ЭКОНОМИКА СТРАН СНГ
Г.М. Аубакирова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (на примере Республики Казахстан)
В статье впервые представлены обобщающие результаты управления инновационным развитием экономики Республики Казахстан. Основное внимание уделено государственному регулированию инновационных процессов. Акцентируются стратегические направления инновационного развития страны.
Нарастающая глобальная конкуренция требует нового подхода к управлению инновационным развитием, реализуемого на основе синергии всех сфер деятельности общества, связанных с инновациями. Важную роль играет при этом региональный аспект.
По оценке UNCTAD, ICIi, - индекс инновационного потенциала Республики Казахстан (РК) составляет примерно 90% среднего его значения в странах Юго-Восточной Европы и СНГ. При этом Казахстан имеет реальные возможности для роста индекса инновационного потенциала.
Отказ от «сырьевой» модели развития потребовал модернизации экономики Казахстана и перехода к инновационному развитию. В настоящее время Казахстан отстает от развитых стран в области высоких технологий, его экономика характеризуется высоким износом производственного аппарата и инфраструктуры. Программа по снижению сырьевой зависимости экономики РК не приносит ожидаемых результатов, и пока эта ключевая проблема остается нерешенной, она будет оказывать негативное влияние на развитие экономики, особенно в случае резкого ухудшения внешних условий. Безусловно, препятствовать поддержанию устойчивого роста будут и такие внутренние проблемы, как низкие темпы роста инвестиций, высокий уровень валового внешнего долга, небольшая емкость внутреннего рынка, недостаточный уровень развития человеческого капитала.
В среднесрочной перспективе надежды на поддержание приемлемых темпов экономического роста по-прежнему связаны с сохранением высоких мировых цен на отечественные товары, а также с началом освоения добычи нефти на Кашагане (крупнейшем нефтегазовом месторождении), разработку которого итальянская компания Eni планирует начать в марте 2013 г. Ожидается, что за счет этого объемы добычи нефти и газового конденсата возрастут до 83 млн. по сравнению с 79,2 млн. т в 2012 г. Если прогнозы оправдаются, это позитивно скажется на экономическом росте. Однако даже при таких объемах добычи выйти на запланированные темпы роста ВВП будет сложно.
Активная реализация Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития РК на 2010-2014 гг. (ГПФИИР), принятой в целях
1 ICI представляет собой невзвешенную среднюю величину двух показателей — индекса технологической деятельности (TAI) и индекса человеческого капитала (HCl). TAI определяется как средневзвешенный показатель трех компонентов: численности занятых в сфере НИОКР; количества патентов, предоставленных США; количества научных публикаций. HCI — средневзвешенный показатель, учитывающий уровень грамотности (в процентах к общей численности населения) и характеристики, отражающие образовательный уровень в стране на разных стадиях обучения.
ускоренной диверсификации экономики и технологического развития страны, в рамках которой планируется внедрение крупных инвестиционных проектов в сфере высокого передела сырьевых ресурсов и инфраструктуры, не оказала ожидаемого результата на темпы роста промышленности, не привела к индустриальному и инвестиционному прорыву [1]. Так, темпы роста производства промышленной продукции в 2012 г. снизились до минимального за последние 15 лет уровня. В 2010-2011 гг. высокие темпы роста ВВП (особенно в номинальном и долларовом измерении) во многом поддерживались за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках. В 2011 г. цены на экспортируемые РК товары также оставались на высоком уровне, но практически не росли. Так, стоимость нефти марки Brent повысилась менее чем на 1% и в среднем за год составила 111,97 долл./барр. При этом снизились мировые цены на другие товары отечественного производства, в том числе на металлы, являющиеся вторым по значимости после нефти экспортным товаром РК. Дополнительным препятствием стало снижение инвестиционной активности предприятий. В 2012 г. сократилась добыча нефти и газового конденсата на 1,4%, при этом потери по добыче нефти были компенсированы за счет роста добычи природного газа, металлических руд и цветных металлов, а также угля и лигнита. Резкое торможение развития несырьевого сектора было обусловлено преимущественно сокращением объемов производства продукции черной металлурги на 10,5%. Наиболее высокие темпы прироста наблюдались в производстве продукции машиностроения (12,8%), неметаллической минеральной продукции (строительных материалов). Достигнутый рост экономики на фоне падения производства физического объема товаров был обеспечен в основном за счет роста производства услуг, а также внешней торговли.
Согласно первоначальным прогнозам, правительство рассчитывало на рост реального ВВП в 2012 г. на 6,9% при мировых ценах на нефть 80 долл./барр. Однако даже если цены на этот стратегический товар сложатся значительно выше - на уровне 112 долл. в среднем за год, - то вследствие ухудшения положения в реальном секторе темпы прироста экономики не достигнут указанного уровня [2]. Тот факт, что в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на нефть рост экономики РК существенно замедлился, свидетельствует об исчерпании потенциала роста, который был связан, главным образом, с экспортом сырьевых товаров.
В настоящее время РК активно формирует новую экономику, которая строится на современных знаниях и конкурентных инновациях. Переход Казахстана на инновационный тип развития условно можно разделить на два этапа. Начало первого этапа связано с принятием в 2003 г. Стратегии индустриально-инновационного развития, формированием институциональной базы и ключевых элементов национальной инновационной системы. С принятием в 2010 г. ГПФИИР начался этап ускоренного построения инновационной экономики, законодательного и финансового стимулирования инновационной деятельности [1; 3; 4]. С целью законодательного обеспечения реализации ГПФИИР внесены поправки в действующее законодательство. Приняты три новых закона («О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «О СЭЗ», «Об энергоэффективности и энергосбережении»), реализуется Комплексный план по повышению энергоэффективности на 2012-2015 гг.
Концепция инновационного развития РК должна обеспечивать развитие экономики на основе государственно-частного партнерства, трансформации сбережений граждан и предприятий в прямые производственные инвестиции. Причем речь идет об инвестициях в высокотехнологичные производства и инновационно-активные предприятия. Модель развития экономики призвана мобилизовать силы всего общества для достижения передового уровня эффективности и конкурентоспособности экономики,
гарантировать проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики не только государством и банками, но и всеми экономическими агентами.
В настоящее время благополучие экономики РК во многом зависит от создания такого инновационного климата, который позволит стать стране технологически развитой. Условно выделяются три стадии технологического обмена: покупка технологий (лицензий, ноу-хау) и передовых знаний; покупка технологий с их последующей модернизацией и совершенствованием; использование передовых знаний, генерация технологий и производство передовых знаний. РК находится на стадии покупки оборудования и комплектующих [5, с. 58].
В соответствии с ГПФИИР наука Казахстана должна вписаться в мировые тренды, связанные с освоением новых технологических укладов. В настоящее время идет формирование новой глобальной технологической структуры на основе VI технологического уклада, ключевыми факторами которого являются нано-, био-и инфокоммуникационные технологии.
Основным показателем инновационной деятельности предприятий является «Уровень активности в области инноваций», который формируется ежегодно на основе обследования инновационной деятельности предприятий по республике в целом, в разрезе областей, по отраслям. Он определяется как отношение числа инновационно-активных предприятий (т.е. занятых какими-либо видами инновационной деятельности) к общему числу обследуемых предприятий. Согласно данным табл. 1, уровень активности в области инноваций возрос с 4,0% в 2008 г. до 4,3% в 2010 г.
Таблица 1
Показатели инновационной активности предприятий Республики Казахстан в 2007-2010 гг.
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП, % 0,21 0,22 0,23 0,15
Число организаций, выполнявших научные исследования и 438 421 414 424
разработки
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками,
на конец года, тыс. чел. 18 16 16 17
Объем выполненных научно-технических работ, млрд. тенге* 37,0 49,8 46,8 57,5
В том числе:
доля фундаментальных исследований, % 11,4 8,6 9,3 8,3
доля научно-технических разработок, % 25,4 28,4 18,9 27,4
доля научно-технических услуг, % 13,0 19,3 21,0 22,3
Источники финансирования затрат предприятий
на технологические инновации, %
средства республиканского бюджета 5,2 4,9 8,1 2,3
средства местных бюджетов 0,2 0,1 0,6 0,1
собственные средства 84,5 85,3 88,5 93,1
иностранные инвестиции 10,0 8,3 1,6 3,2
средства институтов развития 0,1 1,4 1,2 1,3
Количество организаций, создавших и использующих новые
технологии и объекты техники, ед. 245 208 140 338
Уровень активности в области инноваций, % 4,8 4,0 4,0 4,3
Доля инновационной продукции по отношению к ВВП, % 1,19 0,69 0,49 0,65
Количество поданных заявок на охранные документы по объектам
промышленной собственности, ед. 6175 6237 5725 5946
Количество выданных охранных документов по объектам
промышленной собственности, ед. 3071 5382 5707 6358
* Курс долл. США к казахскому тенге, по данным Национального Банка РК. на 01.01.2012 г. - 148 тенге,
на 01.01.2011 г. - 147 тенге, на 01.01.2010 г. - 147,58 тенге, на 01.01.2009 г. - 121,21 тенге и на
01.01.2008 г. - 120,30 тенге.
Источник: [6].
По итогам 2011 г. в РК увеличились: доля инновационно-активных предприятий до 5,7% общего числа предприятий, объем инновационной продукции - на 65%, внутренние затраты на исследования и разработки - на 29%; инновационная активность предприятий составила 4,2% [7]. К 2015 г. планируется повышение инновационной активности предприятий до 10%, а к 2020 г. - до 20% [8].
В условиях возрастающей конкуренции, интернационализации бизнеса, расширения информационного и рыночного пространств инновационная экономика предполагает рост инвестиционной активности предприятий. Принципиально новым моментом экономического развития РК в последнее десятилетие было смещение акцента с финансирования инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий и организаций на расширенное привлечение средств, в том числе иностранных. С 1993 по 2012 г. в экономику РК привлечено 165,5 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций. Однако в условиях медленного посткризисного восстановления внутреннего рынка и доходов экономики усилилась ориентация на использование собственных средств предприятий на финансирование инвестиционных программ (табл. 2). В исследуемом периоде источниками финансирования затрат выступали, главным образом, собственные средства предприятий. Так, в 2011 г. их доля в структуре инвестиций в основной капитал повысилась до 48,97 проц. п., превысив показатель 2010 г. на 8,23 проц. п. [9]. Изменение объемов и доли привлеченных средств сопровождалось также изменением их структуры.
Таблица 2
Источники финансирования инвестиций в основной капитал в 2007-2011 гг.
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
е е е е е
Источник гн гн о4 гн гн о4 гн
финансирования £ ,с £ ,с £ ,с £ ,с £ ,с
ч в ч в ч в ч в ч в
лр .д лр .д лр .д лр .д лр .д
мл у мл у мл у мл у мл у
Всего 3392 100,00 4210 100,00 4585 100,00 4653 100,00 4985 100,00
в том числе
республиканский бюджет 433,4 12,78 604,7 14,36 712,4 15,54 834,7 17,94 734,8 14,74
местный бюджет 102,9 3,03 183,6 4,36 154,9 3,38 180,5 3,88 239,7 4,81
собственные 1656 48,82 1706 40,52 1491 32,53 1895 40,74 2441 48,97
средства
иностранные ин- 622,5 18,35 1064 25,29 1697 37,02 1240 26,64 1039 20,85
вестиции
заемные средства 577,1 17,02 651,7 15,47 529,7 11,53 502,8 10,80 530,4 10,63
Источник: [6].
В РК разработан Национальный план по привлечению инвестиций, в рамках которого предполагается провести следующие мероприятия. В целях улучшения инвестиционного законодательства Министерству индустрии и новых технологий предоставляются полномочия по заключению соглашений о стратегических инвестиционных проектах на условиях более благоприятных, чем предусмотрено действующим законодательством (специальный режим). Это касается, в частности, освобождения от налогов стратегических проектов, предусматривающих финансирование на сумму более 50 млн. долл. и соответствующих приоритетным видам деятельности в рамках Закона «Об инвестициях», а также Перечню высокотехнологичной продукции в рамках Закона «О Государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности».
Предполагается проведение комплекса мер, в том числе связанных с упрощением процедуры выдачи виз для инвесторов из приоритетных стран, переходом на безвизовый режим со странами ОЭСР, облегчением процедур регистрации иностранных граждан, с активным формированием брендинга РК и его инвестиционного потенциала в целях повышения инвестиционного имиджа, а также с разработкой информационно-аналитических справочников.
В целях продвижения экспорта несырьевой продукции на зарубежные рынки заграничные учреждения МИД РК будут оказывать содействие в организации встреч между продавцами и покупателями, а также визитов казахстанских торговых миссий и делегаций в страны их (учреждений) пребывания, распространение в этих странах информации об экспортном потенциале и экспортных предприятиях РК.
Таким образом, результатом принятия указанных мер могут стать значительные процедурные послабления, в том числе по получению виз, создание благоприятных условий для нахождения инвесторов в стране, в том числе в ее регионах, поддержка и сопровождение инвесторов на всех уровнях. Реализация мер Национального плана будет способствовать значительному увеличению потока прямых иностранных инвестиций в экономику страны, придаст новый импульс развитию РК и повысит ее конкурентоспособность на мировом рынке.
В целях стимулирования финансирования и внедрения инновационных проектов Законом РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» предусмотрены следующие меры:
- упрощенная схема предоставления инновационных грантов, предусматривающая постоянный прием заявок на получение инновационных грантов в течение календарного года (при этом пересмотрены виды инновационных грантов и определены наиболее востребованные, среди них - инновационный грант на патентование в зарубежных и (или) региональных патентных организациях);
- налоговые каникулы по корпоративному подоходному и имущественному налогам, налогу на землю для инвестиционных стратегических проектов;
- уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму, равную 50% размера понесенных затрат на приобретение долей участия (акций) в венчурных фондах [10].
Предусмотрены новые налоговые льготы и преференции для отечественных предприятий, в частности по уменьшению налогооблагаемой базы на 50% по затратам предприятий на НИОКР и по обязательному отчислению предприятиями-недропользователями 1% совокупного годового дохода на НИОКР. Эти меры позволят активизировать инновационную деятельность в сфере бизнеса.
С 2012 г. Национальным агентством по технологическому развитию разработаны новые инструменты для поддержки стартапов в области внедрения инноваций. Для открытия доступа казахстанских инноваторов к передовым западным технологиям и ускорения их трансферта предусмотрено создание венчурных инвестиционных институтов с казахстанским и зарубежным (РФ, США, Израиль, Германия и Малайзия) капиталом, вкладывающим средства в технологический инновационный бизнес.
В 2012 г. на предоставление инновационных грантов государство выделило 3,5 млрд. тенге, при этом в среднем оно профинансировало 57% инновационного гранта, а 43% составило софинансирование за счет заявителя. Со стороны государства акцент сделан на финансирование процессов патентования и коммерциализации инновационных проектов, запуск стартапов. Впервые в 2012 г. выделены опции по переходу остатков финансовых средств на предстоящий финансовый год, организован непрерывный режим приема заявок, значительно упрощена процедура рассмотрения заявок претендентов на получение гранта.
Перечисленные меры направлены на активизацию и упрощение взаимоотношений государства и инноваторов, создание дополнительных стимулов для разработки новых инновационных предложений и проектов.
Большие надежды на дальнейшее развитие инновационной деятельности предприятия связывают с участием в проектах по республиканской Карте индустриализации, в которую предполагалось включать предусмотренные отраслевыми программами индустриально-инновационные проекты с высокой степенью проработки, отвечающие критериям ГПФИИР - главного инструмента диверсификации и модернизации экономики РК [11].
В 2010-2012 гг. по Карте индустриализации реализованы 779 проектов, введены в эксплуатацию 537, из них - 277 (или 51,6%) загружены на 50% и более, 141 проект вышел на полную мощность, 305 предприятий производят конечную продукцию, 36 предприятий экспортировали продукцию на 520 млрд. тенге, освоено 106 новых продуктов. Новые предприятия выпустили продукции на 1,4 трлн. тенге. Созданы 220 тыс. рабочих мест на период строительства и 181 тыс. рабочих мест на период эксплуатации. Ввод новых производственных мощностей в обрабатывающей промышленности в рамках программы индустриализации будет способствовать увеличению доли обработки в структуре ВВП к 2017 г. до 13%. По Карте индустриализации с 2012 по 2017 г. в обрабатывающей промышленности планируется ввод в эксплуатацию 146 новых проектов (общий объем инвестиций 1,8 трлн. тенге).
Государственной поддержкой охвачены все проекты Карты индустриализации, им оказана поддержка в рамках программ «Дорожная карта бизнеса - 2020» и «Производительность - 2020», предоставлены преференции в рамках Закона об инвестициях, визовая поддержка, возмещение экспортных затрат, выделение земельного участка, ускорение разрешительных процедур, выделены гранты на приобретение инновационных технологий.
Росту инновационной активности предприятий способствует их участие в Программе «Производительность - 2020», Программе по развитию машиностроения в РК на 2010-2014 гг. и Программе по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в РК на 2010-2014 гг., которые направлены на оснащение предприятий высокотехнологичным и современным оборудованием, создание новых предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, развитие и кооперацию связей [4; 12; 13]. Посредством реализации запланированных инновационных и индустриальных проектов по данным программам поддерживается государственный спрос на продукцию и услуги казахстанских предприятий.
По программе «Производительность - 2020», основная задача которой модернизация (техническое перевооружение) действующих и создание новых конкурентоспособных производств, увеличение производительности труда на предприятиях обрабатывающего сектора экономики, осуществляется субсидирование ставки вознаграждения по лизингу и кредиту на приобретение и обновление основных фондов, выделяются инновационные гранты; институтами инновационного развития обеспечивается внедрение новых технологий и продуктов в производство; в бюджетном финансировании внедряются принципы современных управленческих технологий.
В 2010-2011 гг. по программе «Производительность - 2020» осуществлялась реализация 43 проектов в 8 отраслях промышленности, наиболее активно в машиностроении (12 проектов) и индустрии строительных материалов (11 проектов). В общей стоимости проектов наибольший удельный вес занимают два инструмента поддержки технологической модернизации производства, за счет которых можно увеличить производительность труда: долгосрочное лизинговое финансирование (59,17%) и оплата за разработку или экспертизу комплексного плана инвестиционного проекта (40,56%).
В 2012 г. по программе «Производительность - 2020» реализованы 17 проектов. Их общая стоимость составляет 33,7 млрд. тенге, в том числе оплата за разработку и экспертизу комплексного плана составила 17,4 млн. тенге; долгосрочное лизинговое финансирование - 18,4 млрд. тенге; сервисные инструменты - 420,4 млн. тенге.
Ведущая роль в реализации ГПФИИР отведена машиностроению. В 2000-2011 гг. объем производства продукции машиностроения возрос в 11 раз. В 2012 г. по программе «Производительность - 2020» реализуется 7 проектов машиностроения общей стоимостью более 24 млрд. тенге. В их числе проекты, которые позволили производить новые виды грузовых и пассажирских вагонов, локомотивов, легковых и грузовых автомобилей, зерноуборочных комбайнов, тракторов и навесных сельскохозяйственных орудий и т.д.
В 2013 г. планируется реализация 30 инвестиционных проектов с финансированием в размере 187,5 тыс. тенге на возмещение затрат по разработке или экспертизе комплексных планов инвестиционных проектов и 15 млрд. тенге на долгосрочное лизинговое финансирование [14].
Одним из механизмов, призванных усилить инновационную работу предприятий, повысить долю казахстанского (местного) содержания2 в закупках национальных компаний и недропользователей, создать конкурентоспособные производства, расширить номенклатуру и увеличить долю продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью, являются технологические соглашения. Обрабатывающая промышленность РК имеет потенциал для насыщения внутреннего рынка отечественной конкурентоспособной продукцией, однако в настоящее время объем производства и соответственно закупка отечественных товаров, работ и услуг незначительна по сравнению с объемом импортируемых товаров, работ и услуг. Рост казахстанского содержания будет содействовать реализации цели государственной поддержки по повышению конкурентоспособности национальной экономики на основе стимулирования развития отраслей промышленности исходя из национальных интересов. В первую очередь оказывается поддержка отечественным производителям, которые заняты производством высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой степенью переработки, обновлением производственной базы на основе применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, развитием электроники и ее внедрением в производственные и непроизводственные процессы, а также организациям, осуществляющим качественные и востребованные экономикой НИОКР.
Основой технологических соглашений выступает номенклатура товаров, закупаемых предприятиями за рубежом. АО «Национальный инновационный фонд» через конструкторские бюро посредством покупки нормативно-технической и технологической документации осваивает выпуск этих товаров на предприятиях малого и среднего бизнеса. Национальные компании обязуются покупать произведенную продукцию в течение трех лет. В 2010-2012 гг. заключены 16 технологических соглашений с такими крупнейшими компаниями и недропользователями, как ТОО «Корпорация «Ка-захмыс», АО «Арселор Миттал Темиртау», АО «Алюминий Казахстана». Количество наименований востребованной продукции, указанное в приложениях к технологическим соглашениям, превышает 5,5 тыс. на общую сумму более 80 млрд. тенге.
Казахстан использует различные пути интеграции в глобальное технологическое пространство. Один из них - сотрудничество с мировыми лидерами-поставщиками оборудования и передовыми сервисными компаниями, которые обычно стремятся разместить свои сервисные центры ближе к рынкам сбыта. Например, на Западе
2 Казахстанское содержание — показатель уровня технологического и индустриально-инновационного развития, представляющий собой долю казахстанских товаров, услуг (в стоимостном выражении) и трудовых ресурсов, используемых при осуществлении деятельности предприятиями на территории РК.
Казахстана, где сосредоточены основные запасы углеводородного сырья, уже работают или планируют сотрудничество в ближайшее время зарубежные компании «Castle Oil & Gas Fields Services LLC» (Италия), «Active Solar GmbH» (Австрия) , «Vallourec & Mannesmann Tubes» (Франция, Германия) и др.
В настоящее время казахстанское содержание в крупных нефтегазовых проектах составляет всего 10%. Его увеличению будет способствовать создание в западном регионе новых отечественных производств по обеспеченю потребностей нефтегазового сектора экономики.
По мере роста рынка потребления технологически сложной продукции в Казахстане планируется развитие высокотехнологичного производства на основе аутсорсинга, т. е. использования местной рабочей силы на зарубежных технологических платформах. Далее на этом рынке будут открываться научные центры, разрабатывающие высокотехнологичный продукт.
В РК уже созданы казахстанско-французский центр трансферта технологий (разработка высокотехнологичных продуктов в металлургии), казахстанско-корейский центр технологического сотрудничества, казахстанско-германский центр энергоэффективности (энергоаудит, внедрение системы энергоменеджмента, консалтинговые услуги, привлечение инвестиций). Планируется открытие казах-станско-финского центра трансферта технологий.
Особое внимание уделяется в последние годы развитию инновационной инфраструктуры и коммерциализации инноваций (табл. 3).
Таблица 3
Показатели инновационного развития Республики Казахстан
Показатель Фактические значения Прогноз
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
А 1 2 3 4 5
Развитие инновационной инфраструктуры
Количество созданных технопарков 3 7 1 - 4
Количество инновационных проектов, принятых
технопарками для инкубирования 36 31 50 60 70
Количество созданных конструкторских бюро 3 4 1 - 3
Количество приобретенной конструкторской
документации 6 8 8 10 12
Количество разработанной технической доку-
ментации 110 4 6 10 15
Количество сертифицированной продукции 5 10 15 20 20
Количество отраслевых центров - - - - 2
Развитие трансферта технологий
Количество привлеченных технологий, ед. 2 4 6 9 12
Маркетинговый анализ предлагаемых технологий
и выбор технологии для трансферта 12 12 12 12 15
Количество предприятий, на которых будут
внедрены управленческие технологии 13 27 27 27 27
Инжиниринг
Количество разработанных технологических со-
глашений 4 8 8 10 10
Количество отобранных технологий в рамках
реализации технологических соглашений 2 5 7 7 10
Номенклатура продукции для освоения на ма-
шиностроительных предприятиях (количество
наименований) 50 60 70 70 70
Создание новых производств или размещение
выпуска продукции на существующих про-
изводствах 5 10 15 15 20
Продолжение табл. 3
А 1 2 3 4 5
Технологическая экспертиза
Количество проведенных технологических экспер-
тиз инновационных и инвестиционных проектов
по приоритетным отраслям экономики 10 10 10 10 10
Заявки, прошедшие экспертизу на выделение
гранта для патентования в иностранных госу-
дарствах и (или) международных патентных
организациях 8 16 16 16 16
Финансово-экономические показатели
Экономический эффект приобретения конструктор-
ской документации (роялти), млн. тенге - 210 275 325 375
Казахстанское содержание в закупках предпри-
ятий, % 30 30 50 55 60
Создание новых рабочих мест - 300 350 400 450
Затраты на проведение технологической экс-
пертизы, млн. тенге - 6,85 11,65 15,20 17,75
Результативность внедрения управленческих
технологий, %:
снижение производственных затрат - - - 20 20
сокращение производственного цикла - - - 30 30
Выпуск новой продукции по проектам, про-
шедшим технологическое бизнес-
инкубирование, млрд.тенге - 1,20 1,35
Источник: [4, 8].
Современные исследования показывают, что ориентация и заимствование инновационных технологий, бизнес-процессов и инноваций в масштабах локальных рынков и даже отдельных предприятий также обеспечивают значительную часть инновационной динамики национальной экономики и могут стать главным источником быстрого роста эффективности. Адаптация уже существующих инновационных продуктов, технологий и процессов составляет заметный сегмент инновационной активности предприятий в Казахстане [15]. В 2013-2014 гг. планируется увеличить количество привлекаемых промышленными предприятиями технологий.
Казахстан использует германскую программу развития малого и среднего инновационного бизнеса 21М, признанную «золотым стандартом» Германской палатой промышленников. Гранты для инноваторов рассчитаны на стартап, высокотехнологичное производство и на патентование в международных патентных организациях. Гранты для промышленных предприятий ориентированы на трансферт технологий, проведение промышленных исследований, обучение персонала, повышение эффективности бизнес-процессов.
В работе по предоставлению инновационных грантов в РК следует выделить следующие особенности: привлечение международных экспертов для оценки проектов, использование механизмов софинансирования и возмещения затрат, предоставление инновационных грантов через единого оператора.
В 2010 г. в пилотном режиме из 312 заявок на общую сумму более 1,6 млрд. тенге (более 10 млн. долл. США) Национальным инновационным фондом отобрано 38 проектов (25 проектов - на опытно-конструкторские работы, 7 - на приобретение технологий, по 3 - на патентование и технико-экономическое обоснование). В 2011-2012 гг. этим фондом профинансировано 24 инновационных проекта и 55 опытно-конструкторских разработок. Основной формой инвестирования в инновационные проекты является неконтрольное участие в уставном капитале (до 49%) путем приобретения акций(долей) участия при формировании или увеличении уставного капитала юридических лиц.
По Карте индустриализации были внедрены в основном проекты, представляющие собой трансферт технологий, а также проекты невысоких переделов (70% из 389 проектов, введенных на начальном этапе реализации ГПФИИР, относятся к первым трем уровням технологической сложности, хотя изначально основное внимание было сконцентрировано на высокотехнологичных инновационных проектах) [16].
К одной из основных проблем развития машиностроения отнесена низкая конкурентоспособность машиностроительной продукции, узкая номенклатура и низкая доля потребления продукции казахстанского машиностроения [13]. К 2014 г. запланировано увеличить номенклатуру продукции для освоения на машиностроительных предприятиях до 70 наименований (как новых изделий, так и модернизированных). Только в 2011 г. разработаны и одобрены комплексные планы модернизации крупнейших системообразующих предприятий машиностроительной отрасли. Реализация этих планов (объемом инвестиций 1,3 трлн. тенге) позволила создать более 2 тыс. рабочих мест, освоить выпуск более 13 новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью, снизить энергозатраты, увеличить производительность труда более чем на 10%.
Новая индустриальная политика страны нацеливает на производство базовых металлов и развитие пояса малотоннажных производств по выпуску продукции высоких переделов, которые будут концентрироваться вокруг предприятий, производящих базовые металлы. Для создания конкурентоспособных производств, расширения номенклатуры и увеличения доли продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью активно реализуются идеи группировки малого и среднего бизнеса вокруг таких крупных компаний, как ТОО «Корпорация «Казах-мыс», АО «Арселор Миттал Темиртау», АО «Алюминий Казахстана».
В 2011 г. Министерством индустрии и новых технологий РК разработаны и постановлением Правительства утверждены Правила ввоза на территорию РК из стран, не входящих в Таможенный союз, и вывоза с территории РК в эти страны драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.
С вводом в действие Закона РК «О государственной поддержке индустриально -инновационной деятельности» в январе 2012 г. в Налоговый кодекс РК была внесена норма, устанавливающая нулевую ставку НДС на приобретаемое Национальным банком аффинированное золото на внутреннем рынке. Были разработаны и утверждены Правила реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота в виде слитков для пополнения золотовалютных активов. К 2015 г. планируется выйти на показатель добычи золота 70 т в год.
В целях углубления передела товаров отечественного экспорта, развития производств с высокой добавленной стоимостью и транспортного потенциала Казахстана были созданы свободные экономические зоны (СЭЗ) со специальным налоговым и таможенным режимом и необходимым инфраструктурным обеспечением [17].
Особые надежды возлагались на СЭЗ с позиции привлечения дополнительных инвестиций в экономику приграничных регионов и достижения высокой нормы прибыли производства в данных зонах: для успешного решения специфических проблем трансграничных территорий.
Первые СЭЗ в Казахстане были созданы еще в 1991-1992 гг.: Жайрем-Атасуйская в Жезказганской области, Алакульская и Жаркентская в Талдыкорган-ской и Лисаковская в Кустанайской. В 2010 г. начали функционировать еще шесть СЭЗ («Астана - новый город», «Морпорт Актау», «Парк информационных технологий», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Бура-бай») и две индустриальные зоны - в Астане и Караганде.
В конце 2011 г. появились три новые СЭЗ: «Сарыарка» - развитие металлургии и металлообработки; «Хоргос - Восточные Ворота» - развитие транспортно-логистического
потенциала; «Павлодар» - развитие химической и нефтехимической отраслей промышленности. Зарегистрировано более 300 участников СЭЗ. Общий объем бюджетных инвестиций, вложенных в создание и развитие СЭЗ, составил 410 млрд. тенге.
В ближайшие годы по поручению Президента РК во всех регионах будут создаваться индустриальные зоны для оказания стимулирующего воздействия на производство, создания дополнительных рабочих мест, привлечения дополнительных инвестиций.
Казахстан стал первым государством в СНГ, создавшим комплексную законодательную базу для развития сети технопарков [3]. Дальнейшее активное развитие инновационной инфраструктуры продолжилось в 2008-2009 гг., когда были созданы 4 технопарка, конструкторское бюро, приобретены 5 комплектов конструкторской документации, привлечены 2 технологии и на 15 предприятиях внедрены управленческие технологии. В 2011 г. получены 3 международно-признанных патента, внедрены 14 новых технологий, реализованы 103 опытно-конструкторские разработки и 8 проектов по разделу «Внедрение современных управленческих технологий» на сумму 28,9 млн. тенге [18].
В 2010-2012 гг. бюджетные расходы на НИОКР в среднем составляли лишь 0,25% ВВП, в то время как в странах ОЭСР, на которые приходится более 70% общего объема привлеченных в экономику Казахстана иностранных инвестиций, они равны 2,24%. Увеличение финансирования НИОКР до 2% ВВП планируется в результате реализации первого этапа Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2030 г. [19].
Стимулированию предприятий к проведению НИОКР, повышающих их инновационную активность, способствовало принятие следующих мер со стороны государства:
- в рамках Закона «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» внесены дополнения в законодательство о недропользовании - обязательные отчисления недропользователей 1% годового дохода на НИ-ОКР (что позволит увеличить размер бюджетирования НИОКР);
- уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму, равную 150% размера понесенных расходов, на проведение НИОКР, должно способствовать созданию налоговых стимулов для активизации инновационной деятельности предприятий;
- предоставляются инновационные гранты на выполнение опытно-конструкторских работ и (или) рисковых исследований прикладного характера;
- для более активного проведения НИОКР в инфраструктуре национальной инновационной системы созданы центры передовых технологий, основными направлениями деятельности которых станут: определение приоритетных направлений НИР; тестирование и продвижение разработок; оказание помощи в поиске источников финансирования; консалтинг; координирование научной деятельности отраслевых НИИ.
В 2010-2011 гг. впервые запущена программа по технологическому бизнес-инкубированию в технопарках - государственному инструменту помощи иннова-торам и создаваемым и функционирующим инновационным предприятиям. Программой предусматривается оказание безвозмездных услуг по созданию и развитию предприятий, предоставляющих весь спектр услуг бизнес-инкубирования. В этой программе, разработанной АО «Национальное агентство по технологическому развитию», увеличена сумма финансирования на поддержку одного проекта: в 2011 г. на один проект в среднем приходилось 6,5 млн. тенге, на два года -2012-2013 гг. планируется 26 млн. тенге [20].
В 2012 г. по программе технологического бизнес-инкубирования отобраны 20 проектов, созданы 15 офисов коммерциализации при научно-исследовательских институтах и университетах, 2 региональных центра коммерциализации технологий; из поступивших 148 заявок по проектам на коммерциализацию на обоснование концепции отобраны 38 проектов, для дальнейшей коммерциализации - 20.
Государством инвестировано 30 млн. евро в индустриальный парк металлургии и металлообработки в Карагандинской области, в 2013-2014 гг. предстоит вложить еще 100 млн. евро. На базе индустриального парка планируется создание саморазвивающегося кластера «Металлургия-Металлообработка» с привлечением таких транснациональных компаний и крупных промышленных групп, как АО «Арселор Миттал Темиртау», ТОО «Корпорация «Казахмыс», ТОО «Силициум Казахстан». Совместно с ведущими мировыми компаниями ведется работа по созданию отраслеобразующих высокотехнологичных производств. Партнерами являются международный концерн Shell, (крупный инвестор нефтегазовой отрасли Казахстана, объединяющий различные энергетические и нефтехимические предприятия), компания «TOTAL» (предоставляющая клиентам всеобъемлющие решения по смазочным материалам), германский концерн «Vestas» (мировой лидер по производству ветряных установок).
В 2013-2017 гг. экономика Казахстана будет развиваться в условиях возрастания накопленных системных рисков и возможного повторения рецессионных тенденций в мировой экономике. В среднесрочном периоде политика по развитию инноваций будет направлена на построение национальной инновационной системы, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики (за счет формирования системы управления инновационно-технологическим развитием, инновационного развития отраслей и регионов), на создание условий для развития высокотехнологичного малого и среднего бизнеса и повышения научного и инжинирингового потенциала страны, а также на развитие инфраструктуры инновационных кластеров [21].
Благодаря сотрудничеству с корейским институтом прогнозирования КИСТЕП в РК запущена программа технологического прогнозирования, в которой определены 18 технологических приоритетов по 4 ключевым секторам экономики:
- традиционный: нефтегазовый сектор, горно-металлургический комплекс, атомная и химическая отрасли промышленности с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы;
- основанный на спросе недропользователей, национальных компаний и государства (машиностроение, строительная индустрия, фармацевтика);
-не связанный с сырьевым сектором и ориентированный преимущественно на экспорт (агропромышленный комплекс, легкая промышленность, туризм);
- сектор «экономики будущего» с доминирующей ролью в мировой экономике в последующие 15-20 лет (информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика, космическая деятельность).
В предстоящие пять лет, как отметил Президент РК Н. Назарбаев на заседании Государственной комиссии по вопросам организации в Астане международной выставки «EXP0-2017», Казахстан должен совершить инновационный прорыв в области разработки и внедрения чистых видов энергии, что непосредственно повлияет на развитие «зеленой экономики» [22]. Курс на «зеленые инновации» может стать ключевым в формировании пакета отечественных инновационных проектов в рамках программы «Производительность - 2020». В ближайшие годы наиболее востребованными и поддерживаемыми на государственном уровне станут инновационные предложения, сформированные по следующим направлениям: дешевая солнечная энергия, гибридные транспортные средства, технологии фильтрации и очистки воды, дешевое автономное обеспечение домашних хозяйств, сокращение отходов и токсичных веществ в производстве.
В ближайшие годы в соответствии с ГПФИИР планируется реализовать крупные инвестиционные проекты в сфере высокого передела сырьевых ресур-
сов и в области инфраструктуры. К ним относится строительство первого модуля Балхашской ТЭС, двух новых железнодорожных линий «Жезказган-Бейнеу» и «Аркалык-Шубарколь», газоперерабатывающего завода на Карачаганакском месторождении, газопровода для газификации центрального Казахстана, нете-химического и газохимического комплексов в Атырауской области. Планируется завершение строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западная Европа-Западный Китай» и начало строительства новых железнодорожных линий Жезказган-Бейнеу, Аркалык-Шубаркуль, газопровода Запад-Север-Центр.
На основе анализа глобальных и внутренних трендов развития науки и технологий, а также результатов позиционирования уровня конкурентоспособности РК в сравнении с другими странами экспертные группы сформулировали цели и задачи научно-технологического развития РК до 2020 г. Были определены ключевые научно-технологические направления для достижения этих целей, значения ключевых индикаторов (табл. 4).
Таблица 4
Прогнозные значения ключевых индикаторов инновационного развития Республики Казахстан в 2020 г.
Индикатор Значение
Доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность путем интеграции
образования и науки, % 5
Затраты на НИОКР, % ВВП 2
Доля инновационных предприятий, % 25
в том числе в производстве высокотехнологичной продукции 5
Агрегированный фактор «инновационность и применение инноваций в бизнесе» 70
в том числе
применение инноваций в бизнесе 60
инновации 50
Объем новой продукции по проектам, прошедшим технологическое бизнес-инкубирование
в технопарках, млрд. тенге 12
Число предприятий, на которых внедрены управленческие технологии 286
Количество инкубированных технопарками инновационных проектов 500
Количество созданных новых производств 95
Источник: [19].
При расчете агрегированного фактора «инновационность и применение инноваций в бизнесе» учитываются следующие компоненты: эффективность товарных рынков, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, размер рынка, инновации, инфраструктура; макроэкономическая стабильность; уровень здоровья и образования; технологическая готовность, развитость бизнеса.
Согласно Глобальному отчету Всемирного экономического форума по конкурентоспособности за 2011-2012 гг. по агрегированному фактору инновационности и применения инноваций в бизнесе Казахстан находится на 114 месте рядом с Бангладеш (113) и Мали (116). Ожидается, что к 2015 г. РК поднимется до 65 места, а к 2020 г. будет на 50-м [18, 23].
Для РК основными слабыми позициями являются инфраструктура, технологическая готовность, дефицит квалифицированных кадров в сфере науки и инженерии, недостаточные затраты на исследование и развитие науки, слабое сотрудничество вузов и промышленности.
Ключевым результатом реализации Концепции инновационного развития РК должно стать достижение текущего уровня стран ОЭСР по числу инновационных компаний к 2030 г. (30%) и вхождение в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
С 2013 г. правительство намерено обеспечить рост ВВП на уровне 6%. Экономическая политика будет направлена на динамичный рост экономики посредством диверсификации, развития предпринимательства, активизации инновационной политики и создания новых рабочих мест. Макроэкономической стабильности предполагается добиться за счет реализации новой налогово-бюджетной политики (планируется провести ревизию действующих налоговых льгот). Для обеспечения инфраструктурной интеграции будут созданы производственные транспортно-логистические объекты за пределами РК. В рамках повышения эффективности управления государственными активами планируется работа по оптимизации деятельности субъектов квазигосударственного сектора, определению предприятий с государственным участием, подлежащих приватизации.
Активизируется работа по улучшению бизнес-климата путем оптимизации системы контрольно-разрешительной практики. С целью стимулирования инвестиций в социально значимые секторы экономики будет совершенствоваться механизм государственно-частного партнерства на основе внесения изменений в бюджетное концессионное законодательство. Рост занятости населения связан с расширением инструментов реализации программы «Занятость 2020» в рамках дорожной карты антикризисного реагирования. Региональная политика акцентирована на формирование центров экономического роста; агломераций, опорных городов 2-го уровня (областные центры) и городов 3-го уровня (моногорода и малые города), сельских населенных пунктов. В целях раннего реагирования и принятия своевременных мер в области денежно-кредитной политики планируется совершенствование трансмиссионного механизма, в рамках которого будут изменены подходы к механизмам по предоставлению (изъятию) ликвидности, операциям на открытом рынке.
Необходимы дальнейшие научные исследования и разработки, опирающиеся на реальную оценку инновационного развития РК и прогноз экономического развития развитых стран в условиях развертывания мировых интеграционных процессов.
Литература
1. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 гг. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 г. № 958.
2. Деловая неделя 48 (1024) от 21 декабря 2012 г.
3. О стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 г. №1096.
4. Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации на 2010-2014 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2010 г. № 1308.
5. Аубакирова Г.М. Управление промышленным предприятием в эпоху знаний и инноваций: Монография. Караганда: КарГТУ, 2012.
6. Статистический ежегодник «Казахстан в цифрах. Наука и инновации». Офиц. сайт Агентства РК по статистике: http://www.stat.kz
7. Доклад Министра индустрии и новых технологий РК А. Исекешева о реализации ГПФИИР на заседании Правительства 14 февраля 2012 г. http://www.nomad.su/?a=3-201202150028
8. Сайт Министерства индустрии и новых технологий РК http://www.mint.gov.kz
9. Статистический ежегодник «Казахстан в 2011 г.». Офиц. сайт Агентства РК по статистике: http://www.stat.kz
10. Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 года № 534-IV «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» (с дополнениями от 10.07.2012 г.)
11. Карта индустриализации РК на 2010-2014 гг. Утверждена Постановлением Правительства РК от 14 апреля 2010 г. №303 http://online.prg.kz
12. Программа «Производительность — 2020». Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 г. № 254. http://www.spk-ontustik.kz/upload/iblock/2f7/%202020%20lasagi.doc
13. Программа по развитию машиностроения в РК на 2010-2014 гг. Утверждена Постановлением Правительства РК от 30 сентября 2010 г. № 1002. http://http:online.prg.kz
14. Национальное информационное агентство «КазИнформ». http://www.inform.kz/rus
15. Innovation 2010. A Return to Prominence - and the Emergence of a New World Order. BCG, April 2010, Innovations in Firms: А Microeconomic Perspective. 2009. OECD.
16. Байдаулетов С. На запах и цвет товарищей нет //Голос Республики от 17.02.2012 г.
17. Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 469-IV «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» (с изменениями от 12.01.2012 г.).
18. Информационный портал http://www.bnews.kz/ru/news/post/107111/
19. Концепция инновационного развития Республики Казахстан до 2030. Астана, 2012. www.kazenergy.com/images/stories/Pravovaia.../konception.doc
20. Стратегический план Министерства индустрии и новых технологий РК на 2011 2015 гг. Официальный интернет-ресурс Министерства экономического развития и торговли РК http://minplan.gov.kz/economyabout/433/4417/
21. Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2013-2017 гг. Одобрен на заседании Правительства Республики Казахстан, протокол № 29 от 28 августа 2012 г.
22. Официальный сайт Президента РК http://www.akorda.kz/.../page_segodnya-prezident-kazakhstana-nursultan
23. Global Competitiveness Report 2007-2008. Chapter 1.1. The Global Competitiveness Index: Measuring the Productive Potential of Nations.