УДК 330.341.1
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ
Величко А.В., канд. экон. наук, доцент Университета менеджмента образования НАПН Украины Воропаева Н.Г., преподаватель Университета менеджмента образования НАПН Украины
FEATURES OF INVESTMENT - INNOVATIVE DEVELOPMENT
OF ECONOMY OF UKRAINE Alexander Velichko, Nataliya Voropaeva
В статье исследованы особенности формирования инновационной системы Украины, проанализированы динамика и закономерности развития отечественных инвестиций, определены основные приоритеты инновационной политики в условиях кризиса, предложены рекомендации по оптимизации государственных инвестиций в воспроизводственном процессе.
Ключевые слова: инновационная система, инвестиционная активность, инновационная активность, бюджетная и структурная политика государства.
The article explores the peculiarities of the national innovation system of Ukraine, analyzes the dynamics and patterns of domestic investment, the main priorities for innovation policies and provides recommendations on optimization of public investment in the reproductive process.
Keywords: innovation system, investment on innovative activity, fiscal and structural policy of the state.
Трансформация социально-экономических процессов в Украине предполагает создание условий для экономического роста, тесно связанного с накоплением капитала и активизацией процесса инвестирования во всех секторах экономики. В результате непоследовательности и низкоэффективной научно-технической, инвестиционной и инновационной политики сохраняется тенденция дальнейшего технологического отставания от развитых стран мира и, как следствие, снижение конкурентоспособности отечественной экономики.
Базовый Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности», который определяет основные направления государственной политики в этой сфере и правовое поле деятельности властных структур, был одобрен 1 декабря 1998 года. Его положения получили дальнейшее развитие в следующем нормативном акте - Законе Украины «Об инновационной деятельности» от 4 июля 2002 года. Приоритетность инновационного развития получила дальнейшее развитие в Стратегии экономического и соци-
ального развития на 2004-2015 годы. На преодоление кризиса в научно-технологической сфере был направлен Указ Президента Украины от 20 августа 2001 г. № 640, Указ № 606 от 1 июля 2006 года «О состоянии научно-технологической сферы и мероприятиях по обеспечению инновационного развития Украины». Приоритет формирования инновационной модели развития выдвигает на передний план проблему максимальной эффективности прямых бюджетных расходов на научно-техническое развитие и инвестиций в инновационные процессы, а также непрямых стимулов инновационного развития.
Экономический рост не исключает применения отдельных элементов догоняющего развития, что обуславливает дифференцированный подход к стратегическим ориентирам в практической политике, таким, например, как:
- стратегия преследования (копирование), состоящая в освоении выпуска конкурентоспособной продукции, которую уже производят в развитых странах. Эта стратегия должна применяться при производстве бытовой техники, в автомобилестроении, химической промышленности и т.п.;
- стратегия лидирующих технологий, которая предполагает использование собственных научно-технических достижений на основе накопления основного капитала для создания новых видов продукции и технологий, формирование спроса на них и выхода на новые рынки. Применение этой стратегии целесообразно в оборонной, аэрокосмической, судостроительной промышленности, химическом, тяжелом и энергетическом машиностроении, индустрии информационных технологий, других наукоемких производствах;
- прорывная стратегия, которая заключается в создании принципиально новых видов продукции, опережающих современные образцы на одно-два поколения. Эта стратегия базируется на концепции «обгонять, не догоняя», имеет селективный характер и должна осуществляться в научно-технических учреждениях и на инновационных предприятиях на основе повышения доли инновационного накопления.
Общим для всех этих стратегий является достижение нового технологического уровня. Переход на инновационный путь развития требует учета негативных тенденций в мировой экономике, создание системы защиты национальной экономики от ряда деструктивных процессов. Наиболее узким и уязвимым местом государственного управления являются глубокие деформации финансовой системы - нарушение процесса пропорции реализации прибыли в основных секторах производства ВВП. Так, с 2001 года существенные изменения претерпела стоимостная структура торговли. Увеличение доли валовой прибыли не сопровождалось соответствующим увеличением доли налога на производство и импорт. Наоборот, она уменьшилась почти в два раза.
Национальная инновационная система (НИС) Украины формируется под влиянием объективных и субъективных факторов: наличие природных и
трудовых ресурсов, особенности исторического развития, наличие дееспособных институтов государства и различных форм хозяйственной деятельности. Согласно рейтингу Всемирного экономического форума Украина среди 134 стран заняла в 2009 году в сфере развития институций -115 место, макроэкономической стабильности - 91, развития высшего образования 43, эффективности товарных рынков - 103, развития финансового рынка - 89, развития инноваций - 52 место. НИС - отмечается в «Концепции развития национальной инновационной системы» от 17 июня 2009 года, № 680-Р - представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов (институций), которые задействованы в процессе создания и использования научных знаний и технологий и определяют правовые, экономические, организационные и социальные условия для обеспечения инновационного процесса.
При исследовании уровня инновационного развития экономики страны особое внимание следует обратить на показатели деятельности промышленности, поэтому считаем необходимым проанализировать инновационную деятельность нескольких промышленных регионов Украины, в частности Луганской, Донецкой и Харьковской областей. Эта тенденция является негативной, особенно при уменьшении инвестиционных средств, направленных на инновации. Следует также отметить, что показатели инновационной активности промышленных предприятий Харьковской области почти всегда в 1,5 раза превышают показатели инновационной активности предприятий Украины (табл. 1).
Это связано с тем, что по количеству организаций, которые выполняли научные и научно-технические работы, область занимает второе место в стране после Киева. В области работает 217 научных учреждений, сосредоточено 15% всех научно-исследовательских институтов Украины, пятая часть конструкторских и проектных организаций и кадрового состава ученых. Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о том, что удельный вес предприятий Украины, которые занимаются инновациями, в последние годы снижается. Уровень инновационной активности предприятий в Украине сократился в течение 2000-2009 годов с 18 до 12,8%.
В экономической и бюджетной политике необходимо сделать акцент на развитие национальных рынков и национального капитала, прежде всего, в перерабатывающих отраслях, расширении спектра и объемов финансовых ресурсов за счет капитализации предприятий, на мобилизации «длинных денег» - финансовых ресурсов страховых компаний, пенсионных фондов, на выведении корпоративных финансов из кризиса неплатежеспособности.
Таблица 1. Инновационная активность промышленных предприятий
Удельный вес предприятий, которые занимались инновациями, %
Год/ Регион Луганская обл. Донецкая обл.. Харьковская обл. Украина
2000 18,8 13,5 20,0 18,0
2001 15,5 12,4 24,9 16,5
2002 13,1 13,2 26,1 18,0
2003 9,4 10,4 16,7 15,1
2004 8,4 11,6 18,0 13,7
2005 6,0 9,8 17,8 11,9
2006 7,4 7,9 18,5 11,2
2007 11,3 10,4 18,0 14,2
2008 10,2 10,5 13,1 13,0
2009 9,9 9,6 15,8 12,8
2010 11,2 10,6 19,7 13,8
Составлено с учетом данных [1,2,3,4].
Экономический рост в любом обществе основан на взаимодействии ряда макроэкономических индикаторов (в частности, национальных сбережений, уровня бюджетного дефицита, торгового и платежного балансов: инфляции, безработицы и пр.), которые влияют на эффективность использования реального капитала и имеющейся рабочей силы.
Важным элементом государственного регулирования процесса инвестирования в современных условиях является определение рыночного соотношения спроса и предложения на инвестиционные ресурсы с точки зрения анализа объектов инвестирования, первоочередности их инвестирования с точки зрения их роли в экономической системе, анализ прибыльности, управление их поступлениями. Одним из основных факторов кризисного падения экономики Украины являются тенденции, обусловленные состоянием платежного баланса.
В 2000-2005 гг. благоприятные условия на рынках экспорта обеспечивали возможность сохранять значительное позитивное сальдо внешней торговли, одновременно повышение потребительского и инвестиционного спроса и рост цен на сырье и энергоресурсы привели к ускорению роста импорта. Тенденции к росту импорта привели к возникновению отрицательного сальдо внешней торговли Украины, которое, как видно из таблицы 2, увеличилось в 2008 году до 8,1% от ВВП или на 12,9 млрд. долл. США.
В то же время и сами производственные структуры на развитие и совершенствование производства направляли лишь 30% используемых средств, в том числе на капитальные вложения около 60%. В целом такой подход привел к тяжелому состоянию как государственных, так и приватизированных предприятий. Для обеспечения проведения структурных измене-
ний в экономике, поддержки приоритетных направлений экономического развития, расширения и усовершенствования производственной и социальной инфраструктуры, необходимы соответствующие финансовые ресурсы. Следует отметить, что путей комплексного решения вопросов о формах и методах участия государства в стимулировании экономического
Таблица 2. Структура ВВП по категориям конечного использования, %
Статьи затрат Годы
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2010
Потребительские 55,1 54,7 52,3 57,2 58,7 58,7 61,4 62,6
затраты домохо-
зяйств
Текущие затраты 18,4 19,0 17,6 18,2 18,4 17,9 17,7 20,1
правительства
Затраты неком- 1,9 1,7 1,3 1,1 1,0 0,9 0,8 -2,8
мерческих орга-
низаций
Валовое накопле- 19,2 20,6 22,6 22,0 24,6 28,2 27,9 19,4
ние основного
капитала
Изменение запа- 1,0 1,4 -1,4 0,6 0,1 0,7 1,6 3,0
сов материальных и оборотных
средств
Сальдо экспорта 4,4 2,6 7,6 0,9 -2,8 -5,7 -8,1 0,7
- импорта това-
ров и услуг
Довщник «Украша - 2008». - К.: Секретарiат Кабшету Мiнiстрiв Украь
ни. - 2009. - С. - 66; Соцiально-економiчний розвиток Украши/ Державний комiтет статистики за Ычень-березень 2011 року. - С. 5.
роста за счет государственных инвестиций сегодня не найдено.
В рыночных условиях хозяйствования, направление инвестиций в производство, задача субъектов хозяйствования. Однако задачей государства является создание благоприятного инвестиционного климата для всех хозяйствующих субъектов. Реализация задачи повышения реальных доходов населения потребует осуществления мероприятий, направленных на повышение производительности труда, улучшения организационной и технологической структуры национальной экономики. Объем инвестиций в основной капитал из Государственного бюджета с 2004 по 2008 годы сократился с 10,5 до 5%, объем инвестиций за счет средств частных предприятий с 2002 по 2008 гг. также сократился с 65,8% до 56,7% (табл. 3).
Таблица 3. Динамика ВВП и инвестиций в основной капитал
Показатели Годы
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2010
ВВП млрд. грн. 225 267 345 441 544 720 949 1094
ВВП в % к 1999 году 121 133 149 153 164 177 181 194
Инвестиции в основной капитал млрд. грн. 37 51 75 93 125 188 233 150
Инвестиции в % к 1999 году 150 197 252 257 306 398 387 334
Доля капиталовложений в ВВП в % 16,5 19,1 21,9 21,1 23,3 26,2 24,5 23,1
Всего инвестиций^ т.ч: 100 100 100 100 100 100 100 100
Из госбюджета, % 5,0 7,0 10,5 5,5 5,5 5,6 5,0 5,4
Из местных бюджетов, % 3,7 4,1 4,7 4,2 4,3 3,9 4,2 4,8
За счет частных предприятий, % 65,8 61,4 61,7 57,4 57,8 56,5 56,7 57,2
Основш економiчнi показники дiяльностi пщприемств за 2007 р: стат. бюлетень. -К.: Держкомстат Украши, 2008 р. - С. 153, 163; 165 - 173; Каттальш швестицп за 2008 р. /Держкомстат Украши. - 2009. - № 84.
Бюджетная система не выполняет стимулирующей и регулирующей функции на достаточном уровне. Негативные тенденции в этой сфере обусловлены уменьшением инвестиционной составляющей в бюджетных расходах. Бюджетная система постепенно переориентируется на финансирование органов власти и управления. Одним из направлений касающегося участия государства в стимулировании экономического роста может стать разработка правовых и организационных основ формирования и использования финансовых ресурсов бюджетной системы, необходимой для реализации государственной инновационной политики, рассмотрения проблем выбора приоритетов для формирования капитальных расходов.
Крупным, до сих пор не реализованным ресурсом является инвестиционный потенциал домашних хозяйств, включающий сбережения, расходы на приобретение ценных бумаг и покупку иностранной валюты, а также излишки денежных средств населения как превышение доходов над расходами. Сегодня население, как отмечает В.М. Геец, аккумулировало дома и в банках около 60 млрд. долларов и в теневом обороте находится еще около 80 млрд. долларов. Вопрос состоит в том, что нет системы, которая бы давала возможность включить этот ресурс [5, с. 38].
Бюджетная и структурная политика в государстве должна выполнять активную функцию формирования воспроизводственных пропорций в национальной экономике, оптимизации соотношения разных ее секторов -потребительского, инновационного, сырьевого, инфраструктурного. В
структуре реального сектора экономики Украины потребительский сектор занимает 19,7%, инновационный - 18,2%, сырьевой - 23,8%, инфраструктурный - 19,7%. В мировом хозяйстве стабильными тенденциями является увеличение доли потребительского и инновационного секторов до 70% и относительного сокращения сырьевого и инфраструктурного секторов до 30%.
В ситуации, которая сложилась, необходимы жесткие инструменты переведения в инвестиции реального сектора значительной части сбережений и резервов, накопленных в финансовой сфере. Более 10 лет назад мы отмечали, что такими инструментами могут быть банки развития или инвестиционные банки, основной формой деятельности которых может стать долгосрочный кредит [6, с. 133]. Сначала он может выступать в портфельной (облигационной) форме, а по мере выхода экономики из кризиса должен формироваться и рынок акций. Очевидно, что данные меры должны гарантировать населению полную сохранность средств и устойчивый процентный доход. Привлечение денег в банки будет способствовать решению проблемы монетарной базы для своевременной выплаты заработной платы. Рыночная инвестиционная среда может складываться только постепенно. Кроме того, в экономике сохраняется потребность в таком перераспределении инвестиционных ресурсов, которые в принципе не достигаются при помощи чисто рыночных инструментов макроэкономического регулирования.
Сокращение централизованных капитальных вложений нередко объясняют невозможностью существенно расширить внутренние резервы за счет собственных источников финансирования в связи с ростом амортизационных отчислений и поступлений в фонд приватизации. Такие объяснения не имеют под собой достаточного теоретического и практического обоснования. Собственные источники финансирования, полученные за счет роста амортизационных отчислений, имеют довольно конкретное и целевое направление - восстановление основных средств, выбывших вследствие физического ухудшения качества, морального старения. По данным Государственного комитета статистики, дебиторская и кредиторская задолженность предприятий (кроме малых предприятий и учреждений, которые содержатся за счет бюджета) составила к концу 2011 года 1,4 и 1,8 трлн. грн. соответственно (табл. 4).
В отличие от собственного и заимствованного капитала, кредиторская задолженность является практически бесплатным ресурсом, за который не нужно платить ни дивидендов, ни процентов. Возрастание кредиторской и дебиторской задолженности наблюдается из года в год, и означает выпуск суррогатных денег, которые не контролируются НБУ. Создается благоприятная среда для фиктивного банкротства и захвата предприятий за долги, применение в немонетарных расчетах не равновесных цен, которые превышают уровень цен спроса. Критическим фактором реализации научно-
технологической стратегии, которая основывается на модели опережающего развития, является состояние основных фондов, степень износа которых составляет 50%, в том числе в промышленности - 58%. Средний возраст фондов материального производства равен 21,7 лет. Учитывая степень износа фондов и потребность их реновации только для входа в режим простого воспроизводства основного капитала в объем производственных инвестиций необходимо увеличить в ближайшие годы в четыре раза, а в сфере НИОКР - в пять.
Таблиця 4. Динамика задолженности между предприятиями (млн. грн.)
Годы Взаимная задолженность между предприятиями Украины
Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность
1992 18 19
1993 995 1277
1994 4904 6834
1995 22250 30543
1996 48018 73168
1997 7486 102507
1998 102976 137614
1999 163451 196364
2000 194150 266600
2002 242000 303300
2003 353001 444691
2004 400203 513556
2005 421820 545105
2006* 534038 661755
2007* 726514 858963
2008* 1023035 1181141
2009* 1217895 1427789
2010* 1374810 1596043
2011* 1499971 1839503
Див.: Тенденцп украшсько'1 економши. - грудень 2000. - С. 54; Бюлетень НБУ, Гру-день, 2006. - С. 8-10;
*Державний комггет статистика Украши: [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://ukrstat.gov.ua.
Модернизация экономики на современных технологических принципах -это широкое общественное явление, продиктованное как материальными, так и духовными процессами, необходимостью изменения модели социально-экономического развития. Доминирование в промышленности Украины третьего технологического уклада (по С.Ю. Глазьеву [7]) отправит нас
на задворки цивилизации окончательно: мы потеряем научную базу, иссякнет «тонкая прослойка» профессионалов, молодому поколению будет уготована роль рабов, выполняющих тяжелую физическую работу в мировом разделении труда. Такой судьбы для Украины допустить нельзя.
Поэтому следует разработать стратегический план развития Украины с инновационной доминантой. «Надо заметить, - отмечает В.Ф. Янукович, -что не стоит подменять инновационную доминанту какой-либо безотносительной стратегией инновационного развития. Инновации, оторванные от конкретно рассматриваемой области приложения, - это «искусство ради искусства. Определенные стратегическим планом развития страны приоритетные направления априори должны содержать инновационную доминанту» [8]. Государство должно усовершенствовать институциональное обеспечение инновационного развития путем создания системы стратегического планирования и оценки развития технологий в соответствии с национальными целями.
Надо преодолеть чисто ведомственную модель организации и финансирования инноваций, воплотив национальную инновационную систему как государственную структуру, которая органично производит комплекс институциональных, правовых и экономических мероприятий, касающихся технологических изменений [9, с. 34]. Регулирование инвестиционной деятельности в своей основе должно иметь соответствующую законодательно-нормативную базу и ее совершенствование на основе выявленных закономерностей и тенденций развития инвестиционных процессов.
Экономический рост, наблюдавшийся в 2000-2007 годах, показал, что высокая норма накопления в технологически отсталой экономике при сокращении инновационных предприятий почти в два раза, имела в своей основе экстенсивное развитие, то есть вела к тиражированию морально устаревшей продукции. Экономика Украины не приобрела четко выраженной направленности воспроизводственного процесса на достижение высокой конкурентоспособности страны, потому что:
- во-первых, высокая норма накопления в последние годы сопровождалась резким спадом производства и снижением инвестиционной активности предприятий;
- во-вторых, отсутствует необходимая социально-экономическая инфраструктура, соответствующая задачам инновационного развития экономики;
- в-третьих, произошло уменьшение динамики и объема инвестиционных вложений со стороны государства (2004 - 10,5%, 2008 - 5,0%).
Библиографический список
1. Головне управлшня статистики у Луганськш области [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www.lugastat.lg.ua.
2. Головне управлшня статистики у Донецькш обласп: [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www.donetskstat.gov.ua.
3. Головне управлшня статистики у Харювськш обласп: [Електронний ресурс]. - Режим доступу: uprstat.kharkov.ukrtel.net.
4. Державний ком^ет статистики Украши: [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://ukrstat.gov.ua.
5. Стратепя шновацшного розвитку Украши на 2010-2020 роки в умовах глобалiза-цш них виклиюв[Текст] /Авт. - упорядник: Г.О. Андрощук, I. Б. Жиляев, Б.Г. Чижевсь-кий, М.М. Шевченко. - К.: Парламентське вид-во, 2009. - 632 с.
6. Величко О.В. Державне регулювання швестицшно'1 дiяльностi [Текст]/О.В. Величко //Фшанси Украши. - 2000. - №10. - С.126 - 134.
7. Глазьев С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс замещения доминирующих технологических укладов / С.Ю. Глазьев [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://spkurdyumov.narod.ru/gl aaaaziev.htm.
8. Янукович В.Ф. Стратегическое управление на основе национальных проектов [Текст]/Проблеми сучасного державного управлшня: зб. наук. праць. - Донецьк: ДонДУУ, 2010. - 356 с. - Т. XI. - (Серiя «Державне управлшня»; вип. 152).
9. Величко О.В. Мехашзм формування нацюнально'1 швестицшно-шновацшно'1 сис-теми Украши: [Текст] /О.В. Величко, М.М. Дубовиков, О.В. Лященко. - Луганськ: ви-давництво «Елтон - 2», 2011. - 186 с.
УДК 658.005.35
ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ
Евтушенко В.А., канд. экон. наук, доцент Харьковского национального
университета имени В.Н. Каразина
Исследованы теоретические и практические основы концепций устойчивого развития и социальной ответственности. Определены этапы и факторы институционализации социальной ответственности в Украине. Проанализированы основные бизнес-практики корпоративной социальной ответственности в Украине. Выделены основные характеристики концепции социально-ответственной экономики.
Ключевые слова: индекс прозрачности, институционализация, корпоративная социальная ответственность, нефинансовый отчет, охрана окружающей среды, социальная ответственность, трансформационная экономика, устойчивое развитие.
STAGES INSTITUTIONALIZATION SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE TRANSFORMATION'S ECONOMY OF UKRAINE
Yevtushenko V.A.
Annotation: The theoretical and practical foundations of the concepts of sustainable development and social responsibility. Defined stages and factors institutionalization of social responsibility in Ukraine. Analyzed the basic business practices of corporate social responsibility in Ukraine. The basic features of the concept of socially responsible economy.