэбб - инспектор полиции, который раскрывает запутанные преступления, совершенные в Лондоне. В образе Децима Уэбба легко узнаются черты диккенсовского инспектора Баккета и Шерлока
Холмса. Децим Уэбб распутывает убийства в романах "Счастье мертвых" (The Welfare of the Dead), "Убийство в Лондоне" (A Metropolitan Murder), "Убийство в Креморн Гаденс" (The Last Pleasure Garden). Детективные неовикторианские романы держат читателя в напряжении свойственными жанру потрясениями и разоблачениями, "ложной мотивировкой", используемой для отвлечения внимания читателя и предваряющей неожиданную развязку [5, с. 127]. Специфика неовикторианского детективного романа заключается в том, что важную роль в нем играет пугающая и мрачная "готика" викторианского Лондона, на фоне которого происходят убийства и их расследование. Такой Лондон изображен серии викторианских "грошовых страшных историй" (penny dreadful) "Нитка жемчуга" (The String of Pearls), главным героем которой был Суинни Тодд -викторианский цирюльник и убийца. Неовикторианские детективные романы аллюзивно восходят, в частности, и к этой серии и ее множественным театральным постановкам, что придает современному роману драматизм и пугающее напряжение.
В ходе нашего исследования мы приходим к следующим выводам: наибольшее влияние на английский неовикторианский роман оказал викторианский сенсационный роман, что нашло свое выражение в возникновении неовикторианского сенсационного, сенсационно-авантюрного и детективного романа. Влияние викторианского романа-сенсации обнаруживается на уровне тематики, сюжета и на персонажном уровне.
Литература
1. Банк Л. Р. Романистика Мэри Элизабет Брэддон 1860-1865 годов в историко-культурном контексте : дис. ... кандидата филол. наук : 10.01.03 / Банк Лия Рувимовна. - Пермь, 2005. - 181 с.
2. Матвеенко И. А. Русская критика о своеобразии ньюгейтских романов Э. Бульвера-Литтона (1830-1880-е гг.) / И. А. Матвеенко // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 317. - C. 20-24.
3. Михальская Н. П. История английской литературы : [учебник для гуманитарных факультетов высших учебных заведений] ; [Електронний ресурс] / Н. П. Михальская, Г. В. Аникин. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 516 с. - Режим доступу : www.twirpx.com/file/298057.
4. Роман пригодницький // Лггературознавчий словник-довщник / [под ред. В. I. Теремко]. - К. : ВЦ "Академiя", 1997. - С. 610.
5. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика [учеб. пособие] / Б. В. Томашевский. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 334с.
6. Anglosphere [Електронний ресурс] // Merriam-Webster Online Dictionary. - Режим доступу : www.merriam-webster.com.
7. Bormann C. D. The Articulation of Science in the Neo-Victorian Novel : A Poetics / C. D. Bormann. - Bern : Lang, 2002. - 335 p.
8. Dickerson V. D. Victorian Ghosts in the Noontide : Women Writers and the Supernatural / V. D. Dickerson. - Missouri : University of Missouri Press, 1996. - 166 p.
9. Flint К. The Woman Reader, 1837-1914 / К. Flint. - Alderley : Clarendon Press, 1993. - 366 p.
10. Gilbert P. K. A Companion to Sensation Fiction / P. K. Gilbert. -Malden : Wiley-Blackwell, 2011. - 680 p.
11. Grossman J. H. The Art of Alibi : English Law Courts and the Novel / J. Grossman. - Baltimore : JHU Press, 2002. - 202 p.
12. Hadley L. Neo-Victorian Fiction and Historical Narrative: The Victorians and Us / L. Hadley. - Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2010. - 216 p.
13. Kaplan C. Victoriana : Histories, Fictions, Criticism / C. Kaplan. -Edinburgh : Edinburgh University Press, 2007. - 173 p.
14. Landow G. P. The Neo-Victorian Sensation Novel in 2008 : Michael Cox's The Glass of Time [Електронний ресурс] / G. P. Landow // The Victorian Web, 2008. - Режим доступу : www.victorianweb.org/ neovictorian/cox1 .html.
15. Mansel H. L. Sensation Novel / H. L. Mansel // Quarterly Review. -1863. - 113. - P. 481-514.
16. Marsh K. A. The Neo-Sensation Novel : A Contemporary Genre in the Victorian Tradition / K. A. Marsh // Philological Quarterly. - 1995. -Winter. - P. 99-123.
17. Mitchell S. Victorian Britain : An Encyclopedia / S. Mitchell. -London : St James Press, 1990. - 986 p.
18. Moore G. Twentieth-century Re-workings of the Victorian Novel [Електронний ресурс] / G. Moore // Literature compass. - 2008. - V. 5. -I. 1. - P. 134-144. - Режим доступу : www.blackwell-compass.com/ subject/literature/.
19. Moran M. Victorian Literature and Culture / M. Moran. - London : Continuum International Publishing Group, 2006. - 184 p.
20. Oliphant M. Novels / M. Oliphant // Blackwood's Edinburgh Magazine. - 1867. - 102. - P. 257-280.
21. Pikett L. The Newgate Novel and Sensation Fiction, 1830-1868 / L. Pikett // The Cambridge Companion to Crime Fiction / [Ed. by M. Priestman]. - Cambridge : Cambridge University Press, 2003. - P. 19-58.
22. Pittard C. Purity and Contamination in Late Victorian Detective Fiction / C. Pittard. - Farnham : Ashgate, 2011. - 272 p.
23. Pittard C. The English Detective Story / C. Pittard // The Oxford History of the Novel in English / [Ed. by P. Parrinder, A. Gasiorek]. -Oxford : Oxford University Press, 2011. - V. 4. - P. 213-226.
24. Priestman M. Introduction : Crime Fiction and Detective Fiction / M. Priestman // The Cambridge Companion to Cime Fiction / [Ed. by M. Priestman]. - Cambridge : Cambridge University Press, 2003. - P. 1-6.
25 Schwarzbach F. S. Newgate Novel to Detective Fiction / F. S. Schwarzbach // A Companion to the Victorian Novel / [Ed. by P. Brantlinger]. - Malden : Wiley-Blackwell, 2002. - P. 227-243.
26. Snodgrass M. E. Encyclopedia of Gothic literature / M. E. Snodgrass. - New York : Infobase Publishing, 2005. - 480 p.
27. Stevenson N. The Diamond Age : Or, a Young Lady's Illustrated Primer / N. Stevenson. - New York : Bantam Books, 1995. - 455 p.
28. Wynne T D. The Sensation Novel and the Victorian Family Magazine / T D. Wynne. - Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2001. - 202 p.