Научная статья на тему 'Новая индустриальная политика постсоветского Казахстана'

Новая индустриальная политика постсоветского Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / KAZAKHSTAN / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аубакирова Г.М.

Анализируется результативность индустриального развития Республики Казахстан в постсоветский период. Показана роль инвестиционной политики в индустриально-инновационном развитии страны. Акцент сделан на новой индустриальной политике Казахстана в 2015-2019 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Industrial Policy of Post-Soviet Kazakhstan

There is analyzed the efficiency of industrial development of the Republic of Kazakhstan in the post-soviet period. There is shown the role of the investment policy in the country industrial-innovative development. There is emphasized the new industrial policy of Kazakhstan in 2015-2019

Текст научной работы на тему «Новая индустриальная политика постсоветского Казахстана»

Новая

индустриальная политика постсоветского Казахстана

Г.М. АУБАКИРОВА, доктор экономических наук, Карагандинский государственный технический университет. E-mail: rendykar@gmail.com

Анализируется результативность индустриального развития Республики Казахстан в постсоветский период. Показана роль инвестиционной политики в индустриально-инновационном развитии страны. Акцент сделан на новой индустриальной политике Казахстана в 2015-2019 гг. Ключевые слова: Казахстан, индустриальная политика, инвестиции, промышленность, инновации

В 2015-2019 гг. реальный рост экономики Казахстана, особенностью которой является высокая зависимость от добычи полезных ископаемых, мировых цен на нефть и сырьевые товары, прогнозируется на уровне 5,0-6,6%. В 2019 г планируется достичь размера номинального ВВП в объеме 70,3 трлн тенге, ВВП на душу населения - 20,6 тыс. долл.1

Достижению запланированных параметров роста будет способствовать проводимая индустриальная политика, сконцентрированная на трансферте технологий, повышении технологических компетенций и стимулировании спроса на инновации. Казахстан ставит целью войти в тридцатку конкурентоспособных стран мира на основе развития новых технологий и услуг, обеспечивающих переход от поставки на мировые рынки сырья и товаров с невысокой добавленной стоимостью к инновационному типу экономики.

Инвестиционная политика

Полноценная модель инвестиционного роста в стране еще не сформирована, несмотря на высокие темпы роста инвестиций. В сфере капитальных вложений наблюдается низкая активность. На фоне сокращения иностранных инвестиций основным источником остаются собственные средства предприятий, доля которых

1 Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 31.12.2013 г. № 1497.

ЭКО. - 2014. - №12 АУБАКИРОВА Г.М.

составляет около 60%. Необходимость модернизации экономики, планируемые темпы инновационного развития и прироста капиталовложений требуют более высокой деловой активности.

Для привлечения инвестиций, развития внешней торговли и выхода отечественной продукции на международные рынки Казахстан работает над заключением соглашений о зоне свободной торговли со странами Таможенного союза (Вьетнам, Новая Зеландия, страны Европейской ассоциации свободной торговли, в которую входят Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн и Исландия).

С 2005 г. по март 2013 г. в экономику Казахстана привлечено 161,5 млрд долл. валовых прямых иностранных инвестиций, из которых около 80 млрд долл. были вложены с 2010 г., когда была принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития. За это время изменилась и структура инвестиций: 57% было привлечено в обрабатывающую промышленность.

В 2014 г. утвержден пакет законодательных новшеств, предусматривающий пересмотр механизма и условий заключаемых инвестиционных контрактов, расширение преференций в этой сфере, а также меры по улучшению инвестиционного климата. Так, инвесторы освобождаются от уплаты корпоративного подоходного и земельного налогов на 10 лет, налога на имущество - на 8 лет. Кроме того, государство компенсирует до 30% капитальных затрат после ввода объекта в эксплуатацию (инвестиционная субсидия) и др. Также предусмотрен долгосрочный гарантированный заказ на товары и услуги инвесторов со стороны национальных холдингов, национальных компаний и государственных учреждений. Планируется субсидирование части затрат на энергоносители и транспортировку по доставке продукции, а также увеличение срока аренды земель сельскохозяйственного назначения для иностранцев, инвестирующих в товарное сельскохозяйственное производство.

Для обеспечения прогнозируемости тарифов в реальном секторе предусматривается утверждение предельного уровня тарифов для всех субъектов естественных монополий на долгосрочный период. В целях защиты прав и интересов инвесторов законодательно внедряется институт инвестиционного омбудсмена.

Для создания более благоприятных условий зарубежным инвесторам будет упрощен визовый режим. Планируются предоставление

в одностороннем порядке безвизового режима для граждан развитых стран со сроком пребывания до 90 суток, инвесторских виз руководителям подразделений иностранных компаний, а также введение упрощенных процедур по привлечению иностранной рабочей силы вне квот и разрешений на весь период реализации проекта и на один год после ввода объекта в эксплуатацию.

Рост внутренних инвестиций стимулируется в рамках программ «Дорожная карта бизнеса 2020» и «Производительность 2020». Национальными институтами развития оказывается сервисная и финансовая поддержка отечественным промышленным предприятиям через выделение грантов, возмещение затрат и др. Созданы благоприятные условия для экспорта в страны ЕЭП (упрощение транзита через территории России и Беларуси, отмена декларирования при перемещении границ стран Таможенного союза, возможность создания совместных предприятий, привлечения новых технологий и специалистов из стран ЕЭП и др.).

Поскольку одним из основных негативных факторов, снижающих инвестиционную привлекательность Казахстана, являются недостаточные прозрачность и стабильность нормативной и правовой среды, то вводятся гарантии стабильности законодательства для иностранных инвесторов, в том числе в миграционной и экологической сферах, а также неизменность налоговых ставок на 10 лет, прогнозируемые регулируемые тарифы и цены на долгосрочный период.

Для расширения доступа иностранных инвесторов к международному коммерческому арбитражу в стране внедряются рекомендации ОЭСР по вопросам эффективного решения споров между инвесторами и государством.

Для активизации инвестиционной политики в стране реализуется Национальный план по привлечению инвестиций, в рамках которого:

- с учетом перспективных секторов определены шесть приоритетных государств: Германия, Франция, США, Япония, Южная Корея и Великобритания, разработаны 44 приоритетных проекта на 17,6 млрд долл. с акцентом на привлечение «знаковых» транснациональных компаний;

- усилена деятельность по индустриальному развитию регионов;

- созданы центры обслуживания инвесторов;

3 ЭКО. - 2014. - №12

- на контроле - более 300 инвестиционных проектов (из них 110 проектов на 20,6 млрд долл. уже реализованы, 98 проектов на 44,7 млрд долл. находятся в стадии выполнения и 92 проекта на 33,6 млрд долл. - разрабатываются).

В условиях нарастающей мировой конкуренции за инвестиции требуется точечное привлечение «знаковых» крупных иностранных компаний-инвесторов, которым будет предоставляться гарантированный заказ для открытия новых производств в Казахстане. Так, АО Национальная компания «^аза^стан тем1р жолы», которая находится на 11-м месте среди крупнейших железнодорожных компаний мира, на 5-м - по грузо- и пассажирообороту, на 15-м - по совокупному доходу, на 7-м - по производительности труда, привлекла компании Talgo, Alstom, General Electric для производства железнодорожных локомотивов, тепловозов, пассажирских вагонов. До 2020 r. в отрасль железнодорожного транспорта будет инвестировано порядка 15 млрд долл., из них треть - в железнодорожное машиностроение.

АО Национальная атомная компания «Казатомпром» - национальный оператор Казахстана по экспорту урана и его соединений, редких металлов, ядерного топлива для атомных энергетических станций, специального оборудования, технологий и материалов двойного назначения, одна из ведущих уранодо-бывающих компаний мира, ведет работу с фирмами Areva, Ceis, Marubeni, Cameco.

Для привлечения частных инвестиций меняется система управления специальными экономическими зонами. В частности, предполагается создание единого оператора с участием международного партнера2.

Казахстан не только ведет поиск новых инвесторов, но и расширяет сотрудничество с существующими. В качестве примера можно привести двадцатилетнее партнерство с Азиатским банком развития, рассчитанное до 2016 г и ориентированное на диверсификацию экономики, устойчивое развитие и инклюзивный рост. В 2014 г. в рамках кредитной линии Азиатского банка развития на поддержку малого и среднего бизнеса в Казахстане выделено 150 млн долл., что позволит создать

2 Брифинг вице-министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан 13.05.2014 г. Астана, Министерство индустрии и новых технологий.

около 2 тыс. новых рабочих мест. Еще 1,6 млрд тенге на реализацию проектов, финансируемых из Национального фонда, планируется вложить в 2015 г.3

Активизируется работа по привлечению иностранных инвестиций в геологоразведку (австралийско-британский концерн Rio Tinto, корейская национальная компания Kores, австралийская Iluka, японская национальная компания JOGMEC, инвесторы из Германии и Канады).

За годы реализации государственной программы индустриально-инновационного развития прирост запасов по приоритетным видам полезных ископаемых составил 30%. На геологоразведочные работы в 2000-2013 гг. направлены 234 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета - 161 млрд тенге, при этом акцент сделан на концентрированные поиски в двух-трех регионах полиметаллов, золота, редкоземельных металлов и меди4.

Для реформирования геологической отрасли разработаны Концепция развития геологической отрасли до 2030 г., Программа развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса на 2015-2019 гг., планируется утверждение отраслевой программы развития на 2015-2019 гг.

Геологоразведочные работы будут проводиться во всех перспективных по залежам твердых полезных ископаемых регионах страны. При поисках нефти и газа акцент будет сделан на Прикаспийской впадине - в Атырауской и Мангыстауской областях.

В 2015-2019 гг. из государственного бюджета на геологоразведку планируется выделить 120 млрд тенге, еще 900 млрд тенге инвестируют национальные компании.

Для дальнейшего развития отрасли подготовлены восемь тематических справочников по 24 видам полезных ископаемых, внедрены международные стандарты по запасам и ресурсам, ведутся работы, направленные на соответствие Казахстана требованиям «Инициативы прозрачности добывающих отраслей», планируется создание интерактивной карты размещения лицензированных объектов твердых полезных ископаемых.

3 Пресс-конференция в рамках 47-го ежегодного заседания управляющих АБР директора Департамента АБР по Центральной и Западной Азии К. Герхауссера. 4 мая 2014 г. Астана.

4 Программа геологоразведочных работ на 2015-2019 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 21.05.2014 г. № 526. 3*

АО «Казгеологиж» совместно с АОО «Назарбаев Университет» создает Центр геологических исследований, планируется поэтапное изучение метаноносности Карагандинского угольного бассейна, уже начаты работы по включению угольного метана в Государственный классификатор Республики Казахстан как отдельного вида полезного ископаемого.

В целом, если говорить об инвестиционном обеспечении программы индустриального развития в 2015-2019 гг., то следует подчеркнуть ключевую роль квазигосударственного и частного секторов, за счет которых будут выделены 6 трлн тенге. Финансирование из бюджета составит 650 млрд тенге, 1 трлн тенге будет выделен из Национального фонда.

Энергосбережение и энергоэффективность

В 2013 г. в стране было выработано 91,9 млрд кВт-ч электроэнергии - максимальное значение за все годы постсоветского Казахстана. Потребность в электроэнергии полностью покрыта благодаря введению более 1700 МВт мощности в рамках предельных тарифов, уменьшению разрыва между установленной и располагаемой мощностями на 20%, снижению аварийности на 12%, созданию порядка 600 постоянных рабочих мест, проведению квалификационных проверок знаний энергетиков.

В рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития утверждена отраслевая программа «Энергосбережение 2020»; сформирован Государственный энергетический реестр; проводится масштабный энергоаудит (впервые создан рынок энергоаудита, аккредитовано 20 юридических лиц на право проведения энергоаудита и (или) экспертизы энергосбережения и повышения энергоэффективности); осуществляется государственный контроль в области энергосбережения; введено требование по организации с 1 января 2014 г. системы энергоменеджмента в соответствии с международными стандартами). Установлены нормативы энергопотребления, в том числе в черной и цветной металлургии, горнодобывающей и топливной отраслях.

В 2013 г разработаны 18 нормативно-правовых актов в области электроэнергетики, утверждены нормы запаса топлива энергоисточников и регламентированы условия получения паспорта готовности к работе в отопительный период. Изменения в нор-

мативно-правовых актах позволили упростить процедуру подключения субъектов малого и среднего бизнеса к электрической энергии. Количество процедур уменьшено с шести до четырех; введена новая градация для малого и среднего бизнеса - мощность подключения до 100 кВт; с 30 до 7 рабочих дней сокращена процедура при подключении до 100 кВт и до 10 дней - свыше 100 кВт.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 г. № 724 утверждена Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 г., в которой представлена модель рынка электроэнергии, обеспечивающая прозрачные и адекватные тарифы на электроэнергию на долгосрочную перспективу, улучшение инвестиционной привлекательности и переход от административных мер регулирования к рыночным. Составной частью Концепции станет энергобаланс страны до 2030 г., который даст возможность более точного определения долгосрочной перспективы развития энергетической отрасли с учетом того, что Казахстан является самостоятельным экспортером энергии.

На 2014 г. запланированы разработка и внедрение системы оценки деятельности электрических станций по международной методологии системы КР1, кардинальное изменение процесса подключения к сети электроснабжения объектов бизнеса по примеру десяти ведущих стран мира. Всемирный банк готов предоставить Казахстану грант на 20 млн долл. для реализации в 2015-2017 гг. проекта по энергоэффективности.

Инновационная политика

До 2015 г. основным приоритетным направлением государственной политики по форсированной индустриализации страны станет реализация инновационных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах, с акцентом на разработку новых инструментов государственно-частного партнерства в инновационной сфере, а также целевых технологических программ для софинансирования перспективных исследований.

В последние годы в инновационной деятельности наблюдаются структурные изменения, хотя по-прежнему основными факторами, препятствующими внедрению инноваций, являются недостаток у предприятий собственных средств и неконкурентоспособность отечественных инновационных решений, недостаточный

внутренний спрос на инновационные продукты, высокая стоимость и длительность разработки инновационных решений.

В этих условиях прямые иностранные инвестиции, связанные с обновлением материально-технической базы производства, ростом производительности труда, становятся одним из каналов осуществления трансферта технологий и предоставления инжиниринговых услуг. На сегодняшний день доля иностранных инвестиций в технологические инновации составляет 20%. Примерно на треть вырос объем выпускаемой инновационной продукции - со 142,1 до 235,9 млрд тенге.

Качественный уровень отечественных машин и оборудования остается крайне низким, страна по-прежнему зависима от импорта продукции, в затратах на технологические инновации преобладают расходы на приобретение машин и оборудования, производственное проектирование и другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, а затраты на приобретение новых технологий незначительны (табл. 1).

Таблица 1. Структура затрат на технологические инновации в Казахстане в 2009-2012 гг., %

Затраты 2009 2010 2011 2012

Исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов 12,02 10,92 15,90 12,93

Приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями 78,23 26,66 29,12 67,26

Приобретение новых технологий 2,15 6,97 3,09 3,22

Производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) 4,76 51,72 24,07 4,71

Обучение и подготовка персонала, связанного с инновациями 2,08 1,56 0,23 2,03

Маркетинговые исследования 0,01 0,03 0,06 0,12

Прочие затраты на технологические инновации 0,75 2,14 27,53 9,73

Источник табл. 1-2: рассчитано автором по стат. сб. «Наука и инновационная деятельность Казахстана». Агентство Республики Казахстан по статистике. -Астана, 2013.

Структура новых технологий и программных средств показывает преобладание в приобретенных новых технологиях прав на патенты и лицензий на использование изобретений, полезных

моделей, промышленных образцов, а в переданных технологиях -результатов исследований и разработок (табл. 2).

Таблица 2. Структура новых технологий (технических достижений) и программных средств* в Казахстане в 2009-2012 гг.,%

Формы приобретения/передачи 2009 2010 2011 2012

Права на патенты, лицензии на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов 50,0/21,0 30,6/11,8 38,8/13,9 45,4/4,5

Результаты исследований и разработок 3,0/74,4 12,8/66,1 1,2/71,9 7,1/68,4

Ноу-хау, соглашение на передачу технологий 0,6/0,6 1,0/- 2,7/0,4 1,8/-

Другие 46,4/4,0 55,6/22,1 57,3/13,9 45,7/27,1

*В числителе указаны приобретенные новые технологии и программные средства, в знаменателе - переданные.

Особенно остро стоит вопрос нехватки квалифицированных кадров для освоения новых технологий. Сейчас в стране складывается ситуация, когда на новых предприятиях некому работать: наблюдается дефицит квалифицированных специалистов новой формации. Это тормозит развитие промышленности, отражается на привлечении в страну новых технологий. Для улучшения ситуации на рынке труда проводится большая работа по привлечению в Казахстан зарубежных высококвалифицированных специалистов, особенно инженеров.

За 2010-2013 гг. инновационные гранты получили 182 инно-ватора на 58 млн долл. В 2014 г. будет оказана государственная поддержка 120 инновационным проектам на 1,8 млрд тенге. Для реализации индустриальных и инфраструктурных проектов выделено 150 млрд тенге.

В ближайшие годы государственная инновационная политика будет направлена, во-первых, на развитие инновационных кластеров и инновационной среды, во-вторых, повышение эффективности инновационной инфраструктуры, в-третьих, создание принципиально новой системы коммерциализации научно-технологических разработок.

В республиканском бюджете на 2015 г предусмотрено финансирование в размере 43 млрд тенге приоритетных направлений в научной сфере и проведение конкурса по программно-целевому финансированию для их реализации. Из данной суммы на программно-целевое финансирование предусмотрены средства в размере 16 млрд тенге, грантовое финансирование - 21,6 млрд тенге и на базовое финансирование будет выделено 5,4 млрд тенге.

Впервые будет применена практика определения приоритетных направлений перед проведением конкурса программно-целевого финансирования на 2015-2017 гг.

В целях оптимизации структуры финансирования НИОКР планируется увеличить долю частного капитала в расходах на научные исследования на 25%, при этом доля научно-технических разработок в объеме научных исследований достигнет 40%.

Для оказания государственной поддержки коммерциализации результатов научно-технологической деятельности с 2015 г будут использованы новые виды и формы грантового финансирования на разработку научных проектов, маркетинговые исследования, обеспечение научной инфраструктурой, проведение опытно-конструкторских работ, разработку бизнес-стратегии и создание стартап-компаний.

Преодоление ресурсно-сырьевого характера экономики

Отличительными особенностями второй пятилетки (20152019 гг.) индустриального развития являются отмена отраслевых программ, применение системно-кластерного подхода, активное участие бизнеса и привлечение частных инвестиций.

На 2015-2019 гг. предусмотрено создание трех видов кластеров, в том числе национальных, с наибольшими объемами инвестиций и государственной поддержкой. К пилотному отнесен национальный нефтегазовый кластер на западе Казахстана (добыча нефти и газа, нефтепереработка, нефтехимия, более сложные химические продукты, нефтегазовое машиностроение, сервис, работы и услуги, связанные с добычей нефти и газа, с акцентом на продукты с высокой добавленной стоимостью и технологические услуги).

По прогнозам, рост объемов добычи нефти в Казахстане начнется с 2017 г. (88 млн т) и в 2019 г. достигнет 96 млн т. В 2013 г. было добыто 81,8 млн т нефти, из них 27 млн т обеспечил проект разработки месторождения Тенгиз совместным предприятием «Тенгизшевройл» (Chevron - 50%, «КазМунайГаз» - 20%, ExxonMobil - 25% и «ЛУКОЙЛ» - 5%). Еще 12 млн т получено с месторождения Карачаганак, разработкой которого занимаются

BG (29,25%), Eni (29,25%), Chevron (18%), «ЛУКОЙЛ» (13,5%) и «КазМунайГаз» (10%)5.

Большие надежды возлагаются на месторождение Кашаган, извлекаемые запасы нефти которого оцениваются в 11 млрд баррелей, а общие геологические запасы - в 35 млрд баррелей. Кашаган считается вторым по величине месторождением нефти в мире после Прудо-Бэй (Prudhoe Bay) на Аляске. За 17 лет компании-инвесторы (Eni, Total, Royal Dutch Shell и ExxonMobil) потратили на этот проект около 50 млрд долл.

Для экономики страны, бюджет которой зависит от нефтяных поступлений, приостановка в октябре 2013 г. добычи нефти на Кашагане после обнаружения в трубопроводе многочисленных микротрещин, вызванных воздействием на металл попутного газа с высоким содержанием серы, стала крупной проблемой. Казахстану пришлось уменьшить прогнозы по добыче нефти в 2014 г до 81,8 млн т. По оценкам Министерства экономики и бюджетного планирования, задержка начала добычи на месторождении приведет к потере 0,5% ВВП в 2014 г. Международный валютный фонд также пересмотрел прогноз по росту экономики Казахстана в 2014 г. с 5,75% до 4,75% из-за неопределенности сроков возобновления добычи нефти на месторождении Кашаган. По прогнозам Евразийского банка развития, рост ВВП Казахстана в 2014 г. составит 5,6%. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings, отмечая высокую зависимость от сырьевого сектора, тоже ожидает в 2014 г. некоторое замедление роста.

Конкурентоспособность Казахстана на мировом рынке зависит от экспорта несырьевых товаров и услуг. Сегодня рост казахстанской экономики поддерживается в основном за счет крупных экспортоориентированных предприятий и благоприятной ценовой конъюнктуры, а ситуация в несырьевом секторе остаётся сложной.

О ресурсно-сырьевом характере казахстанского экспорта свидетельствует тот факт, что в 2010-2012 гг. доля экспорта минеральных продуктов возросла с 74,7% до 77,9% общего его объема (с 45034 млн долл. до 67266 млн долл6).

5 Интервью заместителя главы казахстанской национальной компании «КазМунайГаз» агентству Bloomberg. 28.05.2014 г.

6 Рассчитано автором по стат. сб. «Казахстан в 2012 г.». Агентство Республики Казахстан по статистике. - Астана, 2013.

В ориентированной на внешние рынки сырьевой экономике Казахстана на долю нефти и газа приходится 70% экспорта товаров, с учетом металлов и руды сырьевые товары составляют не менее 90% экспорта. Экспорт сырья и его обслуживание формируют до 75% национального ВВП.

В 2013 г. доля несырьевого экспорта занимала 25% в общем его объеме. В первом квартале 2014 г. заметно ухудшилась товарная структура экспорта в сторону увеличения доли сырьевых товаров. Доля металлов и изделий из них в общем объеме экспорта сократилась до 7,1%, продукции химической промышленности - до 2,6%, машин и оборудования - до 1,1%. При этом наблюдался опережающий рост физических объемов продаж нефти и газового конденсата.

По-прежнему основным источником поступления экспортной выручки в страну остается продажа минеральных продуктов, на которые пришлось почти 85% (19,18 млрд долл.) всего казахстанского экспорта. Экспортная выручка от продажи металлов и изделий из них в первом квартале 2014 г. уменьшилась до 1,6 млрд долл. Выручка от продажи всех остальных товаров составила всего лишь около 0,5 млрд долл., из которых на продукцию с высокой долей добавленной стоимости, представленной машинами и оборудованием, приходится менее 250 млн долл. (1,1%)7.

К 2050 г. внедрение наукоёмкой модели экономики преследует цель увеличить до 70% долю несырьевой продукции в казахстанском экспортном потенциале. В рамках Национальной экспортной стратегии страны до 2020 г. планируется увеличить объем несырьевого экспорта в 1,6 раза (до 15 млрд долл.) за счет внедрения новых механизмов реализации экспортной стратегии (расширение финансовых инструментов и сети поддержки казахстанского бизнеса за рубежом, обеспечение доступности транспортных услуг для экспортеров).

Еще в Стратегии форсированного индустриально-инновационного развития страны на 2003-2015 гг. предусматривались ежегодные темпы прироста несырьевого сектора на уровне

7 Рамазанов Н. Дорогой доллар уронил импорт// Деловая неделя.- 2014.30 мая. № 20 (1094).

не менее 8% в реальном измерении8. Развитие обрабатывающей промышленности, рост её доли в структуре ВВП были отнесены к важнейшим целям новой индустриальной политики.

В 2010 г. доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП составляла 11,3%, в 2011-2012 гг. - 11,4%, в 2014 г. планируется достичь 12,5%. В 2012-2013 гг., несмотря на успехи в реализации программы индустриально-инновационного развития, темпы прироста обрабатывающей промышленности снизились до минимального уровня, доля обрабатывающей отрасли в структуре промышленности не только не выросла, а сократилась с 40,0 до 31,7% на конец 2013 г., а добывающей отрасли - наоборот, возросла.

В первой пятилетке на результаты промышленной политики негативно повлияли непрозрачность, отсутствие координации работ между исполнителями и слабый контроль за расходами отраслевых программ. Так, в 2013 г сумма нарушений при реализации программы по развитию горно-металлургической отрасли на 2010-2014 гг. составила 3,1 млрд тенге; нефтегазового сектора - 3,8 млрд тенге; по развитию инноваций и содействию технологической модернизации неэффективно использованы 13,4 млрд тенге. Задержки с выходом на проектную мощность инвестиционных проектов и соответствующее их удорожание были вызваны несвоевременным финансированием, затягиванием сроков проведения конкурсных процедур, проблемами с разработкой проектно-сметной документации и ее отраслевой экспертизы9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До настоящего времени программы по снижению сырьевой зависимости экономики Казахстана не принесли ожидаемых результатов, и до тех пор, пока эта ключевая проблема остается нерешенной, она будет негативно влиять на дальнейшее развитие страны, особенно в случае резкого ухудшения внешних условий. Поскольку экономика страны имеет ресурсную направленность и зависит от мировых цен на экспортные товары, то остаётся, как и прежде, надеяться на рост объемов добычи нефти и благоприятную ценовую конъюнктуру.

8 О стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 17.05.2003 г. № 1096.

9 Отчет Счетного комитета Республики Казахстан. 1Ж1_: ШрУДепдппешв. к1/тагке1в/ -зсИе1пу1у-кот11е1-255284/ (дата обращения 15.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.