Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение развития социальной сферы на муниципальном уровне'

Финансовое обеспечение развития социальной сферы на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / БЮДЖЕТ / РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЕКТ / FINANCING / SOCIAL SPHERE / BUDGET / DEVELOPMENT / INVESTMENT PROCESS / PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конорев Александр Михайлович, Барсуков Максим Васильевич

В современных условиях местный бюджет выполняет важную роль в реализации экономических и социальных функций государства. Муниципальный бюджет является базовым уровнем бюджетной системы, через который обеспечивается непосредственное финансирование социальной сферы. В статье рассматривается структура проекта бюджета г. Курска на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов. В результате исследования дана характеристика источникам доходной части и направлениям расходования муниципального бюджета, выявлены тенденции в формировании доходов бюджета г. Курска. Проведен анализ финансирования муниципальных программ, обеспечивающих развитие социальной инфраструктуры города.In modern conditions, the local budget plays an important role in the implementation of economic and social functions of the state. The municipal budget is the basic level of the budget system, through which direct financing of the social sphere is provided. The article considers the structure of the draft budget of Kursk for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022. As a result of the study, the sources of revenue and directions of spending the municipal budget are characterized, and trends in the formation of budget revenues in Kursk are revealed. The analysis of the financing of municipal programs that ensure the development of the city's social infrastructure is carried out

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Конорев Александр Михайлович, Барсуков Максим Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение развития социальной сферы на муниципальном уровне»

УДК 336.13

Конорев Александр Михайлович, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», кандидат экономических наук

e-mail: konorev04@mail.ru

Барсуков Максим Васильевич, заведующий кафедрой финансов и кредита ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», кандидат экономических наук, доцент

e-mail: mbarsukov@yandex.ru

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ1

Аннотация: В современных условиях местный бюджет выполняет важную роль в реализации экономических и социальных функций государства. Муниципальный бюджет является базовым уровнем бюджетной системы, через который обеспечивается непосредственное финансирование социальной сферы. В статье рассматривается структура проекта бюджета г. Курска на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов. В результате исследования дана характеристика источникам доходной части и направлениям расходования муниципального бюджета, выявлены тенденции в формировании доходов бюджета г. Курска. Проведен анализ финансирования муниципальных программ, обеспечивающих развитие социальной инфраструктуры города.

Ключевые слова: финансирование, социальная сфера, бюджет, развитие, инвестиционный процесс, проект.

1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ. Грант № 17-32-01189-ОГН «Методология влияния финансирования инвестиционных процессов на результаты развития социальной сферы»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020 Alexander Mikhailovich Konorev, associate Professor of the Department of Finance and credit, Kursk state University, candidate of economic sciences e-mail: konorev04@mail.ru

Barsukov Maxim Vasilevich, Head of the Department of Finance and Credit of Kursk State University, candidate of economic sciences, associate professor e-mail: mbarsukov@yandex.ru

FINANCIAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE AT THE MUNICIPAL LEVEL

Abstract: in modern conditions, the local budget plays an important role in the implementation of economic and social functions of the state. The municipal budget is the basic level of the budget system, through which direct financing of the social sphere is provided. The article considers the structure of the draft budget of Kursk for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022. As a result of the study, the sources of revenue and directions of spending the municipal budget are characterized, and trends in the formation of budget revenues in Kursk are revealed. The analysis of the financing of municipal programs that ensure the development of the city's social infrastructure is carried out.

Keywords: financing, social sphere, budget, development, investment process, project

В соответствии со ст. 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с настоящим Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Проект бюджета городского, сельского поселения составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020 муниципальным правовым актом представительного органа городского, сельского поселения [3].

Рассмотрим финансирование социальной сферы на муниципальном уровне на примере г. Курска. Проект бюджета города Курска на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов составлен в соответствии с законодательством на основании положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлений бюджетной и налоговой политики, прогноза социально-экономического развития и муниципальных программ города.

В результате исследования структуры проекта бюджета г. Курска было выявлено, что в 2020 году доходы бюджета города Курска (без финансовой помощи из областного бюджета) планируются в размере 4365899,2 тыс. рублей или 140,8 % к запланированной сумме в соответствии с проектом бюджета города Курска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. За трехлетний планируемый бюджетный период прогнозируется снижение доходов бюджета (без финансовой помощи из областного бюджета) на 25257,3 тыс. рублей или на 0,58% [5].

Налоговых и неналоговых доходов в 2020 году запланировано в размере 4361846,6 тыс. рублей или 99,91 %. Наибольшая доля в структуре налоговых и неналоговых доходов приходится на налоговые доходы - 90,3% или 3936734,6 тыс. рублей, что выше предыдущего прогноза на 4,5 процентных пункта. В планируемом периоде до 2022 года планируется увеличение доли налоговых доходов по отношению к неналоговым на 1,1 процентный пункт.

Объем доходов в расчете на 1 жителя в 2020 году прогнозируется в размере 9708,6 рублей, что выше, чем в 2019 году на 1814,5 рублей или 23%.

В структуре доходов проекта бюджета города Курска на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (без финансовой помощи из областного бюджета) наибольшую долю занимают доходы от налога на доходы физических лиц (66,21% - в 2020году, 72,22% - в 2021 году, 74,42% - в 2022 году). Значение данного показателя существенно отличается от предыдущего

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020 прогноза в связи с увеличением процента отчислений в бюджет города до 30% [2, с.75].

Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов бюджета города Курска на 2020 год также занимают доходы от земельного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога на имущество физических лиц (13,23, 8,73 и 8,38% соответственно).

Таблица 1 - Структура налоговых доходов бюджета города Курска на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (без финансовой помощи из областного бюджета), %

Налоговые доходы 2020 год 2021 год 2022 год

Налог на доходы физических лиц 66,21 72,22 74,42

Земельный налог 13,23 13,58 13,12

Единый налог на вмененный доход для 8,73 1,93 0

отдельных видов деятельности

Налог на имущество физических лиц 8,38 8,68 8,96

Государственная пошлина 1,83 1,87 1,81

Налог взимаемый в связи с применением 0,98 1,04 1,04

упрощенной и патентной системы налогообложения

Акцизы на нефтепродукты 0,52 0,54 0,52

Единый сельскохозяйственный налог 0,13 0,13 0,13

В соответствии с прогнозными значениями в предыдущем году в планируемом проекте бюджета на 2020 год доля земельного налога заметно понижена на 8,17 процентных пункта, а доля единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - на 6,57 процентных пункта [5].

Наименьшая доля доходов приходится на единый сельскохозяйственный налог, акцизы на нефтепродукты и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной и патентной системы налогообложения (0,13, 0,52 и 0,98% соответственно).

В структуре неналоговых доходов проекта бюджета города Курска на 2020 год в преобладают доходы от использования имущества - 289164,1 тыс. рублей или 68,02 % в относительном выражении, что соответствует аналогичным прогнозным значениям в предыдущем году.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020 Наибольшую долю в структуре неналоговых доходов бюджета города Курска на 2020 год также занимают доходы от продажи материальных и нематериальных активов и прочие неналоговые платежи (16,12 и 14,28% соответственно). Вместе с тем планируется дальнейшее снижение доли доходов от продажи материальных и нематериальных активов в прогнозном бюджетном периоде в 2,5 раза.

Таблица 2 - Структура неналоговых доходов бюджета города Курска на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, %

Неналоговые доходы 2020 год 2021 год 2022 год

Доходы от использования имущества 68,02 73,92 76,34

Доходы от продажи материальных и 16,12 9,4 6,38

нематериальных активов

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 0,74 0,81 0,84

Прочие неналоговые платежи 14,28 14,93 15,47

Платежи при использовании природными 0,41 0,46 0,47

ресурсами

Доходы от оказания платных услуг 0,44 0,48 0,5

По сравнению с предыдущим прогнозом заметно снижена доля доходов от штрафов, санкций и возмещения ущерб с 12,3 до 0,74 процентных пункта и возросла доля прочих неналоговых платежей на 10,68 процентных пункта.

Безвозмездные поступления в бюджет города Курска в 2020 году (без финансовой помощи из областного бюджета) запланированы в размере 4052,6 тыс. рублей. В последующие годы прогнозируется их снижение до 76,5 тыс. рублей [5].

В 2020 году расходы бюджета города Курска (без финансовой помощи из областного бюджета) планируются в размере 4565899,2 тыс. рублей, что выше на 1464990,4 тыс. рублей или на 32,09% предусмотренного размера расходов предыдущим прогнозом. За трехлетний планируемый бюджетный период прогнозируется снижение доходов бюджета (без финансовой помощи из областного бюджета) на 225257,3 тыс. рублей или на 4,93%. В этой связи предполагается, что бюджет на 2020 будет составлен с дефицитом в размере 200 тыс. рублей, а в последующие два года прогнозируется сбалансированным.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020

Наибольшие расходы в бюджете города Курска на 2020 год запланированы на образование и общегосударственные вопросы, в размере 1990672,8 и 863984,4 тыс. рублей соответственно или 43,6 и 18,9%. Причем данные показатели выше предусмотренных прогнозных значений в предыдущем бюджетном периоде на 726494,7 и 345678,4 тыс. рублей соответственно [5].

Финансирование остальных разделов бюджетной классификации на 2020 год представлено следующим образом:

- по разделу 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" - 2,0% или 91848,6 тыс. рублей;

- по разделу 0400 "Национальная экономика" - 14,6% или 667297,6 тыс.рублей;

- по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" - 8,5% или 387274,9 тыс. рублей;

- по разделу 0800 «Культура» - 6,4% или 293752,4 тыс. рублей;

- по разделу 1000 «Социальная политика» - 1,0% или 44952,6 тыс. рублей;

- по разделу 1100 «Физическая культура и спорт» - 0,3% или 12570,9 тыс. рублей;

- по разделу 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга» - 3,9% или 178044,3 тыс. рублей.

Таким образом, проект бюджета города Курска сохранил социально-экономическую направленность, поскольку более половины средств (51,3%) будет израсходовано на социальную сферу.

Объем муниципального долга в планируемом трехлетнем бюджетном периоде предполагается на одном уровне в сумме 2872544,4 тыс. рублей, с постоянным размером расходов на обслуживание муниципального долга в 178213,1 тыс. рублей. При этом уровень долговой устойчивости находится на приемлемом уровне в пределах нормативных значений, что свидетельствует об эффективном управлении муниципальным долгом [5].

В настоящее время осуществляется исполнение 16 муниципальных программ г. Курска, общий объем финансирования которых в 2019 году составил 11,6 млрд. рублей. Более 42% указанных денежных ресурсов, а именно 4,9 млрд. рублей в 2019 году расходуется на муниципальную программу «Развитие образования в городе Курске на 2019-2024 годы». Также наибольший удельный вес в структуре расходов муниципальных программ занимает муниципальная программа «Развитие транспортной системы, обеспечение перевозки пассажиров в городе Курске и безопасности дорожного движения в 2016-2024 годах» - около 17,28%.

Таблица 3 - Финансовое обеспечение муниципальных программ

Муниципальные программы города Курска 2020 год, тыс.руб. 2019 год, тыс.руб. Темп приро ста, % Удельны й вес в 2020 году, % Удельн ый вес в 2019 году, %

1. Развитие культуры и туризма в городе Курске на 2019 - 2024 годы 596902,8 574124,7 103,9 7 13,52 4,95

2. Социальная поддержка граждан города Курска» на 2019-2024 годы 120427,9 1323113 9,10 2,73 11,41

3. Развитие образования в городе Курске на 2019-2024 годы 1332249 4929962,5 27,02 30,17 42,50

4. Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Курска на 2017 -2021 годы 76836,2 74911 102,5 7 1,74 0,65

5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования «Город Курск» на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года 403,8 1069,6 37,75 0,01 0,01

6. Обеспечение жильем граждан города Курска на 2016-2020 годы 36704 356435,8 10,30 0,83 3,07

7. Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске на 2019-2024 годах 765085,8 768010,8 99,62 17,33 6,62

8. Совершенствование работы с молодежью, системы отдыха и оздоровления детей, развитие физической культуры и спорта в городе Курске в 2019-2024 годах 217754,3 236665 92,01 4,93 2,04

Муниципальные программы города Курска 2020 год, тыс.руб. 2019 год, тыс.руб. Темп приро ста, % Удельны й вес в 2020 году, % Удельн ый вес в 2019 году, %

9. Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2019-2024 годы 33852,9 33751,6 100,3 0 0,77 0,29

10. Градостроительство и инвестиционная деятельность в городе Курске на 2019-2024 годы 109638,8 651700,5 16,82 2,48 5,62

11. Развитие транспортной системы, обеспечение перевозки пассажиров в городе Курске и безопасности дорожного движения в 2016-2024 годах 219346 2004140 10,94 4,97 17,28

12.Профилактика правонарушений в городе Курске на 2019-2024 годы 165 6564 2,51 0,00 0,06

13. Обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности населения города Курска на 20142018 годы 91854 97507,6 94,20 2,08 0,84

14. Управление муниципальными финансами города Курска на 20192024 годы 551792,1 270057,3 204,3 2 12,50 2,33

15. Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2017-2020 годы 11894 16355,7 72,72 0,27 0,14

16. Развитие системы муниципального управления в городе Курске на 2019-2024 годы 251131 255532,1 98,28 5,69 2,20

ВСЕГО: 4416037,6 11599901,2 38,07 100 100

Наименьший удельный вес в структуре расходов муниципальных программ занимают такие программы как «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования «Город Курск» на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года», «Профилактика правонарушений в городе Курске на 2019-2024 годы», «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 20172020 годы» (0,01, 0,06 и 0,14% соответственно в 2019 году).

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020

В 2020 году прогнозируется общий объем финансирования муниципальных программ на уровне 4,4 млрд. рублей, что меньше чем в предыдущем году на 7,2 млрд. рублей [4].

Таким образом, за трехлетний планируемый бюджетный период прогнозируется снижение доходов бюджета аналогично, как и расходов при соблюдении принципа сбалансированности бюджета. Приоритетными направлениями финансирования социальной сферы на муниципальном уровне являются образование, ЖКХ и социальная политика [1, с. 94]. Значительный вклад в финансировании социальных расходов принадлежит муниципальным программам, объем инвестиций которых, также имеет тенденцию к сокращению.

Список источников:

1. Артемов В.А. Методика оценки эффективности финансирования инвестиций в социальную сферу региона [Текст] / В.А. Артемов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2011. - № 1 (18). - С. 90-96.

2. Артемов В.А. Методологические аспекты нормативно-целевого планирования и мониторинга финансирования инвестиционных процессов в социальной сфере [Текст] / В.А. Артемов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - №6 (36). - С. 74-80.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/, свободный.

4. Муниципальные программы г. Курска [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://kurskadmin.ru/node/931, свободный.

5. Официальный сайт комитета экономики, труда и занятости Администрации г. Курска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kurskadmin.ru/content/komitet-ekonomiki-truda-i-zanyatosti-administracii-goroda-kurska, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.