АБИДОВ М.Х.
Тенденции трудовой миграции в трудоизбыточных регионах СКФО
Еще в советское время в условиях роста населения трудоспособного возраста из некоторых регионов Северного Кавказа начинается так называемое «отходничество». Например, в Чечено-Ингушской АССР в середине 1970-х гг. избыток трудовых ресурсов составил примерно 150-200 тыс. человек, что «выталкивало» часть чеченцев и ингушей на временные и сезонные работы в другие регионы СССР (например, в Сибирь и Казахстан). По примерной оценке около 40% населения в советское время не могли найти работу в пределах Чечено-Ингушетии АССР [1]. Активная трудовая миграция в советское время также была характерна для Дагестана
В настоящее время СКФО является регионом, который одновременно отдает и принимает трудовых мигрантов. Традиционно при учете миграции на постоянное место жительство фиксируется причина переезда человека. Среди прочих обстоятельств, вызвавших переезд мигрантов в листке прибытия (выбытия) присутствует «в связи с работой». Например, в 2008 г. в России порядка 10-11% мигрантов указали при переезде именно данную причину, т.е. были трудовыми мигрантами. По регионам СКФО данный показатель был примерно таким же - 6-8% (табл. 1.).
Таблица 1
Распределение мигрантов в возрасте 14 лет и старше сменивших место жительства
в связи с работой в 2008 г. по регионам СКФО
Прибывшие мигранты Выбывшие мигранты
Человек % от общего числа прибывших мигрантов Человек % от общего числа выбывших мигрантов
Российская Федерация 192,286 10,4 188,112 10,8
Республика Дагестан 1,905 7,9 3,335 11,4
Республика Ингушетия 45 1,2 138 4,5
Кабардино-Балкарская Республика 478 7,1 812 8,7
Карачаево-Черкесская Республика 266 4,7 581 7,0
Республика Северная Осетия - Алания 777 9,1 870 9,2
Чеченская Республика 133 1,6 415 4,5
Ставропольский край 1,570 3,9 2,695 6,8
По отдельным территориям СКФО отмечается существенная дифференциация показателей. Наиболее ярко на фоне других регионов с повышенной ролью трудовой миграции можно выделить Северную Осетию, Кабардино-Балкарию и Дагестан. Наименьшая доля трудовых причин в переездах отмечается Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Чеченской Республики и Ставропольском крае. Как показывают исследования, в настоящее время подавляющая часть как внутрироссийских, так и междуна-
родных трудовых мигрантов перемещаются временно и не попадают в цифры этой статистики. Согласно результатам исследований ученых ИСПИ РАН в 2008 г. от 6% до 9% экономически активного населения России задействовано во временной трудовой миграции [2].
Являясь самым южным регионом России, Дагестан по существу стал форпостом нашего государства и граничит по суше и морю с пятью зарубежными государствами. Новое геополитическое положение, открывает большие перспективы для интеграции региона в мировое хозяйство.
В то же время, оказавшись приграничной республикой, Дагестану необходимо обеспечить защиту местного рынка от интервенции некачественных, дешевых товаров и рабочей силы из соседних государств и регионов. Такая необходимость вызвана следующими обстоятельствами. Сопредельные государства и регионы характеризуются также традиционной трудоизбыточностью как и Дагестан. Обострение проблемы занятости и резкое падение уровня жизни вызывают отток из них некоторой части трудоспособных ресурсов в Дагестан в поисках работы и заработков. Экономические мигранты, создавая конкуренцию на региональном рынке труда, способствуют с одной стороны, еще большему его разбалансированию, а с другой стороны, - снижению уровня и без того низкой стоимости рабочей силы в РД. Особенно подобное давление и нагрузку ощущают южные и северные административные районы, которые и так выделяются самыми высокими показателями незанятого населения.
В масштабах России на ЮФО приходилось около 5% всей привлеченной в Россию иностранной рабочей силы. В 2008 г. На территории регионов ЮФО работали 32 тыс. человек. При этом, большую часть трудовых мигрантов в ЮФО составляют трудовые мигранты из стран СНГ - более 18 тыс. человек, из стран «старого» («дальнего») зарубежья в ЮФО работали около 14 тыс. человек (табл. 2.) [3]. Наибольшее число иностранных трудовых мигрантов привлекали на свою территорию Краснодарский край, Ростовская область и Волгоградская область.
Таблица 2
Распределение иностранных работников по федеральным округам
Российской Федерации в 2008 г.
Всего работало в том числе
Федеральные округа из стран СНГ, тыс. человек из других
тыс. человек % стран, тыс.
человек
Россия, в том числе федеральные округа 702,5 100,0 343,7 358,8
Центральный 323,5 46,0 136,8 186,6
Северо-Западный 56,4 8,0 39,9 16,5
Южный 32,0 4,6 18,2 13,8
Приволжский 48,5 6,9 25,0 23,5
Уральский 97,2 13,8 73,6 23,6
Сибирский 66,1 9,4 29,5 36,6
Дальневосточный 78,8 11,2 20,5 58,3
Справедливо считается, что официально привлекаемая (легальная) рабочая сила в России - это только «видимая часть айсберга». Основная часть трудовых иммигрантов работают нелегально, по самым разным причинам избегая официальной регистрации. Неоформленной занятости иммигрантов способствует довольно либеральный порядок учета рабочей силы и отсутствие серьезных санкций за его нарушение работодателями в России. Большое количество трудовых мигрантов-иностранцев, работающих в России, прибывают в законном порядке в условиях безвизового режима.
К оценке количества нелегальных мигрантов следует подходить с достаточной долей осторожности по нескольким причинам. Во-первых, количество людей, нелегально въезжающих в страну, существенно отличается от количества мигрантов оставшихся в ней на нелегальном положении. А если учитывать специфику регистрации, как по месту пребывания (жительства), так и месту работы, рамки приведенного выше определения нелегальной миграции, а как следствие и размеры нелегальной миграции могут существенно различаться.
Во-вторых, в нелегальной миграции, также как и в общей миграции, существует помимо прямого потока, еще и обратный поток, кроме этого, некоторые нелегальные мигранты со временем могут легализоваться. Поэтому цифры, отражающие нелегальную миграцию не статичны и не всегда должны обязательно увеличиваться, а они динамичны, а иногда могут и уменьшаться. Например, по данным некоторых исследований в России летом нелегальная миграция увеличивается на 1,0-1,5 млн. человек, [4] что вызвано сезонной занятостью в сельском хозяйстве, строительстве и ряде других отраслей экономики.
В-третьих, необходимо признать, что не вся нелегальная миграция является трудовой миграцией, присутствуют довольно часто и иные цели миграции. Анализ миграционных карт и проводимые оперативно-профилактические мероприятия УФМС по Республике Дагестан совместно с органами МВД Дагестана свидетельствуют о том, что у значительной части иностранных граждан цель визита не соответствует заявленной при въезде. 80% нелегально осуществляющих трудовую деятельность иностранных граждан целью визита заявляют - «частная». 30% иностранных граждан по окончанию сроков регистрации не выезжают из Российской Федерации и этим пополняют ряды нелегалов [5].
В-четвертых, на масштабы нелегальной миграции оказывают влияние самые различные факторы. В России это жесткий миграционный режим и пограничный контроль со стороны стран Запада, а с недавних пор и со стороны стран Восточной Европы (новых членов ЕС). На фоне безвизового режима миграции между странами СНГ, относительно «прозрачных» границ со странами «старого» зарубежья, удобного транспортно-географического положения привели к тому, что многие регионы нашей страны (в том числе ЮФО) стали концентрировать на своей территории нелегальных мигрантов. Не случайно, исследования ученых ИСЭПН РАН, показали, что около 20% всех нелегальных мигрантов в России - это «транзитные» мигранты, стремящиеся выехать в страны Запада [6]. По оценкам МОМ примерно 35% незаконных мигрантов в России происходят из стран бывшего СССР и около 32% - мигранты из стран «ста-
рого» («дальнего») зарубежья. Главным образом, у них объявленная цель въезда не соответствует их действительным намерениям и занятиям, примерно 13% - въезжающие нелегально (с недействительными документами, в обход контрольно-пропускных пунктов и т.п.), а остальные 20% - это «транзитные» мигранты [7].
Управлением Федеральной миграционной службой России по Республики Дагестан в 2007 г. было проведено экспертное исследование масштабов нелегальной миграции иностранных граждан на территории республики [5]. Так, по оценкам экспертов, в Дагестане в настоящий период сконцентрированы до 3,5 тыс. нелегальных мигрантов, в то время как в 2006 г. их насчитывалось до 6 тыс. человек. Большая часть незаконных трудовых мигрантов концентрируется в Махачкале, Хасавюрте и Дербенте. Столь заметное снижение количества иностранных граждан, пребывающих в республике без определенного правового статуса, обусловлено принятием ряда законов: «О миграционном учете в РФ», «О внесении поправок в Федеральный Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ», заметно облегчающих процедуры легализации мигрантов в Российской Федерации. В частности, послабления коснулись в области постановки на миграционный учет, оформления разрешений на работу (без отсутствия заключения № 28 Министерства труда и социального развития для стран с безвизовым режимом). Как правило, оставшаяся часть нелегальных мигрантов - это граждане с визовым режимом (граждане Вьетнама, Грузии, Китая и Турции) либо граждане безвизового режима, которые утеряли на территории Российской Федерации документы и оказались в результате в правовом вакууме. Именно указанная часть нелегальных мигрантов должна представлять особый интерес, поскольку их нелегальное нахождение провоцирует в республике рост административных правонарушений, что в свою очередь порождает преступность.
В 2008 г. УФМС России по Республике Дагестан совместно с подразделениями МВД по Республике Дагестан проведено 7 крупномасштабных специальных комплексных оперативно-профилактических мероприятий («СКПО», «Паспорт», «Нелегал», «Мигрант», «Граница», «Граница-заслон», «Вихрь-антитеррор»), направленных на противодействие незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства. В результате, только в 2008 г. выявлено более 5 тыс. административных правонарушений
Литература
1. Косиков И.Г., Косикова Л.С. Северный Кавказ. Социально-экономический справочник. - М., 1999. - С. 178.; 2. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия и подходы к регулированию. - М.: Формула права, 2007. -С. 112.; 3. Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2004-2005 годы: Статистический сборник. - М.: ФМС России, 2008. - С. 35.; 4. Топилин А.В. СНГ: Демографический потенциал, миграция, рынок труда. - М.: «Экон-информ», 2002. - С. 132.; 5. Справочный материал УФМС по РД за 2002-2008гг.; 6. Красинец Е.С., Тюрюка-нова Е.В. Нелегальная миграция в России // Народонаселение. - № 1, 1998. - С. 44.; 7. Незаконная миграция в России: Открытие дискуссии // Информационный бюллетень. -М.: МОМ. - Июль-август 2001. - С. 2.