УДК 338.2
Ковешникова Ю.В., Шушунова Т.Н.
ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Ковешникова Юлия Валерьевна
Студентка 1 курса бакалавриата кафедры менеджмента и маркетинга Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, г. Москва
E-mail: [email protected]
Шушунова Татьяна Николаевна
Кандидат технических наук, доцент Доцент кафедры менеджмента и маркетинга Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, г. Москва
Представлен анализ рынка онлайн-образования. Выявлены перспективы его развития с учетом реализации государственных инициатив цифровой трансформации экономики. Представлена классификация онлайн-образовательных услуг и направления развития цифровых образовательных технологий. Показана необходимость использования новых подходов к разработке онлайн-контента, технологий и методов образования с учетом требований цифровой образовательной среды.
Ключевые слова: онлайн-сервисы, образовательные платформы, онлайн-образование, искусственный интеллект, кросс-обучение.
TRENDS IN THE DIGITALIZATION OF THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES
Koveshnikova Yu.V., Shushunova T.N.
The analysis of the online education market is presented. The prospects for its development have been identified, taking into account the implementation of state initiatives for the digital transformation of the economy. The classification of online educational services and directions of development of digital educational technologies are presented. The necessity of using new approaches to the development of online content, technologies and methods of education, taking into account the requirements of the digital educational environment, is shown.
Key words: online services, educational platforms, online education, artificial intelligence, cross-learning.
Сеть Интернет фундаментально изменила практику онлайн-образования, которая стремительно развивалась на протяжении 15-20 лет. Современное онлайн-образование - это инновационный метод получения знаний и компетенций для будущих специалистов, пользующийся растущим спросом, резкий скачок которого связан с пандемией COVID-19. Поэтому образовательные онлайн-проекты (EdTech-проекты) показывают неуклонный рост и становятся более разнообразными [1]. Условно среди них можно выделить следующие группы:
1. Обучающие онлайн-сервисы и образовательные платформы, например Byju's и Coursera;
2. EdTech-проекты, обеспечивающие доставку контента и управление образовательной средой (learning environment), например Blackboard, Docebo Learn и Google Classroom;
3. EdTech-проекты, разрабатывающие цифровые образовательные инструменты, например, R-системы, технологии прокторинга, Strivr, ProctorU;
4. EdTech-проекты, предлагающие инновационные методики и образовательные технологии в педагогике, например, newton.
На сегодняшний день обучение через Интернет является наиболее интересным и инновационным, потому что строится на персонализированном подходе благодаря цифровым технологиям и прежде всего искусственному интеллекту (А1). Сейчас А1-технологии используются фрагментарно в качестве чат-ботов, приложений-репетиторов, например, сервис Duolingo позволяет разрабатывать индивидуальную программу обучения с учетом индивидуальных особенностей восприятия информации и отслеживать ее выполнение.
В ближайшее время искусственный интеллект научится полноценно проверять контрольные работы, экзаменационные задания и оценивать знания учащихся. И не только знания, А1-технологии, включая компьютерное зрение, распознавание речи, понимание смысла текста, будут отслеживать поведение учащихся, их эмоциональное и физическое состояние, причины прогулов и даже профессиональные навыки педагогов.
Развитие онлайн-образования связано и со стремительным внедрением обучения на основе АЯ и УЯ-технологий. Этому способствует готовность и активный интерес обучающихся. Так, например, в 2020 г. в мире работало 1,5 млрд. поддерживающих
AR смартфонов, а к 2023 г. их будет уже 3,4 млрд.[2].
Обучение в сети может создавать комфортные условия для получения необходимых знаний: есть возможность за короткий срок усвоить дисциплину и направление, годами изучаемые в высших учебных заведениях. Из плюсов также можно отметить возможность выбора преподавателя. Такие практики носят название взаимного, кросс-обучения (р2р -learning) и предполагают, что обучающиеся будут искать для освоения определенных навыков подходящих им экспертов (таких же пользователей), чьи компетенции будут верифицированы, например, с помощью блокчейн-технологий.
Почему же онлайн-обучение стало таким популярным? Потребителей привлекает простота, финансовая выгода и увлекательность процесса. Многие стараются пройти онлайн-обучение, приобретают различные курсы, чтобы заниматься саморазвитием, постоянно изучать что-то новое для себя. Это удобно тем, что не мешает повседневной жизни. В данной сфере можно развиваться параллельно учебе в институте и работе. Из достоинств можно также отметить разнообразие различных курсов во всевозможных сферах общественной жизни.
Одной из важнейших целей онлайн-образования является недорогое университетское обучение. Несколько лет назад ведущие университеты мира, такие как Гарвард, Оксфорд, Пристон, стали проводить открытые курсы, которые проходили в режиме Онлайн. Это позволило людям в любой точке мира получить знания от лучших педагогов мира. В мире широко представлены массовые открытые онлайн-курсы (сокращенно МООК). В 2012 году заработали крупнейшие платформы Coursera, Udacity, FutureLearn, OpenClassrooms, OpenLearning. Coursera предлагает доступ к двум тысячам курсов, а число зарегистрированных пользователей достигает 25 миллионов человек. Половина курсов МООК - это бизнес-практики и технологии. Существуют бесплатные онлайн-платформы. Крупнейшая некоммерческая платформа edX является площадкой, где публикуют свои бесплатные курсы более 70 организаций и вузов. На долю МООК-платформы «Открытое образование» в России приходится более 376 курсов.
Открытые образовательные ресурсы (Open educational resources, OER) - цифровые лицензированные материалы, в большинстве своём -бесплатные учебные и научные материалы вузов в дальнейшем продолжат набирать популярность, ведь положительный аспект онлайн-образования -доступность. Проведенные исследования показали, что взаимодействие студентов с OER, особенно если они еще и участвуют в разработке курсов, повышает качество обучения [3].
Университеты и различные компании уже на протяжении нескольких лет предлагают курсы микро-квалификаций как альтернативу
традиционным образовательным уровням. Микроквалификации - это небольшие, краткосрочные программы обучения, состоящие обычно из трёх или четырёх курсов узкой направленности. Такой вид учёбы чаще выбирают взрослые люди для профессиональной переподготовки, а также люди, которые хотят повысить квалификацию или сменить сферу профессиональной деятельности. Подобные программы могут подойти и студентам, которые только окончили среднюю школу, колледж и не хотят переплачивать за обучение в вузе. Причина, по которой микро-квалификации притягивают всё больше внимания молодёжи - цена.
Люди могут проходить эти (как правило, бесплатные) курсы, чтобы овладевать новыми навыками. Учебные заведения напрямую сотрудничают с платформами дополнительного образования и повышения квалификации, предлагая множество различных программ микроквалификаций, а также и полноценные программы бакалавриата и магистратуры, которые гораздо дешевле, чем при традиционном обучении. Подобный вариант образования будет становиться всё более востребованным, так как люди ищут более доступные способы получить университетскую степень.
После пандемии коронавируса студенты, в конце концов, вернутся в аудитории. Однако количество обучающихся, которые предпочитают учиться в формате онлайн, продолжает расти. По результатам опросов, молодые люди удовлетворены опытом дистанционного обучения во время изоляции. По мнению американских экспертов, большинство старшекурсников и аспирантов делают выбор в пользу онлайн-обучения. Они говорят, что такой режим даёт им больше свободы, они продуктивнее планируют свой день и им проще совмещать учёбу с работой.
По данным Агентства инноваций г. Москвы по скорости развития Е^есЬ-проектов в 2020 г. в высшем образовании на отечественном рынке преобладали EdTech-продукты в области менеджмента. Из них к управлению организацией относится 44%, к управлению учебным процессом -33%, к формированию образовательной траектории -около 20% [4]. Для сравнения более 50% американских EdTech-стартапов в высшем образовании в 2020 г. предлагали решения, которые упрощали университетам процесс набора новых студентов, в частности платформы,
автоматизирующие прием документов и поиск подходящей оплаты за обучение, кастомизируемую в зависимости от типа учебного заведения [5].
Стратегическое направление на развитие онлайн образования поддерживается
отечественными проектами в области онлайн-обучения - «Национальной платформой открытого образования» и «Современной цифровой образовательной средой в Российской Федерации». Государственная инициатива «Университет 20.35» разрушает монополию вузов на создание онлайн-
курсов для системы высшего образования. Стартовый капитал от государства теперь получают не только вузы, но и любые сторонние эксперты, которые смогут разрабатывать онлайн-курсы по заданным государством тематикам для студентов вузов [6].
Таким образом, анализ развития онлайн-образования выявил растущие перспективы развития огромного массива контента, создаваемого вузами и экспертами на конкурентной основе на основе цифровых технологий образования, а также потребность создания ресурса, обеспечивающего доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна».
Список использованной литературы
1. EDTECH. Перспективные направления развития. URL: https://innoagency.ru/files/EdTech AIM 2019.pd f. (дата обращения 05.04.2021).
2. Технологии AR и VR в образовании. URL: https://habr.com/ru/company/mailru/blog/435996/ (дата обращения 05.04.2021).
3. Open Educational Resources Serve the World. Sharing educational resources over the Internet provides multiple benefits, from academic collaboration to economic development. URL: https://web.archive.org/web/20100901161749/htt p://www.educause.edu/EDUCAUSE+Quarterly/E DUCAUSEQuarterlyMagazineVolum/OpenEduca tionalResourcesServet/157357 (дата обращения 05.04.2021).
4. Исследование российского рынка онлайн-образования. URL: https://innoagency.ru/files/Issledovanie rynka ros siyskogo online obrazovania 2020.pdf/ (дата обращения 05.04.2021).
5. Как изменится сфера образование после пандемии: системные сдвиги, перспективные технологии, развитие отдельных сегментов. URL:
https://innoagency.ru/ru/analytics/?tags=EdTech/ (дата обращения: 05.04.2021).
6. Доступное образование от Университета 20.35. URL: https://2035.university/ (дата обращения 05.04.2021).