Научная статья на тему 'Основные направления формирования и реализации налоговой политики Казахстана в системе межбюджетных отношений'

Основные направления формирования и реализации налоговой политики Казахстана в системе межбюджетных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования и реализации налоговой политики Казахстана в системе межбюджетных отношений»

УДК 336.02

Б.Т. Аймурзина, д.э.н., доцент Казахский университет экономики, финансов и международной торговли, Астана, Казахстан

Р.К. Берстембаева, к.э.н., доцент ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан А.М. Уахитжанова, магистр

Казахский университет экономики, финансов и международной торговли, Астана, Казахстан

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА В СИСТЕМЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены важные проблемы и особенности развития налогово-бюджетных отношений в современных условиях Республики Казахстан. Проведен анализ динамики налоговых поступлений государственного бюджета за последние годы. Даны предложения по совершенствованию налоговой политики в Казахстане.

Ключевые слова

налоги, бюджет, налогообложение, государственный налоговый менеджмент, налоговая политика.

Государство, определяя направления модернизации отечественной экономики, нуждается в совершенствовании функций налогового администрирования, прежде всего налогового менеджмента. В связи с этим, научные исследования по совершенствованию форм и методов управления налоговыми процессами в условиях инновационной модернизации экономики приобретают особое значение.

В современных условиях под воздействием процессов глобализации роль государственного налогового менеджмента в Казахстане возрастает. Несмотря на фактическую завершенность налоговой реформы, остаются нерешенными многие методологические вопросы. На фоне активизации налогово-бюджетной реформы, в стороне оказались проблемы управления неналоговыми доходами бюджета. Особую роль имеют методологические и научно-методические подходы к оценке эффективности системы государственного налогового менеджмента в разрезе выполняемых функций (организации, планирования, регулирования и контроля) в соответствии с задачами программы индустриально-инновационного развития Казахстана и с учетом достижений экономической науки и мирового опыта.

Одним из важнейших факторов стабильности налогового управления является поддержание оптимального баланса налогообложения. Для этого необходимо, в частности, максимальное использование возможных резервов. Это достигается, во-первых, адекватным планированием налоговых поступлений исходя из реальных объемов поступлений от различных хозяйствующих субъектов, во-вторых, регулярным мониторингом и корректировкой показателей. Динамика налоговых поступлений страны характеризуется данными рисунка 1.

1400

у»4Л2т.7

1ГЙ7

■ ООО

Г ——1' 914.4 подоходный налог

800 600 400 200 837.23^^ - — —« индивидуальный подоходный налог —*— сощ 1лл ькыП налог

-^677.23

__Ш 552.3 ____ налог на

__Я T7<S.2 добавлснну к» CTOI смостъ "■ акщ пы

—Ч 147,1

0 ■■ Я1.чг-

2010 2011 2012 2013 2014

Рисунок 1 - Динамика налоговых поступлений государственного бюджета Республики Казахстан, млрд. тенге. Составлено по данным Министерства Финансов РК

Данные рисунка 1 показывают, что налоговые поступления составляют значительную долю доходной части государственного бюджета Республики Казахстан. Наибольшую долю в налоговых поступлениях составляет корпоративный подоходный налог, размер которого в 2014 году увеличился по сравнению с 2010 годом почти в 1,5 раза или на 39,5%. Вторым по значимости является налог на добавленную стоимость, сумма которого составила 1198,2 млрд. тенге в 2014 году, рост которого составил 76,9%.

В общей сумме доходов республиканского бюджета в 2014 году налоговые поступления составили 5115,7 млрд. тенге или 69,9% к общему объему доходов, неналоговые поступления - 179,5 млрд. тенге или 2,5%. По оценке Счетного комитета, в течение последних лет имеет место тенденция достижения исполнения планов по доходам республиканского бюджета за счет авансирования в счет будущих периодов. При этом проблемы потерь бюджета, связанные с вопросами эффективности налогового и таможенного администрирования, внесения соответствующих изменений в законодательство, направленных на обеспечение экономической безопасности государства, не решены.

Малоэффективным является применяемый многоуровневый механизм налогового администрирования - от постановки налогоплательщиков на учет до проведения налоговых проверок, процедур обжалования их результатов и мер принудительного взыскания. Значительные недопоступления налогов возникают в результате сделок, направленных на увеличение налоговых вычетов, заключаемых налогоплательщиками с хозяйствующими субъектами, имеющими признаки лжепредпринимательства [1].

Ключевой идеей государственного налогового менеджмента в части налогово-бюджетной политики остается снижение размера недоимки по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет (таблица 1).

Таблица 1

Сумма недоимки по видам налогов за 2012-2014 годы, млн. тенге

Наименование 1.01.2012 1.01.2013 1.01.2014 Отклонение 2014 к 2012 г.

Корпоративный подоходный налог 135283 36682 24257 -111026

Индивидуальный подоходный налог 4010 3455 3282 -728

НДС 71565 28346 23723 -47842

Социальный налог 2273 2105 1651 -622

Налог на имущество 2532 2383 2414 -118

Налог на транспорт 160 211 571 411

Земельный налог 1788 1565 1502 -286

Составлено по данным Министерства Финансов РК

За 2013 год камеральным контролем налоговых органов выявлено 1170 контрагентов, имевших взаиморасчеты на сумму 194,2 млрд. тенге с 135 юридическими лицами, признанными судами лжепредприятиями. В результате из указанной суммы более 60% (117,6 млрд. тенге) являются безнадежными для начисления и взыскания налогов в связи с истечением сроков исковой давности, ликвидации контрагентов, признания самих контрагентов лжепредприятиями.

Данные о переданных налоговыми органами материалах в отношении юридических лиц, имеющих признаки лжепредпринимательства, свидетельствуют о том, что ежеквартально в среднем 5,2 тыс. юридических лиц, в том числе 1,8 тыс. вновь созданных, уклоняются от уплаты налогов. Обороты по реализации, по которым не начислены налоги, составляют от 271,2 млрд. тенге до 771,2 млрд. тенге ежеквартально.

Для обеспечения снижения потерь доходов республиканского бюджета необходимо решать системные проблемы налогового и таможенного администрирования в части совершенствования налогового, таможенного законодательства, усиления взаимодействия уполномоченных государственных органов [2].

В последние годы прослеживается устойчивая тенденция роста финансовой помощи регионам из республиканского бюджета, предоставляемой в виде субвенций. Анализ изменения размеров межбюджетных трансфертов общего характера за последние годы показывает опережающий рост объемов субвенций по сравнению с размерами бюджетных изъятий.

Прослеживается устойчивая тенденция многократного увеличения объема выделяемых из республиканского бюджета субвенций и числа субвенционных областей, то есть идет процесс перехода областей из категории «доноров» в категорию «реципиентов». С проблемой несбалансированности

бюджетной системы в той или иной мере сталкиваются все государства. Вертикальная несбалансированность потенциально заложена в любой модели бюджетной системы вследствие различия функций, выполняемых разными уровнями власти. Центральные органы, осуществляя макроэкономическое регулирование и перераспределение национального дохода, сосредоточивают наиболее важные налоговые источники доходов, ослабляя доходную базу территориальных бюджетов.

Таблица 2

Размер субвенций за 2012-2014 годы, млн. тенге

Регионы 2012 2013 2014 Отклонение 2014 к 2012 году (+;-)

Субвенции из 880 645,0 865 844,0 978 096,0 +97 451

республиканского бюджета

Акмолинская область 53 580,0 53 074,0 64 076,0 +10 496

Актюбинская область 31 722,0 32 806,0 29 376,0 -2 346

Алматинская область 103 883,0 103 466,0 121 290,0 +17 407

г.Астана 18 310,0 6 920,0 4 141,0 -14 169

Западно-Казахстанская область 17 113,0 13 485,0 36 321,0 +19 208

Жамбылская область 85 094,0 87 076,0 95 698,0 +10 604

Карагандинская область 61 399,0 58 562,0 50 464,0 -10 935

Костанайская область 52 273,0 51 166,0 63 071,0 +10 798

Кызылординская область 71 594,0 71 143,0 83 979,0 +12 385

Южно-Казахстанская область 216 436,0 220 322,0 254 747,0 +38 311

Павлодарская область 28 929,0 27 722,0 21 509,0 -7 420

Северо-Казахстанская область 50 717,0 50 820,0 59 913,0 +9 196

Восточно-Казахстанская 89 595,0 89 282,0 93 509,0 +3 914

область

Составлено по данным Министерства Финансов РК

Данные таблицы 2 показывают, что с годами размер субвенций местным бюджетам вырос на 97,5 млрд. тенге, составив в 2014 году 978,1 млрд. тенге.

При этом выделенные в анализируемом периоде из республиканского бюджета официальные трансферты в бюджете отдельных регионов составили от 50 до 70% от объема бюджета. В частности, в Южно-Казахстанской области удельный вес официальных трансфертов в 2014 году составил 83,0% от всех поступлений, Жамбылской области - 81,2%, Алматинской области - 66,4%. Кроме того, действующая система межбюджетных трансфертов, служащая инструментом бюджетного выравнивания, на местном уровне государственного управления воспринимается как непрозрачный механизм выравнивания местных бюджетов, ограничивающий экономические стимулы развития регионов.

Актуальным вопросом является и действующая система бюджетных изъятий, которая зачастую имеет отрицательный эффект на стремление регионов значительно пополнять доходную часть своих бюджетов. Бюджетные изъятия (изъятия из местных бюджетов в республиканский бюджет) запланированы на 2012-2014 годы в размере 102,1 млрд. тенге, 121,1 млрд. тенге и 140,2 млрд. тенге соответственно (таблица 3).

Наибольшая доля бюджетных изъятий приходится на город Алматы, при этом прослеживается их рост в 2014 году на 24 млрд.тенге по сравнению с 2012 годом или почти в 1,5 раза. Объемы бюджетных изъятий в 2014 году из областного бюджета Мангистауской области сократились на 6 млрд. тенге или на 37,3%. Прирост же объемов изъятий наблюдается их бюджета Атырауской области. Необходимо отметить, что по состоянию на январь 2015 года размер бюджетных изъятий из бюджета города Астаны составил 354 млн. тенге.

Таблица 3

Размер бюджетных изъятий за 2012-2014 годы, млн. тенге

Регионы 2012 2013 2014 Отклонение 2014 к 2012 году (+;-)

Бюджетные изъятия из местных бюджетов 102 115,0 121 056,0 132 021,0 +29 906

Бюджетное изъятие из областного бюджета Атырауской области 39 468,0 44 225,0 51 211,0 +11 743

Бюджетное изъятие из областного бюджета Мангистауской области 16 076,0 24 607,0 10 080,0 -5 996

Бюджетное изъятие из бюджета города Алматы 46 571,0 52 224,0 70 730,0 +24 159

Составлено по данным Министерства Финансов РК

Таким образом, решение проблем финансовой самостоятельности регионов республики должно быть нацелено на стимулирование развития собственной налоговой базы, создание стимулов для местных властей в укреплении собственных источников формирования местных бюджетов.

По оценке Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета многочисленность видов трансфертов, усложненность планирования, несовершенство механизма передачи средств конечным получателям, размытость ответственности между администраторами и местными исполнительными органами, ослабление самостоятельности

регионов в принятии решений приводят к неосвоению и неэффективному использованию трансфертов. Действующий механизм выделения трансфертов не стимулирует регионы к увеличению доходной части бюджета и способствует сохранению и развитию иждивенческих настроений.

Показатели результативности и эффективности бюджетных расходов должны стать инструментами оценки эффективности целевых программ и видов расходов бюджета. Также считаем целесообразным: -усиление контроля эффективности механизма налогового администрирования; -провести оценку результатов предоставления налоговых льгот по отдельным видам налогов [3]; -совершенствовать механизм снижения налоговых рисков и системы управления рисками; - повысить контроль эффективности налоговых проверок. Список использованной литературы:

1. Отчет Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета за 2011 год, Астана.

2. Отчет Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета за 2013 год, Астана.

3. Зейнельгабдин А.Б.О проблемах налоговой системы в Республике// Материалы Международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы налогов, бюджета и системы подготовки экономических кадров», 25-26 февраля 2011, КазУЭФиМТ, С. 38-41

© Б.Т. Аймурзина, Р.К.Берстембаева, А.М. Уахитжанова, 2015

УДК 331

А.Н. Алексеев,

аспирант НИИ труда и социального страхования, г. Москва

ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

Аннотация

Происходящие в современной экономике изменения в структуре отраслей, обусловленные влиянием научно-технического прогресса, находят непосредственное отражение в политике занятости. Это связано с перетоком рабочей силы из производительных отраслей в сферу услуг, а также созданием условий для вывода за пределы основного производства части функций, передаваемых на обслуживание сторонним организациям. Это обуславливает возникновение социальных и профессиональных рисков, что требует учета этих факторов в политике занятости и повышения ее гибкости.

Ключевые слова

трудовые отношения, занятость, работники, аутсорсинг, профессиональные и социальные риски В современных кризисных условиях с особой силой обостряется вопрос сохранения стабильности занятости и соответствующего уровня социальных гарантий для работников всех отраслей экономики. При этом необходимо учитывать, что для работодателей на первое место выдвигается проблема оптимизации издержек производства. В связи с чем возникает необходимость сокращения персонала как условия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.