Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УВЕЛИЧЕНИИ БЮДЖЕТА СТРАНЫ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УВЕЛИЧЕНИИ БЮДЖЕТА СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Konyrbekov M., Nurymova S.K., Khalitova M.M., Tamenova S.S.⁴, Iskakov U.M.⁵

В данной статье проведен анализ порядка и процедуры налоговых поступлений в бюджет, роли налоговых поступлений в увеличении доходной части государственного бюджета, значения налогового стимулирования в деловой активности субъектов предпринимательства и увеличении бюджета страны, а также эффективности налогового администрирования в Республике Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УВЕЛИЧЕНИИ БЮДЖЕТА СТРАНЫ»

1) Исключить из определения жилищной облигации, содержащемся в Инструкции о порядке эмиссии, обращения и погашения жилищных облигаций возможность денежного погашения номинальной стоимости. У облигаций должно быть предусмотрено только два варианта выполнения обязательств: либо погашение единицами площади жилого (нежилого) помещения, либо, в случае объявления банкротства застройщиком, полное возмещение затрат с выплатой владельцу облигаций штрафных процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ставки рефинансирования. По действующему законодательству инвестор жилищных облигаций имеет право вместо недвижимости получить номинальную стоимость бумаг с уплатой дохода в виде процента только в том случае, если его уплата предусмотрена условиями эмиссии;

2) Определить строгое целевое направление использования средств, полученных застройщиком, в ходе размещения жилищных облигаций, на строительство конкретного объекта недвижимости и обеспечить контроль целевого использования этих средств государственными органами власти;

3) Разработать и законодательно утвердить типовую форму договора строительства, являющегося условием для приобретения жилищных облигаций, а также договора купли-продажи облигаций;

4) Номинальную стоимость облигаций приравнять по величине к цене первичного размещения. В настоящее время законодательство допускает, что цена размещения может быть выше номинала (разница не должна превышать 30%). Но, учитывая, что рыночная стоимость квадратного метра в квартирах разного метража различается, можно было бы законодательно допустить выпуск нескольких серий облигаций внутри одного выпуска, с учетом качественных характеристик реализуемого жилья. При этом каждая серия размещаемых облигаций будет отличаться номиналом (ценой размещения);

5) Ввести обязательное обеспечение для жилищных облигаций в части номинальной стоимости, уточнив порядок применения отдельных видов обеспечения;

6) С целью защиты прав инвесторов и снижения рисков рассмотреть возможность создания Фонда защиты прав владельцев жилищных облигаций с обязательным отчислением застройщиком в данный фонд 0,5-1% с каждого договора купли-продажи облигаций. Эта мера приведет к несущественному удорожанию облигаций и повысит финансовую нагрузку на организацию застройщика, однако обеспечит 100% защиту инвестиций и значительно увеличит доверие и спрос инвесторов на эти ценные бумаги.

Денежные сбережения граждан в современных условиях являются стратегическим инвестиционным ресурсом, который может быть направлен на решение задач, связанных с удовлетворением потребностей населения в жилье. И жилищные облигации как рыночный финансовый инструмент при должном государственном регулировании поспособствуют вовлечению собственных средств граждан в строительство и приобретение жилья.

Список литературы:

1. Берзинь, Е.В. Жилищные облигации как инструмент финансирования жилищного строительства, проблемы и риски: материалы XXVIII международной научно-практической конференции, г. Минск, 16 мая 2019 г / Гродн. гос. ун-т ; редкол.: О.Н. Толочко (отв. ред.) [и др.]. - редкол.: Н.В. Суша (предс.) и др. ; Минский инновационныйун-т. - Минск : Минский инновационный университет, 2019, с. 12-13

2. Зенкина М.В. Изменения в управлении финансированием жилищного строительства в российской федерации // Общество: политика, экономика, право.-2018.-№8,с.33-36.

3. Старостина К.И., Абрамова Я.В. Особенности финансирования жилищного строительства // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2017, -№ 1, с. 257-264

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УВЕЛИЧЕНИИ БЮДЖЕТА СТРАНЫ

Konyrbekov M.1

https://orcid. org/0000-0001-5459-5167 Nurymova S.K.2 https://orcid.org/0000-0003-0085-0884 Khalitova M.M.3 https://orcid.org/0000-0001-9564-5503 Tamenova S.S.4 https://orcid.org/0000-0002-2656-6040 Iskakov U.M.5 https://orcid. org/0000-0002-6349-8163

Аннотация. В данной статье проведен анализ порядка и процедуры налоговых поступлений в бюджет, роли налоговых поступлений в увеличении доходной части государственного бюджета, значения налогового стимулирования в деловой активности субъектов предпринимательства и увеличении бюджета страны, а также эффективности налогового администрирования в Республике Казахстан.

Ключевые слова: налог, бюджет, налоговые поступления, налоговое администрирование, предпринимательство, национальная экономика, экономический рост

I. ВВЕДЕНИЕ

Во всех странах особое внимание уделяют налоговым поступлениям, так как они занимают основную роль в бюджете государства. Правильный механизм и политика налогового стимулирования является залогом процветания экономики любой страны.

По мнению аналитиков, основным направлением для достижения эффективности и доходности государственного бюджета является правильное использование налоговых поступлений, а также контроль за их распределением.

Исходя из этого мы можем достичь устойчивого состояния бюджета, искоренение уходов от неуплаты налогов и коррупции. Тем самым мы получаем высокую эффективность дохода государственного бюджета по всем отраслям национальной экономики.

Как отмечают исследователи, в период бурного развития экономического роста страны и высокой конкурентоспособности в развитии экономики актуальной темой является налоговые поступления в бюджет страны [1].

II. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ

Общеизвестно, что в качестве основного источника формирования государственных доходов в современной общественной системе определяют налоги. Вызвано это не только тем, что через налоговые отношения можно соблюдать фискальные интересы страны, но и, благодаря этой налоговой политике можно повлиять на научно-технический прогресс, регулировать общественное воспроизводство, деловую активность бизнеса и приток инвестиций.

После того как Казахстан получил статус независимого государства, экономические условия страны требовали ряд изменений в налоговой системе, а также налогового контроля. Коренное усовершенствование дел с поступлением платежей в бюджет стало одним из ключевых целей налоговой реформы страны.

Отметим, в настоящее время в Республике Казахстан (далее РК) сформированы основные атрибуты налоговой системы, базирующиеся на общепринятых в практике развитых стран основных видах налогов и отвечающие всем требованиям развитой рыночной экономики.

Однако нельзя отрицать тот факт, что в налоговой системе страны сохраняется преимущественно фискальная направленность. Чрезмерное административные барьеры делают налоговую систему нестабильной, мешают повышению ее эффективности. Всё это, в свою очередь, негативно отражается на развитие отечественного бизнеса, что не позволяет наращивать его деловую активность и обеспечивать устойчивость экономического роста страны в целом.

Общеизвестно, что налоги являются основой существования любого государства. Следовательно, использование налогов в процессе регулирования нуждается в тщательном прогнозе налоговых последствий. Для реализации такого прогнозирования нужно определить инструменты и критерии оценки эффективности налогового регулирования. Рассмотрим доходы республиканского бюджета за период 2013-2017 гг. (данные представлены в таблице 1).

Таблица 1.

Доходы республиканского бюджета рк за 2013-2017 годы, _ млрд. тенге _

Показатели 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.

Трансферты 1 559,2 2 103,3 2 632,5 3 080,3 4 651,4

Продажа основного капитала 9,0 7,7 8,8 7,8 1,4

Неналоговые 100,7 131,7 162,8 298,2 102,8

Налоговые 3 510,6 3 666,1 3 332,9 4 275,9 4 787,8

Примечание: составлено по данным Национальной бюджетной сети Казахстана

По данным Национальной бюджетной сети Казахстана, налоговые поступления составляют основную сумму доходов республиканского бюджета: так, в 2013 году составило 3,5 трлн. тенге, в процентном соотношении это - 67,8%, в 2014 году 3,66 трлн. тенге - 62%, в 2015 году 3,32 трлн. тенге - 54,3%, в 2016 году 4,28 трлн. в тенге - 55,8% соответственно, от всех видов поступлений в бюджет [3].

Несмотря на рост налоговых поступлений в 2017 году, утвержденной в размере 4,79 трлн. тенге, их доля снижена до 50,2% в общей сумме доходной части бюджета. Эти изменения связаны с ростом поступлений трансфертов, долевое соотношение которых составили: в 2015 году - 42,9%, в 2016 году - 40, 2%, а в 2017 году - 48,74% от всех видов поступлений [3]. Следует отметить, что доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90 процентов [11].

Структура доходов республиканского бюджета за период 2014-2016 годы отображена в таблице 2.

Таблица 2.

Структура доходов утверждённого республиканского бюджета рк за 2014-2016 годы, %_

Наименование Период

2014г. 2015г. 2016г.

Доходы 100 100 100

Налоговые поступления 67,7 62 54,4

Неналоговые поступления 1,9 2,2 2,6

Поступления от продажи основного капитала 0,2 0,2 0,2

Поступления трансфертов 30,2 35,6 42,8

Примечание: составлено по данным Национальной бюджетной сети Казахстана

За рассматриваемый период с 2014 по 2016 год видно, что большую долю в республиканском бюджете составляют налоговые поступления по годам 67,7%, 62%, 54, 4% соответственно. После налоговых поступлений вторыми по значимости в составе доходов республиканского бюджета является поступление трансфертов. Однако, налоговые поступления за рассматриваемый период снижаются с 67,7% в 2014 году до 54,4% в 2016 году. Доля неналоговых поступлений и поступлений трансфертов наоборот растет. Далее рассмотрим исполнение бюджета за период 2014-2016 годы, данные представлены в таблице 3.

Согласно приведенных данных, в 2015 году общий план по доходам не исполнен на 44,5 млрд. тенге или на 0,7%, в том числе недопоступления составило 66,6 млрд. тенге или на 1,8% по неналоговым поступлениям и 0,1 млрд. тенге или на 0,9% по поступлениям от продажи основного капитала. Это можно связать с тем, что предприятия сократили свои обороты [4].

Таблица 3

Исполнение доходной части республиканского бюджета рк за период 2014-2016 гг.

Наименование Изменение, %

2014г. 2015г. 2016г.

Доходы 100,5 99,3 105,7

Налоговые поступления 100 98,2 110,6

Неналоговые поступления 113,3 110,4 107,5

Поступления от продажи основного капитала 116,5 99,1 89,9

Поступления трансфертов 101 100,5 100

Примечание: составлено по данным Национальной бюджетной сети Казахстана

Как видим из таблицы 3, исполнение доходной части республиканского бюджета в 2016 году - 105,7%, в 2014 году - 100,5%. Перевыполнение плана имело место по всем видам поступлений за исключением доходов от операции с капиталом в 2016 году. Что касается неналоговых поступлений и поступлений трансфертов, то план по ним ежегодно выполнялся. Так, неналоговые поступления при плане в 2014 году в размере 88,8 млрд. тенге фактически поступило 100,7 млрд. тенге исполнение плана составила 113,3% или на 11,9 млрд. тенге больше. В 2015 году при плане 119,3 млрд. тенге фактически поступило неналоговых платежей в сумме 131,7 млрд. тенге, перевыполнение плана составило 110,4% или 12,4 млрд. тенге. В 2015 году при плане 151,4 млрд. тенге фактически поступило неналоговых платежей на сумму 162,7 млрд. тенге, перевыполнение плана составило 107, 5% или 11,3 млрд. тенге.

Проведенный анализ показал, что за рассматриваемый период планы по доходам республиканского бюджета в основном были выполнены, это связано с ростом мировых цен на сырьевые ресурсы.

Субъекты предпринимательства в настоящее время работают во всех отраслях экономики, они выполняют различные услуги и производят продукцию. За счёт малых и средних предприятий бюджет республики получает хороший доход, что обеспечивается налогообложением их деятельности [8].

Механизмы налогового стимулирования предпринимательской деятельности включает в себя анализ субъекта, объекта, сроков ставок и льгот налогообложения таких предпринимателей. В предыдущем налоговом законодательстве Казахстана не предусматривались специальные льготы или исключения для предприятий, кроме некоторых различий в сроках выплаты.

Сегодня все субъекты предпринимательства самостоятельно могут выбрать только один из следующих порядков оплаты и исчисления налогов и предоставление налоговой отчётности по ним. Это: общеустановленный порядок; специальный налоговый режим на основе патента; специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Анализ налогового стимулирования Казахстана также показал, что государство, улучшая инвестиционный климат, отдаёт приоритет разностороннему развитию экономики. Создаются условия для того, чтобы инвестиции направлялись на перерабатывающий сектор. Касательно налоговых льгот для резидентов считаем, что необходимо развивать данное направление, целесообразно привлекать иностранных предпринимателей и стараться удержать отечественных, тем самым принося прибыль именно в казну Казахстана [12].

По нашему мнению также необходимо ввести прогрессивную шкалу штрафных санкций за неисполнение указаний и законодательных актов, на данный момент высокие штрафные санкции приводят к катастрофическим последствиям, например, для малого и среднего предпринимательства. Необходимо пересмотреть данные ставки по штрафам и внести льготы в зависимости от количества нарушений и срока в невыполнении норм законодательства.

Одним из главных преимуществ развития налоговой системы Казахстана может стать поддержка деятельности некоммерческих предприятий. Дальнейшие улучшения налоговой системы должна осуществляться в направлении настроя действующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращение теневой экономики.

Считаем, налоговую политику нужно прогнозировать не только на среднесрочный период, но и на долгосрочный период, так как это позволит сформировать долгосрочные приоритеты деятельности государства и долгосрочные решения проблем. Долгосрочное стратегическое планирование для частных компаний обеспечивает уверенность в ведении бизнеса и снижение рисков. Отметим, что фискальная направленность сегодняшней налоговой системы проявляется в высоком уровне штрафных санкций, что приводит к уклонению от налогообложения.

На практике встречается, что налоговым проверкам подвергаются вновь образованные предприятия, которые не проработали и полгода. Таким образом это плохо сказывается на их деятельности. В связи с этим мы считаем, что вновь созданные предприятия не должны подвергаться налоговым проверкам в течение, как минимум, первого года деятельности.

На данный момент все субъекты предпринимательства работают во всех отраслях экономики. Они производят продукции и оказывают разные услуги. Предприятие приносит неплохой доход в бюджет государства, что обеспечивается налогообложением их деятельности [18]. На сегодняшний день субъекты предпринимательства могут сами выбрать один из ниже описанных порядка исчисления, уплаты налогов и предоставление отчётности по ним. Существует три вида предоставления отчётности: общеустановленный порядок; специальный налоговый режим на основе патента; специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации [19].

III. ВЫВОДЫ

Комплексный анализ позволяет сделать следующие выводы:

- проблемы препятствующие эффективной деятельности для предпринимателей это нестабильность налогового законодательства;

- высокие ставки налога вынуждает предпринимателей скрывать свой фактический доход;

- для стимулирования предпринимательства слабо применяются налоговые инструменты. В целях улучшения механизма налогообложения субъектов предпринимательства, начать нужно с усовершенствования поддержки государством предпринимателей и установление прозрачности.

Необходимо обратить внимание на создание следующих мер по регулированию:

- развитие и совершенствование информационного обеспечения предпринимательства стороной налоговой службы;

- постепенный переход на патентный сбор от государственного регулирования, так как этот метод является наиболее удобным из данных мировой практики. Чтобы закрепить положительные тенденции и разрешить проблемы, которые препятствуют развитию предпринимательства, нужно реализовать ряд мероприятий по следующим направлениям: повышение эффективности применения создаваемой инфраструктуры защиты и поддержки предпринимательства, в частности налогового стимулирования [20].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Искакова З.Д. Теоретические основы финансов, кредита и роль финансовой системы в развитии Стратегии Казахстана. - Алматы: Экономика, 2014. - 254 с.

2. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. - СПБ.: СПБГУЭФ, 1996. - 426с.

3. Официальный сайт Национальной бюджетной сети Казахстана. Режим доступа: http://budget.kz/respublikanckiy-byudzhet/

4. Отчет о мировых инвестициях 2015г. Режим доступа: //www.kаznеxinvеst.kz

5. Бюджетный кодекс Республики Казахстан. Режим доступа: http://аdilеt.zаn.kz

6. Лешина Е.А., Суркова М.А., Богданова Н.А. Налоговый учет: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2009.- 143 с.

7. Нургалиев Р.Н. Налоговый учет. - Алматы: Экономика, 2017. 68 с.

8. Нурсеитов Э.О. Международные стандарты аудита: принципы и практика : учеб. пособие / Э. О. Нурсеитов. - Алматы: Экономика, 2008. - 478 с.

9. Рудный К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2013. - 301 с.

10. Выдержки из доклада Роберта Райшауэра, бывшего директора Бюджетного управления конгресса США, Международная общественная конференция по проблемам финансов (Вашингтон, 3-5.12.97)

11. Императивы институционализации взаимодействия бизнеса и власти // http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/

12. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски [Электронный ресурс] / Официальный сайт Института Мировой Экономики и Международных Отношений. Режим доступа: http://www.imemo.ru/

13. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства // Организация объединенных наций, Женева, 2008.

14. Н¥РЛЫ ЖОЛ - ПУТЬ В БУДУЩЕЕ Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 11 ноября 2014г. http://www.akorda.kz/ru/page/page_218341_poslame-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakh

15. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. - Алматы: Каржы- каражат, 2011. -311 с.

16. ДYЙceмбaeв К. Ш. Анализ финансовой отчетности: Учебник. - Алматы: Экономика, 2009. - 366 б.

17. Радионова В. М., Федотова М.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - 2-е издание, дополнено, переиздано - М.: ИНФРА-М, 2008. - 208с.

18. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: АО «ДИС», «МВ-Центр», 2004. - 256с.

19. Налоговый кодекс - Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Режим доступа: http://adilet.zan.kz

20. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs

НАЛОГ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хасанова Сацита Салиховна

К.э.н., доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Институт «Экономики и финансов» Чеченский Государственный университет Россия, г. Грозный Хатуева Рамиса Руслановна Студентка 4 к. Институт «Экономики и финансов» Чеченский Государственный университет Россия, г. Грозный Арсаев А.Л.

Магистр, кафедра «Налоги и налогообложение» Институт «Экономики и финансов» Чеченский Государственный университет Россия, г. Грозный

TAX FOR THE SELF-EMPLOYED: PROS AND CONS

Аннотация. В данной статье рассматриваются плюсы и минусы применения налога на профессиональный доход. Налог на профессиональный доход — не обязательный, а альтернативный способ платить налоги на самостоятельный заработок или подработку. Введение данного налога может опосредовать увеличение поступлений в бюджет государства, что имеет особую значимость для страны в посткризисных условиях.

Resume. This article discusses the pros and cons of applying professional income tax. Professional income tax is not mandatory, but an alternative way to pay taxes on self-employment or part-time work. The introduction of this tax can mediate an increase in revenues to the state budget, which is of particular importance for the country in post-crisis conditions.

Ключевые слова: Налог, спецрежим, самозанятость, доход.

Keywords: tax, special regime, self-employment, income

С 1 января 2019 года в четырех регионах РФ действует пилотный проект по применению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД), введенный Федеральным законом № 422-ФЗ в ноябре 2018 года.[1]

В настоящее время налог на самозанятых введен в Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области. Т.е., граждане и ранее зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые работают на территории города Москвы, Московской и Калужской области, а также в Республике Татарстан получили возможность «выйти из сумрака», не опасаясь претензий налоговых органов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.