Научная статья на тему 'Система налогообложения Республики Казахстан'

Система налогообложения Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3423
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / СТАВКА / ЛЬГОТА / БЮДЖЕТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / TAXES / TAX CODE / TAX SYSTEM / TAX RATE / BENEFIT / BUDGET / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурумов Алданыш Арыстангалиевич

В статье рассмотрены основные итоги реформирования налоговой системы Республики Казахстан, структура налогового бремени в Казахстане и в зарубежных странах, отмечены ряд имеющихся недостатков существующей в Казахстане налоговой системы, проведен анализ налоговых поступлений в государственный бюджет за 2010–2013 гг. и определены задачи по ее дальнейшему совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TAX SYSTEM OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Considered issues are: the main results of the reform of the tax system of the Republic of Kazakhstan, the structure of the tax burden in Kazakhstan and foreign countries, a number of the shortcomings of the existing tax system in Kazakhstan, analysis of tax receipts in the state budget for the years 2010-2013 and objectives for further improvement of the tax system.

Текст научной работы на тему «Система налогообложения Республики Казахстан»

УДК 336.221

Система налогообложения Республики Казахстан

В статье рассмотрены основные итоги реформирования налоговой системы Республики Казахстан, структура налогового бремени в Казахстане и в зарубежных странах, отмечены ряд имеющихся недостатков существующей в Казахстане налоговой системы, проведен анализ налоговых поступлений в государственный бюджет за 2010-2013 гг. и определены задачи по ее дальнейшему совершенствованию.

Ключевые слова: налоги; налоговый кодекс; налоговая система; ставка; льгота; бюджет; эффективность.

Considered issues are: the main results of the reform of the tax system of the Republic of Kazakhstan, the structure of the tax burden in Kazakhstan and foreign countries, a number of the shortcomings of the existing tax system in Kazakhstan, analysis of tax receipts in the state budget for the years 2010-2013 and objectives for further improvement of the tax system.

Keywords: taxes, tax code; tax system; tax rate; benefit; budget; efficiency.

Нурумов Алданыш Арыстангалиевич

д-р экон. наук, профессор, академик Международной экономической академии Евразии, зав. кафедрой «Финансы» Казахского университета экономики, финансов и международной торговли

E-mail: nurumov-aldash@maiL.ru

Итоги

реформирования налоговой системы

За последние годы в Республике Казахстан (далее — Казахстан) проведен ряд налоговых реформ, результатами которых стали:

• существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков за счет уменьшения налоговых ставок по основным налогам;

• упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с холостяков и малосемейных, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. С 1 января 2013 г. в налоговой системе Республики Казахстан действуют 13 налогов, 6 видов сборов и 10 плат, а также госпошлина [1];

• введение специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения для определенных видов деятельности, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Если сравнивать структуру налогового бремени в Казахстане и в зарубежных странах, следует отметить, что ставка налога на прибыль в развитых странах колеблется в пределах 30-40 % (в Казахстане — 20 %); НДС — 10-20 % (в Казахстане — 12 %); социального налога с работодателей — от 8 до 40 % (в Казахстане — 11 %); подоходного налога — с 30 до 60 % (в Казахстане- 10 % с плоской шкалой).

В то же время существующая в Казахстане налоговая система имеет ряд недостатков, а именно:

• четверть всех доходов в форме налогов, которые поступают в распоряжение государства, взимаются путем косвенных налогов, т. е. объектом налогообложения является не только доход или прибыль, но и расходы субъектов хозяйствования;

• налоговая система не стимулирует предпринимательские структуры всех форм собственности накапливать финансовый капитал и инвестировать его в основные и оборотные активы;

• налоговая система нестабильна как по видам налогов, базе налогообложения, налоговым ставкам, так и по методике вычисления налогов, сроков и порядка введения их в действие;

Таблица 2

Анализ налоговых поступлений в государственный бюджет за 2010-2012 гг., млрд тенге

Таблица 1

Изменение доли МСБ в формировании ВВП за 2010-2012 гг.

Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Доля МСБ в формировании ВВП,% 20,2 17,5 17,8

Вид налога 2010 г. 2011 г. 2012 г. Темп роста,%

2011/2010 2012/2010

Корпоративный подоходный налог 837,2 1050,4 1041,2 125,4 124,4

Индивидуальный подоходный налог 312,3 376,2 438,5 120,5 140,4

Социальный налог 253,8 296,8 341,0 116,9 134,4

НДС 677,2 865,2 914,4 127,8 135,0

Акцизы 61,4 76,4 93,1 124,4 151,6

Прочие налоги 792,2 1317,3 1267,2 166,3 160,0

Всего 2934,1 3982,3 4095,4 135,7 139,6

Примечание: составлено на основе отчетных данных Минфина Казахстана

• до сих пор отсутствуют налоги на недвижимое имущество.

В Казахстане доля малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) в формировании ВВП в 2012 г. составила 17,8 %, в то время как в большинстве развитых стран этот показатель варьируется от 50 до 70 % (табл. 1) [2].

При этом структура малых предприятий в основном представлена оптовой и розничной торговлей (60,7 % общего числа малых предприятий), строительством (12 %), операциями с недвижимостью (6,2 %), транспортными услугами и связью (3 %).

Изменение системы налогообложения в связи с принятием Налогового кодекса Республики Казахстан

С 1 января 2009 г. вступил в действие Налоговый кодекс Республики Казахстан (далее — Налоговый кодекс), который предусмотрел:

• снижение общей нагрузки на несырьевые сектора экономики;

• создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики;

• улучшение условий ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощение налоговых процедур.

В целях снижения налоговой нагрузки и совершенствования налоговой системы ставка корпоративного подоходного налога с 2009 г. снижена с 30 до 20 %, упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций, увеличен срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволяет воспользоваться преимуществами инвестиционной льготы.

Ставка НДС уменьшена с 2009 г. с 13 до 12 %, что сделало ее одной из самых низких в мире. При этом с 2009 г. введено положение о возврате так называемого дебетового сальдо — превышения суммы НДС, уплаченной поставщикам, над суммой НДС, уплаченной покупателями.

Увеличен порог минимального оборота по НДС при обязательной постановке на регистрационный учет с 15000-кратного до 30000-кратного размера месячного расчетного показателя, что позволяет

Таблица 3

Структура налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Казахстан за 2010-2012 гг.

Наименование Поступление, млрд тенге Удельный вес, % Темп роста, %

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 /2011 гг. 2011/ 2010 гг.

Налоговые поступления - всего, в т. ч. 2934,1 3982,3 4095,4 100 100 100 102,8 135,7

Корпоративный подоходный налог 837,2 1050,4 1041,2 28,5 26,3 25,4 99,2 125,5

Индивидуальный подоходный налог 312,3 376,2 438,5 10,6 9,6 10,7 116,6 120,5

НДС 677,2 865,2 914,4 23,1 21,7 22,3 105,7 127,8

Акцизы 61,4 76,4 93,1 2,3 1,9 2,3 121,9 124,4

Социальный налог 253,8 296,8 341,0 8,7 6,9 8,3 114,9 116,9

Налоги на собственность 148,4 161,2 172,3 5,1 4,1 4,2 106,9 108,6

Другие обязательные платежи 643,8 1156,9 1094,9 21,9 29,2 26,7 94,6 179,7

Примечание: составлено на основе отчетных данных Минфина Казахстана

снижать налоговую и административную нагрузку на малый бизнес.

Реформирована система налогообложения недропользователей.

В части недропользования предусмотрена замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

В рамках изменения социального налога осуществлен переход от регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 % к плоской шкале со ставкой 11 %. Единая ставка по индивидуальному подоходному налогу сохранена на уровне 10 %.

Налоговым кодексом предусмотрено реформирование имущественных налогов. Так, сокращена база налогообложения имущества, повышены ставки на дорогостоящее имущество физических лиц стоимостью свыше 120 млн тенге1 с 0,5 до 1 %, исключены поправочные коэффициенты на автотранспортные средства при расчете налога на транспортные средства.

Налоговое администрирование приведено в соответствие с реалиями времени и четко определено, что Налоговый кодекс должен быть законом прямого действия.

Все это позволило, несмотря на негативное влияние глобального экономического кризиса, добиться положительных результатов в наполнении государственной казны: доходы государственного

1 1 долл. США = 151 тенге.

бюджета за 2009 г. исполнены на 100,5 %, или в бюджет поступило 3505,3 млрд тенге.

Налоговые поступления в государственный бюджет

Налоговые поступления в государственный бюджет ежегодно увеличиваются. Так, в 2010 г. они составили 2934,1 млрд тенге, в 2011 г. — 3982,3, а в 2012 г.— 4095,4 млрд тенге (табл. 2).

Из табл. 1 следует, что поступления по всем основным налогам, которые являются источниками доходов государственного бюджета, в 2011 г. выросли по сравнению с 2010 г. Так, сумма корпоративного подоходного налога увеличилась на 25,4 %, сумма индивидуального подоходного налога — на 20,5 %; сумма НДС — на 27,8 %, сумма акцизов — на 24,4 %. Темпы роста сумм поступлений в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом составили 135,7 %. В 2012 г. также наблюдался рост по всем основным видам налогов. Так, по косвенным налогам рост поступлений по НДС в 2012 г. по сравнению с 2010 г. составил 135 %, а по акцизам за аналогичный период — 151,6 %.

Структура налоговых поступлений в государственный бюджет

Увеличение доли доходов государственного бюджета по отношению к внутреннему валовому продукту связано с двумя факторами: во-первых, общим ростом национальной экономики; во-вторых, улучшением налогового администрирования.

Таблица 4

Соотношение прямых и косвенных налогов в государственном бюджете за 2010-2012 гг.

Вид налога 2010 г. 2011 г. 2012 г.

млрд тенге % млрд тенге % млрд тенге %

Прямые налоги 2 195,4 74,8 3040,7 76,3 3087,9 75,4

Косвенные налоги 738,7 25,2 941,6 23,7 1007,5 24,6

Всего 2934,1 100 3982,3 100 4095,4 100

Примечание: составлено на основе отчетных данных Минфина Казахстана

Рассмотрим структуру налоговых поступлений государственного бюджета за последние три года (табл. 3).

Из табл. 3 следует, что в 2011 г. основную долю доходов бюджета составляли корпоративный подоходный налог — 26,3 %, среди косвенных налогов НДС — 21,7 %, а также индивидуальный подоходный налог — 9,6 %, социальный налог — 6,9 %. Рост налоговых поступлений в 2011 г. по сравнению с 2010 г. равнялся 135,7 %. Причем увеличение налоговых поступлений связано с ростом всех видов налогов. Так, рост корпоративного подоходного налога в 2011 г. составил 25 % по сравнению с предыдущим годом; рост индивидуального подоходного налога — 20,5 %; рост налогов на собственность

Рассмотрим соотношение поступлений в государственный бюджет прямых и косвенных налогов за исследуемый период в табл. 4.

Данные табл. 4 показывают, что соотношение прямых и косвенных налогов за три исследуемых года практически не изменилось.

Удельный вес в структуре налоговых поступлений государственного бюджета прямых налогов составил в 2010 г. 74,8 %, в 2011 г. — 76,3 %, в 2012 г.— 75,4 %. Соответственно доля косвенных налогов равнялась в 2010 г. 25,2 %, в 2011 г.— 23,7 %, в 2012 г.— 24,6 %. Это свидетельствует о том, что удельный вес косвенных налогов в 2012 г. вырос по сравнению с 2011 г. на 0,9 %.

Работа

по совершенствованию Налогового кодекса

Работа по совершенствованию законодательства ведется постоянно. Так, мажилисом принят ряд поправок в законодательные акты по вопросам

совершенствования системы международного налогообложения. В числе новшеств — уточнение критериев образования постоянного учреждения нерезидента в целях налогообложения, порядка налогообложения отдельных видов доходов нерезидентов и резидентов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, и т. д.

В целях снижения налоговой нагрузки и совершенствования налоговой системы ставка корпоративного подоходного налога с 2009 г. снижена с 30 до 20%, упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций, увеличен срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволяет воспользоваться преимуществами инвестиционной льготы

В конце 2012 г. внесены изменения в Налоговый кодекс, позволившие упростить некоторые процедуры, в частности применение Конвенции об избежание двойного налогообложения. Многие аспекты, не урегулированные действующим законодательством, изложены более доходчиво и развернуто. В соответствии со ст. 21 Налогового кодекса впервые в практике налогообложения Республики Казахстан предпринята попытка наделить полномочиями по взиманию налогов местные исполнительные органы.

Дальнейшее развитие налоговой системы

Республика Казахстан первой из стран СНГ вошла в инвестиционный страновой рейтинг. Более того, Всемирный банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций.

Намечены дальнейшие шаги по развитию налоговой и таможенной систем, их сближению с международными стандартами. Совместно со Всемирным банком реализуется проект по реформированию налогового и таможенного администрирования. Упрощение налоговых и таможенных процедур, дальнейшее расширение электронных услуг, внедрение автоматизированной системы управления рисками — это лишь небольшая часть целого комплекса мероприятий, которые планомерно внедряются в практику работы налоговых органов.

В результате Казахстан является лидером по основным показателям деятельности в области налогообложения по сравнению с другими странами СНГ и занимает 39-е место в рейтинге «DomgBusmess-20П» из 183 стран мира.

Увеличение доли доходов государственного бюджета Республики Казахстан по отношению к внутреннему валовому продукту связано с двумя факторами: во-первых, общим ростом национальной экономики; во-вторых, улучшением налогового администрирования

Сегодня 224 территориальных офиса налоговой службы объединены в единую ведомственную информационную сеть. Осуществлена автоматизация процессов регистрации налогоплательщиков, представления форм налоговой отчетности, приема и разноски на лицевые счета платежей в бюджет и т. д. Реализовано предоставление следующих электронных услуг налогоплательщикам: представление информации об объектах налогообложения на основе информации уполномоченных государственных органов; дистанционное представление заявлений в налоговые органы о регистрации в качестве плательщиков НДС, на

зачет (возврат) налогов. С целью создания максимально удобных условий для исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств в налоговых органах созданы и функционируют Центры приема и обработки информации (далее — Центры).

На сегодняшний день в Центрах осуществляются прием и выдача 50 видов документов, в том числе принимается налоговая отчетность как на бумажных носителях, так и в электронном виде посредством программного обеспечения «Терминал налогоплательщика».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2006 г. утвержден Кодекс профессиональной этики работника органов налоговой службы.

С 2006 г. внедрена рейтинговая оценка деятельности налоговых органов Казахстана.

В 2007 г. запущен пилотный проект автоматизированного механизма отбора налогоплательщиков на налоговую проверку.

Однако казахстанской налоговой системе присущи следующие недостатки:

• фискальная направленность (при этом роль регулирующей функции значительно принижена) и недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства;

• значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности.

На новом этапе развития экономики страны возникает объективная необходимость оценки эффективности функционирования налоговой системы, отдельных видов налогов, сборов и других платежей в бюджет, а также эффективности введения специального налогового режима и отдельных видов льгот [3].

На наш взгляд, оценка эффективности налогового администрирования должна осуществляться по следующим направлениям:

1) обеспечение эффективности системы учета налогоплательщиков;

2) оценка качества и результативности функционирования информационных систем в налоговых органах;

3) контроль эффективности механизма налогового администрирования по каждому виду налогов, сборов и платежей;

4) оценка эффективности предоставления инвестиционных налоговых преференций;

5) контроль эффективности использования нулевой ставки НДС;

6) оценка результатов предоставления налоговых льгот по отдельным видам налогов;

7) контроль эффективности налоговых проверок.

Долгосрочной целью налоговой реформы в Казахстане должно стать поощрение инвестиционной активности во всех сферах производственной, научно-технической и коммерческой деятельности. Мировой опыт налоговых реформ последнего десятилетия наглядно продемонстрировал, что именно политика снижения ставок подоходного налога и объемов обложения корпораций, фирм и предпринимателей, т. е. предоставления налогоплательщикам большей свободы в распоряжении своими доходами, стала в последние годы важнейшим стимулом инвестиционной активности в рыночной экономике.

Важно выделить отдельную группу так называемых экологических налогов, направленных на защиту окружающей среды от вредных промышленных отходов. В их число могут входить дополнительные акцизы на нефть, бензин, другие виды топлива, на автотранспортные средства, налоги за пользование природными ресурсами, платежи за вредные выбросы и др. При этом следует учитывать, что, хотя функции природопользования входят в предмет совместного ведения всех уровней власти, но реально они могут эффективно осуществляться на государственном и местном уровнях. В то же время распределение поступлений от экологических налогов рационально производить в следующей пропорции: одна треть — общегосударственный уровень, две трети — местный.

Принимая во внимание современную открытость национальных экономик и свободу передвижения товаров и капиталов на мировом рынке, перспективы развития налоговой системы Казахстана нельзя рассматривать без взаимосвязи с состоянием налогового климата в государствах-партнерах, без использования мирового налогового опыта и оценки перспективных тенденций осуществления налоговых реформ за рубежом [4].

Исходя из принципа сбалансированности приоритетных задач государственной налоговой политики можно определить основные подходы к созданию модели эффективной налоговой системы для казахстанской экономики, включающей следующие положения.

Прежде всего это формирование и последовательное развитие системы налоговых методов стимулирования инвестиционной активности корпораций, предпринимателей и частных лиц. Причем перечень стимулируемых инвестиций должен включать все стадии научно-производственного цикла от вложений в развитие производства до разнообразных форм налогового стимулирования финансирования фундаментальных исследований, различных форм мелкого и среднего бизнеса

На новом этапе развития экономики страны возникает объективная необходимость оценки эффективности функционирования налоговой системы, отдельных видов налогов, сборов и других платежей в бюджет

Специфика природно-географических и социально-экономических факторов национальной хозяйственной структуры при разработке модели налоговой системы Казахстана требует также учитывать:

• региональную дифференциацию производства, а также проблемы изъятия и перераспределения природной и географической ренты;

• необходимость поддержания внутренних цен на топливно-энергетические ресурсы, транспортных тарифов на относительно низком по сравнению с мировым уровнем за счет льготных налоговых ставок;

• необходимость формирования специальной системы налоговых стимулов для производства и экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.

Литература

1. Налоговый кодекс Республики Казахстан. Алматы: Центральный дом бухгалтера, 2012.

2. Отчет Счетного комитета Республике Казахстан за 2012 г.

3. Зейнельгабдин А. Б. Финансовая система Казахстана: становление и развитие: монография. Астана: Изд. КазУЭФМТ, 2008. С.46.

4. Нурумов А. А., Бекболсынова А. С. Налоги и налогообложение: учебник. Астана: Изд. КазУЭФМТ, 2009. С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.