Нурумов А.А.
Казахский университет экономики, финансов и международной торговли E-mail: [email protected]
ИТОГИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ЗАДАЧИ ПО ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
В статье рассмотрены основные итоги реформирования налоговой системы Республики Казахстан, проведен анализ налоговых поступлений в государственный бюджет за 2010-2013 годы, отмечены ряд имеющихся недостатков существующей в Казахстане налоговой системы и задачи по ее дальнейшему совершенствованию.
Ключевые слова: налоги, налоговый кодекс, налоговая система, ставка, льгота, эффективность.
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Современный этап развития Казахстана проходит в условиях ускорения процессов глобализации. Свободное перемещение труда и капитала между странами предоставляет предпринимателям возможность поиска лучших условий для приложения капитала, повышения конкурентоспособности за счет снижения расходов, получения больших возможностей в развитии. В связи с этим, необходимо создание конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны.
За последние годы в Казахстане был проведен ряд налоговых реформ, к позитивным результатам которых следует отнести существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков за счет уменьшения налоговых ставок по основным налогам (КПН - до 20%, НДС - до 12%, налога на доходы физических лиц - до 10%, социальный налог - до 11%).
В рамках реализации основных направлений налогового реформирования, помимо совершенствования отдельных налогов, достигнуто определенное упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с холостяков и малосемейных, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. С 1 января 2013 года в налоговой системе Республики Казахстан действуют 13 налогов, 6 видов сборов и 10 плат, а также госпошлина [1].
Положительным результатом налогового реформирования также является введение специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения для определенных видов деятельности, а также для сельскохо-
зяйственных товаропроизводителей, направленных на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования.
Представляет интерес сравнительный анализ структуры налогового бремени в Казахстане и в зарубежных государствах. Так, например, налог на прибыль в развитых странах колеблется в пределах 30-40% (в Казахстане - 20%); НДС -10-20% (в Казахстане - 12%); социальный налог с работодателей - от 8 до 40% (в Казахстане -11%); подоходный налог - с 30 до 60% (Казахстане - 10% с плоской шкалой).
С 1 января 2009 года вступил в действие новый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), который способствует модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».
В новом Налоговом кодексе предусмотрено:
- снижение общей нагрузки на несырьевые сектора экономики;
- создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики;
- улучшение условий для ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощение налоговых процедур.
Основными наиболее важными и концептуальными моментами Налогового кодекса являются следующие нормы:
В целях снижения налоговой нагрузки ставка корпоративного подоходного налога с 2009 года снижена с 30% до 20%.
В дополнение к снижению ставки корпоративного подоходного налога значительно упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций, инвестиционные налоговые преференции предоставляются только по кор-
поративному подоходному налогу. Льгота действует в форме ускоренного вычета инвестиций в течение периода до трех лет.
Одновременно увеличен срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволяет воспользоваться преимуществами инвестиционной льготы;
Ставка налога на добавленную стоимость с
2009 года снижена с 13% до 12%. Это сделало казахстанскую ставку НДС одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога, при этом с 2009 г. введено положение о возврате превышения суммы НДС, уплаченной поставщикам, над суммой НДС, уплаченной покупателями, так называемого «дебетового» сальдо. Эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика в форме НДС, уплаченного поставщикам, особенно в период модернизации и обновления основных средств.
Увеличен порог минимального оборота по налогу на добавленную стоимость при обязательной постановке на регистрационный учет с 15 000-кратного до 30 000-кратного размера месячного расчетного показателя, что позволит снизить налоговую и административную нагрузку на малый бизнес.
В условиях сегодняшней ситуации по стабилизации экономики из-за мирового финансового кризиса в Налоговом кодексе также нашли отражение ряд вопросов, касающихся налогообложения финансового сектора.
В частности, на период 2009-2011 годов увеличен размер вычета вознаграждения за счет увеличения предельного коэффициента левереджа (правило достаточной капитализации), для финансовых организаций с 7 до 9, для иных юридических лиц - с 4 до 6.
Микрокредитным организациям предоставлено право относить на вычеты суммы расходов по созданию резервов против сомнительных микрокредитов, не превышающих 15% от суммы кредитов, выданных в течение налогового периода.
Реформирована система налогообложения недропользователей.
В части недропользования предусмотрена замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
В рамках реформирования социального налога осуществлен переход от регрессивной
шкалы налога со ставками от 13 до 5% к плоской шкале со ставкой 11%. Единая ставка по индивидуальному подоходному налогу сохранена науровне 10%.
Также Налоговым кодексом предусмотрено реформирование имущественных налогов. Так, сокращена база налогообложения имущества со всего имущества до недвижимости, повышены ставки на дорогостоящее имущество физических лиц, стоимостью свыше 120 млн. тенге с 0,5 до 1%, а также исключены поправочные коэффициенты на автотранспортные средства при расчете налога на транспортные средства.
Налоговое администрирование приведено в соответствие с реалиями нового этапа развития Казахстана. Наряду с другими направлениями налоговой реформы четко определено, что новый Налоговый кодекс должен быть законом прямого действия, при этом сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. В связи с чем в Налоговый кодекс максимально включены нормативные правовые акты в области налогообложения, упрощены налоговые процедуры.
Все это позволило, несмотря на негативное влияние глобального экономического кризиса на развитие экономики ряда отраслей в нашей стране, доходы государственного бюджета за 2009 год исполнены на 100,5%, или в бюджет поступило 3 505,3 млрд.тенге, в том числе налоговые поступления выполнены на 104,8%, или перевыполнение на 101,4 млрд.тенге, в основном за счет поступлений по налогу на добавленную стоимость, таможенным платежам и налогам. В результате применения системы управления рисками, внедренной в 2009 году, не произведен возврат НДС на сумму 4,3 млрд. тенге.
Налоговые поступления в доходах государственного бюджета ежегодно увеличиваются, в
2010 году увеличились до суммы 2934,1 млрд.тенге, в 2011 году - до суммы в 3982,3, а в 2012 году они составили 4095,4 млрд. тенге (табл.1). Стабильность, достигнутая в Казахстане в последние годы, оказала стимулирующее влияние на развитие экономики. Это стало главным фактором увеличения производства товаров и услуг, а также и поступления доходов в государственный бюджет.
Из таблицы 1 видно, что сумма по всем основным налогам, которые являются основными источниками доходов государственного бюд-
жета в 2011 году выросла по сравнению с 2010 годом. Так сумма корпоративного подоходного налога увеличилась на 25,4%; сумма индивидуального подоходного налога увеличилась на 20,5%; сумма налога на добавленную стоимость увеличилась на 27,8%, сумма акцизов увеличилась на 24,4%. Темпы роста сумм поступлений в
2011 году по сравнению с предыдущим годом составили 135,7%. В 2012 году также наблюдается рост по всем основным видам налогов. Так, например, по косвенным налогам: темп роста налога на добавленную стоимость в 2012 году по сравнению с 2010 годом составил 135%, а темп роста акцизов за аналогичный период - 151,6%.
Увеличение доли доходов государственного бюджета по отношению к внутреннему валовому продукту (ВВП) связано с двумя факторами: во-первых, общим ростом национальной экономики; во-вторых, улучшением налогового администрирования в республике.
Рассмотрим структуру налоговых поступлений государственного бюджета Республики Казахстан за последние три года.
Иэ таблицы 2 видно, что в 2011 году основную долю доходов бюджета составляют корпоративный подоходный налог - 26,3%, среди косвенных налогов, в первую очередь налог на добавленную стоимость - 21,7%, а также индивидуальный подоходный налог - 9,6%, социальный налог - 6,9%. Кроме того, в целом налоговые поступления ежегодно растут. Темп роста в 2011 году по сравнению по сравнению с 2010 годом -135,7%. Рост налоговых поступлений связан с ростом всех видов налогов, так рост корпоративного подоходного налога в 2011 году составил 25% по сравнению с предыдущим годом; рост индивидуального подоходного налога - 20,5%; рост налогов на собственность составил - 8,6%.
Удельный вес корпоративного подоходного налога к общим налоговым поступлениям
Таблица 1. Анализ налоговых поступлений в государственный бюджет РК за 2010-2012 гг.
Вид налога 2010 год 2011 год 2012 год Темп роста, %
2011/2010 2012/2010
Корпоративный подоходный налог 837,2 1050,4 1041,2 125,4 124,4
Индивидуальный подоходный налог 312,3 376,2 438,5 120,5 140,4
Социальный налог 253,8 296,8 341,0 116,9 134,4
НДС 677,2 865,2 914,4 127,8 135,0
Акцизы 61,4 76,4 93,1 124,4 151,6
Прочие налоги 792,2 1317,3 1267,2 166,3 160,0
Всего 2934,1 3982,3 4095,4 135,7 139,6
Примечание: составлено на основе отчетных данных Министерства Финансов РК
Таблица 2. Структура налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Казахстан
за 2010-2012 годы
Наименование Поступление, млрд.тенге Удельный вес, % Темп роста, %
2010 год 2011 год 2012 год в 2010 году в 2011 году в 2012 году 2012/2011 2011/2010
Налоговые поступления - всего, в т.ч. 2934,1 3982,3 4095,4 100 100 100 102,8 135,7
Корпоративный подоходный налог 837,2 1050,4 1041,2 28,5 26,3 25,4 99,2 125,5
Индивидуальный подоходный налог 312,3 376,2 438,5 10,6 9,6 10,7 116,6 120,5
НДС 677,2 865,2 914,4 23,1 21,7 22,3 105,7 127,8
Акцизы 61,4 76,4 93,1 2,3 1,9 2,3 121,9 124,4
Социальный налог 253,8 296,8 341,0 8,7 6,9 8,3 114,9 116,9
Налоги на собственность, 148,4 161,2 172,3 5,1 4,1 4,2 106,9 108,6
Другие обязательные платежи 643,8 1156,9 1094,9 21,9 29,2 26,7 94,6 179,7
Примечание: составлено на основе отчетных данных Министерства Финансов РК
в 2010 году составил 28,5%, в 2011 году - 26,3% и в 2012 году - 25,4%. Удельный вес в налоговых поступлениях индивидуального подоходного налога к общим налоговым поступлениям в 2010 году составил 10,6%, в 2011 году составил 9,6% и в 2012 году - 10,7%.
Удельный вес в налоговых поступлениях социального налога к общим налоговым поступлениям в 2010 году составил 8,7%, в 2011 году - 6,9% и в 2012 году - 8,3%.
Налог на добавленную стоимость в 2010 году составил 23,1%, в 2011 году - 21,9% и в 2012 году - 22,3%.
Удельный вес акцизов к общим налоговым поступлениям в 2010 году составил 2,1%, в 2011 году составил 1,9% и в 2012 году - 2,3%.
Таким образом, анализ структуры поступлений показывает стабильность удельного веса налога на добавленную стоимость и акцизов. Изменения доли корпоративного подоходного налога и индивидуального подоходного налога обусловлены макроэкономическими факторами. Следовательно, удельный вес налога на добавленную стоимость и акцизов менее подвержены таким макроэкономическим факторам как финансовые кризисы, рост безработицы и пр.
Рассмотрим теперь соотношение поступлений в государственный бюджет прямых и косвенных налогов за исследуемый период в таблице 3.
Данные таблицы 3 показывают, что соотношение прямых и косвенных налогов за три исследуемых года значительно не изменяются.
Удельный вес в структуре налоговых поступлений государственного бюджета прямых налогов составил в 2010 году - 74,8%, 2011 году
- 76,3%, в 2012 году - 75,4%. Соответственно доля косвенных налогов составляет в 2010 году
- 25,2%, в 2011 году - 23,7%, в 2012 году - 24,6%. Это говорит о том, что удельный вес косвенных налогов в 2012 году вырос по сравнению с 2011 годом на 0,9%.
Сохранение стабильного соотношения обусловлено взвешенной налоговой политикой в области косвенного налогообложения в РК.
Работа по совершенствованию законодательства ведется постоянно. Так мажилисом принят ряд поправок в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования системы международного налогообложения. В числе новшеств - уточнение критериев образования постоянного учреждения нерезидента в целях налогообложения, уточнение порядка налогообложения отдельных видов доходов нерезидентов и резидентов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, и т. д.
В конце 2012 года принят ряд поправок в новый Налоговый Кодекс, который начал действовать уже с 1 января 2013 года. В нем учтен ряд моментов применяемых на международном уровне. Упрощены некоторые процедуры, в частности применение Конвенции об избежании двойного налогообложения. Многие аспекты, не урегулированные действующим Законом, изложены более доходчиво и развернуто. В соответствии со статьей 21, впервые в практике налогообложения РК предпринята попытка наделить полномочиями по взиманию налогов местные исполнительные органы.
Республика Казахстан первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг, более того, Всемирный банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. Новый Налоговый кодекс, разработанный по поручению главы государства создает условия для устойчивого развития и диверсификации экономики, обеспечивает сокращение теневого сектора, снижает налоговую нагрузку на несырьевой сектор экономики, что, в свою очередь, способствует притоку капитала в страну.
Простота уплаты налогов также является одним из основных факторов инвестиционной привлекательности. Казахстан по данной по-
Таблица 3. Соотношение прямых и косвенных налогов в государственном бюджете РК за 2010-2012 гг.м
Вид налога 2010 год 2011 год 2012 год
млрд. тг % млрд. тг % млрд. тг %
Прямые налоги 2 195,4 74,8 3040,7 76,3 3087,9 75,4
Косвенные налоги 738,7 25,2 941,6 23,7 1007,5 24,6
Всего 2934,1 100 3982,3 100 4095,4 100
Примечание: составлено на основе отчетных данных Министерства Финансов РК
зиции - один из лидеров среди стран СНГ. Намечены дальнейшие шаги развития налоговой таможенной системы, приближение к международным стандартам. Совместно со Всемирным банком реализуется проект по реформированию налогового таможенного администрирования. Упрощение налоговых и таможенных процедур, дальнейшее расширение электронных услуг, внедрение автоматизированной системы управления рисками - это лишь небольшая часть целого комплекса инициатив, которые планомерно будут внедряться.
В результате наша страна является лидером по основным показателям деятельности в области налогообложения, по сравнению со всеми странами СНГ - занял 17 место в рейтинге «Doing Business-2012» из 183 стран мира - это лучший показатель среди стран СНГ.
Сегодня в стране 224 территориальных офиса налоговой службы объединены в единую ведомственную информационную сеть. Автоматизированы процессы регистрации налогоплательщиков, представление форм налоговой отчетности, прием и разноска на лицевые счета платежей в бюджет, электронная камеральная проверка форм налоговой отчетности, формирование плана налоговых проверок, мониторинга крупных налогоплательщиков и другие производственные функции. Реализовано предоставление следующих электронных услуг налогоплательщикам: представление информации об объектах налогообложения на основе информации уполномоченных государственных органов; дистанционное представление заявлений в налоговые органы - регистрации в качестве плательщиков НДС, на зачет (возврат) налогов; прием платежей через банкоматы и Web-киоски. Для создания максимально удобных условий для исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств в налоговых органах созданы и функционируют Центры приема и обработки информации (далее - Центры).
На сегодняшний день в Центрах налоговых органов осуществляется прием и выдача порядка 50 видов документов, в том числе принимается налоговая отчетность, как на бумажных носителях, так и в электронном виде через программное обеспечение «Терминал налогоплательщика».
В 2006 году был утвержден Кодекс профессиональной этики работника органов налоговой службы.
С 2006 года внедрена рейтинговая оценка деятельности налоговых органов Республики Казахстан.
В 2007 году запущен пилотный проект автоматизированного механизма отбора налогоплательщиков, подлежащих налоговой проверке.
Однако, казахстанской налоговой системе присущи следующие недостатки:
- фискальная направленность (при этом роль регулирующей функции значительно принижена) и недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства;
- значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности.
- около трети всех доходов в форме налогов, которые поступают в распоряжение государства, взимаются путем косвенных налогов, т. е. объектом налогообложения является не только доход или прибыль, но и расходы субъектов хозяйствования.
- налоговая система не стимулирует предпринимательские структуры всех форм собственности накапливать финансовый капитал и инвестировать его в основные и оборотные активы.
- до сих пор отсутствуют налоги на недвижимое имущество.
Специфика природно-географических и социально-экономических факторов национальной хозяйственной структуры при разработке модели налоговой системы Казахстана требует также учитывать:
- региональную дифференциацию производства, а также проблемы изъятия и перераспределения природной и географической ренты;
- необходимость поддержания внутренних цен на топливно-энергетические ресурсы, транспортных тарифов на относительно низком по сравнению с мировым уровнем за счет льготных налоговых ставок;
- необходимость формирования специальной системы налоговых стимулов для производства и экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.
В республике доля малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) в формировании ВВП в 2012 году составила 17,8%, в то время как
в большинстве развитых стран этот показатель составляет от 50 до 70% (см. таблицу 4) [3, с. 3].
При этом структура малых предприятий в основном представлена оптовой и розничной торговлей (60,7% общего числа малых предприятий), строительством (12%), операциями с недвижимостью (6,2%), транспортными услугами и связью (3%).
На новом этапе развития экономики страны возникает объективная необходимость оценки эффективности функционирования налоговой системы республики, отдельных видов налогов, сборов и других платежей в бюджет, а также эффективность введения специального налогового режима и отдельных видов льгот [2].
В настоящее время в республике ни один государственный орган не осуществляет комплексную оценку эффективности налоговой системы, налогового администрирования. Поэтому целесообразно рассмотреть в Налоговом Кодексе одним из основных принципов налогообложения «принцип эффективности налогообложения» с указанием механизма контроля эффективности налогового администрирования.
По нашему мнению, долгосрочной целью налоговой реформы в Казахстане должно стать поощрение инвестиционной активности во всех сферах производственной, научно-технической и коммерческой деятельности. Мировой опыт налоговых реформ последнего десятилетия наглядно продемонстрировал, что именно политика снижения ставок подоходного налога и объемов обложения корпораций, фирм и предпринимателей, т. е. предоставления налогоплательщикам большей свободы в распоряжении своими доходами, стало в последние годы важнейшим стимулом инвестиционной активности в рыночной экономике.
Важно выделить отдельную группу так называемых экологических налогов, направленных на защиту окружающей среды от вредных промышленных отходов. В их число могут входить дополнительные акцизы на нефть, бензин,
Таблица 4. Изменение доли МСБ в формировании ВВП за 2010-2012 годы
Наименование 2010 год 2011 год 2012 год
Доля МСБ в формировании ВВП, % 20,2 17,5 17,8
другие виды топлива, на автотранспортные средства, налоги за пользование природными ресурсами, платежи за вредные выбросы и др. При этом следует учитывать, что хотя функции природопользования входят в предмет совместного ведения всех уровней власти, но реально они могут эффективно осуществляться на государственном и местном уровнях. В то же время распределение поступлений от экологических налогов рационально производить в пропорции: одна треть - общегосударственный уровень, две трети - местный.
Принимая во внимание современную открытость национальных экономик и свободу передвижения товаров и капиталов на мировом рынке, перспективы развития налоговой системы Казахстана нельзя рассматривать без взаимосвязи с состоянием налогового климата в государствах-партнерах, без использования мирового налогового опыта и оценки перспективных тенденций осуществления налоговых реформ за рубежом.
На наш взгляд, исследовательская работа оценки эффективности налогового администрирования должна осуществляться по следующим направлениям:
1) эффективность системы учета налогоплательщиков;
2) оценка качества и результативность функционирования информационных систем в налоговых органах;
3) контроль эффективности механизма налогового администрирования по каждому виду налогов, сборов и платежей;
4) оценка эффективности предоставления инвестиционных налоговых преференций;
5) контроль эффективности использования нулевой ставки НДС;
6) оценка результатов предоставления налоговых льгот по отдельным видам налогов;
7) контроль эффективности налоговых проверок;
8) освободить малые инновационные предприятия от уплаты налога на доходы организаций в течение первых 2 лет работы (налоговые каникулы), а также уплату 50% суммы данного налога в последующие два года;
9)освободить от налогообложения средства, направляемые субъектами малого предпринимательства на развитие собственного производства.
1.10.2013
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Республики Казахстан (по состоянию на 01.01.2013 г.) Алматы 2012 г. Центральный дом бухгалтера.
2. Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система Казахстана: становление и развитие: монография - Астана: Изд. КазУЭФМТ, 2008, стр.46
3. Отчет Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2012 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.esep.kz/rus - Дата обращения: 30.05.2013.
Сведения об авторе:
Нурумов Алданыш Арыстангалиевич, заведующий кафедрой финансов Казахского университета экономики, финансов и международной торговли, доктор экономических наук, профессор 010008, г. Астана, ул. Жубанова, 7, кабинет 410, тел. (7172) 373904, е-таіі: [email protected]
UDC 336.74 Nurumov A.A.
Kazakh university of economy, finance and international trade, e-mail: [email protected] RESULTS OF REFORMING OF THE TAX SYSTEM OF KAZAKHSTAN AND TASKS OF ITS FURTHER IMPROVEMENT
In the article main results of reforming of the tax system of Kazakhstan is investigated, it is analyzed the tax income to state budget since 2010 to 2013, it was marked the variety shortcomings in tax system of Kazakhstan and tasks of its further improvement.
Key words: taxes, tax codes, tax system, rate, benefit, efficiency.
Bibliography:
1. The Tax code of the Republic of Kazakhstan (as of 01/01/2013), 2012. Almaty Central house accountant
2. Zeynelgabdin, A. B. Finance system of Kazakhstan: formation and development. Monograph. 2008. Astana. KazUEFMT. - p. 46
3. Report of audit committee RK. 2012