Научная статья на тему 'Анализ финансового обеспечения социальной сферы республики Казахстан в современных условиях shape \* MERGEFORMAT'

Анализ финансового обеспечения социальной сферы республики Казахстан в современных условиях shape \* MERGEFORMAT Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ И ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТ / ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА РЕЗУЛЬТАТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА / ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ / SOCIAL SPHERE FINANCING / STATE BUDGET / BUDGET EXPENSES AND REVENUES / BUDGET DEFICIT / RESULTSORIENTED BUDGET / STATE BUDGET EFFICIENCY / EXTRA-BUDGETARY FINANCING / STRENGTHENING OF PUBLIC FINANCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурпеисова А.А.

В статье проведен анализ финансового обеспечения социальной сферы Республики Казахстан. На основе анализа показателей исполнения основных параметров республиканского бюджета за 2013-2019гг. было выявлено, что наблюдается ежегодная тенденция увеличения бюджетного финансирования социального развития казахстанского общества. Проведен анализ расходной и доходной частей бюджета страны, который выявил тенденцию превалирования расходной части над доходной. С точки зрения национальной безопасности, дефицит государственного бюджета не должен превышать порогового значения не более 1,0% от ВВП страны. Однако, в 2017 году порог безопасности по дефициту бюджета превысил на 2,4% и составил 3,4% от ВВП. Основными причинами резкого увеличения дефицита бюджета по отношению к ВВП страны считаются последствия финансового кризиса. Сделан вывод, что бюджет страны является основным источником финансовой поддержки социальных сфер Республики Казахстан. Очерчен круг проблем финансового обеспечения социальной сферы Казахстана. Обосновано, что необходимо решать проблему поиска внебюджетных (спонсорство, краудфандинг, венчурное финансирование и др.) источников финансового развития социальных сфер и направлений духовного развития Казахстана.The article analyzes the financial support of the social sphere of the Republic of Kazakhstan. Based on the analysis of performance indicators of the main parameters of the republican budget for 2013-2019. it was revealed that there is an annual trend of increasing budget financing of the social development of Kazakhstani society. The analysis of the expenditure and revenue parts of the budget of the country, which revealed a trend of prevalence of expenditure over revenue. From the point of view of national security, the state budget deficit should not exceed the threshold value of not more than 1.0% of the country's GDP. However, in 2017, the security threshold for the budget deficit exceeded 2.4% and amounted to 3.4% of GDP. The main reasons for the sharp increase in the budget deficit in relation to the country's GDP are considered the consequences of the financial crisis. It is concluded that the country's budget is the main source of financial support for the social spheres of the Republic of Kazakhstan. The circle of problems of financial support of the social sphere of Kazakhstan is outlined. It is substantiated that it is necessary to solve the problem of finding extrabudgetary (sponsorship, crowdfunding, venture financing, etc.) sources of financial development of social spheres and areas of spiritual development of Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нурпеисова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ финансового обеспечения социальной сферы республики Казахстан в современных условиях shape \* MERGEFORMAT»

УДК: 336.146; 336.131 ГРНТИ: 06.73.15

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Нурпеисова А.А.

к.э.н., доцент кафедры «Экономика и инновационный бизнес» Университета «Туран-Астана», г.Нур-Султан

ANALYSIS OF FINANCIAL SECURITY OF THE SOCIAL SPHERE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN MODERN CONDITIONS

АННОТАЦИЯ

В статье проведен анализ финансового обеспечения социальной сферы Республики Казахстан. На основе анализа показателей исполнения основных параметров республиканского бюджета за 2013-2019гг. было выявлено, что наблюдается ежегодная тенденция увеличения бюджетного финансирования социального развития казахстанского общества. Проведен анализ расходной и доходной частей бюджета страны, который выявил тенденцию превалирования расходной части над доходной. С точки зрения национальной безопасности, дефицит государственного бюджета не должен превышать порогового значения не более 1,0% от ВВП страны. Однако, в 2017 году порог безопасности по дефициту бюджета превысил на 2,4% и составил 3,4% от ВВП. Основными причинами резкого увеличения дефицита бюджета по отношению к ВВП страны считаются последствия финансового кризиса. Сделан вывод, что бюджет страны является основным источником финансовой поддержки социальных сфер Республики Казахстан. Очерчен круг проблем финансового обеспечения социальной сферы Казахстана. Обосновано, что необходимо решать проблему поиска внебюджетных (спонсорство, краудфандинг, венчурное финансирование и др.) источников финансового развития социальных сфер и направлений духовного развития Казахстана.

ABSTRACT

The article analyzes the financial support of the social sphere of the Republic of Kazakhstan. Based on the analysis of performance indicators of the main parameters of the republican budget for 2013-2019. it was revealed that there is an annual trend of increasing budget financing of the social development of Kazakhstani society. The analysis of the expenditure and revenue parts of the budget of the country, which revealed a trend of prevalence of expenditure over revenue. From the point of view of national security, the state budget deficit should not exceed the threshold value of not more than 1.0% of the country's GDP. However, in 2017, the security threshold for the budget deficit exceeded 2.4% and amounted to 3.4% of GDP. The main reasons for the sharp increase in the budget deficit in relation to the country's GDP are considered the consequences of the financial crisis. It is concluded that the country's budget is the main source of financial support for the social spheres of the Republic of Kazakhstan. The circle of problems of financial support of the social sphere of Kazakhstan is outlined. It is substantiated that it is necessary to solve the problem of finding extrabudgetary (sponsorship, crowdfunding, venture financing, etc.) sources of financial development of social spheres and areas of spiritual development of Kazakhstan.

Ключевые слова: финансирование социальной сферы, государственный бюджет, расходы и доходы бюджета, дефицит бюджета, бюджет, ориентированный на результат, эффективность государственного бюджета, внебюджетное финансирование, укрепление государственных финансов.

Keywords: social sphere financing, state budget, budget expenses and revenues, budget deficit, results-oriented budget, state budget efficiency, extrabudgetary financing, strengthening of public finances.

Исследование финансового обеспечения социальной сферы Казахстана требует проведения количественно-качественного анализа главного денежного фонда страны на предмет эффективности его исполнения в части реализации стратегических социально-значимых задач устойчивого роста экономики.

Именно государственный бюджет Республики Казахстан в трансформационных условиях является основным источником финансирования приоритетных социально-экономических задач государства: предоставления гражданам гарантий на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальную помощь низкооплачиваемых слоев населения, поэтапного повышения размеров пенсий и государственных

пособий, а также заработной платы государственным служащим и работникам бюджетных организаций, поддержки реального сектора экономики на основе активизации инвестиционного процесса, финансирования государственных и отраслевых (секторальных) программ, республиканских и местных инвестиционных проектов, укреплению обороноспособности страны и др.

Прежде всего, рассмотрим тенденции последних лет в области сложившихся параметров государственного бюджета, с акцентом на расходную составляющую в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, таблица 1.

Как видно из таблицы 1, с 2013 по 2018 гг. млрд.тенге. Так, доходная часть увеличилась с ежегодно наблюдается рост основных показателей 5 179,5 млрд.тенге в 2013 г. до 8 789,0 млрд. тенге в бюджета республики. За последние 6 лет сумма 2018г. Коэффициент роста доходов в бюджет поступлений в бюджет составила порядка 28 039,7 страны за эти годы составил 1,7 раз.

Таблица 1.

Показатели исполнения основных параметров республиканского бюджета за 2013-2019гг., млрд.

тенге

Показатель Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019*

Поступления 6 375,6 7 354,8 7 730,6 8 775,9 9 800,5 10 146,6 10 568,5

Доходы 5 179,5 5 908,8 6 137,0 7 662,2 9 691,8 8 789,0 10 452,5

Налоговые поступления 3 510,6 3 666,1 3 332,9 4 275,9 4 848,0 5 694,9 6 859,6

Неналоговые поступления 100,7 131,7 162,8 298,2 159,9 151,3 119,8

Поступления от продажи основного капитала 9,0 7,7 8,8 7,8 4,3 2,4 6 885,0

Поступления трансфертов 1 559,2 2 103,3 2 632,5 3 065,2 4 679,5 2 940,4 3 466,1

Расходы 6 316,6 7 431,1 7 469,2 8 881,9 11 550,8 10 120,9 11 933,2

Затраты 5 700,8 6 471,2 6 789,8 7 899,8 10 677,5 9 334,7 11 461,3

Бюджетные кредиты 122,1 118,5 190,8 315,0 282,5 250,3 315,4

Приобретение финансовых активов 167,5 480,0 182,7 286,0 196,3 51,8 156,4

Дефицит бюджета -718,0 -1081,2 -912,1 -741,2 -1357,0 -729,2 -1 364,6

Примечания - 1)* скорректированный бюджет 2) составлена автором на основе данных [1].

В 2019 году доходная часть бюджета утверждена в размере 9,2 трлн.тенге. Примечательно, что если с 2013г. по 2017г. наблюдался ежегодный прирост в среднем на 1 128,0 млрд.тенге поступлений в казну государства, то в 2018г. они ушли в «минусовую» плоскость, почти на 10% в сравнении с предыдущим годом снизились на 1 370,9 млрд.тенге.

Аналогичная линия роста складывается и в отношении расходной части бюджета. Основную долю расходов составляют различного рода затраты государства. Так, расходы на затраты республиканского бюджета в 2013 г. сложились в размере 5 700,8 млрд.тенге, а в 2018г. уже 9 334,7 млрд.тенге, что в процентах составляет рост на уровне 164%. В 2018г. снижение поступлений и соответственно доходов по сравнению с 2017г. имеет место и в показателях расходно-затратной части бюджета, т.е. 10 121 млрд. против 11 550,8 млрд. тенге.

Детально, рассмотрим выполнение доходной части бюджета, поскольку именно формирование притока денежных средств позволяет удовлетворять нужды и потребности государства в реализации социально-востребованных программ и задач общества.

Четыре основных статей образуют доходную сторону бюджета страны: налоговые и неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала и трансфертов.

В структуре доходов именно налоговые поступления являются главным компонентом их

пополнения, а уже в самой структуре налоговых поступлений лидерами или так называемыми структурообразующими статьями налогов считаются - налог на добавленную стоимость (НДС) и корпоративный подоходный налог (КПН). В бюджете развитых стран налоговые поступления составляют около 80-90% [1]. Сравним наши показатели с мировым стандартом. Так, расчет доли налоговых поступлений в центральном денежном фонде Казахстана, а именно в ее доходной части показал следующие цифры: в 2013г. 68% - 3 510,6 млрд.тенге; 62% в 2014г. или 3 666,1 млрд.тенге; 54,3% в 2015г. -3 332,9 млрд. тенге; в 2016г. налогов было собрано в казну на сумму 4 275,9 млрд.тенге или 55,8% от общего дохода; в 2017г. 4 848,0 млрд.тенге составили 50% доходов и в 2018г. 5 694,9 млрд.тенге собранных налогов определили почти 64% доходную часть бюджета страны. Эти цифры позволяют сделать выводы во-первых, об не соответствии отечественных параметров мировым показателям (об их отставании), а во-вторых, говорят об ежегодном снижении доли налоговых посуплений в казну государства, не считая 2018г. когда произошел рост до 64% в сранении с 50% уровнем в 2017г.

Известно, что в структуре поступлений республиканского бюджета трансферты из областных бюджетов, бюджетов гг.Алматы и НурСултан, а также из Национального фонда формируют статью «Поступления трансфертов». В долевом соотношении доходной части бюджета это порядка 33% от всех доходов. Если в 2013 г. это

30,1%, то в 2018г. это 33,4% или 2 940,4 млрд.тенге доходов. Данные анализируемой таблицы, показывают, что в 2017г. произошло резкое возростание трансфертов в республиканский бюджет страны именно из Национального фонда. При этом, надо отметить, что главное не процентное соотношение величины трансфертов к итоговой сумме доходов, а с точки зрения эффективности важно будет обеспечить соблюдение параметра гарантированного трансферта из Национального фонда, который по Закону РК имеет следующие уже в абсолютном значении ориентиры:

-в 2018 году - 2,6 трлн. тенге; -в 2019 году - 2,3 трлн. тенге; -в 2020 году и последующие годы - 2 трлн. тенге.

Данные изменения приняты с учетом поэтапного снижения до 2 трлн.тенге в 2020г.

Думаем, данные изменения вполне оправданы, поскольку средства из Национального фонда в последние годы стали иметь характер интенсивного использоваться, а вопрос их эффективного использования уже вызывает сомнения. Так, большая часть целевых трансфертов выделяется на увеличение уставного капитала не эффективных квазигосударственных институтов: таких как АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казана", Национальный управляющий холдинг "Байтерек" и др..

Далее, подвергнем более детальному анализу расходную часть бюджета страны, с точки зрения складывающихся тенденций в вопросе финансового обеспечения социальной сферы Казахстана. Для этого нами составлена на основе официальных данных статистики таблица 2.

Таблица 2.

Показатели расходной части республиканского бюджета на социальную сферу за 2013-2019гг.,

млрд. тенге

Показатель Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019*

Затраты, в т.ч.: 2 336,4 2 699,5 2 847,7 3 276,4 3 786,4 4 274,6 4 827,7

% в общему объему расходов 36,0 37,9 39,4 37,3 32,5 42,2 44,5

Образование 453,2 464,5 443,7 531,0 464,6 473,8 594,1

Здравоохранение 499,3 647,2 657,3 791,9 1 018,6 1 071,2 1 112,7

Культура, спорт, туризм 93,8 108,2 105,0 115,1 140,7 150,8 117,8

Социальное обеспечение и помощь 1 260,9 1 441,7 1 602,3 1 838,1 2 130 2 578,8 2 967,1

Примечания - 1)* планируемые показатели 2) составлена автором на основе данных [1].

В представленной таблице 2, мы анализируем показатели затрат на образование, здравоохранение, культуру, спорт, туризм и социальное обеспечение и помощь, поскольку именно они формируют в целом так называемый «социальный блок» государства.

Мы видим, что с каждым годом государство увеличивает расходы на «социалку», как в относительном, так и в абсолютном значениях. Более того, мы наблюдаем тенденцию превалирования расходной части над доходной. Вывод об этом подтверждают показатели дефицита бюджета, которые как мы видим, колеблются каждый год от - 718,0 млрд.тенге в 2013г. (самый низкий показатель) до -1357,0 млрд.тенге в 2017г. (максимальное значение за рассматриваемый период 2013-2018гг.). Экономисты в своих комментариях по этому поводу говорят, о вынужденом шаге со стороны государства идти на дефицитность бюджета, так как оно должно в полном объеме профинансировать свои социальные обязательства перед гражданами страны, особенно в условиях кризиса. Однако, с точки зрения национальной безопасности, речь должна идти о не превышении дефицита своего

порогового значения не более 1,0% от ВВП страны [3]. Так, в 2018г. дефицит в два раза сократился по отношению к уровню бюджета 2017г., когда имело место максимальное расходование средств чем его поступление, и тем самым нависла угроза национальным интересам страны. Именно в 2017 году порог безопасности по дефициту бюджета превысил на 2,4% и составил 3,4% от ВВП. Основными причинами такого резкого увеличения доли дефицита бдюжета по отношению к ВВП страны считаются санация банковских структур Казахстана, которым государство вынуждено было выделить порядка 2,1 трлн бюджетных тенге.

Как мы сказали, финансовое обеспечение социального развития казахстанского общества имеет тенденцию к увеличению с каждым годом становления и развития национальной экономики. Так, в 2018г. расходы на социальный блок составили 4 274,6 млрд. тенге или 42,2% всех расходов бюджета страны, а в 2013 г. это было 36% всех расходов или 2 336,4 млрд. тенге. Почти в 2 раза возросла сумма, направленная на поддержку и реализацию социальных программ, направленных на повышение качества жизни населения. В плане на 2019г. также намечено увеличение затрат из

бюджета на социальное развитие до 42,2%, всего на сумму 4 827,7 млрд. тенге.

С момента обретения независимости, Казахстан взял курс на построение социально-ориентированного государства, где каждый гражданин будет образован, здоров, духовно развит и т.п., начался путь построения собственной модели социального обеспечения. Точечно отметим те цели и задачи, которые способствовали формированию этой модели:

- поддержка социально-уязвимых и малообеспеченных категорий населения;

- пенсионное обеспечение и расширение продуктивной занятости;

- формирование новой модели системы оплаты труда гражданских служащих в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, спорта, ветеринарии, лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий;

- развитие инфраструктуры жизнеобеспечения граждан и повышение качества жизни.

И как видим из таблицы 2, именно государственная поддержка социально-слабой категории граждан требует больше всего расходов из казны, а точнее более 50% всех расходов на «социалку». Если в 2013 г. на социальное обеспечение и помощь было затрачено 1 260,9 млрд., то в 2018г. 2 578,8 млрд.тенге. Ежегодно в среднем рост затрат на данную поддержку складывается в сумму 2 578,8 млрд.тенге. При этом отметим, что государство нацелено в конечном счете на изменение идеологии оказания социальной помощи, точнее сказать не просто выделять средства из бюджета, а способствовать тому, чтобы эти слои населения смогли активизировать свой трудовой потенциал в новых условиях. Конечно те граждане, которые действительно не смогут выйти из трудной жизненной ситуации, например инвалиды, смогут получать и дальше так называемую «безусловную» помощь.

Ну а те, которые еще так скажем в силах изменить свою реальность и жизненные условия, должны получая соцпомощь, активно трансформироваться в новых условиях -переквалифицироваться, пройти курсы и т.п. На наш взгляд, это вполне адекватная политика со стороны государства.

Новым этапом в развитии социальной политики страны и участия в нем финансовых инструментов воздействия можно считать 2015 год. Так, именно в 2015г. приняты Концепция новой бюджетной политики и Концепция совершенствования системы государственного планирования, ориентированной на результаты (БОР) [4].

В соответствии с рекомендациями Всемирного банка начался переход к новому способу составления стратегических планов и бюджетных программ, что также связано с концепцией БОР. Был впервые составлен проект 3-летнего бюджета страны на 2016-2018 гг., базируясь при этом на единую бюджетную классификацию расходов.

Внесены изменения в Бюджетный кодекс страны с целью эффективной отдачи от расходования бюджетных денег в том числе. На наш взгляд, ценными изменениями того периода стали следующие поправки:

- ставка на достижение результатов;

- введение ответственности первых руководителей государственных органов и руководителей бюджетных программ за недостижение прямых и конечных результатов бюджетных программ.

В апреле 2017г. была принята очень важная, на наш взгляд, инициатива Первого Президента РК Н.А.Назарбаева - программа «Рухани жацгыру». Как известно, цель данной программы сохранение и приумножение духовных и культурных ценностей казахстанского общества. На реализацию программы «Рухани жацгыру» в 2017г. было выделено из бюджета 4,2 млрд.тенге.

Примечателен в историческом плане 2018г. тем, что была озвучена программа «5 социальных инициатив Президента» (были выделены в 2018г. 25,1 млрд.тенге, в частности на повышение доступности и качества высшего образования), в связи с изменением статуса городов Шымкент и Туркестан были также внесены изменения в бюджет страны, было выделено на это 29,7 млрд.тенге.

Таким образом, государственные бюджетные средства продолжают выступать основным источником вложений в развитие образования и науки, сферы здравоохранения, спорта, культуры и туризма. Как показало исследование основная проблема финансового обеспечения социальной сферы Казахстана это ее бюджетное превалирование над небюджетными источниками решения социально-значимых задач. Бюджет страны является основным источником финансовой поддержки социальных сфер республики. О социальном характере бюджета Казахстана говорит почти 50%-ая доля затрат на социальное обеспечение, образование, здравоохранение, культуру, спорт и туризм. Доля затрат на социальный блок складывается в следующем понижающем рейтинге: 1 место -социальное обеспечение и помощь (56%), 2 место -здравоохранение (24%), 3 место - образование (15%), 4 место - культура, спорт, туризм (3,5%) от суммы всех затрат на сферу социального развития.

В проекте бюджета на 2019-2022гг. социальная направленность главного денежного фонда страны также планируется сохранить в следующих цифровых прогнозных значениях:

- на социальное обеспечение и помощь 3,0 трлн.тенге;

- на здравоохранение 1,1 трн.тенге;

- на образование 583 млртенге;

- на культуру и спорт 78 млрд.тенге.

Финансирование социальной сферы

казахстанцев проводится также по линии программы «Элеуметпк кам^орльщ» с общей кассой 444,3 млрд.тенге, в том числе 100 млрд.тенге на ввод арендного жилья для малообеспеченных

многодетных семей, субсидирование льготных кредитов АО «Жилстройсбербанк»; 90 млрд.тенге на улучшение региональной инфраструктуры; 30 млрд.тенге на специальный проект «Ауыл - Ел бесш».

Из бюджета страны на поддержку отельных категорий граждан в виде адресной социальной помощи (АСП) в 2019 г. планируют выделить 49,6 млрд.тенге, в 2020г. - 115 млрд., в 2021г. - 108 млрд.тенге. Поддержку получат люди с ограниченными возможностями: в 2019г. - 5 млрд., в 2020г. - 12,8 млрд., в 2021г.- 14,9 млрд. тенге [5].

Таким образом, как можно убедится, бюджетное финансирование социальной сферы Казахстана на среднесрочную перспективу будет оставаться в тренде. В этой связи необходимо решать проблему поиска небюджетных (спонсорство, краудфандинг, венчурное финансирование и др.) источников финансового развития социальных сфер и направлений духовного развития нашей страны. Внебюджетное финансовое обеспечение социальной сферы возможно увеличить за счет развития государственно-частного партнерства (ГЧП). Дополнительно целесообразно повышать эффективность исполнения доходной части государственного бюджета страны. Меры по наращиванию налогооблагаемой базы, сокращению теневых доходов, в том числе за счет интенсификации масштабов безналичных операций полагаем будут способствовать решению разгрузки бюджета и диверсификации дополнительных ненефтяных ресурсных вливаний в бюджет страны. Возростание социальных обязательств государства требует получения большей экономической отдачи от цифровизации

налогового и таможенного администрирования. Требует выработки научно-практических рекомендаций по решению серьезных проблем повышения эффективности государственного аппарата и деятельности квазигосударственных институт развития. В долгосрочной перспективе, учитывая снижение темпов пополнения доходной части и при этом постоянный рост затрат на социальные нужды возникает задача разработки стратегических подходов укрепления

государственных финансов. Необходимо больше задействовать арсенал стимулирования косвенными рыночными методами развитие предпринимательства, активизации деловой среды в стране.

Список литературы:

1. Исполнение бюджета РК / Официальный интернет-ресурс Министерства финансов Республики Казахстан. URL: http://www.minfin.gov.kz

2. Обзор основных параметров республиканского бюджета на 2013 - 2019 годы / Официальный интернет-ресурс Министерства финансов Республики Казахстан. URL: http://budget.kz

3. V. Delas, E. Nosova, O. Yafinovych Financial Security of Enterprises // Procedía Economics and Finance. 2015. Volume 27. P. 248-266

4. О Концепции совершенствования Системы государственного планирования, ориентированной на результаты. URL: http://adilet.zan.kz

5. 45% казахстанского бюджета расходуется на социальную сферу. URL: https://inbusiness.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.