Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТ / НАЛОГ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ТРАНСФЕРТ / ПЛАН / BUDGET POLICY / BUDGET / TAX / TAX REVENUES / TRANSFER / PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурмаганбетова М.С.

Статья посвящена вопросам формирования республиканского бюджета. Показано что, в условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений развития экономики, воздействия государства на общественное производство. Проанализировано исполнение республиканского бюджета за 2017-2018гг. Определены параметры исполнения республиканского бюджета Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нурмаганбетова М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF THE MODERN STATE OF THE BUDGETARY PROCESS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article is devoted to the formation of the republican budget. It is shown that, under market conditions, fiscal policy is the main lever for determining the main directions of economic development, the state's influence on social production. Analyzed the execution of the national budget for 2017-2018. The parameters of execution of the republican budget of Kazakhstan are determined.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

УДК 336.02

Нурмаганбетова М. С.

доцент

Казахско-Русский международный университет

Казахстан, г. Актобе ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования республиканского бюджета. Показано что, в условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений развития экономики, воздействия государства на общественное производство. Проанализировано исполнение республиканского бюджета за 2017-2018гг. Определены параметры исполнения республиканского бюджета Казахстана.

Ключевые слова: бюджетная политика, бюджет, налог, налоговые поступления, трансферт, план

Nurmaganbetova M.S. assistant professor Kazakh-Russian International University

Kazakhstan, Aktobe TRENDS OF THE MODERN STATE OF THE BUDGETARY PROCESS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Annotation

The article is devoted to the formation of the republican budget. It is shown that, under market conditions, fiscal policy is the main lever for determining the main directions of economic development, the state's influence on social production. Analyzed the execution of the national budget for 2017-2018. The parameters of execution of the republican budget of Kazakhstan are determined.

Keywords: budget policy, budget, tax, tax revenues, transfer, plan

Основу бюджетной политики любого государства составляют стратегические направления экономики, и социальной политики государства. Именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач.

Бюджетная политика Республики Казахстан на 2017-2018гг. была направлена на сохранение макроэкономической устойчивости и стабилизации финансового сектора, стимулирование экономического роста и повышение конкурентоспособности экономики, развитие конкуренции и частного капитала, совершенствование социальной политики, формирование эффективной системы государственного управления [1, с.15].

Формирование республиканского бюджета на 2017 год осуществлялось на основе Прогноза социально-экономического развития Республики

Казахстан на 2017-2021 годы, Плана нации «100 конкретных шагов» и ежегодных посланий Главы государства народу Казахстана.

Основными принципами формирования республиканского бюджета являлись:

- выполнение всех текущих обязательств, с принятием мер по сохранению рабочих мест и дальнейшим повышением социальной составляющей бюджета;

- реализация стратегических задач по созданию условий для дальнейшего экономического роста через поддержку индустриализации, развития аграрного сектора, малого и среднего бизнеса, транспортной, водной, энергетической и жилищной инфраструктуры;

- обеспечение обороноспособности и безопасности государства;

- обеспечение экономической безопасности и снижение зависимости от внешних источников капитала за счет принятия минимальных параметров дефицита бюджета и экономного использования средств Национального фонда[2, с.37 ].

Параметры республиканского бюджета на 2017-2020 годы были разработаны на основе Прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2017-2021 годы, одобренного Правительством Республики Казахстан от 31 августа 2016 года. В дальнейшем с учетом складывающихся внешних и внутренних экономических факторов в феврале и октябре 2017 года были произведены уточнения Прогноза социально -экономического развития страны на 2017-2021 годы.

По итогам 2017 года темпы экономического роста страны составили 4%. На данный рост повлияли реализация индустриально-инновационных и инфраструктурных проектов в рамках государственных программ «Н^рлы жол» индустриально-инновационного развития[3].

Республиканский бюджет дважды уточнялся и исполнялся в этих экономических условиях. Что касается основных параметров бюджета, то поступления составили 9 трлн. 799 млрд.тенге или 101,1%. Расходы были исполнены на уровне 11 трлн. 156 млрд.тенге или 99,8%. Дефицит бюджета составил 1 357 млрд.тенге. Это на 129 млрд.тенге меньше плана. В процентах к ВВП составляет 2,6%, вместо запланированных 3%.

В 2017 году в бюджет поступило 9 692 млрд. тенге. Из которых 51,7% составляют чистыедоходы бюджета, 48,3% - поступления трансфертов.

Доля налоговых поступлений в чистых доходах увеличились на 3,4 процентных пункта по сравнению с 2016 годом и на 0,2 процентных пункта относительно к ВВП.

Объем трансфертов увеличился и в 2017 году (рост целевых трансфертов 105,8%). Они были привлечены на финансирование таких программ, как «Н^рлыжол», «Н^рлы жер» и на поддержку банковского сектора[4].

С 2018 года в бюджет не привлекается целевой трансферт из Национального фонда. При этом объем гарантированного трансферта в

течение трех лет сократится до 2 трлн.тенге. Объем неналоговых поступлений по сравнению с 2016 годом снизился на 3,3%. Это было связано с разовыми поступлениями в 2016 году (50% из перечисленных военнослужащим до 1 января 2016 года обязательных пенсионных взносов было возврщено в доход бюджета).

Доходы (без учета трансфертов) перевыполнены на 59 млрд.тенге. Этому способствовали следующие ключевые факторы: увеличение ставок вывозных таможенных пошлин (50 долл. США использовались при прогнозировании поступлений, что составляет в среднем 52,4 долл. США за 2017 год); увеличение импорта и рост цен на металлы (налог на добычу полезных ископаемых).

Однако план по КПН и НДС на товары внутреннего производства не исполнены на 86 млрд.тенге и 6 млрд.тенге соответственно. Это связано с увеличением возврата сумм по НДС на товары внутреннего производства (в 2016 году - 498,4 млрд.тенге, в 2017 году - 612,1 млрд.тенге, т.е. темп роста -123%). Недопоступление корпоративного подоходного налога связано со снижением рентабельности банков второго уровня и снижением мировых цен и соответственно сокращением объемов добычи урана.

По сравнению с 2016 годом темп роста доходов составил 9,4%, соответственно в бюджет поступило более 430 млрд.тенге.

Из-за увеличения импорта если налоги увеличились на 157млрд.тенге, из-за темпов роста горнодобывающей промышленности, перерабатывающей промышленности, транспорта, связи, торговли, сельского хозяйства и строительства КПН увеличился на 101,4млрд.тенге, налог на добычу полезных ископаемых на 99,9млрд.тенге и экспортная пошлина на сырую нефть на 215,6млрд.тенге.

К концу отчетного года сумма недоимки составила 153млрд.тенге и снизилась на 31млрд.тенге по сравнению с началом года. Основная сумма недоимки сформировалась за счет КПН (54,4 млрд.тенге, 35,6%) и НДС на товары внутреннего производства (58,7 млрд.тенге, 38,4%). Наибольшая сумма недоимки приходится на контрагентов лжепредприятий - 67,1 млрд.тенге (43,9%), не работающие предприятия - 49,9 млрд.тенге (32,6%) и текущие платежи - 35,9 млрд.тенге (23,5% %).

Для взыскания данных сумм с налогоплательщиков органы государственных доходов действовали в рамках законодательства. За счет мер принудительного взыскания недоимки в 2017 году в бюджет поступило 360млрд.тенге. Были приняты меры по улучшению администрирования в налогово-таможенной сфере. Доля налогов консолидированного бюджета к ВВП в 2017 году составила 16,8%, в том числе доля республиканских налогов составляет 9,3% (в 2016 году - 9,1%).

Количество проверок органов государственных доходов сократилось на 45%. Акцент в администрировании направлен на добровольное исполнение налогоплательщиком своих обязательств. По уведомлениям камерального контроля без выхода на объекты начислено более 171млрд.тенге, что на 19 %

больше, чем в предыдущем году (144 млрд.тенге). Повысилась эффективность доначисления налогов. Взыскано по уведомлениям 123млрд.тенге или на 34% больше, чем в 2016 году[5, с.2].

Одна из главных задач, стоящих перед налоговыми органами - это дальнейшее увеличение налоговых поступлений путем цифровизации процедур налогово-таможенного администрирования. В 2018 году планируется довести уровень налоговых поступлений до 17% к ВВП (к 2025 году этот показатель должен увеличиться до 25%).

Информационная система ASTANA-1, запущенная в апреле этого года, позволит сократить время при импорте в 18 раз (от 1,5 до 5 минут).

В августе 2018 года представлен прототип новой информационной системы для сбора налога на добавленную стоимость с использованием технологий блокчейн. К концу 2019 года будет создан замкнутый цикл прослеживаемости цепочки добавленной стоимости от границы или производителя до конечного потребителя.

Расходы исполнены на 99,8% или 11 156 млрд.тенге. Средства были направлены для достижения показателей 11 государственных и правительственных программ, 47-ми индикаторов стратегических направлений чрез реализацию 336 бюджетных программ.

Отдельные результаты основных программных документов за 2017 год представлены ниже:

- во-первых, на программы, направленные на экономическое развитие (Н^рлы жол, Агропромышленный комплекс и Развитие регионов) были профинансированы на общую сумму 1 трлн. 330 млрд.тенге.

В рамках программы «Нрлы жол» планировалось достичь 4 показателей. На практике достигнуто 3 показателя, 1 индикатор достичь не удалось («для улучшения качества Базовая инфраструктура ВЭФ», при плане 59 место Казахстан занял 77 место в рейтинге ВЭФ). За отчетный год объем транзита составил 18,1 млн. тонн грузов, время грузовых перевозок между станциями Алматы и Шу было сокращено на 3,5 часа. Было создано 105 тысяч 577 рабочих мест, из которых 90 тысяч 958 были временными, 14 тысяч 419 постоянных рабочих мест[6, с.3.].

За 2017 год было достигнуто шесть из 7 показателей Программы развития агропромышленного комплекса, 1 показатель не был достигнут (объем оптовой торговли продовольственными товарами составил 79,8% при плане 106% за счет индекса оптовых цен на 2015 и 2016 годы. 2018 год будет обновляться в июле на основе годовых итоговых данных). По результатам программы охват площадей посевной кампанией составил 3 млн.га. Вместо, запланированного 1500 субъектов АПК были профинансированы 1 816 субъектов в связи со снижением ставки вознаграждения. На сумму пролонгированных обязательств 231,8млрд.тенге были субсидированы 197 заявок субъектов АПК.

Все 4 запланированные целевые индикаторы программы «Развитие регионов» достигнуты. В отчетном периоде общая протяженность

модернизированых/построеных сетей составляет 8 894,2 км, в том числе теплоснабжение - 314,8 км, электроснабжение - 6 493,2 км, газоснабжение -2 086,2 км.

- во-вторых, в ходе реализации программ, направленных на поддержку предпринимательства («Дорожная карта бизнеса 2020», Развитие продуктивной занятости и массового предпринимательства) было субсидировано 2 287 проектов, 7 227 микрокредитов были предоставлены в селах и малых городах, 4 123 человек открыли собственный бизнес, став предпринимателями (стартап-проекты).

- в-третьих, программы, направленные на улучшение жизни людей (Н^рлы Жер, Денсаульщ, развитие образования) общей.

В рамках программы Нрлы Жер было сдано в эксплуатацию 341,7 тыс.кв. метров арендного и коммерческого жилья.

В сфере образования дети в возрасте 3-6 лет охвачены дошкольным образованием с обновленным содержанием. Эта 90,5% вместо запланированных 87,5%.

В условиях бюджетирования, ориентированной на результат, выполнение индикаторов стратегических планов напрямую влияет на достижение конечных результатов бюджетных программ.

В 2017 году стратегический план государственных органов предусматривал 501 целевых индикаторов по 47 стратегическим направлениям. Из них, 362 индикатора, или 72%, напрямую связаны с работой государственных органов. Из них, было достигнуто 310 индикаторов, на исполнении 38 индикаторов, а 14 индикаторов не были достигнуты.

Остальные 131 индикаторов - это показатели глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума и 8 - Doing бизнеса. 0,2% бюджетных расходов остались не исполненными, то есть, 21,1млрд.тенге. Из них 2,6 млрд.тенге - экономия, 3,4 млрд.тенге -нераспределенная сумма резерва. Эти расходы не являются неосвоением согласно Бюджетного кодекса. Поэтому можно сказать, что чистое исполнение составило 99,9%.

Государственный долг по сравнению с 2016 годом увеличился на 1,7 процентных пункта и составил 26% от ВВП. Этот показатель не нарушает пороговое значение долга для стран-участниц Евразийского экономического союза (не выше 50% к ВВП). Один из достижений в управлении долгом в отчетном году - при финансировании дефицита бюджета приоритет был отдан внутренним финансовым инструментам. В результате в структуре государственного долга 66% приходится на внутренний долг, 34% - на внешние займы. Поэтому только 1/3 часть государственного долга подвержена изменениям обменных курсов валют.

Согласно последнему отчету по конкурентоспособности Всемирного экономического форума, Казахстан занимает 11 -е место из 137 стран по показателю «Государственный долг». По сравнению с предыдущим годом улучшив свой рейтинг на 6 позиций. По данным министерства национальной

экономики РК, в последующем политика финансирования дефицита бюджета будет направлена на использование внутренних ресурсов[7, с.7.].

В Кодексе МВФ по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере говорится, что «в бюджетной документации должны представляться данные о бюджетной позиции субнациональных органов государственного управления». Это дает ценную информацию для формирования бюджетной политики, особенно если местные уровни власти наделены широкими функциями по расходованию средств и получают крупные трансферты от центрального правительства^, с.12.].

За 2018 год поступления в государственный бюджет составили 9 037,3 млрд. тенге и исполнены на 84,1% к годовому плану, в том числе доходы без учета трансфертов - 6 400,5 млрд. тенге. Расходы составили 9 331,8 млрд. тенге и исполнены на 79,0% к годовому плану, в том числе затраты - 9 006,8 млрд. тенге или 78,6%. Дефицит составил 294,6 млрд. тенге или 0,5% к ВВП.

Поступления в республиканский бюджет составили 7 411,3 млрд. тенге и исполнены на 84,6% к годовому плану, в том числе доходы без учета трансфертов - 4 514,2 млрд. тенге. Расходы составили 7 787,5 млрд. тенге и исполнены на 80,8% к годовому плану, в том числе затраты - 7 532,7 млрд. тенге или 80,4%. Дефицит составил 376,2 млрд. тенге или 0,6% к ВВП.

И в заключение необходимо подчеркнуть, что в условиях ухудшения макроэкономических параметров развития страны и жесткой приоритезации направлений расходов, главными задачами Правительства РК должны стать экономичное использование бюджетных средств, сокращение, в первую очередь, неэффективных трат, безусловное исполнение бюджетного законодательства всеми участниками бюджетного процесса, принятие и исполнение эффективных бюджетных правил, значительное повышение транспарентности бюджетного процесса, в том числе на местном уровне.

Пересмотр приоритетов расходования бюджетных средств должен быть осуществлен с точки зрения достижения основных целей государственной политики - «обеспечение долгосрочного экономического роста Казахстана и реализации антикризисных мер по поддержке отдельных секторов экономики в условиях ухудшения конъюнктуры на внешних рынках».

МВФ отмечает также важность разработки всесторонней бюджетной основы для повышения качества управления государственными финансами и обеспечения стабильного экономического развития в условиях высокой неопределенности цен на сырьевые ресурсы и предлагает сделать акцент на следующих важнейших областях.

Во-первых, необходимо установить надлежащий долгосрочный бюджетный целевой показатель для регулирования налогово-бюджетной политики и обеспечить создание долгосрочных стабилизационных сбережений для преодоления крупных и длительных шоков. Во-вторых, следует активизировать усилия по расширению базы доходов и избегать чрезмерной зависимости государственных доходов от ресурсного сектора

экономики.

В-третьих, необходимо повысить эффективность государственных расходов. В-четвертых, совершенствовать институты среднесрочного планирования и инвестирования.

Таким образом, в условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений развития экономики, воздействия государства на общественное производство. Сохранение положительных темпов роста экономики и социальной стабильности в стране, подготовка условий для посткризисного развития, продвижение в ТОР - 30 развитых стран мира - основные цели социально-экономической политики Казахстана в среднесрочном периоде.

Использованные источники:

1. Постановление Правительства РК от 29 августа 2015 года .№722 «О проекте Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы»

2. И. Рубашина. Республиканский бюджет на 2016-2018 годы: необходимость соблюдения баланса. Государственный аудит № 4 (29), 2015. - 37с.

3. https://khabar.kz/ru/news/ekonomika/item/100271 -po-itogam-2017-goda-rost-ekonomiki-kazakhstana-sostavit-4-protsenta

4. http: //esep .kz/rus/showin/article/3082

5. А.Тенгебаев. Как совершенствуют налоговое администрирование, 2018 -2с.

6. Б.Турлыбеков. Казахстан намерен улучшить позиции в глобальном индексе конкурентоспособности ВЭФ в 2018 году, 2017 - 3 с.

7. Всемирный экономический форум:_Рейтинг глобальной

конкурентоспособности 2016-2017. Центр гуманитарных технологий, 2017 -7с.

8. МВФ: Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно - налоговой сфере МВФ, 2017 - 12с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.