Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 8 (478). С. 253-261. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(8(478):253-261. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья УДК 339.138
doi: 10.47475/1994-2796-2023-478-8-253-261
ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА БЫСТРО ОБОРАЧИВАЕМЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
Юнер Шамильевич Капкаев1, Татьяна Александровна Моисейчева2
1 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, zam@csu.ru, ORCID 0000-0003-2816-1992
2 ОАО «Компания "Арнест"», Челябинск, Россия, tmoiseicheva@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена изучению ряда аспектов трансформации российского ретейла. Исследование нацелено на выявление изменений в структуре спроса, потребительских предпочтениях и определении перспективных направлений развития ретейла. Особое внимание уделяется рынку быстро оборачиваемых потребительских товаров и новых ретейлерских форматов. В исследовании рассматриваются современные тренды потребительских предпочтений, опирающиеся на концепцию образа жизни. Выделение ценности здорового питания и экологической ответственности оказывает значительное влияние на структуру потребления. Актуальными направлениями развития бизнеса становятся электронная коммерция и хард-диска-унтеры. Обоснованы выводы о перераспределении каналов сбыта и необходимости внедрения новых форматов ретейла для обеспечения долгосрочной эффективности бизнеса.
Ключевые слова: ретейл, потребительское поведение, каналы сбыта, ЗОЖ, FMCG, хард-дискаунтер, e-commerce
Для цитирования: Капкаев Ю. Ш., Моисейчева Т. А. Тенденции трансформации российского рынка быстро оборачиваемых потребительских товаров // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 8 (478). С. 253-261. doi: 10.47475/1994-2796-2023-478-8-253-261.
Original article
TRENDS IN THE TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN FMCG MARKET Yuner Sh. Kapkaev1, Tatiana A. Moiseicheva2
1 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, zam@csu.ru, ORCID 0000-0003-2816-1992
2 Arnest Company OJSC, Chelyabinsk, Russia, tmoiseicheva@mail.ru
Abstract. The article is devoted to the study of a number of aspects of the transformation of Russian retail. The study is aimed at identifying changes in the structure of demand, consumer preferences and identifying promising directions for the development of retail. Particular attention is paid to the fast-moving consumer goods market and new retailer formats. The study examines current trends in consumer preferences based on the concept of lifestyle. Highlighting the value of healthy eating and environmental responsibility has a significant impact on consumption patterns. E-commerce and hard discounters are becoming topical areas of business development. The conclusions about the redistribution of distribution channels and the need to introduce new retail formats to ensure long-term business efficiency are substantiated.
Keywords: retail, consumer behavior, distribution channels, healthy lifestyle, FMCG, hard discounter, e-commerce
For citation: Kapkaev YuSh, Moiseicheva TA. Trends in the transformation of the russian FMCG market. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(8(478):253-261. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2023-478-8-253-261.
Введение
Исследование нацелено на выделение перспективных направлений развития российского ретейла с учетом тенденций потребительских пред© Капкаев Ю. Ш., Моисейчева Т. А., 2023.
почтений. Для достижения указанной цели необходимо погрузиться в происхождение торговых коммуникаций, выделить наиболее значимые направления торговой деятельности, проанализировать особенности трансформации ретейла, выде-
лить тенденции потребительских предпочтений. При анализе трендов потребительского поведения важно опираться на данные различных социологических опросов и исследований.
Цифровизация банковской сферы является актуальной темой на сегодняшний день. Эта проблема находится в центре внимания современных ученых. Особо следует отметить труды Ю. Ш. Капкаева, который с коллегами постоянно занимается изучением данного вопроса [2-7]. Однако скорость изменений и трансформаций столь высока, что данная тема требует постоянных уточнений трендов и существующих проблем в данной сфере.
Особенности развития торговых коммуникаций и торговой деятельности
История развития торговли исчисляется тысячелетиями, возможности обмена излишками производства подстегивали поиск механизмов торговых коммуникаций. Усложнение торговой деятельности привело к появлению особых экономических технологий взаимодействия как с потребителями, так и с поставщиками продукции. Этот незатейливый и естественный процесс превратился в сложную технологию и способствовал развитию различных направлений, таких как маркетинг, трейд-маркетинг, мерчендайзинг и другие.
Динамично развивающимся направлением торговой деятельности можно назвать ретейл — розничную торговлю. В современной экономике потребительские товары движутся от производителя по различным цепочкам, и их основные объемы попадают к конечному потребителю через ретейл. Ретейл — это конечное звено цепочки с различными форматами торговых платформ, от торговых залов до плеймаркетов. Общим признаком бизнеса, относящегося к ретейлу, является целевая аудитория — те, кто приобретает товар для личного некоммерческого использования. Для классификации ретейлеров используются различные признаки: размеры торговых залов (гипер- или супермаркеты), способ обслуживания (стрит- или онлайн-ретейл), технологии размещения товара (прилавки или самообслуживание).
При этом ретейлер может относиться как к одному виду, так и сразу к нескольким. Например, ретейл-компании одновременно продают продовольственные и непродовольственные товары, работают офлайн и онлайн.
Наибольшего внимания при анализе развития ретейла заслуживает FMCG-рынок. FMCG,
от англ. Fast Moving Consumer Goods (быстро оборачиваемые потребительские товары), — рынок товаров, которыми потребители пользуются очень часто, практически ежедневно. Продукты питания и напитки, бытовая химия и косметика, обувь и одежда, детские товары и прочее — всё это категории FMCG.
За последние 20-30 лет мы можем наблюдать значительное перераспределение каналов сбыта в принципе (дистрибуция, опт, розница) и внутри ретейла в частности. В этой связи для анализа интересен сетевой ретейл. Изначально всё было достаточно просто: гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры «у дома». Супермаркет — магазин площадью от 600 до 2 500 м2 с широким ассортиментом, в котором есть не только продукты и товары первой необходимости, но и большое разнообразие других. Гипермаркет — магазин, который превышает супермаркет и по площади, и по числу предлагаемых наименований. На территории от 4 000 до 20 000 м2 может располагаться от 50 до 150 тыс. товаров. Диапазон товарных наименований составляет 10-15 тысяч. Диска-унтер имеет торговую площадь от 50 до 350 м2. Часто расположен на первом этаже жилого дома. В таком магазине может быть всего 600 наименований товаров, но разновидностей минимарке-тов так много, что в некоторых точках ассортимент может достигать 13 тыс. позиций. Постепенно данная градация дополнялась и расширялась, происходила коллаборация различных форматов. Естественно, что изменения связаны в первую очередь с запросом покупателей, свободными нишами рынка, востребованных покупателями.
Тенденции изменения потребительского поведения
Современное развитие российского продуктового ретейла носит стремительный характер. Это связано с рядом экономических, социальных, геополитических факторов, повлиявших на рынок за последние годы. Потребительские рынки и направления покупательского спроса подверглись значительной трансформации.
Так, в 2020 г. в условиях пандемии первым трендом к устойчивому развитию наметился ЗОЖ (здоровый образ жизни), здоровое питание. Благодаря активному новостному фону в СМИ о пандемии, запуску национального проекта Роспотребнадзора «Здоровое питание» население России сконцентрировало внимание на здоровье. На рис. 1 представлена аналитика компании Nielsen, специализирующейся на изучении
Мой рацион питания не изменился
Ем больше здоровой еды
Ем меньше мяса/птицы/рыбы или перешел полностью на растительную пищу
Ем больше мяса/птицы/рыбы
Покупаю больше готовой еды/кулинарии
Покупаю больше наборов для приготовления определенных блюд
61%
13%
19%
18-24 25-34 35-44 45-54 55-65
Мой рацион питания не изменился, % 48 57 61 60 70
Ем больше здоровой еды, % 17 27 20 15 15
Ем меньше мяса/птицы/рыбы или перешел полностью на растительную пищу, % 15 8 11 19 15
Ем больше мяса/птицы/рыбы, % 13 10 8 7 3
Покупаю больше готовой еды или кулинарии, % 12 8 6 5 1
Покупаю больше наборов для приготовления определенных блюд, % 6 6 3 4 2
Рис. 1. Результаты исследования потребления здорового питания по данным компании Nielsen Fig. 1. Results of the study of healthy food consumption. Data from Nielsen.
рынка розничном торговли, товаров повседневного спроса (FMCG), медиа и рекламы, где видно, что 19 % опрошенных стали больше есть здоровой пищи; больше всего таких людей в возрастной категории от 23 до 34 лет.
Исследования подтверждают, что больше четверти опрошенных в 2022 г изменили свое отношение к здоровому питанию в положительную сторону. Наблюдается рост респондентов, считающих, что именно здоровое питание — основная составляющая здорового образа жизни.
К середине 2021 г. последовал ответ от российских ретейлеров, которые стали расширять ассортимент продуктов здорового питания. Это в первую очередь гипер- и супермаркеты, в большей степени в силу большего полочного пространства и, конечно, целевой аудитории. Однако в целом каждый второй ретейлер (48 %) сосредоточен на развитии направления здорового питания, каждый третий — на ready to eat — кулинарии, готовом рационе питания и на эксклюзивных импортных товарах (37 и 33 % соответственно); 15 % респондентов намерены расширять линейку товаров в категории ready to cook (наборы для приготовления блюд). Появились конкретные запросы к российским производителям, которые заявили, что их ассортимент пополнится новинками.
Сервис «Анектолог» и бренд-студия Pridumali, опросив россиян с ежемесячным доходом выше
100 тыс. руб., выяснили, что 80 % потребителей с высоким доходом заинтересованы в новинках здорового питания, 52 % — узнают о новых ПП-брендах (ПП — правильное питание) и товарах в соцсетях, а 40 % хотели бы видеть более широкий ассортимент натуральных продуктов1.
На текущий момент тренд сохраняется и имеет потенциал, показывая рост в ряде категорий молочной продукции и мяса (согласно исследованиям компании Nielsen):
• соевая молочная продукция: за 2021 г. темпы продаж ускорились почти в 40 раз до 43,8 %;
• растительное мясо: около 15 % рынка занимает категория альтернативной растительной продукции;
• натуральные продукты: растут вдвое быстрее рынка FMCG в среднем и занимают около 2 % в товарообороте крупнейших ретейлеров в России.
Наряду с трендом ЗОЖ с 2020 г. в связи с обеспокоенностью проблемами экологии в мире получил популярность еще один потребительский сегмент — экопродукты. Рост обеспокоенности проблемами экологии в мире закладывается в основу мотивации потребителя на экологически щадящие или нейтральные товары.
1 Источник: https://dairynews.today/news/80-potre biteley-s-vysokim-dokhodom-zainteresovany-.html)
Nielsen показывают, что 41 % потребителей во всём мире доверяют обозначениям «эко», «био», «натуральный» на упаковке. На рис. 2 видно, что 36 % россиян обращают внимание на экомаркировку, а 26 % из них готовы отказаться от покупки, если ее нет, при этом экосег-мент за последний год показывает положительную динамику в 7 %. Среди категорий товаров, которые традиционно ассоциируются со здоровым питанием, находятся каша, сухие завтраки, йогурты. Среди категорий товаров, которые менее других ассоциируются со здоровым питанием, находятся, например, чипсы. Но и здесь есть продукты, в которых меньше жира или не содержатся ГМО, что позволило получить ощутимый прирост продаж.
К середине 2021 г. 73 % потребителей по всему миру хотели бы изменить свои привычки, чтобы
Более трети россиян обращает внимание на ЭКОМАРКИРОВКУ
fttfffffff
36%
26% из них готовы отказаться от покупки товара из-за её отсутвия
Эко-сегмент FMCG - рынка демонстрирует положительную динамику
О
7%
За последний год ассортимент продукции с органическими О клеймами {био, натуральный, это и другие) вырос бол ее чем на 7%
Рис. 2. Экосегмент. Данные компании Nielsen Fig. 2. Eco-segment. Nielsen data
меньше загрязнять природу. 8 из 10 опрошенных россиян отметили, что в заботе об окружающей среде важен вклад каждого. Население стало обращать внимание на экономию ресурсов — воды, электроэнергии, сортировку и переработку мусора, одежды и пластика.
Следует отметить, что продукты здорового питания по себестоимости дороже, чем массовые товары. Натуральное сырье без химических консервантов не может иметь низкую цену, да и сроки хранения не позволяют сформировать крупные запасы. На рис. 3 отражены основные барьеры для развития рынка экологических товаров согласно исследованию компании Nielsen, ТОП-3 которых составляют дороговизна, узкий ассортимент, недоступная информация о продукте. Кроме того, изменения 2022 г., коснувшиеся многих сегментов FMCG, отразились и на отечественном рынке здорового питания: прекратились поставки импортных ингредиентов и оборудования, возникли проблемы с логистикой и упаковкой и пр. — всё это, конечно, отразилось и на себестоимости ПП-товаров. В связи с этим основной аудиторией продуктов здорового питания остаются россияне с высоким доходом. Исследование показало, что среди такой аудитории высокий спрос на ПП-продукты: большинство респондентов приобретают их хотя бы раз в неделю.
Таким образом, тренд ЗОЖ получил свое развитие и в ретейле, где значительно расширился ассортимент продуктов здорового питания, как в общей матрице, так и в собственном производстве, несмотря на существующие препятствия в развитии этого направления.
Экологичные товары слишком дорогие Слишком узкий ассортимент Информация о продукте непонятна или недоступна Требует много времени (сортировка, переработка) Слишком сложно или неудобно Влияние семьи, друзей, сверстников Не доверяю устойчивым утверждениям Не верю, что это что-то изменит
41%
Рис. 3. Результаты ответов на вопрос о том, что препятствует развитию рынка экологичных
товаров. Данные компании Nielsen, 2023 г.
Fig. 3. The results of the survey on what hinders the development of the market of eco-friendly products.
Nielsen data, 2023
Перспективные направления трансформации на рынке ретейла
Для определения направлений развития торговой деятельности важны не только тренды потребительских предпочтений, но и анализ тенденций поведения потребителя по отношению к каналам сбыта.
Активно развивающимся трендом с 2020 г. можно отметить рост онлайн-продаж (e-commerce).
Период пандемии дал мощный импульс развитию онлайн-продаж. В 2020 г. рынок e-commerce увеличился в два раза, а число онлайн-заказов FMCG за первое полугодие 2021 г. выросло в четыре раза. Согласно исследованиям компании GFK, за последние пять лет доля канала увеличилась в три раза (рис. 4).
На текущий момент доля онлайн-продаж у некоторых ретейлеров значительна. На-
пример, в сети «Вкусвилл» доля онлайн-продаж составляет 37 % (в денежном выражении), в сети «Перекресток» — 15 %, в сетях «Лента» и «Ашан» — 9 %. По прогнозам многих аналитических агентств, каналу прогнозировали минимум двукратный рост на протяжении следующих пяти лет. Покупатель идет в онлайн даже за небольшими покупками. На рис. 5 представлены исследования компании Nielsen по основным способам совершения покупки: видно, что покупки продукции онлайн выросли с 13 % в 2019 г. до 25 % в 2021 г. Если год назад покупки совершались впрок, то сейчас популярность разных типов корзин выровнялась.
Следует отметить, что основные игроки рынка e-commerce активно развивают данное направление, используя digital-инструменты. Речь идет о широком выборе параметров сегментирования
2018
2019
14 ■ 13 ■ 13 ■ 12
5,4 ■ 6,2
2020
10 ■ 10
2021 Июн'2022 Дек'2022
I Гипермаркеты/Cash&Carry I Хард Дискаунтеры I Супермаркеты I Дискаунтеры
I Специализированные прод. магазины Дрогери и Парфюмерии (Традиционная торговля I Аптеки |E-commerce Другие каналы
Рис. 4. Динамика изменения доли каналов продаж. Данные компании GFK, 2022 г. Fig. 4. Dynamics of changes in the share of sales channels. Data of the company GFK, 2022
30
31
15
8 6,0
25%
Покупаю большую часть продуктов онлайн
Покупаю поровну и офлайн и онлайн
Покупаю большую часть продуктов офлайн
17% 13%
39% 37%
33% 34%
44%
51%
□ 2021 ■ 2020 S 2019
Рис. 5. Основной способ совершения покупок. Данные компании Nielsen Fig. 5. The main way of making purchases. Nielsen data
и таргетирования. При этом используется опыт, накопленный не только в цифровом пространстве, но в традиционных каналах сбыта. Эксперты прогнозируют, что продолжится рост доли регионов в онлайн-продажах. Крупные игроки рынка e-commerce продолжат формирование собственных экосистем. Это поможет бизнесу удерживать лояльных пользователей, привлекать новую аудиторию и контролировать всю цепочку взаимодействия с покупателем. Активно будут развиваться партнерства: интеграции и коллабо-рации между продавцами из различных отраслей.
Тенденция динамичного развития рынка он-лайн-продаж требует значительного внимания к нему со стороны ретейла, который активно занимает эту нишу в том числе через собственную доставку («Впрок» от «Перекрестка», приложение «Пятерочка» и др.), при этом используя свой опыт и ресурсы, а также новые возможности онлайн.
Тенденции роста и развития рынка напрямую зависят от покупательского спроса. Согласно исследованиям, 2023 год можно охарактеризовать следующими потребительскими предпочтениями:
• 79 % покупателей будут экономить больше, чем в 2022 г.
• 89 % потребителей считают цену товара главным критерием для выбора продукта.
• Рост инфляции по данным Росстата 2022 г. — 11,94 %, по сравнению с 8,39 % в 2021 г.
• 48 % утверждают, что онлайн покупают дешевле, чем в офлайн.
• Рост +35 % посещаемости магазинов. Поиск выгодных цен, мелкие покупки.
Все вышеперечисленные факторы обусловливают одну из самых перспективных наметившихся тенденций роста на ближайшие 5-7 лет — канал хард-дискаунтеры, поскольку основной наметившейся стратегией покупателя в 2022 г. является экономия: на рис. 6 представлены исследования компании Nielsen потребительских предпочтений 2022 г.
Выше мы приводили классификацию магазинов (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры «у дома»). Несколько слов о том, чем отличается хард-дискаунтер от обычного: 1) простейшее оформление магазинов; 2) торговое оборудование, не требующее специальной выкладки, часто товар представлен в зале просто на палете; 3) небольшое количество персонала, который универсален (от приемки товара до работы на кассе); 4) принцип работы с поставщиками, который значительно отличается от стандартного, — всё это и приводит к формированию цены ниже, чем в классических магазинах и сетях. В связи с этим хард-дискаунтеры, конечно, завоевывают покупателей. Согласно исследованиям компании Nielsen, представленным на рис. 7, в среднем покупатели посещают этот формат 3-4 раза в месяц, а сеть «Светофор» демонстрирует самый большой прирост узнаваемости за год.
В 2022 г. один из крупнейших хард-дискаунте-ров — сеть «Светофор» — вошла в топ-3 самых узнаваемых сетей России. По сравнению с рынком дискаунтеров в Европе, на которую приходится в среднем 25 % продаж, российский рынок имеет большой потенциал роста аналогично рынку Европы. Исследования «Ромир» показывают, что доля дискаунтеров увеличилась с 0,7 % в 2015 г. до 4,3 % в 2022 г. 88 % россиян
Выбираю магазины снизкимы ценами 41% Ищу товары по сниженным ценам 37%) Покупаю только необходимое, снизив расходы ^^^ Покупаю более дешевые марки Реже делаю покупки продуктов Делаю большие закупки 7 Стал чаще покупать, но в меньшем количестве
Г)
Х\ЛП
Рис. 6. Потребительские предпочтения 2022 г. Данные компании Nielsen Fig. 6. Consumer preferences in 2022. Nielsen data
2-3 раза в неделю и чаще
Раз в неделю 2-3 раза в месяц Раз в месяц Раз в 2-3 месяца
16%
Л
29°%
29°%
>
21%
95
J
5%
Рис. 7. Частота посещений хард-дискаунтеров покупателями. Данные компании Nielsen, 2022 г. Fig. 7. The frequency of visits to hard discounters by customers. Nielsen data, 2022
уже сейчас хотя бы раз в год совершают покупку в этом канале, растет показатель частоты покупок. Основной задачей хард-дискаунтеров становится устойчивое формирование лояльности за счет структуры ассортимента. Мы видим, что «Светофор» и «Fix Price» активно наращивают долю тех категорий, которые сейчас особенно востребованы аудиторией — продукты питания, «побаловать себя», средства гигиены.
Таким образом, мы наблюдаем формирование отдельного формата магазинов в ретейле. Следует отметить, что идея в целом не нова и первые мелкооптовые базы формировались по схожему принципу, но сейчас меняется целевая аудитория, дорабатывается товарная матрица, поскольку потребителю важна не только низкая цена, но и качество товара, и культура потребления, несомненно, значительно изменилась за последние десятилетия.
Заключение
Анализируя особенности развития торговых коммуникаций, можно сделать вывод о том, что цепочки движения товара от производителя к потребителю имеют тенденцию к усложнению. С ростом товарного производства меняется роль каждой ступени и значимость в товаропроводящем потоке.
Одним из самых динамичных и значимых направлений ретейла является FMCG-рынок. Для определения тенденций развития рынка быстро оборачиваемых потребительских товаров проанализированы потребительские предпочтения, тенденции и закономерности переключения потребительского спроса и причины такого поведения, которое несет изменения в формировании ассортиментных матриц, ценовой политики
и даже формирования отдельных каналов продаж в ретейле.
В нашей статье мы выделили три основных растущих тренда: ЗОЖ — акцент на ПП-про-дуктах в сфере ассортимента, e-commerce в сфере продвижения продукта, индивидуализации предложения, сервиса доставки и хард-дискаун-теры в сфере эконом-сегмента, где реализуются совместные идеи производителя и продавца для выставления минимальной цены конечному потребителю. Все три направления достаточно устойчивы последние 3-5 лет, при этом сохраняя потенциал роста и развития. И если направление ЗОЖ охватывает небольшую долю потребителей и рынка, то e-commerce и хард-дискаунте-ры — это ключевые направления для поставщиков и ретейлеров, которые сегодня очень внимательно относятся к данному сегменту, совершенствуя и адаптируя его под потребителя.
Мы видим, что меняется потребительское поведение различных целевых аудиторий и борьба за потребителя приводит к развитию и перераспределению каналов сбыта. При этом соответствие тенденциям рынка позволяет ТОП-5 игрокам FMCG («Пятерочка», «Магнит у дома», «Лента», «Перекресток», «Ашан») занимать долю в 26 % в 2022 г. против 20 % в 2015 г. Постоянная ротация ассортимента, работа с e-commerce, изучение изменений целевой аудитории и ее предпочтений — важные составляющие конкурентной борьбы.
Мы считаем, что развитие FMCG-рынка следует рассматривать как индустрию, где ретейлеру приходится думать о «производительности», как если бы речь шла о заводе. Ориентация на потребительское поведение различных целевых групп, с учетом широкого спектра ресурсов и опыта, ко-
торый, однако, не обеспечивает долгосрочную эффективность, и постоянный поиск новых или комбинированных решений позволяют ретейлу
развиваться и становиться отдельной профессиональной сложной системой, требующей своих специалистов.
Список источников
1. Вельхофф А., Массон Ж.-Э. Мерчендайзинг. Эффективные инструменты и управление товарными категориями. М. : ИД Гребенникова, 2014. 260 с.
2. Исаева А. С., Латыпов Р. И., Капкаев Ю. Ш. Эволюция понятия «рыночная власть» в экономической науке // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 11 (433). C. 23-30.
3. Кадыров П. Р., Бархатов В. И., Капкаев Ю. Ш. Барьеры структурной модернизации российской экономики // Вестник Сургутского государственного университета. 2018. № 2 (20). С. 39-46.
4. Лешинина В. В., Капкаев Ю. Ш. Трансформация потребительского поведения в условиях четвёртой технологической революции // Научная парадигма цивилизации в XXI веке: капитализм, социализм и четвёртая технологическая революция : сборник аннотаций докладов Десятого международного конгресса передовых наук. Челябинск, 2018. С. 69-70.
5. Капкаев Ю. Ш. Особенности коммерческого посредничества в форме дистрибьюции и агентирования // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27 (208). С. 57-61.
6. Поздов А. А., Малютина А. Д., Капкаев Ю. Ш. Потенциал электронных услуг в потребительском и государственном секторе экономики // Управление бизнесом в цифровой экономике : сборник тезисов выступлений. СПб., 2018. С. 174-177.
7. Лешинина В. В., Капкаев Ю. Ш. Перспективные бизнес-модели на основе цифровых платформ // Управление бизнесом в цифровой экономике : сборник тезисов выступлений. СПб., 2018. С. 308-312.
References
1. Velhoff A, Masson J-E. Merchandising. Powerful tools and product category management. Moscow, 2014. 260 p. (In Russ.).
2. Isaeva AS, Latypov RI, Kapkaev YuSh. The evolution of the concept of "market power" in economic science. Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2019;(11(433):23-30. (In Russ.).
3. Kadyrov PR, Barkhatov VI, Kapkaev YuSh. Barriers of structural modernization of the Russian economy. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Surgut State University. 2018;(2(20)): 39-46. (In Russ.).
4. Leshinina VV, Kapkaev YuSh. Transformation of consumer behavior in the conditions of the fourth technological revolution. In: Nauchnaya paradigma tsivilizatsii v XXI veke: kapitalizm, sotsializm i chetvortaya tekhnologicheskaya revolyutsiya. Sbornik annot. dokl. Desyatogo mezhdunar. kongressa peredovykh nauk = Scientific paradigm of civilization in the XXI century: capitalism, socialism and the fourth technological revolution. Collection of annotations report tenth intl. congress of advanced sciences. Chelyabinsk; 2018. Pp. 69-70. (In Russ.).
5. Kapkaev YuSh. Features of commercial mediation in the form of distribution and agency. Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2010;(27(208):57-61. (In Russ.).
6. Pozdov AA, Malyutina AD, Kapkaev YuSh. The potential of electronic services in the consumer and public sector of the economy. In: Upravleniye biznesom v tsifrovoy ekonomike sbornik tezisov vystupleniy = Business management in the digital economy collection of abstracts. St. Petersburg; 2018. Pp. 174-177. (In Russ.).
7. Leshinina VV, Kapkaev YuSh. Perspective business models based on digital platforms. In: Upravleniye biznesom v tsifrovoy ekonomike sbornik tezisov vystupleniy = Business management in the digital economy collection of abstracts. St. Petersburg; 2018. Pp. 308-312. (In Russ.).
Информация об авторах
Ю. Ш. Капкаев — кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики отраслей и рынков. Т. А. Моисейчева — дивизиональный менеджер по торговому маркетингу.
Information about authors
Yu. Sh. Kapkaev — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economics of Industries and Markets.
T. A. Moiseycheva — Divisional Manager for Trade Marketing.
Статья поступила в редакцию 19.06.2023; одобрена после рецензирования 16.08.2023; принята к публикации 28.08.2023.
Вклад авторов: оба автора сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The article was submitted 19.06.2023; approved after reviewing 16.08.2023; accepted for publication 28.08.2023.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
The authors declare no conflicts of interests.