УДК [332.1:352/353](477)
Парамонов А.А.,
аспирант Харьковского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины,
член-корреспондент Инженерной академии Украины, заслуженный строитель Украины, первый заместитель городского председателя
(Украина, г. Харьков)
ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ МОДЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И РОЛЬ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
П
Рассматриваются вопросы, связанные со становлением модели устойчивого развития регионов. Кроме того, обоснована роль местных органов власти в этом процессе.
Ключевые слова: модель, устойчивое развитие, регион, местные органы власти.
остановка проблемы. Первое десятилетие ХХ1 века будет характеризоваться в истории человечества как период значительных финансовых и экономических потрясений, что вызвано трансформационными изменениями парадигмы социально-экономического развития. Как следствие, этот процесс актуализировал вопрос поиска новых механизмов, методов и ресурсов, которые в абсолютно новых условиях постиндустриального мира должны обеспечить новый виток экономического и социального роста.
Характерным признаком прошлого века было стремление человечества к обеспечению экономического и технологического развития. Успех измерялся преимущественно ростом валового внутреннего продукта. Считалось, что это автоматически приведет к благосостоянию и значительному повышению уровня жизни людей.
Такой прогресс почти всегда обеспечивался за счет беспощадной эксплуатации и обеднения окружающей среды, экспансии "закона джунглей" — кто сильнее, тот и выживет. По сути такие нераздельные
сферы, как экономика окружающей среды и общественные институты, функционировали изолированно одна от другой. Стала разрушаться сама естественная основа существования и внутреннего мира человека. Общество такого типа фактически обитаемо за счет будущих поколений. Как следствие — на начало ХХ1 века мир столкнулся с глобальными экологическими проблемами, голодом и обеднением большинства населения Земли, деградацией морали, нарастанием региональных и межэтнических конфликтов, терроризмом.
Эти обстоятельства заставили прогрессивную международную общественность и известные негосударственные международные организации положить начало новому подходу к преодолению отмеченных глобальных проблем, который получил название концепции устойчивого развития (sustainable development). Он в значительной мере стал продолжением концепции ноосферы, сформулированной академиком В. Вернадским еще в первой половине ХХ века.
Суть его заключается в обязательной согласованности экономического, экологического и человеческого развития таким образом, чтобы от поколения к поколению не уменьшались качество и безопасность жизни людей, не ухудшалось состояние окружающей среды и происходил социальный прогресс, который признает потребности каждого человека.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы экономического роста рассматривали в своих трудах А. Асаул [1], В. Геець [6], О. Крайник [8], М. Крупка [1о], A. Ландарь [11], Р. Патора [14].
Проблемы формирования постоянной модели развития и усовершенствования государственной региональной политики исследовали ведущие отечественные и зарубежные ученые, среди которых Г. Ан-дрощук [2], В. Базилевич [3], О. Билорус [4], М. Бутко, С. Зеленский, О. Акименко [5] и другие.
Цель статьи заключается в концептуальном обосновании роли местных органов власти в перестройке модели устойчивого развития национальной экономики Украины.
Изложение основного материала. Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего
поколения и в то же время не наносит вред потребностям и возможностям грядущих поколений. Это сочетание, взаимодействие, интеграция трех составляющих — экономического развития, социального прогресса и защиты окружающей среды.
Существенно приближена к этим критериям европейская модель "экосоциальной рыночной экономики", которая в настоящее время предлагается почти в каждой программе консервативных, социал-демократических и либеральных партий ведущих стран ЕС и является современной европейской реализацией концепции устойчивого развития. Она была официально закреплена ЕС в 2001 г. с принятием Стратегии устойчивого развития Европейского союза, который определяет общий вектор изменений на уровне политики и законодательства как ЕС в целом, так и его государств-членов.
Стратегия устойчивого развития Европейского союза может быть стратегическим ориентиром для Украины, которая находится на стадии поиска стратегии устойчивого развития и пытается стать составляющей глобализующегося мира. Глобальные, региональные и национальные стратегии устойчивого развития и опыт их имплементации реалистично очерчивают угрозы и вызовы устойчивому развитию национальных экономик во время глобализации экономики [4].
С точки зрения экологии устойчивое развитие должно обеспечить целостность биологических и физических естественных систем, их жизнеспособность, от чего зависит глобальная стабильность всей биосферы. Особенное значение приобретает способность таких систем адаптироваться к разнообразным изменениям вместо сохранения в определенном статическом состоянии или деградации и потери биологического многообразия.
Страны-лидеры по определению индексного показателя устойчивого развития, в котором использованные коэффициенты для обеспечения одинакового веса экономического, экологического и социального измерений, не принадлежат к супердержавам с доминирующими идеологиями и экономиками. Базовые отрасли промышленности этих стран не сориентированы на использование значительных природных ресурсов или дешевой рабочей силы. Характерная
особенность этих стран — доминирование в структуре добавленной стоимости их экономик значительной части интеллектуального и высокотехнологического труда. Все эти страны находятся среди мировых лидеров по индексам экологического измерения, конкурентоспособности и по индексу общества, основанного на знаниях. Они активны в инновационной деятельности, направляют около 3% и больше своего ВВП на исследование и развитие.
С начала 90-х годов прошлого века эти страны активно перестраивали у себя модель "экологической экономики" и "экономики знаний". Они стали массово производить новые знания, "экосистемные" товары и услуги, а через несколько лет ввели в свою стратегию еще один производительный фактор развития — социальный капитал. Поэтому на сегодня это страны с хорошо гармонизированными составляющими устойчивого развития: экономической, экологической и социальной. Они в наибольшей степени приблизились к модели умного (Smart) общества, которое является высшей формой развития общества, основанного на знаниях.
Теория и практика показывают, что на грани веков учение В. Вернадского о ноосфере оказалось необходимой платформой для наработки триединой концепции постоянного эколого-социально-экономиче-ского развития. Обобщения этой концепции были сделаны на всемирных саммитах ООН в 1992 и 2002 годах с участием свыше 180 стран мира, многих международных организаций и ведущих ученых. Следовательно, новая концепция системно соединила три главных компонента устойчивого развития общества: экономический, природоохранный и социальный.
Системное согласование и сбалансирование этих трех составляющих — задания огромной сложности. В частности, связь социальной и экологической составляющих приводит к необходимости сохранения одинаковых прав нынешних и будущих поколений на использование природных ресурсов. Взаимодействие социальной и экономической составляющих требует достижения справедливости при распределении материальных благ между людьми и предоставления целеустремленной помощи малоимущим прослойкам общества.
Наконец, взаимосвязь природоохранной и экономической составляющих нуждается в стоимостной оценке техногенных влияний на окружающую среду. Решение этих задач — самый главный вызов настоящего для национальных правительств, авторитетных международных организаций и всех прогрессивных людей мира.
К основным индексам, которые характеризуют устойчивое развитие, принадлежат: индекс экономического измерения; индекс конкурентоспособного развития; индекс экономической свободы; индекс социального измерения; индекс качества и безопасности жизни; индекс человеческого развития; индекс общества, основанного на знаниях.
Экономика знаний для Украины — это то принципиально новое образование, которое должно прийти на смену экономике истребления и эксплуатации природы, экономике слепого желания человека получить максимум прибыли. Ее основой является не потребительский мотив человека, а стремление удовлетворить свои потребности таким образом, чтобы не нанести вред природе, способствуя при этом ее воссозданию.
Одной из основных задач постоянного социально-экономического роста и ускорения инновационной динамики Украины является переход к экономике, которая базируется на производительном использовании новых знаний. Поэтому развитие экономики знаний для Украины является необходимым путем инновационного прогресса и обеспечения конкурентоспособности государства на основе эффективного использования собственных интеллектуальных ресурсов.
В современных условиях экономика знаний как фактор производства является основным фактором экономического развития. Происходит переход к экономике знаний, где знания используются для производства новых знаний. Специфика производства такого ресурса, как знание, заключается в том, что в отличие от традиционных ресурсов, которые являются ограниченными и при эксплуатации количественно уменьшаются, знания при своем приложении количественно растут [14, с. 231].
Становление модели устойчивого развития регионов — неопровержимый фактор стабильного социально-экономическо-
го развития страны. Государство в этом процессе играет роль координирующего центра, предотвращая экономическую самостоятельность регионов. Только в сотрудничестве производственных структур и органов власти центрального и местного уровней и органов местного самоуправления возможно достичь максимально эффективных результатов. Преодоление экономического кризиса и формирование объективних предпосылок устойчивого развития экономики Украины и ее регионов невозможно без реального инвестирования, обновления основного капитала, реструктуризации всей финансово-инвестиционной сферы и создания благоприятного инвестиционного климата как важного конкурентного преимущества последующего экономического развития региона.
Один из важных факторов обеспечения устойчивого развития региона — привлечение и эффективное использование ресурсов. В то же время существенные структурно-технологические сдвиги в экономике, рыночной и информационно-коммуникационной инфраструктуре требуют мощного финансового обеспечения. Поэтому в условиях ограниченности ресурсов проблема определения приоритетности их использования является достаточно актуальной. По убеждению В.Д. Базилевича, структурная перестройка экономики Украины — процесс формирования оптимальной структуры экономики, адекватной социально ориентированной рыночной системе постиндустриального типа и стратегическим национальным интересам страны [3].
Основными задачами структурной перестройки экономики на современной технологической и ресурсной базе являются: концентрация ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития с учетом национальной специфики; укрепление технологических сравнительных преимуществ отечественных товаропроизводителей относительно зарубежных конкурентов; развитие наукоемких производств; уменьшение зависимости национальной экономики от импорта товаров и ресурсов; увеличение части ресурсосберегающих производств; последующее развитие отраслей "высоких технологий"; повышение уровня внутрен-
ней сбалансированности экономики; создание развитого потребительского сектора экономики и сферы услуг [1].
Региональная инвестиционная политика понимается как процесс, который определяет территориальные особенности региона. На практике это действия государственных и местных органов власти и управления относительно развития инвестиционного процесса в регионе, связанные с усовершенствованием нормативно-правовой базы, предоставлением льгот и поощрений для наиболее эффективных и значимых для региона инвестиционных проектов, развитием инфраструктуры из обслуживания субъектов инвестиционной деятельности, гарантирования безопасности деятельности предпринимательских структур [1].
В настоящее время рейтинг инвестиционной привлекательности регионов в Украине определяется методикой и системой показателей, предложеными Институтом реформ. Она в основном основывается на использовании показателей, на каторые региональные органы власти практически не могут влиять, что уменьшает возможности практического использования этой методики в процессе совершенствования региональной инвестиционной политики [12].
Оценка и прогнозирование инновационно-инвестиционной привлекательности регионов Украины должны быть непосредственно связаны с государственной региональной политикой, целью которой является обеспечение развития отдельных регионов с учетом совокупности факторов, в частности рационального использования имеющегося экономического и естественного потенциала, территориального разделения труда и взаимной экономической кооперации.
В инвестиционной привлекательности важную роль играют конкурентоспособность региональной власти, внедрение эффективных механизмов административного управления и модернизация властных структур, формирование базовых мобилизационных идей для территории.
Выводы из данного исследования и перспективы последующих разведок в данном направлении. Важным является создания организационных механизмов, которые бы обеспечивали постоянную поддержку высокого уровня эффектив-
ности функционирования региональных органов власти. Таким образом, задача повышения эффективности управления требует существования на региональном уровне надлежащего механизма регуляции экономического развития.
Особенности региона, уровень его социально-экономического потенциала будут вносить уточнение в цели и приоритеты регионального развития, которые будут определяться региональными советами и их исполнительными органами. Вследствие этого неминуемой является потребность в уточнении показателей эффективности и их планового значения для разных регионов в Украине.
На повестку дня выступает вопрос изучения пространственной структуры, состояния и уровня развития регионов страны. Негативные тенденции развития регионов нуждаются в комплексном подходе к их преодолению, активизации трансформационных процессов, направлении их на решение экономических, социальных и экологических проблем, то есть устойчивого развития всей страны и ее отдельных регионов.
Необходимым становится оптимальное сочетание природы, общества и экономического развития, обеспечение такой территориальной организации их функционирования, при которой региональные естественно общественные системы имели бы стабильную способность к устойчивому развитию и воссозданию. В условиях растущего дефицита природных, материальных, экономических и других ресурсов и критичности экологической ситуации экономические трансформации должны обеспечить условия стойкого воссоздания естественных и общественных систем регионов. Кроме того, процесс распределения инвестиций можно использовать в качестве механизма для регуляции социально-экономического развития регионов.
Территориально-административное устройство государства должно базироваться на принципах экономической целесообразности. Границы административного образования должны рассчитываться из позиций максимально полного удовлетворения всех потребностей населения, которое проживает на данной территории, за счет собственных возможностей при оп-
тимизации расходов производства, транспортных затрат на базе территориальных технологически замкнутых комплексов.
Принципы построения производственно-транспортных, социальных инфраструктур должны быть подчиненные созданию оптимальных условий обитания населения при обязательном обеспечении единства общества и биосферы, которая должна стать предметом последующих исследований в этом направлении.
Библиографический список
1. Асаул А. Систематизац1я фактор1в, що характеризують швестицшну прива-блив1сть регютв / А. Асаул // Репональна политика. - 2008. - № 2. С. 53-62.
2. Андрощук Г. О необходимости государственного планирования рыночной экономики / Ю. Архангельский // Экономика Украины. - 2004. - № 3.
3. Економ1чна теор!я: Пол1теконом1я: шдручник / За ред. В.Д. Базилевича. — 6-те вид., перероб. 1 доп. — К.: Знання-Прес, 2007. - 719 с.
4. Б1лорус О.Г., Мацейко Ю.М. Глобальна перспектива 1 сталий розвиток / Сис-темш маркетолопчш досл1дження. - К., 2005. - 492 с.
5. Бутко М., Зеленський С., Акименко О. сучасна проблематика оцшки швести-цшно! привабливоси регюну. Економжа Украши. -2005. - № 11. - С. 30-35.
6. Геець В.М. 1нновацшт перспективи Украши / Геець В.М., Семшоженко В.П. -Харюв: Константа, 2006. - 272 с.
7. Дем'яненко С.1. 1нновацшне зростан-ня - основа стабмьноси агропромислового комплексу / С.1. Дем'яненко // Наука та ш-новацп. - 2005. - № 1. - Т. 1. - С. 87-98.
8. Крайник О. Економчний розвиток реп-ону: монограф1я / За ред. акад. М.1. Долшньо-го. - Л.: Вид-во "Лта-Прес", 2002. - 294 с.
9. Крак1вська В.Я. 1нвестиц1йна дяль-тсть та 1нвестиц1йна пол1тика в репот // 1нвестицп:практика та досв]д. - 2009 - № 4 - С. 8-10.
10. Крупка М.1. Фшансово-кредитний мехашзм 1нновац1йного розвитку економЬ ки Украши. - Льв1в: Вид. центр Льв1всько-го НУ 1м. 1вана Франка, 2001. - 608 с.
11. Ландарь А. "Особливоси залучення 1ноземних 1нвестиц1й в Украшу"// Еконо-
мака Украши, грудень 1998, № 12. Шевчук, Рогожин www.google.com.ua.
12. Мамуль Л.О., Чернявська Т.А. Нов1 методична подходи до анал1зу 1нвестиц1йно1 привабливоси регiонlв// Вiсник економiчноi науки Украши. - 2007. - № 1(7). - С. 83-89.
13. Державне регулювання економжи: подручник / [I. Михасюк, А. Мельник, М. Крупка, 3. Залога]; за ред. д-ра екон. наук., проф., акад. АН вищо школи Украши I.P. Михасюка. - [2-ге вид., випр. i доп.] // Львiвський нацiональний ушверситет iм. 1.Франка. - К.: Атака, Ельга-Н, 2000. - 592 с.
14. Патора Р. Ринок освгти в система кадрового забезпечення стратепчного розви-тку краши. - Львав: Вид-во НУ "Львавська полгтехшка", 2002. - 338 с.
15. 1нновацшний розвиток економаки: модель, система управлшня, державна пола-тика / За ред. д-ра економ. наук., проф. Л.1. Федуловог - Кшв: "Основа", 2005. - 522 с.
Bibliography
1. Asaul A. Systematics factors that characterize the investment attractiveness of regions / A. Asaul // Regional Policy. - 2008. - № 2. P. 53-62.
2. Androshchuk G. The need for government planning of the market economy / Y.Arkhangelskiy // Economy of Ukraine. -2004. - № 3.
3. Economics: Political Economy: textbook / red. V.D. Bazilevich. - 6th ed., Revised. and add. - K.: Knowledge Press, 2007. - 719 p.
4. Bilorus OG, YN Maciejko Global perspective and sustainable development / System marketology research. - 2005. - 492 p.
5. Butko M. Zelenskiy S., A. Akimenko modern problems evaluation of investment attractiveness of the region. Economy of Ukraine. -2005. - № 11. - P. 30-35.
6. Heyets VM Innovative prospects of Ukraine / Heyets VN, VP Seminozhenko — Kharkov: Constanta, 2006. - 272 p.
7. Dem'yanenko S.I. Innovative growth — the basis of the stability of agriculture / S.I. Dem'yanenko // Science and Innovation. — 2005. — № 1. — Vol. 1. — S. 87 — 98.
8. Kraynyk A. The economic development of the region: monograph / edited. Acad. M.I. Dolishniy. — Leningrad: Publishing House "League-Press", 2002. — 294 p.
9. KrakowVJ. Investment activities and investment policies in the region // Investment: Practice and Experience. — 2009 — № 4 — p. 8—10.
10. Krupka M.I. The financial and credit mechanism innovation development economy of Ukraine. — Lviv: Ed. center of Lviv them. Ivan Franko, 2001. — 608 p.
11. Landar A. "Features of attracting foreign investment in Ukraine" // Economy of Ukraine, December 1998, № 12. Shevchuk, Rogozhin www.google.com.ua.
12. Marmul L.A., T.A. Chernyavska New methodological approaches to the analysis of investment attractiveness of regions // Bulletin of Economic Sciences of Ukraine. — 2007.
— № 1 (7). — P. 83 — 89.
13. State regulation of the economy: a textbook / [I. Mikhasyuk as well. Miller, M. Krupka, 3. Zaloga], ed. Dr. Econ. Science., prof., Acad. Academy of Higher Education of Ukraine Ihor Mikhasyuk. — [2nd ed., Radiation. and add.] // Lviv National University. Franko. — K.: Atika, Elga-N, 2000. — 592 p.
14. Patora R. market education in the staffing of strategic development. — Lviv: Publishing House "Lviv Polytechnic" 2002. — 338 p.
15. Innovative economic development: a model management system, public policy. / Ed. Dr economy. Science., prof. LI Fedulova.
— Kyiv: "Base", 2005. — 522 p.
Paramonov AA., e-mail: [email protected]
A graduate student of Kharkiv Regional Institute of Public Administration of the National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, Corresponding Member of the Engineering Academy of Ukraine, Honored Builder of Ukraine, First Deputy Mayor (Ukraine, Kharkiv) TRENDS OF BECOMING A MODEL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION AND THE ROLE OF LOCAL AUTHORITIES IN THIS PROCESS The problems associated with the development of a model for sustainable development of the regions. In addition, the reasonable role of local authorities in the process. Key words: model, sustainable development, region, local authorities.