А.Е. Щербинин
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ
Современное развитие миграционной ситуации в различных регионах Российской Федерации определяет необходимость формирования новой системы регулирования миграционных процессов с учетом их изменяющихся свойств и стабилизировавшихся характеристик, разработки современных принципов и постановки задач, соответствующих интересам государства и общества. Управление процессами миграции в России призвано обеспечить рациональное размещение населения, улучшение его качественного состава, сглаживание социально-экономических различий условий жизни мигрантов и местного населения, решение демографического кризиса. Регулирование миграционных процессов представляет собой выработку управляющего воздействия в соответствии с отклонением от оптимальных параметров для приведения в нормальное состояние (отклонение может быть ниже или выше нормы). Но для определения основных характеристик оптимальных параметров миграционных процессов, необходимо постоянно анализировать миграционную ситуацию в различных субъектах Российской Федерации (в укрупненном виде - по Федеральным округам), сравнивать показатели, тенденции, выявлять общие закономерности и региональные различия и на этой основе формировать прогнозы и своевременно вносить коррективы в миграционную политику.
Современное состояние миграционных процессов и связанных с ними проблем характеризуют данные Федеральной миграционной службы Российской Федерации по итогам 2006 г. Анализ миграционной ситуации по некоторым федеральным округам, через которые проходят основные миграционные потоки, показывает, что проблемы носят в основном сходный характер и проявляются в большей степени там, где отмечается повышенная привлекательность субъектов Российской Федерации для мигрантов. Это хорошо видно на примерах Центрального, Южного и Уральского федеральных округов, территория которых граничит практически со всеми странами СНГ.
На иммиграционную обстановку в Центральном федеральном округе (ЦФО) оказывает влияние высокая степень привлекатель-
ности входящих в его состав субъектов Российской Федерации для посещения иностранными гражданами и лицами без гражданства в силу ряда факторов геополитического и социально-экономического характера. Основными из них являются выгодное географическое положение округа для транзита мигрантов по европейско-азиатско-му транспортному коридору, более высокий уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, чем в большинстве государств - участников СНГ, мно-гонациональность и многоконфессиональность населения, столичные функции Москвы на правах субъекта Федерации, входящего в состав ЦФО, а также исторически сложившаяся притягательность центральных регионов России, особенно столичного, для граждан государств, входивших в состав СССР, прежде всего стремящихся улучшить свое материальное положение.
На территории ЦФО, особенно в Москве, пересекаются различные миграционные потоки, основу которых составляют внешние трудовые и вынужденные мигранты. Следует выделить привлекательность Москвы, в которой, по данным официальной статистики1, сосредоточено 7,3% населения Российской Федерации.
В последние годы на территорию Центрального федерального округа увеличился приток трудовых мигрантов. По состоянию на 1 января 2007 г., в отраслях экономики регионов ЦФО на законном основании трудились 201,7 тыс. иностранных работников, или 41% общей численности трудовых мигрантов по России. Иностранным гражданам в 2006 г. выдано почти 255,1 тыс. разрешений на работу в Российской Федерации. В общей численности иностранных работников, получивших разрешения на работу, доля граждан государств - участников СНГ в среднем по регионам ЦФО составляет 57%. В Москве и Московской области выдано соответственно 163 тыс. и 66 тыс. разрешений на работу.
В субъектах Российской Федерации, где сосредоточено большое количество мигрантов, как правило, протекают процессы формирования национальных общин. Так, только в Москве существуют крупные общины выходцев из Китая, Вьетнама, Афганистана, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Грузии, численность которых постоянно увеличивается за счет прибывающих мигрантов-земляков. Иммигранты из Афганистана, Китая и Вьетнама стремятся к компактному проживанию и при этом не выражают желания социально интегрироваться в общество страны пребывания. В этом заключается серьезная опасность для региональных сообществ, на
1 См.: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. М., 2007.
которую постоянно указывают ученые-аналитики и работники Федеральной миграционной службы России1.
Однако процесс интенсивного привлечения иностранных работников в экономику регионов ЦФО на законном основании сопровождается ростом численности незаконных трудовых мигрантов. В основном это граждане стран СНГ, которые используют безвизовое право въезда в Российскую Федерацию, а затем переходят на положение лиц без определенного правового статуса. Места наибольшего сосредоточения незаконных мигрантов - административные центры субъектов Российской Федерации и близлежащие к ним районы. Анализ их гражданской принадлежности свидетельствует о том, что в отраслях экономики субъектов Российской Федерации в ЦФО незаконно трудятся преимущественно граждане Узбекистана, Украины, Молдовы, Таджикистана, Азербайджана, Армении, Киргизии, Казахстана, а также Китая, Вьетнама и Турции. Сферы экономики регионов, где, как правило, трудятся незаконные мигранты, не отличаются от тех отраслей, где трудовые мигранты трудятся на законных основаниях: строительство, торговля и общественное питание, сельское и лесное хозяйство, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство.
Кроме трудовых мигрантов миграционную напряженность в ЦФО создают лица, ищущие убежища в Российской Федерации и прибывшие из стран дальнего зарубежья с нестабильной экономической или военно-политической обстановкой. Не имея постоянного источника к существованию, многие из них вовлекаются в противоправную деятельность, объединяются в этнические преступные группировки, создают нелегальный неконтролируемый рынок труда. При этом многие из них используют Российскую Федерацию, в частности регионы ЦФО, в качестве плацдарма для последующего выезда в страны Западной Европы, США и Канаду. Основной территорией для незаконных мигрантов, стремящихся проникнуть в Россию и страны Европейского союза, продолжает оставаться столичный регион. Именно эта категория иностранных граждан и лиц без гражданства является наиболее опасной среди нелегальных мигрантов. Увеличение ее численности может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической и криминогенной обстановки на территориях пребывания иммигрантов.
Одиннадцать субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Южного федерального округа (ЮФО), имеют границы
1 См., например: «Приезжие не должны создавать проблем себе и окружающим»: Интервью с заместителем начальника Управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы России С.И. Болдыревым // Наше время. 2007. № 27 (51).
с иностранными государствами. Здесь особым фактором, способствующим проникновению на территорию России нелегальных мигрантов, является прозрачность государственной границы с Республикой Казахстан и Украиной. Например, в Волгоградской области, имеющей более 200 километров сухопутной границы с Республикой Казахстан, многие пункты пограничных автомобильных переходов расположены вне пограничной зоны, что позволяет иностранным гражданам бесконтрольно прибывать в Россию. При отсутствии действенного иммиграционного и пограничного контроля происходит практически свободное заселение российской территории мигрантами, прибывающими из сопредельных государств. С этой проблемой сталкиваются все субъекты округа, граничащие с иностранными государствами.
Отличительной особенностью пребывающих на территорию ЮФО мигрантов является их компактное поселение, что существенно влияет на социально-политическую обстановку в отдельных районах. В течение последних лет в юФо появились новые, не характерные для его территории, этнические группы: крымские татары, турки-месхетинцы, курды, хемшилы и другие, что довольно серьезно влияет на демографическую ситуацию в регионе.
Миграционные службы ЮФО отмечают, что большинство регионов округа практически исчерпали свою миграционную емкость. Инфраструктура округа, не рассчитанная на такую численность населения, испытывает значительные перегрузки. Высокий уровень безработицы, отсутствие постоянных источников дохода, социальная и криминогенная напряженность вынуждают многих жителей региона выезжать за его пределы в поисках работы. Это негативно влияет на кадровую ситуацию в субъектах ЮФО, ведь выезжают в основном социально активные лица в трудоспособном возрасте, среди которых много квалифицированных специалистов, что ведет к ухудшению демографической структуры населения и ослаблению научно-экономического потенциала.
Особую тревогу вызывает тот факт, что большое число незаконных мигрантов из государств ближнего зарубежья, реализовав право безвизового въезда либо нелегально проникнув на территорию России, проживают без регистрации по месту пребывания и занимаются незаконной трудовой деятельностью. Основные сферы использования труда нелегальных мигрантов - сельское хозяйство (сезонные работы), где трудятся в основном граждане Узбекистана, Таджикистана, Украины и Молдовы; в строительстве - граждане Армении, Узбекистана, Украины и Китая; граждане Азербайджана заняты в основном торговлей на рынках продуктами питания, КНР и Вьетнама - промышленными товарами.
Наличие большого числа иностранных граждан приводит к социальной напряженности в регионе. Одной из достаточно обоснованных причин негативного отношения местного коренного населения к мигрантам является их противоправная деятельность. В течение 2006 г. на территории ЮФО отмечен рост на 15,9% количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства. Кроме того, на территории округа более десяти лет сохраняется напряженная социально-политическая обстановка, особенно на территории Чеченской Республики, Ингушетии и Северной Осетии - Алании, что не может не сказываться на миграционной ситуации в регионе. В перечисленных субъектах Федерации нелегальная миграция рассматривается, в том числе, и как фактор повышения уровня террористической угрозы.
Миграционная обстановка на территории Уральского федерального округа (УрФО) достаточно сложная, что обусловлено в основном наличием участка российско-казахстанской границы, откуда на территорию УрФО прибывает большая часть иностранных граждан. В Уральском федеральном округе находятся основные нефтегазоносные районы России, развитая промышленность, поэтому это один из крупнейших центров притяжения трудовых мигрантов. В последние годы здесь сохраняется тенденция увеличения привлечения и использования на законных основаниях иностранных работников юридическими и физическими лицами.
Большинство легальных иностранных работников в УрФО заняты в торговле и общественном питании, строительстве, промышленности (нефтегазовый комплекс, обрабатывающие производства), сельском хозяйстве. Главными экспортерами иностранной рабочей силы в округ остаются государства - участники СНГ: Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Армения, Украина и Молдова. Из стран дальнего зарубежья можно выделить Турцию, Китай, КНДР и Вьетнам.
Среди незаконных мигрантов, находящихся на территории УрФО, подавляющее большинство составляют граждане государств -участников СНГ, в первую очередь Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана. Основными сферами занятости незаконных мигрантов являются торговля, строительство, лесозаготовки. По видам экономической деятельности преобладают: в строительстве - граждане Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана; в промышленности - Украины, Молдовы, Казахстана; в общественном питании - Узбекистана, Китая, Кыргызстана, Армении, Азербайджана. Граждане Азербайджана и Грузии занимаются также торговлей овощами и фруктами, граждане Армении - бытовым обслуживанием населения.
Как следует из сравнения основных характеристик миграционной ситуации в рассмотренных федеральных округах, современные миграционные проблемы формируются за счет сохраняющихся проблем регулирования миграционных потоков из стран ближнего зарубежья (СНГ) и несовершенства механизмов миграционной политики и средств контроля перемещения иностранцев внутри российских регионов, в первую очередь, их трудовых ресурсов. Это вносит значительные трудности в планомерное решение демографических и трудовых проблем как на региональном, так и на общероссийском уровне.
Неоднозначность роли и положения большинства мигрантов может проявляться в непоследовательности и даже в противоречивости принимаемых в отношении них мер миграционной политики. Эти меры должны изменяться в зависимости от масштабов миграции и состава ее потоков. Пока число мигрантов сравнительно невелико, они востребованы рынком труда и концентрируются в малонаселенных регионах, испытывающих нехватку рабочей силы, все меры должны быть направлены на их адаптацию и обустройство. Однако в условиях нестабильной экономической конъюнктуры, усиления негативных социально-экономических и политических последствий миграции и обострения националистических чувств у местных жителей власти должны усилить меры, принимаемые к незаконно въезжающим и проживающим мигрантам, беженцам и вынужденным переселенцам1.
Регулирование миграционных процессов - это длительный процесс. По своему функциональному предназначению в российском обществе оно занимает особое место и включает несколько последовательных стадий: институциализацию, профилактику, контроль и коррекцию. Эти этапы необходимо осуществлять при помощи правовых, предупредительных, экономических и моральных методов, на основании которых должна строиться миграционная политика государства. От эффективности реализации каждой из этих стадий, механизмов их осуществления зависит общая эффективность регулирования миграционных процессов в современных российских условиях.
1 См.: Цапенко И.Г. От иммиграционного контроля к управлению // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 10. С. 24-25.