Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОНЛАЙН ПРОСТРАНСТВЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ УНИВЕРСИТЕТОВ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОНЛАЙН ПРОСТРАНСТВЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Елена Валерьевна

В статье рассматривается современное состояние онлайн-образования в университетах. Предпринята попытка обобщения имеющего опыта внедрения цифровых технологий в различные сферы жизни общества , приведены результаты исследований и статистических данных относительно дополнительного профессионального образования в онлайн формате. Описаны проблемы и перспективы развития онлайн рынка дополнительных образовательных услуг. Проведена оценка целевой аудитории и ниши, сделан выводу, что наибольший интерес для инвесторов представляют продукты и сервисы на базе дополнительного школьного образования и дополнительного образования, включающие направления по программированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLEMENTARY EDUCATION IN ONLINE SPACE: MODERN UNIVERSITY PERSPECTIVES

The article examines the current state of online education at universities. An attempt is made to generalize the experience of introducing digital technologies into various spheres of society, the results of research and statistical data on additional professional education in the online format are presented. The problems and prospects for the development of the online market for additional educational services are described. The assessment of the target audience and niche was carried out, it was concluded that the products and services based on additional school education and additional education, including programming directions, are of the greatest interest for investors.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОНЛАЙН ПРОСТРАНСТВЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ УНИВЕРСИТЕТОВ»

Научная статья Original article УДК 330.1

doi: 10.24412/2413 -046Х-2021-10753

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОНЛАЙН ПРОСТРАНСТВЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ УНИВЕРСИТЕТОВ SUPPLEMENTARY EDUCATION IN ONLINE SPACE: MODERN UNIVERSITY

PERSPECTIVES

Ь й московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Л ЖУРНАЛ

Васильева Елена Валерьевна,

старший преподаватель ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», Email: vasileva_upravl@mail. ru

Vasilieva Elena Valerievna, Senior Lecturer FSBEI HE «Smolensk state University», E-mail: [email protected] Аннотация. в статье рассматривается современное состояние онлайн-образования в университетах. Предпринята попытка обобщения имеющего опыта внедрения цифровых технологий в различные сферы жизни общества , приведены результаты исследований и статистических данных относительно дополнительного профессионального образования в онлайн формате. Описаны проблемы и перспективы развития онлайн рынка дополнительных образовательных услуг. Проведена оценка целевой аудитории и ниши, сделан выводу, что наибольший интерес для инвесторов представляют продукты и сервисы на базе дополнительного школьного образования и дополнительного образования, включающие направления по программированию.

Abstract. The article examines the current state of online education at universities. An attempt is made to generalize the experience of introducing digital technologies into various spheres of society, the results of research and statistical data on additional professional education in the online format are presented. The problems and prospects for the development of the online market for additional educational services are described. The assessment of the target audience and niche was carried out, it was concluded that the products and services based on additional school education and additional education, including programming directions, are of the greatest interest for investors.

Ключевые слова: университет, система образования, дистанционное обучение, дополнительное профессиональное образование, онлайн образование, цифровые технологии, инновации, управление, цифровизация

Key words: university, education system, distance learning, additional professional education, online education, digital technologies, innovation, management, digitalization Введение

В современных условиях наблюдается значительное увеличение влияния процесса цифровизации во всех сферах деятельности общества. Затянувшаяся пандемия дала еще больший потенциал развитию этого явления. Дополнительное образование как мощный фактор, модернизирующий социальную сферу и ускоряющий реформу производственной структуры, активно включилось в процесс цифровизации.

Подтверждением такой трансформации являются следующие факты:

— цифровое представление информации;

— повсеместное применение ИКТ в процесс обучения;

— использование цифровых образовательных платформ;

— высокая цифровая компетенция ППС и обучающихся.

Следовательно, актуальными и своевременными являются научные исследования, касающиеся развития и продвижения дополнительного образование в онлайн пространстве, определение проблем и перспектив этих процессов.

Методы

При подготовке исследования, использовались такие методы научного познания, как анализ и синтез, а также обработка аналитических и статистических данных, которые позволили. обеспечить высокий уровень репрезентативности итоговых выводов.

Результаты и обсуждение На сегодняшний день согласно оценкам BusinesStatна 2020 г объем рынка услуг дополнительного профессионального образования в России составляет 731 млн академических часов. В ближайшие пять лет прогнозируется увеличение этих показателей ежегодно увеличиваться на 4,0-4,9%. Данные темпы роста наметились на российском рынке дополнительного образования, во многом благодаря цифровым технологиями и возможностью перехода в онлайн пространство. Образование в онлайн-формате является инструментом формирования дополнительных компетенций, позволяющих заниматься кардинально новым видом профессиональной деятельности, а также и повышения уже имеющейся квалификации работающих специалистов. Для организаций,

предоставляющих образовательные услуги - это возможность получения дополнительного источника дохода.

Высоким спросом пользуется профессиональная переподготовка работающего населения. Так как быстрые темпы устаревания знаний и динамичные изменения, происходящие на рынке труда, требуют от специалистов адаптивности и новых компетенций, получить которые в условиях онлайн образовательного пространства, стало доступно и удобно. Дополнительное образование в онлайн формате для представителей многих профессий стало важной возможностью удовлетворения образовательных потребностей. Одним из преимуществ онлайн-образования стало качественное, недорогое и доступное всем слоям населения университетское образование.

Повсеместное распространение образования в онлайн пространстве приводит к формированию различных взглядов и многочисленных дискуссии среди участников этого процесса. «Часть экспертов утверждает, что онлайн обучение - перспективная альтернатива традиционному, другие не допускают возможности синтеза этих двух систем. Таким образом, возникает необходимость четкого определения онлайн обучение в системе образовании, сферы и целевой аудитории» [4].

В период с 2017-2019 год сформировалось четкое представление, какие профессии будут востребованы и задействованы в новой образовательной среде. «Как следствие лидирующие на рынке игроки стали открывать центры обучения кадров для онлайн-образования. Наиболее перспективными оказались такие специалисты, как продюсеры образовательных проектов, instructional designers, методологи, сценаристы, руководители онлайн-школ, маркетологи онлайн-школ» [4].

«Стремительными темпами растёт число онлайн-школ на базе специализированных платформ и акселераторов, например, GetCourse. По мнению специалистов, благодаря данной платформе порог входа на рынок онлайн образования ощутимо снизился» [4].

Лидеры, существующих на данный момент экосистем сходятся во мнении, что онлайн-образование является важнейшим направлением развития. «Так в 2019 году «Яндекс» декларировал намерение вложить в EdTech-проекты 5 млрд руб. с перспективой на ближайшие три года. Mail.ru Group в начале 2019 года стала совладельцем сервиса Skillbox. В этом же году Сбербанк представил «Школу 21», которая предлагает бесплатное обучение IT-разработке» [1].

В современных реалиях мало освоенная, но тем не менее активно растущая ниша на российском рынке онлайн-образовании это обучение «синих воротничков». «По статистическим данным на конец 2020 года в РФ года насчитывается более 30 млн

квалифицированных рабочих, и лишь малая часть из них пользуется прогрессивными образовательными продуктами» [1].

Стремительными темпами увеличивается доля «non-work ДНО» и «хобби-обучения. «В числе самых востребованных направлений в рамках дополнительного профессионального образования оказались деловые компетенции, финансы, живопись, прикладные навыки дизайна и декора, мотивационные курсы. В сфере дополнительного школьного образования обозначился устойчивый интерес к обучению детей программированию онлайн или по смешанной модели. В дополнительном профессиональном образовании — обучение взрослых современным digital-специальностям, в первую очередь IT» [2]. Оценивая целевую аудиторию и нишу (рис.1) можно сказать больше всего инвесторы вкладывают в продукты и сервисы на базе дополнительного школьного образования и дополнительного профессионального образования, включающие направления по программированию.

Ш Школы ЮС образование

22% 27% ■ Языковое обучение

11%

Р Дополнительное профессиональное

с 20% А образование (ДЛО}

20%

■ Корпоративное образование

"в ■ — прочее

Рисунок 1 - Ключевые сферы инвестиций в российском онлайн-образовании [!]■

На диаграмме видно, что наиболее масштабе проникновение онлайн-технологий происходит в сфере школьного и дополнительного профессионального образования.

Согласно данным EdMarket.Digital за 2020 года 62,7% россиян старше 18 лет, прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования вофлайн или онлайн форматах. Генеральной целью обучения стало получение дополнительных навыков в рамках своей профессиональной деятельности. Что касается направлений образовательных программ, то лидирующие позиции заняли курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка на производстве, стажировки, сертификация навыков (охрана труда, охрана окружающей среды и пр.), сертификаты соответствия, управление производственным оборудованием и погрузочным транспортом. Данный факт объясняется большой численностью обучающихся. В первую очередь сюда

относятся работники промышленных предприятий и различных бюджетных учреждений. Средняя рыночная стоимость такого рода обучения колеблется в пределах 25 тысяч рублей, что является вполне доступным. Профессиональное обучение и повышение квалификации, для данных категорий потребителей, как правило, становиться обязательным требованием либо при трудоустройстве, либо в целях сохранения рабочего места. Прохождения аттестации.

Еще одним востребованным направлением являются маркетинг и менеджмент. Цель этого направления повышение практических управленческих навыков в своей сфере. Оценка объёма онлайн сегмента данного направления в 2020 году составила около 1,2 млрд рублей.

На сегодняшний идет активное приращение российского рынка дополнительного профессионального образования именно за счёт онлайн-пространства. Данный прогресс наметился благодаря применению цифровых технологий. Значительная часть потенциальных потребителей, которые раньше не были задействованы в образовательном процессе, стали вовлечены в него именно за счёт онлайн-образования.

Заключение

В современных условиях онлайн-курсы стали «прорывной технологией» в сфере дополнительного профессионального образования и позволили увеличить долю рынка. В тоже время существует ряд проблем, которые еще предстоит решать в перспективе.

1.Прежде всего, это высокая нехватка кадров в онлайн-образовании, которая не восполняется в достаточной мере образовательными инициативами самих участников это рынка.

2.Низкая уровень популяризация самого онлайн-образования, так как значительная часть населения (особенно люди зрелого возраста) относятся к нему с недоверием.

3.Российский рынок онлайн-образования демонстрирует высокий потенциал роста, но в мировом масштабе его процент крайне мал, и ещё меньше ёмкость сегмента дополнительного профессионального образования внутри него.

Перспективными направлениями развития рынка онлайн-образования может стать онлайн-образование в сфере инженерного образования, так как данные кадры являются насущной потребность российской экономики. Также онлай-обучение практически не доступно для медицинских направлений. Работа в этом направлении позволит в перспекимве занять достаточно большой сегмент.

Список источников

1. Исследование российского рынка онлайн образования_2020. URL: https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka_rossiyskogo_online_obrazovania_2020.pdf

2. Современная цифровая образовательная среда в РФ. http://neorusedu.ru/

3. Реализация доступа к онлайн-курсам по принципу «одно-го окна». URL: http://neorusedu.ru/activity/realizatsiya-dostupa-k-onlayn-kursam-po-printsipu-odnogo-okna

4. The MOOC Racket. URL: https://slate.com/technology/ 2013/07/moocs-could-be-disastrous-for-students-and-professors.html

References

1. Research of the Russian online education market_2020. URL: https://innoagency.ru/files/Issledovanie rynka rossiyskogo online obrazovania 2020.pdf

2. Modern digital educational environment in the Russian Federation. http://neorusedu.ru/

3. Implementation of access to online courses on the principle of «one-stop shop». URL:http://neorusedu.ru/activity/realizatsiya-dostupa-k-onlayn-kursam-po-printsipu-odnogo-okna

4. The MOOC Racket. URL: https://slate.com/technology/ 2013/07/moocs-could-be-disastrous-for-students-and-professors.html

Для цитирования: Васильева Е.В. Дополнительное образование в онлайн пространстве: современные перспективы университетов // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021 -47/

© Васильева Е.В., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.